- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Актуальность романа Обломов в наше время
В данном произведении затрагивается самая главная тема в наше с Вами время о смысле жизни. Автор описывает проблемы, над которыми нужно задуматься читателям, особенно молодого возраста, о том, что нужно ставить перед собой задачи и выполнять их, что нужно трудиться, чтобы достичь успеха.
Героем романа является Илья Ильич Обломов, пассивный, ленивый, потерянный в своем мире. Ему намного интереснее лежать и лелеять свои мечты, которые никогда не осуществятся в реальность, потому что лень встать с дивана и пойти осуществлять свои мечты в реальность.
В детстве Обломов жил в деревне, его семья чрезмерно опекала и баловала. Не развили в нем привычки труда и стремления добиваться в этой жизни успеха. В основном все привычки идут с детства, начиная с воспитания, к сожалению Обломова, воспитали так, что в жизни можно быть лентяем, валяться в постели до обеда и ничего не делать. Илья Ильича все устраивало в его жизни, он не хотел менять свою жизнь к лучшему. Ему очень сложно было преодолевать свою лень, и начинать новую жизнь.
Штольц, единственный друг Обломова, он является противоположностью нашего героя. Он легкий на подъем человек, стремящийся добиться продвижения в карьере и построить крепкую счастливую семью. В 21 веке его можно сравнить с успешным, целеустремлённым человеком. Он готов побороть свою лень, развиваться и стремиться к лучшему. Штольц даже знакомит Илья Ильича с героиней романа Ольгой Ильинской. Но у этих отношений изначально не было будущего. Наш герой погряз в рутине свое жизни, привыкший ничего не делать и как всегда валяться на диване. К сожалению Обломов не изменился даже ради любви. Хотя многих, Любовь окрыляет и склоняет к поступкам и подвигам, но здесь совершено другая ситуация.
Наверняка каждому приходила в голову мысль, о том что. «Хочу жить хорошо, но ничего для этого не делать». Но так не бывает, нужно стремиться добиваться своих целей, для того чтобы прожить свою жизнь достойно, и оставить после себя след.
«Современный Обломов» многие, из которых находятся в поиске себя, и начинают уходить от настоящей жизни, уходят от проблем и ответственности. Роман Гончарова очень актуален на сегодняшний день. Обломов – герой, которым, не захочется становиться ни при каких обстоятельствах. Мое мнение, что это книга, должна мотивировать становиться лучше, чем ты есть и стремиться к саморазвитию и бороться со своей ленью, эта книга очень актуальна в наши дни.
Обломовщина в произведении
В романе впервые слово «обломовщина» звучит из уст Андрея Штольца. Позже его будет часто употреблять и сам Обломов, описывая свою жизнь. Страшное влияние этого явления автор описывает на примере главного персонажа – Ильи Ильича Обломова. Уже с самого начала читатель видит героя за его любимым занятием – лежанием на диване. На атмосферу полного безделья Обломов променял всю свою жизнь. Обломов заявляет, что барин не должен ничего уметь делать, он считает это нормальным и правильным. его главными друзьями становятся диван, халат и тапки. Вся жизнь персонажа превращается в одно сплошное лежание. Обломовщина – прямой символ полной апатии к жизни и огромной лени.
Обломовщина как протест
Существует мнение, что обломовщину можно трактовать как форму протеста. Так ли это на самом деле? Изначально Обломов обладает чистой и светлой душой. Он не является злодеем или подлецом. Отказ от общества, в котором ему не нашлось места, выразился у Ильи Ильича в пассивном проведении собственной жизни. Чувство свободы, которое Обломов получил в детстве не нашло выражения во взрослой жизни. Он пытался учиться и работать, но увидел в мире только бренность.
Служба оказалась для него бестолковым перекладыванием бумаг, а общество – сборищем меркантильных и чуждых идеалам людей. Мир не принял Обломова или Обломов не принял мир – так или иначе, герой был разочарован в этой жизни и обломовщина стала его пассивным протестом против жизненного уклада. Смысл понятия «обломовщина» – в сознательном отказе от нормальной человеческой жизни. Вот только обломовщина поглотила героя настолько, что он стал врагом сам себе – он разучился принимать решения, думать и жить по-настоящему.
Почему обломовщина актуальна в наше время?
Великая заслуга писателей заключается в том, что в своих произведениях они показывают жизнь такой, какая она есть. Я имею в виду не точность дат, не достоверность места действия, а то, что мастера слова подмечают такие черты характера, которые свойственны не одному человеку, а многим. Таким образом, перед нами предстает герой не сам по себе, а как представитель определенного поколения (Печорин из «Героя нашего времени»), слоя общества (Фамусов из пьесы «Горе от ума») или даже целого народа. Именно представителем целого народа и является главный герой романа «Обломов». Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины». Чем же отличается Обломов от других героев русской литературы? Тем, что он смертельно болен. И болезнь его – обломовщина! Симптомы этой болезни заключаются в абсолютном бездействии, происходящем от равнодушия ко всему, что делается на свете. Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось». Как много говорит эта фраза! Сделалось бы! Само собой! Без его участия! Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию. А сказки, рассказанные нянькой, населили «воображение мальчика странными призраками; боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу». С тех пор он «все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, и где так хорошо кормят и одевают даром…» Обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Еще в середине XIX века Добролюбов писал: «В типе Обломова и во всей этой обломовщине, мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта, мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени». Но, читая роман сегодня, в XXI веке, я спрашиваю себя, ушла ли обломовщина вместе с девятнадцатым столетием? Не продолжаем ли мы бояться перемен? Не хватаемся ли за прошлое, пытаясь удержать день минувший? Я думаю, что обломовщина никуда не ушла. Она живет рядом с нами…она живет в нас. Я замечаю даже за собой, что я боюсь начать новое дело, потому что не знаю, способен ли я довести его до конца. Хватит ли у меня сил, возможностей, знаний и терпения. Поэтому часто мои начинания заканчиваются, так и не начавшись. Я также замечаю, что это происходит не только со мной. Многие люди боятся будущего, боятся деятельности. Они пытаются взвалить свои дела на кого-нибудь другого, а если не на кого, то пускают все на самотек и предпочитают вообще ничем не заниматься. Мы удерживаем синицу в руке, не пытаясь даже взглянуть на журавля в небе. Трагедия наша в том, что мы, ничего не делая, все же имеем свои стремления и желания. Если бы мы ничего не хотели, не было бы и противоречия между бездеятельностью и амбициями. И тогда бы нашей болезнью была бы не обломовщина, а серость и безликость. Что заставляет нас бояться и не доверять себе? Как вырваться из порочного круга, который мы сами нарисовали и запретили себе выходить за его рамки? Кто же, наконец, сдвинет людей с места всемогущим словом: «Вперед!», о котором так мечтал Гоголь?…До сих пор нет ответа на этот вопрос ни в обществе, ни в литературе. Обломовщина терзает нас не одно столетие. Неужели мы так свыклись с этой язвой, что даже не собираемся с ней бороться? Как начать действовать? Как изменить свою жизнь? Нужно изменить себя. Самое главное — сделать первый шаг: перестать бояться. Себя, людей, будущего, обстоятельств, проблем и трудностей. И нужно сделать это непременно сегодня, потому что завтра может быть уже поздно. И все, что нам останется, это старый засаленный халат и диван, лежа на котором мы будем мечтать, «а хорошо бы все это сделалось». В русском языке есть несколько слов, обозначающих людей, которые боятся перемен. Например, «консерватор», «ретроград». И в наших силах сделать так, чтобы эти слова стали устаревшими, вышедшими из активного употребления.
Уживется ли Обломов в наше время?
Для того чтобы рассуждать, уживётся ли Обломов в нашем времени, нужно сначала понять, в чём состоят различия эпохи Обломова (вторая половина 1850-х) и нашей эпохи (2018 год).
Во второй половине 1850-х с началом царствования Александра II процветала либерализация в общественной жизни людей. Казалось, что активные граждане могут теперь работать не только на собственное благо, но и на благо государства. Однако тогда ещё не было отменено крепостное право, сохранялась старая социально-политическая система, привилегированным было положение дворянства. Как не отметить, что во второй половине всего 19 века не было мощных народных выступлений, политическую инертность проявляла и буржуазия, поэтому в России процветал консерватизм.
Однако понимание необходимости обновления страны было. Это и подталкивало и стимулировало начавшуюся преобразовательную деятельность правительства.
Эпоха 1850-х годов открылась «мрачным семилетием» (1848-1855). Правительство, напуганное событиями в Европе, среди которых Февральская революция во Франции, начинает остро реагировать на внутрироссийские обстоятельства. Принимаются усмирительные меры в отношении оппозиционных настроений русского общества.
Люди 1840-х годов, цвет русского дворянства, для которых сама идея революции была неприемлема, тем не менее очень болезненно воспринимали победу в Европе и ситуацию политического террора России.
С середины 1850-х годов Россия переживает пору духовного подъёма. Цензурные ведомства всё ещё ведут борьбу с литературой и журналистикой, но перевес общественных сил и растущее настроение надежды на скорые перемены уже налицо.
Получается, что во второй половине 50-х годов 19 века столкнулись два полюса общества: инертная консерваторская буржуазия и практические деятели, энтузиасты. Вот и представители этих двух полюсов из романа «Обломов» — сам Илья Ильич и Андрей Штольц.
Что же касается нашего времени, то, конечно же, от обломовых никуда не деться: они будут всегда в силу человеческой природы и слабости. Но можно ли назвать «обломовщиной» (нарицательное слово для обозначения личностного застоя, рутины, апатии, лености. Обломовщина также включает в себя склонность к созерцательному, неторопливому образу мышления, мягкости души) современный русский тип? Думаю, что нет. В России сейчас больше активных штольцев, хоть и консерваторов, но устремлённых «вперёд». Обломовым в России, к тому же, даже на бытовом уровне жить очень трудно: квартиры, которые им могли достаться по наследству, уже устаревают, подлежат ремонту, а на ремонт у этих людей не хватит средств, и духу тоже не хватит. Да и в жёсткие рамки общества не вместятся такие обломовы: ведь куда ни посмотри, сегодня все только туда и идут — на работу.
Но если у нас в стране, недавно вышедшей из ущербного положения и развивающейся сейчас, обломовых все же немного, то у наших соседей на континенте дела обстоят иначе. И эти соседи есть европейцы.
Под прикрытием «толерантности» Европа подвергает себя самоуничтожению, принимая беженцев, полных сил и энергии, в свои просторы, где мечтающим обломовым даже в голову не придёт продвигаться, и уж тем более притесняя иностранцев! Сейчас в Лондоне больше врачей индусов и пакистанцев, чем англичан. Полные бездействия, они, может, и переживают за судьбу своей родины, но решать проблему точно не собираются. Церкви — международные реликвии — продаются теперь в Европе. Христианские храмы сносят, продают на рынке недвижимости или передают иноверцам. И с этим никто ничего сделать не может…
Эти обломовы, отуманенные мыслью о благородстве, теряют своё достоинство, свою страну, культуру, будущее! И если Обломову в России жить хоть и трудно, он не нанесёт серьёзного урона обществу, в отличие от европейских обломовых, на каждом из которых лежит тяжёлый груз ответственности за историю своих предков и историю своих потомков.
Анна Кондрашова, 10-а
🗹