Почему Обломов не встает с дивана? Почему обломов лежит на диване.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. И. А. Гончаров. Обломов Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность. Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обло-мовцев, и потому обломовщину можно назвать «господствующей болезнью» того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана? На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке — этом «благословенном уголке земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», нет «ни страшных бурь, ни разрушений», где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный «всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных. Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше «пропитывался» обломовщиной, вего сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать — любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять. («Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?») Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь Обломов — человек с, «чистым, верным сердцем», с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой «всегда будет чисто, светло, честно», таких людей мало; это «перлы в толпе». Но Обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался «лишним человеком», его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

Обломов и Штольц — главные герои романа И.А. Гончарова — люди одного класса, общества, времени, они друзья. Казалось бы, сформированные в одной среде, их характеры, мировоззрение должны быть похожи. На самом деле эти герои — антиподы. Кто же он, Штольц, которого не устраивает образ жизни Обломова и который пытается изменить его?

Отец Андрея, немец по происхождению, был управляющим в богатом имении, а мать — обедневшая русская дворянка, служила когда-то гувернанткой в богатых домах. Поэтому Штольц, получив немецкое воспитание, обладал большой практической смекалкой и трудолюбием, а от матери унаследовал любовь к музыке, поэзии, литературе. Все дни в семье проходили в работе. Когда Андрей подрос, отец стал брать его в поле, на базар. Мальчик отлично учился, отец обучал его наукам, немецкому языку и сделал репетитором в своем маленьком пансионе, положив даже жалованье. Довольно рано отец начал отправлять сына в город с поручениями, «и никогда не случалось, чтобы он забывал что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах». Отец научил его рассчитывать в первую очередь на себя, объяснил, что в жизни главное -деньги, строгость и аккуратность.

Труд для Штольца стал не просто частью жизни, но удовольствием. К тридцати годам он, чрезвычайно целеустремленный и волевой человек, вышел в отставку, нажил дом и состояние. Штольц постоянно чем-то занят: много работает, путешествует. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». В некотором роде идеальный герой. Вот только «мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе». Штольц «не болел душой, не терялся никогда в сложных, Трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним как к бывшим знакомым, как будто жил вторично, проходил знакомые места». И еще одно — Штольц все время спокоен, он доволен своей жизнью.

Любой человек обычно ярко проявляется в любви. Штольца любовь едва потревожила. Он и здесь действует рационально, «влюбляя» в себя Ольгу. Семейная жизнь Андрея и Ольги, правильная и скучная, не вызывает при чтении никаких эмоций. Сам писатель как бы заскучал от жизни этой образцовой буржуазной семьи. И хотя оба героя старательно занимают себя различной практической деятельностью, путешествиями, чтением и обсуждением книг, музицированием, их жизнь, надо признать, приобретает краски лишь тогда, когда соприкасается с жизнью Обломова.

Почему же Штольцу не удалось изменить образ жизни своего друга и антипода Обломова? И кто он, устоявший перед напором Штольца? Русский барин, которому в момент нашего с ним знакомства около тридцати двух-трех лет, «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Инертность, апатия, боязнь всякой деятельности — вот результат воспитания, когда мальчика растят, как «экзотический цветок в теплице», не позволяют шага сделать самостоятельно, изнеживают и балуют сверх всякой меры. Ученье вызывает у него тоску, и с одобрения маменьки занятия пропускаются при любом удобном случае.

Любимое времяпрепровождение повзрослевшего Обломова-лежание на диване в пустых мечтаниях и сладкий сон. Жизнь для безвольного Ильи Ильича разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. Служба была ему неприятна, и он очень быстро ушел в отставку. Он может себе это позволить: в его распоряжении кроме слуги Захара еще 350 душ крепостных, которые работают на него. И если дела в имении идут плохо, то только из-за нежелания и неумения Обломова управлять поместьем. Он мучается от сознания того, что у него нет силы и воли, но сам не может, да и не очень-то стремится, сдвинуться с места и просит своего деятельного друга детства Штольца помочь ему: «Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь».

Вытащив однажды Обломова в свет, Штольц слышит от друга: «Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Эти слова непосредственно касаются и Штольца. Его способность быть везде — это уже почти нечеловеческая способность. Он «выучил Европу, как свое имение», изъездил Россию «вдоль и поперек». Круг его знакомых пестр: тут какие-то бароны, князья, банкиры, золотопромышленники. Все предприимчивые люди, которые целью своей жизни считают «дело».

Что делать в этой компании Обломову? Что он для Штольца: дань детской дружбе, или какая-то отдушина, или просто объект для выслушивания его нравоучений? И то, и другое, и третье. Человек ленивый, но умный, Обломов вовсе не желает становиться таким, как Штольц.

Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской, а уезжая за границу, «завещал Обломова ей, просил приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома». Так в жизнь Ильи Ильича Обломова входит Ольга. Не красавица, «но если бы ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии». В ней есть ум и решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию. И Обломов, увидев в ней отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую, воспринял Ольгу как воплощение мечты.

Что же привлекает Ольгу в Обломове? Она видит в нем отсутствие цинизма, способность к сомнению и сочувствию. Она ценит его ум, простоту, доверчивость, отсутствие тех светских условностей, которые чужды и ей. Ольге хочется помочь этому болезненно неспособному к действию человеку. Она мечтает, что «укажет ему цель, заставит полюбить все то, что он разлюбил…». Ей нравится сознавать себя в роли «просветительницы»: ведь она, женщина, руководит мужчиной! Любовь станет для нее долгом. Полюбить, чтобы перевоспитать, «из идейных соображений» — такого в русской литературе еще не было. Влюбленность Ольги своеобразный эксперимент.

Такова в своей любви Ольга Ильинская, а что же Обломов? Чем дальше развиваются отношения молодых людей, тем искреннее становится он. Меняется сам образ его жизни: он с удовольствием ходит в гости к Ильинским, завороженно слушает пение Ольги, много и подолгу гуляет, он не ужинает и забыл о послеобеденном сне. Ему стыдно перед самим собой за то, что он не читает, — он берется за книги. Обломов вдруг осознает ненужность, бесцельность своего существования.

Как со всяким влюбленным, с ним постоянно образ любимой. «А Обломов, лишь проснется утром, первый образ в воображении -образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал — она тут, тут». Он следил теперь за своей одеждой. Беззаботность покинула его в тот момент, когда она первый раз для него пела. «Он уже жил не прежней жизнью…» Он делает вывод: «Любовь — претрудная школа жизни».

Но молодым людям не суждено быть счастливыми, потому что Ольга любит Обломова не такого, какой он есть, а такого, каким хочет его сделать. Мучительно расставание героев. Почему не сложились их отношения? Потому что оба ждут друг от друга невозможного. Так что и этот подход Штольца к Обломову оказался недейственным.

Известно, что Гончаров несколько раз определял жанр своего романа как сказку. Если «Обломов» — большая сказка, то ядром ее надо считать «Сон Обломова» — образный и смысловой ключ к пониманию характера героя, изображенного Гончаровым, рассказ о детстве героя в сказочно-реальной Обломовке.

По степени своей закрытости Обломовка может потягаться с любым зачарованным, заколдованным царством. Много ли народу приезжает и приходит в нее на протяжении долгого сна Ильи Ильича? Нам почти некого вспомнить, разве что забавный эпизод со спящим мужиком, которого дети обнаруживают в канаве и принимают за оборотня. Явление этого чужака настолько сильно потрясло даже взросдых обломовцев, что они не решаются разбудить его, чтобы узнать, откуда он сюда забрел и зачем.

Но если приехать или прийти в Обломовку трудно, то покинуть ее пределы — действие для ее обитателей еще более невозможное. Куда? Зачем? Как и следует ожидать, представления обломовцев о земле вполне сказочны: «слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а далее уже начинался для них, как для древних, темный мир, неизвестные страны, населенные чудовищами, людьми о двух головах, великанами; там следовал мрак — и, наконец, все оканчивалось той рыбой, которая держит на себе землю».

Но все это где-то далеко. А Обломовка как спала, так и будет спать мирно дальше. Гончаров описывает, как сладко обломовцы умеют спать: спят, дремлют, млеют грезящие в забытьи и неземном блаженстве. Даже воздух спит, ибо «висит без движения», даже солнце погружено в дремоту, потому что «стоит неподвижно». «Это был какой-то всепоглощающий, непобедимый сон, истинное подобие смерти». Волшебному царству сна, разумеется, противопоказан любой вид движения, действия. Поэтому Обломовка — мир принципиального безделья. Единственный освященный традицией вид труда здесь — приготовление и поглощение пищи. Не случайно писатель воспроизводит картину поедания огромного пирога, которое длится пять дней.

Таково это «сонное царство», где почти никто не работает и не умирает, где не бывает потрясений, где «грозы не страшны», а «звезды дружески мигают с небес», где никто не желает быть пробужденным для иной, пусть даже прекрасной жизни.

Чтобы подчеркнуть впечатление сказочности созданного им мира, писатель вводит в «Сон Обломова» образ няни, которая зимними вечерами нашептывает Илюше сказки о «спящих царевнах», окаменелых городах и людях, о Емеле-дураке и богатыре Илье Муромце. Этот Емеля — своеобразный прообраз Обломова в романе. В известной народной сказке добрая волшебница, являющаяся в виде щуки, избирает себе любимца, которого все обижают, тихого, безобидного лентяя, и одаривает его ни с того ни с сего. А он кушает, наряжается в готовое платье и женится на какой-нибудь красавице.

В жизни Обломова сказка и реальность как бы перемешаются. Его будут дурачить и морочить все кому не лень, а напоследок судьба пошлет ему в жены Агафью Матвеевну — новую сказочную красавицу, готовую все делать для него и за него.

Глава «Сон Обломова» по сути своей убеждает нас в том, что сном была вся жизнь героя, завершившаяся сном вечным. «Однажды утром Лгафья Матвеевна принесла было ему, по обыкновению, кофе и — застала его так же кротко покоящимся на одре смерти, как на ложе сна…»

Так что, как реальность не может победить сказку, так и Штольцу оказалось не по силам изменить образ жизни Обломова. Тем более какому Штольцу, каким он вышел у Гончарова. Все же, надо признать, Штольц получился у автора романа малореальным образом благородного друга и удачливого дельца, характер которого оказался не прописанным до конца, ибо прописать его до конца значило бы — разоблачить, что не входило в намерения писателя. Ведь основная тема романа — обломовщина: образ жизни, для которого характерны апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя при отсутствии труда и практической деятельности.

Вот почему произведение Гончарова, признавали современники, показав типичный для крепостничества характер обломовщины, смогло нанести удар по «лишним людям» — людям слова, а не дела. Перевоспитание же Обломова, изменение его образа жизни не входили в планы писателя.

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. И. А. Гончаров.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность. Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений.

В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обломовцев, и потому обломовщину можно назвать «господствующей болезнью» того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?

На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке — этом «благословенном уголке земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», нет «ни страшных бурь, ни разрушений», где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие.

Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный «всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться.

А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных. Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше «пропитывался» обломовщиной, в его сознании формировался постепенно идеал жизни.

Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать — любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять. («Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?») Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти.

Но ведь Обломов — человек с «чистым, верным сердцем», с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой «всегда будет чисто, светло, честно», таких людей мало; это «перлы в толпе». Но Обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался «лишним человеком», его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

Почему Обломов стал обломовым? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо разобраться, кто такой Обломов, почему его имя стало нарицательным? Главными чертами героя романа Гончарова являются лень и апатия. Но почему же он стал таким? Существует мнение, что Обломов превратился в обломова из-за своего воспитания. Он вырос в Обломовкесреди таких же ленивых и апатичных людей, каким он станет впоследстивии. Тихая, размеренная жизнь без каких-либо происшествий и случайностей, скука и запрещение Илюше веселиться и играть с другими ребятами – не это ли сформировало его характер? Возможно.

Илья Ильич сам задаёт себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на это содержится в знаменитом «сне Обломова». В нём раскрыты обстоятельства, оказавшие влияние на характер Ильи Ильича в детстве и юности. Живая, поэтическая картина Обломовки – часть души самого героя. Обломов такой ещё и потому, что мать нежила, баловала, ласкала Ильюшу и оберегала его от всех невзгод.

А может быть, он не ведёт активный образ жизни по другой причине? Почему Обломов не делает карьеру, как Судьбинский, не пишет статьи, как Пенкин, не ведёт светский образ жизни, как волков, и не такой деловой человек, как Штольц? Илья Ильич радуется, что «Нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и покой».

Обломов ещё не нашёл свою цель в жизни. Он лежит на диване, и его ничегонеделание воспринимается в романе ещё и как отрицание бюрократизма, светской суеты и буржуазного делячества. Илья Ильич делает то, к чему стремятся, не зная этого, все: ведь, зарабатывая деньги и получая чины, многие хотят, в конце концов, получить покой и так же лениться, как Обломов.

Всё это постепенно и делает Обломова обломовым.

Но он не всегда такой. Илья Ильич пробуждается и прогоняет свою лень, когда встречает Ольгу. Он видит смысл жизни в любви, но возвращается к прежней жизни, потому что Ольга своей целью ставит сделать из Обломова такого человека, который бы читал газеты, ездил за границу и составлял планы управления в своём имении, то есть был бы таким, каким она и Штольц хотели бы видеть Илью Ильича.

Но Обломов в своём разговоре с Андреем объясняет ему, что есть и другие обломовы и он не один такой. А это приводит нас к выводу, что герой романа стал обломовым из-за общества, в котором он живёт. Ведь это понятие включает в себя не только настоящее его положение, но и воспитание Ильи Ильича, которого, в свою очередь, воспитывали люди, уже ставшие обломовыми.

Таким образом, Обломов не видит высокой цели в своей жизни, которой бы он мог посвятитьсебя, и поэтому считает, что лучше ничего не делать, чем заниматься пустыми делами и суетиться, как многие другие люди.

Влияние «обломовщины» на личность Обломова

Истоки всеохватывающего эскапизма Обломова, его непреодолимого желания сбежать от реальности, лежат в «обломовском» воспитании героя, о котором читатель узнает из описания сна Ильи Ильича. Родное поместье персонажа, Обломовка, находилось далеко от центральной части России, расположившись в живописной, умиротворяющей местности, где никогда не было сильных бурь или ураганов, а климат отличался спокойствием и мягкостью. Жизнь в деревне текла размеренно, а время измерялось не секундами и минутами, а праздниками и обрядами – рождениями, свадьбами или похоронами. Однообразная тихая природа отразилась и на характере жителей Обломовки – самой важной ценностью для них были отдых, леность и возможность досыта поесть. Труд же рассматривался как наказание и люди всячески старались его избегать, оттягивать момент работы либо заставлять ее делать кого-то другого.

Примечательно, что характеристика героя Обломова в детстве значительно отличается от образа, который предстает перед читателями в начале романа. Маленький Илья был активным, многим интересующимся и открытым к миру ребенком с прекрасным воображением. Ему нравилось гулять и познавать окружающую природу, однако правила «обломовской» жизни не предполагали его свободы, поэтому постепенно родители перевоспитали его по своему образу и подобию, растя его как «тепличное растение», охраняя от невзгод внешнего мира, необходимости трудиться и познавать новое. Даже то, что они отдали Илью учиться, скорее было дань моде, чем реально необходимостью, ведь по любому малейшему поводу они сами оставляли сына дома. В итоге герой рос, словно закрытым от общества, не желающим работать и во всем полагающийся на то, что с возникновением любых трудностей можно будет крикнуть «Захар» и слуга придет и все сделает за него.

klassreferat.ru

Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. И. А. Гончаров. Обломов Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность. Понятие «обломовщина» применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это «отражение русской жизни», ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обло-мовцев, и потому обломовщину можно назвать «господствующей болезнью» того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит, лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана? На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обломова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и мировоззрения. Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке — этом «благословенном уголке земли», где «нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого», нет «ни страшных бурь, ни разрушений», где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный «всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных. Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше «пропитывался» обломовщиной, вего сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать — любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности, которую он был не в состоянии принять. («Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?») Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем. Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь Обломов — человек с, «чистым, верным сердцем», с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой «всегда будет чисто, светло, честно», таких людей мало; это «перлы в толпе». Но Обломов не нашел применения своему огромному нравственному, духовному потенциалу, он оказался «лишним человеком», его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

Рекомендуем посмотреть:

  • Мотив движения и покоя в романе И. А. Гончарова «Обломов»
  • Спутницы Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • Идеальный женский характер в представлении И. Гончарова (по роману “Обломов”)
  • Роль художественной детали в романе «Обломов»
  • Проблема ответственности личности за свою судьбу в романе Гончарова «Обломов»
  • Образ Ольги Ильинской в романе И А Гончарова «Обломов»
  • Характеристика образа Ильинской Ольги Сергеевны
  • История и замысел написания Гончаровым романа «Обломов»
  • Сюжет и композиция романа «Обломов»
  • В чем же секрет романа «Обломов»

Причины стремления Обломова уйти от действительности

Описание Обломова, героя романа Гончарова, дает яркое представление об Ильи Ильиче, как человеке, прочно отгородившемся от реального мира и внутренне не желающем меняться. Причины этого кроются в детстве Обломова. Маленький Илья очень любил слушать сказки и легенды о великих богатырях и героях, которые рассказывала ему няня, а затем представлять себя одним из таких персонажей – личностью, в жизни которой в один момент произойдет чудо, которое изменит текущее положение вещей и сделает героя на голову выше других. Однако сказки существенно отличаются от жизни, где чудеса не происходят сами по себе, а для достижения успеха в обществе и карьере необходимо постоянно трудиться, переступать через падения и настойчиво двигаться вперед.

Тепличное воспитание, где Обломова приучали, что все дела за него будет делать кто-то другой, совместившись с мечтательной, чувственной натурой героя, привело к невозможности Ильи Ильича бороться с трудностями. Эта особенность Обломова проявилась еще в момент первой неудачи на службе – герой, опасаясь наказания (хотя, возможно, его бы никто и не наказывал, а дело решилось бы банальным предупреждением), сам увольняется с работы и не хочет больше сталкиваться с миром, где каждый сам за себя. Альтернативой жесткой реальности для героя становится мир его грез, где он представляет прекрасное будущее в Обломовке, жену и детей, умиротворяющее спокойствие, напоминающее ему его собственное детство. Однако все эти мечты остаются только мечтами, в реальности Илья Ильич всячески откладывает вопросы обустройства родной деревни, которая без участия разумного владельца постепенно разрушается.

Быт Обломова

Словно продолжением мягкого, апатичного, ленивого Обломова в романе описывается быт героя. На первый взгляд его комната был прекрасно убранной: «Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей». Однако если присмотреться лучше, то становилась заметна паутина, запыленные зеркала и давно открытые и забытые книги, пятна на коврах, неубранные предметы обихода, хлебные крошки и даже забытая тарелка с обглоданной косточкой. Все это делало комнату героя неухоженной, заброшенной, производило впечатление, будто тут давно никто не живет: хозяева давно покинули жилье, не успев прибраться. В какой-то мере это было верно: Обломов давно не жил в реальном мире, заменив его на мир иллюзорный. Это особенно ярко видно в эпизоде, когда к герою приходят его знакомые, но Илья Ильич даже не удосуживается протянуть им руку для приветствия, и, тем более, подняться с постели навстречу посетителям. Кровать в данном случае (как и халат) является пограничным звеном между миром грез и реальности, то есть, встав с постели, Обломов в какой-то мере бы согласился пожить в реальном измерении, но герой этого не хотел.

«Обломов»: ради чего вставать с дивана

Что нам за дело до ленивого помещика, жившего полтораста лет назад? Вроде бы никакого, если бы чуть ли не каждый из нас не обнаруживал в глубине своей души Обломова, не мечтал бы лежать на диване и покрикивать: «Захаааар!» Сейчас уже не говорят об обломовщине, зато говорят о прокрастинации. А старшеклассники считают, что Обломов — типичный хикикомори и был бы счастлив, если бы у него был компьютер. Может, это такая русская душа? Вечный Емеля, лежащий на самоходной печи? Или русский Гамлет, и «сойти с дивана иль не сойти» — наш вечный вопрос? 20 марта в лектории «Живое общение» писательница, журналист, преподаватель литературы школы «Интеллектуал» Ирина Лукьянова прочла лекцию «Обломов: ради чего вставать с дивана».

Помню, когда после школы первый раз начала перечитывать «Обломова» Гончарова, шли новогодние каникулы, мне не надо было никуда идти, я лежала на диване и читала о том, как другой человек лежит на диване. Но уже через 4 часа этого удовольствия мне захотелось бешено вскочить, бегать вокруг дома и хоть что-то активно делать, чтобы стряхнуть ту сонную немощь, которую на меня так усердно нагнал Гончаров.

Когда «Обломова» прочитал Салтыков-Щедрин, он довольно жестко описал свои впечатления в одном личном письме: «я обломал об него весь мозг». «Если нам, читателям, было тяжко провести с Обломовым 2 часа, то каково же было автору провести с ним 9 лет?» — восклицает он.

Действительно, роман очень нединамичный, очень медленный. Зачем Гончаров «насыпал столько маку», по словам того же Салтыкова-Щедрина? Зачем он будто повязывает читателя по рукам и ногам, парализует волю? А ведь он сознательно это делает. В Обломовке нет романтических пейзажей, морей, гор, и почему-то нам полстраницы рассказывают о том, чего там нет. Там нет моря, над которым носятся чайки, нет того, нет сего… Это как релаксационная запись с легким гипнозом, где спокойный голос говорит «вообразите море, его волны медленно накатывают на берег», и человек убаюкивается и засыпает. И вот когда читатель романа Гончарова уже тоже готов всхрапнуть, его погружают в мир Обломовки — спокойный, мирный, круглый, где все идет по заповеданному распорядку, где даже грозы гремят только в Ильин день. И само название «Ооблоомоов» — такое кругленькое, с тремя кругленькими «о».

Как-то я провела опрос у своего 11-го класса, почему «Обломов» интересен современному человеку. Ответы были довольно любопытны: «Потому что каждый из нас — Обломов», «Все мы прокрастинируем и не знаем, как себя стащить с дивана», «В каком-то смысле Обломов прав: а зачем нужны все эти телодвижения?», «Обломов — это такой японский хикикомори, если ему дать компьютер и подставлять тарелку с едой под дверь — он будет счастлив». И действительно, виртуальный мир Обломова, в который он погружен, намного лучше реального!

«Обломов» был одним из первых русских романов. На тот момент в литературе стояла задача произвести великий русский роман, которого еще не было. У французов и англичан сколько угодно, у нас — великолепная поэзия Пушкина и Лермонтова, а романа нет. Что мы хотим показать в «великом русском романе»? Об этом задумывались все литераторы.

Об эпидемии хандры — или английского сплина — все уже к тому моменту слышали. Хандра гонит Печорина неизвестно куда, хандра не дает остановиться на чем-либо конкретном Онегину. Что с ними такое, может быть, это Байрон навеял такую вот иностранную заразу? Романтические герои во всем разочарованы, они бегут в леса, поля, глушь, экзотические страны. Там предаются мечтаниям, снам, сказкам, как гофмановские персонажи. Может быть, действительно это все — просто романтика?

Но разве Обломов — романтический герой? Это большой вопрос.

На момент выхода романа Гончарова уже вовсю правил бал реализм, романтика становится никому не интересна. Но Обломов продолжает пребывать в своем зачарованном мире, из которого не в состоянии выйти. Может быть, все-таки это наша национальная черта? Гончаров едет к себе на родину в Симбирск и видит совершенно застывшую русскую провинцию, про которую Герцен потом писал, что только в Петербурге 19 век, а за околицей — уже 17-й. И вот это сонное царство и 17 век Гончаров действительно наблюдает в провинции.

А какие сказки рассказывают в русской деревне? О том, как скатерть-самобранка сама приносит прекрасную еду. О том, как Емеля, не вставая с печи, завоевывает мир. И вот возникает Обломовка — совершенный русский рай. Где ничего не надо делать, где молочные реки и кисельные берега. Детские симбирские воспоминания Гончарова встраиваются сюда совершенно логично.

Но при этом оказывается, что роман не столько о русском духе, а сколько о самом герое, который Гончарову, между прочим, дался очень трудно. Гончаров, рисуя Обломова, ориентировался на то вечное, что есть в каждом человеке, — и потому, видно, его Обломов получился именно таким. А что в человеке вечное? Красота, душевный покой, стабильность, неизменность, тяга к гармоничным отношениям и желание мира. Кому из нас не хочется мира, покоя? Еще Пушкин писал: «На свете счастья нет, а есть покой и воля». Покой сам по себе — это неплохо, особенно когда живешь такой сумасшедшей жизнью, как сейчас. Наверное, у всех есть такая мечта: пожить в Обломовке, отдохнуть там душой, остановиться… И у каждого, думаю, есть такое абсолютно безмятежное место из детства — золотое, неизменное, где ты был совершенно счастлив и защищен со всех сторон: родительская дача, бабушкина деревня. Это место счастья и место силы. Свою стойкость мы черпаем из таких вот детских воспоминаний. И очень часто эта Обломовка нами утрачивается, как и самим Ильей Ильичом.

Под влиянием социума Обломов — и современный человек — съеживается, сдувается, впадает в апатию. Он лежит такой, скукожившись, натянув капюшончик или закутавшись в халатик и плед, в позе эмбриона, на диване. Это защита от агрессивных всех. Вроде бы, получается, роман Гончарова — социальный? По крайней мере, современники его именно так трактовали. Социальный роман был тогда на повестке дня, было важно говорить о несправедливости, о крепостном праве и прочее. Но действительно ли он социальный? Обломов ведь не о судьбах мира размышляет и не в аскетическое житие уходит. Обломов — барин, бездельник: у него есть триста захаров, которые на него работают.

Правда, у самого Захара нет вот таких триста «маленьких захаров», но он ничуть не меньше Обломов, чем сам Обломов. У него тоже все круглое, спокойное, по определенному плану: родились, крестились, свадьба, новые крестины, смерть — по вечному кругу. Окна мыть к Пасхе, яблоки собирать к Спасу и так далее. Он не делает лишних движений, чтобы не выйти из покоя. «Что, клоп? Ну, клоп. Его не я создал, и мне за каждым клопом в норку не налазиться». Он просто не впускает неприятности в свое сердце.

Нет, все-таки не совсем это о социальных отношениях и рабстве.

Что же такого в Обломове, что он воспринимается сразу как «наш, русский», даже вразрез с Печориным и Онегиным, которые с «иностранной заразой», сплином? Возьмем самое начало. Лежит в кровати прекрасный молодой человек, которого зовут Илья и которому 33 года. Кого при этом мы все вспоминаем? Конечно, Илью Муромца, наделенного богатырской силушкой. Который сойти с печи не может: ножки у него не ходят. И нет такого, из-за чего бы стоило встать, победить, защитить, изменить. Зато есть печь или уютный халат — и Обломов во все это очень хорошо закопался. У него столько слоев защиты от внешнего мира, что ему очень трудно туда выйти: халат, уют, дом, Захар, Обломовка. И в этом внешнем мире тоже ничего не происходит такого, что заставило бы его преодолеть все эти слои.

Посмотрим на то, в какой комнате лежит Обломов. Все русские писатели к тому времени уже хорошо научились показывать характер героя через интерьер его жилища. И лучше всего это сделал Гоголь в «Мертвых душах». Описание жилища Обломова как раз к «Мертвым душам» нас и отсылает. При этом комната Ильи Ильича похожа на все интерьеры в «Мертвых душах» сразу. И финтифлюшки, как у Манилова, и грубые стулья, как у Собакевича, и все покрыто пылью, как у Плюшкина.

Что это говорит об Обломове? Да ничего. Он сам не знает, зачем ему все это нужно. Ему нужен только диван и халат. И человек, продолжая читать, уже начинает принюхиваться — а не помер ли он? Штольц как раз думает то же — и бесконечно теребит Обломова. «Теперь или никогда!» Да и все посетители Обломова стараются его вывести из состояния летаргического сна. Кстати, все приходящие хорошо перекликаются с каликами перехожими, которые посещают Илью Муромца на печи. А приходят к Илье Ильичу люди с говорящими фамилиями: Волков зовет развлекаться в свет, Судьбинский, с которым они начинали делать карьеру, говорит о трудоустройстве, журналист Пенкин предлагает новейшие романы. И тут, в разговоре с Пенкиным, Обломов говорит: «Человека-то вы не видите, только высмеиваете! Дайте мне человека!» И мы начинаем понимать, что не так уж все просто с якобы погибающей душой Обломова, его сонностью и вялостью.

Не видит он ни в одной из предлагаемых друзьями дорог ни смысла, ни гармонии. «Фу-фу, отойди, ты с мороза!» — только говорит Обломов. Идти в свет? Разве можно в толпе серьезно поговорить… Сидеть в департаменте — а жить-то когда? Это все суета. Тут натуральный Экклезиаст на диване вырисовывается. Он все проверил, и все для него суета сует и томление духа. Вроде бы, даже кажется, что он взыскует горнего. Но туда не вписывается «Захаааар!» по каждому поводу. Аскет, который ищет большего и не может жить без Захара, — какой-то неправильный.

Обломов предается не посту и молитвам, а мечтам. И жить ему в мечтах гораздо интересней, чем в реальной жизни. Опять не могу не вернуться к идее компьютерных игр. Там тоже можно за два часа спасти цивилизацию или раскрыть сложное преступление и почувствовать себя замечательным героем. Так и в снах и мечтах Обломова.

Еще мне Обломов напоминает Винни-Пуха. Когда ему приходит «страшное известие» о том, что с квартиры надо съезжать, он реагирует совершенно по-виннипуховски: «У-у-у, морока». Может, само рассосется? Обломов тоже стремится к похожей идеальной жизни: нора, горшочек с медом, прекрасная погода. Правда, когда в мечтах появляется окрошка и десерт, возникает вопрос: а откуда они должны взяться? Ах, да — скатерть-самобранка, как всегда в сказках, чтобы особенно не зацикливаться на житейских проблемах.

Обломов таким вырос, его опекали с детства. Сейчас это назовут гиперопекой. И сегодня из таких гиперопекаемых вырастают мальчики и девочки, которые сидят за компьютером и им ничего не надо. И мать стоит над ними и вопиет: «Ну захоти уже чего-нибудь! Вот посмотри, сколько курсов!» Ребенок еще не успел захотеть, но мать его уже записала. Как Штольц. Обломов еще не успел захотеть, а Штольц его уже куда-то тащит.

Можно ли считать, что он плохой? Он просто ленивый. Мы все ленивые. Он кроткий, смиренный, даже мудрый. И ведь всех этих приходящих людей что-то притягивает в Обломове. Что они находят в этом скучном человеке? Он содержателен, с ним интересно поговорить или хотя бы поспорить, он умный, глубокий, искренний и абсолютно неиспорченный. Это, в сущности, полная красоты человеческая душа.

В чем тогда проблема? Основное условие такой жизни, как намечталось Обломову, — это чтобы кто-то мог это состояние обеспечивать. Снова вспомню варианты ответов моих учеников на вопрос: «А кто так мог бы жить, как мечтает Обломов?» — «Тот, кто долго работал, заработал денег и отдыхает в пансионате», «Барин, на которого наработали поколения предков и у которого сейчас есть рабы», «Аскет, который свою духовную мудрость обменивает на приношения», «Инвалид». Вот как так получается, что вершиной мечтаний Обломова оказывается жизнь инвалида? Это хороший вопрос для ребенка, который хочет, чтобы от него все отстали, и сидеть целыми днями играть в закрытой комнате.

Обломов сознательно инвалидизирует себя, он не в состоянии прожить без того, чтобы за ним ухаживали другие люди. Гончаров очень ясно рисует это в самом начале: чернила засохли, везде пыль, а посреди этого лежит Илья Ильич, как новорожденный младенец. Чего он ждет от мира? Эта голубиная душа, невинная и чистая, которая тонко чувствует фальшь, которая честно привязывается к людям и любит, как дитя. Ждет, что накормят, убаюкают, приласкают — и вечно он будет пребывать в гармонии, как младенец в объятиях любящей матери. И от всех окружающих, и от любимой женщины он хочет, чтобы ему были мамой. Это, кстати, основной запрос, который сейчас многие люди посылают партнеру: а ты меня пойми, я тебе ничего не скажу, но ты мои мысли прочитай, ты должен был сам догадаться, подумать, предложил бы, позаботился, принес бы…

Ему и нужно такое понимание без слов. Слияние в каком-то безмолвном взаимопонимании. Он в мире ищет идеальную утробу. Он и Ольге Ильинской, которая его тормошит и тянет куда-то, говорит: «Прими меня таким, какой я есть».

Но и Ольга, и Штольц все время от него требуют: вставай, иди, займись руководством! А его никто не учил, как руководить имением. Знаете, это как ребенка учишь кататься на велосипеде: сначала поддерживаешь, потом отпускаешь и некоторое время, для подстраховки, рядом бежишь. И лишь потом уже он едет сам. А Штольц может Обломова либо пинать, либо за него это сделать. Никто не учит его, не идет рядом…

И ведь случилась страшная вещь: Обломовка уже не та, она совсем другая, нельзя вернуться в то место, где ты был счастлив. У Ильи Ильича остается Захар, у Захара — сюртук. А в Обломовке страшно, там недоимки, проблемы. Поэтому он и не едет туда, его Обломовка уже здесь, в его комнате, на его диване.

Но в мечтах у Обломова есть представление о какой-то невероятной красоте и печали, той гармонии, которая может пронзить душу насквозь хрустальной иглой и заставит вибрировать от счастья и замирать от жалости. У Ильи Ильича эти сильные чувства ассоциируются с арией Casta diva из оперы «Норма» Беллини. Вдруг он слышит эту арию в реальности, «живьем» — и ровно это с ним происходит: неземной красоты укол в самое сердце. И оказывается, что ради такой красоты жить-то и стоит. Он встает с дивана и распрямляется! Выбрасывает кучу хлама, надевает что-то новое. Его будто подключают к источнику энергии, он начинает ходить и читать. И вот и он, и Ольга — два незрелых человека — пытаются устроить какое-то будущее, о котором ни он, ни она не имеют ни малейшего представления. И никто не бежит рядом с их «велосипедом». В этом мире ужасно трудно, от Обломова все что-то требуют, и запала надолго у него не хватает.

Ему страшно. Мир вокруг полон суеты, дел, недобрых людей, мошенничества, — и он ему совсем неинтересен. Чтобы дойти до своей возлюбленной, как оказывается, надо стоптать 7 сапог, сгрызть 7 железных посохов. А Обломову совсем этого не хочется. И он начинает прятать голову в песок. Так себя ведут и наши дети: чем больше у них несданных зачетов, тем больше им хочется спрятаться под одеяло. Рано или поздно вся эта правда вылезает наружу в виде четвертной двойки или отчисления из вуза — а для Обломова в виде разорения, которое грозит ему неминуемой голодной смертью. Но он готов передать все это кому угодно. Ему все равно — пусть грабят, обманывают, главное, с него бы эту ношу сняли. Прочно спрятав голову в песок, он переезжает на Выборгскую сторону, в место, где его ждет Агафья Матвеевна и которое у Штольца означает окончательное разложение и верную смерть.

Тут надо понимать, что любимую маму Гончарова звали Авдотья Матвеевна, и совершенно не просто так он отдает будущей жене Обломова имя мамы. Агафья Матвеевна дает ему эту совершенную материнскую помощь, которую Илья Ильич так искал. Не бездумную губящую любовь, а искреннюю, незаметную, живую.

Правда, со смыслом жизни ни у кого из героев так ничего и не вышло. Ни у Ольги, ни у Штольца, ни у самого Обломова. Роман движется к концу на полных парах. Обломов постепенно гибнет. Приехавший к нему Штольц приходит в ужас: «Что такое, Илья! Эта женщина! Этот ребенок!» — «Да, это моя жена, это мой сын», — совершенно спокойно отвечает Обломов. Он не пытается скрыться от досужих взглядов. Это те, кого он любит, к кому он привязан. В какой-то момент он даже находит силы встать с дивана и дать пощечину негодяю, который посмел оскорбить Штольца и Ольгу. То есть его внутренняя сила никуда не делась. И, кажется, в нем уже почти проснулся внутри взрослый человек, который принимает свою жизнь безо всяких иллюзий, хотя понимает, что, в общем-то, это не та жизнь, для которой он был рожден. И что он ее проиграл. Он закопал свой талант в землю — это абсолютно ясная мысль Гончарова.

Кто же в этом романе нашел смысл жизни? Об этом Гончаров пишет прямым текстом. Все хозяйство Агафьи Матвеевны обрело новый смысл: прежде она видела в этом обязанность, теперь это стало ее наслаждением. Она стала жить полно и разнообразно. Ее жизнь просияла, Бог вложил в ее жизнь душу — и лучей от пролетевших семи лет ей хватит до самой смерти.

Обломов подвигался к ней, как к огню, от которого все теплее и теплее, но который любить нельзя. И какая любовь тут оказывается возможной? Та самая беззаветная любовь, которую греки называли агапэ, — когда ты просто отдаешь, ничего не требуя для себя. Обломов нашел свою идеальную мать. Дальше ему двигаться было некуда — он вернулся в это лоно, свернулся в клубок, дальше остается только умирать, вернуться в свой гроб — и делает он это очень скоро.

Нашел ли он свою гармонию? Наверное. Не ту любовь, которая как божественный звук, как способность лететь, как ветка сирени, — что была у него с Ольгой. Этого нет. Остались покой, уют, память о том, что когда-то было. И Ольга прошла через этот опыт и стала взрослее — ей уже не хочется бежать, теребить, осталась лишь тоска по утраченному.

Хорошо ли Обломову? Нет, не очень. Он чувствует уколы совести, вскакивает с постели, иногда плачет. Потом взглянет на окружающих — и успокоится.

Свет, кротость, покой, чистота — вот, что у всех остается в памяти после смерти Обломова. Остается и Андрюша Обломов, которого берет к себе на воспитание Штольц. Агафья Матвеевна приходит навестить сына, голубит его и ласкает, и идет потом к Штольцам — ей ведь ничего от них не нужно: ни отчетов про Обломовку, ни денег, ни внимания. Она не умеет высказать ни горя, ни благодарности — а только бросится к Ольге, прильнет губами к ее рукам и зальется потоком таких горячих слез, что и та невольно заплачет с нею, а Андрей, взволнованный, поспешно уйдет из комнаты.

Вот странно: вроде грешник, поддался чревоугодию и лени — а как все его любят и горюют! Молятся и пребывают в светлой грусти. Что там, куда он ушел? Может, и покой, и небесная гармония — мы этого не знаем, Гончаров оставляет это на милосердие Божие.

А здесь остаются три человека, объединенные общими слезами и тем, что Михаил Отрадин, исследователь творчества Гончарова, называет катарсисом озарения. Действительно, это очищение души страданием, потому что у них был Обломов, который так нелепо себя погубил. И уже совершенно не важно, что есть Россия и есть Европа (соединенная в Андрее Ильиче Обломове: «Андрей» от Штольца, «Ильич» от Обломова), есть деятельность и есть бездеятельность, — все неважно. Потому что есть любовь.

И роман оказывается о том, что любовь сильнее смерти, — как и все хорошие романы в русской литературе.

Подготовила Анна Ершова

Принять участие в мероприятиях лектория «Живое общение»

Введение

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением русской литературы 19 века, описывающим характерное для российского общества явление «обломовщины». Ярким представителем в книге данной социальной тенденции является Илья Обломов – выходец из семьи помещиков, чей семейный уклад был отражением норм и правил Домостроя. Развиваясь в подобной атмосфере, герой постепенно впитывал ценности и приоритеты своих родителей, что в значительной степени повлияло на формирование его личности. Краткая характеристика Обломова в романе «Обломов» дается автором еще в начале произведения – это апатичный, интровертный, мечтательный мужчина, который предпочитает проживать жизнь в мечтах и иллюзиях, представляя и переживая выдуманные картины настолько ярко, что иногда может искренне радоваться или плакать от тех сцен, которые рождаются в его сознании. Внутренняя мягкость и чувственность Обломова словно отразились на его внешности: все его движения, даже в моменты встревоженности, сдерживались внешней мягкостью, грациозностью и изнеженностью, чрезмерными для мужчины. Герой был не по летам обрюзгшим, имел мягкие плечи и маленькие пухлые руки, а малоподвижный и неактивный образ жизни читался в его сонном взгляде, в котором отсутствовало какое-либо сосредоточение либо какая-то основная идея.

Почему Обломов не нашел себя в реальной жизни?

Единственным человеком, который мог вытащить Обломова из его постоянного полусонного безделья, являлся друг детства героя – Андрей Иванович Штольц. Он представлял собой полную противоположность Ильи Ильича как по внешнему описанию, так и по характеру. Всегда деятельный, стремящийся вперед, умеющий достигать любых целей, Андрей Иванович все же дорожил дружбой с Обломовым, так как в общении с ним находил то душевное тепло и понимание, которого ему очень не хватало в окружении.

Штольц наиболее полно осознавал разрушительное влияние «обломовщины» на Илью Ильича, поэтому до последнего момента, всеми силами пытался вытащить его в реальную жизнь. Один раз Андрею Ивановичу это почти удалось, когда он познакомил Обломова с Ильинской. Но Ольгой в ее желании изменить личность Ильи Ильича двигал исключительно собственный эгоизм, а не альтруистическое желание помочь любимому человеку. В момент расставания, девушка говорит Обломову, что не могла бы вернуть его к жизни, потому что он уже был мертв. С одной стороны это так, герой слишком прочно погряз в «обломовщине», и чтобы изменить его отношение к жизни, требовалось нечеловеческих усилий и терпения. С другой же стороны, активная, целеустремленная по натуре Ильинская не понимала, что для преображения Илье Ильичу нужно время, и он не может одним рывком изменить себя и свою жизнь. Разрыв с Ольгой стал для Обломова еще большей неудачей, чем ошибка на службе, поэтому он окончательно погружается в сети «обломовщины», уходит от реального мира, не желая больше переживать душевную боль.

🗹

Жгучие леди встречаются с мужчинами, которые ценят красоту и изящество, лучшие индивидуалки Березники, очень любят секс и мужчин. Девушки не устают и всегда придумывают что-то новое. Изящные лучшие индивидуалки Березники, сочные и сладкие, они такие активные и раскрепощённые, что тебе обязательно повезёт. Твои мечты и желания реализуются.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: