Авторский замысел и своеобразие построения комедии Горе от ума

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Идея, суть и смысл комедии Горе от ума

Произведение «Горе от ума» является величайшим богатством русской классики 19 века, оно было написано в период смены веков.

Смысл комедии Грибоедова заключается в описании столкновения двух миров – старого аристократического, представителем которого является Фамусов, и нового прогрессивного — в лице Чацкого. На всем протяжении повествования Чацкий – личность образованная, ведет борьбу с отсталым крепостническим обществом. Столкновение этих людей, олицетворяющих собой два совершенно разных типа общества предсказуемо и неизбежно, т. к. представители старого времени придерживаются старого уклада жизни, не принимают перемен, им комфортно и сытно и до других нет дела. Общество нового поколения стремится к новой жизни, к развитию себя и своего государства.

Идея комедии «Горе от ума» состоит в том, что новые взгляды и помыслы Чацкого не вписываются в старые аристократические устои и окружающее общество считает его безумным. Считать человека безумным намного проще, чем вносить в свою привычную жизнь новые перемены, ведь они не оставят без изменений ни одну из сфер человеческой жизни.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в то время вдохновляло общество на борьбу с произволом и подлостью, с насилием и невежеством. Автор выразил с помощью своего героя Чацкого отвращение к зажиревшему аристократическому окружению, к лености и праздности. Монологи этого мужчины остроумны и пугающе смелы. Чацкий точно знает, чего хочет. Но данная комедия не лишена трагизма. Трагедией данной пьесы является то, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его любовь остается безответной и не понятой. Это приводит к тому, что Чацкий уезжает из Москвы.

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Сегодня, как и в прошедшие годы, комедия «Горе от ума» побуждает к борьбе с себялюбием, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.

Вариант 2

Александр Грибоедов – один из самых талантливых и умных людей среди современников. Из-под его пера вышло три великих произведения, которые остались в истории. Одно из них «Горе от ума». Автор смог точно описать возникший между двумя поколениями конфликт, век грядущий с веком будущим сталкивается, нравы и взгляды становятся причиной конфликта, который быстро разразился и привел к настоящему противостоянию героев.

Главным героем является Чацкий, который представляет поколение будущее. Все остальные герои являются для него противостоянием. Автор подчеркивает эту мысль в названии, на одного Чацкого, который обладал живым умом, тянущимся к знаниям, фактически гениальным, приходится человек 25, которые не обладают особым умом.

Противопоставлением для него является Фамусов, который является типичным аристократом, живущим на территории Москвы. Ему присущи разные изъяны духа, которые имеются и у других бывших крепостных. Он привык проводить время на службе, которую считает весьма приятным времяпровождением. За этот он также получает продвижение по службе, а имеющийся опыт позволяет ему быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Именно Грибоедов стал основоположником понятия «Фамусовское общество», которое полностью описывает состояние молодежи того поколения. Оно является достаточно традиционным. Каждый из них привык служить более высокому начальству, фактически поклоняться ему и следовать каждому указанию. Самое главное для них обрести настоящее богатство и понять происходящее, в этом весь смысл жизни молодых людей того времени, эпохи, в которой живет сам Грибоедов.

На противопоставлении с Чацким он показывает, что и в том обществе есть люди, которым не важны чины и продвижение по службе, большое богатство. Он старается донести данное мнение окружающим людям, но они считают его простым изгоем, которого нужно скорее искоренить из окружающего общества.

Таковых людей очень мало, окружающие не признают его гениальность, возможность размышлять. Таких людей единицы в окружающем обществе, их привыкли считать настоящими изгоями.

Автор показывает, что гениальный человек не может жить в бытовых условиях в окружении подобного общества. Он не находит людей, который могли бы его поддержать, пойти на революцию, обрести настоящую свободу слова и жить так, как главный герой решает сам, не смотря на окружающее его общество.

Горе от ума. Анализ пьесы

5

(2)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ? 1816 г. — возникновение замысла написания. А. С. Грибоедову не нравилось раболепное преклонение русских перед всем иностранным. ? 1824 г. — окончание первоначального варианта. При жизни А. С. Грибоедова комедия распространялась в виде рукописных копий. ? 1831 г. — первая театральная постановка пьесы. ? 1862 г. первая публикация комедии, состоявшаяся после смерти автора. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ Особенности композиции: в пьесе тесно переплетены две сюжетные линии — социальная и любовная. Экспозиция Все явления первого действия до приезда Чацкого. Знакомство с местом действия — домом Фамусова. Читатель узнаёт о любовной связи Софьи и Молчалина и о прошлых чувствах Софьи к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Завязка Появление Чацкого в доме Фамусовых, любовный конфликт осложняется противостоянием обществу. Кульминация Кульминация любовной сюжетной линии это окончательное объяснение Софьи и Чацкого перед балом, когда героиня заявляет, что есть люди, которых она любит больше, чем Чацкого, и расхваливает Молчалина. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает пика на балу. Развязка Заключительный монолог Чацкого. Происходит развязка любовной интриги, но общественный конфликт не решён. Чацкий в меньшинстве и вынужден отступиl!. Однако он не побежден, просто его время ещё не пришло.

Основные конфликты

СоциальныйЛюбовный
Столконовение интересов и взглядов представителей «века нынешнего» и «века минувшего»Противоречия ума и сердца, здравомыслящего Чацкого Софья променяла на угодливого Молчалина ради личного счастья, личная проблематика вытекает из общественной.

Развитие социального и любовного конфликта идет параллельно.

«Век нынешний»«Век минувший»
Молодое прогрессивное дворянство начала 19 века (приверженцы идеалов Просвещения):
  • выступает против крепостного права, рабской любви русских людей ко всему иностранному, против карьеризма и чинопоклонничества;
  • презирает лицемерие, джепатриотизм, борется за свободу человека, обличает устои «века минувшего», к которому относится пренебрежительно
Фамусовское общество — московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни;
  • консервативно, не готово к переменам, подстраивается под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды;
  • угодничество и низкопоклонство считает почетным, человека ценит только по богатству и наличию крепостных.
Чацкий и внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской)Фамусов и его гости, Молчалин, внесценические персонажи (княгина Марья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, кружок Репетилова)

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

ОбразыХарактеристика, роль в произведении
Чацкий? изначально фамилия была Чадский (от слова «чад»), то есть герой находится в чаду страсти и борьбы; ? умён, честен, смел, независим, но также вспыльчив, бесцеремонен; ? вольнолюбив, верен идеалам Просвещения, не боится говорить правду в лицо; ? воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодёжи: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чины людьми даются, а люди могут обмануться.
Фамусов? фамилия от лат. fama — «молва»; человек, которого больше всего волнует общественное мнение: Что станет говорить княгиня Марья Алексевна! ? пользуется служебным положением, льстец, любит бранить слуг;
? считает, что образование — это чума: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь.

? сын своего века, но при этом хороший отец, гостеприимный хозяин и ответственный дядя (вырастил Чацкого)

Софья? умна, смела и решительна, но наивна;
? воспитывалась на французских романах;

? дитя своего общества, которое загубило в ней многие хорошие начала

? «говорящая фамилия»: за молчанием героя скрывается его лицемерная натура;
? девиз героя — «умеренность и аккуратность»;

? чтобы добиться своего, готов угождать всем людям, «ведь надобно ж зависеть от других»

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

? Тема: высмеивание пороков светского общества времён крепостного права. ? Идея: проблема ума. Почему здравомыслящий человек оказывается в оппозиции, в меньшинстве? Почему его не понимают? Главный герой испытывает горе от своего здравомыслия. Он намного опередил время и подготавливает приход нового. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого», — писал Гончаров в своём критическом этюде «Миньон терзаний».

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

? Жанр пьесы сам Грибоедов определил как комедия. ? Критики XIX в. называли «Горе от ума» «высокой комедией» по аналогии с «высоким» и «низким’> штилем. ? Современные критики находят черты драмы (развиты драматические элементы, трагический финал).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Многие выражения из пьесы разошлись на цитаты и стали крылатыми: Счастливые часов не наблюдают. С чувством, с толком, с расстановкой. Ведь нынче любят бессловесных. Свежо предание, да верится с трудом. Ну как не порадеть родному человечку! Злые языки страшнее пистолета.

СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ

В «Горе от ума» А. с. Грибоедова, «Евгении Онегине» А. Пушкина и «Герое нашего времени» М. Лермонтова изображены типичные представители передовой дворянской молодёжи первых десятилетий XIX в. Они противопоставляют себя обществу и стремятся к лучшей жизни, но разными путями. Их основная проблема — одиночество.

В пьесе сочетаются черты классицизма, романтизма и реализма.

Черты классицизма:

  • единство места и времени (дом Фамусовых в течение одних суток), но нет единства действия — два конфликта;
  • наличие больших монологов, «говорящих» имен;
  • любовная интрига;
  • традиционные амплуа обманутого отца, недалекого военного.

Черты реализма:

  • проблематика реалий России 19 века;
  • типизация характеров и обстоятельств;
  • характеры персонажей многогранны.

Черты романтизма:

  • исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах;
  • непонятость героя окружающими, одиночество, максимализм и противостояние.

В комедии «Горе от ума» широко отразилась эпоха того времени: автор рисует картину жизни и нравов дворянского общества и его мировоззрение, показывает передового человека с его идеалами, причем вся эта картина имеет тот «московский отпечаток», о котором говорили современники Грибоедова и который с точностью передавал дух барской Москвы 10-х-20-х годов XIX столетия.

В пьесе мы находим отклики на разные злободневные вопросы того времени: тут и споры о камерах, присяжных, о Байроне, разговоры о ланкастерском «взаимном обучении», о Педагогическом институте и его профессорах, о карбонариях, якобинцах и франкмасонах, об Английском клубе, об Ученом комитете, об опеке над имениями помещиков, о поселении крепостных крестьян за провинности в Сибирь и т. д.

Все это создает колорит эпохи и роднит «Горе от ума» с «Евгением Онегиным», с той разницей, что в романе Пушкина эпоха, быт и нравы часто отображаются в лирических отступлениях, где автор рассуждает сам, тогда как Грибоедов,в силу особенностей драматического произведения, знакомит с эпохой только через речь действующих лиц, используя эти сведения и для характеристики персонажей, так как важно и то, как герой говорит о том или другом вопросе, какое у него по поводу этого мнение.

Так, например, уже первый разговор Чацкого с Софьей знакомит читателя с обществом дворян-москвичей и с его интересами и бытом (в оценке Чацкого). Драматический конфликт — противоречие героя со средой — определяет и построение произведения, его композицию. Но не только один общественный конфликт лежит в основе «Горя от ума».

Ту быстроту и живость действия, о которой говорил сам автор, придает комедии и другой, любовный конфликт. Огромное мастерство Грибоедова как драматурга сказал ось в том, как блестяще показал он взаимопроникновение двух драм Чацкого — общественной и личной. Горе от любви и горе от ума, переплетаясь, вместе растут и углубляются, приводя все действие к развязке.

Так, в 1 действии, в основном, намечается любовная линия сюжета: Софья любит Молчалина (об этом сразу же узнает читатель, но не знают ни Фамусов, ни Чацкий).

Из разговора между нею и Лизой мы узнаем о влюбленном в Софью Чацком, — и он тут же является сам, оживленный, говорливый, шутит с Софьей, говорит о ее холодности, еще не веря в нее, вспоминает московских знакомых. Фамусов в недоумении: он застал у Софьи Молчалина, позднее — Чацкого.

Лиза — деятельная участница всех сцен, где развивается любовная интрига; в 1 действии она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней, и уклоняется от барского ухаживания Фамусова, и вспоминает о Чацком.

Последние слова Фамусова, которыми заканчивается 1 действие,- это не просто реплика под занавес, как считали некоторые критики, — это вместе с тем итог действия: Софья — и около нее двое: Молчалин и Чацкий. Фамусов в недоумении — который же из двух, — причем оба, по его мнению, не годился в женихи.

В IV действии, в трагический момент кульминации действия, комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что он твердо решил для себя этот вопрос («который же из двух?») в пользу Чацкого и совершенно уверен в своей правоте («Хоть подеретесь — не поверю»).

Итак, в 1 действии общественный конфликт только лишь намечен тонкими линиями шутливых, хотя и едких замечаний Чацкого в адрес московского общества; центр тяжести — в любовной интриге. Но вот во 2-ом действии, с 1-го по 6-е явление, уже явственно звучат общественные мотивы.

Однако заметим, что спор Чацкого с Фамусовым, превратившийся в настоящий поединок «века нынешнего» с «веком минувшим», начался из-за Софьи: Чацкий спрашивает о ее здоровье — Фамусов раздражается, так как Чацкий, по его мнению, не может быть подходящим женихом для Софьи.

С большим мастерством переводит Грибоедов разговор на общественные вопросы: на слова Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» — Фамусов отвечает предложением «не блажить», не управлять оплошно имением, а главное — идти на службу, на что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Чацкий раздражен, он уже получил, хоть и неформальный, так как и сам не делает формального предложения, но все же отказ от отца любимой девушки. Он возмущен требованиями Фамусова, он и ради любви не способен поступиться убеждениями.

Мотив гражданского долга службы широко развертывается дальше в двух монологах: Фамусова и Чацкого, которые высказывают резко противоположные мнения. Фамусов — поклонник старых порядков службы, получения мест и чинов, Чацкий — выразитель взгляда на службу как на выполнение гражданского долга человека. То, как Фамусов реагирует на мнение Чацкого («Ахl боже мои! он карбонари!» и т. д.), все резче и резче определяет значимость общественного конфликта. Но и любовную драму Чацкого Грибоедов не забывает.

Она сопутствует общественной драме и пронизывает ее. Оба конфликта взаимно углубляют друг друга. В явлении 3-м Фамусов намекает Чацкому на Скалозуба как на возможного жениха для Софьи, а в явлении 4-м Чацкий, разгоряченный спором с Фамусовым, проявляет смятение, внесенное в его душу этими намеками.

Резкость общественного конфликта ясно определяется в двух знаменитых монологах (Фамусова и Чацкого): «Вкус, батюшка, отменная манера» и «А судьи кто?» Так, все усложняясь и углубляясь, растет общественный конфликт, и в тот момент, когда он доходит до большого напряжения, Грибоедов быстрой и совершенно неожиданной сценой обморока Софьи переключает внимание читателя на личные взаимоотношения героев.

С 7 -го по 14-е явление развивается любовная интрига, осложняющаяся вероломством Молчалина. К подозрениям Чацкого о Скалозубе прибавляются подозрения о Молчалине. Лиза из наперсницы становится активным участником в развитии любовной истории. Ее знаменитыми словами:

Она к нему, а он ко мне, А я … одна лишь я любви до смерти трушу, — А как не полюбить буфетчика Петрушу! —

подытоживается новое в любовной интриге во II-м действии (в 1 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, а во 11 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, Молчалин — к Лизе, Лиза — к Петруше).

Итак, во 2-ом действии совершенно четко обозначается все возрастающий общественный конфликт и усложняется, вместе с тем, любовная интрига. Если в начале 2-го действия звучат общественные мотивы, осложненные личными переживаниями, а к концу действия происходит быстрое развитие любовной интриги, то 3-е действие, наоборот, начинается, как бы продолжая 2-е действие, с развития преимущественно любовных мотивов, осложненных общественными.

Таковы явления 1-е и 2-е, где Чацкий старается выспросить Софью о Скалозубе и Молчалине, тут же высказываясь и по общественным вопросам (монолог Чацкого «Оставимте мы эти пренья»).

Явление 3-е — образец диалога в стихах. В нем в полной мере слиты и личные, и общественные мотивы пьесы. Диалог дает богатый материал для характеристики Молчалина (мнения Чацкого для нас уже не новы, но поражают его блестящие афоризмы) и заканчивается естественным для Чацкого выводом:

С такими чувствами, с такой душою Любим … Обманщица смеялась надо мною! Далее, с 4-го явления, следует картина бала у Фамусова. Грибоедов показывает многочисленность и силу противоположного Чацкому лагеря; нарастает неизбежность открытого разрыва, и, вместе с тем, на фоне борьбы двух лагерей, неразрывно с ней связанная, развивается сердечная драма Чацкого.

В явлении 13-м Чацкий рассердил Софью уже по-настоящему тем, что стал с насмешкой говорить о Молчалине (психологически это вполне оправдано: ведь Чацкий уверен, что Софья не может любить Молчалина). От раздраженной Софьи впервые слышится о Чацком: «Он не в своем уме».

Далее следуют явления, в которых с исключительной быстротой и легкостью разрастается сплетня о сумасшествии Чацкого. Быстро сменяющиеся сцены показывают, как сплетня находит себе благодарнейшую почву, как обрастает новыми и новыми, все более невероятными и нелепыми подробностями.

Итогом, до которого доходит сплетня, являются слова 3агорецкого: «Нет-с, бочками сороковыми!» В 22-м (последнем) явлении всему обществу противопоставлен Чацкий с его «мильоном терзаний», вылившимся в гневном монологе: «В той комнате незначащая встреча … »

Глубина разрыва между Чацким и окружающими его людьми ясна, а к той положительной программе Чацкого, которая изложена им ранее, добавлены последние и очень существенные черты: требование уважения к русскому народу, к национальной культуре, к родному языку.

Завершением раскрытия идейных позиций Чацкого и резким столкновением его с обществом и заканчивается 3-е действие.

В IV действии сцены, где появляется Репетилов, прибавляют к характеристике московского общества еще новый материал. Репетилов рассказывает о времяпрепровождении светской молодежи в Английском клубе, где происходят собрания «тайного» общества.

Затем перед читателем на минуту, сменяя друг друга, вновь проходят гости Фамусова. С 10-го явления Грибоедов возвращает нас к любовной интриге, ведет ее очень быстро к кульминации и развязке. В последнем монологе Чацкого оба конфликта приведены к концу: столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным. Чацкий покидает Москву.

Так построена комедия. Быстрый ход действия, неожиданная смена событий, невозможность угадать их дальнейшее развитие, обилие кратких, мгновенно проходящих перед читателем сцен, множество действующих лиц, быстрота и живость пьесы, меткая разговорная русская речь — все это было ново, необычно и поражало современников, некоторые из которых упрекали Грибоедова в пренебрежении к старым испытанным правилам построения классической комедии.

Отвечая на упрек, что в пьесе сцены связаны произвольно, Грибоедов писал: «Так же, как в натуре всяких событий, мелких и важных: чем внезапнее, тем более завлекают в любопытство. Пишу для подобных себе, а я, когда по первой сцене угадываю десятую: раэзеваюсь и вон бегу из театра … ».

5 / 5. 2

.

Непринятие позиции Чацкого в обществе

В произведении описан целый ряд персонажей:

Фамусов

  • Фамусов — тщеславный барин;
  • Хлестова — барыня, которую все остерегались;
  • Молчалин — прислужник;
  • Загорецкий — лгун и мошенник;
  • Скалозуб — полковник;
  • Репетилов — суеверный, пустой человек.

Всех их задевает цивилизованность Чацкого и его образованность. Они не могут переступить через себя и признать его рассудительным человеком, ведь это означало бы, что его философия разумна.

Конечно, общество не считает себя глупым, но и менять что-то в своей жизни они не хотят, им просто удобно видеть в Чацком безумца. В то время как Чацкий испытывает горечь страданий и разочарование, общество всеми силами пытается как можно быстрее отвязаться от умника. В таком обществе человек как личность не важен, здесь важны титул и умение услужить.

Он просто хотел сделать так, чтобы люди начали его понимать, стали умнее и честнее, но как бы он ни старался изменить людей в лучшую сторону, удалось ему только пострадать от этого. Чацкий глубоко несчастлив, он разочаровался в людях, которые его окружали, а также в своей любимой женщине.

В борьбе за правду герою не удалось добиться уважения, понимания и поддержки, которые в его жизни играли очень важную роль. Но не только непревзойденный ум главного персонажа поспособствовал личному горю и любовной драме, это произошло от ряда других причин, в которых ум играл просто пассивную роль.

У всех персонажей произведения имеется свое представление о том, что такое ум, поэтому комедия не сводится к четкому разделению высшего общества и Чацкого, в том числе на предмет раскрытия ума. Идеал ума в пьесе напрочь отсутствует, поэтому в ней попросту нет победителя и проигравшего.

Назвав умным Чацкого, А. С. Грибоедов перевернул всё и высмеял прошлое представление такого высочайшего качества в человеке, как ум. Главным отличием Чацкого от общества было не то, что он умный, а то, что он человечнее всех ранее названных.

Грибоедов решил показать читателю человека с избытком пафоса, который наталкивал только на нежелание хотя бы как-то понять его.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: