4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 6200.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 6200.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. Анализ «Мастера и Маргариты » нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный анализ произведения «Мастер и Маргарита» по плану позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
У мистического романа непростая история. Громкое и знакомое всем название «Мастер и Маргарита» было отнюдь не единственным и, к тому же, не первым вариантом. Рождение первых страниц романа датируется 1928-1929 годами, а точка в финальной главе была поставлена лишь спустя 12 лет.
Легендарное произведение пережило несколько редакций. Стоит отметить, что в первой из них не фигурировали главные персонажи конечной версии – Мастер, Маргарита. Волей судьбы она была уничтожена руками автора. Вторая версия романа дала жизнь уже упомянутым героям и подарила Воланду преданных помощников. А в третьей редакции имена этих персонажей вышли на первый план, а именно в название романа.
Сюжетные линии произведения постоянно менялись, Булгаков не переставал вносить корректировки и менять судьбы своих героев вплоть до своей смерти. Роман вышел в свет лишь в 1966 году, за подарок миру этого нашумевшего произведения ответственна последняя жена Булгакова – Елена. Ее черты автор стремился увековечить в образе Маргариты, и, видимо, бесконечная благодарность супруге стала поводом для финальной смены названия, где на первый план вышла именно любовная линия сюжета.
Жанр, направление
Михаил Булгаков считается мистическим писателем, почти каждая его работа несёт в себе загадку. Изюминка этого произведения – наличие романа в романе. История, описанная Булгаковым, – мистический, модернистский роман. А вот входящий в него роман про Понтия Пилата и Иешуа, автором которого является Мастер, не содержит в себе ни капли мистики.
Направление, в русле которого творил автор, носит название «мистический реализм». Такие произведения основываются на событиях из мира действительности, но их изящно дополняют фантастические элементы, раскрывающие новые грани реальности.
Композиция
Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Мастер и Маргарита» — роман в романе. Это означает, что сюжет делится на два слоя: история, которую открывает читатель, и произведение героя из этой истории, который вводит новых персонажей, рисует иные пейзажи, времена и основные события.
Так, основная канва повествования – рассказ автора о советской Москве и приезде дьявола, который хочет провести в городе бал. Попутно он обозревает перемены, произошедшие в людях, и позволяет своей свите вдоволь порезвиться, наказывая москвичей за их пороки. Но путь темных сил приводит их знакомству с Маргаритой, являющейся любовницей Мастера – писателя, который создал роман о Понтии Пилате. Это и есть второй слой повествования: Иешуа попадает на суд к прокуратору и получает приговор к смертной казни за смелые проповеди о бренности власти. Эта линия развивается параллельно с тем, что выделывают слуги Воланда в Москве. Оба сюжета сливаются воедино, когда сатана показывает Мастеру его героя — Прокуратора, который все еще ждет прощения от Иешуа. Писатель прекращает его муки и тем самым заканчивает свою историю.
Образ Мастера
Современные литературоведы соглашаются, что образ Мастера автобиографичен, ведь между писателем и главным героем много общего. Это частичное внешнее сходство – фигура, шапочка-ермолка. Но также это охватывающее их обоих душевное отчаяние от того, что творческая работа откладывается «в стол» безо всякого будущего.
Для писателя очень важна тема творчества, ведь он убежден, что только полная искренность и умение автора донести правду до сердца и ума способны обеспечить произведению вечную ценность. Так, Мастеру, который вкладывает в рукописи свою душу, противостоит целая толпа, такая равнодушная и слепая. Литературные критики затравливают Мастера, доводят его до сумасшествия и отказа от собственного произведения.
Судьбы Мастера и Булгакова неразрывно связаны, ведь оба они считали своей творческой обязанностью помочь людям вернуть веру в то, что справедливость и добро еще остались в мире. А также призвать читателей к поиску истины и верности своим идеалам. Ведь в романе говорится, что любовь и творчество смогут преодолеть все на своем пути.
Даже спустя много лет роман Булгакова продолжает обращаться к читателям, отстаивая тему настоящей любви – верной и вечной.
Суть
Роман «Мастер и Маргарита» настолько всеобъемлющий, что не даёт читателю заскучать ни на одной страничке. Огромное количество сюжетных линий, взаимодействий и событий, в которых запросто можно запутаться, поддерживают внимательность читателя на протяжении всего произведения.
Уже на первых страницах романа мы сталкиваемся с наказанием неверующего Берлиоза, вступившего в спор с олицетворением Сатаны. Далее, как по накатанной, пошли разоблачения и исчезновения грешных людей, например директора театра Варьете – Стёпы Лиходеева.
Знакомство с Мастером у читателя состоялось в психбольнице, в которой он содержался с Иваном Бездомным, угодившим туда после гибели своего товарища – Берлиоза. Там Мастер повествует о своём романе про Понтия Пилата и Иешуа. За пределами психбольницы Мастера ищет его возлюбленная – Маргарита. Ради спасения любовника она заключает сделку с дьяволом, а именно становится королевой Великого бала Сатаны. Воланд исполняет своё обещание, и влюблённые воссоединяются. В конце произведения происходит смешение двух романов – Булгакова и Мастера – Воланд встречается с Левием Матвеем, подарившему Мастеру покой. На последних страницах книги все герои уходят, растворяясь в небесном просторе. Вот, о чем рассказывается в книге.
Смысл романа
Существует много трактовок смыслов этого произведения. Безусловно, нельзя говорить однозначно. В центре романа – извечная борьба добра со злом. В понимании автора эти две составляющие находится на равных правах и в природе, и в сердцах человеческих. Этим объясняется и появление Воланда, как сосредоточение зла по определению, и Иешуа, уверовавшего в природную людскую доброту. Свет и тьма тесно переплетены, постоянно взаимодействуют друг с другом, и уже невозможно провести четких границ. Воланд карает людей по законам справедливости, а Иешуа прощает их вопреки. Таково равновесие.
Борьба происходит не только непосредственно за души людские. Необходимость человека тянуться к свету проходит красной нитью через все повествование. Настоящую свободу можно получить только благодаря этому. Очень важно понять, что героев, скованных житейскими мелочными страстями, автор всегда наказывает, либо как Пилата — вечными муками совести, либо как московских обывателей — посредством проделок дьявола. Других же превозносит; Маргарите и Мастеру дарит покой; Иешуа заслуживает Свет за свою преданность и верность убеждениям и словам.
Также этот роман о любви. Маргарита предстает идеальной женщиной, которая способна любить до самого конца, невзирая на все преграды и трудности. Мастер и его возлюбленная – собирательные образы преданного своему делу мужчины и верной чувствам женщине.
Главные герои и их характеристика
Пожалуй, главными героями являются Воланд, Мастер и Маргарита.
- Предназначение Воланда в этом романе – раскрывать пороки людей и наказывать за их грехи. Разоблачение им простых смертных не знает счёта. Основной мотив Сатаны – каждому воздать по его вере. Действует он, кстати говоря, не один. Королю положена свита – демон Азазелло, черт Коровьев-Фагот, любимый всеми шут кот Бегемот (мелкий бес) и их муза – Гелла (вампир). Свита отвечает за юмористическую составляющую романа: они смеются и издеваются над своими жертвами.
- Мастер – его имя так и остаётся для читателя загадкой. Всё, что нам поведал о нём Булгаков — в прошлом он был историком, работал в музее и, выиграв крупную сумму в лотерею, занялся литературой. Автор намеренно не вводит дополнительную информацию о Мастере, чтобы сделать упор на него как на писателя, автора романа о Понтии Пилате и, конечно же, возлюбленного прекрасной Маргариты. По характеру это рассеянный и впечатлительный человек не от мира сего, совершенно не разбирающийся в быте и нравах окружающих людей. Он очень беспомощен и раним, легко попадается на обман. Но в то же время ему свойственен необычайный ум. Он хорошо образован, знает древние и современные языки, у него впечатляющая эрудиция во многих вопросах. Чтобы написать книгу, он изучил целую библиотеку.
- Маргарита – настоящая муза для своего Мастера. Это замужняя дама, жена состоятельного чиновника, но их брак давно уже стал формальностью. Встретив по-настоящему любимого человека, женщина посвятила ему все свои чувства и помыслы. Она поддерживала его и вселяла в него вдохновение и даже намеревалась бросить постылый дом вместе с мужем и домработницей, променять обеспеченность и довольство на полуголодную жизнь в подвальчике на Арбате. Но Мастер внезапно пропал, и героиня стала искать его. В романе не раз подчёркивается её самоотверженность, готовность пойти на всё ради любви. Большую часть романа она ведёт борьбу за спасение Мастера. По словам, Булгакова, Маргарита – «идеальная жена гения».
Если Вам не хватило описания или характеристики какого-либо героя, напишите об этом в комментариях – добавим.
Вопрос 116. Композиция романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Вопрос № 116.
«Мастер и Маргарита». Композиция романа.
Роман «Мастер и Маргарита». Двенадцать лет труда (1928—1940), восемь редакций, шесть толстых тетрадей… Журнальный вариант появился в 1966-1967 годах.
«Вечные»
проблемы в романе:
- что есть добро и зло и каково соотношение между ними
- что есть истина
- в чем заключается смысл человеческого бытия
- что является самым страшным преступлением
- каково бывает наказание за предательство и трусость
- человек и власть – какова диалектика их взаимоотношений
- что определяет выбор между свободой и несвободой
- в чем разница между милосердием и прощением.
На перекрестке трех пространств – исторического, социально-бытового и фантастического – представил в своем романе Булгаков судьбы своих героев, соединив фантастику и реальность, сатиру и романтику.
Жанр романа
. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на слова автора: «Я — мистический писатель». Другие исследователи называют это произведение сатирическим, третьи считают роман М. Булгакова фантастическим, а четвертые — философским.
Композиция «Мастера и Маргарита» – «роман в романе»: один — о судьбе Мастера, другой о Понтии Пилате.
С одной стороны, они противопоставлены друг другу, с другой — как бы образуют единое целое. Этот роман в романе собирает в себя глобальные проблемы и противоречия. Мастера волнуют те же проблемы, что и Понтия Пилата. В конце романа можно заметить, как Москва соединяется с Ершалаим, то есть один роман совмещается с другим и переходят в одну сюжетную линию.
Читая произведение, мы
находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры.
Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней пред Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами.
Действие романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины творчество. И все же основным героем романа является любовь.
Любовь — вот что очаровывает читателя. Вообще, тема любви является самой любимой для писателя. По мнению автора, все счастье, выпавшее в жизни человеку, исходит из любви. Любовь возвышает человека над миром, постигает духовное. Таково чувство у Мастера и Маргариты. Именно поэтому автор внес эти имена в заголовок. Маргарита полностью отдается любви, и ради спасения Мастера, продает свою душу дьяволу, беря на себя огромный грех. Но все же автор делает ее самой положительной героиней романа и сам встает на ее сторону. На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен делать свой личный выбор, не прося помощи у высших сил, не ждать милостей от жизни, человек сам должен делать свою судьбу.
Роман в романе М. Булгакова – это не механическое чередование разделов.
Сожженное в печи произведение Мастера (так называемый «внутренний» роман) возрождается, будто Феникс из пепла, так как он связан с персонажами романа «внешнего». С «внешним» романом его соединяет образ Алоизия Могарыча, предателя, которого Мастеру изображать «неинтересно», поэтому что уже был в его творчестве Иуда. И есть редактор, который спрашивал Мастера, кто ему подсказал написать роман на такую тему, — тому редактору, наверное, были очень знакомы чувства Пилата. И литераторы, которые травили нового коллегу, — из тех самых соображений что и Каифа. Воланд прав: изменились времена, а люди остались такие же: они легкомысленные и любят деньги, и хотя их и испортил квартирный вопрос, они милосердные. И так же, как во времена Иуды и Пилата, каждый день вынуждены выбирать: донести «куда следует» или нет, рискнуть или не следует? И идти ли ночью куда-то за город – ради любви? Роман кажется простым на первый взгляд – это простота совершенства. В главном произведении всей жизни
Булгаков поставил диагноз советской России и назначил лечение: культура и милосердие.
Какой композиционный приём использует автор в своём произведении?
Особый композиц. прием – “скрепы”, повторяющиеся предложения, завершающие одну главу и начинающие следующую. Примеры из текста: Все просто: в белом плаще… (гл. 1) – В белом плаще с кровавым подбоем (гл. 2); Было около десяти часов утра (гл. 2) – Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, – сказал профессор (гл. 3, ч. I).
В романе присутствуют три сюжетные линии:
философская
– Иешуа и Понтии Пилат,
любовная
— Мастер и Маргарита,
мистическая и сатирическая
— Воланд, вся его свита и москвичи.
Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда. Он свободно себя чувствует и в библейском и в современном писателю времени. Завязкой романа является сцена на Патриарших прудах, где происходит спор Берлиоза и Ивана Бездомного с незнакомцем о существовании Бога. На вопрос Воланда о том, “кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле”, если Бога нет, Иван Бездомный отвечает: “Сам человек и управляет”. Автор раскрывает относительность человеческого знания и в то же время утверждает ответственность человека за свою судьбу.
Поэтому в сюжете
произведения тесно переплетаются два временных пласта:
московские главы,
излагающие события 30-х годов, и
ершалаимские,
воссоздающие случившееся в далеком I веке нашей эры. Соединяет эти пласты сложная система литературных перекличек, получившая в науке название системы соответствий:
- наличие «двойников»
главных героев (Мастер — Иешуа, Иуда — Алоизий Могарыч, Левий Матвей – Иван Бездомный и т.д.),
- наличие календарно-временных
совпадений (главные события в жизни центральных героев происходят в среду и в воскресенье),
- наличие пространственно-географических
соответствий (Нижний Город Ершалаим — Арбат, дворец Иуды Великого — ресторан «Грибоедов») и т.д.
Таким образом, система соответствий призвана помочь читателю осознать случившееся во времена Иешуа и московские события XX века в единстве и почувствовать сходство эпох, живущих в преддверии Великого Судного дня.
Худ. пространство романа, его композиция представляют собой три мира, зеркально отражающиеся один в другом
и связанные «скрепами» — Воландом, вневременным персонажем, грозой и тьмой, которые, придя из космоса, накрыли Ершалаим, а потом пролились дождем в Москве 30-х гг.
Самый нижний ярус трехмерного «здания» —
земной мир
, где разворачивается трагический конфликт Мастера, названного «воинствующим старообрядцем» за то, что дерзнул описать жизнь, страдания и учение Христа как исторический факт и противоборство палача и жертвы (Иешуа и Пилата) как непреходящее, могущее повториться в любую эпоху, и председателя Моссолита Берлиоза и его свиты, безжалостно расправлявшихся с тем, кто писал не в духе господствующей идеологии. Мастер как бы говорил своим романом: «Бог жил», а Берлиоз безапелляционно считал: «Управляет земными делами человек. Бога нет!»
Средний ярус – библейский
мир
, который представляет собой в романе четыре рассказа («четыре евангелия» — от Пилата, Мастера, Маргариты, Ивана Бездомного) о жизни Иешуа и конфликте государственной власти с инакомыслием бродячего философа.
Третий ярус –
Вечность
. Он не персонифицирован, не представлен столкновением Света и Тьмы, Бога и Дьявола, но эпиграф к роману, взятый из «Фауста», напоминает читателю «Пролог на небесах» и спор Сатаны и Господа о человеке.
Меф-ль. Я вижу лишь одни мученья человека. Смешной божок земли, всегда, во всех веках Чудак такой же, как он был в начале века!..
Господь. Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен…
Меф-ль. Бьюсь об заклад: он будет мой! Прошу я только позволенья, — Пойдет немедля он за мной.
Господь. Пока живет он на груди земной, Тебе на то не будет запрещенья… Тебе позволено: иди И завладей его душой.
И Булгаков, дав Мефистофелю новое имя — Воланд, предоставляет ему большие полномочия, вплоть до суда над грешниками (Преисподня, Великий бал у Сатаны накануне Христова Воскресения). Однако судьбу Мастера и Маргариты в Вечности устраивает сам Господь.
«Повторяемость», похожесть конфликтов в трех художественных мирах Булгакова позволяет увидеть в романе главную проблему — нравственно-философскую, противостояние Добра и Зла, духовности и бездуховности. В общественных отношениях и в каждом отдельном человеке.
Роман «Мастер и Маргарита» раздвинул рамки земного существования человека и поставил его перед Вечностью с вытекающей отсюда ответственностью каждого за спасение своей души.
Что является правдой, автор повествует в библейских главах, которые являются центром в романе. Ход современной жизни заключается в повествовании Мастера о Понтии Пилате. Еще одной особенностью этого произведения является то, что он автобиографичен. В образе Мастера мы узнаем самого Булгакова, а в образе Маргариты — его любимую женщину, его жену Елену Сергеевну. Наверное, поэтому мы воспринимаем героев реальными личностями. Мы сочувствуем им, переживаем, ставим себя на их место. Читатель будто перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с героями. Сюжетные линии завершаются, соединяясь в одной точке — в Вечности.
Такая своеобразная композиция романа делает его интересным для читателя, а главное — бессмертным произведением.
Композиция романа
- Многоплановая (современность, мифология, фантастика)
- Принцип зеркального отражения – «роман в романе»
- Система внутренних соответствий (события библейские – современным, географические места, погодные условия, система исторических прототипов, временные рамки событий)
- Система сюжетных двойников
- Пейзаж (образы – символы)
Зеркальное отражение:
- Ершалаим — Москва
. Есть общий мотив в описании этих двух городов в двух столь непохожих романах. Почти в одних и тех же выражениях описаны два города (тучи, гроза, тьма, пришедшая с запада…);
- Иешуа Га-Ноцри — Мастер
. Они обретают каждый свою истину, они не знают, не понимают, не угадывают своих предателей, не имеют.
- Каифа — Берлиоз
. Антагонистом Иешуа в романе Мастера является «исполняющий обязанности президента Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Каифа», а антагонистом Мастера в романе о Мастере является Михаил Александрович Берлиоз.
- Иуда из Кириафа — Алоизий Могарыч
. Иуда ив Кириафа получил 30 тетрадрахм, Алоизий Могарыч «хотел получить» и получил «комнаты» Мастера. В обоих случаях стимулом предательства был материальный интерес, который Воланд считает определяющим основанием поведения людей.
- Левий Матвей — Иван Николаевич Понырев
. Протагонисты обоих романов имеют каждый по одному ученику. Иешуа Га-Ноцри — Левия Матвея, Мастер — Ивана Николаевича Понырева. Оба ученика сначала были очень далеки от позиции своих учителей, Левий был «сборщиком податей», Понырев — антирелигиозным поэтом.
- Толпа в мире античном и современном
. Сравните изображение толпы любопытных, идущих смотреть на казнь (глава 16), и толпы, образующей очередь в Варьете (глава 17), описание вечера в ресторане «Грибоедов» и бала у Сатаны.
- Дом Грибоедова — бал у Сатаны
. Безудержное веселье в ресторане совпадает с описанием пира мертвецов.
Сюжет.
В отличие от всемирно известных семейных хроник почти никто из персонажей романа не связан между собой узами родства или брака. В «Мастере и Маргарите» основой развития сюжета служит социальная канва. Римская империя и Иудея в 1 веке новой эры были обществами в высшей мере иерархичными, и вполне закономерным выглядит то, что в ершалаимских сценах отношения персонажей определяются их положением в общественной иерархии. Вне ее стоит лишь Иешуа, выдвигая на первый план качества обыкновенного человека. Но уже Матвей жестко делит всех на врагов и друзей, а это основание для новой иерархии. Точно по такой схеме устроен потусторонний мир и московский мир, какую бы подразделенческую структуру мы не взяли: театр Варьете, клиника Стравинского, МАССОЛИТ.
Только отношениями Мастера и Маргариты правит не иерархия, а любовь.
Идея.
Идейный пафос романа явно просматривается в диалоге Воланда с Бездомным: «Если бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»
«Сам человек и управляет!» — ответил на это Бездомный.
XX век — время революций, мировых войн и невиданных перемен в образе жизни и в образе мыслей людей. Он стал временем распада прежнего устоя жизни, освобождения от традиционных человеческих связей и прежних способов управления человеческим поведением.
Старый тип управления авторитетом Бога, царя, морали оказывается в эпоху распада малоэффективным: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». А вот управлять-то собой и другими не очень легко. Основная масса освобожденных переживает часто то, что А. Блок в «Двенадцати» выразительно назвал «свободой без креста».
Освободившись от прежней зависимости, человек попадает в подчинение своему «шкурному интересу», поставив целью жизни утоление потребностей телесного существования. К окружающему миру такой Присыпкин относится хищнически. Происходит это потому, что старые духовные ориентиры скомпрометированы, а новые кому-то нужно вырабатывать заново. Задача безмерно сложная.
Чтобы уметь вести себя в новых обстоятельствах, выбрать и проложить путь в светлое будущее, необходимо научиться управлять собою и окружающим миром.
Воланд говорит: «Виноват… ведь для того, чтобы управлять нужно иметь какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу!» Заявлено слово «план», которое становится ключевым в романе, помогая автору раскрыть идею произведения.
В «Мастере и Маргарите» исследуется степень нравственного мышления людей XX века, когда видна мощь науки, производительных сил и движения масс, которые могут стать и силой творческой, и разрушительной, если не управлять ею на основании долгосрочного гуманистического плана. Он противостоит хаосу, стихии, эгоизму.
Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих силы, не поддающиеся никаким законам логики, была новаторской. Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей, проведя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой просвечивает изнанку берлиозов, латунских, никаноров Ивановичей и прочих.
Проблематика.
Отсюда вытекает острейшая и актуальнейшая в XX веке проблема человеческого самоуправления, которая включает в себя, как в мозаичное полотно, цветные фрагменты предательства и преданности, добра и зла, свободы и несвободы творчества.
Композиция
трехплановая: действие и диалог. сопоставления переносятся 1 — с земли на 2 — Олимп и 3 — в преисподнюю. Сатирическая коллизия романа также основана на соотнесении событий, происходящих в разных смысловых системах, трех планах: древнего, фантастического и современного, Но есть в романе еще и четвертый, мнимый мир, и соответствующий ему ряд второстепенных персонажей. Например, Пилата в этом мире пародирует финдиректор Варьете Римский, Афрания — администратор Варьете Варенуха и т.д. Мнимый мир не имеет самост. значения. В нем пародийно отражаются три основных мира романа, а герои совершают мнимые действия (Римский подчинен воле Воланда, армавирский кот в руках подвыпившего гражданина кажется Бегемотом), но как он похож на наш порочный московский мир!
Получается, что Троица может быть без четвертой ипостаси, тогда как четвертая — самостоятельности не может иметь. Таков общий смысл троичного числа.
Группировка образов.
Три мира «Мастера и Маргариты» соответствуют трем рядам персонажей, причем представители различных миров формируют своеобразие триады.
I. Наиболее значимая: Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, — «Князь тьмы» Воланд — директор психиатрической клиники профессор Стравинский. В ершалаимских сценах события развиваются благодаря действию Пилата, в московской части руководит Воланд, Стравинский определяет судьбу персонажей современного мира, которые попадают в клинику, пообщавшись с сатаной.
Власть каждого из могущественных персонажей этой триады оказывается мнимой: Пилат не в силах остановить ход событий, Воланд предсказывает будущее людей, но оно определяется исключительно земными обстоятельствами, Стравинский не в состоянии лишить Ивана Бездомного воспоминаний о Пилате, не может предотвратить смерть Мастера и его переход с Маргаритой в потусторонний мир и бессмертие.
II триада: Афраний, первый помощник Пилата, — Фагот-Коровьев, первый помощник Воланда, — врач Федор Васильевич, первый помощник Стравинского.
III триада: кентурион Марк Крысобой — Азазелло, демон безводной пустыни, Арчибальд Арчибальдович, директор ресторана дома Грибоедова.
IV триада: пес Банга — кот Бегемот — милицейская собака Тузбубен.
V триада: Низа, агент Афрания, — Гелла, служанка Фагота-Коровьева — Наташа, служанка Маргариты.
VI триада: председатель Синедриона Каифа — председатель МАССОЛИТА Берлиоз — неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца,
VII триада: Иуда из Кариота, работающий в меняльной лавке, — барон Майгель, служащий зрительной комиссии «в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы», — журналист Алоизий Могарыч.
VIII триада: Левий Матвей, вывший сборщик податей и единственный последователь Иешуа, поэт Иван Бездомный, единственный ученик Мастера, поэт Александр Рюхин.
Из главных персонажей романа лишь три не входят в состав триад. Это прежде всего Иешуа Га-Ноцри и безымянный Мастер, образующие пару (диаду).
Понтий Пилат.
Пилат одинок среди людей, он привязан только к собаке. Пилат принудил себя примириться со злом и расплачивается за это. Сильный ум Пилата разошелся с его совестью. И головная боль — наказание за то, что его разум поддерживает несправедливое устройство мира. Это — символическая головная боль, очень обнадеживающая. Это тоска по душевной гармонии.
В диалоге между Иешуа и Пилатом (в ходе допроса) первый обязан подтвердить клятвой, что он никого не призывал к подстрекательству: «Чем хочешь ты, чтобы я поклялся?» — спросил, очень оживившись, развязанный. «Ну, хотя бы жизнью твоею», — ответил прокуратор…
Что такое жизнь
в понимании романиста и его героев?
Это вовсе не тело, не плоть, а духовные ценности: убеждения, взгляды, идеи, принципы, до которых человек дошел «своим умом». Иешуа не отказался от своих убеждений в момент траг. выбора, этой его жизни ничего не грозит. Человеческая жизнь равна идее. Булгаков размышляет далее; идея может быть ложной, преступной. Обычно такая навязывается человеку извне. Самое худшее — это насилие духовное. Идея же Иешуа — деятельное добро.
Как Булгаков толкует понятие добра?
Добро действительно при опред. условиях:
1. Добро в осущ-и своих целей не может опираться на насилие. Добро — величайшая доброжелательность, желание одного человека понять другого. За этим идут проницательность и искренность, понятливость, отзывчивость. Воспитать в себе эти качества — значит сделать первый шаг к добру.
2. Добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора, способность к труду, ни грана высокомерия. Иешуа активен в интеллект. плане, зная три языка, владея культурой своего времени, он тем не менее до всего доходит «своим умом». Он демократичен, не испытывает презрения к «простым людям».
3. Добро — это нравственная стойкость, свобода творчества, воля, твердость в защите своей идеи, величайшая самоотверженность.
Добрым быть трудно, добро легко подменить суррогатами, и это часто происходит в жизни. Но если большинство компонентов добра концентрируются в структуре одной личности, то такое добро всесильно. И мы видим это на примере диалога Иешуа и Пилата. «Бродяга» Иешуа сумел перевернуть жизнь «всемогущего правителя» Пилата. Иешуа отстаивает идею «доброго человека» в самых сложных вариантах: она проверяется его отношением к Пилату, Крысобою, Иуде, к тем, кто «испорчен обстоятельствами». Для Иешуа злых людей нет. Человек начинается там, где кончается зло. Человеческая сила — от добра, всякая иная — от лукавого. Воланд и его свита созданы из человеческих недостатков и проявляются там, где отступает человеческое. В Степане Лиходееве ничего человеческого не осталось, неудивительно, что сатана занял его жизненное пространство. Только человек может отстаивать добро, ибо если «Бога нет», то отвечать за добро больше некому.
Таким образом Га-Ноцри совершает нравственный подвиг, перед лицом мучителей оставаясь твердым проповедником добра и свободомыслия.
Удел автора романа о Понтии Пилате -подвиг творческий. И ученик Иешуа, и произведение Мастера — это своеобразные нравственный и художественный центры, к которым направлено действие романа. Принцип снижения современных героев по сравнению с их аналогами в ершалаимских сценах действует и здесь. Мастера — в отличие от Иешуа — тяжелые испытания все-таки сломили, заставили сжечь рукопись и прятаться в клинике Стравинского, а сам роман стал ему ненавистен. Возможность творчества он обретает только в потустороннем мире.
Жанровая специфика романа.
«Мастер и Маргарита» раздвинул жанровые границы произведения, где органически соединились историко-эпические, сатирические, идеологические, психологические и философские начала.
Пожалуй, для определения жанра романа. больше других подходит концепция М. Бахтина, вытекающая от древнего литературного памятника «Менипповой сатиры», которую он сформулировал как мениппея.
Она характеризуется «исключительной» свободой сюжетного и философского вымысла»,
— «содержанием мениппеи являются приключения ИДЕИ или ПРАВДЫ в мире: и на земле, и в преисподней, и на Олимпе»,
— в ней появляется трехплановое построение,
— «проявляется особый тип экспериментирующей фантастики… наблюдение с какой-нибудь необычной точки зрения, например, с высоты…»,
— анализируются ненормальные морально-психические состояния человека — безумия всякого рода, необычных снов, страстей, граничащих с безумием…
— для мениппеи характерны сцены скандалов, эксцентричность поведения»,
— «мениппея наполнена резкими контрастами и оксюморонами»,
— для нее «характерно широкое использование вставных жанров»,
— «особенность мениппеи — ее злободневная публицистичность».
Характеристика мениппеи, целиком приложимая к «Мастеру и Маргарите», описывает жанровую специфику булгаковского романа с такой точностью, будто посвящена непосредственно его разбору. Между тем, М. Булгаков, по-видимому, не был знаком с концепцией Бахтина, так же, как и Бахтин не читал «Мастера и Маргариту». Это удивительное совпадение литературной теории с литературной практикой лучше всего подтверждает правоту ученого, который определил рождение жанра в античности, заметил его углубление в творчестве Рабле, Вольтера, Гофмана, Гоголя, Достоевского и предсказал его дальнейшее развитие.
Жанр «Мастера и Маргариты» обусловил ту «многоступенчатую» форму, в которую писатель облекает свои «последние вопросы».
Зло.
Зло, главный предмет философских раздумий писателя, раскрывается на нижнем уровне романа — Бездомный — Берлиоз — как проявление индивидуальных человеческих пороков.
На другой философской ступени — Мастер — Воланд — оно приобретает отвлеченный смысл социальной силы. Наконец наверху — Понтий Пилат — зло претворено в символы, идея выведена в общечеловеческий план. Здесь зло трактуется как составная часть нравственного конфликта, каковым представляется Булгакову человеческая жизнь.
Философскому замыслу романа не чужды нотки смирения, но в целом роман утверждает бессмертие добра, право человека бороться со злом.
Мера добра и зла в романе — творческая личность. «Мастер и Маргарита» во всем идеологический роман. Все вопросы в нем рассматриваются через призму духовной, идеологической традиции, через пласты философии, истории, литературы. Главное в романе — это движение мысли, идеи.
Главные герои-идеологи: Иешуа — философ, Мастер и Бездомный — писатели, Воланд — «профессор» черной магии. Идеологический характер романа не раз вспоминается в различных ситуациях, идеи проявляются многообразно. Их можно толковать и как фантастические образы, созданные человеческим воображением и искусством. У Булгакова они ничуть не менее подлинны, чем материальная среда. Сошлюсь еще на одно определение жанра, известного в критике, которое популярно объясняется в работе Т. В. Торкуновой «Как писать сочинение» («Айрис», 1996, с. 164): «Мастер и Маргарита» есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру».
Оставляя без комментариев определение «лирико-философская поэма», напомню только, что сам автор всегда называл свое детище романом.
Художественное своеобразие произведения.
Сложность романа проявляется и в художественной сфере. Опасаясь выйти за рамки объема журнальной статьи, ограничусь конспектом лишь некоторых, доступных школьному восприятию, положений.
1. «Мастер и Маргарита» — один из немногих русских романов, опирающихся на литературные источники. В тексте его встречаются скрытые и явные цитаты из литературных произведений и работ историков. Можно предложить учащимся отыскать их в книгах Н. Гоголя, А. Франса, Г. Гейне, И. Гете, А. Белого, Ф. Достоевского.
2. В романе завуалированы отзвуки политической жизни России 30-х годов: выдумка о том, как Г. Ягода хотел опрыскать ядом кабинет сменившего его Н. Ежова, нашел отражение в сцене «нашептывания» Азазелло начальнику. Не случайно и то, что Коровьев не называет Маргарите имени начальника: Ягода был расстрелян, имени его называть в печати не разрешалось, бесследно исчез и всесильный Ежов. В образе «нижнего жильца» запечатлен Н.И. Бухарин (совпадение имени, портретное сходство, «ответственное положение», 12 июня 1929 г. он открывал Всесоюзный съезд безбожников, к этому дню приурочен в романе шабаш ведьм; дружил с женой Сталина и «нижний жилец» «прелюбодействовал» и проч.).
3. Сатирический анализ у Булгакова осуществляется в самых причудливых формах: комический гротеск, гротеск ужасов, гротескные эпизоды, (объективные, реалистические, романтические). Например, перед Воландом распахнуты все ворота, опущены все мосты. Он властен быть всюду, вмешиваться во все происходящее. Но он не может быть человечным. Перед Мастером закрыты ворота, а он видит сквозь них, оценивая события очень интимно, с глубокой человечностью. Но ему не дано влиять на ход вещей.
Бесчеловечная мощь и немощная человечность сходятся в необъявленном поединке.
4. Характеры героев точные, полные жизни и движения. С Могарычем читатель не встречается вплотную, но суть негодяя передана автором в манере героя держаться перед Воландом: «Я ванну пристроил,.. — стуча зубами, кричал Могарыч и в ужасе понес какую-то околесицу, — одна побелка, купорос…»
Нижний жилец, выпросив справку о том, что был на балу у Сатаны, «в качестве перевозочного средства», в скобках «боров», за подписью Бегемот, пискнул: «А число?»
5. Стиль Булгакова органично впитал юмористическую окраску вместе с лирическими, желчно-саркастическими и спокойно-описательными тонами. Страницы, написанные так, что слышишь золотой звон латыни, чередуются с романтически приподнятой, фарсовой прозой. Иная глава по стилю может отличаться от другой, словно взяты они из разных произведений.
6. Речь героев убедительно индивидуализирована. Глухо, как из преисподней, звучит сумрачный голос Воланда, беззаботно и смешливо болтает кот, ехидно и скрипуче брюзжит Фагот. С придыханием от полноты чувств говорит Маргарита, раздумчив и печален Мастер.
7. Картины окружающего героев мира даны богатой палитрой в широкой и вольной манере. Маргарита попадает в царство волшебной сказки, здесь можно ожидать чудес, превращений. И они встречаются рядом с самыми земными вещами. Прозрачные русалки, нагие ведьмы и в два ряда «толстомордые лягушки». Рисуя бескрайние гулкие залы, «роскошные» бассейны с шампанским, оркестры, каскады света, Булгаков вдруг язвительно сравнивает:
«Хохот звенел под колоннами и гремел, как в бане». Сравнение делает картину сатанинского веселья пошлой, заурядной.
8. Борьба света и тьмы происходит и в душах людей, и в окружающем мире, даже стихии охвачены битвой, и победа никогда не достается ни одному из этих начал
Роман «Мастер и Маргарита» навсегда вошел в сокровищницу шедевров мировой литературы. Человечество всегда будет высоко ценить глубокий гуманизм М.А. Булгакова, одинаково охватывающий вниманием и заботой и незаурядного Мастера, и праведного Иешуа, и палача Марка Крысобоя.
Вопросы для закрепления материала:
1. Что лежит в основе сюжета, что служит ключом к пониманию содержания?
Противостояние Свободы и Несвободы (Добра и Зла):
— Иешуа, избитый и приговоренный к смерти, остается свободным. Не герой, не невольник чести. Когда Пилат поучает его, как отвечать на вопросы, чтобы сохранить жизнь, он не уличает его, Иешуа не слышит его. Понтий Пилат могущественный, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Но он раб кесаря и карьеры. Он и хочет спасти Иешуа, но переступить рабства не может.
— В московских главах (в свободной стране люди не свободны от инструкций, догм, параграфов):
Трамвайная кондукторша: когда кот платит ей за билет, она видит нарушение инструкций;
Конферансье вымучивает шутки, которые никого не смешат;
Хоровой кружок надрывает глотки «Священным Байкалом»;
Литературные критики «говорят не то, что хотят сказать»;
Чиновник, сосед Маргариты, даже во время полета на шабаш ведьм не расстается с портфелем, чтобы не растерять «важные бумаги».
Они невольники, дети времени, жильцы нехорошей квартиры, откуда люди исчезают бесследно.
2. Булгаков снисходителен к тому, кто потерял свободу не по своей воле, но беспощаден к тем, кто добровольно выбирает темницу. Примеры?
— Буфетчик варьете обворовывает не только покупателей, но и собственную жизнь;
— Берлиоз — начитанный, эрудированный, но догматик. Встретился с необычным — сразу в милицию. Редактор, отучающий молодежь мыслить самостоятельно.
3. Есть ли в Москве заведение, где люди раскрепощаются, становятся самими собой?
— Не писательская организация, не комиссия зрелищ и увеселений. Клиника Стравинского, здесь все становятся самими собой.
4. Можно ли сказать, что между Иешуа и Мастером есть духовное родство?
— Да, их объединяет внутренняя независимость. Мастер сам, без заказа и принуждения написал роман. Он не сочиняет того, о чем рассказывает в своем романе, а «угадывает». Отсюда ярость критиков, тех, кто продал свою свободу.
5. Маргарита — вольная птица. У нее есть все для счастья: достаток, любящий муж, особняк. Была ли она счастлива?
— Ни одной минуты. Ей нужен был Мастер, она «угадала» его среди тысяч людей. А он «угадал» ее. И в крохотной квартирке воцарилось счастье — свобода + творчество + любовь.
6. Как было разрушено счастье?
Ближние уличили Мастера в том, что он не так мыслит. Рукопись пришлось сжечь. В октябре «постучали», а в январе, когда он вернулся «в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами», в его квартире уже жил Алоизий Могарыч (провокатор, доносчик, потомок Иуды, герой социалистического времени).
7. Что оставалось делать Мастеру?
Идти в сумасшедший дом.
8. Несвобода победили свободу?
Да. Иначе в те годы не могло быть. Но несвобода не смогла уничтожить души Мастера и Маргариты. (Катерина из «Грозы» Островского: «тело ее вот, делайте с ним, что хотите, а душа ее далеко и вам уже ее не догнать»). Мастер и Маргарита не сдались, не пошли на поклон.
9. К какому решению они пришли?
«Когда люди совершенно ограблены, они ищут спасения у потусторонней силы». В последней главе романа перед Мастером в потустороннем мире возникает панорама древнего Ершалаима, угаданного силой творческого воображения.
10. Почему, отпустив на свободу Пилата, Мастер поставил точку в своем произведении?
— Воланд не дал ему встречи в свете с Иешуа -«зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?» Нет Мастеру возврата в современный московский мир: там у него нет возможности свободно творить, любить. Жизнь теряет смысл. Блок: «Поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь потеряла смысл». Возможность творить — вот подлинная награда Мастеру.
11. «Мастер и Маргарита» один из наиболее «литературных» романов. Какие явные и скрытые цитаты из литературных произведений вы встретили?
Гоголь, А. Франс, Гейне, Гете, А. Белый, Достоевский. Булгаков подчиняет их собственным целям, как бы суммируя мудрость предшественников: Мир евангельской легенды под пером Булгакова превращается в реальность и выглядит народным; Современность становится мнимостью; Потусторонний мир — действительностью. Уходит в потусторонний мир Мастер, чтобы там дождаться часа, когда современный мир обновится и станет нуждаться в его романе.
12. Современники Булгакова узнавали биографические параллели Мастера с Булгаковым, Маргариты — с Еленой Сергеевной. В критике Мстислава Лавровича спародирован Всеволод Вишневский, в Латунском — председатель главреперткома О.С. Литовский.
Какие отзвуки политической жизни страны 30-х годов вы встретили?
Вспомним двух последних гостей на балу сатаны. Это начальник-отравитель и его помощник, обрызгавший ядом стены кабинета влиятельного лица.
9
Темы
Роман «Мастер и Маргарита» удивителен во всех смыслах. В нём есть место философии, любви и даже сатире.
- Основная тема — противостояние добра и зла. Философия борьбы этих крайностей и справедливости просматривается почти на каждой странице романа.
- Нельзя умалять значение любовной тематики, олицетворённой Мастером и Маргаритой. Сила, борьба за чувства, самоотверженность – на их примере можно заявить, что это синонимы слова «любовь».
- На страницах романа также есть место для людских пороков, ярко показываемых Воландом. Это алчность, лицемерие, трусость, невежество, эгоизм и т.д. Он не перестает насмехаться над грешными людьми и устраивать им своего рода покаяния.
Если вам особенно интересна какая-либо тема, которую мы не озвучили, дайте нам знать в комментариях – добавим.
Образ Воланда
Во многом этот герой походит на Мефистофеля Гете. Само его имя взято из его поэмы, сцены Вальпургиевой ночи, где дьявол единожды был назван таким именем. Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» очень неоднозначен: он – воплощение зла, и в то же время защитник справедливости и проповедник подлинных моральных ценностей. На фоне жестокости, алчности и порочности обычных москвичей герой выглядит, скорее, положительным персонажем. Он же, видя этот исторический парадокс (ему есть, с чем сравнить), заключает, что люди как люди, самые обыкновенные, прежние, только квартирный вопрос их испортил.
Кара дьявола настигает только тех, кто этого заслуживал. Таким образом, его возмездие очень избирательно и построено по принципу справедливости. Взяточники, неумелые писаки, заботящиеся только о своей материальном достатке, работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, бесчувственные родственники, воюющие за наследство после смерти близкого человека,- вот те, кого наказывает Воланд. Не он подталкивает их к греху, лишь обличает пороки общества. Так автор, используя сатирические и фантасмагорические приемы, описывает порядки и нравы москвичей 30-х годов.
Мастер — по настоящему талантливый писатель, которому не дали возможности реализоваться, роман просто «задушили» массолитовские чиновники. Он не был похож на своих коллег, имеющих удостоверение писателя; жил своим творчеством, отдавая ему всего себя, и искренне переживая за судьбу своего произведения. Мастер сохранил чистое сердце и душу, за что и был награжден Воландом. Уничтоженная рукопись была восстановлена и вернулась к своему автору. За свою безграничную любовь была прощена за свои слабости дьяволом Маргарита, которой сатана даже предоставил право просить у него исполнения одного ее желания.
Свое отношение к Воланду Булгаков выразил в эпиграфе: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» ( «Фауст» Гете). Действительно, обладая неограниченными возможностями, герой карает человеческие пороки, но ведь это можно считать наставлением на путь истинный. Он – зеркало, в котором каждый может увидеть свои грехи и измениться. Самая дьявольская его черта – все разъедающая ирония, с которой он относится ко всему земному. На его примере мы убеждаемся, что сохранить свои убеждения наряду с самообладанием и не сойти с ума можно только с помощью юмора. Нельзя принимать жизнь слишком близко к сердцу, ведь то, что нам кажется незыблемой твердыней, так легко рассыпается при малейшей критике. Воланд ко всему равнодушен, это и отделяет его от людей.
Проблемы
В романе поднимается множество проблем: философский, социальных и даже политических. Мы разберем только основные из них, но если вам кажется, что чего-то не хватает, напишите в комментариях, и это «что-то» появится в статье.
- Основная проблема – трусость. Ее автор назвал главным пороком. Пилату не хватило смелости, чтобы вступиться за невиновного, Мастеру не хватило храбрости для борьбы за свои убеждения, и только Маргарита набралась отваги и выручила любимого мужчину из беды. Наличие трусости, по Булгакову, изменило ход мировой истории. Оно же обрекло жителей СССР на прозябание под гнетом тирании. Многим не нравилось жить в ожидании черного воронка, но страх победил здравый смысл, и народ смирился. Словом, это качество мешает жить, любить и творить.
- Также важна проблематика любви: ее влияние на человека и сущность этого чувства. Булгаков показал, что любовь – это не сказка, в которой всё хорошо, это постоянная борьба, готовность пойти на всё ради любимого. Мастер и Маргарита после своего знакомства перевернули свои жизни с ног на голову. Маргарите пришлось бросить богатство, стабильность и уют ради Мастера, пойти на сделку с дьяволом ради его спасения, и ни разу она не усомнилась в своих поступках. За преодоления тяжёлых испытаний на пути друг к другу герои вознаграждаются вечным покоем.
- Проблема веры также переплетает весь роман, она заключается в посыле Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Автор наталкивает читателя на размышления, во что он верит и зачем? Отсюда вытекает всеобъемлющая проблема добра и зла. Наиболее яркое отражение она получила в описанном облике москвичей, таких алчных, жадных и меркантильных, которые получают возмездие за свои пороки от самого Сатаны.
Главная мысль
Основная идея романа заключается в определении читателем понятий добро и зло, вера и любовь, смелость и трусость, порок и добродетель. Булгаков старался показать, что всё совершенно не так, как мы привыкли представлять. У многих людей значения этих ключевых понятий путаются и искажаются из-за влияния развращающей и отупляющей идеологии, из-за сложных жизненных обстоятельств, из-за недостатка ума и опыта. Например, в советском обществе даже донос на членов семьи и друзей считался хорошим поступком, а ведь он вел к смерти, длительному заключению и разрушению жизни человека. Но граждане вроде Магарыча охотно пользовались этой возможностью решить свой «квартирный вопрос». Или, к примеру, конформизм и стремление угодить власти – это позорные качества, но в СССР и даже сейчас многие люди видели и видят в этом выгоду и не стесняются их демонстрировать. Таким образом, автор призывает читателей задуматься об истинном положении вещей, о значении, мотивах и последствиях их же поступков. При строгом анализе выяснится, что мы сами в ответе за те мировые беды и потрясения, которые нам не нравятся, что без кнута и пряника Воланда мы сами не хотим меняться к лучшему.
Смысл книги и «мораль сей басни» заключается и в необходимости расставить приоритеты в жизни: научиться смелости и настоящей любви, восстать против зацикленности на «квартирном вопросе». Если в романе Воланд приехал в Москву, то в жизни надо впустить его в свою голову, чтобы провести дьявольский аудит возможностей, ориентиров и стремлений.
Тема творчества
Мастер живет в столице 30- х годов. В этот период строится социализм, устанавливаются новые порядки, резко перезагружаются моральные и нравственные нормы. Здесь рождается и новая литература, с которой на страницах романа мы знакомимся посредством Берлиоза, Ивана Бездомного, членов Массолита. Путь главного героя сложен и тернист, как и у самого Булгакова, однако он сохраняет чистое сердце, доброту, честность, способность любить и пишет роман о Понтии Пилате, содержащий все те важные проблемы, которые должен решать для себя каждый человек поколения нынешнего или же будущего. В основе его лежит нравственный закон, скрывающийся внутри каждой личности; и только он, а не страх божьего возмездия, способен определять поступки людей. Духовный мир Мастера тонок и прекрасен, ведь он истинный художник.
Однако истинное творчество гонимо и зачастую становится признанным только после смерти автора. Репрессии, касающиеся независимого художника в СССР, поражают своей жестокостью: от идеологической травли до фактического признания человека сумасшедшим. Так затыкали рты многим друзьям Булгакова, ему и самому пришлось нелегко. Свобода слова оборачивалась тюремным заключением, а то и вовсе смертельной казнью, как в Иудее. Эта параллель с Древним миром подчеркивает отсталость и первобытную дикость «нового» общества. Хорошо забытое старое стало основой политики в отношении искусства.
Критика
Булгаков едва ли мог рассчитывать на понимание своими современниками этого романа. Но одно он понимал точно – роман будет жить. «Мастер и Маргарита» до сих пор кружит головы уже не первому поколению читателей, а значит, является объектом постоянной критики.
В.Я. Лакшин, например, обвиняет Булгакова в отсутствии религиозного сознания, но восхваляет его нравственность. П.В. Палиевский отмечает смелость Булгакова, который одним из первых разрушил стереотип уважения дьявола, высмеяв его. Таких мнений много, но они лишь подтверждают заложенную писателем мысль: «Рукописи не горят!».
Автор: Карина Великая
🗹