Одиночество Печорина в романе «Герой нашего времени»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Почему Печорин одинок и несчастлив?

Григорий Александрович Печорин является одним из главных героев романа «Герой нашего времени», который написал знаменитый писатель Лермонтов М.Ю. В произведении мужчина претерпевает различные жизненные ситуации, встречается с интересными людьми, к которым имеет привязанность, но в итоге все равно остается одиноким и несчастным. В чем же причина одиночества главного героя?

Печорин является человеком не из той эпохи, которой присуще «безвременье», он как «страдающий эгоист», у которого жизненные ситуации лишь приводят к еще большему одиночеству. Мужчина мог бы построить счастливую семейную жизнь с героинями произведения или же оценит прелести настоящей дружбы, но Григорий Александрович не делает этого и остается всегда один. Мери он рассказывает, что считает себя нравственным инвалидом, которых не способен больше на глубокие чувства.

В молодости Печорин был другим, казалось, что он любил весь мир, но его порывы и стремления, так никто и не понял, что и привело к эмоциональной сухости. Герой романа стал любить только себя и жить в свое удовольствие.

В отношениях и дружбе мужчина всегда является ведущим, ведь он не может быть ведомым, по той простой причине, что он не готов потерять свободу. Готов поскупиться даже честью, но свобода – это для него все.

Даже для любимых и близких людей Печорин не способен пойти на жертвы, он высасывает их чувства, и никто не получает в итоге счастья. Разум у главного героя всегда на первом месте, он подавляет истинные чувства. Печорин постоянно анализирует, взвешивает, просчитывает действия и поступки. Все это бесспорно мешает ему быть настоящим и показывать свои искренние эмоции. Он глушит свои чувства и находит этому рациональное объяснение для самого себя, поэтому герой романа и одинок.

Печорин невольный эгоист, который не готов к искренней дружбе или сильной и всепоглощающей любви. Да он и не дает себе влюбиться или заиметь сильную привязанность. Мужчина может, если захочет испытать настоящие эмоции и полюбить, но все это очень быстро ему наскучивает или опять же, просыпается разум и берет вверх над чувствами.

В романе Григорий Печорин позволял себя любить другим, теша свое самолюбие, все кто находился с ним чувствовали себя несчастными. В итоге главный герой одинок и несчастлив.

Одиночество Печорина в романе «Герой нашего времени»

Сколько возможностей было у героя, чтобы преодолеть свое добровольное одиночество! Но в итоге он все равно остается один, почему же?

Вспомните, как ведет себя Печорин с Бэлой, Верой, Княжной Мери. В отношениях с женщинами Печорин ведет себя как эгоист, он требует от женщин покорности, ничего не отдавая взаимен. Женщины для него — это трофей в азартной игре или пари, ему интересен процесс завоевания. Покорив очередную даму, Печорин быстро охладевает. Рассуждая о любви, он говорит: «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе». Нет ничего удивительного, что в любви Печорин раз за разом испытывает разочарование.

А как прошел Печорин испытание дружбой? Судьба сводила Печорина с разными людьми: Максимом Максимычем, доктором Вернером Грушницким, Вуличем. Каковы бы ни были основы дружбы: случайность, одинаковый возраст, интеллект, противоположность, — Печорин всегда старается взять верх над своим другом, будто это и не дружба вовсе, а схватка. В своем дневнике Печорин признается: «Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать».

Получается, Печорин обречен на одиночество из-за своего эгоизма? Или причина в другом? На этот вопрос нам поможет ответить монолог Печорина в главе «Княжна Мери». Перечитаем его и попробуем понять, кого обвиняет Печорин в своем несчастии. Герой считает, что он стал жертвой знатных людей. Все лучшее, что в нем было, скромность, нравственность, чувство собственного достоинства, общество воспринимало как лукавство, меряя по себе. И Печорин превратился в того, каким должен быть, по мнению света, человек.

Обратите внимание на его слова «я сделался нравственным калекой». Печорин понимал, что никому не приносит счастья. Все женщины, которые имели несчастие его полюбить, были обречены на страдания, ведь «герой нашего времени» не был способен на жертвы во имя любви. Печорин старался скрасить свою жизнь, видя удовольствие в подчинении себе других людей, но в то же время понимал, что его существование бессмысленно.

Можно ли после пережитого строить отношения с другими людьми? Конечно, нет. Обида на высшее общество, которое его отвергло еще в юности, не позволяет Печорину по-доброму относиться к людям. В его поступках можно даже увидеть холодную месть миру: если общество сделало меня таким, почему я не могу отплатить обществу тем же?

Виноват ли Печорин в крахе любовных и дружеских взаимоотношений? Это спорный вопрос. С одной стороны, его эгоизм не позволяет ставить на первое место желания других людей. С другой стороны, примирившись с тем, что общество его отвергло, Печорин сам отдалился от людей, он лелеял свое одиночество, которое стало для него свободой. Как же не допустить вторжения в свой внутренний мир людей? Подчинить их себе.

Использованы материалы книги: О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. — Казань, 2015

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения — Печорин – это Онегин своего времени.

Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя.

Причина подобного отношения к жизни — в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.

«Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин»

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1840 году, во времена политической и общественной реакции, которая привела к появлению так называемого образа «лишнего человека». В. Г. Белинский утверждал, что главный герой произведения — Печорин — это Онегин своего времени. Печорин чувствует свое жизненное назначение, считая себя «необходимым действующим лицом всякого пятого акта». Он, как личность думающая и во многом талантливая, старается найти свое место в обществе, но все же обречен исторической действительностью на вечное одиночество. Кроме того, одним из наиболее ярких качеств характера Григория Александровича является эгоцентризм, который также заставляет героя чувствовать себя одиноким.

Сталкивая Печорина сначала с «дикаркой» Бэлой, затем с «добрым» Максимом Максимычем, с «честными контрабандистами, Лермонтов неизменно показывает, что Печорин превосходит их, способен подчинить их своей воле или оказывается нравственно их благороднее. В «Фаталисте» Печорин сражается уже не с людьми, а с самой идеей судьбы, бросая ей вызов. Но все эти победы Печорина не приносят ему ни общественной чести, ни нравственного удовлетворения, более того, разрушают его, каждый раз лишь усиливая одиночество героя.

Характер Печорина сложен и противоречив. Главный герой говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит себя в душе стариком». По мнению Белинского, Печорин, «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Но нигде герой не находит ни счастья, ни покоя. Причина подобного отношения к жизни — в самом обществе, которое построено на лицемерии и неискренности. «Узнав хорошо свет и пружины общества», Печорин «стал искусен в науке жизни», то есть научился скрывать истинные порывы своей души, лицемерить, перестал верить в искренность, любовь, дружбу. В итоге он превратился в одинокого и несчастного человека, несмотря на всю «внешнюю оживленность» его существования.

Печорин не видит смысла своей жизни, у него нет цели. Этот герой не умеет любить, потому что боится настоящих чувств, боится ответственности. Что ему остается? Только цинизм, критика и скука. В итоге Печорин погибает.

В своем романе Лермонтов показывает нам, что в мире дисгармонии нет места человеку, который всей своей душой, хоть и неосознанно, стремится к гармонии.

Таким образом, Лермонтов утверждает, что причина одиночества героя лежит в обществе, которое сформировало Печорина таким, каким он был. Но, кроме того, в этом «повинны» и внутренние качества героя, который позволил среде сделать из него холодного и равнодушного игрока на поле жизни.

Многие писатели в своем творчестве ставили вопрос о цели существования, и доверяли своим литературным героям найти ответ на этот вопрос. Так, М.Ю. Лермонтов впервые в русской литературе вывел на страницы своего романа «Герой нашего времени» героя, который прямо ставил перед собой самые главные вопросы сознательного человеческого бытия — о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Реакционные критики так же, как и Николай I, не нашли в романе ничего русского и говорили, что роман порочен и списан у западно-европейских романистов. После выхода романа в свет подобные критики создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил самого себя. Познакомившись с этими критическими отзывами, Лермонтов нашел нужным написать предисловие ко второму изданию романа, в котором язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между им и его героем. Он заявил, что «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков нашего поколения. Создавая этот портрет, Лермонтов высказал «едкие истины» о его эгоизме, бездействии, растрате сил на пустые занятия, о равнодушии к общественной жизни.

В повести «Княжна Мэри» Печорин рассказывает о само себе, раскрывает свою душу. Недаром, в предисловии сказано, что здесь перед нашими глазами предстанет история души человеческой. И здесь сильнее всего проявились особенности «Героя нашего времени» как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков.

Печорин — жертва своего тяжелого времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки? То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других героев о нем, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей. Нас отталкивает его равнодушие к людям, его неспособность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Мы видим, что и сам он глубоко страдает. Характер Печорина сложен и противоречив. Он сам говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…» Печорин принадлежит к тому типу лишних людей, для которых в окружающем их обществе нет ни места, ни дела.

Лермонтов ясно указывает на главную причину сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными. Причину он видел в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права…». Портрет Печорина свидетельствует о его усталости и холодности. Он равнодушен к своей судьбе, к своему прошлому. Его улыбку, прямо противоположную смыслу слов, не стоит воспринимать как иронию по отношению к Максим Максимычу. Печорин скорее иронизирует над собой, над безнадежностью своего положения, когда все его попытки вторжения в жизнь заканчиваются горьким итогом. Для Максим Максимыча все прошедшее мило, а для Печорина мучительно.

Печорин не знает другого способа пробуждения души, чем приобщение к страданиям, так его любовь никому не принесла счастья. Орудием казни он также и в отношениях с Верой, которую единственную любит, хоть и разлучен с нею. Отношения с ней подчеркивают, что Печорин, вопреки своему утверждению, способен «безумствовать под влиянием страсти». Перед нами человек, наделенный незаурядными качествами, человек огромной воли, и все же человек этот не нашел в своей жизни достойной нравственной цели, которая вела бы сквозь испытания по верному пути. Вместо этого незаурядность натуры Печорина несет только страдания окружающим, одновременно создавая еще большую пустоту в душе героя, не знающего, для какой цели он живет.

Добавим при этом, что таковы были молодые люди современного Лермонтову поколения, и обобщенный образ этого поколения, воплощенный в Печорине дает пищу для ума, заставляя задуматься об актуальности проблемы бесцельно проживаемых жизней. Подобно тому, как канул в Лету Печорин, чья смерть в дороге стала символом так и не обретенного жизненного пути, его конечного пункта, твердой цели, так каждый из нас может исчезнуть с лица земли, не оставив хоть сколько-нибудь значимого следа.

Отношение к браку

Свобода для главного героя романа «Герой нашего времени» важнее всего. Поэтому когда он видит, что женщина настроена решительно, он отвергает любовь женщины. Так об этом говорит сам Печорин: «Как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь!

Мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам». Так, тема брака для Печорина была недопустима.

Выбор Печорина

В любой ситуации человек способен самостоятельно выбирать как себя вести. Есть люди, которые долго сомневаются в своем решении. Но Печорин всегда тверд в своих взглядах. Его не смущает и не останавливает ничто, если он решил добиться какой-либо цели. Но его единственная цель – убить скуку. Любыми способами он пытается развлечься, не обращая внимания на сломанные судьбы. Но развлечения его носят жестокий и эгоистичный характер.

Любовь для него лишь пустой звук, и даже если он испытывает к девушке искреннюю симпатию (например, к Бэле), то она быстро надоедает ему. В некоторых же случаях он играет судьбами людей только из спортивного интереса (Мери и Грушницкий стали жертвами не его чувств, а его скуки).

И Печорин сам выбирает этот путь. Несмотря на то, что он вежлив и образован, умеет тактично держаться в общении с людьми, привлекает внимание девушек, в его душе живет бесчувственное чудовище. Именно это не дает герою почувствовать себя счастливым.

Любовные линии

В ходе повествования читатель видит несколько любовных линий, связанных с образом Печорина.

Его отношения с княжной Мери нельзя назвать настоящими чувствами. Он начал «волочиться» за ней из-за того, что ему было скучно в обществе. Он хотел новых чувств и эмоций. Также отношения с княжной Мери отвлекали бы других людей от его встреч с Верой. Печорин признавался себе, что не любит княжну Мери, что он пытался найти какие-то чувства к ней, но у него этого не получилось. Главный герой отказал в чувствах светской красавице, не обманывая ее, тем самым поступив с ней честно и благородно.

Чувства к Бэле у Печорина были. Однако они были связаны с желанием владеть девушкой. Он видел ее равнодушие к нему, поэтому влюбить ее в себя было главным желанием Печорина. Он был уверен, что у него получится сделать это, поэтому он заключил пари. Печорин оказался прав: Бэла полюбила Печорина. Поначалу Григорий ухаживал за ней, «холил и лелеял» ее, однако вскоре его любовь перестала существовать. Ему стало скучно с ней. Добившись героини, Печорин понял, что теперь ему она не интересна.

Единственная женщина, к которой Печорин испытывал настоящие чувства, – Вера. Их связывают годы отношений, история их любви была драматична, как называет ее сам Печорин. Именно Вера стала занимать особое место в жизни главного героя. Он понимал, почему любит ее: Вера смогла понять, каков Печорин на самом деле – эгоистичный и ищущий себя. Героиня приняла его таким, какой он есть на самом деле. Она искренне любила его, а он любил ее. Однако он понимал, что причиняет Вере только боль и несчастия, поэтому их отношения были обречены на трагичный финал.

Печорин мог бы быть счастливым с любой из этих женщин, однако он понимает, что любовь не способна принести ему радостей. Он знал, что его любовь никогда не приносила никому счастья. Печорин понимает, почему так происходит: «Я любил для себя, для собственного удовольствия».

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Любовь Печорина», продемонстрирует отношение центрального персонажа романа «Герой нашего времени» к женщинам, в частности к княжне Мери, Бэле и Вере, а также рассмотрит причины трагического финала каждой любовной линии.

6 стр., 2859 слов

Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

… приходит в жизни героев романа и невольно рушит их. Сочинение: Окружение Печорина в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов) (726 слов) М.Ю. Лермонтов написал роман в 1838 г., когда в его памяти были свежи кавказские впечатления. «Герой нашего времени» вышел в свет в 1840г. и …

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: