Главный конфликт романа «Отцы и дети» – это столкновение двух лагерей, двух совершенно разных философий жизни. Лагерь детей представлен образом Базарова. Его явным противником автор делает Павла Кирсанова, а вот образ Николая Петровича Кирсанова, хотя и относится к старому поколению, противопоставлен обоим вышеназванным героям. Очень деликатный и тонкий по натуре, Николай Кирсанов с любовью относится ко всему прекрасному, что видит в жизни. Его привычки, чувства, мысли, все это направлено против высокомерия брата и грубой идеологии Базарова.
Вариант 2
Евгений Базаров является главным героем романа «Отцы и дети». Но, кроме него есть много других героев, которые во многом превосходят его. Возможно, Николай Петрович Кирсанов является одним из таких персонажей, том более о нем стоит вспомнить, потому что складывается впечатление его схожести с Тургеневым. Изначально читателю кажется, что это довольно незначительный персонаж. Кирсанов человек мягкий, отзывчивый, часто проявляет доброту к людям. И эти его черты способствуют тому, что многие люди просто не слышат его слова. Но, это только первоначальное мнение, которое может сложиться у читателя. Позднее можно понять, что Николай Петрович это очень гармоничный герой, это человек, который что-то понимает в жизни, он счастливый человек.
Автор преподнес читателю Кирсанова, как человека, который не особо адаптирован к практической жизни. Тургенев показывает читателю неубранные и закинутые земли Кирсанова, крестьяне его нищие в оборванных вещах. Но, это не мешает Николаю Петровичу развивать свой внутренний мир. Для него главное, что он спокоен, его душу ничего не скребет. Его все устраивает, одно из главных в жизни для него это – гармония.
Автор дает читателю довольно детальную биографию Кирсанова, и, исходя из нее, складывается впечатление схожести героя и Тургенева. Как и герой, автор был воспитан в семье строгой матери, которая командовала, как командир. Кирсанов, так же, как и Тургенев учился в Петербурге. У обоих были братья, которые учились в военном учреждении. Кирсанов является героем, который не скрывает и довольно открыто показывает свои чувства, показывает то, что у него внутри. Он очень любил свою жену и всегда был с ней вместе. Жена умерла, и Николай Петрович очень тяжело принял смерть любимой. Быстро поседел. Теперь Кирсанов всю свою огромную силу любви передает только сыну.
В произведении Николаю Петровичу чуть больше 40 лет и герой проживает довольно многогранную жизнь, наполненную разными событиями. Кирсанову очень нравится музыка, но еще больше поэзия. Это человек, который ценит то, что имеет и умеет благодарить жизнь даже за самые простые вещи. Кирсанов не прячет чувства и открыто показывает любовь и радость. Герой живет простыми понятиями. Например, его молодая жена, которая подарила ему сына незнатного рода, но его это совершенно не беспокоит. Он не смотрит на какие-то правила, сын от этой женщины является его полноправным наследником.
В конце романа становится ясно, что Кирсанов счастлив. У него есть самое главное в жизни, это любовь и дружба. Его поддерживает любимая жена с маленьким сынок и Аркадий, который является достойным последователем своего отца.
Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу
Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману «Отцы и дети» (1861 г.). Действие романа начинается 20 мая 1859 г.
Тургенев с помощью художественных деталей и картин, таких как точная дата, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета «скудного края», создает убедительный образ жизни, предшествовавшей реформе 1861 г.
Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. Картина «скудного края» дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ «усовершенствованного слуги» — вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано, традиционное окружение деревенского помещика в значительной степени нарушено.
Сочинение Николай Кирсанов
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» происходит столкновение взглядов двух разных поколений. Одним из представителей предыдущего поколения является Николай Кирсанов.
В образе Николая показаны все положительные черты аристократии, ярко выделяющиеся на фоне нового поколения. Трудно не заметить, что автор симпатизирует данному герою романа.
Николай Кирсанов с виду небросок. Он обычный мужчина, которому минуло сорок лет, поседевший, с годами немного сгорбившийся. Николай родился в обеспеченной семье, владеющей поместьем. Его отец был генералом, а мать занималась хозяйством и детьми.
Николай мечтал о военной карьере, так же как и его старший брат, но вместо этого поступил в университет Санкт-Петербурга, а позже вернулся в родительский дом. Когда родители Николая умерли, он женился на прекрасной девушке, ставшей для него верной спутницей по жизни. Затем в семье родился единственный сын – Аркадий. Ребенок был окружен любовью и заботой родителей, уделяющих ему все свое время. Когда мальчику исполнилось десять лет, его мама умерла. Тогда Николай Кирсанов взял воспитание сына в свои руки, посвятив ему всю жизнь.
Кирсанов обладает большим количеством положительных черт, помогающих ему по жизни. Он пунктуален, добр и тактичен. Смыслом жизни для Николая стала его семья. Он – человек, не боящийся проявить теплые чувства к своим родным и быть искренним с ними.
Николай Петрович образованный, мудрый человек, который вдохновляется музыкой и поэзией, что становится причиной для глупых насмешек Базарова — друга Аркадия. Хотя автор наоборот подчеркивает лучшие качества аристократии, которых ждет забвение. В Николае Петровиче отражены ценности старого поколения, на замену которым приходит бесчувственный прогрессивный подход молодежи к жизни.
Базаров считает Николая Кирсанова сентиментальным, мягким человеком, не способным к великим свершениям и амбициозным целям, лишь высмеивая положительные качества мужчины. Но Николай Петрович – это человек, который, прежде всего, живет в гармонии с собой, поэтому ему удается пропускать все язвительные шутки гостя мимо ушей.
Для автора Николай Кирсанов является самым любимым героем. Потому что для него семья – самое главное в жизни. Николай посвятил все свои годы сыну, чтобы вырастить из него достойного и доброго человека. Этот герой вызывает не только симпатии автора, но и теплые чувства читателей.
Образ Николая Петровича Кирсанова
В Николае Петровиче воплощён тот тип человека, который считается «нормой», на котором в основном и держится жизнь в обычных её проявлениях. Он отражает силу традиций и устоев. В его личности и судьбе нет ничего необычного, выдающегося; он не потрясает жизненные устои, не ищет каких-то особых смыслов своего существования; он просто и честно живёт в этом мире — и в этом его особая притягательная сила.
Прежде всего, он отец. При этом отец любящий, вдумчивый, стремящийся исполнить свой отцовский долг наилучшим образом.
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Понтия Пилата в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
«Мастер и Маргарита» является одной из самых великих работ Булгакова. Роман довольно не прост в понимании, но в нем заложен глубочайший смысл, который передает автор читателю. - Саврасов А.К.
Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни - Образ Афрания в романе Мастер и Маргарита Булгакова
Если Афраний и герой второго плана, то такой, без которого герою первого плана было бы совершенно невозможно. Когда Понтий Пилат в разговоре с Левием Матвеем заявляет, что он убил Иуду - Анализ сказки Самоотверженный заяц Салтыкова-Щедрина сочинение
Конфликтом сказки, описанных писателем, является провинность зайца, который не остановился по зову более сильного животного, за что приговаривается волком к смертной казни, но при этом волк не стремится в ту же секунду уничтожить добычу - Сочинение Значение Имен в романе Преступление и наказание Достоевского
Данное произведение Достоевского просто пестрит различными символами. Портреты и пейзажи, имена и фамилии героев, вещи, все это — символы.
Внешний конфликт романа Тургенева «Отцы и дети» — это столкновение двух эпох, двух мировоззрений, философии «отцов» и «детей». Представителем нового поколения в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Непосредственным антагонистом Базарова, явным противником его является Павел Петрович Кирсанов, утонченный, рафинированный аристократ. «Скрытым» же противником Базарова является Николай Петрович Кирсанов, тонкий и деликатный человек, эстет, любящий все прекрасное: природу, музыку, поэзию. Характер Николая Петровича, образ мыслей, его чувства, привычки, пристрастия — все это противопоставлено в романе характеру Базарова, его внутреннему миру, его идеологии, грубым, материалистическим воззрениям.
Николай Петрович Кирсанов — это персонаж, на стороне которого явные авторские симпатии. Мы знакомимся с ним уже на первых страницах романа. Внешность его не имеет в себе ничего примечательного, запоминающегося. Это «седой», «пухленький», «немного сгорбленный» барин, «лет сорока с небольшим».
Жизненные обстоятельства его тоже достаточно типичны. Николай Петрович происходил из семьи военного. Отец его, боевой генерал 1812 года, командовал сначала бригадой, потом дивизией. Семья постоянно жила в провинции. Как И старший брат Павел, Николай Петрович был определен на военную службу, однако неожиданная травма помешала его военной карьере. Тогда отец поместил Николая в петербургский университет. Там же в гвардейском полку служил и Павел Кирсанов. Родители молодых людей вскоре умерли, и Николай Петрович, выдержав срок траура, женился на молодой, прелестной девушке. Вместе с женой он поселился в деревне, где в скором времени у него родился сын, Аркадий. Однако десять лет спустя жена Кирсанова скончалась. Николай Петрович занялся воспитанием сына, хозяйственными преобразованиями. В 1855 году он повез сына в университет и жил с ним три зимы в Петербурге. Потом Кирсанов вновь возвратился в свое имение, где вот уже несколько лет вместе с ним жил и вышедший в отставку брат, Павел, и куда приехал Аркадий, закончив обучение.
Хозяйство Кирсановых полностью расстроено. Управляющий ловко обманывает Николая Петровича, не обладающего необходимой для помещика практической хваткой. Кирсанов непрактичен, мягок, слабоволен. «Твой отец добрый малый, но он человек отставной, его песенка спета», — говорит Базаров Аркадию. Однако Аркадий, да и сам автор, думается, придерживаются иного мнения о Кирсанове. В Николае Петровиче много положительных качеств, явных достоинств. Он хорошо воспитан, образован, добр и деликатен, гостеприимен, искренне привязан к своей семье, брату Павлу и Аркадию, заботится о Фенечке и Мите. Этот герой олицетворяет собой старое, доброе дворянство, уходящее в прошлое. Рядом своих качеств Николай Петрович напоминает нам графа Илью Андреевича Ростова из романа Толстого «Война и мир».
Кирсанов — настоящий эстет, он ценит все прекрасное, любит музыку, поэзию. Базаров смеется над его музыкальными занятиями, считая их бесполезными, а Тургенев как бы мимоходом замечает: «…медом разливалась по воздуху сладостная мелодия». Базаров считает поэзию ерундой, замечает, что порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта — Николай Петрович же читает поэмы Пушкина.
Кирсанов мечтателен и сентиментален. Если для Базарова мечты — блажь, чепуха, романтизм, то для Николая Петровича — это органичное состояние души, необходимая составляющая бытия. И Тургенев раскрывает эту особенность натуры героя в сцене летнего вечера в саду.
Николай Петрович Кирсанов — один из любимых героев Тургенева. «Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других», — замечает писатель в письме к Случевскому. Писарев считал этого героя необыкновенно гармоничной личностью, человеком, живущим в согласии с собственной натурой, в отличие от Базарова и Аркадия. «Как человек мягкий, чувствительный и даже сентиментальный, Николай Петрович не порывается к рационализму и успокаивается па том миросозерцании, которое дает пищу его воображению…», — замечает критик. На стороне Кирсанова в романе вечные жизненные ценности: любовь, семья, доброта и благородство, природа и искусство. И этим тургеневский герой вызывает неизменные симпатии читателей.
Николай Петрович Кирсанов — центральный герой произведения Тургенева «Отцы и дети». Он является отцом молодого Аркадия, приехавшего в гости к отцу с прогрессивно настроенным нигилистом Базаровым.
Мужчина — человек простой и кроткий. Он вдовец, который хоть и скорбит по своей ушедшей из жизни супруге, не теряет простого жизнелюбия и заводит отношения с Фенечкой. Любящая его женщина рожает Николаю Петровичу еще одного сына.
Отец Аркадия, хоть и одного возраста со своим братом Павлом Петровичем, представлен как полная его противоположность. Автор явно симпатизирует ему.
Отношения Базарова с Николаем Петровичем
- 5 баллов
- Отметить нарушение
- Следить
Rouwolf 12.01.2021 Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова . «Кто есть Базаров? » – спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: «Нигилист». По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего не уважают.
Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его позицию.
Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои убеждения, — чрезвычайно важен для Павла Петровича . Вот что представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова : право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами (
«Аристократия дала свободу Англии и поддерживает её»
),т.
Характеристика героя
Перед читателем Кирсанов предстает немного неотесанным мужчиной. Пухленький и седой он хромает и слегка сутулится. Николай Петрович носит запыленные деревенские одежды. Привлекает и заставляет проникнуться его личностью немного грустный, но тем не менее приятный взгляд его черных глаз.
Николай Кирсанов — человек образованный. Он обучался в Петербургском университете, и должен был пойти по стопам своего отца, военного генерала. Хромота поставила крест на этих планах, и Николай Петрович долгие годы работал в Министерстве уделов.
В юности он женился, брак был его счастливым. Жену свою он любил, времени с ней проводил много и долго горевал, когда ее не стало. Он добрый, ласковый и гостеприимный. В отличие от Павла Петровича, немного трусоват. Новых и прогрессивных идей он побаивается, но в открытый конфликт с Базаровым по этому поводу не вступает.
(Имение Кирсановых из к/Ф «Отцы и дети», место съёмок усадьба Фряново, 1983
)
Николай Петрович — дворянин и помещик. У него большие угодья и приличное состояние. Этим Кирсанов искренне гордится, но вот вести хозяйство он не умеет совсем. Строения в имении прохудившиеся, работники ленивые, а скот изрядно вымотанный.
Наладить хозяйство ему мешает непрактичная и романтическая натура. Несмотря на приличный возраст, он по-прежнему любит созерцать природу, увлекается музыкой и слывет слишком тактичным среди деревенских мужиков, которым нужна тяжелая и властная рука. Вместо четкого управления и строгого обращения он вразумляет своих подчиненных длинными речами.
Отец Аркадия очень любит своего сына и при этом он не одинок. У него есть женщина Фенечка, она из простых крестьянских душ. Живет он с ней в неофициальном браке и воспитывает общего ребенка. В женщине Николай также души не чает.
Светских раутов он не любил по молодости, не тяготеет к ним и сейчас. Кирсанов домосед, который сторонится шумного людского общества. Меланхоличному мужчине оно не нужно.
Кто такой Базаров? Отношение к народу Базарова
Иваном Сергеевичем Тургеневым роман «Отцы и дети» был написан в сложное для нашей страны время — в 1861 году.
е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности.
Действие произведения происходит в 1855-1861 гг.
В те времена закончилась война с Турцией, которую Россия проиграла, а на смену умершему правителю Николаю I пришел Александр II.Рассмотрим в этой статье отношение к русскому народу Базарова. Ведь посредством данного героя затрагивается проблема крепостничества, тяжелого положения русского мужика.Главный персонаж романа — разночинец Базаров.
Отношение к народу этого героя — важнейшая тема произведения. Начинается повествование невеселыми картинами жизни предреформенной деревни.
Обращение к природе неслучайно.
Всюду читатель встречает запустение и разруху, бесхозяйственность и нищету. Речь здесь идет о произошедшей в 1861 году реформе, которая,
Образ героя в произведении
(Алексей Кузнецов в роли Николая Петровича Кирсанова из к/ф «Отцы и дети», 1983
)
Автор, описывая личность Николая Петровича Кирсанова, всячески подчеркивает его мягкость, уступчивость и не желание идти на конфликт. К его доброжелательному настрою излишне активный Базаров относится свысока. Он считает, что человек уже все продемонстрировал, что мог. Успех его и жизненные достижения оказались незначительными.
Воспитывать и критиковать отца позволяет себе и Аркадий. Молодой человек делает это больше под влиянием товарища, чем в угоду собственным убеждениям. Николай Кирсанов прекрасно все видит и не противостоит подобному напору. Он лояльно относится к горячности и пылкости молодого поколения. Хотя очевидно, что бестактное отношение со стороны собственного сына его ранит и задевает.
Даже в описании такой слабохарактерности писатель симпатизирует Николаю и вознаграждает его за терпение и понимание своей личности и места в жизни. В конце романа и отец, и сын женятся. Они объединяют свои усилия в управлении имением. Этот союз начинает приносить им должные плоды. Вполне возможно, что Тургенев видел в отце Аркадия что-то близкое и понятное ему лично.
Отношение героев романа “Отцы и дети” к народу
Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети” (1861 г.). Действие романа начинается 20 мая 1859 г.
Тургенев с помощью художественных деталей и картин – точная дата, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета “скудного края” – создает убедительный образ жизни, предшествовавшей реформе 1861 года.Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам. Картина “скудного края” дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ “усовершенствованного слуги” вольноотпущенного Петра.
Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано, традиционное окружение деревенского помещика в значительной степени нарушено. Николай Петрович прибегает к вольнонаемным работникам, отказываясь от труда крепостных.
Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу
Отношение героев романа «Отцы и дети» к народу Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия.
Даже Аркадий Кирсанов признает, что преобразования в деревне просто необходимы.
В полной мере это относится и к роману «Отцы и дети» (1861 г.). Действие романа начинается 20 мая 1859 г.
Тургенев с помощью художественных деталей и картин, таких как точная дата, продажа леса из-за денег, отказ мужиков платить оброк, нищета «скудного края», создает убедительный образ жизни, предшествовавшей реформе 1861 г. Бедность и нищета предстают перед глазами Аркадия, проезжающего по родным местам.
Картина «скудного края» дополняется описанием тех перемен, которые происходят в отношениях помещиков и мужиков. Среди героев романа мы находим образ «усовершенствованного слуги» — вольноотпущенного Петра. Впрочем, доверие к бывшим дворовым подорвано, традиционное окружение деревенского помещика в значительной степени нарушено.
Роман «Отцы и дети»
Задачи урока Показать семейные отношения в зеркале социальных. Аналитическое чтение страниц романа.
Выйти на расшифровку смысла названия. Учитель Сегодня мы поговорим о русских дворянах – братьях Кирсановых. Начнем с портретных характеристик.
Задание Как Тургенев описывает Николая Кирсанова? Ответ
«барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах»
. (гл. I)
«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы; он охотно ленился, но и читал охотно, и боялся общества»
.
(гл. VII) Вопрос Что мы можем сказать о характере Николая Петровича? Ответ Нерешительный, неделовитый, добродушный.
«Пухленький», сидит «подогнувши под себя ножки!».
Все это плохо вяжется с тем временем, в котором разворачивается действие романа. Вопрос Что еще мы можем добавить к характеристике Николая Петровича? Ответ Николай Петрович сентиментален: играет на виолончели, читает романтическую поэму «Цыганы» А.С.
Происхождение споров Базарова и Кирсанова
Базаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь. Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением.
Споры между Базаровым и Кирсановым велись по самым различным вопросам, они касались и воспитания, и общественного долга, и религии. Базаров – противник отживших устоев и культуры. Он выступает за уничтожение прежних идеалов, за активные революционные действия. Кирсанов придерживается давно усвоенных им «принсипов».
Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности.
Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа. Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь.
Павел Петрович Кирсанов
В образе Павла Петровича Кирсанова И.С. Тургенев воплотил традиционные черты либерально настроенной части русского дворянства. В романе ему отведена роль представителя гвардии «отцов» и самого яростного оппонента Базарова. Поскольку образ этого главного персонажа является собирательным, у него нет реального прототипа. Большая часть жизненной истории Павла Петровича остается за страницами произведения.
Описание героя
Б. Химичев в роли Павла Петровича. Х/ф «Отцы и дети», 1983
Павел Петрович – мужчина лет сорока пяти, аристократ до кончиков ногтей с изящными манерами и красивой, породистой внешностью: «красивый, изящно одетый», «лицо его… необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
У него есть младший брат Николай, с которым он проживает в поместье, и два племянника – старший Аркадий и маленький, недавно родившийся, Митя. Автор почти не дает информацию о детских годах этого героя. Известно лишь, что он вырос в семье, главой которой был малограмотный и грубый отец, дослужившийся до генеральского чина: «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».
После домашнего обучения Павел, благодаря связям отца, продолжил учебу в Пажеском корпусе, быстро и легко продвигаясь по карьерной лестнице: «вышел офицером в гвардейский полк». Наряду с новыми званиями он приобретал авторитет в аристократических кругах Петербурга, где «его уважали за его отличные, аристократические манеры» и наделили статусом светского льва. Мужчины втайне завидовали ему, а женщин сводило с ума его холодное равнодушие: «…ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»
В жизни Павла Петровича была история любви, которую можно назвать не иначе, как роковой. Предметом этой страсти была графиня Р., ради которой Павел пожертвовал блестящей военной карьерой: «Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней». «Года четыре провел он в чужих краях, гоняясь за нею…»
В итоге эта любовь оказалась безответной и разрушительной. Она морально уничтожила молодого человека, превратив его в мизантропа, избегающего общества: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» После известия о смерти графини Павел Петрович навсегда закрыл свое сердце, до которого не смогла достучаться ни одна женщина. Вскоре он навсегда обосновался в своем имении, где и предстал перед читателем в самом начале романа.
Несмотря на пережитую драму и связанные с ней страдания, Павел Петрович и по прошествии лет все еще остается видным и эффектным мужчиной. Он седовлас и невысокого роста, но ему удается сохранять ту «юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». Его ухоженность сквозит буквально во всем: безупречный и модный костюм дополняет белоснежный, каменно накрахмаленный воротничок, он пользуется дорогим «благородным» парфюмом, его идеально ухоженные ногти, по словам Базарова, можно отправлять на выставку. У Павла Петровича белоснежные зубы и красивый бархатный голос: «…заговорил он приятным голосом». Особенно хороши были его продолговатые черные глаза, которые казались еще прекраснее на фоне мраморной кожи лица: «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд…»
Несмотря на проживание в сельской глуши, Павел Петрович заявляет: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека». Он является подражателем всему английскому: заказывает себе английскую одежду: «…одетый в темный английский сьют…», дорогое какао и зеленый чай, читает английскую прессу: «Он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» Манеры Павла Петровича соответствуют его образу жизни. Он всегда и везде старается вести себя по-джентельменски, поэтому ему так отвратительно поведение Базарова: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Именно Базаров является тем человеком, который может вывести Павла Петровича из себя. Нередко его вспыльчивая натура не выдерживает, и, казалось бы, начавшаяся мирно беседа заканчивается бурным спором. О взрывном характере Павла говорит его брат Николай: «Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый».
Внешняя холодность Павла Петровича нередко отпугивает людей. Особенно настороженно к нему относятся простолюдины. Но в глубине души старший Кирсанов является отзывчивым и участливым человеком. Он почти никогда и никому не отказывает в просьбе, а также защищает интересы крепостных крестьян, правда, беседуя с ними, «он морщится и нюхает одеколон». Его брат Николай ценит в нем такие качества, как ум, великодушие и честность, что, по его мнению, является поводом для еще большего уважения: «Ты такой же благоразумный, как и великодушный… безукоризненно честный человек», «…ты самый добрый и умный человек в мире».
В то же время, в характере Павла Петровича присутствуют такие черты, как заносчивость и гордость. Сам он оправдывает это тем, что человек без самоуважения не может быть полноценным как для общества, так и для самого себя: «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе…нет никакого прочного основания общественному благу». Иногда он бывает насмешливым и как то по-забавному желчным: «С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично».
К своему брату Николаю он относится с огромной теплотой и любовью. Этому не мешает даже огромная разница в их характерах: «…с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил». Он бескорыстно предлагает Николаю помощь, когда того настигают финансовые трудности, ничего не требуя взамен. По сути, Павел Петрович – глубоко несчастный человек, «мертвец» в душе, как говорит о нем Аркадий. Виной всему его несчастная любовь к графине Р. Возможно, поэтому он так трепетно относится к своей семье, – любовь к брату и племяннику компенсирует ему то, что он недополучил в своей жизни.
Все меняется с приездом в имение Базарова. Умеренный, сдержанный Павел Петрович не в силах сдерживать ненависть по отношению к внезапному гостю. Прежде всего, он считает, что Евгений с его философией отрицания плохо влияет на Аркадия. Личная неприязнь усугубляется развязностью манер, цинизмом, неоправданной гордостью Базарова. Но больше всего самолюбие Павла Петровича ущемлено тем, что Базаров так же презирает его. Он не может принять того, что его, уважаемого человека, аристократа пытается оспаривать какой-то наглый нигилист.
В спорах, как правило, побеждает Базаров, и это еще больше разогревает Павла Петровича. Он понимает, что Базаров не оставляет ему никакой надежды, перечеркивая всю его бессмысленную и пустую жизнь. По этой причине он часто срывается, употребляя оскорбления, ехидные замечания и насмешки. Базаров же остается спокойным, приберегая силы для основной схватки.
Дебаты, которые разгораются между противниками, носят не частный характер, они спорят о будущем устройстве России. В них очень хорошо проявляются общественно-политические взгляды Павла Петровича. Рассматривая роль дворянства, Кирсанов жестко отстаивает позицию, согласно которой движущей и развивающей силой общества является аристократия. Он верит, что при помощи либеральных реформ и гласности аристократы приведут страну к так называемой «английской свободе». По мнению же Базарова, от аристократов вообще нет никакой пользы.
В следующем споре на тему нигилизма и его роли Павел Петрович резко осуждает это течение за пропаганду неуважения, отрицания и беспринципности. Говоря о бессилии нигилистов, Павел Петрович едко замечает: «Вас всего четыре с половиной человека» и сразу получает ответ Базарова: «От копеечной свечи Москва сгорела».
В спорах о народе Павел Петрович делает ставку на семью, христианство, крестьянскую общину, прославляя русскую патриархальность. Базаров же утверждает, что народ настолько невежественен, что не в силах понять собственных интересов. Нигилизм, по его утверждению – это и есть воля народного духа.
Наконец, в споре о природе и искусстве Кирсанов прославляет и то и другое, считая это одной из наивысших человеческих ценностей. В этом вопросе Тургенев четко принимает позицию Павла Петровича. Базаров отрицает и то и другое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а Рафаэль, по его мнению, вообще не стоит ломаного гроша.
Ни в одном из споров герои не достигают компромисса, а последнее слово всегда остается за Базаровым. Таким образом, дуэль можно рассматривать, как логическое завершение этого противостояния. Именно с помощью нее Кирсанов надеется одержать победу над Базаровым, который считает это решение глупостью: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!». Поэтому их поединок, как известно, заканчивается лишь легким ранением Павла Петровича. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически».
Роль героя в произведении
Павел Петрович – это тот персонаж, без которого роман потерял бы свою идейность. Столкновением Кирсанова и Базарова автор демонстрирует проблему разногласий между дворянами и разночинцами-демократами. Представляя Кирсанова, как человека, принадлежащего к «сливкам» аристократии, он показывает его честность, щедрость, сочувствие крестьянам, но, в то же время, с помощью тонкой иронии делает вывод о безжизненности принципов этого барина. Образом Павла Петровича Тургенев показал поколение, которому ничего не остается, как сойти с дистанции и со стороны наблюдать за прогрессом. Финал истории старшего Кирсанова происходит в Дрездене, где он живет в одиночестве, вдали от семьи и родины.
Развитие героя по мере сюжета
В молодости Павел Петрович был не похож на того человека, с которым знакомится читатель на страницах романа. Успешный офицер с блестящим будущим, красавец, покоритель сердец. Поражение в любви и последующая смерть возлюбленной лишают его всякой надежды на обретение счастья. Меняясь буквально на глазах, сгорая от испепеляющей его сердце любви, он не способен найти свое место в этом мире и поселяется в имении. Постепенно он начинает забывать свое прошлое, но не видит себя и в настоящем. Его мир настолько пуст, что споры с Базаровым становятся чем-то вроде развлечения для его израненной, нежной души.
В финале романа герой выбирает одиночество и покидает Россию. Его любовь, ставшая для него всей его жизнью, умерла, забрав с собой все живое, что когда-то было в его душе. Мертв и Базаров, не давший этой душе окончательно завянуть. За эти долгие годы Кирсанов смирился, стал спокойным и равнодушным. Завершая историю бесполезной жизни Павла Петровича, Тургенев сочувственно о. То ли упрек, то ли усмешка звучат в последних словах, посвященных герою: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот предмет – единственное, что связывает с родиной «мертвеца» Павла Петровича Кирсанова.
Отношение автора к герою
И.С. Тургенев разделяет высокие нравственные принципы Павла Петровича, но понимает, что они неспособны прижиться в той действительности, в которой он существует. Тургенев также акцентирует внимание на его отсталости от жизни. Все, что составляет жизнь Павла Петровича – это строгое следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и от которых не в силах отказаться. Сам же писатель не видит никакого смысла в таком существовании, потому что оно лишено какой-либо цели. Смысл жизни окончательно был утрачен Павлом Петровичем после разрыва с княгиней Р. По этой причине и называет автор своего героя «мертвецом».
В спорах Павла Петровича с Базаровым писатель придерживается нейтралитета и не поддерживает ни одну из сторон. Следовательно, конфликт отцов и детей остается открытым. Понимая всю глубину проблемы, автор не знает, как разрешатся вопросы, поднятые его персонажами. Тем не менее, эти вопросы и придают особую остроту повествованию, раскрывают образы каждого героя и показывают победу новых идей над старым отжившим миром «отцов».
Экранизации героя
В экранизациях разных годов роль Павла Петровича Кирсанова исполняли такие актеры, как Николай Никольский, Бруно Фрейндлих, Андрей Смоляков, Евгений Велихов. В 1983 году зрители познакомились с очередной постановкой режиссера Вячеслава Никифорова. Для исполнения роли Кирсанова был приглашен актер Театра им. Моссовета Борис Петрович Химичев (1933-2014). К тому времени в копилке актера уже насчитывалось 25 сыгранных ролей. Впоследствии сам актер будет считать роль в фильме «Отцы и дети» одной из самых значимых в своей карьере.
Кинокритики отмечали, что Павел Петрович в исполнении Химичева предстал перед зрителем «изящным рыцарем с глазами раненой серны, человеком чрезвычайно симпатичным и тонко обаятельным». Актеру удалось создать образ не только барина-аристократа, но и показать судьбу глубоко несчастного и одинокого человека, принявшего решение добровольно отречься от этого мира. Химичев сумел привнести в фильм ту лирическую ноту, которую можно назвать элегией одиночества, и которой огромное значение придавал сам Иван Сергеевич Тургенев.
Литература
- Татарова В. М. Поурочные разработки по русской литературе. 10 класс. I полугодие.- М., ВЛАДОС, 2021.
- Такташова Т. В., Загорская Е. Я., Ветошкина Л. А. Загадочная русская душа. Произведения русских писателей ХIХ–ХХ вв. с комментариями и заданиями.- М., Флинта, 2012.
- Джанумов С.А., Кременцов Л.П. Русская литература ХIХ века. 1850–1870 : учеб. Пособие.- М., Флинта, 2011.
- Доманский, В. А. Литература и культура : Культурологический подход к изучению словесности в школе.- М. : ФЛИНТА, 2020
- Русская литература. Историко-литературный журнал. № 2, 1984. / Гл. ред. В. В. Тимофеева. — Ленинград.: Изд-во Академии Наук СССР, 1984.
- Чайковская, И. Время Культуры. – СПб. : Алетейя, 2021.