- Сочинения
- По литературе
- Лермонтов
- Главные герои поэмы Мцыри
Лермонтов Михаил Юрьевич является не только романтиком, но и реалистом, ведь все приверженцы романтизма уходили в свой мир и боролись с этим из-за неприятных существующих вещей. В каждом герои любого произведения Лермонтова можно найти черты характера, похожие на черты людей, живущих в нашем мире, и «Мцыри» не исключение.
Мцыри
Главным героем этой поэмы является, конечно же, сам Мцыри. В переводе на русский это слово значит послушник, кем и стал он не по своей воле. В дороге мальчик заболел и был оставлен генералом в монастыре на воспитание. Мальчику пришлось жить в несвободе, там, где постоянно приходилось читать молитвы и слушаться «более мудрых». Он очень сильно замкнулся, перестал жить настоящим и мечтал лишь об одном – выйти на волю, в свой родной край. Однажды ему всё же удалось сбежать из места своего проживания, и тогда он поистине ощутил свободу. Побыв за пределами монастыря всего три дня, он уже никогда не смог забыть эти волшебные мгновения, ведь они стали для него интереснее и роднее, чем вся жизнь. К сожалению, мальчик не смог пройти дальше, он заблудился и очень долго бродил по одному маршруту, ведь он не привык находиться вне монастыря. В итоге он вернулся обратно. Увидев место, в котором он жил почти всю свою жизнь, он отчаялся и очень сильно захворал. Мцыри чувствовал, что скоро умрёт. Тогда он поделился своими впечатлениями с человеком, воспитавшим его и сказал, что эти три дня были поистине счастливыми.
Мцыри – это образ человека, который не согласен с действительностью, он стремится на волю, к родным местам, которые любит беззаветно. Несмотря на то, что он большую часть жизни провёл в монастыре, своей природы, своих корней он не забывал. К сожалению, судьба распорядилась именно так. Мцыри является сильным человеком. Даже умирая, он продолжал воспевать свободу, потому что это то, что делает из обычной личности борца за правду и волю.
Главных героев в произведении Лермонтова больше не было, потому что автор решил описать Мцыри так, чтобы никакой другой характер не заслонял силу этого мальчика. Несмотря на это, второстепенные роли в поэме присутствовали.
Монах
Монах не наделён никакими чертами, он безмолвен, но милостив. Мужчина выходил мальчика и выслушал его предсмертную речь. Возможно, он и понимает главного героя, но объективно оценивает события и поэтому не может отвезти его на родину.
Грузинка
На пути героя встретилась и любовь. Грузинка, которую Мцыри увидел, произвела большое впечатление на него, но он смог отказаться от этого счастья во имя единственной верной радости – свободы.
Барс
Барс – ещё один герой произведения. Он является как бы посвящением в мир свободы и жизни. Победив его, Мцыри победил и свой страх перед миром.
Поэма — типичное произведение жанра романтизм. Главный герой – бунтарь, стремящийся поближе к природе и счастливой свободе, но на его пути, к сожалению, встречаются преграды реального мира как в виде людей, так и в виде событий.
Происхождение, воспитание
Мцыри — не имя персонажа. Согласно примечанию Лермонтова, это слово в переводе с грузинского языка значит «послушник». Юноша, с шестилетнего возраста воспитывавшийся в монастыре, утратил после попадания в плен не только родину, семью, связь со своим народом, родной язык, но и то, что делает человека уникальной личностью, — имя, данное при рождении. В монастырь малыша привёз русский генерал. К какой из кавказских народностей принадлежала его семья, неизвестно. Ребёнок долго приходил в себя после тяжёлой болезни и то ли забыл, то ли скрыл от грузинских монахов всё, что связано с его ранним детством. Так, потеряв родину, герой поэмы лишается самого себя, своей идентичности, своего имени.
Черты характера, поступки
Когда мальчик, которого вёз русский генерал, заболел, он страдания переносил без стонов, не жалуясь на слабость и боль. Маленький пленник был диким, пугливым, но гордым.
Он любил свою Отчизну и родных, не хотел общаться с монахами, бродил один, тосковал по Родине и чувствовал себя одиноким.
Постепенно мальчик привык к жизни в монастыре, но тоска по родному Кавказу, по воле и полнокровной жизни в нём не утихала. Став юношей, он однажды решился на побег из монастыря на Родину.
В пути ему пришлось преодолеть много трудностей: он заблудился в лесу, испытывал голод и жажду, вступил в бой с барсом и победил его.
Молодость и стремление к своей цели — «пройти в родимую страну» — помогали беглецу быть храбрым, терпеливым, преодолевать муки голода.
После того, как Мцыри заблудился и потерял сознание, его нашли и перенесли в монастырь. Очнувшись, свободолюбивый юноша не стал бороться со своей немощью, так как ему была уже невыносима жизнь на чужбине. Мцыри только жалел, что не будет похоронен в родной земле.
Он так любил Родину, что готов был променять вечность в раю на несколько минут «между крутых и тёмных скал», где прошло его детство.
Психологический портрет
За годы, проведённые в православном монастыре, среди людей иной культуры, Мцыри освоил чужой язык, обычаи, привык к окружающим, но так и не стал своим. Свою чужеродность, как выясняется уже после неудачного побега, юноша ощущал всё время пребывания в обители. Трагизм его одиночества даже не в том, что он чужой, а в том, что Мцыри не знает, кто он. Жизнь, которую его принудили вести, не удовлетворяет молодого горца, потому что в глубине души он убеждён, что был рождён для другого. Но в чём заключается его предназначение, неизвестно.
Как и положено истинно романтическому герою, Мцыри покидает монастырь в бурную грозовую ночь. В этом эпизоде подчёркнута чужеродность героя окружающим. Стихия, с которой беглец ощущает почти родственную связь («…я, как брат, обняться с бурей был бы рад…»), пугает монахов («…вы ниц лежали на земле…»)
Романтическая душа персонажа не может удовлетвориться той жизнью, какую определила для него судьба. В его памяти живут воспоминания о другом мире, «где люди вольны, как орлы». Он смутно помнит горное селение, отца, сестёр, односельчан. Так отчуждение от окружающей реальности соединяется с тоской по родным местам и острым желанием свободы. Без всего этого полноценного существования герой не мыслит. «Ты жил, — я также мог бы жить!» — говорит умирающий юноша посетившему его чернецу.
Поэма «Мцыри»
Главный герой Мцыри в юные годы
Герой родился и рос на Кавказе в семье гордого горца. В воспоминаниях герой видит отца в образе воина, в боевой одежде и с ружьем. Шестилетним мальчиком героя взял в плен некий русский генерал и увез из родных краев. В дороге ребенок заболел, и генералу пришлось оставить мальчика в монастыре. Там ребенка удерживали насильно, и Мцыри против воли пришлось стать монахом.
Герой сохранил качества, присущие горцам, — страстную и горячую натуру, гордый характер и «могучий дух», который юноша унаследовал от предков. В детстве герой отказывался от монастырской пищи из гордости и согласен был умереть от голода. Даже ребенком герой был тверд духом, никогда не жаловался, не плакал и молча переносил болезни и трудности.
Исповедь Мцыри монаху
Перед смертью, исповедуясь, герой говорит, что его жизнь была полна «горьких мук». Герой вспоминает прошлое — отцовский дом и ущелье, где стоял аул, в котором жила семья Мцыри. Когда герой оказался в монастыре, один старый монах стал опекать больного мальчика из жалости. Выздоровев, герой, однако, не повеселел, а скрывался от людей, не играл и дичился.
Старый монах, который спас мальчика от смерти, надеялся, что со временем Мцыри отвыкнет от родных, забудет о прошлом и освоится в монастыре. Юноша действительно забыл лица близких и смутно помнил свое прошлое, притерпелся к монастырской жизни, начал понимать язык местных и был окрещен святым отцом, однако добром это не обернулось. Герой продолжал всю свою недолгую жизнь тосковать об утраченном и мечтать о свободе и воспринимал собственную жизнь в монастыре как пребывание в тюрьме.
Побег из монастыря
Семья Мцыри продолжает жить где-то в горах Кавказа, и родители, вероятно, считают героя погибшим, ничего не зная о нынешнем положении Мцыри. Став взрослым юношей, герой дает себе слово, что непременно увидится с родными. Однажды герою подворачивается возможность сбежать из монастыря. Герой убегает ночью во время грозы, но проводит на свободе всего трое суток. За это время герой успевает встретиться с барсом, вступить в бой с ним и победить этого грозного хищника.
Во время этой короткой вылазки на волю Мцыри также встречает прекрасную молодую грузинку, за которой наблюдает издали. Девушка спускается к горной реке, чтобы набрать воды в кувшин. На грузинке бедная одежда и чадра, но голос девушки кажется Мцыри «сладко вольным». Герой видит и дом, где живет девушка, — саклю, которая «приросла к скале», и голубой дымок, который струится над плоской кровлей. Эти воспоминания умирающий из-за болезни герой считает самыми ценными в жизни.
До родных мест герой, однако, не добирается. Мцыри идет к горам, но сбивается с дороги в лесу, плутает и снова выходит к монастырю, из которого сбежал. В лесу герой заболевает, позже его, лежащего без сознания, находят монахи и относят обратно в монастырь. Парень полагает, что вскоре умрет из-за болезни, и печалится о том, что будет похоронен в чужой земле и так и не сможет увидеть родных.
Умирая, Мцыри упрекает старика-монаха, что тот прожил насыщенную жизнь в миру и ушел в монастырь лишь позже. Кроме того, старик уже слаб и сед, отвык от желаний, поэтому ему не понять юного Мцыри, который оказался в монастыре против собственной воли совсем еще ребенком и не видел жизни.
Жалость, которую монахи испытывают к Мцыри, кажется юноше позорной. При этом к старому монаху, который его выходил и опекал, герой относится с должным уважением и называет того «отцом». Сам старик тоже по-дружески относится к Мцыри и принимает у юноши исповедь, когда тот лежит при смерти.
Иллюстрация к произведению Лермонтова «Мцыри»
Больше всего герой стремится обрести утраченную свободу и мечтает вернуться туда, где жил в детстве. Мцыри просит перенести его перед смертью в сад, откуда юноше будет виден Кавказ. Дальнейшая биография героя неизвестна — Мцыри мог умереть, а мог и оправиться от болезни.
Мцыри не причинял зла людям, это незлобивый человек с чистой детской душой, однако с обитанием в монастыре жизненные ценности героя несовместимы. Помыслы Мцыри устремлены к родным краям, которые герой покинул против собственной воли. Пребывание среди монахов герой воспринимает как плен и считает, что это не жизнь. Герой тоскует по родине и тяготится одиночеством, в котором находится в монастыре, несмотря на присутствие вокруг монахов.
Мцыри мало подходит для размеренной монастырской жизни. Юноша полон «желаньем и тоской» и «бессильным и пустым жаром». Жизнь взаперти сделала некогда веселого и резвого героя угрюмым. Мцыри отвык от людей и чувствует себя среди них чужим; герою кажется, что сам он больше сродни зверю. Юноша вспоминает «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы». Уже много лет герой не видел родных и скучает по ним, чувствуя себя лишенным отчизны и близких.
Монах
Герой — свободолюбивая личность, и ради обретения свободы он готов рискнуть жизнью. Умирать, однако, совсем не хочется. Мцыри жалеет, что прожил так мало и не смог исполнить собственного сокровенного желания — снова увидеть родину и семью.
Несмотря на то, что вырастили героя монахи, тот стал смелым человеком, который готов один на один сразиться с диким хищником, не испытывая страха, и победить в этой схватке. Мцыри оказался славным воином, верным и скорым ударом он рассек «широкий лоб» барса, имея в качестве оружия простой сук. У героя были все шансы стать удалым горцем, если бы злая судьба не забросила Мцыри в монастырь.
Лермонтов демонстрирует душевное состояние героя через природу. Юноша сравнивается с одиноким листком, который сорвала и унесла буря. Сам герой постоянно восхищается природой Кавказа, причудливыми горными хребтами, снегами, которые горят, «как алмаз», и высью неба. Горная природа в поэме составляет оппозицию монастырю – месту заключения главного героя. Природа ассоциируется со свободой.
Мцыри любуется красотой гор
Кроме того, окружающий монастырь горный пейзаж по-разному воспринимается монахами и самим Мцыри. Для героя прячущиеся в тучах скалы — воплощение свободы, дом вольных людей, а монастырские кельи Мцыри воспринимает как «душные». Для монахов, напротив, природа полна опасностей. Этим противопоставлением усиливается конфликт между Мцыри и монастырем.
Три дня свободы
Какими стали для Мцыри эти три дня подлинной жизни? Первое, что он увидел за стенами обители — огромный мир, прекрасную природу Кавказа. Неволя отняла у него возможность наслаждаться красотой родного края, ощущать единство с бурей и горным потоком, с живописными долинами и снежными шапками на вершинах Кавказа. Вернув себе целый мир, Мцыри счастлив, его жизнь стала наполненной и яркой.
Однако первое же утро даёт герою понять, насколько он беспомощен и уязвим в родном, но незнакомом ему мире. Юноша просыпается на краю «грозящей бездны», по дну которой бежит поток. Долгожданная воля могла обернуться для него смертью в первую же ночь.
Свобода дарит ему гамму разнообразных сильных впечатлений, неизвестных дотоле чувств. Молодой человек действительно прожил, прочувствовал, испытал в эти дни больше, чем за все предыдущие годы. Одна из первых и самых чудесных встреч — молодая грузинка, спускавшаяся к берегу реки за водой. Обаяние юной крестьянки в сочетании с красотой песни сильно действуют на Мцыри. То, что он испытывает, сильнее, прекрасней и чище, чем любовь в её житейском смысле. Это чувство принадлежит исключительно сфере духа, в нём нет ничего бытового, приземлённого, плотского, что неизбежно примешивается к самой искренней любви.
Вообще, умение героя воспринимать красоту, наслаждаться ею вызывает восхищение. Однако мир открывается перед персонажем не только со своей прекрасной стороны. Он рвался на волю, но жить свободным он не умеет. Муки голода, страх темноты, потеря дороги, отчаяние — вот чем оборачивается для бывшего послушника обретённая независимость. Но даже в горький миг осознания своего бессилия Мцыри не желает помощи людей. Он по-прежнему не чувствует связи с ними. Дикий барс кажется юноше более близким существом, чем люди. Герой сражается с ним как с равным противником, бойцом, достойным уважения. Мальчик, проведший много времени в молитвах и послушании, оказывается, может быть яростным, остервенелым, жестоким, подобно хищному зверю.
Конец мечтам Мцыри наступает, когда становится ясно, что он возвратился к своей тюрьме. Три дня воли измотали юношу настолько, что сил для продолжения борьбы у него не осталось. Он оказался недостоин свободы, к которой стремился. «На мне печать свою тюрьма оставила…» — с горечью признаётся он.
Другие герои поэмы
Хоть Лермонтов в своем сочинении ярко выделяет характер Мцыри, герои второго плана описаны достаточно красочно. Их образы и способ взаимодействия с ними главного героя дают более полное представление о Мцыри. Второстепенные персонажи:
- Монах — добрый старец, приютивший ослабленного мальчика, но так и не смогший заменить ему отца. Именно он выслушал последнюю исповедь умирающего Мцыри.
- Генерал — один из русских командиров на Кавказе, властный и жестокий.
- Отец Мцыри — храбрый воин, гордый и непреклонный.
- Грузинка — прекрасная черноглазая девушка из бедной крестьянской семьи, веселая и жизнерадостная. Она своими песнями и внешностью произвела на Мцыри неизгладимое впечатление, напомнив ему о доме.
- Сестры — о них Мцыри помнит лишь по песням, что пели ему еще в колыбели.
- Барс — свирепый и грозный зверь, с которым пришлось сразиться Мцыри и выйти из этой схватки победителем.
Хотелось бы сделать сравнение «Мцыри» с поэмой «Кавказский пленник», поскольку в обоих произведениях красной нитью проходит мечта о свободе, жажде любви и жизни на воле. Кратко обобщая эти книги, можно отметить, что оба героя, находясь в физическом и духовном заключении, мечтают сбросить оковы, обрести свободу, «расправить крылья», вернуться на родину и ощутить жизненный простор.
Свобода — возможность проявить себя, свою волю. Это одна из важнейших духовных потребностей, ведь человек, как и любое живое существо, создан быть свободным.
Вывод
Образ Мцыри воплощает трагедию человека, насильственно отлучённого от мира, его красот и опасностей, его возможностей и рисков. Человека можно вырастить в неволе, но он всегда будет чувствовать недостаточность своего существования и мучиться этим. Беда в том, что навыки, необходимые для жизни в свободном мире, уничтожены годами, проведёнными в келье. Мцыри действительно подобен выросшему в темнице цветку. Жаркие лучи солнца, о котором он тосковал, убили его.
Характеристика образа Мцыри может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
О «Мцыри»
Поэма была опубликована в 1840 году, в сборнике «Стихотворения М. Ю. Лермонтова». А в 1842 Лермонтов был убит. Это одно из последних творений поэта, жемчужина его творчества. История создания поэмы «Мцыри» также очень интересна. Ее мы рассмотрим ниже.
Назвать поэму «Мцыри» Лермонтов решил не сразу. Изначально он планировал дать своему герою имя Бэри, что означает на грузинском «монах», но позже изменил свое намерение. Он хотел наделить юношу жаждой жизни и любви, поэтому назвал его «послушником» — Мцыри. Однако это слово имеет и другое значение. Мцыри называют человека, оторванного от дома и выросшего в чужом краю.
Эпиграф к поэме изначально гласил On n’a qu’une seule patrie, что означает «Каждый имеет только одно отечество». Однако позже Лермонтов изменил его на цитату из Ветхого Завета: «Вкушая вкусих мало меда, и се аз умираю».
Лермонтов также из соображений цензуры убрал из поэмы отрывок, где Мцыри упрекает Бога за то, что дал ему вместо дома тюрьму.
Перед тем как рассмотреть краткую историю создания поэмы «Мцыри», обсудим ее краткое содержание.
Посещение Кавказа
Сам Лермонтов в 1837 году отправляется на Кавказ — его высылают прапорщиком в Нижегородский драгунский полк после стихотворения «Смерть поэта», которое он посвятил Пушкину. Лермонтов пробыл на Кавказе всего на несколько месяцев, но дикая красота его природы восхитила поэта. Позже в «Мцыри» он ярко опишет эту необузданную красоту, неразрывно связав ее с душой молодого послушника, вырвавшегося на свободу.
Однако это не первое посещение Кавказа Михаилом. В детстве, чтобы поправить здоровье, он ездил туда с бабушкой. Первым, самым ярким воспоминанием маленького поэта стала история из цикла кавказских преданий. Она повествовала о юноше, который сразился с тигром в смертельной схватке — и победил его. Эта сцена войдет в поэму «Мцыри», когда герой бросится на снежного барса и убьет его голыми руками.
В 1937 году, побывав на Кавказе, поэт проникся его красотой, ознакомился с горским фольклором. Он лег в основу многих его произведений. Как пишет литературный историк Висковатов П. А., особенно на творчество Лермонтова повлияла старая военно-грузинская дорога, полная старинных легенд и преданий.
Литература
- Лермонтовская энциклопедия / Мануйлов В. А. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 746 с.
- Лермонтов / Андроников И. Л. — М.: Советский писатель, 1951. — 320 с.
Поэмы | Азраил · Боярин Орша |
Пьесы | Арбенин · Два брата |
Стихи | А. Д. З. · Бородино |
Долгий путь к шедевру
В 1830 году Михаил Юрьевич пишет поэму «Исповедь», которому предшествовали далеко не самые радостные переживания поэта. Он пережил смерть родных, предательства друзей, любовные неудачи. В основе поэмы лежит монолог монаха, который ожидает казни, запертый в монастырской келье. Оно осталось незаконченным и позже было включено в поэму «Мцыри».
«Боярин Орша» — еще одно произведение, которое станет дополнением к «Мцыри». Главный герой ее также является монастырским воспитанником.
Пока оба произведения остаются незаконченными — неудовлетворенный Лермонтов откладывает создание поэмы на неопределенный срок. История создания поэмы «Мцыри» Лермонтова продолжается.
Анализ и отзывы
Поэма «Мцыри» характерна для Лермонтова, так как действие в ней разворачивается на Кавказе. Кавказ вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой.
В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя, из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но в «Мцыри» развивается обратная ситуация. Здесь герой бежит наоборот на родину, и вместе с тем загадочную и неизвестную для него, так как слишком юным он был вывезен оттуда, чтобы в его памяти сохранились ясные картины той.
«Мцыри» как романтическая поэма о герое-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернец» (1825) И. И. Козлова, написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, у произведений разное идейное содержание. Просматривается связь с декабристской литературой и поэзией И. В. Гёте. Кроме того, в «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм самого Лермонтова, в частности, «Исповеди» и «Боярина Орши»[1].
Многим современникам Лермонтова поэма напомнила другую — «Шильонского узника» Байрона, в переводе Жуковского. Белинский писал, что стих «Мцыри» «звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы»[5]. Но байроновский герой противостоит миру, ненавидит людей. Герой же Лермонтова стремится к людям.
Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.
Образ монастыря в поэме — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека — залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, — источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней[2].
«Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой.
Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором.
Вот как это описывает А. Н. Муравьев в своей книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871 г., с.27): «Мне случилось однажды, — пишет А. Н. Муравьев, — в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления»[2].
Известно также, что Лермонтов, в день именин Гоголя, 9 мая 1840 года в Москве «читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы „Мцыри“, и читал, говорят, прекрасно»[6].
Белинский пишет о поэме: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»[5].
🗹