Происхождение и воспитание
Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая Петровича Кирсанова, дядя Аркадия.
Братья Кирсановы воспитывались в семье боевого генерала 1812 г. Это был не очень грамотный, грубоватый человек, всю жизнь отдавший военному делу. При этом он не был злым, заботился о своих сыновьях и дал им хорошее образование.
Мать была типичной генеральшей, командиршей не только в семье, но и в обществе, в основном провинциальном, где командовал её муж сначала бригадой, потом дивизией и в силу своего чина играл значительную роль. Она, как жена генерала, пользовалась своим положением.
Павел Петрович пошёл по стопам отца и стал военным — окончил Пажеский корпус, привилегированное военное учебное заведение для молодых дворян, а затем поступил на службу в гвардию.
В светском обществе Петербурга он быстро стал своим, вёл ту же жизнь, что и другие молодые люди того времени (это подробно показал А. Пушкин на примере жизни Евгения Онегина). Имел большой успех у женщин.
Его карьера развивалась успешно, но всё изменила роковая любовь, постигшая молодого человека.
Роковая любовь
Однажды встретив на балу княгиню Р., влюбившись в неё без ума, 27-летний офицер Павел Петрович оставил блестящую карьеру военного ради этой женщины.
Её имя — Нелли. Она замужем, но детей нет.
Характер и поведение княгини непредсказуемы. В обществе она кажется весёлой и легкомысленной, танцует и шутит, а по ночам плачет, молится, не находит покоя, мечется по комнате или сидит бледная над Псалтырью. Она то смеётся без причины, то рыдает…
В общении с ней у Павла Петровича всегда оставалась какая-то недосказанность, тяжесть, он не мог разрешить загадку этой женщины и поэтому, любя её страстно, постоянно страдал, её загадочность манила его и мучила.
Когда она уехала за границу, он отправился за нею вслед, бросив и службу, и свою карьеру. Но княгиня уже охладела к нему, от этого его страдания стали еще сильнее. Наконец произошёл полный разрыв их отношений, и Кирсанов возвратился в Петербург. Но за 10 лет отсутствия он потерял все былые связи, утратил навык светской жизни — в прежнюю колею попасть уже не смог. Он начал избегать людей. Его жизнь потеряла смысл. И тогда он отправился в своё имение Марьино.
Что это было?
Скорее всего, так проявляются чувства у людей-однолюбов. Они любят раз и на всю жизнь. Это свойство человека, не зависящее от него самого и не подлежащее осуждению.
Что же касается княгини Р., то здесь налицо какое-то психическое отклонение — эти метания, внезапные переходы от смеха к слезам и т.д. Автор пишет, что «она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству». Вот и вся загадка этой женщины, которую так стремился разгадать бедный Павел Петрович.
Внешность
В начале романа Павлу Петровичу Кирсанову около 45 лет. Он среднего роста, красив и хорош собою даже и в этом возрасте — это природное, он с детства отличался красотой.
У него уже седые волосы, коротко подстриженные, но выглядит он моложаво, на лице его нет морщин. Он всегда тщательно следит за своей внешностью: его зубы поражали белизной, руки были с длинными розовыми ногтями. Его облик отличался изяществом и породистостью, сохранённой юношеской стройностью.
В одежде он щепетилен, одет по моде своего времени, дорого, со вкусом и даже в деревне не изменял своим правилам или, как он говорил, «принсипам». В споре с Базаровым Павел Петрович объяснял свою позицию так: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека…». С этим невозможно не согласиться, и ставить этот принцип в число отрицательных качеств человека нельзя. Ещё А. С. Пушкин убеждал, что «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». А гораздо позже А. П. Чехов расширил эту формулировку, сказав: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Павел Петрович Кирсанов как нельзя лучше соответствовал этой формуле. Он следил не только за своей внешностью, но и за поведением, никогда не позволял себе развязного тона в разговоре с людьми, был учтивым и внимательным.
Основные темы спора Е. В. Базарова и П.П. Кирсанова (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”)
Три основных спора Базарова и П. П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.
1) тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Кирсанова, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — «английская свобода» (конституционная монархии), путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
2) нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без принципов, считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является народна польза.
3) взгляд обеих сторон на народ. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежественен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм— проявление именно народного духа.
4) отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусстве («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически: («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.)
Евгений Базаров и Анна Сергеевна Одинцова. Испытание любовью в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?
любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть — это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.
В начале романа автор представляет своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм — это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления — надуманными и нелепыми. Таким образом, “…отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, — он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.
Общая характеристика поэзии 2-ой половины XIX века (Н.А. Некрасов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев).Гражданская лирика и «чистое искусство». Чтение наизусть стихотворения одного из поэтов.
Нужно сказать, что к середине 50-х годов, после явного господства прозы, наступает расцвет лирической поэзии. Писатели XIX века — Н. А. Некрасов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев.
Поподробнее о каждом из них:
Особенности лирики Некрасова:
1) Некрасов заговорил языком простого народа (особая лексика, стилизированная под фольклор; особые синтаксические обороты; намеренные ошибки в произношении, написании слов);
2) Поэт пишет для высших слоёв общества, чтобы те лучше знали о жизни простого народа;
3) Звучность, напевность стихов;
4) Ясный сюжет, наличие (обычно) нескольких персонажей, рифмованный рассказ;
5) Некрасов сблизил поэзию с прозой.
Основные темы творчества Некрасова:
— Тема поэта и поэзии («Поэт и гражданин», «Элегия», «Вчерашний день часу в шестом…»);
— Тема страдания русского народа (Некрасов проявлял интерес к судьбе крестьянских детей, к русской крестьянке). Сюда относятся стихотворения «В дороге», «Тройка».
— Тема природы («Несжатая полоса»).
Ф. И. Тютчев — основные темы и особенности:
— Тема природы (считал, что вселенная — это живое духовное существо, которое развивается и растёт, устремляется к торжеству правды и добра. При нём исчезает барьер между природой и человеком. Тютчев испытывает сожаление, горечь к людям, которым природа чужда и непонятна). Стихотворения: «Весенняя гроза», «Полдень», «Весенние воды».
— Тема любви (Тютчев считал, что любовь выводит человека из духоты одиночества. Даёт глоток свежего воздуха. Любовь не может утолить все потребности человека. В итоге она ведёт человека к гибели. В любви нет благообразия и гармонии. Это разрушительная стихия.) Стихотворения: «Она сидела на полу», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Ещё томлюсь тоской желаний».
— Философская тема (мир природы и человека в восприятии Тютчева не завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия — хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос — стихию примирения и гармонии. В хаосе преобладают демонические, в космосе — божественные энергии). Стихотворения: «День и ночь», «Silentium» («Молчание»).
Основные темы и особенности лирики А. А. Фета:
— Стихи о назначении поэзии (тема поэта и поэзии) (Фет считает, что истинный поэт должен освободить читателя от повседневных проблем, изменить его жизнь, подарить читателю другой мир, полный эмоций, впечатлений): «Одним толчком согнать ладью живую»;
— Тема любви (уделяет внимание к зарождению, началу чувств. Радостное состояние от первой влюблённости. Любовь — глубокое, стихийное чувство, несущее радость и боль. Ещё одной особенностью является отсутствие идеализированного образа героини): «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот, робкое дыхание»;
— Тема природы (проявляет интерес к переходным состояниям природы. Природы слита воедино с душевными переживаниями человека): «Вечер», «Это утро, радость эта».
Ещё можно сравнить Тютчева с Фетом (чтобы уж наверняка):
Сходства у них в том, что они современники. Что обоим поэтам характерен глубокий анализ душевных переживаний человека. Что они оба представители «чистого искусства».
Отличия:
— Фет в своих стихотворениях описывает минутное мгновение. Его поэтическое пространство наполнено цветом, запахами. Масштаб же Тютчева — космический. Он редко рисует с натуры. У него тяга к хаосу.
— В стихотворениях о природе, Фет уделяет внимание к переходным состояниям природы. Природы — это естественная среда для человека, по его мнению. У Тютчева же стихи о природе содержат творческие раздумья о судьбе (поэт-философ). Он стремиться понять природу, включить её в систему взглядов.
Характер
Павел Петрович, обладая устойчивыми жизненными принципами, ни на кого не давил и никого не призывал следовать его принципам. Он жил в имении Марьино, которым владел вместе с братом, прекрасно уживался со всеми членами семьи и не осуждал брата за то, что тот, дворянин, полюбил простую девушку, что у них есть ребёнок. К Фенечке он испытывал нежные чувства, отчасти оттого, что она была похожа на его возлюбленную, княгиню Р. Любил возиться с их сыном Митей. Помогал брату материально. Между ними никогда не было ссор или взаимных упрёков, что так часто случается между родственниками, особенно если дело касается финансовых вопросов.
Ко всему прочему, Павел Петрович был человеком практичным, с чем соглашался даже брат, хотя именно Николай Петрович в основном хозяйничал в имении.
Из-за различий во взглядах между Павлом Петровичем и Базаровым возник острый конфликт, который окончился дуэлью. Формальной причиной дуэли послужило то, что Павел Петрович увидел, как Базаров тайком целует Фенечку.
На дуэли никто не погиб, а Павел Петрович отделался легким ранением.
Что же за разногласия были между Кирсановым и Базаровым?
Идейные разногласия
Павел Петрович считал себя славянофилом (славянофилы верили, что у России свой, особый путь развития, не похожий на западноевропейский), но придерживался либеральных взглядов.
Либерал Кирсанов и нигилист Базаров постоянно спорили об актуальных проблемах того времени: отношении к общественному строю, дворянству, народу, религии, искусству.
Павел Петрович признавал, что общество несовершенно, существует много недостатков в его устроении. Базаров был того же мнения, но считал, что Кирсанов только обличает, а этого недостаточно, надо исправить общество. Главная цель нигилистов — деятельность. Но какую деятельность предлагает Базаров? Разрушить старый мир, а построением нового мира должен заняться кто-то другой: «Сперва нужно место расчистить».
Спор о русском народе. Кирсанова умиляет религиозность и патриархальность народа. Базаров за это же самое презирает мужика. Серьезные расхождения между ними и в отношении к искусству, к природе. Павел Петрович говорит о духовной жизни и необходимости культуры. Базаров же высмеивает всё то, что не имеет практического смысла («читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой глупо, наслаждаться природой — нелепо»), искусство только отвлекает человека от дела.
Чем же окончилась эта дуэль мнений?
Ничем. Победителя в ней нет. Каждый остаётся при своем мнении. В финале Тургенев показывает безжизненность идей обоих героев: Кирсанов уезжает за границу и живёт в Дрездене, не отрекаясь от своих принципов, но понимая, что в России происходит смена эпох, мировоззрений и поколений. Базаров уезжает к родителям и постепенно приходит к осознанию несостоятельности нигилистических принципов. Молодое поколение, заражённое идеями нигилизма, не способно изменить Россию к лучшему, т.к. прежде чем разрушать, надо твёрдо знать, что затем строить. Опыт предшественников игнорировать нельзя.
История персонажа
Иван Сергеевич Тургенев написал роман «Отцы и дети» в 1860 году. Для того времени произведение оказалось передовым и символичным. Кирсанов-младший и Базаров, герои романа, стали кумирами молодежи. Кирсанов-старший представлен в образе человека, чьи убеждения утратили былую актуальность. «Отцы и дети» описывает переломный момент, когда меняются социальные взгляды, пересматривается отношение к народу, отношение к науке и другие категории. Традиционные суждения сменяются прогрессивными, возникает спор поколений.
Иван Тургенев
Устоявшееся социальное сословие представлено в виде отцов. Старое поколение олицетворяет Павел Кирсанов, получающий упреки и осуждение со стороны молодежи, рассуждающей о нигилизме. Ему противопоставлен революционер Базаров. Антагонисты сталкиваются в словесных баталиях, отстаивая точку зрения. Финал романа раскрывает читателю степень правоты каждого из героев.
Вывод
Каждая новая эпоха даёт новых людей, а с ними — новые убеждения, взгляды, идеи. Но смена поколений не должна происходить революционным путём: сломать всё старое и на развалинах старого построить новый мир. Так не бывает. Вернее, бывает, в России так и произошло в 1917 г. Но это неправильный путь. Новое поколение должно брать всё лучшее от предыдущих поколений и развиваться дальше, только тогда возможно движение вперед. Образ Павла Петровича Кирсанова вносит равновесие в идеологический спор двух противников: нельзя искать истину в крайностях, она всегда посередине.
Какая идея дальше овладела бы Базаровым, если бы не смерть?
Возможно, Тургенев поэтому и не разделял нигилистических убеждений Базарова и развенчивал их, что предугадывал, к чему это может привести. Новое поколение ещё толком не выработало новых взглядов: нигилизм — переходное состояние мировоззрения героя, и он постепенно сам от него отходит.
Характеристика образа Павла Петровича Кирсанова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
История создания
Тургенев приступил к созданию романа «Отцы и дети» в 1860 году. Находясь в путешествии по Англии, писатель решил запечатлеть российскую действительность. Работу над произведением он начал, живя на острове Уайт. По первоначальной задумке центральным персонажем романа должен был стать молодой врач.
Раннее и современное издания романа «Отцы и дети»
Прототип Базарова, главного действующего лица, – доктор, встреченный писателем в поезде. В разговоре с собеседником Тургенев услышал отголоски нигилистических рассуждений. Это направление набирало популярность в ту пору, и горячие рассуждения юноши впечатлили автора.
В 1860 году окончена первая часть романа. Приехав в Париж, Тургенев много размышлял над идеей книги. Характеристика Базарова была для него важна, так как Иван Сергеевич поддерживал убеждения главного героя. Спустя некоторое время писатель почувствовал потребность вернуться в Россию, где закончил роман.
Иван Тургенев с коллегами по «Современнику»
Литератор смог воочию убедиться в том, как работают образовавшиеся общественные движения на родине (в это время было отменено крепостное право – глобальный шаг для страны и народа). Последние главы романа Тургенев дописывал в селе Спасское.
Впервые «Отцы и дети» опубликовали в журнале «Русский вестник». Образ Базарова, как и предсказывал писатель, вызвал многочисленные обсуждения и споры. Отклики в печатных изданиях не заставили себя ждать. История жизни, происхождение, цитаты молодого нигилиста разбирались в критических статьях.
Виссарион Белинский
После первой публикации Тургенев откорректировал текст произведения, изменив описание главного персонажа, сделав характер мягче. В 1862 году роман был опубликован с посвящением близкому другу Тургенева – Белинскому. Уникальность книги заключается в отражении извечного спора поколений на примере конкретной семьи, а также в сравнении общественно-политических взглядов представителей разных возрастов и сословий.
🗹