Роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году и сразу заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении вопросов. В романе автор впервые описал такое тенденциозное для российского общества явление как «обломовщина», остро обозначив конфликт между героями, живущими прошлым, и героями-создателями будущего. Однако не менее важным аспектом для понимания идейного смысла произведения является композиция «Обломова», построенная из четырех основных частей, отображающих разные этапы становления личности и душевного состояния Ильи Ильича.
Сюжетно-композиционное построение «Обломова»
Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа «Обломов» Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.
В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в «обломовщине» Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым. Завершает первую часть глава «Сон Обломова» – единственная глава в романе, имеющая название. Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа «Обломов»), но и важностью сна для понимания явления «обломовщины», ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни.
Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.
Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.
Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.
История создания
Писатель задумал роман в 1847 году и работал над ним на протяжении 12 лет.
Когда роман уже готовился к изданию, автор переписал его заново, добавив новые фрагменты и сделав сокращения. Когда роман был завершён, писатель говорил, что он описывал свою жизнь, фактически автор явился прообразом своего героя.
События того времени происходили на фоне репрессий в отношении печати, и тема «Обломова» явилась отображением той эпохи. Критика Белинского по поводу «Обыкновенной истории» подтолкнула писателя к созданию «Обломова», он же помог автору обрисовать характер и сущность главного персонажа.
Работа над произведением прерывалась на тот промежуток времени, когда автор совершал турне вокруг света, после была продолжена, роман был переделан и дописан. Годы написания этого романа – 1847–1859.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Обломов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Обломов»
для самых компанейских —
Главные герои «Обломов»
для самых занятых —
Читательский дневник «Обломов»
для самых крутых —
Читать «Обломов» полностью
Смысловые особенности композиции «Обломова»
В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.
«Весна» и «Лето» Обломова
Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход «весны» героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с «зимы» Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду «обломовщины».
На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.
«Осень» и «Зима» Обломова
Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.
При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.
Тема
Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающиеся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что всё общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшей какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своём собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.
Анализ произведения «Обломов» показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идёт деградация личности, всех его чувств и желаний.
Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, но и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.
Дружба Обломова со Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.
Оставьте свой комментарий
? На балансе занятий — 1
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемБорис Ляпичев
Похожие презентации
Композиция
В экспозиции романа, с учетом главы «Сон Обломова», писатель представил вниманию читателя все причины, по которым и образовалась данная личность этого инфантильного героя.
Особенности композиции, четыре части и четыре стадии жизни Обломова, показывают круговорот, где сон сменяется явью и снова переходит в сон. Среди смены этих состояний, происходит завязка романа, где Обломов знакомится с Ильинской Ольгой.
В следующей части происходит кульминация действия. Герой вдруг просыпается настолько, что делает предложение Ильинской. Но это состояние продолжается недолго, Обломов вновь выбирает умиротворенное, сонное состояние, и расстаётся с Ольгой.
В заключительной части романа герой вступает в брак с Агафьей Пшеницыной. Илье Ильичу льстит её обожание, ненавязчивая забота. Агафья не мешает наслаждаться барину той жизнью, к которой он привык, и он женится на ней.
Агафья, незаметно для себя, смогла полюбить барина чистой и настоящей любовью. Она окружила его заботой и лаской, и Обломов, привыкнув к её обожанию, не мешающему вести ему тот же сонный образ жизни, сочетался с ней браком. Агафья родила сына, которого назвали Андреем в честь его друга Штольца, но жили они недолго, Обломов умер.
Жанр
Согласно своей форме и содержанию, «Обломова» можно отнести к жанру социально-психологического романа, направление – натурализм. В романе существует конфликт человека и общества, мужчины и женщины. Рельефно изображено и социальное разделение классов, описание множества мелких бытовых деталей, характеристики героев.
«Обломовщина», являющаяся основной мыслью романа, превратилась в имя нарицательное, полностью отображающая жизнь и быт России того времени.
Моральная распущенность, нравственное разложение, деградация личности – всё это признаки инфантильности, «омертвения душ», ведущих к бессмысленному существованию, в сущности, к собственной ничтожности.
Роман-автобиография создавался в упрёк своим порокам и привычкам, в желании побороть эти недостатки и помочь читателю взглянуть на себя со стороны, чтобы найти способ для такой борьбы. Но, описывая Илью Ильича, как человека с «хрустальной душой», цель «Обломова», по мнению автора, найти ту тонкую грань, которая отделяет «мир хрустальный» от реального мира. Главное, чему учит роман, это жить в вечном движении, развиваться, стремиться вырваться из «обломовщины».
Это состояние стало характерным для множества людей, подверженных деградации, слабых душой и телом. Только в противопоставлении себя обществу, оказавшемуся в спячке, можно остаться живой личностью. Выражение собственной индивидуальности ведёт к прогрессу всего человечества, к новым свершениям и открытиям.
Изобразительные средства. Сон Обломова
Описание презентации по отдельным слайдам:
Изобразительные средства «Сон Обломова» (1 часть, глава 9)
Жажда палит горло. 1 «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти». 2 Благословенный уголок 3 Зима, как неприступная, холодная красавица, выдерживала свой характер 4 Побежали тени 5
Они [горы] грозны, страшны, как выпущенные и устремлённые на него когти и зубы дикого зверя. 1 Благотворный летний дождь. 2 Они [явления] западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним. 3 Река бежит весело, шаля и играя 4 Последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей 5
Номер материала: ДБ-1301629
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
🗹