РОДО-ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Жанровое своеобразие пьесы Горе от ума

Комедия в стихах «Горе от ума» Грибоедова А.С. написана в начале ХIХ века Произведение является вершиной русской поэзии и драматургии. Афоризмы, которыми изобилует текст пьесы, народ «растащил на цитаты». Сюжет пьесы отражает двух разных слоёв общества. Старое консервативное не хочет уступать место новому прогрессивному.

Жанр произведения можно характеризовать как сатиру на социально-идеологическую тему. Показывая жизнь московского дворянства, автор показывает социальные и нравственные проблемы, присущие той эпохе. Затрагивает Грибоедов экономическое и политическое обустройство государства, построенное на крепостном праве.

В пьесе присутствуют все признаки классицистической комедии. Используя приём «любовного треугольника», автор, на первый взгляд точно следует законам жанра. Но хитрый замысел Грибоедова должен привести к разочарованию или замешательству читателя (зрителя) к концу пьесы. Казалось бы искренние любовные чувства в самом начале пьесы к концу её превращаются в мнимые, фальшивые.

Присутствуют в комедии и трагедийные нотки. Чувства, которые главные герои изображают в начале пьесы, в конце претерпевают метаморфозу. Вместо пылкой и страстной любви герои испытывают горечь и разочарование. Чацкий ищет любви Софии, но она не понимает его. Разочарованный Чацкий уезжает. София после отъезда Чацкого ищет защиты и успокоения в объятиях Молчалина. Но он не любит её. Трагедия главных героев ставит под сомнение комедийный жанр пьесы. Терзания героев неразрешимы.

Кроме любовной линии сюжета в пьесе есть и другая: социально-бытовая, идеологическая. Москва, в которой жили Фамусов, Скалозуб и другие герои, была достаточно ограниченным мирком. Здесь ценился налаженный, размеренный быт, без факторов, раздражающих извне. Кумовство и родственные связи в присутственных местах считались делом обычным и не подлежащем осуждению. Здесь почитали превыше всего высокие чины и всё заморское, иностранное. Образованности, науке и всему новому, прогрессивному здесь не просто не нашлось места. Всё это отвергалось, как ненужное, лишнее.

Образованный Чацкий всё это видит и высмеивает. Выросший и воспитанный в доме у Фамусова, герой не принимает и не разделяет взглядов последнего. Между Чацким и Фамусовым нет явной неприязни. Это люди одной социальной группы. Но взгляды у них диаметрально противоположные. Конфликт этих отношений хорошо виден в сцене описания бала. Изобличающий и высмеивающий всех Чацкий объявлен сумасшедшим. Таким образом, умный и образованный человек становится в глазах обывателей шутом. И в этом его трагедия.

«Крылатые фразы», которыми изобилует пьеса, указывают на то, что Грибоедов использовал при написании народный фольклор, басни, баллады. Монологи Чацкого, протестующего против застойного общества, можно отнести к гражданской лирике. Смешение разных жанров и литературных приёмов делает произведение сложным в жанровом смысле. Это жанровое своеобразие делает его неповторимым.

Жанр произведения «Горе от ума» 9 класс

Александр Сергеевич Грибоедов написал пьесу «Горе от ума» в начале девятнадцатого века. В ней упоминается главная проблема того времени, по-прежнему актуальная и в наши дни. Произведение написано в жанре комедия, но на самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Главным персонажем поэмы является Павел Фамусов – глава поселения в Москве и предводитель общества. Он и его последователи поддерживают старое общественное мнение. Попасть в его окружение может только человек, занимающий высокую должность или имеющий большой капитал. Он поддерживает льстивых, жадных и услужливых людей, которыми являются приближенные к нему персонажи: Скалозуб и Молчалин.

Софья – дочь Фамусова, была воспитана отцом и в целом разделяла его мировоззрение. Она питала теплые чувства к Молчалину, а он был с ней только для того, чтобы быть ближе к ее отцу. Только благодаря этому он попал в общество Фамусова.

Совершенной противоположностью всему этому обществу был Чацкий – детский друг Софьи, с ранних лет влюбленный в нее. После трех лет путешествия по заграничным странам, он вернулся в Москву, пытаясь внушить окружающим отсталость их жизненного уклада. В развитое время продвижения культуры, науки и искусства необходимо уважительно относиться к каждому человеку, не зависимо от чина и капитала. Фамусовское общество высмеяло его точку зрения, и Софья, в том числе.

Если начать разбирать все ситуации пьесы «Горе от ума», то получается, что с некоторых точек зрения она не является комедией. Единый жанр произведению поставить очень сложно. Из-за перечисления в пьесе важных общественных и нравственных проблем ее можно назвать высокой комедией. Но только один этот жанр не раскрывает весь творческий замысел писателя, и комедийное представление терпит некоторые изменения.

В первую очередь происходит нарушение единства действия. В пьесе появляются сразу два конфликта, решение которых не заканчивается в пользу добра. Оказавшись в одиночестве против большого общества, Чацкий вынужден отступить, оставив все, как есть. Так же в произведении Грибоедова главные герои не делятся на плохих и хороших. В каждом присутствует как положительная, так и негативная сторона.

Помимо комедии в пьесе присутствует и драматические нотки. Надежды Чацкого, с нетерпением ожидавшего встречи со своей возлюбленной Софией, разбиваются в дребезги о жестокую реальность. Девушка встречает своего бывшего возлюбленного холодно и отрешенно, а в дальнейшем придает его, распуская слухи о сумасшествии мужчины. Ему приходится навсегда покинуть дом, в котором рос, из-за предательства любимой и ощущения, что он лишний в этом обществе старых нравов.

Звучащие слова, как характеристика героев

В «Горе от ума» Грибоедов вводит целый список персонажей, наделяя практически всех их говорящей фамилией:

  • Александр Чацкий;
  • Лизанька;
  • Павел Фамусов;
  • Тугоуховский;
  • Наталья Горич;
  • Хлёстова;
  • Софья Фамусова;
  • Сергей Скалозуб;
  • Алексей Молчалин;
  • бабушка и внучка Хрюмины;
  • Репетилов;
  • Антон Загорецкий.

Идея использования говорящих фамилий, которые помогали бы читателю наиболее точно и явно оценить основные качества и пороки персонажей, проявляется довольно часто в произведениях многих авторов того времени. Грибоедов не является исключением. В комедии представлен целый ряд таких фамилий:

  1. «Фамусов» образован от латинского слова, означающего «молва».
  2. Тугоуховский, как можно догадаться, немного глух.
  3. Молчалин представляет собой человека, у которого нет своего мнения, вследствие чего постоянно молчит.
  4. Репетилов является персонажем, который постоянно повторяет чьи-либо действия или разговоры.
  5. Фамилия Чацкого довольно близка к «Чадский», что позволяет ассоциировать ее с пылкостью героя.
  6. Хлёстова же показала себя, как женщина, которой не чуждо употребить какое-либо хлёсткое слово.

Характеристики всех персонажей раскрываются в полной степени по ходу развития сюжета. В итоге читателю становится видно, насколько автор был прав, наделив практически каждого той или иной фамилией, которая не оставляет сомнений, кого она представляет и какой порок олицетворяет.

Основные постановки

Первые полные постановки

Последующие постановки в Александринском театре, Петербург

:
1841
(
Молчалин
— В. В. Самойлов),
1846
(
Фамусов
— Я. Г. Брянский,
Софья
— Самойлова 2-я,
Чацкий
— И. В. Самарин,
Репетилов
— И. И. Сосницкий),
1857
(
Фамусов
— А. Е. Мартынов,
Софья
— В. В. Стрельская,
Чацкий
— А. М. Максимов,
Хлёстова
— Ю. Н. Линская),
1871
(
Чацкий
— И. И. Монахов;
в связи с этой постановкой И. А. Гончаров написал статью «Мильон терзаний»)
,
1874
(
Лиза
— М. Г. Савина),
1884
(
Наталья Дмитриевна
— М. Г. Савина),
1885
(
Фамусов
— В. Н. Давыдов,
Молчалин
— Р. Б. Аполлонский,
Чацкий
— В. П. Далматов,
Скалозуб
— К. А. Варламов),
1899
(
Софья
— В. Ф. Комиссаржевская,
Лиза
— М. А. Потоцкая,
Чацкий
— Ю. М. Юрьев),
1916
и др. Ленинградский академический театр драмы им. Пушкина (бывший Александринский театр),
1918
(худ. М. В. Добужинский;
Фамусов
— И. В. Лерский,
графиня-бабушка
— Е. П. Корчагина-Александровская);
1921
(реж. Е. П. Карпов;
Фамусов
— В. Н. Давыдов,
Софья
— М. А. Ведринская,
Лиза
— М. А. Потоцкая,
Чацкий
— Ю. М. Юрьев,
Скалозуб
— Я. О. Малютин,
Загорецкий
— Ю. В. Корвин-Круковский,
Репетилов
— Р. Б. Аполлонский,
графиня-внучка
— В. А. Мичурина-Самойлова);
1927
(реж. К. П. Хохлов, худ. И. М. Рабинович;
Чацкий
— Н. К. Симонов);
1932
(к столетию Александрийского театра; реж. Н. В. Петров, худ. Н. П. Акимов;
Фамусов
— Б. А. Горин-Горяинов,
Софья
— Н. С. Рашевская,
Лиза
— Е. П. Карякина,
Молчалин
— С. В. Азанчевский,
Чацкий
— Б. А. Бабочкин,
Скалозуб
— Я. О. Малютин,
Тугоуховский
— Усачёв,
графиня-бабушка
— Е. П. Корчагина-Александровская,
Загорецкий
— Б. Е. Жуковский,
Хлёстова
— В. А. Мичурина-Самойлова,
Репетилов
— И. Н. Певцов);
1941
(реж. Л. С. Вивьен, Н. С. Рашевская, худ. Рудаков, Катонин;
Фамусов
— В. В. Меркурьев,
Чацкий
— А. А. Дубенский,
Скалозуб
— А. Чекаевский,
Наталья Дмитриевна
— Е. М. Вольф-Израэль,
Платон Михайлович
— Б. Е. Жуковский,
Репетилов
— Л. С. Вивьен);
1947
(реж. Зон, худ. Ходасевич, Басов;
Фамусов
— Скоробогатов,
Софья
— О. Я. Лебзак,
Лиза
— Т. И. Алёшина,
Чацкий
— Н. Янцат,
Скалозуб
— Г. М. Мичурин,
Хлёстова
— Е. И. Тиме, Е. Т. Жихарева).

Для театров вне Москвы и Петербурга пьеса официально была запрещёна до 1863. Однако до официальной отмены запрета (6 июля 1863

) состоялось около 40 постановок любительскими и профессиональными труппами, причем нередко с участием столичных гастролёров.

Источник

Элементы драмы и трагедии

Большая часть произведений, написанных в XIX веке, автоматически признавалась комедией, если произведение не имело исключительно трагичный финал. По сути, так произошло и с «Горем от ума».

Сначала читатель действительно увидит традиционно комедийные схемы с участием Софии, Лизы, Фамусова, Чацкого и Молчалина. Однако автор создает персонажей не такими, какими они должны быть, следуя классическим канонам.

Юная девушка совершенно не является образцом, а на роль счастливого влюбленного был выбран герой, не отличающийся особо положительными качествами, а персонаж, который должен был внести свои новшества, оказался просто осмеян и признан сумасшедшим.

Неудивительно, что с участием таких героев любовный треугольник оказывается основан полностью на мнимых и лживых чувствах, из-за чего и разрушается в финале.

Однако в комедии наблюдаются и элементы трагедии, поскольку персонажам приходится выносить горестные переживания, приведшие их к созданию пустых союзов: София совершенно оскорблена и унижена своим возлюбленным. В это же время Чацкий разочарован в своей любви и страдает от неопределенности своего положения.

Черты трагедии подчеркиваются и при рассмотрении проблемы обрести свое личное счастье. Каждого из героев эта тема затрагивает, и он старается решить ее по-своему. Здесь читатель может заметить одно из главных противоречий произведения: истинные чувства не могут прижиться и существовать, в то время как герои строят все свои отношения на мнимых.

Сатира, лирика и фарс

Драматичные и трагедийные компоненты уже изменили понимание традиционной комедии в «Горе от ума». Кроме насмешки над событиями и действиями героев, читателю приходится сопереживать им, ведь надежды на счастье разрушены. Однако Грибоедов для передачи своего замысла использует и другие жанры, чем превращает свое творение в нечто уникальное, не существовавшее ранее.

Кроме любовной сюжетной линии, писатель довольно точно и ярко описывает и общественную жизнь путем использования сатиры. И передает он все описание через мысли одного из главных героев.

Чацкий вырос в доме Фамусова, но после путешествия, вернувшись, замечает, насколько это ограниченный мир, обладающий лишь отрицательными чертами:

  • преклонением перед всем иностранным, в особенности перед французским;
  • отрицанием образования и воспитания;
  • преимуществом родственных связей;
  • чинопочитанием;
  • следованием старинным обычаям.

Именно расстройство любовных планов помогает ему встать на путь недовольства и противостояния окружающему общественному строю. Автор изображает Чацкого, как драматического героя, который лишь один способен увидеть все недостатки местного света и при этом к финалу его начинают считать сумасшедшим.

В результате несправедливого наговора со стороны своей возлюбленной, юноша начинает играть роль шута для публики, которую он осуждает.

Кроме того, в произведении ярко просматриваются черты фарсового водевиля. Такими элементами являются, к примеру:

  • падение Репетилова;
  • ложная глухота Тугоуховского;
  • показательная охота за женихами;
  • монолог Молчалина.

В атмосфере нескрываемого фарса показывается совершенная невозможность существования каких-либо истинных чувств и долгих счастливых отношений.

Стоит отметить наличие и лирических жанров — в пьесе наблюдаются элементы баллады, и даже гражданской лирики. К первому виду автор относится с некоторой иронией, показывая на примере Софьи, что такое может сочинить абсолютно любая романтично настроенная девушка. К тому же в комедии имеются черты басни и фольклора, которые проявляются в некоторой морализации и дидактичности.

Новаторское произведение

Грибоедов создал уникальное и неповторимое творение. Начинающееся как комедия, сочинение начинает приобретать «нотки» самых различных жанров, которые, казалось бы, никогда нельзя было бы представить в одном произведении. Однако благодаря великому мастерству писателя, комедия предстает перед читателем в виде единого целого.

В целом «Горе от ума» представляет собой сложное произведение с разнообразными темами, в котором просматриваются элементы всех разновидностей литературных жанров: комедии, драмы, водевиля, трагедии, басни, гражданской лирики и баллады. Все эти черты соединяются воедино в произведении и являют собой новый стиль написания творений.

Поднимаемые темы

Пьеса Грибоедова не только включает в себя большое количество элементов различных жанров, но в ней поднимаются и самые разнообразные темы. Рассматривая проблемы, которые затрагивает в своем творении Грибоедов, становится понятно, почему пьеса долгое время находилась под запретом цензуры.

Основными вопросами в комедии стали:

  • жестокость помещиков;
  • воспитание и образование представителей света;
  • бессмысленная и повсеместная бюрократия;
  • тяготы крепостного права;
  • желание во всем подражать французам;
  • старание заполучить наиболее высокий чин;
  • отношения и чувства между мужчинами и женщинами;
  • борьба между консерваторами и либералами.

Для раскрытия каждого вопроса автор подбирает своей индивидуальный подход, тем самым прибегая к использованию различных жанров, чтобы наглядно показать читателю весь свой замысел. Естественно, что при таком большом количестве поднимаемых в произведении тем, возникает проблема определить, к какому действительно стилю и направлению принадлежит пьеса.

Популярные сегодня темы

Очень красочно показана красота русских земель, их бескрайность и заснеженность равнин и склонов. Все поля и леса в белоснежном искрящемся снегу. Он не просто белый, а немного с голубым и даже желтым оттенком

Рассказ «Дама с собачкой» А.Чехов полностью посвятил романтической теме любви. С одной стороны любовные отношения эти неправильны и греховны, но одновременно с этим девственно чисты и прекрасны.

В рассказе «Трудный хлеб» автор обращает внимание на явления, которые напоминает о том, что осень вступила в свои права. Прозрачная паутина, золотые листья, пустые норы грызунов

Кирила Петрович Троекуров был очень эгоистичным и лицемерным человеком. Ему приносило удовольствие издеваться над слабыми, его насмешки очень обижали людей. Кирила Петрович богатый человек

Мировой литературе известно множество примеров того, как молодой и сильный человек по сложившимся обстоятельствам становится разбойником. Не исключением является и повесть Пушкина «Дубровский».

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: