В 19 веке Санкт-Петербург имел славу блестящей столицы Российской империи. Словно мастерски ограненный бриллиант, он сверкал прекрасными дворцами, фонтанами, нарядно одетыми дамами и дорогими экипажами. Однако за всей этой пышной мишурой скрывалась совсем иная жизнь, полная лицемерия, тщеславия, пороков. Все это прекрасно видел Николай Васильевич Гоголь, который и обозначил основные проблемы Северной Пальмиры в своем сборнике «Петербургские повести», в котором одним из центральных произведений является повесть «Портрет».
История создания
Впервые задумка написать «Портрет» у Николая Васильевича возникла в 1832 году. Спустя три года первая редакция повести была опубликована в сборнике «Арабески». Гораздо позднее, в 1841 году, когда Гоголь уже написал свои знаменитые «Мертвые души», он подверг повесть существенным изменениям: изменил диалоги, эпитеты, а также поменял фамилию главного героя с «Черткова» на «Чартков» во избежание ассоциаций с чертом. Обновленная версия книги появилась в третьем номере «Современника».
В центре сюжета произведения стал портрет, обладавший мистической силой. На его написание Гоголя вдохновил популярный в те года роман Метьюрина «Мельмот Скиталец». Образ же алчного ростовщика был навеян писателю мифом о вечном жиде, который никак не мог обрести покой.
Краткий анализ
Год написания – первая редакция – 1833-1834 гг., вторая редакция – 1841-1842 гг.
История создания – в 1832 г. возникает замысел «Портрета», лишь в 1842 г. Н. В. Гоголь полностью оканчивает работу над повестью.
Тема – искусства, творчества.
Композиция – повесть делится на две части: первая часть, включающая экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, повествует о судьбе художника Чарткова, вторая часть, которая написана с помощью приема рассказа в рассказе, повествует о происхождении зловещего портрета.
Жанр – повесть.
Направление – соединение традиций романтизма и реализма.
Смысл названия
Главный замысел повести кроется в его названии. Гоголь не зря дал своему детищу столь простое и лаконичное название, поскольку именно в потрете заключалась вся суть произведения: он стал сосредоточением всех мыслей и поступков героя, символом безудержной алчности и всевозможных пороков.
Столь меткое, емкое название повести уже заставляет задуматься над многими проблемами, которые попытался раскрыть писатель. Оно фокусирует внимание, притягивает к себе все мысли. В данном случае в правильно подобранном названии повести кроется половина успеха произведения.
Жанр и направление
Для творчества Гоголя в целом характерно направление фантастического реализма, однако в повести «Портрет» он намеренно отошел от него. В произведении нет «оживших» или очеловечившихся предметов, однако присутствует сильнейшая мистическая сила, способная вершить людскими судьбами посредством загадочного портрета с изображением ростовщика. При жизни его деньги, которые он давал в долг, приносили людям одно лишь горе. Страшная миссия героя продолжилась и после его смерти. Однако в конце произведения Гоголь дал объяснение всему происходящему – это был лишь дурной сон. Так что концентрация фантастики в произведении весьма невелика.
Во вторую часть произведения автор вплел элементы детективной истории. Прежде всего, это связано с судьбой портрета, который таинственным образом исчез во время аукциона. Кроме того, он дал пояснение, откуда могли появиться деньги, чье неожиданное появление в начале истории казалось почти волшебным.
Не обошелся Гоголь и без комизма в произведении, придав яркость, живость, характерность образам клиентов Чарткова, с насмешкой продемонстрировав тягу главного героя к безвкусной роскоши.
Направление
Анализ повести «Портрет» Гоголя невозможен без рассмотрения направления, в котором творил писатель. Работая над своим произведением, Н. В. Гоголь находился между романтизмом и реализмом, поэтому «Портрет» вобрал в себя черты этих двух направлений. От романтизма Н. В. Гоголь взял фантастический мир и прием антитезы. Однако элементы мистики объясняются сном Чарткова, все происходящие события описываются реалистично.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Портрета» Гоголя», рассмотрит историю создания повести, ее тему, композиционные особенности, жанр и направление.
Предыдущая
СочиненияХарактеристика Кирсанова в романе «Отцы и дети», отношение Павла Петровича и Базарова – материалы для сочинения
Следующая
Сочинения«Бедные люди» анализ произведения Достоевского – жанр, тема, смысл названия, история создания романа
Композиция
Произведение состоит из двух частей, каждая из которых обладает своими композиционными особенностями. Первая часть повести написана по классическому образцу:
- Экспозиция (описание быта молодого нищего художника).
- Завязка (случайная покупка портрета).
- Кульминация (утрата душевного здоровья главного героя).
- Развязка (смерть Чарткова).
Вторая часть произведения представляет собой авторский комментарий к первой части. Главной особенностью композиции «Портрета» является использование литературного приема «рассказ в рассказе». Во время продажи злополучного холста на аукционе появляется сын художника, написавшего это полотно, который и поведал историю трагической судьбы отца, раскрыл тайну мистического портрета. В качестве обрамления его речи стал тор на аукционе и таинственное исчезновение портрета.
Два художника(по повести Н. В. Гоголя Портрет) Портрет Гоголь Н. В
Два художника(по повести Н. В.Гоголя Портрет) Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник. В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история.
Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе.
Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое.
Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки…
Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает. Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике.
На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет.
Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь.
Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола. Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором — путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
О чем?
В Петербурге жил молодой талантливый художник Чартков, вынужденный влачить жалкое существование. Однажды, во время прогулки по Щукиному двору, Чартков заметил в лавке портрет с изображением старика, чей взгляд был удивительно живым, пронзительным. Не удержавшись, герой приобрел холст на последние гроши. Он даже не подозревал, что эта покупка круто перевернет всю его жизнь.
В ту же ночь Чарткову приснилось, будто старик на полотне ожил и достал мешок с золотыми червонцами. Утром при осмотре картины герой обнаружил крупную сумму денег. Благодаря неожиданной находке Чартков перебрался в приличную квартиру, купил все необходимое для живописи, решив посвятить всего себя искусству. Вот только вышло все не так, как планировал Чартков.
В короткие сроки герой приобрел славу модного художника, к которому записывалась в очередь представители богатой знати, чтобы написать портрет. В угоду своим капризным клиентам Чартков всячески приукрашал их изображения, тем самым все больше отдаляясь от истинного творчества. Однажды герой увидел работу своего давнего товарища, которая произвела на него большое впечатление. Чартков понял, что перед ним было настоящее произведение искусства. С большим энтузиазмом он принялся творить, вот только рука его совершенно не слушалась, повторяя заученные мазки. Герой с ужасом понял, что в погоне за звонкой монетой утратил свой былой талант. Страшное отчаяние овладело Чартковым. Он принялся скупать лучшие полотна, которые только находил в Петербурге и в творческом бессилии безжалостно уничтожал их. Чартков скончался, погубив свой талант, свою творческую натуру ради комфортной красивой жизни.
Во время аукциона, на котором был выставлен на продажу протрет с изображением ростовщика, появился господин, заявивший на него свои права. Этим господином оказался сын художника, автора мистического портрета. Он принялся рассказывать историю полотна, которое вскоре таинственным образом куда-то исчезло.
Тема творчества в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Кто заключил в себе талант,
тот чище всех должен быть душою.
Н.В. Гоголь
Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь перечитывать и увлекаешься, погружаясь в мир, где переплетается реальность и фантастика, где сочные, яркие краски сгущают, оттеняют мрачный фон повествования. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и становишься вольно или невольно участником событий, порой нереальных, а порой и самых житейский. В повести «Портрет» присутствует и те и другие.
Я убеждена, что повесть «Портрет» не может никого оставить равнодушным, потому что идея этой повести была, есть и будет интересна всегда.
Удивительно, что один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести « Портрет»:
«Это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом».
Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Н.В. Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
С художником Чартковым мы знакомимся в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него, а, возможно, дала способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых « самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести такую заманчивую светскую жизнь и наслаждаться благополучием; богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тому, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где чувствовалась, физически ощущалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав бесцветной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», — говорит отец сыну во второй части повести. Не правда ли, что это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла, но губит себя и свой талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.
Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают, развлекают, «чаруют» заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение, испытанное им, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь, достойный «ничтожества от искусства»: он начинает изгонять из мира божественное, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?
Н. В. Гоголь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий героя к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.
Художник, прикоснувшийся к злу, написавший глаза ростовщика, которые « глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».
Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то». По моему мнению, портрет ростовщика с его дьявольским взглядом является символом не только бесовщины, но и безумной, жгучей жажды обогащения. Портрет приносил людям несчастья, то есть жажда денег убивает все святое в человеке. Именно это и хотел сказать Гоголь читателям. И мало избавиться от этого портрета – надо изменить свое сознание, очистить душу и помыслы. Пример тому – художник, ушедший в монастырь. Он осознал разрушительную силу портрета и злодейства, которое движет рукой художника, изменил мировоззрение.
Недаром Гоголь показывает нам три истории разных художников. Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений – вещи несовместные. Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло. Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело – на этот раз стал уничтожать произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».
Так как же не растратить свой дар понапрасну? Вспомним притчу о таланте. Один хозяин дал двум рабам по монете и попросил сберечь до его возвращения. Один, по прошествии времени, отдал ему монету, сказав, что хранил ее, зарыв в земле. А другой принес в 10 раз больше, сказав, что пустил монету в оборот и сколотил состояние. Вот так, по мнению Гоголя, и человеческий талант – «зароешь его в земле» — ничего не выйдет, а с умом воспользуешься, и пожнешь плоды. Только, я считаю, нужно приложить максимум усилий, ведь талант без труда и упорства – ничто. Лишь имея перед собой высокую цель, зная свое предназначение, следуя бескорыстным зовам, а не служа злу, можно надеяться на «правильную» реализацию таланта.
Тем не менее поветь «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испаряется с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету…
Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.
Главные герои и их характеристика
В каждой части повести есть свой главный персонаж: в первой части – это молодой художник Чартков, во второй – ростовщик.
- Чартков – бедный молодой художник, наделенный талантом и искренней любовью к живописи. В самом начале произведения его образ окутан романтическим флером: Чартков мечтал беззаветно служить искусству, учась у лучших мастеров и всячески развивая свои способности. Однако на это у героя не было денег, и он прозябал в страшной нищете. Когда же деньги появились, художник приобрел все необходимое для работы, но при этом решил встать на путь не самосовершенствования, а славы и признания. Чартков брался писать на заказ портреты богатых дворян, и, обуреваемый жадностью, стал не творцом, а ремесленником от искусства. Растеряв свой талант и страдая сильнейшей завистью, он принялся скупать лучшие полотна и безжалостно уничтожать их. Неожиданное богатство сломило личность героя, сделало его жалким, безвольным, и в итоге вогнало в могилу.
- Ростовщик – именно его изображение было на загадочном потрете, сыгравшем роковую роль в судьбе юного художника. Это был смуглый старик, персиянин с пронзительными, жгучими темными глазами. Он был жадным, скупым человеком, который одалживал деньги тем, кто в них нуждался. Почувствовав приближение смерти, он заказал художнику свой потрет, чтобы и после смерти сохранить свою власть над людьми.
Два художника в повести Гоголя «Портрет»
Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести «Портрет
» является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.
В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.
Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.
Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.
Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.
В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.
Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь. В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника. А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.
В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.
Понравилось сочинение? А вот еще:
- Анализ повести Гоголя «Шинель»
Темы
Несмотря на достаточно скромный объем повести, автору удалось затронуть множество важных тем, касающихся разных сфер человеческой жизни.
- Тема творчества. Гоголь намеренно ввел в произведение двух художников, чтобы сопоставить их отношение к искусству. Оба они всем сердцем любят живопись, но один из них готов изменить своей привязанности ради славы и богатства, в то время как другой немало сил прикладывает для работы над собой. Для этого художника искусство было настоящей философией, смыслом всего его существования. Он полагал, что человек, решивший заниматься творчеством, должен заслужить на это право тяжелым трудом и прилежным старанием.
- Тема добра и зла. Автор раскрыл эту тему через призму искусства и богатства. Изначально Чартков был полон благих намерений, и деньги для него были лишь возможностью приблизиться к своей мечте и стать настоящим мастером. Однако, почувствовав вкус богатства, он решил выбрать иной путь, который и привел его к нравственной, а затем и физической гибели. Вот только не мистическая сила была тому виной, а сознательный выбор героя. Эту мысль и хотел донести до читателя автор – каждый человек в ответе за все то, что происходит в его жизни.
- Богатство – центральная тема произведения. Гоголь раскрывает ее как способ достижения личного счастья. Герою казалось, что нужно совсем немного денег, чтобы обрести долгожданный покой и уверенность в завтрашнем дне. Но на деле все вышло иначе. Деньги являются не только способом удовлетворения насущных потребностей: они способны развратить человеческую душу, породить в ней зависть, алчность, скупость.
Сочинение на тему что губит и что спасает талант художника
Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник. В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: “У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает. Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола. Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Добавил
: NastyaLitle Беру!
Проблематика
- Проблема искусства. У героя повести был выбор: посвятить всего себя служению искусству, игнорируя многочисленные удовольствия и соблазны, или же писать портреты на заказ, и тем самым приобрести славу и деньги. Художник выбрал второй путь. Его прельстил быстрый и легкий способ заработка, который обеспечивал ему комфортную стабильную жизнь. Однако у этого выбора была иная сторона медали: Чартков, стараясь угодить богатым клиентам, растерял свой былой талант, и уже не смог вернуться в мир настоящего искусства.
- Тщеславие. Писатель продемонстрировал, как внезапно свалившееся богатство и слава способны изменить характер человека, сделав его надменным и тщеславным. Так, Чартков поначалу перестал замечать своего учителя, затем ради денег стал безропотно терпеть капризы своих клиентов. В итоге герой закончил очень плохо, лишившись рассудка.
- Бедность. Это наиболее острая проблема, которая была хорошо знакома многим героям повести. Чартков не мог свободно заниматься любимым делом из-за нищеты. Один из персонажей второй части произведения не мог жениться на любимой девушке. Но проблема бедности касается не только материального, но и духовного мира. Будучи человеком слабым, малодушным, герой не выдержал испытания золотом, и резко изменился в худшую сторону, а со временем и вовсе лишился рассудка.
Смысл повести
Главная мысль повести «Портрет» заключается в том, чтобы никогда не забывать о своей душе, ограждая себя от пороков и соблазнов. Гоголь считал, что каждый человек обладает всем необходимым для достижения счастья и благополучия в жизни. Не стоит разменивать свою бессмертную душу ради достижения заветной цели – порой, для этого нужно приложить гораздо меньше усилий, чем может показаться на первый взгляд. Главная сила заключается не в деньгах, а во внутренних качествах человека, его целеустремленности и вере в себя.
Во второй части Гоголь уделил много внимания фатальному влиянию денег ростовщика. Но стоит ли приписывать мистике и злому року все беды, что выпали на долю главного героя? Если человек изначально на первое место ставит золото, в его сердце уже нет места для добрых и светлых чувств. Именно по этой причине в Чарткове пробудилась зависть и мстительность, а в счастливом некогда супруге – дикая ревность. Сильная духом личность никогда не позволит столь низким чувствам завладеть собой. Примером тому послужил жизненный путь художника, который нарисовал портрет ростовщика. В этом и заключался философский смысл повести Гоголя.
Сопоставительная характеристика трех художников в «Портрете».
«Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков, иконописец и его сын. О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько «картинок» и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится — ты им занят… Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец… Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением… Берегись, тебя уж начинает свет тянуть… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант…». Слово «модный» встречается в его речи три раза и звучит как упрек. То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает. В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о «молодом художнике с талантом», а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами. Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион. В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.
Чему учит?
Своим произведением Николай Васильевич Гоголь предостерегает от сильной зависимости от денег. Богатство не должно становиться смыслом всей жизни, поскольку это приводит к медленному, но верному разрушению души. Будучи духовно бедным человеком, Чартков быстро стала рабом денег, которые так и не принесли ему счастья и душевного покоя. Единственно верный путь Гоголь видит в духовном самосовершенствовании, сознательном отказе от светских соблазнов. К сожалению, эта простая жизненная истина приходит к главному герою слишком поздно. Не прислушавшись к наставлениям своего мудрого учителя, он оказывается в западне, из которой так и не смог выбраться.
Повесть «Портрет» — произведение вне времени, поскольку в ней затронуты темы и проблемы, актуальные для всех эпох и народов. Именно поэтому книга получила признание при жизни писателя, и продолжает оставаться популярной на протяжении многих лет.
В чём заключается гибель и спасение таланта художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Николай Васильевич Гоголь-это писатель со своими, непохожими на другие, взглядами на жизнь и проблемы общества. На протяжении всей жизни Гоголя осуждали и считали странным, или даже утверждали, что у него были психические отклонения, немногие понимали его творчество, но он продолжал писать.
В произведении «Портрет» действующие герои-художники. Люди искусства крайне непонятны окружающим, ведь они выделяются из серой массы, не боятся открыто высказывать своё мнение, также эти люди очень ранимы и чувствительны, легко подвергаются влиянию чего-либо.
Гибель и спасение таланта художника, в чём же они заключаются? Гибель таланта, у любого рода творцов, осуществляется посредством потери индивидуальности, погони за славой и высоким доходом.
В повести «Портрет» Чартков, молодой и подающий надежды художник, поддался искушениям сверхъестественного портрета, перестал творить для души и писал картины в одном, угождающем всем, стиле, полностью потеряв себя как личность. Гоголь писал о жизни Чарткова после гибели индивидуальности:»Художник был награждён всем:улыбкой, деньгами, комплиментами, искренним искренним пожатьем руки, приглашением на обеды; словом, получил тысячу лестных наград».
Спасение таланта художника заключается в сохранении своего индивидуального почерка и бескорыстном творчестве. Отец художника, о котором шла речь во второй части повести, искал спасение в росписи храмов, это доставляло ему духовное удовольствие, также написание рокового портрета отчасти спасительным этапом в жизни художника. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Он мечтал изобразить тёмные силы и, не подозревая, передал это в портрете ростовщика.
Полезный материал по теме:
- В чём заключается гибель и спасение таланта художника
- Добро и зло в повести Н.В.Гоголя «Портрет»
- Характер и судьба Чарткова из повести Гоголя «Портрет»
- Два подхода к искусству в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
- Портрет. Как и почему произошло превращение художника в ремесленника?
Критика
После публикации окончательной версии «Портрета» на писателя обрушилась критика современников. Так, Белинский весьма неодобрительно отреагировал на произведение. Особенное недовольство литературного критика вызвала вторая часть повести, которую он считал искусственно приделанной к первой части. Такого же мнения придерживался и Шевырев, обвинивший Николая Васильевича в отказе от фантастического в повести. Чернышевский же полагал, что творчество Гоголя оказало огромный вклад в развитие русской прозы, и «Портрет» не стал исключением из этого правила.
Искупление грехов и служение искусству
Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.
Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми. Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству. Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец – от совершения греха к добру.
🗹