Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» — характеристика по главам

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери»

Начнем с того, что разберемся кто такой Григорий Александрович Печорин. Григорий Александрович является главным персонажем “Героя нашего времени”, которого написал Михаил Лермонтов. В каждой части мы видим Печорина от лица различных людей. Глава “Княжна Мери ” это сборник записей дневника главного героя, относящихся к Княжне Мери.

В этой части мы видим главного героя разным. С одной стороны он поэтичен, с другой – эгоистичен. Печорин является настоящим человеком, поскольку только настоящий человек никогда не будет однозначным. В части “Княжна Мери ” показано противостояние Грушницкого и Печорина. Они встречаются как бывалые друзья. Печорин видит Грушницкого насквозь и усмехается над ним. Главный герой и его друг одновременно заметили девушку, за которой потом бегали. Грушницкий был романтиком и всерьез интересовался княжной, а Печорин ради утоления скуки приводит княжну в бешенство своими деяниями. Печорин влюбил в себя княжну, но сам не понимает зачем.

Чем больше княжна интересуется Печориным, тем больше шанс развития конфликта между главным героем и Грушницким. Грушницкий начинает распускать слухи о Печорине, тем самым пытался выставить Печорина в черном свете. Грушницкий был готов подтвердить свои слова и вызвал Печорина на дуэль. Из-за того, что Грушницкий распускал о Печорине слухи, тот чувствует в день дуэли холодную злобу к Грушницкому. Печорин со спокойной душой убил Грушницкого. Смерть лучшего друга не вызвала у Печорина никаких эмоций.

В начале главы Печорин признается в любви Мери, хотя никаких чувств и не было. Когда Мери узнала об отсутствии чувств к ней у Печорина, Она уехала со своим мужем из города. Печорин погнался за ней и в итоге они встретились, но уже в другом городе, где Печорин залез по лестнице в ее спальню. В самом конце, когда Вера уезжала после дуэли Печорина с Грушницким, Печорин пытался догнать ее, но у него не вышло, он только измотал коня и себя. Конь умер посередине пути, Печорин на своих ногах добрался обратно до города. Печорин из-за своей привычки играть с людьми, остался один. Печорин игрался не совсем с людьми, а с их чувствами, он сам себя корил за это, но ничего не мог с собой сделать. Печорин не верил в судьбу, он считал, что человек сам может менять свою судьбу, и она не предопределена с самого рождения. У Печорина был сложный характер, и мало кто мог с ним спокойно общаться.

Кто такой Печорин

Главный герой романа является молодым человеком, представителем высшего общества.

Григорий Александрович образован и умён, смел, решителен, умеет производить впечатление, особенно на дам, и… утомлён жизнью.

Богатый и не самый счастливый жизненный опыт приводит его к разочарованию и потере интереса к чему-либо.

Всё в жизни герою приедается: земные удовольствия, высший свет, любовь красавиц, наука – всё, по его мнению, происходит по одним и тем же схемам, однообразно и пусто.

Герой определенно является скептиком, однако нельзя сказать, что ему чужды чувства. Григорий Александрович обладает высокомерием и самолюбием (хотя самокритичен), питает привязанность к своему единственному товарищу, доктору Вернеру, также ему доставляет удовольствие манипуляция людьми и их страдания как следствие.

Для всех окружающих герой непонятен, а потому его часто называют странным. Печорин неоднократно подтверждает противоречивость своего характера.

Эта противоречивость рождена борьбой разума и чувств внутри него, наиболее ярким её примером является его любовь к Вере, которую Григорий осознает слишком поздно. Итак, рассмотрим этого героя в действии через краткую характеристику по главам.

Дружба и месть

Грушницкий не остается в стороне простым наблюдателем. Он ведет себя так, как большинство представителей молодежи. Он мстит. Появляются нелепые слухи, колоритные сплетни, грязная ложь. Комедию, которую хотел разыграть Григорий, в светском обществе сразу превратили в трагедию. Вокруг девушки витала клевета. Печорин тоже не оригинален. Он вызывает лжеца на дуэль. Только сама дуэль для него – это не возможность восстановить справедливость, а очередная попытка испытать свою судьбу. Григорий изучает людей, как биолог микробов – под микроскопом. Только в образе ученого выступает сам и свои инстинкты, мироощущение, самоуверенность.

Печорин мучается всю ночь перед дуэлью, мысли не дают ему покоя. Он встает перед бывшим приятелем совершенно безоружный, так как знает о подлости, задуманной друзьями дуэлянта. Печорин проводит свой очередной эксперимент – проверяет, насколько ненависть охватила мужчину. Григорий ухудшает условия дуэли, он предлагает подняться на утес, где на расстоянии 6 шагов даже ранение приведет к гибели. Читателя увлекает такое отношение к жизни и авантюризм персонажа. Грушницкий становится еще более неприятным персонажем. Печорин ждет, когда душа юнкера проснется. Но он молчит, никакие предложения Григория им не воспринимаются. Что это проснувшаяся гордость, стыд или желание мести? Ответ за читателем. Но Печорин требует перезарядить пистолет и убивает Грушницкого.

Характеристика Печорина по главам в романе

В первой главе «Бэла» повествование ведётся от имени старого знакомого Печорина, офицера Максима Максимыча.

В этой части герой проявляет себя как безнравственный человек, играющий с судьбами других. Печорин соблазняет и похищает дочь местного князя, попутно своровав у влюблённого в неё Казбича коня.

Спустя некоторое время, Бэла наскучивает Печорину, молодой человек разбивает девушке сердце. В конце главы её убивает из мести Казбич, а помогающий в преступлениях Печорину Азамат навсегда изгоняется из семьи. Сам Григорий Александрович лишь продолжает своё странствие, не чувствуя вины за произошедшее.

Повествование последующей главы «Максим Максимыч» ведёт некий штабс-капитан. Будучи знакомым с Максимом Максимычем, рассказчик случайно становится свидетелем его встречи с Печориным. И снова герой проявляет своё равнодушие: совершенно холоден юноша к своему старому товарищу, с которым не виделся многие годы.

«Тамань» — третья повесть в романе, представляющая собой уже записки в дневнике самого Печорина. В ней по воле судьбы молодой человек становится свидетелем контрабандистской деятельности. Девушка, участвующая в преступлении, заигрывала с Печориным, чтобы «убрать» его.

В эпизоде попытки утопления Печорина мы видим его отчаянную борьбу за жизнь, которая всё-таки ему дорога. Однако и в этой главе герой по-прежнему равнодушен к людям и их судьбам, которые в этот раз испорчены его невольным вмешательством.

В главе «Княжна Мери» главный герой раскрывается более подробно и разносторонне. Мы видим такие качества, как коварство и расчетливость в построении планов по соблазнению княжны Мери и дуэли с Грушницким.

Печорин играет с их жизнями в своё удовольствие, ломая их: Мэри остаётся несчастной девушкой с разбитым сердцем, а Грушницкий погибает в дуэли.

Григорий холоден в отношении всех людей в этом светском обществе, кроме своей давней знакомой Веры.

Некогда у них был мимолётный роман, но при новой встрече их чувства обретают вторую жизнь. Григорий и Вера тайно встречаются, однако её муж, узнав о наличии любовника, решает увезти её из города. Это событие заставляет молодого человека осознать, что Вера – любовь его жизни.

Григорий бросается вдогонку, но оказывается слишком поздно. В этом эпизоде главный герой раскрывается с совершенно новой стороны: как бы юноша ни был холоден и циничен, он тоже человек, даже его не может обойти стороной это сильнейшее чувство.

В последней части «Фаталист» герой показывается потерявшим малейший интерес к жизни и даже ищущим собственной смерти. В эпизоде спора с казаками за картами читатель видит некую мистическую связь Печорина с фатумом: Григорий и раньше предвидел события в жизни людей, а в этот рез предугадал смерть поручика Вулича.

Создаётся некое впечатление, будто молодой человек всё уже познал в этой жизни, которой ему теперь не жалко. Григорий произносит о себе следующие слова: «И, может быть, я завтра умру! … и не останется на земле ни одного существа, которое поняло бы меня совершенно».

Игра с женщиной

Печорин относится к женщинам, как к игрушкам, данным ему для развлечения. Он как маленький ребенок изучает новую вещь и, поняв ее строение, выбрасывает, переходя к следующей. Княжна Мери стала такой забавой в руках Печорина. Причин для игры было несколько. Первая – это нежелание жить без приключений. Душа персонажа требует постоянного присутствия авантюр, поиск новых жертв для удовлетворения собственного самомнения о своей уникальности. Вторая – это желание разозлить Грушницкого.

Бывший приятель испытывал к Мери особые трепетные чувства, стоило поиграть сразу с двумя. В этом весь Печорин. Он проницателен и жесток. Григорий начал свою игру: он приглашал на прогулки, был красноречив и приятен. На балах не давал проходу, танцевал и купал в комплиментах. Княжна таяла от чувств и не подозревала, в чьи сети попала. Читателя не удивляет поведение мужчины. Он постоянен. Не спрашивая разрешения, главный герой повести вторгается в чужую жизнь и рушит ее.

Описание внешности Печорина

Григорий Александрович обладает достаточно привлекательной внешностью. У героя стройное крепкое телосложение при среднем росте.

Григорий обладает белокурыми волосами, нежной бледно-аристократической кожей, но тёмными усами и бровями. Одевался молодой человек по моде, выглядел ухоженно, однако ходил небрежно и лениво.

Из множества цитат, описывающих его внешность, наиболее выразительна о его глазах, которые «не смеялись, когда он смеялся! <?…> Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

Его взгляд всегда оставался спокойным, лишь иногда выражая некий вызов, наглость.

Цитаты о дружбе Печорина Из главы Княжна Мэри Три цитаты

Цитаты о дружбе Печорина Из главы Княжна Мэри Три цитаты

  • Борис
  • Литература
  • 2019-09-28 10:47:50
  • 1

В Княжне Мери нам раскрывается душа людская. Мы лицезреем, что Григорий Александрович Печорин — человек противоречивый, разноплановый. Сам он перед дуэлью разговаривает: Одни произнесут: он был добросердечный малый, иные — подлец. И то и иное будет ложно . И вправду, эта повесть нам указывает и превосходные качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный разум, проницательность) и нехорошие черты его нрава (ужаснейший эгоизм) . И вправду, настоящий человек не бывает необыкновенно нехорошим либо хорошим.

В главе «Княжна Мери» показано противоборство Печорина и Грушницкого.

Встречаются оба героя как ветхие товарищи. Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (время от времени сверх меры) . При этом он лицезреет Грушницкого насквозь, и смеется над ним. Их непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много медли вкупе.

Они практически одновременно узрели княжну Мери в 1-ый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещина, которая в конце концов перевоплотился в пропасть. Грушницкий — провинциальный романтик — не на шуточку увлекается княжной. Постоянный же недруг Печорина — скука — заставляет его приводить княжну в бешенство разными маленькими проделками. Все это делается без тени неприязни, а необыкновенно из желания развлечь себя.

Печорин влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому либо бог знает из какого иного. Ведь даже он сам не разумеет, для чего он это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Основной герой верен для себя: ради веселия он вторгается в жизнь иного человека.

Из чего же я хлопочу? — спрашивает он себя и отвечает: Есть необозримое наслаждение в обладании юный, чуть распустившейся души! Это же эгоизм! А не считая мучений он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Детство Печорина

Узнав о детстве главного героя, его жизненный путь становится понятным. Будучи маленьким мальчиком, в нём пресекались лучшие стремления его души: во-первых, того требовало аристократическое воспитание, во-вторых, его не понимали, герой с детства был одинок.

Подробнее о том, как происходила эволюция доброго мальчика в безнравственную социальную единицу, показано в таблице с цитатой самого Печорина:

Печорин и женщины

Умел ли любить Печорин? Да, умел. Он питал чувства к черноглазой черкешенке Белле, Любил на протяжении долгих лет Веру. Возможно, что в Петербурге тоже были какие-то увлеченности. Но вот беда. Даже любимые женщины со временем становились скучны ему.

Вера была для него всегда недоступной. Любила ли она Печорина по-настоящему? Или он был для нее красивой игрушкой? Что заставляло ее выходить замуж за других мужчин, которые к тому же были значительно старше ее? Практичность? Стремление комфортно устроиться? Или необходимость помогать близким? На это Лермонтов не дает ответа, предлагая читателям самостоятельно ответить на этот вопрос. Вера вела себя с Печориным как собака на сене. Она ревновала его к княжне, молила его не жениться на юной барышне княжне Мери. Была недоступна из-за присутствия мужа. И, кстати, эта преграда возбуждала в Печорине еще большую страсть.

Белла – наивная девочка, не была способна понять натуру Печорина. Она любила его самозабвенно и искренне. Но пока Бэлла не давалась Печорину, пока дразнила его, она была ему интересна. Как только жизнь вошла в нормальную колею, он заскучал, стал выезжать на охоту, чтобы хоть там испытать азарт, страсть. Борьба за жизнь Бэллы вновь возбудили в нем все его лучшие чувства и эмоции.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Сегодня на уроке мы:

· поразмышляем над «Журналом Печорина»;

· узнаем, что Печорин думает о своей личности и судьбе.

В первых главах романа «Герой нашего времени» читатель видит Печорина со стороны. Можно ли сказать, что такого взгляда достаточно? Нет. А почему?

Во-первых, можно только догадываться о том, что думает и чувствует герой.

Во-вторых, герой видится через призму чужого восприятия. Эмоции и суждения других персонажей влияют на то, как выглядит Печорин в глазах читателя. И при этом Максим Максимыч относится к Печорину тепло, но совсем его не понимает. А странствующий офицер только наслышан о Печорине от Максима Максимыча, но совсем не знает его. Поэтому в психологическом портрете Печорина больше вопросов, чем ответов.

Ключ к тайнам души Печорина – это его дневник, «Журнал Печорина»

.

В нём герой не только честно описывает приключения. Он анализирует свои чувства, оценивает свои поступки и поступки окружающих, рассуждает на важные для него темы. Искренность Печорина подчёркивается в предисловии к его журналу. Странствующий офицер пишет: «Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки»

.

Герой полностью раскрывается перед читателем. Промежуточное звено в виде постороннего предвзятого взгляда исчезает.

О чём же повествует нам «Журнал Печорина»?

1 глава «Журнала Печорина» – «Тамань»

. Интересно, что в её основе лежат собственные впечатления Лермонтова. Поэт проезжал через Тамань во время первой ссылки на Кавказ. Останавливался на ночлег он в лачуге, похожей на ту, которая описана в романе. В ней жили и мальчик-слепец, и старуха, и молодая девушка, которая стала прообразом ундины. Про эту девушку говорили, что она была воровкой, а однажды чуть не утопила офицера, который остался ночевать в этом доме.

Приключение Печорина в Тамани начинается со случайности. Печорин подслушивает разговор слепого мальчика и ундины. Этот разговор интригует Печорина. Ему непременно нужно разгадать загадку и странного, слишком ловкого слепца и очаровательной ундины. Для чего? Вспомним, в главе «Бэла»

Печорин говорит о себе:
«Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало».
Кроме того, Печорин – человек действия, он по своей природе не может оставаться в стороне.

Сыграло свою роль и очарование ундины. Девушка произвела на него такое впечатление, что он чувствует «неизъяснимое смущение»

. От её поцелуя у Печорина темнеет перед глазами и кружится голова. Печорин оказывается бессилен перед её наивным коварством. Он легко обманывается, соглашаясь пойти с ней. И при этом совершенно забывает, что сам же дал ей повод для убийства. Ведь накануне Печорин открыто сказал девушке, что знает об их тёмных делишках и может донести коменданту.

Всё происходящее для Печорина – это увлекательная игра, которая полна опасностей. Но эта игра разрушает жизни других людей. Ундина и Янко уплывают, и неизвестно, какие опасности их ждут в новой жизни. Слепца и старуху они бросают на произвол судьбы. Понимает ли Печорин, как сильно навредил этим людям из праздного любопытства?

Разумеется, понимает. Он пишет в журнале: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Авантюризм, живое романтическое воображение, готовность идти на риск, впечатлительность и поэтичность Печорина нельзя назвать отрицательными качествами. Почему же от них страдают те, кто оказывается с Печориным рядом? Всё потому, что Печорин эгоцентричен. Он думает только о том, как развеять свою скуку и заполнить пустоту в душе. О своих невольных жертвах он вспоминает только тогда, когда раскаивается в причинённом зле.

Печорин – романтический герой байронического типа

. В главах «Бэла» и «Тамань» мы видим его в окружении простых людей. Разочарованный в светском обществе герой не выдерживает столкновения с миром природы. Казалось бы, идеальный естественный мир должен помочь обрести ему гармонию, но всё оборачивается иначе. Романтический герой не обретает целостность и покой души, а становится разрушителем. В этом образ Печорина сближается с Алеко, героем поэмы Пушкина «Цыганы».

В главе «Княжна Мери» читатель видит Печорина в его родной стихии – светском обществе. Как же проявляет себя Печорин там?

Так же, как и у контрабандистов, у «водного общества»

были свои прототипы. Например, в
Вере Лиговской
современники видели
Вареньку Лопухину
, в которую поэт был влюблён. Прототипом
Грушницкого
многие считали
Николая Мартынова
, ставшего убийцей Лермонтова. А в докторе
Вернере
видели врача
Николая Васильевича Майера
, с которым Лермонтов подружился на Кавказе.

В главе «Княжна Мери»

Печорин раскрывается сильнее всего. И раскрывается он не только в действиях и отношениях с другими героями. Ни в одной другой главе
«Журнала Печорина»
нет такого количества откровенных мыслей и суждений Печорина. Он презирает «водяное общество» и с таким же презрением относится к Грушницкому. Сразу же отмечает, что однажды они дойдут до дуэли. Хотя для Грушницкого Печорин в это время – боевой товарищ, которого Грушницкий сердечно рад видеть.

Печорин откровенно пишет, что он хотел взбесить Грушницкого из чувства противоречия, и что позавидовал ему: «Признаюсь ещё, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство


было зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…».
В заметках о докторе Вернере есть прямой ответ на вопрос, что значит для Печорина дружба: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае


труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
При упоминании о Вере сердце Печорина бьётся и болезненно сжимается.

Но после их встречи он записывает, что Вера не нарушит его планы. Печорин сможет и дальше ухаживать за княжной Мери, и ему будет весело. «Весело!.. Да, я уже прошел тот период жизни душевной, когда ищут только счастия, когда сердце чувствует необходимость любить сильно и страстно кого-нибудь,


теперь я только хочу быть любимым».
И ещё: «…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть…».

Чуть позже Печорин в дневнике спрашивает себя, зачем он пытается влюбить в себя Мери, которая ему не нужна. Дело не в жажде любви – рядом Вера, которая его любит и понимает. Не в желании насолить Грушницкому – тот слишком жалок и мелок, по мнению Печорина. «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

В последних строках этой главы Печорин утверждает, что не создан для тихого счастья. Простые радости ему скучны, его душа просит жизненных бурь.

Финальная глава романа – «Фаталист»

. И в ней тоже не обошлось без прототипа. Некоторые исследователи считают, что прообразом
Вулича
стал поручик
Иван Васильевич Вуич
. В первых черновиках повести «Фаталист» Лермонтов даже не менял его фамилию. Буква «л» была добавлена чуть позже.

Главный вопрос главы звучит в самом начале. Что руководит жизнью человека – воля или предопределение? Печорин заключает с Вуличем пари. По мнению Печорина, предопределения не существует, Вулич утверждает обратное. Он пытается доказать это, стреляя в себя. Каким мы видим Печорина в этой сцене? Необыкновенно проницательным человеком. Его описание движений и мимики Вулича очень точно. У Печорина великолепная интуиция – он предчувствует гибель Вулича. И снова мы сталкиваемся с его равнодушием и цинизмом. Когда все офицеры отговаривают Вулича стреляться, Печорин требует быстрее стрелять или бросить спор. Печорин оправдывает себя: «…вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..»

Печорин рассуждает о судьбе. Ему смешна вера предков в предопределение, но он замечает, что именно эта вера придавала людям силы.

Безверие – болезнь нового поколения, которое равнодушно переходит от сомнения к сомнению. Им не дано «неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою…»

Вулич погибает, случайно встретив пьяного казака. Так что же, всё решает судьба? Но Печорин смог захватить казака врасплох и остаться в живых не по воле случая, а благодаря своему опыту, уму и силе.

Можно ли считать Печорина фаталистом? Он смеётся над верой предков в предопределение, но сам часто называет себя орудием судьбы. В своём журнале он пишет, что к контрабандистам его забросила судьба. Бэлу Печорин считал ангелом, посланным сострадательной судьбою. А перед дуэлью Печорин рассуждает, что часто «играл роль топора в руках судьбы»: «Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…»

Действительно, в романе очень много случайностей, в том числе и случайно подслушанных разговоров, с которых начинается интрига. Но Печорин – человек действия, он создаёт свою жизнь сам. Он мог не похищать Бэлу, не злить влюблённого в Мери Грушницкого, не дразнить ундину. Эти действия оправдать волей судьбы нельзя.

Сильный, умный, талантливый человек Печорин не может реализовать себя и заполнить пустоту в душе. Печорин страдает от своих же поступков. Он не может никого сделать счастливым и не способен стать счастливым сам. Как романтический герой байронического типа, он сосредоточен только на себе. Поэтому ему нет места и в светском обществе, и в диких горах Кавказа. В этом трагедия Печорина.

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она


следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Михаил Юрьевич Лермонтов.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: