Николай Петрович Кирсанов — образ и характеристика героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»


Очень короткий пересказ романа

После учебы в университете Аркадий приезжает в отчий дом, привозя своего друга Евгения Базарова, человека другого поколения с новыми взглядами на жизнь. Нигилист Базаров не принимает взгляды и философию старшего поколения Кирсановых и часто спорит с ними на различные жизненные темы. Каждая из сторон чувствует себя правой.

Базаров расходится с Аркадием, которому мировоззрение приятеля стало чуждым. Базаров как всякая недюжинная натура остался в трагическом одиночестве. Он умирает от случайного пореза пальца.

II

— Дай же отрях­нуться, папаша, — гово­рил несколько сип­лым от дороги, но звон­ким юно­ше­ским голо­сом Арка­дий, весело отве­чая на отцов­ские ласки, — я тебя всего запачкаю.

— Ничего, ничего, — твер­дил, уми­ленно улы­ба­ясь, Нико­лай Пет­ро­вич и раза два уда­рил рукою по ворот­нику сынов­ней шинели и по соб­ствен­ному пальто. — Покажи-ка себя, покажи-ка, — при­ба­вил он, ото­дви­га­ясь, и тот­час же пошел тороп­ли­выми шагами к посто­я­лому двору, при­го­ва­ри­вая: “Вот сюда, сюда, да лоша­дей поскорее”.

Время и место сюжета

События романа происходят летом. На дворе — 1859 год. Место развития сюжета — российская провинция. Сначала события разворачиваются на постоялом дворе, где Николай Петрович Кирсанов ожидает возвращения сына, потом действие происходит в семейном поместье.

Автор поместил главных героев в атмосферу российской глубинки не случайно. Именно там противоречия между старым и новым жизненным укладом видны особенно ясно. Примечательно, что практически все главные герои проживали в столице, поэтому достаточно ясно представляют себе перемены в стране, но не принимают их, предпочитая жить так, как жили поколения их предков.

Тайна бреда Базарова

Базаров умирает, и его предсмертные слова прерывает бред:

«Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник… мясо продает… мясник… постойте, я путаюсь… Тут есть лес…»

При чем тут лес? Понятно, что в бреду и не такое скажешь, но это бред не настоящий, а литературный — значит, должна быть разгадка.

И вот она: лес в бреду Базарова — из его же собственных предыдущих слов. В XVI главе в споре с Одинцовой герой красноречиво отстаивает, как ему кажется, научный, правильный взгляд на человека, в котором индивидуальная психика теперь не играет никакой роли:

«…Изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

Несогласная с Базаровым Одинцова задумчиво повторяет вслед за ним фразу «деревья в лесу». Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Именно в эти минуты какая-то сила увлекает Базарова в тот же самый лес: «Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попа­давшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя» XVII глава..

Наконец, окончательно становится ясно, что лес является символом и важным мотивом романа, когда во сне перед дуэлью с Павлом Петровичем тот пред­ставляется Базарову «большим лесом, с которым он все-таки должен был драться» XXIV глава..

Круг замыкается: лес, состоящий из множества деревьев, превращается в сим­вол не просто отдельно взятого человека (Одинцовой или Павла Петровича), который оказывает герою сопротивление, но и бездонной человеческой пси­хики, подсознания, какие Базаров силится, но не может постичь, потому что не понимает, зачем их изучать по отдельности. Именно поэтому перед смертью Тургенев заставляет его снова видеть лес — этот символ непознаваемости чужой души. Ведь и по русской пословице, чужая душа — темный лес.

Герои романа «Отцы и дети» и их краткая характеристика

Главные герои романа представлены уже в первых главах произведения. Постараемся представить краткую характеристику каждого из действующих лиц.

Базаров Евгений Васильевич. Герою около 30 лет. Это взрослый человек, принявший нигилистические идеи и сформировавший собственный взгляд на жизнь. В согласии с нигилистическим мировоззрением, он отрицает Бога, любовь, поэзию, искусство. Он скептик и эмпирик (признаёт только опыт), занимается естественными науками и отрицает отвлечённые. Природа для нигилиста «не храм, а мастерская», и «человек в ней — работник». Базаров сын полкового лекаря, он подчёркивает своё плебейское происхождение, хотя мать его — столбовая дворянка. Евгений небрежен в одежде, не блещет манерами (эти пустяки не для него), он внешне холоден, не любит излияний чувств. Вместе с тем в Базарове много симпатичного: его лицо «оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум», он труженик, сам зарабатывает себе на жизнь, учится на медицинском факультете, его думы заняты просвещением невежественного народа и будущим России. Трудовая жизнь закалила его, он суров. Базаров отрицает романтику, не признаёт стихов, но в груди его «страстное бунтующее сердце».

Герой не представляет, как строить будущее, считает, что задача нигилистов — сломать, разрушить устои, этим он и ограничивается. Жизнь показывает Базарову несостоятельность его теории отрицания нематериальных ценностей, когда он оказывается во власти любви. В конце романа Евгений скептически относится к мужикам, к будущему России, умирает от трупного заражения, порезав палец на вскрытии. Его последние слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен».

Кирсанов Аркадий Николаевич. Молодой человек дворянских кровей, окончивший столичный университет со званием кандидата. Аркадий романтичный, немного наивный, мягкий, легко поддается влиянию. В начале романа предстаёт перед читателем как друг Базарова, которому силится пдражать. С развитием действия романа в душе Аркадия происходит отторжение чуждых ему нигилистических идей. Он не выдающийся мыслитель или учёный-естествоиспытатель, молодой человек желает обычного семейного счастья, к чему Базаров относится с презрением. Но ничего недостойного в желании Аркадия нет. Он полюбил девушку, женился, стал рьяным хозяином в имении.Таким образом, Аркадий, примкнувший было к нигилистам — новым людям, остался в лагере отцов — дворян-либералов.

Кирсанов Николай Петрович — помещик 44-х лет, отец Аркадия. Это светлый, романтичный человек, который любит музыку, поэзию. Он добрый, уравновешенный, но неважный хозяин. Десять лет назад потерял любимую жену, сразу состарился, один воспитывал сына, в котором души не чаял. От крестьянки Фенечки у него родился сын Митя, впоследствии он на ней женился.

Кирсанов Павел Петрович — сорокапятилетний помещик, бывший офицер и светский лев. Павел Петрович — главный оппонент Базарова. Это принципиальный аристократ, гордый, самолюбивый, приверженец всего английского, с безукоризненными манерами и изяществом в костюме. Он скептик, равнодушен к искусству: плохо в нём разбирается. Любит потолковать об аристократии, доказывать необходимость принсипов. Рассуждает о русском народе, но сам далёк от него. Человек с сильным характером, способный на сильное чувство. В молодости он пережил любовную драму, из-за которой отказался от блестящей карьеры. Так и не оправившись от несчастной любви, он стал вести уединённую жизнь в деревне у брата. Базаров относительно Павла Петровича высказал мнение, что мужчина, поставивший свою жизнь на карту женской любви, — не мужчина.

Герой так и не сумел найти смысл жизни. Он уехал за границу, считался там славянофилом, но ничего русского не читал. Вся его приверженность к народу сводилась к пепельнице в виде серебряного мужицкого лаптя.

Второстепенные герои

Второстепенные герои служат обрамлением основных действующих лиц, дополняют и раскрывают характеры главных персонажей романа.

Василий Иванович Базаров — отец главного героя, бывший полковой лекарь, из низов. Он продолжает лечебную практику — безвозмездно лечит крестьян. Живет как бедный помещик и уездный лекарь, любит читать, рассуждать, делать выводы. Старик боготворит сына, уверен в его значимости для России.

Базарова Арина Власьевна — мать Евгения, простая, хозяйственная, набожная. Родом из дворян, до замужества немного говорила по-французски, играла на клавикордах, но в браке, в хозяйственных хлопотах всё забыла. Несказанно любит сына, добрая, по-своему неглупая. Знает, что есть господа, которые приказывают, и простой народ, который должен служить. Сообразно с этим и жила, но своих подчинённых никогда не обижала.

Одинцова Анна Сергеевна — богатая вдова 28 лет, красивая, умная, получившая блестящее воспитание. По материнской линии — из княжеского рода. В двадцать лет после смерти отца она осталась вдвоём с двенадцатилетней сестрой без средств. Не потеряв голову, она выписала родную тётку (по матери) к себе, потом вышла замуж по расчету за богатого 46-летнего помещика Одинцова, влюбившегося в неё. Анна Сергеевна не обращает внимания на кривотолки, которые ходят вокруг её имени. У неё независимый сильный характер. Больше всего в жизни она ценит стабильность и комфорт. Бывать в свете Одинцова не любит, предпочитает уединённый образ жизни. Ум её любознательный и одновременно равнодушный, душа жаждет чего-то, но при малейшей угрозе её спокойствию все порывы глохнут.

С главным героем она схожа независимостью суждений, отсутствием сентиментальности и романтичности. В ней зарождалось чувство к Базарову, но она побоялась себе в этом признаться и отвергла его. Однако проявляет великодушие при известии о скорой кончине Евгения Васильевича.

В дальнейшем она вышла замуж, не по любви, но по убеждению, за умного человека со многими достоинствами, будущего русского деятеля.

Катерина — младшая сестра Анны Сергеевны, воспитанная ей в строгости и подчинении. Ей девятнадцать лет, она любит природу, успешно занимается музыкой. Девушка держится скромно, легко краснеет, замкнута, часто уходит в себя, при этом у неё сильный характер, и мягкий, ведомый Аркадий подчинился ей. У них получился гармоничный брак.

Кукшина Авдотья — помещица 44 лет, слепая последовательница новых веяний, считающая развязность нормой нового поведения, курит папиросы и пьет шампанское, всячески подчёркивает свои прогрессивные устремления. Образ явно сатирический. Приятельница Аркадия и Евгения. По мнению многих критиков, образ Кукшиной автор ввел в сюжет, как противоположность классическому представлению о женщине, предлагая читателю выбрать, что именно ему важнее — простые и понятные семейные ценности, или же пародия на эмансипацию.

Ситников Виктор — молодой человек из купеческой семьи, стыдящихся своей родословной. Старается подражать всему новому и прогрессивному, но из-за недалекого ума у него это получается плохо. Поклонник Базарова, на словах разделяет его идеи, хотя и не понимает их. Боязлив и внушаем. После женитьбы становится полностью зависим от жены. Стоит в одном ряду с Кукшиной — объект сатиры.

Фенечка — простая крестьянская девушка, ставшая любовницей, а впоследствии и женой Николая Кирсанова. Держится скромно, стыдливо, понимает своё положение. Добрая, любящая, мать Мити.

Пётр — слуга и камердинер Павла Кирсанова, туповатый и самовлюбленный. Умеет читать, поэтому считает себя умным и грамотным. Немного карикатурный образ.

Дуняша — горничная, а иногда и подруга Фенечки. Затейница, рукодельница, имеет веселый нрав, знает свое место, поведение скромное.

Нелли (Княгиня Р) — загадочная и эксцентричная дама, несчастная любовь Павла Петровича, роковым образом изменившая его жизнь.

Тайна комплексов Базарова

Главный герой романа Базаров рассказывает другу Аркадию и читателям о своем происхождении:

«— Хороша герцогиня, — возразил Аркадий, — с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой. — Особенно я, будущий лекарь, и лекарский сын, и дьячковский внук… Ведь ты знаешь, что я внук дьячка?.. — Как Сперанский, — прибавил Базаров после небольшого молчания и скривив губы».

В подготовительных материалах к роману генеалогия Базарова была обозна­чена еще более развернуто: «сын доктора, который сам был сын попа». Почему Тургенев дал герою именно такое социальное происхождение?

Это решение глубоко закономерно: оно типично для биографий многих врачей XIX века. Лекарская профессия воспринималась как недостойная дворянина. Как правило, врачами в 1850-е годы становились дети духовенства (мелкого и среднего). Выпускники духовных семинарий часто шли на медицинские факультеты по разным причинам — кто из желания служить простому народу, кто по квоте правительства, специально рекрутировавшего семинаристов на пустовавшие из-за недобора места на медицинских факультетах. Отец Базарова, Василий Иванович, «сильный был латинист», т. е. хорошо успевал в свое время по латинскому, очевидно благодаря семинарской выучке, но потом служил в армии и выбился в дворяне.

Однако с происхождением Базарова-старшего и отношением к нему его сына в романе не все так просто. Исследователи установили, что в разговоре о себе Базаров самоиронично использует аристократи­ческое именование «лекарь», глядя на себя со стороны, в то время как другие герои романа называют эту профессию «доктор» (или «дохтур»). Все это дает основания заподозрить Базарова в комплексе социальной неполноценности, который, судя по намекам Тургенева, заставляет героя все время возвращаться к этой теме и болезненно обыгрывать ее в разговорах с дворянами Кирсановыми. Цельность личности Базарова оказывается, таким образом, под сомнением.

Краткое содержание романа «Отцы и дети» по главам

Рассмотрим более подробно содержание романа и раскроем краткое содержание каждой его главы.

Глава 1

Весна 1859 года. Помещик Николай Кирсанов лет сорока с небольшим, владеющий хорошим имением в двести душ, ждет возвращения своего сына из университета. Автор кратко описывает жизнь Николая и его семьи, его прошлое. Николай из-за травмы ноги стал негоден к военной службе, окончил университет, женился по любви, но через десять лет счастливой семейной жизни овдовел.

С десятилетнего возраста Николай воспитывает сына один. Когда Аркадий поступил в университет, Николай жил с ним три года в стоице, но в последнюю зиму выехать не смог. И теперь поджидает сына, ставшего кандидатом, уже совсем седой, пухленький и немного сгорбленный. Взволнованный отец увидел, как показался тарантас, различил дорогое лицо сына и поспешил навстречу.

Глава 2

Встреча отца и сына состоялась. Аркадий приехал не один, а со своим хорошим приятелем Евгением Базаровым. Николай горячо любит своего сына, и готов оказать его университетскому другу теплый прием. Он крепко пожал руку Базарова, которую тот не сразу подал.

Аркадий рекомендует отцу Евгения, как человека простого, которого можно не стесняться. Базаров решает ехать отдельно от Кирсановых и усаживается в тарантас. Николай и Аркадий Кирсановы уезжают в коляске с постоялого двора в Марьино.

Глава 3

Во время поездки домой отец старается рассказать сыну о делах, происходящих в имении, заинтересовать текущими хлопотами. Он очень соскучился по Аркадию, старается вовлечь его в разговор, обнять. Младший Кирсанов стесняется проявляться свои чувства, ведет себя развязно, игнорирует чувства отца.

В этой главе мы впервые узнаем о Фенечке — возлюбленной Николая Кирсанова. Отец говорит, что если сыну неприятно ее присутствие, то Фенечка может уехать. Сын отвечает, что отсылать её необязательно, и оба меняют тему разговора.

Тайна имени Базарова

Евгений Базаров сообщает Аркадию, что у него день ангела:

«— Поздравь меня, — воскликнул вдруг Базаров, — сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Посмотрим, как-то он обо мне печется. Сегодня меня дома ждут, — прибавил он, понизив голос… — Ну, подождут, что за важность!»

Однако недавно исследователи выяснили, что слова Базарова не соответствуют действительности: 22 июня отмечается день памяти священномученика Евсе­вия Самосатского, а Евгения — зимой и в марте. Что это — ложь Базарова или недосмотр автора?

Наиболее правдоподобное объяснение этой неувязке — случайная ошибка Тургенева, который, вероятно, проверил по месяцеслову за 1858 и 1859 годы, где под датой 22 июня был ошибочно указан день Евгения Самосатского, причем в алфавитном списке святых в конце около Евсевия стояла дата 22 июня. Другая версия — что Базаров был крещен как Евсевий, но набожные родители звали его Енюшей (Женей) — кажется неубедительной.

История написания произведения

И. С. Тургенев задумал написать роман в 1860 году. Идея возникла на железнодорожном вокзале в Англии, где волею случая писатель встретился и всю ночь проговорил с молодым врачом. Именно идеи этого безымянного собеседника легли в основу произведения.

И. С. Тургенев начал писать свой роман в Париже, а заканчивал и окончательно редактировал уже в России. Через два года произведение было напечатано и вышло в свет. Обсуждение романа велось на страницах таких периодических изданий, как «Современник», «Русская речь». Роман упоминается в записках Ф. Достоевского, Д. Писарева. А. Герцена.

Сначала действие романа начиналось, по задумке автора, 25 мая 1859 года — в этот день встретились в Лондоне Тургенев и Герцен. Позднее автор перенес дату в первой главе на 20 мая, чтобы аналогии были не такими явными.

III

– Так вот как, наконец ты кандидат и домой приехал, – говорил Николай Петрович, потрогивая Аркадия то по плечу, то по колену. – Наконец!

– А что дядя? здоров? – спросил Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую, хотелось поскорее перевести разговор с настроения взволнованного на обыденное.

– Здоров. Он хотел было выехать со мной к тебе навстречу, да почему-то раздумал.

– А ты долго меня ждал? – спросил Аркадий.

– Да часов около пяти.

– Добрый папаша!

Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку. Николай Петрович тихонько засмеялся.

– Какую я тебе славную лошадь приготовил! – начал он, – ты увидишь. И комната твоя оклеена обоями.

– А для Базарова комната есть?

– Найдется и для него.

– Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.

– Ты недавно с ним познакомился?

– Недавно.

– То-то прошлою зимой я его не видал. Он чем занимается?

– Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора.

– А! он по медицинскому факультету, – заметил Николай Петрович и помолчал. – Петр, – прибавил он и протянул руку, – это, никак, наши мужики едут?

Петр глянул в сторону, куда указывал барин. Несколько телег, запряженных разнузданными лошадьми, шибко катились по узкому проселку. В каждой телеге сидело по одному, много по два мужика в тулупах нараспашку.

– Точно так-с, – промолвил Петр.

– Куда это они едут, в город, что ли?

– Полагать надо, что в город. В кабак, – прибавил он презрительно и слегка наклонился к кучеру, как бы ссылаясь на него. Но тот даже не пошевельнулся: это был человек старого закала, не разделявший новейших воззрений.

– Хлопоты у меня большие с мужиками в нынешнем году, – продолжал Николай Петрович, обращаясь к сыну. – Не платят оброка.[4] Что ты будешь делать?

– А своими наемными работниками ты доволен?

– Да, – процедил сквозь зубы Николай Петрович. – Подбивают их, вот что беда; ну, и настоящего старания все еще нету. Сбрую портят. Пахали, впрочем, ничего. Перемелется – мука будет. Да разве тебя теперь хозяйство занимает?

– Тени нет у вас, вот что горе, – заметил Аркадий, не отвечая на последний вопрос.

– Я с северной стороны над балконом большую маркизу[5] приделал, – промолвил Николай Петрович, – теперь и обедать можно на воздухе.

– Что-то на дачу больно похоже будет… а впрочем, это все пустяки. Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь…

Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк.

– Конечно, – заметил Николай Петрович, – ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным…

– Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился.

– Однако…

– Нет, это совершенно все равно.

Николай Петрович посмотрел сбоку на сына, и коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними.

– Не помню, писал ли я тебе, – начал Николай Петрович, – твоя бывшая нянюшка, Егоровна, скончалась.

– Неужели? Бедная старуха! А Прокофьич жив?

– Жив и нисколько не изменился. Все так же брюзжит. Вообще ты больших перемен в Марьине не найдешь.

– Приказчик у тебя все тот же?

– Вот разве что приказчика я сменил. Я решился не держать больше у себя вольноотпущенных, бывших дворовых, или по крайней мере не поручать им никаких должностей, где есть ответственность. (Аркадий указал глазами на Петра.) Il est libre, en effet,[6] – заметил вполголоса Николай Петрович, – но ведь он – камердинер.[7] Теперь у меня приказчик[8] из мещан:[9] кажется, дельный малый. Я ему назначил двести пятьдесят рублей в год. Впрочем, – прибавил Николай Петрович, потирая лоб и брови рукою, что у него всегда служило признаком внутреннего смущения, – я тебе сейчас сказал, что ты не найдешь перемен в Марьине… Это не совсем справедливо. Я считаю своим долгом предварить тебя, хотя…

Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски.

– Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрыть нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну. Впрочем, ты, конечно, будешь вправе осудить меня. В мои лета… Словом, эта… эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал…

– Фенечка? – развязно спросил Аркадий.

Николай Петрович покраснел.

– Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить.

– Помилуй, папаша, зачем?

– Твой приятель у нас гостить будет… неловко…

– Насчет Базарова ты, пожалуйста, не беспокойся. Он выше всего этого.

– Ну, ты, наконец, – проговорил Николай Петрович. – Флигелек-то плох – вот беда.

– Помилуй, папаша, – подхватил Аркадий, – ты как будто извиняешься; как тебе не совестно.

– Конечно, мне должно быть совестно, – отвечал Николай Петрович, все более и более краснея.

– Полно, папаша, полно, сделай одолжение! – Аркадий ласково улыбнулся. «В чем извиняется!» – подумал он про себя, и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства, наполнило его душу. – Перестань, пожалуйста, – повторил он еще раз, невольно наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы.

Николай Петрович глянул на него из-под пальцев руки, которою он продолжал тереть себе лоб, и что-то кольнуло его в сердце… Но он тут же обвинил себя.

– Вот это уж наши поля пошли, – проговорил он после долгого молчания.

– А это впереди, кажется, наш лес? – спросил Аркадий.

– Да, наш. Только я его продал. В нынешнем году его сводить будут.

– Зачем ты его продал?

– Деньги были нужны; притом же эта земля отходит к мужикам.

– Которые тебе оброка не платят?

– Это уж их дело, а впрочем, будут же они когда-нибудь платить.

– Жаль леса, – заметил Аркадий и стал глядеть кругом.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами[10] возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей – и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами… «Нет, – подумал Аркадий, – небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»

Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все – деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.

– Теперь уж недалеко, – заметил Николай Петрович, – вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?

– Конечно, – промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня!

– Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным – помнишь, в Евгении Онегине:

Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Какое…

– Аркадий! – раздался из тарантаса голос Базарова, – пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.

Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром.

– Хочешь сигарку? – закричал опять Базаров.

– Давай, – отвечал Аркадий.

Петр вернулся к коляске и вручил ему вместе с коробочкой толстую черную сигарку, которую Аркадий немедленно закурил, распространяя вокруг себя такой крепкий и кислый запах заматерелого табаку, что Николай Петрович, отроду не куривший, поневоле, хотя незаметно, чтобы не обидеть сына, отворачивал нос.

Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома, выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. Это и было Марьино, Новая слободка тож, или, по крестьянскому наименованью, Бобылий Хутор.

Анализ произведения

В романе поднимаются противоречия в понимании друг друга двух поколений. Автор не только раскрывает конфликт, но и вместе с героями пытается найти выход из сложившейся ситуации. «Отцы и дети» ясно указывают на то, что старый уклад жизни уже изжил себя, а новый только формируется. Действие романа происходит накануне отмены крепостного права. Система, при которой поместное дворянство жило за счёт рабского труда крестьян, давно требовала перемен. Любое безвременье, считает автор, рождает таких людей, как Базаров — нигилистов, полностью отринувших прошлое, но не нашедших себя в будущем, отрицающих государственное устройство и моральные ценности. Сам писатель был сторонником постепенных, реформенных преобразований, насилие революции он не принимал.

Главные темы

  • Основная тема произведения звучит в названии романа — многогранная тема отцов и детей. Это не только известный конфликт поколений — старшего и молодого, но и столкновение старых и новых взглядов на жизнь, разных типов мировоззрения. Базаров — представитель нового поколения, тип нового человека. Он отрицает образ жизни аристократов, видя в нём зло для народа, препятствие к развитию. Вместе с тем герой — вульгарный материалист, он готов ниспровергнуть и все нравственные ценности. Носители старых взглядов — семья Кирсановых. Тургенев писал, что вывел в их образах представителей передового дворянства. «Но даже в их лицах вы без труда прочтете вялость, лень и ограниченность. Так вот я и хочу сказать: если сливки так плохи, что же там с молоком?».
  • Второй темой можно считать критику чрезмерно материалистического взгляда на мир. Базаров — скептик и нигилист, презиравший романтическое отношение к женщинам, всегда искавший в них один «толк», вдруг переполняется этой самой романтической любовью к женщине, от которой «толку» не добиться. Скептицизм Тургенева по поводу нового мировоззрения подчеркивают такие персонажи, как Кукшина и Ситников. Эти недалёкие люди со слабой мыслительной деятельнстью в подражании Базарову нелепы, в их исполнении идеи нигилизма ещё более непривлекательны.

Композиция

Композиция романа кольцевая. Всё произведение — это две поездки Базарова и Аркадия Кирсанова по одному маршруту: поместье Кирсановых — поместье Одинцовой — небольшое имение Базаровых. В первом путешествии у Базарова в каждом имении новые встречи и знакомства, во втором — расставания, горькие разрывы, прощания, последнее целование. Так роман делится на две части с разной эмоциональной окраской: Базаров-победитель и Базаров-побеждённый.

Во второй части герой переживает внутреннюю перемену, которая нанесла удар по его мировоззрению. Он уже не может всё отрицать. И. С. Тургенев показал нового человека трагической фигурой. В начале романа Базаров появляется у Кирсановых уверенным в себе и в своих убеждениях, во второй части произведения новые чувства Евгения вступают в противоречие с его мировоззрением. Любовь к Одинцовой его изменила, пошатнула принципы нигилизма.

Жанр

Жанр этого классического произведения — роман, содержащий достоверное и точное изображение быта и реалий, современных И. С. Тургеневу. Правдивое и точное описание чувств персонажей помогают читателю разделить переживания героев. В спорах между Евгением Базаровым и Павлом Кирсановым отображается социально-идеологическое противостояние двух миров — аристократа-либерала и разночинца-нигилиста.

Тайна сфинкса

Тургенев рассказывает нам биографию Павла Петровича, и в частности говорит о его роковой страсти к некой княгине Р. Влюбленный подарил княгине кольцо со сфинксом — символом загадочности; княгиня умирает и перед смертью возвращает подарок:

«…он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка».

И все-таки — в чем разгадка сфинкса? Чтобы ответить на этот вопрос, зададим его сначала чуть шире: зачем вообще Тургеневу понадобился сам сюжет с прошлой влюбленностью Павла Петровича?

Дело в том, что, рассказывая историю Павла Петровича и Базарова параллель­но, сталкивая героев-антагонистов, Тургенев намекает, что сталкиваются они не только потому, что принадлежат к двум разным поколениям и двум кон­фликтующим политическим лагерям, но еще и потому, что в них много общего. Они двойники, их характеры «зазеркалены» с помощью целой системы дублетных мотивов: оба следуют жестким жизненным принципам, у обоих происходят любовные неудачи, обернувшиеся психологической травмой, оба бросают любовные взгляды на Фенечку и, наконец, оба поклоняются фетишу — каждый своему.

Фетиш Павла Петровича — это идеал роковой и с «загадочным взглядом» Нел­ли Р. Хотя она перечеркнула сфинкса, дав поклоннику понять, что «загадки» нет, Павел Петрович никакого урока из этого не извлек. Он не избавился от страсти к мертвой княгине, продолжая искать ее образ в женщинах, и непостижимым образом нашел его в Фенечке.

Базаров, штудирующий анатомию глаза, в «загадочный взгляд» не верит, но поклоняется иному фетишу — вере в свою полезность для русского мужика, который на самом деле его не понимает и принимает за «шута горохового». Хотя в романе слово «сфинкс» не вложено в уста Базарова, его отношение к народу передано через другое витиеватое сравнение с мистическими персо­нажами готических романов Анны Ратклифф: «Русский мужик — это тот самый таинственный незнакомец, о котором некогда так много толковала госпожа Ратклифф. Кто его поймет? Он сам себя не понимает». В 1862 году в письме Павлу Анненкову Тургенев уже напрямую уподобил русский народ «сфинксу», а в 1878 году даже сочинил стихотворение в прозе «Сфинкс» — ровно об этом.

Критика

Современники крайне неоднозначно восприняли роман И. С. Тургенева, называя его холодным и назидательным.

По мнению Л. Толстого, ни одна из строк романа не отражает талант автора, и нет в романе ни одной страницы, которая брала бы за душу.

С ним в целом согласились такие критики, как Антонович и Анненков. Ф. Достоевский отметил, что при поиске персонажей и характеров, автор имел полное право отказаться от проверенных временем идеалов и вывести на сцену новое лицо («Зимние заметки о летних впечатлениях»).

Особенно примечательна статья «Асмодей нашего времени», написанная критиком Антоновичем. Так, раскрывая замысел автора, он выделил главную мысль произведения: критика и споры, а также разрешение прежнего порядка вещей не приводят ни к чему новому. Базаров критикует природу — с ним никто не спорит, только автор описывает прелести российской глубинки так, как художник пишет картину. Базаров отрицает любовь — перед нами сцены любви отца и сына Кирсановых, родителей Базарова к Евгению, и так далее.

Нельзя не отметить, что роман произвел громадное впечатление на критиков и современников. Темы, поднимаемые автором, вечны. Именно поэтому роман «Отцы и дети» занял достойное место в списке классической русской литературы.

Тайна мировоззрения Базарова

Нигилист Базаров размышляет:

«А я думаю: я вот лежу здесь под стогом… Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке кровь обра­щается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!»

Все хорошо помнят материалистические взгляды Базарова: герой отрицает романтизм, религию, напирает на приоритет ощущений и рефлексов, советует Николаю Петровичу прочесть модную тогда книгу «Материя и сила». Но что нигилистического в его мыслях под стогом?!

Блез Паскаль. Гравюра Герарда Эделинка. XVII векBibliotheque nationale de France
Материалистические воззрения героя Тургенев заимствовал из статей Черны­шевского, Добролюбова и отчасти Белинского. Но исследователи установили, что у его размышлений под стогом — совсем иной источник: это скептическая философия Блеза Паскаля (которым писатель восхищался). Прочувствованный монолог Базарова восходит к следующему отрывку из «Мыслей» Паскаля:

«Я вижу эти ужасающие пространства вселенной, которые заключают меня в себе, я чувствую себя привязанным к одному уголку этого обширного мира, не зная, почему я помещен именно в этом, а не другом месте, почему то короткое время, которое дано мне жить, назначено мне именно в этом, а не в другом пункте целой вечности, которая мне предшествовала и которая за мной следует. Я вижу со всех сторон только бесконечности, которые заключают меня в себе, как атом… Все, что я сознаю, это только то, что я должен скоро умереть…» Цитируется в переводе П. Д. Первова 1888 года.

Оказывается, что, описывая воззрения Базарова, Тургенев подмешивал к мате­риализму Чернышевского — Добролюбова еще и совсем иную философию из почтенной европейской традиции. Очевидно, что этим и другими философствованиями Базаров после вспышки страсти к Одинцовой отчасти опровергает сам себя — свое полное отрицание духовной и метафизической стороны жизни.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: