«На дне» — М. Горький
В пьесе М. Горького «На дне» продемонстрировано разделение людей на «хозяев жизни» и людей, находящихся «на дне».
Пьеса наполнена различными мыслями о несправедливости социума. М. Горький показывает, что «хозяевами жизни» становятся люди, не имеющие представления о нравственности. У Костылева и его жены Василисы, которые являются хозяевами ночлежки, в которой живут люди «дна», есть средства к существованию, однако моральных принципов у них нет вовсе. М. Горький показывает, что «хозяева жизни» стоят совсем рядом с людьми «дна», даже больше: ночлежники оказываются более нравственными людьми, чем Костылев и Василиса. В пьесе показано, что в обществе были важны лишь денежные средства, благодаря которым можно было купить все, что возможно, и социальный статус, который помогал избавляться от проблем, на внутренние качества людей общество не обращало.
М. Горький демонстрирует социальное неравенство. У людей «дна» нет материальных средств к существованию, нет возможности устроиться на хорошую работу, нет возможности жить в благополучных условиях. Ночлежка, в которой оказывается большинство действующих лиц, становится символом тех социальных слов населения, которые не имели никаких возможностей. Людям, когда-то совершившим ошибки, общество не дает никакого шанса на изменение. Ночлежники осознавали, что у них не получится изменить свою жизнь к лучшему, потому что жестокое общество им это сделать не позволит. Все жители ночлежки когда-то были отвергнуты обществом, поэтому они понимали, что общество не даст им исправить все те ошибки, которые они совершили. Герои не чувствовали себя частью общества, потому что фактически не имели никаких прав. Из-за отсутствия взаимодействия с обществом большинство персонажей в финале пьесы столкнулись с трагической жизненной ситуацией. В пьесе показано, что общество слишком жестоко, поэтому большинство ночлежников оказываются побежденными в конфликте с обществом.
М. Горький показывает, что пьяницы, убийцы, воры, картежники, шулеры, безработные люди становятся такими не от хорошей жизни и не из собственного желания, их родило само общество, в котором царит несправедливость. Общество, в котором есть разделение на «хозяев жизни» и людей «дна», никогда не даст возможности отдельной личности развиваться и жить так, как она это заслуживает.
«Снежная королева» — Г.Х. Андерсен
В сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» продемонстрированы дружеские взаимоотношения между девочкой Гердой и мальчиком Каем. Герои дружили с самого детства, они всегда были рядом друг с другом. Дружба Кая и Герды строилась на том, что они гуляли вместе, играли друг с другом, а также рассказывали друг другу тайны и секреты. С каждым днем дружба между Гердой и Каем крепла, становилась все более преданной.
Когда Кай оказался у Снежной Королевы, Герда не побоялась отправиться за ним. Герда имела искреннее желание помочь своему другу. На своем пути девочка встретила огромное количество препятствий, однако они не остановили ее, а только закалили ее характер. Герду не остановило и то, что из-за злых чар Кай озлобился. Героиня была неравнодушна к судьбе своего друга, она не могла оставить его в беде, несмотря ни на что. Демонстрируя те действия, которые совершала Герда ради спасения Кая, Г. Х. Андерсен поднимает проблему верности дружбе. Герда не оставила Кая в трудной для него ситуации, она разделила его проблемы, чтобы разрешить их совместным способом. Несмотря на юный возраст Герды, она поступила как взрослый человек, который готов прийти на помощь в любую минуту. Дружбу между Каем и Гердой нельзя назвать детской и наивной, ребята прошли многие испытания, которые не смогли сломать их дружеские отношения. Сказка учит и детей, и взрослых тому, что дружба между людьми должна строиться на принципах верности и преданности, что настоящие друзья готовы прийти на помощь в любую секунду, что настоящая дружба способна преодолеть все препятствия на своем пути.
Благодаря усилиям Герды и ее доброте Кай был освобожден от злых чар Снежной Королевы. Герда растопила ледяное сердце Кая, она помогла ему обрести себя настоящего. Герда рисковала собственной жизнью, когда отправилась бороться со Снежной Королевой, обладающей злыми силами. Для героини дружба и желание помочь человеку оказалось важнее собственной жизни. Г.Х. Андерсен демонстрирует, что доброта и милосердие помогает Герде победить злые начала. Герде свойственны такие качества, как доброта, сострадание, милосердие, самопожертвование, человеколюбие. Именно на этих качествах, по мнению автора сказки, должны строиться не только дружеские отношения, которые были между Гердой и Каем, но и все взаимоотношениям между людьми.
Таким образом, так как человек является частью общества, между отдельной личностью и обществом устанавливаются определенные взаимоотношения, которые могут проявляться совершенно по-разному.
Тезисы
- Человек должен меняться ради любви, чтобы стать достойным своего избранника и создать полноценную семью.
- Любовь заставляет нас меняться к лучшему, и это правильно, ведь отношения с любимым требуют усилий и приобретения ответственности.
- Люди обязаны менять себя ради любви, ведь переход от одиночества к семейным отношениям требует кардинальных изменений.
- Человеку не стоит меняться ради любви, ведь люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, иначе эти отношения обречены на разрыв.
- Любовь не должна заставлять человека меняться, он может принимать такие решения только самостоятельно и для себя. Если он сам нуждается в переменах, то их стоит воплощать.
- Менять стоит только ради себя и своих нужд, а близкие люди для того и нужны, чтобы принимать и поддерживать человека в любом случае.
- Если человек не принимает тебя таким, каков ты есть, зачем же подстраиваться под него? Это не любовь, а попытка догнать того, кто не очень-то хочет ждать.
- Любовь всегда меняет людей, но осознанно класть свои принципы на алтарь чувств — это не очень хорошая идея. Человек должен сохранять верность себе, ведь любовь приходит и уходит, а ты для себя остаешься навсегда.
Олеся — анализ повести
Повесть «Олеся» – наиболее крупное из ранних произведений автора. Сам Александр Куприн не раз признавался, что к данной своей работе относится с особой любовью, трепетом. Испытывает нежность к своей героине. Неудивительно, ведь история стала неожиданной авторской находкой.
История создания
В 1897 году писатель был управляющим имения, принадлежащего Ровенскому уезду Волынской губернии. Юношу глубоко впечатлили природная красота и непростые судьбы народа в этих местах. Увиденное, услышанное, осознанное нашло отражение в цикле «Полесских рассказов», жемчужиной среди них стала «Олеся».
Публике «Олеся» представлена в 1898. Первый рассказ о Полесье «Лесная глушь» был опубликован в журнале «Русское богатство». Планировалось последующие очерки печатать там же. Но история о полесской ведьме не заинтересовала издателя. Поэтому повесть явилась миру через газету «Киевлянин». И только в 1905 году удостоилась отдельного издания с авторскими правками. Вступлением стала история создания «Олеси».
Писатель гостил у одного местного барина – Ивана Порошина. Однажды помещик поведал романтическую историю, которая произошла с ним в молодости. Юный помещик был влюблен в колдунью. Рассказ стал основой сюжета будущей повести. Был дополнен легендами, сказками, местными преданиями и приметами. Таинственная атмосфера фольклорных историй и пронзительный реализм человеческой жизни слились воедино в тексте.
Любопытно, что в тексте много деталей, перекликающихся с биографией самого автора. Главный герой занимается литературной деятельностью. А в Полесье отправляется ровно на полгода, как и писатель.
Жанр и композиция произведения
Исходя из жанровых особенностей, можно определить, что произведение является повестью. Сюжет хроникален. Описывается естественное течение жизни.
Читателей и критиков привлекает сложная проблематика, глубина характеров главных героев, необычные пейзажи, переданные автором.
Композиционно текст относится к ретроспективе. Рассказчик описывает свои давние воспоминания, делится ими с читателем.
Темы
Главная тема рассказа – любовь, обреченная на трагедию. Молодой дворянин и юная полесская ведьма испытывают искренние, нежные чувства друг к другу. Но счастье их быстротечно, а гибель любви неизбежна. На это есть много причин. Социальное неравенство, разница в образе жизни и мировоззрении прокладывают пропасть между героями.
Описывается жизнь простого человека. Особенно тяжела доля русской женщины. Поднимается проблема противостояния мира людей природы и обывателей. А также тема ответственности любящих людей друг за друга. Остро стоит конфликт между социумом и теми, кто не похож на большинство его членов.
Сюжет
Молодой дворянин скучает, приехав в деревню. Поэтому пытается найти себе развлечение. Пытается лечить, затем учить местных жителей, но все без толку. От тоски спасает только охота.
Однажды, заблудившись в чаще, барин набредает на лесную избушку. Где встречает старую колдунью и ее внучку. Между молодыми людьми зарождается романтическое чувство.
Оба понимают, что ни к чему хорошему это привести не может. Олеся гадала себе и юноше на картах. Они сулили ей беду от любви. А паныч понимает глубину бездны, которая отделяет их друг от друга. И то, что не сможет жить без цивилизации. А Олесе жизнь не мила вдали от природы. Но все же делает возлюбленной предложение.
Молодая ведьма не может явиться в церковь даже для венчания. Ведь, по мнению людей, она прислужница сатаны. Но чтобы угодить избраннику, она решается на этот шаг. Что заканчивается избиением девушки крестьянками.
Олесе и Мануйлихе придется покинуть эти края. Ибо теперь любую непогоду, чью-то болезнь или смерть местные будут связывать с колдовским вмешательством. И рано или поздно их убьют.
Вывод
Автор приходит к горьким выводам. Невозможно совместное счастье двух людей, даже влюбленных друг в друга, если понятие о счастье у них изначально разное.
Человек по природе своей боится неизвестного, непонятного. Куприн попытался вразумить общество. Раскрыть глаза людям на то, что не все, кто непохож на них, являются врагами.
🗹