Вопросы композиции структура сюжета романа айвенго. О чем рассказывает роман «айвенго»


Завязка романа: возвращение с войны

Главный герой романа – отважный рыцарь Уилфред Айвенго, единственный сын сэра Седрика Роттервудского. Седрик жаждет очистить родную землю от завоевателей. Он поддерживает последнего потомка саксонского короля Альфреда и планирует женить его на своей воспитаннице леди Ровене. Но Ровена и Айвенго любят друг друга, и отец изгоняет сына из дома как помеху своим планам. Айвенго отправляется с королем Ричардом Львиное сердце в Третий крестовый поход.
В начале романа молодой воин возвращается на родину после тяжелого ранения и вынужден скрывать свое имя. Король Ричард томится в плену, а Англией правит принц Джон, который поддерживает норманнскую знать и угнетает простой народ.

Вопросы композиции структура сюжета романа айвенго. О чем рассказывает роман «айвенго»

Творчество Вальтера Скотта — важный этап в развитии ли­тературного процесса в Англии, отразивший переход от ро­мантизма к реализму.

Творческий метод и стиль романов Скотта — явление сложное. Скотт опирался на достижения писателей XVIII в., считая своим учителем Филдинга. Однако он жил в иную эпоху, и творчество его знаменовало новый этап в развитии романа. Не уступая своим предшественникам в художест­венном мастерстве. Скотт превосходит их не только глуби­ной своей исторической концепции, но и более совершенным способом построения романа и раскрытия характеров. Ро­мантизм в творчестве Скотта своеобразно сочетается с ярко выраженными реалистическими тенденциями. Исследовате­ли отмечают, что Скотт включил «романтическое» в круг реального».

В мировую литературу Вальтер Скотт вошел как создатель исторического романа.

С присущей ему глубиной Скотт отобразил жизнь самых различных эпох, начиная со средних веков и кончая тем вре­менем, когда жил он сам. Скотт увидел «тайну жизни» совре­менного ему общества в его переходном характере.

Писатель жил на рубеже XVIII и XIX вв., в ту переломную эпоху, когда феодальные отношения сменялись буржуазными. Феодально-патриархальная Шотландия уходила в прошлое; на смену ей приходила Шотландия буржуазно-помещичья. Смена эпох обостряла интерес к прошлому, к истории, поро­ждала стремление разобраться в закономерностях ее развития. Величие и сила Скотта заключаются в том, что он соединил в своем творчестве изучение истории с философским осмысле­нием событий прошлого и блестящим художественным мас­терством романиста.

Вальтер Скотт родился в столице Шотландии

Отец Скотта был известным адвокатом. Изучению юриспруденции сразу же после окончания школы посвятил себя и будущий писа­тель. Работая в конторе отца, он познакомился с шотландским и английским законодательством. Недолгая адвокатская прак­тика, связанная с разъездами по стране, работа секретаря эдин­бургского суда и шерифа одного из округов Шотландии — все это помогло молодому Скотту познакомиться с жизнью и не прошло бесследно для будущего романиста. Прошлое родины вызывало живой интерес у Скотта. Он начинает собирать памятники шотландского фольклора, записывает баллады и песни, посещает места исторических событий, изучает исто­рию Шотландии, Англии и других европейских стран.

Народное творчество вдохновило Скотта на создание романтических баллад

Однако оно было лишь подготовительным этапом к созданию знаменитых романов.

В своих романах Вальтер Скотт обращался к значитель­ным историческим событиям. Он показал столкновение соци­альных сил в различные эпохи. Скотт более глубоко, чем ка­кой-либо писатель до него, раскрыл роль социальных кон­фликтов в истории человечества.

Велика заслуга писателя, сумевшего показать народные движения, создать значительные народные характеры. Всей логикой развертывающихся в его романах событий Скотт под­черкивал зависимость судьбы отдельного человека от хода истории; он обладал способностью раскрывать характер каж­дого действующего лица как характер, определяемый историче­ской эпохой. Вместе с тем он прекрасно передал особенности быта людей, их обычаи и нравы, колорит страны и эпохи.

Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов, поддерживал правительство тори и был сторонни­ком конституционной монархии. Объективно Скотт призна­вал право народа на борьбу против угнетения, но он опасал­ся революционных преобразований, и его пугала идея наро­довластия.

За свою жизнь Скотт написал 28 романов, несколько по­вестей и рассказов. Многие его романы посвящены истории Шотландии: это так называемые шотландские романы(«Роб Рой») и истор прошлое Англии в романах «Айвенго», «Квентин Дорвард» и др.

И все же главное в романах Скотта не изображение быта и нравов, а изображение истории в ее движении и развитии. В предисловии к роману «Айвенго» Скотт писал, что для вос­произведения исторического прошлого вовсе не обязательно пользоваться архаизированным языком и делать человеческие чувства примитивными. Он подчеркивал, что романист дол­жен рассматривать историю с позиций человека своего време­ни. Этой точки зрения Скотт последовательно придерживался в своем творчестве. Проблематика его романов всегда значи­тельна, и о какой бы эпохе он ни писал, он осмысливает ее с точки зрения современности. Каждый из романов Скотта открывает перед читателем целый мир важных исторических событий и больших человеческих чувств. В своем единстве его романы составляют грандиозную панораму жизни Англии и Шотландии на протяжении нескольких столетий, от конца XII до начала XIX в.

С историей утверждения феодальных отношений в средне­вековой Англии связано действие романа «Айвенго». Собы­тия происходят в конце XII в. Это был период борьбы между англосаксами, жившими на территории Англии уже несколь­ко веков, и завоевателями — норманнами, завладевшими Анг­лией в конце XI в. Борьба усложнялась социальными проти­воречиями между крепостным крестьянством и феодалами (как норманнами, так и англосаксами). В этот же период шла борьба за централизацию королевской власти, борьба короля Ричарда против феодалов. В романе Скотта и представлена эта сложная эпоха.

Многообразна галерея действующих лиц романа: предста­вители старой англосаксонской знати (Седрик, Ательстан), нормандские феодалы и рыцари (Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси), крестьяне-рабы (Гурт и Вамба), церковники (аббат Эймер, великий магистр Лука Боманоар, монахи), король Ричард Львиное Сердце, ведущий борьбу против феодальной клики, возглавляемой его братом принцем Джоном. Скотт дает острые социальные характеристики феодалов-угнета­телей, рисует реалистическую картину жестокости феодаль­ных порядков и нравов.

Уже в самом начале повествования подчеркнут контраст между красотой величественной природы и условиями жизни народа. Две человеческие фигуры возникают на фоне лесного пейзажа; на шее каждого из них надеты металлические коль­ца, «вроде собачьего ошейника, наглухо запаянного». На од­ном написано: «Гурт, сын Беовульфа, прирожденный раб Сед­рика Ротервудского»; на другом — «Вамба, сын Уитлисса Без­мозглого, раб Седрика Ротервудского». Крестьяне-рабы ведут разговор о положении дел в стране. «У нас остался только воздух, которым мы дышим, — говорит Гурт, — да и его у нас не отняли потому только, что иначе мы не были бы способны выполнять работу, наваленную на наши плечи».

В народных сценах и в народных характерах отчетливо проявилась связь творчества Скотта с фольклорной традици­ей. Прежде всего это чувствуется в образе Робина Гуда, соз­данного на основе народных преданий. В соответствии с на­родными балладами и песнями Скотт описал Робина Гуда как подлинно народного героя, борца с несправедливостью. В традициях английского народного творчества написаны сце­ны стрельбы из лука, поединка на дубинках в лесу. В духе народной поэзии даны и образы отважных стрелков Робина Гуда, в частности веселого шутника и балагура, бесшабашно­го монаха Тука, борющегося на стороне крестьян. Любитель выпить и обильно поесть, Тук заставляет вспомнить шекспи­ровского Фальстафа

Скотт создал новое худ. мышление лит-ры нового времени. Вперед двинулась фил-ия истории. С. совершил перелом, открыл европейцам их собственную историю, прошлое, мир средневековья. Творческий метод – сложное сочетание преобладающего начала романтизма с ярко выраженными тенденциями реализма. Фантастика в романах связана с поверьями народов и особенностями его мировоззрения в каждую из описываемых эпох. Достоинство ист. романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор. событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ. порядка. Рисует реалистическую картину жестоких феод. порядков и нравов. Средневековье в романе – кровавый и мрачный период. Образ короля Ричарда идеализирован, в этом консерватизм Скотта, это повлекло за собой романтизацию. Реалистично передан народ и его вожаки – Робин Гуд (Локсли). Но на мастерски воссозданном истор. фоне, при сравнении с галереей оригинальных и блестящих образов, проигрывают центральные герои – Айвенго, Ровена. Много истор. Деталей, подробности – истор. колорит

Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий. Айвенго – многоплановы остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени. В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью.

Айвенго представляет собой роман о Средневековье времен Ричарда «Львиное Сердце». Повествование идет неспешно, подробно рассказывается о героях романа, подробные детали. Ричард Львиное сердце появляется в романе как Черный рыцарь, но его тайна раскрывается только в конце. Герои описаны довольно романтически.

Айвенго

в любой ситуации поступает согласно чувству долга, хранит верность любимо Ровене. Он сжалился над Исааком, уступил ему место у очага, побеждает в нескольких поединках рыцарей-храмовников, спасает красавицу Ревеку, не изменяя рыцарским понятиям чести. Т. е. Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков.

Любовь Айвенго

. Он влюблен в Ровену, но судьба его распорядилась так, что он встретил Ревеку, которая возможно превосходит Ровену, она более отважная, благородная. Но т. к. Айвенго идеальный романтический герой он не может забыть свою возлюбленную несмотря на то, что думает о Ревеке.

Есть еще один романтический герой – Ричард Львиное сердце

. Романтического Ричарда больше всего привлекает слава бродячего рыцаря, нежели победа во главе стотысячного войска. Истинный Ричард Львиное сердце, как историческая личность, вовсе не был романтическим героем, но Вальтер Скотт ввел его именно как еще одного романтического героя, который следует понятиям о рыцарской чести. В те времена рыцарскими понятиями запрещалось совершать насилие над беспомощным рыцарем. Рыцарю трудно оставаться в бездействии, когда вокруг него совершаются доблестные подвиги. Айвенго, несмотря на ранения, последовал за Ричардом, чтобы помочь ему. Самое страшное преступление – это измена чести и долгу. Построение романа. Автор в результате наказал преступников смертью, от того, что действовали не по правилам рыцарства.

Очень ярки женские образы

. Образ Ревеки более яркий, чем белокурой Леди Ровены, которая предтавляет собой типичный образ прекрасной дамы. А образ Ревеки более сложен, пославленная в особое положение в силу своего происхождения, она является более гордой, смелой, мужественной. Она иначе оценивает битву под стенами замка. Айвенго считал, что рыцари должны бросаться в бой, а для нее это было страшно. Она тайно влюблена в Айвенго. Она врачует раны, исцеляет больных. У нее свои понятия о чести, именно она в ситуации выбора между жизнью и смертью ведет споры с храмовником о судьбе. Она способна объективно и поэтически оценить характер своего похитителя Буагильбера. Ей не суждено быть счастливой. Она воплощает идею автора, что самопожертвование не может быть вознаграждено. Образ Ровены немного расплывчат по сравнению с Ревекой, она не столь стойко переносит все трудности, когда она узнала, что ей придется выйти замуж за нелюбимого, она начинает плакать. А Ревека в подобной ситуации поступила смелее – она хотела сброситься с огромной высоты – она более смелая и образ ее более многогранен.

Бриан де Буагильбер

. Очень яркий образ. Предстает как суровый, жесткий человек. Видно его отношение к церкви, его вера. Несмотря на свой титул священного лица он достаточно пошло говорит о саксонской принцессе Ровене, совершенно не как духовное лицо. И мы видим его не как положительного персонажа. Но потом он влюбляется в Ревеку, видна его внутренняя борьба. Он готов отказаться от своего титула, имени, он готов бросить себя, опозорить ради своей страсти. На турнире, когда решается жизнь Ревеки он подходит к ней и делает последнюю попытку бежать с ней, но она отказывается и что может быть не очень правдоподобно, умирает потом от душевных переживаний, что явно показывает романтическую линию (он погибает). В результате Ричард получил память потомков, Айвенго – любовь возлюбленной, Ревека – чистую совесть.

Небольшая статья, по сути — жанровый анализ романа. Статья старая. Так что замечания и поправки принимаются. Вальтер Скотт (1771 – 1832) – писатель эпохи романтизма, представитель «старшего поколения» английских романтиков, в своем творчестве намного опередивший время. Шотландский баронет, путем самообразования приобрел обширные историко-этнографические познания, собирал фольклор, коллекционировал старинные книги и рукописи. очень любил свой родной край. Вальтер Скотт по праву может считаться создателем нового жанра исторического романа в современном его виде. Исторический роман Вальтера Скотта сочетал в себе черты различных жанров: нравоописательного, психологического, авантюрного романов. Его исторические романы наполнены достоверными фактами, они исторически адекватны и дышат народным духом – так органично вплетены в ткань повествования народные поверья, фольклор, народная мудрость. Творчество Вальтера Скотта следует рассматривать как переходное явление в литературе того времени. В его романах реалистические тенденции берут верх над романтическими, как художник Вальтер Скотт больше реалист, чем романтик. Но при этом он романтизирует эпоху и народ. Бальзак называл Вальтера Скотта литературным «отцом» поколения писателей-реалистов. Свою задачу Вальтер Скотт как писателя исторического романа видел в «воскрешении прошлого», которое для него состояло в точном изучении и воспроизведении быта, культуры, нравов различных людей той или иной эпохи. Его персонажи – исторически обусловленные личности, которые и дают представление о нравах изображаемой эпохи, «воскрешают» ее дух. Вальтер Скотт воспевал верность долгу и мужество, честь и достоинство, героизм и искренность чувств. Достоверность – фольклорно-этнографическая, психологическая и историческая выгодно отличает творчество Вальтера Скотта от его современников с их неправдоподобной и идеализированной стилизацией «старины». Наследие Вальтера Скотта велико: множество стихотворных произведений, 41 том романов и повестей, 15 томов писем и дневников. Его исторические романы разделяются условно на две тематические группы: «шотландские» и «английские». «Айвенго» относится к «английской» группе. Роман «Айвенго» в частности и исторический роман Вальтера Скотта вообще сильно отличаются от произведений современников писателя и даже тех из них, кто принадлежал к той же школе романтизма, что и он. Конкретность – вот что прежде всего отличает исторические романы Вальтера Скотта от произведений других романтиков с их приблизительной и туманной, фантастической и стилизованной «стариной». Во всю меру отпущенных ему возможностей Вальтер Скотт старался постичь народную жизнь и через нее – общие закономерности исторического развития, смены эпох и нравов. Общие композиционные особенности романов Вальтера Скотта, как правило, связаны с позицией автора. Рассказчик безлик, но несмотря на это, он постоянно присутствует в повествовании и играет в нем существенную роль, передавая прошлое. Кроме того, рассказчик служит связующим звеном между стариной и современностью. Это не участник событий, поскольку события слишком далеко отстоят по времени, он, так же, как и читатель – наследник тех событий, но при этом еще и хранитель живой преемственности. В романе «Айвенго» Вальтер Скотт несколькими предисловиями, серией постепенных подступов к повествованию стремится привести читателя в непосредственное соприкосновение с отдаленным прошлым. Воспроизводя прошлое, Вальтер Скотт избегает параллелей с настоящим, не пользуется аналогиями, намеками и иносказаниями, которые могли бы превратить историю в карнавально наряженную современность. Все же он воспроизводит прошлое в его связи с современностью, но показывает прошлое не как параллель, а как источник современности. Это не притча, составленная на материале истории, а старательное выявление отдаленных причин того, что совершается сегодня. У Вальтера Скотта первый план занимают герои, им самим созданные, а исторические лица как бы отходят на второй план. В «Айвенго» действуют известные исторические персонажи: Ричард Львиное Сердце, принц Джон, Робин Гуд. Но ни один из них не является главным героем, они появляются в отдельных эпизодах. Описывая средневековье, писатель чаще всего обращается к тем его этапам, когда борьба различных сил была наиболее острой, к переломным и проблемным эпохам. Действие романа «Айвенго» происходит в самом начале собственно английской истории, к тем временам, когда из сплава англосаксов и пришлых норманнов начинает формироваться английский народ. Это – XII век, спустя сто лет после завоевания Англии Вильгельмом. Когда норманны завоевали Англию, они столкнулись там с англосаксонским населением, тоже, в свою очередь, когда-то завоевавшим эти острова, но к этому времени уже прожившем там более четырех столетий. Кроме того, это было время крестовых походов, время усиления феодалов. Роман «Айвенго» был написан Вальтером Скоттом в период наибольшего расцвета его мастерства. Вальтер Скотт в этом романе разрабатывает проблему столкновения местного и общегосударственного, патриархальности и прогресса. Норманны в эту эпоху в Англии еще не слились с англосаксами, и англосаксонская старая знать, и новые норманнские бароны постоянно враждуют между собой. Простой народ одинаково угнетаем и теми, и другими, но в силу патриархальной привычки и национального признака склоняется к англосаксонским феодалам и поддерживает их. В романе народ занимает, можно сказать, центральное место – мы видим немало персонажей из народа, наиболее заметным, исторически известным и знаковым из которых является Робин Гуд, в романе носящий саксонское имя йомена (свободного крестьянина) Локслея. Поэтические пейзажи романа, лирические описания, подробности быта – все это проникнуто духом истории и создает дополнительный исторический фон. Детали быта, данные как бы вскользь, как бы окунают читателя в описываемую эпоху. Например, такую роль играют рабский ошейник свинопаса Гурта, еврейская шапка старого Исаака, тамплиерский плащ де Буагильбера и многое, многое другое. Для достижения еще большей достоверности Вальтер Скотт использует в романе свой излюбленный прием, при котором главные действующие лица представляются читателю как бы невзначай, в будничном представлении, а исторические лица – еще и «инкогнито». В «Айвенго» дана широкая картина средневековья того времени, когда в Англии еще не угасшие противоречия, вызванные норманнским завоеванием, отступали на задний план перед новыми социальными столкновениями, которые должны были привести к ограничению королевской власти и к принятию Великой Хартии вольностей. Судьба Вильфрида Айвенго, англосакса, ставшего приверженцем норманнского короля Ричарда Львиное Сердце и призванного, таким образом, служить примирению прошлого и настоящего своей страны, решается на пестром и многообразном фоне общественной жизни Англии XII века. Вальтер Скотт не идеализирует средневековье, он изображает и теневые его стороны: произвол феодалов и королевской власти, безнаказанность тамплиеров, разбогатевших на грабежах в Святой земле и на ростовщичестве в Европе, церковных иерархов, обладающих огромной властью, бесправие евреев (что ярко иллюстрируется эпизодом с похищением еврейки Ревекки и издевательствами над ее отцом с целью отобрать у него деньги), рабство и жестокое угнетение народа, междоусобицы баронов. Вальтер Скотт вкладывает в образы раба-свинопаса Гурта и шута Вамбы народную мудрость и народный юмор – чтобы посредством этих плебеев дать подлинную, народную историческую картину эпохи. Благородные господа в романе не настолько ярко отражают и олицетворяют свою эпоху, как народ, такие вот плебеи, стоящие в самом низу социальной лестницы – шут, раб и еврейская девушка, стрелки Робин Гуда, бродячие монахи. Благородные господа показаны по-разному, и каждый в своей мере отражает те или иные проявления и эпохи, и своего класса. Очевидно, что Вальтер скотт больше симпатизирует не «победителям», норманнским баронам, а «побежденным», саксонским танам. Но при этом и автор, и читатель вместе с ним восхищаются Ричардом Львиное Сердце, и даже негодяй-тамплиер тоже вызывает определенные симпатии, являясь ярко выраженным типом романтического злодея. У Вальтера Скотта часто в центре сюжетной линии, разворачивающейся на фоне каких-то крупных исторических событий, стоит достаточно условно описанная любовная пара, но жизнь влюбленных прямо связана и зависит от исторических событий. В «Айвенго» такая пара – это сам Айвенго и леди Ровена, представительница одного из древнейших саксонских родов. Сюжет построен на приключениях Айвенго – сына англосаксонского тана. Он разворачивается на широком фоне борьбы англосаксонских и норманнских феодалов в дни царствования Ричарда Львиное Сердце. Фигура Айвенго – главного героя – довольно бледна, и даже несколько модернизированна, больше похожа по характеру и настроениям на человека XIX века. То же самое можно сказать и о главной героине – леди Ровене. Однако для Вальтера Скотта главным было соблюдение характерного для всего его творчества условия – зависимости судьбы Айвенго от тех исторических событий, участником или свидетелем которых он так или иначе оказался. После норманнских завоеваний, когда норманнские рыцари под предводительством Вильгельма завоевали Британские острова, начался длительный период ассимиляции, протекающий весьма болезненно. При завоевании были отняты у англосаксонских танов земли и переданы норманнским баронам. Все это нашло отражение в романе «Айвенго», где автор изображает взаимную вражду англосаксонских танов и норманнских баронов, причина которой кроется не столько в оскорблении национальных интересов, сколько в ущемлении интересов собственнических. Кроме того, автор изображает борьбу норманнских феодалов против Ричарда Львиное Сердце с целью ограничения королевской власти и увеличению собственных прав. Народ в романе выступает носителем национальных традиций, решает исход борьбы короля с непокорными феодалами, возглавляемыми принцем Джоном. Поддержка короля народом против феодалов было в те времена явлением естественным – для народа власть короля была священной, данной Богом, и в короле заключалась справедливость, его суд был равным для всех – и для раба, и для феодала. Народ не оставлял надежды на укрощение распоясавшихся феодалов, представленных в романе в неприглядных образах норманнских баронов. Можно сказать, что в их лице автор изобразил целую портретную галерею насильников, хищников и эксплуататоров. Кровожадный и тупой Фрон де Беф, подлый Мальвуазен и не менее подлый де Брасси, авантюрист и насильник де Буагильбер, ханжески носящий на плаще крест рыцаря-монаха. Да и прелаты тоже не слишком привлекательны, особенно аббат Эймер с его совершенно неуместной для служителя церкви любовью к роскоши и сластолюбию. Но при этом Вальтер Скотт не очень приглядно изображает и англосаксонских танов. Они туповаты и ограниченны, и если в образах норманнских баронов автор порицает насилие и хищничество, то в образах англосаксонских танов он осуждает патриархальную консервативность, мелочность, неуместную и ненужную верность отживающей старине. Примирением старого и нового, синтезу каких-то положительных качеств того и другого служат в романе образы Ровены и Айвенго – молодого поколения старой англосаксонской знати, которые в силу своей молодости могут принять то, что отрицается их предками. Так, Айвенго верно служит королю-норманну, а Ровена готова на все, чтобы спасти честное имя любимого.

В романе «Айвенго» описывается конец ХП века, царствование Ричарда Львиное сердце. Т. е. период, когда начинает формироваться английская нация, складывающаяся из местного населения – англосаксов, французских рыцарей, потомков завоевателей-норманов и широких народных масс, еще сохраняющих общинный или племенной уклад жизни. После норманнского завоевания 1066 года в действительности происходила длительная и кровавая общественная и национальная борьба. Но в официальной исторической науке Англии этот процесс рассматривался как сравнительно недолгий и почти безболезненный.

Вальтер Скотт в своем романе раскрывает действительную историческую ситуацию, которая сложилась в Англии спустя сто с лишним лет после Вильгельма-завоевателя. Король Ричард Львиное Сердце томится в австрийском плену, норманнские дворяне во главе с братом короля принцем Джоном притесняют местную родовую знать – Франклинов и угнетают народ, который ждет возвращения короля, ведь он один может положить конец бесчинствам норманнов и сплотить вокруг себя английскую нацию.

Молодой рыцарь Айвенго, приближенный и друг Ричарда возвращается в одежде пилигрима из крестового похода, вызывает на бой гордого храмовника (тамплиера) Бриана де Буагильбера, сражается на турнире, попадает раненным в плен к Реджинальду Фрон-де-Бефу, замок которого берут штурмом Ричард, вернувшийся из плена, Робин Гуд и крестьяне. Айвенго, несмотря на рану, спасает жизнь еврейки Ревекки, выступив ее бойцом на «божьем суде». Но фактически Айвенго очень мало участвует в действии, его роль как главного героя романа заключается не в участии в битвах и интригах, а в том, что он – сын Франклина Седрика и рыцарь Ричарда – является носителем идеи единства страны. Три группы героев представляют три временных этапа. Седрик Сакс, Ательстан – прошлое Феодалы-норманы и Ричард – настоящее Айвенго – будущее Реджинальд Фрон де Беф, Бриан де Буагильбер представляют рыцарей-разбойников, а орден тамплиеров, к которому принадлежит Бриан, долгие века считался препятствием на пути возникновения европейских национальных государств.

Поражение и изгнание ордена из Англии воспринимается как предвестие его разгрома французским королем Филиппом 1У Красивым. Леди Ровена и Ревекка – дочь еврея Исаака представляют два различных женских типа – в традициях еще рыцарского романа главная героиня должна быть белокурой и синеглазой, а черноволосой – либо служанка, либо злодейка. Это противопоставление двух типов будет повторяться во многих романах Скотта.

Исторический роман Вальтера Скотта оказал большое влияние на развитие романа в ХIХ веке (Бальзак, Гюго др)

    В романе Вальтера Скотта «Айвенго много положительных героев. Это и вольный стрелок Локсли (Робин Гуд) со своими друзьями, и Седрик Сакс, и его верные слуги Вам-ба и Гурт, и дочь старого еврея Исаака красавица Ревекка. Но мне больше всего по душе двое…
  1. Новое!
    Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей — ростовщик и его обаятельная дочь — наделены специфическими чертами характера,…
  2. Английский писатель Вальтер Скотт (1771–1832) еще в детские года проявил интерес к истории своей родины, народных баллад, семейных легенд. Позднее детально изучал историю Шотландии, Англии, других стран Европы. Интересовался фольклором, архитектурой….

    Она только ждет, незыблемая, как статуя, спокойная и невозмутимая даже во время плена. Все работает на нее: и ее внешность, и традиции их еще детской дружбы, и религиозное единство, и уверенность в чувствах Айвенго. «Поэтому, кто имеет, прибавится еще,…

  3. Новое!
    Я листаю страницы романа, который только что прочитала, и снова в своем воображении вижу Ребекку. Она привлекала внимание каждого, кто смотрел на нее и навсегда запомнел ее блестящие глаза, белые, будто жемчуга, зубы, смуглявый оттенок лица, тонкие брови…

Анализ произведения Вальтера Скотта «Айвенго» -тематика и проблематика, сюжет и композиция

«Айвенго» анализ

Год написания

— 1819

Тема «Айвенго»

: рассказ о подвигах Айвенго, Ричарда на фоне вражды норманнов и саксов.

Проблематика «Айвенго»

: борьба за независимость, власть, объединение страны, любви, чести, измены, веры, верности.

Конфликты

: политический, национальный, религиозный.

Идея произведения:

помнить и изучать историческое прошлое, пытаться избежать ошибок, которые имели серьезное влияние на дальнейшее развитие страны.

Композиция романа «Айвенго»

1. Завязка

— встреча героев: приора Эймер, Бриана де Буагильбера, Исаака, Айвенго, переодетого пилигримом, в доме Седрика Сакса

2. Развитие событий

— а) турнир в Ашби; б) саксонцы в плену норманнов в замке Фрон де Бефа; в) штурм замка Фрон де Бефа Локсли (Робин Гуд) и Черным рыцарем (Ричард Львиное Сердце) г) суд над Ревеккою

3. Кульминация

— поединок между Айвенго и Буагильбером

4. Развязка

— смерть Буагильбера, возвращение престола Ричарду, бракосочетания Айвенго и Ровены

«Айвенго» главные герои

  • Уилфред Айвенго — рыцарь, главный герой
  • Бриан де Буагильбер — храмовник, норманнский рыцарь, главный враг Айвенго
  • Ребекка — дочь еврейского ростовщика
  • Исаак из Йорка — отец Ребекки, еврейский ростовщик
  • «Чёрный рыцарь», «Рыцарь Висячего Замка» — Ричард I Львиное Сердце
  • Локсли — йомен, лучник
  • Отшельник — брат Тук
  • Ровена — возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
  • Седрик — отец Айвенго, саксонский тэн
  • Ательстан Конингсбургский — потомок последнего короля саксонской династии
  • принц Джон — наследный принц и брат короля Ричарда
  • Реджинальд Фрон де Беф — норманнский барон, владеющий имением Айвенго и замком Торкильстон
  • Вальдемар Фиц-Урс — влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
  • Приор Эймер — приор аббатства святой Марии в Жорво
  • Морис де Браси — рыцарь-иоаннит, командир дружины наемников, в котором сочеталось коварство и благородство. Взят в плен Ричардом Львиное Сердце.
  • Лука Бомануар — вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
  • Конрад Монт-Фитчет — наперсник Бомануара
  • Альберт Мальвуазен — настоятель прецептории Темплстоу
  • Филипп Мальвуазен — местный барон, брат Альберта
  • Гурт — свинопас Седрика Сакса
  • Вамба — придворный шут Седрика Сакса
  • Ульрика (Урфрида) — пленница Фрон де Бефа, дочь убитого им тэна Торкиля Вольфгангера

Развитие событий: турнир в Ашби

Большой турнир в Ашби выводит на сцену всех действующих лиц. В соревнованиях по стрельбе побеждает йомен Локсли. Бесчестный рыцарь-храмовник Бриан де Буагильбер и барон Фрон де Беф, захвативший имение Айвенго, вызывают всех желающих сразиться с ними.
Их вызов принимает таинственный Рыцарь, Лишенный Наследства, которому в последний момент помогает не менее таинственный Черный Рыцарь. Объявленный победителем турнира, Рыцарь, Лишенный Наследства провозглашает леди Ровену королевой любви и красоты. Принимая награду из ее рук, рыцарь снимает шлем и оказывается ее возлюбленным Айвенго. Он падает без чувств от полученной в бою раны.

Счастливая развязка

По законам жанра, последние сцены раскрывают нам все тайны и вознаграждают положительных героев романа. Черный Рыцарь оказывается вернувшимся из плена королем Ричардом, который тут же наводит в Англии порядок. Стрелок Локсли оказывается Робин Гудом: он отправляется дальше защищать безвинно пострадавших. Айвенго женится на Ровене с благословления своего отца.
В своем романе Вальтер Скотт показал читателю идеального рыцаря, красивого, верного и отважного. Все мыслимые достоинства, собранные в одном человеке, сделали образ Айвенго синонимом безупречного рыцарства.

Отзывы читателей

Поучительный и захватывающий роман. В нем затрагивается историческая тематика. Нужно помнить свое прошлое, изучать историю. Проблематика романа — борьба за независимость и власть, любовь, честь, верность. Порой люди готовы пойти на все ради материального благополучия. Но человек должен быть милосердным, благородным и честным, несмотря ни на что. Очень краткое содержание «Айвенго» выглядит так. Главный персонаж встал на пути у своего отца, за что был изгнан из дома и лишен наследства. Но через некоторое время он вернулся, завоевал сердце возлюбленной, верно служил своему королю.

Арсений

Я читал «Айвенго» в кратком пересказе, но суть и основную идею понял. Из этого произведения можно получить много полезных уроков, есть чему поучиться. Если кратко, то в нем говорится следующее: нужно быть добрым и милосердным человеком, помогать другим, заботиться о них, бороться за справедливость. В целом сюжетная линия романа интересна, с первых страниц увлекает.

Евгений

Мне понравился увлекательный сюжет «Айвенго». На примере персонажей можно многому научиться. Автор затронул важные вопросы, актуальные до сих пор, например, честь и достоинство. Эти качества необходимы человеку во все времена. Смелость поможет преодолеть любые трудности, справиться с неприятностями. Я в восторге от этого романа! Рекомендую прочитать, предварительно можно ознакомиться с аннотацией или рецензией на книгу.
Татьяна

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: