Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Коллекция сочинений: Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Произведение «Горе от ума» было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.
Софья — одна из главных героинь комедии. Хотя она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении — воспитание. Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет найти «мужа-мальчика, мужа-слугу». И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества.
Отец Софьи — богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич — один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или «умением подслужиться».
Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом «засели в траншею». Он говорит, что «счастлив в друзьях », которых, «смотришь», перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что «с ней вместе не служил», так он шутит с претензией на оригинальность. Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него — собирание сплетен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат.
Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает «повторяю». В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.
Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение. Репетилов — двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.
Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы — это те же Чацкие, которых никто не понимает.
Полная противоположность Чацкому — Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молчалине совсем нет искренности. Он — хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по «мильону терзаний», у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.
Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы. В фамусовском обществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление. Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти Фамусовы и молчалины — останутся не у дел. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество — социальное. «Безумен по всему» — в этом приговор общества устами Загорецкого.
Итак, в «группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.
«На всех московских есть особый отпечаток» (старая Москва в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).
А.С.Грибоедов был человеком, много сделавшим для своего Отечества. Отважный военный, талантливый дипломат, он вошел также и в литературу как создатель поистине гениального произведения — комедии «Горе от ума». Произведение было настолько «легко», что разлетелось на крылатые выражения, четверостишия, фразы. И в наши дни можно нередко услышать строки из комедии: «Чуть свет уж на ногах! И я у ваших ног», «Где оскорбленному есть чувству уголок», «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок» и многие другие. «Комедия нравов» создавалась в 19 веке, но она не утратила своей актуальности и сегодня. Свою комедию Грибоедов дописывал в Москве зимой 1823—1824 годов. Москва была городом его детства и юности, у автора было желание как можно точнее и достовернее узнать московскую жизнь. Он хотел отразить ее в пьесе по непосредственным живым наблюдениям, относящимся к тому же времени, когда происходит действие комедии. В Москве наиболее четко проявлялись общие принципы устройства дворянского мира, повседневная жизнь дворянского общества, там значение родственных связей, чинов и денег выступало в неразрывности и гармонии. Грибоедовская Москва — это город, где отслужившие свое тузы «живут и умирают». Эти тузы вместе со своими семействами представляют собой единый образ — «фамусовское общество», собравшееся на балу. В нем и нашли отражение все реальные черты московского дворянства. В центре этого круга стоит Павел Афанасьевич Фамусов — богатый помещик и крупный чиновник, имеющий большой вес среди московского барства. Это «старовер», ярый сторонник крепостничества и самодержавия. Косность, консервативность, обращенность в прошлое — вот основные характеристики Фамусова. Он благоговейно вспоминает о давно минувшем веке Екатерины: «Тогда не то, что ныне: \ При государыне служил Екатерине. \ А в те поры все важны, в сорок пуд…\ Раскланяйся, тупеем не кивнут. \ Вельможа в случае, тем паче, \ Не как другой, и пил, и ел иначе». Он выражает взгляды целого слоя заядлых реакционеров — «старичков», которые недовольны современной политикой Александра I, «засудят о делах, что слово — приговор». Это «прямые канцлеры в отставке по уму», которые свои сужденья черпают из забытых газет времен Очакова и покоренья Крыма». Но именно они и задают тон жизни в Москве, «без них не обойдется дело». Все новое, прогрессивное воспринимается Фамусовым и его гостями как угроза для их господствующего положения. Именно поэтому они так единодушны в оценке Чацкого, который кажется им вольнодумцем. Прогрессивный человек, декабрист по взглядам, убеждениям и моральным принципам, он кажется им проповедником «бездумных дум и мнений». Источник «вольности» московское общество видит в образовании: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей». Спасенье от «рассадников» образования Фамусов видит лишь в одном: «Собрать бы книги все да сжечь». Воспитание, которое получают дети московских дворян, делает их чуждыми всему русскому. «Смешенье языков французского с нижегородским» — итог такого воспитания. Именно вследствие рабского, слепого подражания Западу в России «ни звука русского, ни русского лица» скоро можно не найти. Ценность человека в московском обществе определяется количеством принадлежащих ему крепостных душ. «У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: пусть плохонький, но если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених», — наставляет Фамусов свою дочь Софью. Полковник Скалозуб, недалекий и беспринципный карьерист, становится для Фамусова объектом особой симпатии, ведь он «и золотой мешок, и метит в генералы». А значит, самая подходящая партия для его дочери. «Сергей Сергеич, дорогой!» — льстиво говорит с ним Фамусов. Люди, стоящие ниже на социальной лестнице или менее богатые, «фамусовскому обществу» видятся ничтожными и недостойными уважения. «Ослы! Сто раз вам повторять!», — кричит на слуг Фамусов. «А Чацкого мне жаль. По-христиански так; он жалости достоин…имел душ сотни три», — выносит вердикт «фамусовское общество», чванливо восклицая, что «только здесь ещё и дорожат дворянством». Княгиня Тугоуховская, стремясь найти дочерям достойных женихов и рассматривая поначалу кандидатуру Чацкого, кричит супругу: «Князь, князь! Назад!». Она узнала, что ее потенциальный жених беден. «Уж чужих имений мне не знать!» — обиженно заявляет Хлестова, споря о количестве крепостных у Чацкого. Карьера, богатство, почести — вот смысл жизни Фамусова и его круга. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора — вот образцы для подражания. Эти внесценические персонажи помогают раздвинуть автору рамки сатирической картины за пределы Москвы. Служба для Фамусова и его «соратников» — лишь источник дохода, они не занимаются делами по существу. Фамусов заявляет: «Обычай мой такой: подписано, и с плеч долой». Зато протекция, семейственность, кумовство очень популярны «в казенном месте»: «Ну как не порадеть родному человечку!» Ту же картину можно наблюдать и в военных кругах: «чтоб добыть чины, есть многие каналы». Ни интересы страны, ни развитие общества не заботят этих людей. Лишь личная выгода, деньги и чины! Дитя «фамусовского общества» и его «достойный» преемник — Молчалин. Все черты чиновничьего мира очень полно раскрыты в его образе. Благодаря Фамусову этот герой попал в Москву и продвигается по службе. «А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных» — говорит про него Чацкий. У Молчалина есть два таланта — «умеренность и аккуратность». Такие ловкие секретари, в «век покорности и страха» служащие «лицам, а не делу», обязательно добьются успеха, достигнут высоких постов. Что же, «фамусовское общество» будет жить дальше?! К счастью, в комедии существует образ Чацкого, воплотивший лучшие черты прогрессивных людей. Столкновение Чацкого и «всех московских» — суть общественного конфликта. Чацкий обличает все устаревшие устои общества. «Нет, свет уж не таков», — с надеждой восклицает он. К сожалению, человеческие пороки не проходят бесследно. Это страшно, но и сегодня мы можем видеть в нашем обществе гнилые черты фамусовщины. Хорошо, что есть комедия «Горе от ума», она всегда актуальна и позволяет взглянуть на самих себя со стороны.
🗹