Какое отношение Печорина к Мери в романе «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» показан портрет не одного человека, а целого поколения, составленный из пороков. Главная роль отведена Печорину, но именно другие персонажи романа, с которыми ему приходилось пересекаться по жизни, позволяют лучше понять внутренний мир этого человека, глубину души.

Взаимоотношения Печорина и княжны Мери одна из ярких сюжетных линий романа. Они завязались непринужденно, закончившись стремительно и трагично. В очередной раз, показав Печорина, как человека с черствой душой и холодным сердцем.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы — сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было «иль пусто, иль темно». Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм «не обвиняет себя», «не страдает». Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к «водяному обществу». Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери — молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он «спас» княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Новый виток отношений

Когда Печорин тайно встречается с Верой, то предстает перед читателем совершенно с другой стороны. Он оказывается не холодным циником, а страстным влюбленным, который не забывает прошлого увлечения даже после длительного расставания. Наедине с Верой он вновь поддается ожившей страсти. Поклонник готов на все, лишь бы вновь оказаться с любимой наедине. И она приказывает ему явиться к Лиговским, чтобы можно было чаще видеться. Тот покорно исполняет волю Веры.

На вечере у княгини он галантно ухаживает за дамами, совершенно очаровывает хозяйку дома. Вера, наблюдающая за поведением Григория, признается ему, что вскоре умрет от чахотки. Она берет с него обещание не жениться на юной Лиговской, взамен решается на тайную ночную встречу.

Грушницкий вне себя от ярости — скромный юнкер становится неинтересен молодой Марии. Он следит за соперником и видит, как Печорин пытается забраться в дом. Ошибочно решает, что его цель — княжна, тогда как на самом деле это была Вера. Между врагами должна состояться дуэль.

Григорий Александрович о многом размышляет накануне смертельной схватки — даже при его выдержке нельзя не думать о скорой гибели, ведь он еще так молод. Но при этом успел стать для многих убийцей — кого-то губили его слова, кого-то поступки. Вот и Мери он вовсе не любил, да и Грушницкому грозит опасность, все-таки Печорин более опытный воин.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: «Уж не влюбился ли я в самом деле?». Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке — «жалкая привычка сердца». Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль — возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает «со строгим любопытством», однако «без участия». На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в «насыщенной гордости». Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта «насыщенная гордость». И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом — остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Характеристика главного героя

Если кратко обрисовать этого персонажа, то он получается вполне привлекательным. Молодой человек (лет примерно 25), «очень недурен» внешне, особенно нравится женщинам из высшего общества. Прекрасно владеет собой, что говорит о выдержке и жизненном опыте, несмотря на молодость. Григорий Александрович — военный в чине прапорщика, умный и богатый. Но если разобраться, то можно найти много отрицательных качеств в персонаже:

  • В отношениях с людьми холоден и сдержан.
  • Предпочитает больше молчать, чтобы «узнать чужую тайну», меньше напрягаться.
  • Может вести себя дерзко, нагло даже по отношению к дамам.
  • Ловелас — имел много романов со светскими дамами.
  • По большому счету не уважает женщин, считает, что их превозносят незаслуженно, не хочет ни от кого зависеть.

Григорий также прекрасно умеет пользоваться своими преимуществами, чтобы манипулировать людьми. Он умело играет чувствами юной девушки.

Взаимоотношения Печерина и княжны развиваются именно так, как задумал этот злой гений. Разыгрывая равнодушие, разжигает чувства девицы, которая мнит себя светской львицей.

На самом деле она лишь неопытное невинное дитя. Даже сам Печорин это осознает — иногда в нем просыпается чувство сострадания. Но и в такие минуты он не может найти в душе ни одной «искры любви к милой Мери». При этом он прекрасно понимает, что у них двоих вместе нет будущего. Во-первых, он не любит эту девочку. Во-вторых, вовсе не стремится найти себе супругу и остепениться.

Образ Печорина — неоднозначный и сложный для понимания. Герой полон противоречий. Испытывая страстное желание обладать Верой, умирающей от чахотки замужней дамой, он вполне равнодушен к душевным мукам юной красавицы, которая могла бы стать его женой.

Доводит до дуэли отношения с юнкером, которого мог бы понять и пожалеть, ведь сам же и толкает его на безрассудные поступки. Юноша гибнет лишь по своей неопытности, не познав в жизни женской любви, не успев построить карьеру. Да, Грушницкий был не идеален в своем поведении, но это ведь не повод убивать человека. Люди для Печорина — пешки в его игре, смутные тени, которые не трогают его души.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

Скучающий сердцеед

Игра в любовь поначалу может показаться невинным развлечением. Но на самом деле приводит к трагическим последствиям. Мотивы Григория характеризуют его не лучшим образом:

  • Начинает интригу от скуки, при этом сам себя сравнивает с вампиром, который наслаждается игрой. Мужчина испытывает наслаждение от новых эмоций, от сознания того факта, что он мучает бедняжку и полностью овладел ее «едва распустившейся» душой. Вот почему Печорин затевает игру с девицей.
  • Хочет «насолить» своему знакомому, Грушницкому, поскольку он его втайне раздражает. Вызывающе говорит о его возлюбленной, пытаясь разозлить юношу, оскорбить его чувства, принизить и девушку, и самого юнкера.
  • Старается стать поближе к Вере, с которой не может встречаться в открытую, поскольку она замужем.

Тем временем состоялось очередное знакомство Григория — с доктором Вернером. Персонажи в чем-то схожи, неплохо понимают друг друга и ладят между собой. По городским слухам, этот человек чуть ли дьявол во плоти. Только доктор понимает, что на самом деле происходит между молодыми людьми. Но не спешит вмешиваться в происходящее.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому — Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Печальный финал

Ночные муки позади, наступает утро дуэли. Попытка примирения кончается провалом, молодые люди выходят к барьеру. Грушницкий погибает. Подробности некрасивой истории удается скрыть, но слухи все-таки просачиваются в общество. Григория Александровича отправляют на новое место службы.

Герой приходит к Лиговским, где состоялось его прощание с девушкой. В ее глазах он настоящий герой, который заступился за ее честь, дрался ради этого на дуэли. Наивная девушка не понимает всей интриги, которая закрутилась вокруг нее. Она ждет предложения руки и сердца, надеясь на взаимное чувство.

Печорин решает одним ударом прекратить все отношения, разрушить то чувство, которое сумел внушить Мери. И это ему тоже прекрасно удается, она говорит, что ненавидит его. Еще одна сломанная судьба на пути героя Лермонтова, еще одно несостоявшееся счастье… Разочарованный в себе и окружающих, потерявший Веру, ставший убийцей Грушницкого, с новым тягостным багажом Печорин движется по жизни дальше.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий — особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Красавица Мария

Чтобы написать сочинение о Мери, надо постараться понять настоящие мотивы поступков этой светской девушки. Она, как и главный герой, яркий представитель своего класса, своего времени. Юная княжна Мария Лиговская отдыхает на водах вместе с матерью. Ей около 16 лет, фигурка стройная, изящная, движения проворные и грациозные. Ни один мужчина не может остаться равнодушным к очарованию невинной молодости.

Отдельно Лермонтов описывает красоту глаз девушки, называя их «бархатными», — очень густые и длинные ресницы обрамляют их, делая выражение нежным и мягким. У красавицы подвижное выразительное лицо, она часто гримасничает.

Мать дала своей дочери все самое лучшее — она богатая наследница, которая хорошо одевается, вызывая зависть окружающих дам. Мери имеет знатное происхождение, выросла в Москве, вокруг нее всегда крутятся поклонники, искатели наследства. Девушка образованна, знает два языка, читает романы, изучала алгебру, занимается музыкой и, конечно, прекрасно танцует. Сам Печорин судя по цитатам из романа, считает Лиговскую очень приятной:

  • «…ее голос недурен…»
  • «…Она вальсирует удивительно хорошо…»
  • «…Мери очень мила!..»
  • «…она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки…»

Но это не мешает главному герою использовать девушку в своей подлой игре. Автор также бесстрастно подмечает и все те негативные черты, которые светское общество успело наложить на невинную душу юной красотки:

  • Мери очень гордая девица, которая не терпит невнимания к своей особе. Этим и «зацепил» ее Григорий.
  • Иногда ведет себя неподобающе («…толкнула и не извинилась…»).
  • В голове юной красавицы полно романтических бредней из романов. Она любит размышлять о страстях, высоких чувствах.
  • Ведет себя кокетливо, капризничает, выказывает презрение к окружающим.

Несмотря на свой юный возраст, девушка уже является лицемеркой и в обществе играет определенную «роль», которую считает подходящей для себя. Она умело скрывает свои подлинные чувства, чтобы не выйти из созданного «образа» томной дамы.

Могла бы такая поверхностная женщина понять и полюбить настоящего Печорина, со всеми его противоречиями и скрытыми страстями? Вряд ли. Поэтому у пары изначально нет будущего, герой это прекрасно понимает.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: