- Краткие содержания
- Гончаров
- Обрыв
Действие произведения происходит в доме Пахотиных, где два товарища Райский и Аянов зашли к главе семейства, чтобы провести приятно вечер.
Аянов постоянно бывает в этом обществе для того, чтобы просто побеседовать с сестрами Пахотина Николая Васильевича. А вот у Райского совсем другой интерес. Он пытается ухаживать за дочерью хозяина дома, оказавшаяся, в столь молодом возрасте уже вдовой. Софья же была неприступной женщиной, и никто ей был неинтересен, тем более, Райский.
Борис Павлович по характеру был страстным человеком. Его горячая натура проявлялась в живописи, в музицировании, и в написании небольших стихотворений. Но ему этого не хватает. Он хочет, чтобы страсти кипели вокруг него, хотя сам ничего еще свои тридцать лет не добился, чтобы на него обратили внимание. После учебы он едет к своей двоюродной бабушке отдохнуть от несбывшихся надежд. Помещица Бережкова замуж не вышла по причине запрета ее родителями. Несостоявшийся жених так все годы и ездил к Татьяне Марковне.
Поместье, куда прибыл Борис Павлович , было спокойным местом, только портил нехороший обрыв, о котором ходили страшные истории. Именно здесь произошло убийство, а преступник, совершивший это деяние, был захоронен здесь. Татьяна Марковна была рада приезду внука. Она думала, что он поможет ей в управлении имения, но Райский даже и не думал об этом. Его не интересовало и то, что бабушка хотела познакомить с людьми из хорошего общества.
Прожив некоторое время, Борис отбывает в Петербург и продолжает учебу в университете. Здесь он находит себе друга, близкого по душевному состоянию и размышлениям о жизни. Однако ,получив диплом, его товарищ уезжает в глубинку учительствовать, а Райский не знает, чем заняться.
И тогда его целью стала Софья, о которой мы говорили в начале произведения. Он хотел разбудить в ней огонь любовной страсти, и поэтому стал бывать каждый вечер у Пахотиных.
Райский даже изобразил образ женщины на холсте, и каждый вечер любовался им. Но, неожиданно в деревню его вызывает бабушка, и внезапно объявившийся товарищ тоже нашел и звал к себе, та как Леонтий проживал недалеко от Малиновки.
В имении Борис встречает милую девушку. Марфенька присматривает за домашней птицей. И делает это так изящно, что Райский был обрадован тем, что наконец-то он нашел ту мечту, которую представлял в своих творческих трудах.
Продолжая жить в деревне, Борис Павлович, так и не думает заниматься делами имения, да оно ему и не нужно. Он решает подарить его Вере и Марфеньке. Он с нетерпением ждет приезда Веры. Увидев ее, молодой человек был сильно разочарован в ней. И он хочет разгадать все ее тайны и сокровенные желания. И он занялся слежкой за своей кузиной.
Пока Райский был занят Верой, его бабушка хотела удачно женить своего внука. Но ему сейчас не до этого. Вере не нравится, что Райский за ней следит, и говорит ему, чтобы он перестал за ней ходить и лезть ей в душу. И вроде Борис и Вера остались хорошими друзьями, свободно говорили об искусстве, о жизни, но молодой человек до конца не успокоился.
Татьяна Марковна в своем имении в честь прибытия внука устроила ужин с приглашением всех почитаемых жителей Малиновки. Пригласила она уважаемого всеми Тычкова. Но ужин закончился ссорой. Райский выговаривает Нилу Андреевичу все самые его худшие черты характера. Неожиданно для Бориса его поддерживает Бережкова, и опозоренный Тычков уезжает из поместья. Вера, оценив такой смелый поступок, дарит поцелуй Райскому, но он его уже не возбуждает.
Райский выпытывает у бабушки, кто же так увлечен Верой. Иона говорит ему, что этим человеком является лесничий Тушин. И Борис видит Тушина, когда тот привозит Веру домой.
Но самой неожиданностью для него явилось, то, что возлюбленным его кузины оказался Волохов, его друг, с которым он давно общался, после чего тот внезапно исчез. Тут приходит известие из Петербурга, где сообщается роман Софьи с графом Милори уже подошел к завершению, что скомпрометировал дом Пахотиных. Но эти вести не интересуют Райского. Все мысли заняты Верой.
Следя за ней, он обнаруживает, как она спускается к тому страшному обрыву на свидание. Борис , ожидая ее там же, кидает небрежно букет цветов, приготовленный для Марфеньки в честь ее помолвки и именин.
Сильно испугавшись и перенервничав, девушка слегла в постель. Она не знала, как раскаяться в этом поступке бабушке. Райский по ее просьбе рассказывает все Татьяне Марковне, и она, успокаивая Веру, рассказывает свою историю про этот обрыв. Она считает, что внучка должна стать, владелицей имения, повторив судьбу бабушки. Марку сообщают, что Вере с ним не по пути, и он отправляется на войну. Райский, же, большую часть времени посвятил себя художеству. И девушка поняла, что по-настоящему ее любил только Тушин. И предложение бабушки дает ей возможность очиститься от своих грехов.
Произведение учит думать нас о жизни, о любви, о нашем предназначении в этом мире.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Часть первая
Борис Павлович Райский, 35 лет, беседует в своей петербургской квартире с Иваном Ивановичем Аяновым, чиновником 40 лет. Друзья собираются в гости к Софье Николаевне Беловодовой, троюродной сестре Райского.
Беловодова – вдова 24 лет. Мать её умерла до замужества дочери, отец спустил состояние на женщин. Софья живёт с двумя богатыми тётушками, которые любят играть с Аяновым в карты, пока Райский беседует с кузиной.
Райскому скучно. Он наблюдает глубокое спокойствие кузины, как у картины или статуи, и хочет понять, есть ли у неё чувства, страсти. Борис уговаривает Софью жить не по правилам предков, а своей жизнью, любить, страдать. Райский хочет написать портрет Софьи, а ещё он задумывает серьёзное дело – написать роман.
Райский около 10 лет живёт в Петербурге. Он отставной коллежский секретарь. Службу Райский оставил, как только на неё вступил. Он воспитывался опекуном. В школе любил читать и рисовать, любил музыку, но играл её не по тетрадям, а на слух. Учитель-немец так характеризует его: «Способности удивительные, а лень ещё удивительнее».
После поступления в университет Райский поехал на каникулы к двоюродной бабушке Татьяне Марковне Бережковой. Бабушка управляла имением родителей Райского в деревне Малиновка близ Волги и воспитывала двоюродных внучек-сирот 6 и 5 лет, Верочку и Марфиньку. Рядом со старым домом родителей бабушка приказала выстроить новый, в котором и жила с Марфинькой. Вера жила одна в старом доме.
Райский гостеприимно встречен, к нему относятся как к хозяину. У Бориса будто появились мать, сёстры, добрый дядя. Этот дядя – друг бабушки Ватутин Тит Нилыч. Он отставной военный, купивший дом в городе. Ходил слух, что в молодости бабушка и Ватутин любили друг друга, но её хотели выдать замуж за другого, отчего она и осталась старой девушкой.
Бориса манит обрыв над Волгой, с которого открывается прекрасный вид. При жизни родителей ревнивец убил жену и любовника на этом обрыве, а потом зарезался сам и похоронен тут же. Внизу есть беседка, ныне заброшенная.
Погостив, Райский вернулся в университет. Ему было трудно учиться, потому что он ни о чём не мог рассуждать, а видел образы. Он сблизился с бедняком Леонтием Козловым, сыном дьякона, который знал греческий и латынь и приобщил Райского к античным авторам. Райский начал писать стихи и прозу.
По окончании университета Райский поступил в юнкера. Он жил как вся «золотая молодёжь». Затем подал прошение о переводе в статскую службу, но и там долго не задержался и стал ходить в художественную академию, но посещал занятия редко. Через полгода написал картину «Прощание Гектора с Андромахой». Профессора оценили талант художника, но посоветовали учиться ещё 3 года, а Райский хотел немедленной славы.
Райский переключился на роман. Он перечитывает и правит несколько автобиографических глав своего будущего романа. В нём описывается, как умирает Наташа, которая полюбила Райского два года назад. Ему стало скучно от её преданности, и он не женился. Райский начал набрасывать начало нового романа.
Райский решил дорисовать портрет Софьи. Аянову портрет показался слишком откровенным, художнику Кирилову портрет тоже не понравился: одна рука короче другой. Кирилов предлагает нарисовать молящуюся фигуру, а портрет переделать в блудницу.
Борис привозит портрет Софье и объясняется ей в любви. Софья считает, что портрет приукрашивает оригинал, и предлагает дружбу. Райский подозревает, что она влюблена в итальянца графа Милари. Как только Софья отвергает Райского, его страсть угасает.
Часть вторая
Райский по просьбе бабушки приезжает на лето в своё имение Малиновку. Он не интересуется счетами и отчётами об управлении, признается, что рвал их в Петербурге. Борис хочет подарить имение сёстрам Марфиньке и Верочке. Бабушка не согласна, у девочек есть своё приданое, но, в конце концов, берётся управлять имением и дальше, боясь, что Райский заложит его или продаст. При её управлении в имении полный порядок.
Райский встречается с Марфинькой, белокурой полноватой весёлой девушкой лет 20. Вера за Волгой у подруги-попадьи.
Райский осматривает город, который ему кажется похожим на кладбище или пустыню. Город – хорошая рама для его будущего романа. Центром романа может стать Марфинька, но не хватает страсти: Марфинька послушна бабушке и боязлива, не пошла к обрыву с Райским.
В городе Райский находит студенческого друга Леонтия Козлова, учителя гимназии. Леонтий погружён в античные книги. Райский помог ему поселится в городе близ своего имения и передал на его попечение книги из своей библиотеки. В письме Козлов писал, что несколько книг испортил Марк Волохов. Леонтий составил каталог книг библиотеки из имения Райского. Позже выясняется, что ему помогала Вера. Райский дарит Козлову свою библиотеку и упрекает его в том, что он оторван от жизни.
Некрасивый Козлов женат на Улиньке, дочери эконома казённого заведения, у которого обедали студенты. Улинька и сейчас очень хороша, её головка напоминает Козлову античную статую. Через 5 лет после выпуска Леонтий забрал её из Москвы от тётки, куда она попала после смерти отца и тяжело болела. Позже Ульяна признаётся Райскому, что не любит Козлова, вышла замуж только потому, что он позвал.
Бабушка считает, что внук от рук отбился, что судьба накажет его. Борис и Татьяна Марковна достигают перемирья и решают, что каждый будет жить так, как нравится. С точки зрения Райского, бабушка разрывается между здравым смыслом и преданиями.
Марфинька – счастливое дитя под бабушкиной защитой. Райский хочет разбудить в ней страсть, но ему это не удаётся. Марфинька не понимает его намёков, но его разговорами взволнована и смущена, даже ничего не говорит бабушке. Райский рисует портрет Марфиньки и исправляет очерк о Наташе, чтобы вставить в роман.
В имении Райский наблюдает драму: крестьянин Савелий наказывает жену Марину за блуд. Бабушка признаётся, что дворня вся грешит, но Марина особенно неразборчива в связях. Страсть к любовным приключениям случается и среди помещиков. Гостье бабушки Полине Карповне Крицкой, вдове, нравится, чтобы в неё кто-нибудь был влюблён, она заигрывает со всеми молодыми людьми, с Райским, но дальше слов у неё дело не идёт.
Райский знакомится с Марком Волоховым, которого он застал лезущим в окно к Леонтию Козлову. Марк склонен нарушать традиции и даже закон. Борис предлагает Марку поужинать у бабушки. В разговоре Марк называет Райского неудачником.
Райского одолевает скука. Приезжает от попадьи Вера. Сёстры непохожи, как день и ночь. Райский оставляет Марфиньку, которая не подала надежд на превращение из ребёнка в женщину, и наблюдает за темноволосой красавицей Верой. Он равнодушен ко всему, кроме красоты.
Приезжает в гости помещик Викентьев, 23 лет, друг Марфиньки. Они очень подходят друг другу: живые и весёлые. Приходят другие гости, каждый со своим характером и историей.
Райский скучает. Он рисует дворню, ходит в город, заходит к Козлову, но застаёт его жену с любовником. Оттуда он идёт к Марку Волохову. Марк заключает с Райским пари, что через 2 недели Борис влюбится.
Вера избегает Райского. Он не может перестать думать о ней. Они объясняются. Вера говорит, что если она не будет чувствовать себя свободной, то уедет. Райский удивляется, кто её эмансипировал. Райский и Вера договариваются о дружбе.
Райский находит красоту
Приехав в Малиновку, Райский первым делом встречает очаровательную девушку, которая не замечает его, занявшись кормлением домашних птиц. Она вся дышит свежестью, грацией и чистотой. Главный герой романа Гончарова «Обрыв» (краткое содержание произведения поможет вам восстановить в памяти сюжет) сразу понимает, что именно здесь отыщет истинную красоту, которой не оказалось в неприветливом Петербурге.
Той самой девушкой оказывается Марфа, воспитанница Татьяны Марковны. Бабушка снова пытается увлечь молодого человека хлопотами по хозяйству, но опять безуспешно.
Часть третья
Чтобы не думать о Вере, Райский занимается мнимой деятельностью: бывает в полях, обещает поехать с бабушкой с визитами. В воскресенье приходят гости. Нил Андреевич Тычков (известный в городе человек, председатель в палате, образец нравственности) грубо посмеялся над Крицкой. Райский обвиняет его в том, что он оскорбил женщину, и напоминает давнюю историю, как когда-то Тычков обобрал и запер в сумасшедший дом родную племянницу. Татьяна Марковна выгнала Нила Андреевича. Райский, восхищённый её поступком, целует её.
Авторитет Тычкова подорван. Бабушка уважала его 40 лет и выгнала в один день. Райский рисует портрет бабушки. У него налаживаются отношения с Верой. Она невозмутимо равнодушна к нему, но позволяет говорить с собой.
Прошёл месяц с момента заключения пари. Райский порывается уехать. Когда он приходит прощаться с Леонтием, то застаёт у него Марка. Марк поддразнивает его, что он не кончит романа, потому что неудачник, и что он влюблён.
Райский просит Веру показать письмо, которое она читает. Борис подозревает, что Вера утаила письмо на синей бумаге. Райский, который думал, что его чувства к Вере утихли, ревнует Веру к автору письма.
Райский вынужден рисовать портрет Крицкой и доводит её до изнеможения. Он хочет узнать у Веры, от кого письмо. Вера сообщает, что любит другого.
Райский по просьбе Марка, который, живя в городе под наблюдением полиции, давал читать запрещённые книги, берёт на себя его вину и едет объясняться к губернатору.
Вера снова уезжает к попадье. Райский одинок. Он выпытывает у бабушки, в кого может быть влюблена Вера. Бабушка предполагает, что в лесничего. Это прозвище помещика Ивана Ивановича Тушина, с которым Вера дружна. У Тушина есть паровой пильный завод, он продаёт лес и сам живёт в его чаще со своей сестрой.
Райский проводит с Крицкой много времени, в городе даже идёт слух, что он влюблён. Борис приезжает к Козлову, чтобы вразумить его жену, которая постоянно изменяет мужу. Его уговоры заканчиваются любовной сценой. Райский поражён собственным безволием.
Вера признаётся Райскому, что её герой – не Тушин. Чтобы остеречь её, бабушка велит читать вслух нравоучительный роман. После его прочтения Викентьев делает Марфиньке предложение, о чём она говорит бабушке. На следующий день приехала мать Викентьева и состоялся обряд сватовства.
В доме идёт приготовление к свадьбе. Райский объясняется с Верой. Она считает, что он не любит её, а увлёкся ею, как увлекался другими женщинами.
Райский, гуляя в саду, по ошибке принят Верой за кого-то другого. Так он узнаёт о предстоящем свидании Веры. Но он не знает, что это свидание с Марком, с которым Вера познакомилась прошлым летом, когда он воровал в её саду яблоки.
История создания
Роман Ивана Гончарова «Обрыв», краткое содержание которого вы можете найти в этой статье, дался автору невероятно тяжело. Работа над ним была долгой, упорной и кропотливой.
Если говорить кратко, история создания романа «Обрыв» такова. Замысел начал формироваться еще в 1849 году, когда писатель находился в Симбирске. Это родина Гончарова, которую он посетил после длительного перерыва. Тогда у него и родилась идея воссоздать атмосферу российской провинции, в которой оказывается герой, много лет проживший в столичном Петербурге.
Интересна творческая история романа «Обрыв». Рабочее название романа менялось несколько раз. Среди вариантов были «Вера», «Художник Райский», «Художник», «Райский». Работал Гончаров медленно, параллельно написав «Обломова» и съездив в кругосветное плавание на фрегате «Паллада».
Часть четвёртая
Вера с Марком встретилась в старой беседке. У них очень разные взгляды на жизнь, хотя они и любят друг друга. Вера просит не давать молодёжи запрещённые книги, быть тише. Марк обвиняет её в том, что она хочет замуж, а он ищет себе в её лице товарища. Они решают расстаться.
Вера не смогла прервать отношения с Марком. Она снова уезжает за Волгу к попадье. Оттуда Райский получает дружеские или насмешливые письма. Как потом выяснилось, Вера с попадьёй писали их по очереди в шутку. Одна из записок призывала Райского помочь нуждающемуся. Райский отправил ему 220 рублей. Впоследствии оказалось, что Вера ничего об этой записке не знала, её написал Марк, который и без того должен был Райскому 80 рублей и грозился, что не отдаст их.
Заболел Козлов, от которого ушла жена с французом Шарлем. Бабушка предлагает забрать Леонтия к себе.
Райский получает письмо от Аянова, из которого узнаёт, что Софья скомпрометирована запиской к графу Милари, а сам граф эмигрировал в Париж, где у него, оказывается, есть невеста-кузина.
Райский огорчён отъездом Веры, но вдруг она появляется, когда он тоскует над обрывом. Она на себя не похожа. Говорит, что страсть изменила её. На вопрос, кого она любит, Вера отвечает, что Райского. Он не верит, считает её сумасшедшей. Вера просит Райского помочь ей: удерживать её силой, не пускать на обрыв.
Вера, услышав выстрел (условный сигнал), побежала к обрыву. Райский задержал её, но она выпросилась «Христа ради» на 5 минут.
Вера и Марк в беседке решают расстаться навсегда. Вера настаивает, что любовь – не животное влечение, а долг, Марк не обещает вечной любви и не собирается венчаться. Весь год Вера хотела повлиять на Марка, но не добилась своего. Марк же хоть одолел сердце Веры, но не одолел ума и воли. Расставаясь, Марк предупреждает, что если Вера обернётся, она будет его. Вера обернулась и крикнула: «Марк, прощай!»
Райский ждал Веру до 11. Он в отчаянье: 5 месяцев их отношения не определены. Райский решает подсмотреть, кто избранник Веры. Когда Райский узнал всё, он был взбешён. Он грубо отталкивает в саду Крицкую, которая искала с ним свидания, и до утра ждёт Веру, чтобы посмотреть ей в глаза. Придя домой, Вера падает без чувств.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Оперы Кальмана Принцесса цирка (Мистер Икс)
Одно из величайших произведений Имре Кльмана оперетта «Принцесса цирка». Веселая и в то же время печальная и волнующая оперетта. - Краткое содержание Звезда Соломона Куприн
Удивительный и таинственный жанр мистики во все времена привлекал ценителей художественной литературы. Произведение А. И. Куприна «Звезда Соломона» не является исключением и захватывает читателя - Краткое содержание оперы Травиата Верди
Действие происходит в Париже в середине 19 века. Идет большая вечеринка в элегантном парижском доме Виолетты Валери. Гастон, виконт де Леторьер представляет молодого Альфредо Жермона, ее поклонника. - Краткое содержание Шукшин Энергичные люди
Аристарх Петрович Кузькин и Вера Сергеевна — муж и жена. Однажды Вера находит записку от некой Сони. Это становится последней каплей и она пишет донос прокурору