Образ Печорина в главе «Максим Максимыч» романа Лермонтова «Герой нашего времени»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Портрет Печорина в главе Максим Максимыч

Наиболее полно показан портрет Печорина в главе «Максим Максимыч» через восприятие рассказчика, который близок герою по многим качествам – возрасту, происхождению, отношению к жизни. Он знаком с Григорием заочно по рассказам штабс-капитана. Рассказчик пытается понять Печорина, заглянуть ему в душу.

Даже внешность Григория состоит из противоречий. Несмотря на то, что выглядит он, как аристократ: ослепительные зубы, маленькая рука, белоснежное бельё, но в то же время обладает крепким телосложением, способным вынести тяжёлые условия кочевой жизни. При внимательном наблюдении на лбу Григория можно было заметить несколько едва заметных морщинок. Это говорит о его сухости и сдержанности в эмоциях. Печорин никогда не размахивает руками, что так же показывает скрытность его характера.

Особое внимание в описание портрета героя рассказчик уделяет глазам, которые всегда холодны, даже тогда, когда Григорий смеётся. От них исходит фосфорический жёсткий блеск. Это признак злого нрава человека или его глубоко затаённой грусти.

Во всём облике и в поведении Печорина прослеживается скука и пренебрежение к окружающим. К тому же, в главе «Максим Максимыч» герой выглядит опустошённым и усталым от жизни.

Печорин сам себе даёт характеристику своим отношением к старому другу, с которым провёл много времени наедине друг с другом в глухой крепости на Кавказе. То, как Печорин обошёлся с Максим Максимычем, показывает его истинную сущность. Узнав о приезде Григория, штабс-капитан искренне обрадовался и с нетерпением ждал встречи с ним. Однако Печорин пренебрёг возможностью увидеться со стариком сразу, предпочтя провести время в гостях у знакомого полковника. Он появился в гостинице только на следующий день, всем своим видом показывая своё безразличие Максим Максимычу. Вместо объятий Печорин сухо пожал руку старому приятелю, не захотел задержаться и поговорить с ним, чем расстроил старика до слёз. Не такой он представлял встречу с ним. Максим Максимыч сильно обиделся на Григория и долго не мог успокоиться.

В то же время, Печорина мало волнуют чужие переживания. Он не испытывает никаких угрызений совести. Душа его мертва. Это потерянный человек, которого уже ничто не интересует в жизни, но он по-прежнему ищет пристанища в ней, поэтому поспешно уезжает в Персию. Он не хочет вспоминать о прошлом, но и будущее его обречено. Беда Григория в том, что он не может, как Максим Максимыч радоваться малому, любить людей и отдавать себя другим. Он слишком высокомерен, горд и поэтому одинок.

Характеристика Печорина в главе Максим Максимыч

В 1840 году Михаил Юрьевич Лермонтов написал первый, в истории русской литературы, психологический роман. Главный герой произведения – Григорий Печорин. Полностью его характеристика и внешний вид раскрываются в главе «Максим Максимыч». Автор показывает читателю полный образ молодого человека, со всеми его достоинствами и недостатками.

Лермонтов «рисует» главного героя, как аристократичного юношу. Он описывает его бархатную и ослепительно чистую одежду, благородно-бледное лицо, белые зубы и крепкое телосложение. Автор отмечал и действия Печорина. Главный герой редко жестикулировал руками – это говорило о скрытности его характера. При этом на аристократичном лице Печорина, можно было разглядеть мелкие мимические морщинки, это являлось свидетельством того, что Григорий был очень эмоциональным человеком.

Еще одна деталь, которая цепляет рассказчика – глаза Печорина. Его взор был всегда серьезен, даже если на лице проступала легкая улыбка, глаза оставались безэмоциональны и равнодушны к происходящему. В Печорине гармонично противостояли противоположные характеристики: эмоциональность и отрешение. Этот симбиоз делает Печорина уникальным персонажем.

Образ Печорина раскрывается не только через описание характеристики молодого человека, но и через взаимоотношения с самим рассказчиком – Максимом Максимычем. В этой же главе Григорий пытается самостоятельно проанализировать собственные поступки и дать им определенную характеристику. Максим Максимыч искренне считал главного героя своим другом. Однако Печорин относился к рассказчику холодно, не выказывая дружеских чувств. Даже при встрече со «старым другом», Печорин демонстративно зевает, показывая все свое равнодушие и скуку. Максим Максимыч глубоко переживает эту ситуацию, он недоволен и обижен на Печорина. Но для Григория этот поступок – обыденность, он привык «втаптывать в грязь» чувства окружающих.

Читатель видит и психологический портрет молодого человека. Печорин не может найти свое место в этой жизни, ничто не приносит ему истинную радость и удовольствие. Он пытается найти утешение в путешествиях, но «куда бы ты ни поехал, ты всегда берешь с собой себя»! Поездка в Персию должна была скрасить жизнь главного героя, сделать ее более насыщенной. В Григории снова противостоят два чувства: желание найти смысл жизни и безучастие к обществу.

Мнение рассказчика о Печорине

Рассказчик, зная о некоторых подробностях жизни Григория Александровича Печорина, с нетерпением ждал встречи с героем. По словам повествователя, убеждения по поводу внешности Печорина и его характера пришли ему на ум, потому что он уже со слов Максима Максимыча понимал, что за человек находится перед ним. Вероятнее всего, «на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление».

Рассказчик, описывая внешность Печорина, говорит про статность и стройность его фигуры, про его аристократичные манеры, выраженные в деталях внешности («бархатный сюртучок», «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны»). В целом внешность центрального персонажа была отмечена так: Печорин владеет «оригинальной физиономией, которая особенно нравится женщинам светским».

Повествователь обращает внимание на незаметные черты внешности Печорина, которые характеризуют его как человека.

Из того, что Печорин при походке не размахивал своими руками, рассказчик сделал выводы, что герой имеет скрытный характер.

Лоб Печорина имел следы морщин, однако их можно было обнаружить лишь «при долгом наблюдении», что говорит о нежелании показывать свои чувства мимикой.

Глаза, по мнению рассказчика, рассказывали о Печорине многое. «Ослепительные», но «холодные», они никогда не смеялись. Это говорило о том, что главный герой либо имеет злой нрав, либо находится в «глубокой постоянной тоске».

Повествователь подчеркивает, что его мнение относительно Печорина основано лишь на его наблюдениях. Однако они наиболее полно характеризуют героя.

Печорин и Вера

Образ Веры — самый таинственный и сложный. Нет яркой портретной характеристики, нет и описания ее духовного мира. Она остается загадкой для многих читателей. Но ее жизнь в какой-то мере предваряет возможные варианты судьбы Мери. В юности Вера тоже любила Печорина, надеялась на счастье с ним, семью, но он, как Онегин, не захотел потерять «постылой свободы», верил в свое «назначение высокое». А в результате, потеряв Веру, потерял и веру в жизнь. Именно поэтому имя героини символично. Когда Печорин вновь с ней встречается, он надеется на взаимность, на любовь, но душа привыкла противиться счастью. Печорин боится спокойствия, вся жизнь для него борьба. Когда герой «плакал, горько, не стараясь удержать слез и рыданий», душа его была обессилена, рассудок замолк.

История душевной драмы, переживаемой не только Печориным, но и женщинами, которых он любил, проходит несколько стадий: от пылкой страсти до обиды и равнодушия.

Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006

Детали внешности

Роль главы «Максим Максимыч» заключается в том, что повествователь дает довольно полное описание внешности Печорина. Рассказчик, впервые видя Григория Печорина, но зная о некоторых подробностях его жизни, дает подробное описание его внешнего вида. Некоторые детали его облика помогают раскрыть внутреннюю сущность героя. Именно рассказчик пытается связать портрет героя с его поступками и внутренним миром.

Несмотря на то, что Печорин ведет себя как настоящий аристократ, на что указывают такие описания как «бархатный сюртучок», «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны», крепкое телосложение героя способно было вынести «все трудности кочевой жизни и перемены климатов».

Печорин никогда не размахивал руками, что являлось, как отмечает рассказчик, «верным признаком скрытности характера». Лоб героя пересекали несколько морщин, которые можно было заметить только при долгом наблюдении за Печориным. Это говорит о том, что герой не любил выражать все свои искренние чувства и эмоции. На это же указывает и телосложение, «не побежденное бурями душевными».

Глаза Печорина имели небольшую странность: они никогда не смеялись. Говорило это или о злом нраве персонажа, или о его постоянной и глубокой грусти. Спокойный «фосфорический» взгляд показывал все равнодушие героя к жизни.

Описывая Печорина, рассказчик показал всю противоречивость образа: одни черты сосуществуют с противоположными свойствами.

Отношения Максима Максимыча и Печорина

Характер Печорина в главе «Максим Максимыч» в полной степени выразился в его отношении к старому другу.

Максим Максимыч, узнав о приезде Печорина, с которым они в свое время жили под одним кровом, нетерпеливо ждет встречи с героем. Он убежден, что Печорин, лишь услышав имя старого приятеля, сразу поспешит к нему навстречу. Однако этого не происходит. Он появляется лишь наутро. Рассказчик замечает, что Максим Максимыч после долгой разлуки хотел, что Печорин «кинулся ему на шею», однако тот лишь протянул ему руку, причем сделал это «довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой». Максим Максимыч уже тогда «остолбенел», однако не подал вида, желая пообщаться со своим другом. Но Печорин сказал ему, что он должен ехать, и никакие попытки уговорить его остаться, сделанные Максимом Максимычем, его не останавливали.

Данная ситуация глубоко задела душу «необразованного старика», как он самостоятельно называет себя. Он называет Печорина представителем светской «гордой» молодежи, для которой дружба не имеет никакую цену в обществе. «Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!…», – такой вывод о Печорине делает Максим Максимыч.

Истинный облик главного героя

Поступок Печорина показал его истинное лицо. Здесь читатель убеждается в том, что жизнь героя не приносит ему никаких радостей, он тоскует и скучает в обществе. При встрече со старым приятелем Печорин «принужденно зевнул», показывая, что ему наскучила вся его жизнь. Поэтому он и решается отправиться в Персию, желая хоть как-то скрасить свое существование. Отказывается главный герой от остановки, чтобы больше не искать поддержки в других людях, которые не способны понять его.

Источник

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Ответственность (15.3 ОГЭ — 9 класс)
    По сути, ответственность – это способность человека давать отчет своим поступкам и действиям, а самое главное – задумываться об их последствиях. Ведь каждое действие или слово способно породить целую череду событий, причем не всегда приятных.
  • Сочинение-рассуждение Какой ты след оставишь на Земле? 5 класс
    Многие люди задаются вопросом: какой след на Земле я оставлю? Этот непростой вопрос мучает и меня. Каждый человек хочет, чтобы его запомнила надолго. Каждый человек хочет оставить свой след
  • Сочинение Как человек должен относиться к природе
    Всем давно известно, что человек и природа взаимосвязаны. В давние времена людей кормила и обеспечивала всем только одна природа. Поэтому все мы должны заботиться о нашей природе

Отношение к герою

Максим Максимыч уважал Печорина, для него он был «славным малым». Однако герой отмечал и странность Печорина: «в холод целый день на охоте» – главному герою ничего, в комнате – уверяет, что простудился. Иногда Печорин не произносил ни одного слова, а иногда «как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха». В какой-то момент Печорин «вздрогнет и побледнеет», а на следующий день пойдет на кабана «один на один».

Максим Максимыч, хоть и бывал другого мнения, всегда поддерживал своего приятеля. Когда умерла Бэла, Максим Максимыч никогда не говорил с Печориным о ней, потому что он понимал, что «ему будет неприятно». Максим Максимыч отмечал, что после смерти возлюбленной главный герой был «долго нездоров, исхудал, бедняжка». Здесь выражается отношение героя к Печорину: он жалел его.

Печорин и Мери

Печорин действительно не верит в любовь? Почему он разбивает надежды Мери? Его слова звучат как приговор: «Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»

Можно заметить, что в своей исповеди Мери Печорин не искренне рассказывает о своей «каменистой» душе, а лишь играет роль романтического героя, о котором и мечтает девушка. Вспомните, свое откровение горой предваряет уточнением: «Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид». Признание о том, как он готов был любить весь мир, Печорин заканчивает наблюдением над чувствами, переполнявшими Мери.

Внешность Печорина

Рассказчик уже наслышан о Печорине перед тем, как видит его впервые. Он наблюдает за ним со стороны, не вступая сразу в личный контакт с ним. Что видит рассказчик? Воспитанного, опрятного молодого человека, который одет с иголочки и имеет манеры светского человека. Но вот во взгляде, в поведении и в самом существе Печорина ярко прочитывается скука и пренебрежение ко всем окружающим. Оставаясь наедине с самим собой, Печорин остается скучающим и несколько «потерянным». Сидит он, развалившись по всей скамье. В этом читается безвольность и усталость от жизни, и в то же время пренебрежение к ней. Об этом говорит и сам Печорин.

Самохарактеристика

Григорий Печорин дал себе характеристику собственными поступками. То, как он поступил с Максим Максимычем, показывает истинность его образа.

Максим Максимыч считает Печорина своим настоящим другом, поэтому он так обрадовался тому, что он встретится с ним. Однако Печорин не поспешил к герою, который прождал его до глубокой ночи и отложил свои служебные дела ради центрального персонажа. Печорин встретил его довольно холодно, показывая свое отношение своим скучающим видом. Он не согласился на предложение Максима Максимыча остаться, а почти сразу уехал, перекинувшись с приятелем парой фраз. Все это приводит Максима Максимыча к недовольству, обиде и глубоким внутренним переживаниям. Персонаж видит Печорина через года и делает свое заключение относительно него: «А, право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!».

Поведение Печорина

Психологический портрет Печорина подробно раскрывает его поведение еще задолго до того, как его увидел рассказчик. Пренебрежение к тому, кто считает его другом читатель видит уже с того самого момента, когда Максим Максимыч узнал о его приезде. Штабс-капитан сразу же послал весть о себе и отчаянно начал ждать того, кого считал другом. Но Печорин приезжает не сразу. Он не появляется в тот же день, хотя Максим Максимыч очень ждет его, дежурит у ворот и даже отказывается попить чаю. Приехав, Печорин всем видом показывает, что могу бы и не заезжать и что он сделал одолжение штабс-капитану, навестив его.

На попытку Максима Максимыча обняться после долгой разлуки, Григорий отвечает холодным рукопожатием. Его не волнует, что чувствует старик, который ждал его несколько лет. На радость и даже восторг от встречи Печорин реагирует холодно и без энтузиазма. Он отвергает Максима Максимыча, ломая при этом еще одну жизнь.

Смысл главы

Благодаря главе «Максим Максимыч» Лермонтов позволяет читателю как можно глубже понять образ Печорина. Через восприятие рассказчика герой предстает таким, каким не видели его в повести «Бэла», не увидим и в дальнейшем повествовании. Внешность Печорина, его походка, его манеры говорят о том, насколько сильно он устал от жизни. Через его поведение мы видим, как скуп он на чувства. Рад ли он был встрече с Максимом Максимычем? Возможно да, но не показал этого. Читатель понимает, что странный и противоречивый молодой человек представляет собой загадку. Он очень замкнут в себе, не пускает в свою душу даже того, кто искренне готов быть для него другом, хочет и может понять его и принимает таким, какой он есть. Но Печорин отвергает доброе отношение к себе. Он четко дал понять штабс-капитану, что вряд ли они когда-либо встретятся, что он не намерен продолжать общение. Таким образом Печорин сам обрекает себя на одиночество и несчастье, оставаясь нравственным калекой, которым сам себя нарек. Таким сделало его общество, но оправдывает ли это Печорина?

Источник

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: