В XVIII веке Николай Михайлович Карамзин написал первое сентиментальное сочинение, в котором сам писатель выступает в роли посредника между читателем и действующими лицами произведения. Он описывает отношение Лизы к героям повести, даёт характеристики каждому участнику и воспроизводит картину прекрасной природы России. Главная идея — уберечь невинных девушек от опрометчивых поступков.
Краткое содержание повести
Сентиментализм подразумевал описание личной жизни людей и чувств, которые присущи как выходцам из высших сословий, так и простым крестьянам. Кармазин в повести «Бедная Лиза» рассказывает о судьбе небогатой девушки, её любви к молодому дворянину и об их трагедии.
Лиза была молодой крестьянкой, недавно похоронившей собственного отца. Из родных осталась только мать, которая очень переживала кончину мужа. Девушка, как могла, заботилась о родительнице и морально, и материально. Она подрабатывала, продавая цветы и ягоды на рынке в Москве летом, а также пряла, вязала и ткала.
Познакомилась Лиза с Эрастом, главным героем повести, когда продавала ландыши. Он предложил целый рубль вместо 5 копеек, которые просила девушка за цветы. Скромность и воспитание не позволили героине взять более положенного. Эраст, молодой дворянин, заинтересовался девушкой и узнал, где она проживает.
Приехав некоторое время спустя к ней домой, он познакомился с матерью Лизы, произвёл хорошее впечатление, покупал весь товар, сделанный девушкой собственноручно, и стал частым гостем. Молодые люди начали тайно встречаться. Поначалу Лиза хотела рассказать маме о любви к дворянину, но он не велел.
Иногда девушка жалела, что парень не простой пастух. Ведь в этом случае они могли бы пожениться. Однажды к ней посватался обеспеченный молодой человек, но она отказала. Мать не могла понять причины, по которым девушка противится свадьбе, но насильно замуж не выдала.
Когда Эраст узнал о сопернике, он пообещал жениться на Лизе, и она поверила. Вступив с ним в добрачную связь, крестьянка поначалу испытывала тревогу и не напрасно. Через некоторое время дворянин утратил интерес к возлюбленной.
События развернулись так, что он отправился на войну. Там ветреный парень проиграл большую сумму денег и вынужден был жениться на богатой вдове, давно питавшей к нему чувства. Узнав об этом, Лиза передала соседской девушкой устное письмо своей матери, заверения в любви и, попросив прощения, прыгнула в воду.
Соседка, слишком молодая, чтобы спасти Лизу самой, закричала и позвала на помощь, но когда утопленницу вытащили, та была мертва. Мать скончалась от горя. Эраст был до конца несчастлив и считал себя убийцей.
Анализ повести Бедная Лиза
В конце 18 века Н.М.Карамзин публикует одно из самых известных своих произведений – повесть «Бедная Лиза». Это творение дало писателю настоящую народную любовь и известность в широких кругах читателей.
Повесть, по словам самого же Карамзина, является незамысловатой сказкой для взрослых. Сюжет прост, но вместе с тем гениален. Повествование начинается с воспоминаний рассказчика о трагичной судьбе Лизы. Речь идет о любви небогатой девушки и состоятельного молодого человека из обеспеченной семьи. Влюбленные познакомились в лесу, когда Эраст, увидев красивую девушку собирающую цветы, решил их у нее купить, тем самым завязав разговор. Лиза понравилась Эрасту своей добротой и естественной красотой. Вскоре эти двое начали встречаться. Но, как часто это бывает, молодой человек вскоре потерял интерес к девушке и нашел себе другую пару. Лиза, не пережив такого горького предательства, утопилась. Эраст, после этой трагедии, корил себя всю жизнь.
Автор, в первую очередь, пытался раскрыть зрителю внутренний мир простого человека, чья душа еще не успела погрязнуть в алчности и злобе. Карамзин сделал это настолько живописно, настолько мастерски, что даже по сей день, читатели влюбляются в образ девушки Лизы.
Повесть является первым в России психологическим произведением, в котором мы наблюдаем противопоставление мыслей и чувств людей из разных классов и сословий. Обратим внимание на главных героев. Вот мы видим Лизу, которая действительно влюблена в Эраста, для нее настоящее счастье видеть его, находиться с ним рядом. Вот мы видим Эраста, чьи чувства настолько запутаны, что даже он сам не в состоянии их понять и распутать этот клубок. Молодой человек хотел жить как в романах, то есть найти хорошую девушку и влюбиться. Но вскоре становится понятно, что любовь не для нашего героя. Роскошь городской жизни испортила Эраста, он подвергнут плотским влечениям, которые берут верх над настоящей духовной любовью.
Для нашей страны Карамзин является неким новатором. Многие, и по праву, называют автора основоположником сентиментализма в России. Читатели с трепетом читали повесть, они ею восхищались. Общественность уже давно ждала нечто подобное. Людям надоели нравоучения классиков вместе с их нравоучениями и поклонениями разуму. Наконец людями дали истинные переживания героев, их эмоции и чувства.
Отношения между действующими лицами
В повести автор очень хорошо описывает взаимосвязь между персонажами. Так, отношение Лизы к героям повести практически одинаково:
- она любит и Эраста, и мать;
- она уважительна и добра с окружающими.
Елизавета — наивная молодая женщина, которая желаемое воспринимала за действительное. Она позволила себе увлечься богатым дворянином, беззаветно ему верила и преданно любила. Когда Эраст ушёл на войну, Лиза хотела броситься за ним, но пожалела одинокую мать.
Увидев его после разлуки, она была очень счастлива, и даже когда возлюбленный сообщил, что женится на другой, бедная девушка не обвиняла его, не скандалила. Она замкнулась в своём горе и решила не мешать чужому счастью, совершив самоубийство.
Отношение автора к «бедной Лизе» видно из того, как он рассказывает эту историю. Карамзин так проникся трагической судьбой героев рассказа, что сочувствовал каждому действующему лицу. Очень красиво и точно описана судьба персонажей и их трагедия.
Затронуты проблемы не только отдельных лиц повести, но и присущие тому времени предрассудки. Так, крестьянам нельзя было любить людей из высших сословий, им не разрешалось вступать в брак. Девушка, которая была небогата, да ещё и без отца, превращалась в лёгкую добычу ловеласов.
Изучая произведение в школе, ученики пишут сочинения об их отношении к повести «Бедная Лиза», об отношении к Лизе и Эрасту. Проводят дискуссии о проблемах во взаимоотношении между родственниками в семье и о том, следует ли слепо доверять возлюбленному, а также должно ли насторожить девушку желание парня держать их встречи втайне от родителей.
Насколько свежо придание, поведанное Карамзиным?
История бедной Лизы вечна. Всегда будут находиться глупенькие и наивные девицы и парни-сластолюбцы, желающие этих девочек совратить. Сейчас в определенных кругах модно говорить о любой классике, что она, мол, предостережение — «роман-предостережение», «повесть-предостережение» и т. д. Если можно сказать, что сочинение «Бедная Лиза» (основная мысль его) — это предостережение, то оно пустое, потому что девушки так или иначе будут попадаться в сети к парням черствым, бездушным. Почему? Потому что молодые женщины всегда будут хотеть «большой и чистой любви», и это стремление будет вести их по лабиринту страданий.
Взаимоотношение с матерью
К матери девушка в повести относится с безграничной любовью. Она, как может, помогает ей и материально, продавая своё рукоделие или собранные ягоды с цветами, и морально, стараясь не тревожить мать собственными переживаниями и горестями.
Когда родительница жалеет свою дочь, говорит, чтобы та меньше работала, Лиза отвечает, что было время — мама кормила её и воспитывала, не жалея сил, а теперь её очередь. Она общается с пожилой женщиной ласково и терпеливо.
Когда Эраст ушёл воевать, она очень волновалась, но позволяла себе плакать только ночью, чтобы не расстраивать маму, которая и без того была убита горем из-за кончины супруга. Решившись на самоубийство, девушка вспоминает о матери и уговаривает соседскую девочку передать, что Лиза любит её, целует руки и просит прощения.
Описание персонажей автором
В начале рассказа Карамзин характеризует Эраста, главного героя, как человека щедрого и доброго, романтика, который собирается ради любви отказаться от высшего общества и быть с Лизой. Но по мере развития событий отношение автора к Эрасту меняется от положительного к негативному. Ведь молодой дворянин оказался слишком ветреным: проигравшись, без зазрения совести помолвился со вдовой, забыв бедную крестьянскую девушку.
Он не сдержал своих обещаний. Соблазнитель, азартный игрок, лгун не может вызывать симпатии в читателе. И хотя автор наделил персонажа и хорошими чертами, все они проигрывают в сравнении с отрицательными.
Что же до того, каково отношение автора повести к Лизе, то, скорее всего, оно положительно. Девушка наделена:
- трудолюбием (сама содержала семью);
- наивностью (верила в любовь и обещания);
- стеснительностью (при знакомстве с Эрастом не смела поднять глаза и всё время краснела);
- добротой (видно из отношений с матерью).
А легкомыслие, погубившее её душу, автор списывает на возраст. Она была слишком молода и неопытна, чтобы хорошо разбираться в людях и интригах. Поэтому её роман закончился столь трагично. Несмотря на то что девушка не сберегла честь до свадьбы и стала падшей, как считалось в старину, видно, на чьей стороне всё же остался автор, когда в своём рассказе он говорит, как презирает за ложь Эраста, а из глаз его катятся слёзы.
Произведение учит девушек не быть доверчивыми, не утаивать любовные связи от родителей. А мальчиков — тому, что своё слово нужно держать, особенно данное своей возлюбленной, чтобы не сломать судьбу или даже несколько, как случилось с главным героем.
Чувства Лизы: жертва чувств
После их разрыва акцент в повести Карамзин делает на чувствах Лизы. Вообще ее образ был представлен довольно неожиданно для русской литературы: Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян тоже могут быть чувства и переживаия, что «и крестьянки любить умеют»
. Лиза ведет себя именно так, как и полагается страдающей лирической героине – ее сердце разбито, без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.
Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом, несчастная девушка бросилась в реку. Бесспорно, двигали ею исключительно чувства, ведь с рациональной точки зрения ничего критического не случилось: она не беременна, репутация ее не испорчена, ни о чем не знает даже мать… Однако для Лизы не существует разума, для нее есть только сердце. Разбитое сердце.
Таким образом проникая в души своих героев, Карамзин показывает нам разницу восприятия ими любви. Сцена их близости является кульминацией повести: после этого чувства Эраста медленно угасают и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив, разгораются сильнее и доводят до самоубийства, когда встречают холодность. Получается, что Лиза становится жертвой чувств, в то время как Эраст – их хозяин.
Сочинение по повести Карамзина «Бедная Лиза»
Главные герои — Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитывалась в бедной. но любящей семье. Молодые люди знакомятся, случайно встретившись в городе, и впоследствии влюбляются. Эрасту вначале нравились их платонические отношения, он «с отвращением помышлял… о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства». Но постепенно отношения развивались, и целомудренных, чистых взаимоотношений ему уже недостаточно. Лиза понимает, что не подходит Эрасту по социальному положению, хотя он и утверждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю». Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст переменился к Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что ему необходимо отправиться на службу. Вместо того чтобы сражаться с неприятелем, в армии Эраст «играл в карты и проиграл почти все свое имение». Он, забыв все обещания, данные Лизе, женится на другой с целью поправить свое материальное положение.
В Поступки Эраста характеризуй его как ветреного, легкомысленного человека, но все же до конца жизни его мучило чувство вины за смерть Лизы. той сентиментальной повести не столько важны поступки героев, сколько их чувства. Автор пытается донести до читателя, что люди низкого происхождения тоже способны на глубокие чувства, переживания. Именно чувства героев — объект его пристального внимания. Особенно подробно автор описывает чувства Лизы («Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха», «Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста… и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти»). Писатель раскрывает внутренний мир своих героев через описание природы, внутренний монолог, рассуждения рассказчика, описание взаимоотношений между героями.
🗹