Искусство, по мысли Чернышевского, должно правдиво «воспроизводить жизнь», «причём очень часто, и особенно в поэзии, выступает на первый план также объяснение жизни, приговор о явлениях её» Наглядное подтверждение этим мыслям Чернышевского даёт его роман, написанный в полном соответствии с эстетическими взглядами автора. Все достоинства повести даны ей только её истинностью, замечает Чернышевский. Стремление к «истинности» обусловило отсутствие в романе «эффектности» и «прикрас». Содержание его просто и значительно, как проста и значительна жизнь. Стремясь усилить впечатление «истинности», подлинности рассказываемого, Чернышевский вводит в роман «человеческие документы»: дневники Веры Павловны, письма Лопухова и Кати Полозовой, рассказ-исповедь Крюковой и т. д.
«Поэзия — в правде жизни»,- говорил Чернышевский. Пропагандируя идеи социализма, он не побоялся ввести в роман специальную главу о том, как устроена мастерская Веры Павловны, или письмо Кати Полозовой, доказывающее подробными цифровыми расчётами выгоды и преимущества свободного коллективного труда. От введения таких глав роман выигрывал в правдивости, да и сами прозаические детали переставали быть прозаическими и своей неотразимой убедительностью производили впечатление «чуда».
«Что делать?» — философско-публицистический роман. Роман указывал, что делать, как жить, к чему следует стремиться. Поэтому естественным кажется приём вмешательства автора в жизнь героев, его рассуждения о женской независимости, пользе наук, страстные обращения к читателям: «Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно,выходите на вольный белый свет, славно жить на нём… Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью… Читайте их,- их книги радуют сердце, наблюдайте жизнь,- наблюдать её интересно, думайте,- думать завлекательно. Только и всего. Жертв не требуется, лишений не спрашивается,- их не нужно. Желайте быть счастливыми — только, только это желание нужно… Попробуйте — хорошо!»
Роман не только правдиво воспроизводил жизнь, но объяснял её, показывал, что уродует людей, почему люди, не дурные сами по себе, становятся чёрствыми и злыми, как Марья Алексеевна, или легкомысленными кутилами, как Серж. Роман отвечал на вопрос что делать? Подготавливать революцию, бороться за революционное переустройство жизни — вот что нужно делать всем тем, кто не желает мириться с уродующим человека общественным строем. Взволнованная проповедь социализма, призыв к революции, вера в её конечное торжество неустанно звучат на страницах «Что делать?».
Роман полностью отвечал тому, что Чернышевский считал высшим назначением искусства: для лучшей части общества он стал «учебником жизни».
Философско-социальная направленность романа сказывается, между прочим, и в том, что пейзажу, портрету героев отводится весьма скромная роль. С другой стороны, это же философско-социальная направленность романа в соединении с тем, что герои его — люди рассуждающие, мыслящие, привыкшие взвешивать и разбирать каждый свой поступок, обусловила ещё одну композиционную особенность романа: образы героев, их характеры раскрываются в диалоге и монологе, в постоянных беседах и спорах, «теоретических разговорах». Герои Чернышевского — люди дела, а не громкой фразы, говорят кратко и ясно. Вот характерные для них слова: «Дайте людям хлеб, читать они выучатся и сами»; «Жертва — сапоги всмятку»; «Нам некогда скучать: у нас слишком много дела»; «Я ненавижу… родину, потому что люблю её».
«ЧТО ДЕЛАТЬ?» КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА -> |
Еще по данной теме::
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЧЕРНЫШЕВСКОГО Художник, по мнению Чернышевского, не может и не должен огр…
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В ССЫЛКЕ
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В ССЫЛКЕ 20 мая 1864 г., на следующий после гражданской казни, Чернышевский был …
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА Осенью 1853 г. Чернышевский начинает работу в некрасовс…
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В КРЕПОСТИ
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ В КРЕПОСТИ Арест Чернышевского потряс всё передовое общество. Правительство боялось …
- РОМАН «ЧТО ДЕЛАТЬ?» ОБРАЗ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ — ВЕРА
ОБРАЗ НОВОЙ ЖЕНЩИНЫ — ВЕРА Детство и юность Веры Павловны прошли в отвратительной обстановке пошл…
Значение романа «Что делать?» для мировой литературы
Твердое и спокойное поведений Чернышевского в течение двухлетнего поединка с царской юстицией нанесло сильный удар по престижу правительства. Еще больший удар нанес он властям своей литературной деятельностью — романом «Что делать?», написанным в Алексеевском равелине в период с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года и опубликованным в мартовском, апрельском и майском номерах «Современника» за 1863 год. То, что этот роман, пройдя двойную царскую цензуру, увидел свет, можно считать случайностью: видимо, жандармы не нашли в нем ничего, относящегося к делу, по которому Чернышевский был арестован, а обычная гражданская цензура не очень внимательно читала рукопись, разрешенную к печати жандармским управлением. Некрасов поспешил воспользоваться недосмотром властей, и, когда на роман был наложен запрет, он уже разошелся по стране в тысячах экземпляров. Роман «Что делать?» — самый яркий во всей истории мировой литературы пример служения искусства общественным задачам.
В нем не только дан глубокий анализ современного автору общества, но и поставлены задачи формирования новых общественных отношений. Если в описании современной ему. действительности Чернышевский опирался на опыт Гоголя, то, рисуя пути и цели преобразования жизни и показывая светлое будущее человечества, он выступил как подлинный новатор, как предшественник литературы социалистического реализма. Своим романом Чернышевский ответил на главный вопрос эпохи: что нужнр делать, чтобы приблизить прекрасное будущее. Нужно готовиться к революции, отвечал писатель, нужно действовать: вырабатывать новую мораль и новые взаимоотношения между людьми, собирать и воспитывать силы, которые построят новое общество.
Писатель освещает основные проблемы общественной и нравственной жизни России, волновавшие молодое поколение 60-х годов. Он показывает бесчеловечность существующего «допотопного» образа жизни, построенного на власти денег; рисует портреты «новых людей» — представителей передовой демократической интеллигенции; излагает основы новой морали, построенной на уважении между людьми; указывает пути социалистического переустройства общества; изображает профессиональных революционеров, которые возглавляют борьбу за это переустройство.
Роман «Что делать?» своеобразен не только по содержанию, но и по художественным особенностям. Он служил важной общественно-политической цели, и, чтобы успешнее достичь ее, автор использовал самые разнообразные художественные приемы: довольно сложную сюжетную линию, драматизм действия, глубокие психологические характеристики. В диалогах, письмах, внутренних монологах и снах подробно излагаются мысли героев и мотивы их поведения; зачастую они сопровождаются авторскими комментариями. Авторская речь отличается живой непосредственностью, юмором, иногда острой иронией, многозначительными намеками. Само построение романа также подчинено его идее. Действующие лица и события размещены как бы по четырем ярусам: «пошлые люди», «новые люди», «особенные люди» и сны. «Пошлые люди» — та гнусная действительность, которую нужно изменить; «новые» — пример, которому должны следовать все, чтобы изменилась жизнь; «особенные люди» — профессиональные революционеры, борцы и руководители «новых людей»; наконец, в снах Веры Павловны раскрываются перспективы и цели революционной борьбы.
Действие романа начинается с описания мира «пошлых людей». Это требовалось не только развитием сюжета, но и необходимостью создать фон, на котором ярче проявятся особенности «новых людей». Героиня романа — Вера Павловна Розальская — выросла в мещанской среде. Ее отец, Павел Константинович,- мелкий чиновник и управляющий домом богатой дворянки Сторешниковой. Главная роль в семье Розальских принадлежит матери Веры Павловны — Марье Алексеевне, грубой, жадной и пошлой женщине. Она бьет прислугу, не брезгует нечестными доходами, стремится как можно выгоднее сбыть замуж дочь. В минуту откровенности подвыпившая Марья Алексеевна говорит дочери: «…Только нечестным да злым и хорошо жить на свете… У вас в книгах написано: старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать. А это правда, Верочка. Значит, когда нового-то порядка нет, по старому и живи: обирай да обманывай…» Бесчеловечность этого старого порядка, калечившего людей, — вот основная мысль рассказов о «пошлых людях». Во втором сне Веры Павловны Марья Алексеевна скажет ей: «Ты ученая — на мои воровские деньги учена. Ты об добром думаешь, а как бы я не злая была, так бы ты и не знала, что такое добром называется». С неумолимостью художника-реалиста Чернышевский высказывает жестокую правду: «новые люди» произрастают не в теплицах; они вырастают среди окружающей их пошлости и ценой громадных усилий должны разрывать опутывающие их связи со старым миром. И хотя Чернышевский утверждает, что это может сделать каждый, в действительности он имеет в виду передовую молодежь, обладающую громадной душевной силой. Большинство людей оставались еще на уровне взглядов Марьи Алексеевны, и Чернышевский не рассчитывал на их быстрое перевоспитание Но, объясняя закономерность существования нечестных и злых людей в социальных условиях того времени, Чернышевский вовсе не оправдывает их. Он видит в Марье Алексеевне не только жертву обстоятельств, но и живую носительницу зла, от которого страдают другие люди И писатель беспощадно разоблачает хитрость, алчность, жестокость и духовную ограниченность Марьи Алексеевны.
С еще большим сарказмом говорит он об аристократах, паразитический образ жизни которых определяется их социальным и имущественным положением и совершенно не зависит от их личных качеств. Таковы семейство Сторешниковых, Серж и другие представители высшего общества. Анна Петровна Сторешникова и ее сын не обладают ни умом, ни характером, но они имеют деньги и поэтому смотрят свысока на других людей. Михаил Сторешников — совершенное ничтожество по сравнению с Верой Павловной — думает, что за деньги он может купить ее любовь, а его мать падает в обморок от одной мысли, что «сын хорошей фамилии» может жениться «бог знает на ком».
Среди действующих лиц романа отсутствуют те, кто стоит на страже старого мира, защищая существующий порядок 1. Но Чернышевский не мог пройти мимо этих охранителей и вывел их в лице «проницательного читателя», с которым он полемизирует в своих авторских отступлениях. В диалогах с «проницательным читателем» автор подвергает уничтожающей критике взгляды воинствующих обывателей, составляющих, как отмечает он, большинство литераторов. «Новые люди», говорит автор, обращаясь к «проницательному читателю», «хлопочут и придумывают всякие штуки не менее усердно, чем ты для своих целей, только цели-то у вас различные, потому и штуки придумываются не одинаковые тобою и ими: ты придумываешь дрянные, вредные для других, а они придумывают честные, полезные для других». Именно такие «проницательные господа» помогли царю расправиться и с самим Чернышевским.
Жанровое и идейное своеобразие романа Чернышевского “Что делать?”
Николай Гаврилович Чернышевский создал художественно-публицистический роман “Что делать?” – произведение своеобразного жанра, в котором писатель попытался раскрыть непреходящие проблемы русской литературы. Выявлению замысла писателя оказывают содействие сновидения героини – Веры Павловны, потому что роман из-за цензуры, установленной в то время, был написан в аллегорической, иносказательной форме.
Автор в бесчисленных публицистических отступлениях растолковывает свои собственные воззрения на окружающее его общество,
значение литературы в выработке общественной точки зрения. Считается, что произведение Чернышевского “Что делать?” принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вносит элементы бытовой драмы, а из-за рыхлости сюжета, который то и дело прерывается пространными рассуждениями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либо привычной схемы.
Местами автор пытается увлечь читателя скрупулезным – и безумно скучным – подсчетом прибыли, которую
получали изображенные им кооперативные швейные мастерские, или же усваивает себе возвышенный тон, и тогда на протяжении нескольких страниц роман напоминает поэму в прозе. Нередко автор, подобно суфлеру, врывается в повествование и упорно требует отчета у своих читателей: дескать, все ли им понятно? И сам же злорадным тоном отвечает: нет, добрейшая публика, ничего-то ты не усвоила!
Если подойти к вопросу о жанровом своеобразии этого сочинения с юмором – точнее, с “черным юмором”, – то определить его можно примерно так: это лирико-бытовая фантазия с элементами трагифарса на тему наилучшего благоустройства личной и общественной жизни, написанная автором в тюрьме с благими пожеланиями тем, кто пойдет по его стопам…
Действительно, трудно говорить об этом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищные недостатки. Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительным языком. Главные персонажи ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать все, что ему угодно.
В этом признак незрелости Чернышевского как писателя: подлинный творец всегда творит сверх себя, порождения его творческой фантазии обладают свободной волей, над которой не властен даже он, их творец, и не автор навязывает своим героям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают ему тот или иной свой поступок, мысль, поворот сюжета. Но для этого необходимо, чтобы их характеры были конкретными, обладали законченностью и убедительностью, а в романе Чернышевского вместо живых людей перед нами голые абстракции, которым наспех придали человеческое обличье.
Наиболее удачен в романе – и в этом нет ничего странного – образ злой, жадной и невежественной Марьи Алексеевны, матери Верочки. С ее цельным характером ничего не может поделать ни сам автор, ни его герои. Это наводит на мысль о том, что даже у Чернышевского не было особых трудностей в изображении этой фигуры, ведь женщины, подобные Марье Алексеевне, встречаются в жизни сплошь и рядом.
Совсем другое дело – “новый тип” человека. Автор предупреждает нас, что такие люди есть, хотя их еще мало. Но Чернышевскому явно хочется, чтобы их было больше, вот он и пересаливает, наделяя их сверхчеловеческой выдержкой и ангельской добротой…
Трудно судить объективно об идейном своеобразии книги, отвратительно написанной. Однако ни один русский писатель не может похвастаться таким успехом, какой выпал тогда на долю автора “Что делать?”. Секрет ее успеха – в ее моральном воздействии на общество.
Идейное своеобразие романа сводится к проповеди новой морали. Критики, принадлежавшие к правому консервативному лагерю, объявили роман безнравственным, однако замечательный русский богослов А. М. Бухарев признал, что книга по духу – глубоко христианская. Действительно, автор уделяет большое внимание аскетическим принципам: Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он отказывает себе во всех человеческих радостях и посвящает жизнь служению Истине.
Особенно много нападок вызвала проповедь свободной любви, отрицание ревности, основанной на дурном чувстве собственности. Однако половая распущенность процветала как раз среди представителей правого консервативного лагеря – среди гвардейских офицеров, праздных помещиков, важных чиновников, а вовсе не в кругах аскетически настроенной революционной интеллигенции. Проповедь свободы любви в романе Чернышевского означает проповедь искренности чувства и ценности любви как единственного оправдания отношений между мужчиной и женщиной. Прекращение любви с одной из сторон есть прекращение смысла отношений. Тема свободы любви не имела у Чернышевского ничего общего с темой оправдания беспорядочных половых связей.
Чернышевский восстает против всякого социального насилия над человеческими чувствами, им движет любовь к свободе, уважение к искренности чувства.
И все-таки типичный читатель едва ли удовлетворится аналогичными пояснениями и не уразумеет, отчего ему подобает отыскивать добродетели и достоинства в скверно сочиненной книжке. Многим знакомо минутное высказывание Е. Евтушенко: “Поэт в России – больше, чем поэт!” Да, возможно, было бы прекрасно, когда бы всякий в России делал свое дело.
Доклад: Н.Г.Чернышевский. Что делать
Н.Г.Чернышевский. «Что делать?»Автор: Чернышевский Н.Г.
Подлинный герой эпохи, перед которым «преклоняется» автор романа «Что делать?», — это Рахметов, революционер с его «пламенной любовью к добру и свободе». Образ Рахметова и вся та чистая, возвышенная атмосфера уважения и признания, которой он окружен, с несомненностью свидетельствуют, что стержневая тема романа не в изображении любви и новых семейных отношений «обыкновенных порядочных людей», а в прославлении революционной энергии и подвига «особенного человека» — Рахметова. С образом Рахметова прежде всего соотнесено название романа «Что делать?». «Рахметов выведен, — говорит автор, — для исполнения главнейшего, самого коренного требования художественности». А оно состоит в том, чтобы читатель представлял себе предметы в «истинном их виде» Иначе говоря, читатель должен понять, что хотя Рахметов, по цензурным условиям, и не является «вовсе никаким действующим лицом» в романе, но зато он главное действующее лицо в жизни. Это и есть та истина, та правда, которая составляет художественную реалистическую силу романа. Мало Рахметовых, писал Чернышевский, «но ими расцветает жизнь всех, без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней — теин в чаю, букет в благородном вине, от них ее сила и аромат, это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли». Никто еще до Чернышевского в русской да и мировой художественной литературе не сказал таких поэтически проникновенных слов о революционере, о социалисте. В заключительной главе романа, «Перемена декораций», высказана уверенность в близости революционного переворота. Всем существом своим опальный автор «Что делать?» ждал революцию в России, приветствовал ее, прославлял ее деятелей. Чутьем большого художника-реалиста и мыслителя Чернышевский понял, что только рельефный образ с наибольшей полнотой выразит сущность русского революционера — тогда еще «экземпляра… редкой породы» — и окажет сильное воспитательное воздействие на читателя. Рахметов — потомок древнейшей аристократической фамилии, сын богатого помещика-ультраконсерватора. Протестующие мысли стали бродить в голове юноши еще в доме отца-деспота, причинившего много зла и горя матери, любимой девушке, крепостному люду. В студенческие годы Рахметов сошелся с Кирсановым, и «началось его перерождение в особенного человека». Уже этой необыкновенной биографией Рахметова (здоровый колос на «крошечном клочке» гнилого дворянского болота) заявлена могучая покоряющая сила новых революционных идей. При этом писатель не фантазировал, он знал, и знали его читатели, что революционеры — выходцы из дворянской среды — явление в русской истории не исключительное (Радищев, декабристы, многие из петрашевцев, Огарев, Герцен и другие). Чтобы подчеркнуть глубокую преданность Рахметова революционному делу, Чернышевский сознательно преувеличивает «спартанские», аскетические начала в поведении своего героя. Натура кипучая, живая, страстная, Рахметов отказывается от любви, от жизненных удовольствий. «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — говорит он, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще». Свою готовность выдержать самые тяжелые испытания, любые страдания, даже пытки во ими революционных убеждений Рахметов проверяет тем, что однажды хладнокровно укладывается на войлок, утыканный гвоздями, и, окровавленный, проводит таким образом всю ночь. «Проба. Нужно… — говорит Рахметов, — на всякий случай нужно. Вижу, могу». В образе Рахметова запечатлены наиболее существенные стороны характера зарождавшегося в России типа профессионального революционера, с его непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и родине. Ожесточенная общественная борьба вокруг «Что делать?» и созданных Чернышевским образов «новых людей», злобные нападки врагов на автора революционного романа и искренняя признательность сторонников и союзников отчетливо выявляют политическое существо типа Рахметова. Рассмотрение этого романа не имеет целью пересмотреть социальные или политические ценности. Социализм, капитализм, коммунизм — не в этом суть. «Что делать?» — роман о поиске свободы для всего народа, а то, что автор видит путь лишь в социалистическом строе, не суть важно. Литературная ценность произведения велика, и «Что делать?» будит в нас лучшие стремления, как роман «Овод», хотя политическая подоплека его еще более далека от сегодняшних проблем.
🗹