- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Печорин и его окружение в романе Герой нашего времени
Главным персонажем произведения «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова является Григорий Печорин. Он эгоистичен. Конечно же, люди, которые окружают главного героя тоже помогают раскрыть его характер и личные качества. Этакий авторский прием.
Рассмотрим Бэлу. Она гордая и независимая личность. Ее главный герой замечает, когда гуляет на свадьбе ее сестры. Она привлекла его внимание сразу. Девушка имеет за плечами всего лишь 16 годиков. Но ее чувства к главному герою были подлинными, они были похожи на любовь женщины, которая полностью поглощена ею. Но из-за своей скромности и характерности она не показала сразу все. Невзначай Григорий узнает о том, что брат Азамат готов продать сестрицу за коня. Он договаривается с ним на кражу.
Печорин увозит Бэлу. Там он пытается с нею жить, но при этом его любовь к ней испаряется. Она ему теперь надоела. При этом девушка продолжает его любить. Этот персонаж помогает раскрыть такие качества главного героя, как непостоянство и эгоизм.
Максим Максимович фигурирует сразу в нескольких повестях «Героя нашего времени». он является обратным прототипом Печорина. Является старшим товарищем главного героя, но при этом общался с ним, как со своим ровесником. Он по-настоящему хорошо относится к главному герою и имеет к нему какие-то отеческие чувства. Но вот Григорий однажды ранит его сердце. С большой надеждой Максим Максимович ожидает героя на гостевой визит. Тот отказывается при встрече и старик обижается.
Княжна Мэри и Вера – это девушки, которые обе замечательны. Они страдают от отношений главного героя. Вера любит героя по-настоящему и заботится о нем, но не может быть вместе с ним из-за того, что уже замужем. Мери начинает ненавидеть героя после того, как тот убил Грушницкого. Обе девушки хорошо образованны и начитанны, как это было принято в то время. Григорий ранит их обеих своим поведением. Веру – встречей, а Мэри – равнодушием. На образах этих героинь Лермонтов показал холодность и равнодушие Печорина. Но еще Михаил Юрьевич показал, что герой еще не до конца потерян. Так как он тоже любит Веру, как когда-то любил.
В очередной поездке на Кавказ Печорин познакомился с Грушницким, но считал его намного глупее и неинтереснее себя. Печорин не понимал, зачем он пытается выслужиться.
Вернер – это друг Печорина, к которому он очень хорошо относится. Они понимали друг друга очень хорошо.
Образ центрального персонажа
Первый в русской литературе психологический роман затрагивает важные общественные вопросы. Для понимания темы дружбы в произведении важными являются практически все действующие лица:
- штабс-капитан Максим Максимыч;
- офицер Грушницкий;
- доктор Вернер;
- поручик Вулич;
- княжна Мери Лиговская;
- Григорий Печорин.
Печорин является крайне непростым персонажем в системе образов романа. Он талантлив и энергичен, храбр и умён. Тем не менее читатель относится к нему скорее как к отрицательному персонажу, ведь равнодушие Печорина к окружающим отталкивает. Будучи крайне эгоистичным человеком, главный герой не может заводить друзей и страдает от этого.
Григорий наделён острым умом, даёт адекватную оценку поступкам других людей. Обычно его критика направлена не только на окружающих, но и на самого себя. Однако слова и действия персонажа повлияли на судьбы многих людей: по его вине остается без дома и лишается жизни Бэла, погибает его товарищ Грушницкий, Максим Максимыч разочаровывается в дружбе, умирает офицер Вулич.
Чтобы понять, каков взгляд центрального персонажа на социальные проблемы вроде дружбы и любви, необходимо обратиться к разным сюжетным линиям.
Монологи главного героя помогают сделать вывод, почему простые и столь необходимые человеку чувства чужды Григорию.
Сочинение «Мое отношение к Печорину»
Вариант 1
- Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова.
- Мое отношение к Печорину
- Положительные черты характера.
- Отрицательные качества.
- Чему я могу научиться на примере Печорина.
Лермонтов – талантливый писатель и тонкий психолог. классик русской литературы. В своем романе “Герой нашего времени” он изобразил яркий запоминающийся образ молодого человека, богатого аристократа. Он исколесил сотни километров, пережил много важных событий, повидался с тысячами людей. Кто-то оставил значительный след в сердце Григория Печорина, а кто-то лишь слегка коснулся его жизненного пути. Одни заставляли Печорина плакать, а другие вызывали только циничную улыбку.
Роман Лермонтова написан не в хронологической последовательности, а в тематической, как воспоминания. В большинстве случаев описание идет от лица самого Григория. Это позволяет читателю лучше понять истинное положение вещей и настоящие чувства героя. Печорин – очень противоречивый персонаж. Он вызывает злость снисхождение, неодобрение и похвалу, восхищение и жалость. Одно из привлекательных качеств главного героя является его честность перед самим собой. А это не многим дано. Большинство людей любят обелять себя в своих мыслях, оправдывать свои плохие поступки. А Григорий Александрович правдиво признается себе в своих грехах и добавляет: “Я иногда себя презираю…” или: “Я глупо создан…” Интересным является и то, что Печорин – активный человек. Он постоянно что-то ищет, к чему-то стремится. Он искренне пытается найти счастье в любви, как это было с Бэллой, но его снова постигает разочарование: “Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. Следует также отметить, что Григорий умен, хорошо образован, умеет чувствовать прекрасное. Для него честь дамы – священна. Именно поэтому он вызывает Грушницкого на дуэль. Он не терпит вранья.
С другой стороны, Печорин очень эгоистичен и самовлюблен. Он делает только то, что хочет, поступает так, как считает нужным. При этом молодой человек не учитывает ни чувств других, ни их взглядов. Наоборот, он играет эмоциями и сердцами окружающих, как марионетками. Ради своих капризов он заставляет других поступаться своими убеждениями, растаптывать себя.
апример, Максима Максимыча Печорин побудил закрыть глаза на похищение Бэллы, а княжну Мэри он без зазрения совести вынудил полюбить себя. Главный герой равнодушен к чужим бедам и страданиям: “Печальное нам смешно, смешное — грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя”. Поэтому его почти не трогает то, что он разрушает чужие жизни, ломает чужие судьбы. Поразительно и то, с каким безразличием Григорий отнесся к Максиму Максимычу – своему покровителю и другу.
Размышляя над характером Печорина, я вижу, что опасно жить только для себя. Так можно потерять настоящих друзей и не повстречать свою любовь. Также нельзя относиться к людям как к игрушкам, как к собственной забаве. Необходимо уважать чужое мировоззрения, стараться не ранить чувства других, не считать свое мнение единственно правильным. Думаю, что если делать правильные выводы из романа Лермонтова, то можно избежать многих ошибок и стать намного счастливее.
Вариант 2
Мое отношение к Печорину
В своем произведении Лермонтов называет Печорина героем своего времени. Он говорит о том, что это собирательный образ, портрет, который автор не раз наблюдал в жизни. Каждый читатель должен задуматься о том, как вести себя в жизни, живя в своем времени. Мое отношение к Печорину нельзя назвать однозначным, я вижу в нем и плохие и хорошие черты. Но на его примере я могу задуматься о своей жизни, понять ценность настоящих человеческих чувств.
Положительные стороны Печорина
На первый взгляд Печорин создает положительное впечатление. Герой хорошо воспитан, он опрятен и аккуратен, образован. Эти качества ценились во все времена, ценятся они и сейчас. Умение создавать положительно впечатление на людей – безусловный плюс в пользу героя, ведь он делает это не жеманно, не лебезит перед собеседником. У него это природное. Он всегда следит за собой, не допускает грубости, не хамит. В этом вопросе мое отношение к Печорину приобретает положительную сторону. У него можно поучиться умению вести себя в обществе, не хамить и не грубить людям, при любых обстоятельствах держать в себя в руках.
Отрицательные стороны Печорина
Но самое страшное в герое – отсутствие каких-либо настоящих чувств. Он не только не позволяет чувствовать ничего сам себе, но и пренебрегает чувствами других людей. Он играет их судьбами, лишает их жизней и ничего не ощущает по этому поводу. Даже после смерти Бэлы он не позволяет чувствам выйти наружу, ограничиваясь лишь истеричным смешком. Мое отношение к герою относительно этих качеств полностью отрицательное. Я считаю, что нельзя позволять себе быть таким черствым и циничным, а особенно пренебрежительно относиться к чувствам и жизням других людей.
Печорин и современность
Личность Печорина стала для меня примером двойственности, но я не могу назвать его настоящим героем. Лермонтов показывает читателю общий портрет молодого человека того времени. Но мне становится страшно от того, что такие люди есть и сейчас. Хочется верить, что наше время, каким бы жестоким оно не было, не породит большое количество таких же печориных. Оставаясь человеком, важно помнить о том, что нельзя пренебрегать чувствами других людей. Свои чувства тоже нельзя убивать на корню, превращаясь в жесткого циника, хоть и вежливого, симпатичного на первый взгляд.
В наше время модно быть циничным и грубым, в этом наше поколение схоже с Печориным. Но на протяжении многих веков человек может называть себя человеком только за счет умения проявлять настоящие чувства. Я не хочу примерять на себя личность Печорина, для меня важны проявления добра и любви, я хочу иметь уважение к людям и их чувствам. Я хочу отвечать на чувства взаимностью, уметь испытывать настоящую любовь. Мне кажется, что именно это важно для человека в любые времена.
Вариант 3
Григорий Александрович Печорин — главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Так как Лермонтов написал роман после восстания на Сенатской площади, то он изобразил в нем человека своей эпохи, которому прививали эгоизм и безразличие. Поэтому Печорин мечется между своим естественным, природным началом и привитым эгоцентризмом. Лермонтов изображал его, пытаясь указать обществу на проблемы людей того времени. Печорин стал прекрасной иллюстрацией к основным недостаткам молодежи николаевской эпохи, хотя таких людей, как он, было немного.
В начале повествования о Печорине рассказывает его сослуживец и приятель, штабс-капитан Максим Максимыч, а именно историю с Белой, которой он сам стал свидетелем.
А в следующей главе читатель встречается с самим Григорием Александровичем, о котором так тепло отзывался добрый штабс-капитан.
Описывается он как красивый молодой человек аристократической наружности, но с признаками, выделяющими его исключительность. Например, крепкое телосложение, способное перенести трудности кочевой жизни, также он имеет при светлых кудрявых волосах черные брови и усы: «признак породы в человеке».
Для раскрытия образа Григория Александровича Лермонтов использует других персонажей, рядом с которыми ясно выделяется отличие Печорина от них: его несомненное превосходство, и в то же время ущербность. Ему свойственны противоречия людей его поколения: жажда деятельности и вынужденное бездействие, потребность любви, участия и эгоистическая замкнутость, недоверие к людям, сильный волевой характер.
Отсутствие жизненной цели придает его образу трагичность, так как он тратит свои недюжинные способности на мелкие и недостойные предприятия, которые в итоге не дают ему ничего.
Печорин — человек противоречий. В нем сочетаются несовместимые вещи: «вулканический» пыл с бездеятельностью, порывы добрых чувств с наклонностями к жестокости, высокий настрой мыслей с низостью недостойных поступков.
У него разлад между чувством и мыслью, мыслью и делом. «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку», — записывает он.
В «Журнале» Печорин излагает своеобразную исповедь, рассказывает историю своей погибшей души.
Он бесстрашно говорит о своих идеальных порывах, о темных сторонах души и о противоречивости своего сознания. «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» — говорит он.
Печорин — неординарная личность. Он умный, волевой, хорошо образован. Григорий Александрович умеет быстро и верно судить о людях, а также о жизни в целом. В его душе таятся «силы необъятные», но на его совести много зла. От бездействия Печорин вынужден тратить свои способности на удовлетворение своего любопытства и скуки. Он вольно и невольно играет судьбами людей, но это не приносит ему ни счастья, ни радости.
Всюду, где появляется Григорий Александрович, он приносит людям горе: контрабандисты покидают свой дом, убит Грушницкий, разбито сердце княжны Мери, не знает счастья Вера, умирает Бэла, разочаровывается в дружбе Максим Максимыч. «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал ради тех, кого любил…» — пишет он.
В жизни Печорина было множество женщин, но лишь его любовь к Вере была больше, чем интрига. Когда он получил ее последнее письмо то, «как безумный, вскочил на крыльцо, прыгнул на своего коня и пустился во весь дух догонять ее».
Веру он не догнал, лишь загнал до смерти своего коня. Тогда он упал на траву и заплакал. Вера была единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему, но осознал это, лишь когда потерял ее.
А Вера в свою очередь знала и любила его не вымышленного, а настоящего со всеми его достоинствами и недостатками. «Я бы тебя должна ненавидеть, ты ничего не дал мне кроме страданий»,- говорит она Печорину. Но это удел многих людей, которых встречал на своем пути Григорий Александрович.
Он пишет в дневнике, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. Здесь раскрывается беспредельный эгоизм, равнодушие к людям, которые проявляются во всех его поступках. В этом огромная вина Печорина перед теми, кому он причинил зло и страдания, а также перед самим собой за бесцельно прожитую жизнь.
Но несмотря на все недостатки и пороки Печорина я считаю: им стоит восхищаться. Такие люди, как Григорий Александрович, очень редки и поэтому вызывают интерес своей исключительностью. Он очень сложный и интересный персонаж. Если в начале повествования было недоумение, то после уже становится ясной подоплека многих его действий. И хотя Печорина можно считать антигероем, он все равно притягивает к себе. В нем есть не только внешняя красота, но и какое-то дьявольское обаяние.
Меня восхищает, пусть и не без ужаса, способность Григория Александровича понимать людей и управлять ими: их чувствами, желаниями, играть ими, как марионетками, направляя каждый их шаг.
Также меня восхитила и тронула их любовь с Верой. Пусть для каждого из них она оказалась трагичной. Она пропитана болью долгой разлуки и счастьем кратких встреч, и поэтому их любовь искренна и не может оставить равнодушным.
Я согласна со словами Виссариона Григорьевича Белинского о Печорине: «… в самих пороках Печорина проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на него».
Григорий и Максим Максимыч
Познакомились мужчины на службе, где целый год шли плечом к плечу. Особую привязанность в дружеских отношениях читатель наблюдает у штабс-капитана, который знакомит с личностью Печорина. Максим Максимыч неоднократно называет сослуживца странным и часто осуждает его поступки, но всё равно считает своим другом, родственной душой.
Григорий менее радушно настроен к своему товарищу, не скрывает холодности и не обещает дружбы. Долгожданная встреча Максима Максимыча с Печориным всё расставляет по своим местам: становится ясно, что Григорий всего лишь встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.
Отношения с Грушницким
Удивительным считается отношение Печорина к Грушницкому, ведь при встрече они даже обнимаются по-приятельски. Их отношения весьма специфичны. Григорий забавлялся своим товарищем, часто предпринимал попытки разозлить его. Тем не менее Печорин всячески пытался обезопасить своего друга от неискренности избранницы.
В итоге ситуация с Грушницким показывает, что любовь и дружба всё-таки чужды Печорину, он строит свою жизнь, страстно желая оставаться независимым от людей. От этого Григорий и страдает впоследствии. Он так описывает свои жизненные принципы:
Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту … но свободы моей не продам.
Нельзя дать однозначный ответ, положительный или отрицательный герой предстаёт перед читателем. Речь идёт о человеке с непростым характером и нетипичным отношением к жизни.
Печорин и Вернер
На примере этих персонажей ярче всего раскрывается отношение Печорина к дружбе и тема произведения в целом. Григорий и доктор очень похожи: они оба не умеют строить серьёзные отношения, но дружба вполне могла бы сложиться между ними.
Печорин отказывается от истинных приятельских чувств, ему чужды открытость, искренность и доверие — всё то, что необходимо для выстраивания дружеских отношений. Вернер является отражением положительных качеств, которые присущи главному персонажу: он силён, умён и честен.
На контрасте этих двух образов читателю открываются и такие черты, как эгоизм, равнодушие, а местами и жестокость характера.
Дружба в жизни главного героя
Ни с кем из вышеперечисленных героев нельзя связать понятие о дружбе, однако это не означает, что Григорий недопонимает или недооценивает ее истинный смысл.
Общество обесценило настоящее значение слова «друг»: такое обращение можно услышать от абсолютно равнодушных и малознакомых людей, а иногда и потенциальных врагов.
В непростые жизненные периоды, как, например, после дуэли, главный герой очень жаждет кому-то излить душу, разделить с кем-то накопившиеся эмоции. Но неоднократно оступившись, он не позволяет себе привязываться к людям и доверять им. Он равнодушен к себе и своему окружению.
Равнодушие наблюдается не только по отношению к дружбе, но и в любви. Печорин нередко забывает о тех, кого когда-то к себе привязал. Все те, с кем его связывали романтические отношения, так и не стали ему родственными душами.
Знакомство
Первая встреча Печорина и княжны Мери произошла в Пятигорске, куда Григорий был направлен после выполнения очередного военного задания. Княжна вместе с матерью проходила курс лечения минеральными водами Пятигорска.
Княжна и Печорин постоянно вращались в светском обществе. Общий круг друзей свел их на одной из встреч. Григорий подогревал интерес к своей персоне, намеренно дразня девушку, игнорируя ее присутствие. Он видел, что она обратила на него внимание, но Печорину гораздо интересней наблюдать за тем, как она поведет себя дальше. Он прекрасно знал женщин и мог просчитать на несколько шагов вперед, чем закончится знакомство.
Первый шаг сделал он. Печорин пригласил Мери на танец, а дальше все должно было идти по разработанному им сценарию. Ему доставляло небывалое удовольствие завлечь очередную жертву, позволив ей увлечься. Девушки влюблялись в красавца военного, но быстро надоедали и он довольный собой, с чувством полного самоудовлетворения ставил еще одну галочку в послужном списке любовных дел, благополучно забывая о них.
Другие произведения Лермонтова
Не всем известно, что у великого русского классика есть близкие по сюжету к «Герою нашего времени» произведения. Эти книги помогают в большем объёме раскрыть характер Григория и тему дружбы в целом:
- «Княгиня Лиговская» — незаконченный роман Лермонтова, являющийся приквелом к «Герою нашего времени». В основе лежат любовные отношения Печорина и его конфликт с чиновником.
- «Два брата» — драма о предшественнике Печорина.
- «Кавказец» — очерк, написанный через год после психологического романа, типичная история из жизни кавказского мужчины.
Вывод после знакомства с романом «Герой нашего времени» напрашивается сам собой и позволяет в полной мере понять, что значит любовь и дружба в жизни Печорина. Подобные умозаключения будут особенно актуальны для учеников при работе над сочинением по книге.
Любовь
Мери влюбилась по-настоящему. Девушка не понимала, что игрушка в его руках. Часть плана коварного сердцееда. Печорину было выгодно знакомство с ней. Новые эмоции, ощущения, повод отвлечь общественность от романа с Верой, замужней женщиной. Веру он любил, но быть вместе они не могли. Еще одна причина приударить за Мери, вызвать ревность у Грушницкого. Он был влюблен в девушку по-настоящему, но чувства оставались без ответа. Мери не любила его и вряд ли смогла полюбить. В сложившемся любовном треугольнике он явно лишний. В отместку за неразделенные чувства Грушницкий распустил грязные слухи о романе Печорина и Мери, испортив ей репутацию. За свой мерзкий поступок он вскоре поплатился. Печорин вызвал его на дуэль, где пуля достигла цели, сразив лжеца наповал.
🗹