Гоголь.Тема маленького человека в произведениях писателяпрезентация к уроку по литературе (9 класс) по теме


Тема «маленького человека» в творчестве Гоголя

отношения он , к сожалению, не знает ; потому что он сам так поступает.

Гоголь , конечно, смеется над своим героем. Но это «смех сквозь слёзы» , потому что за этим стоит национальная трагедия: деградация всего населения России. И это ужасно! Мелкий , убогий человек , жалок в этом мире. Устои господствующего класса сделали из человека страдающее существо, которое должно рассчитывать только на свои силы в борьбе за выживание в этом жестоком мире.

Трагическая неустойчивость жизни – главная тема всех петербургских повестей. И в каждой из них – отличительная грань этой проблемы.

Гоголевский Петербург – это город контрастов: рядом с роскошными домами в центре города соседствуют убогие трущобы на окраинах. Петербург – это город бедняков , жертв нищеты и произвола.

Такой жертвой явился Акакий Акакиевич Башмачкин из известнейшей повести Гоголя «Шинель». Повесть, наряду с комедией «Ревизор», поэмой «Мертвые души», вошла в сокровищницу русской и мировой литературы. Её герой стал символом; Герцен назвал его « колоссальным символом жестокости».

Читая в первый раз «Шинель» , я злилась на Башмачкина: и что он позволяет издеваться над собой! Но потом , когда были прочитаны все повести , статья Белинского , комментарий С. Машинского и Г. Беленького; письма Гоголя к друзьям и их письма к писателю , я поняла , что Башмачкин не мог вести себя иначе : таким его сделало общество от рождения , это его состояние души и тела, это его повседневность. И тогда мне стало жутко. Пронаблюдав за окружающей меня жизнью , я увидела вдруг, что такие же беззащитные , всеми гонимые и осмеянные люди есть и среди нас . В каждом классе есть человек , над которым все потешаются, доходя нередко до жестоких оскорблений.

Что же означает? Неужели это зло в России никогда не исчезнет? Да разве только в России? Есть эти «униженные и оскорблённые» во всем мире: об этом говорит мировая литература.

И тревогу за всех , кому неуютно на этом свете , подняли Пушкин и Гоголь. Последний из них развил эту тему, расширил её границы до таких размеров , чтот не замечать её нельзя было ни тогда, в XIX веке, ни в наше время.

Итак сначала о судьбе вечного «титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина; вот его портрет: « низенького роста , несколько робоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица , что называется, геморроидальным …Что ж делать! виноват петербургский климат». Фамилия Акакия Акакиевича происходит от слова «башмак» , но не были ни его родители , ни родители его родителей сапожниками. А находились они под башмаком у всех кто правил ими , и пинали тем башмаком и предков , и Акакия Акакиевича все кому не лень. И имя у него странное: при рождении не смогли выбрать ему другого, и нарекли его, как отца, Акакием. Но , по словам Белинского, оно о многом говорит : как имя , так и его хозяин появились на свет для насмешек и унижений . А если заглянуть в этимологию , то Акакий по-гречески «незлобивый» .

Сколько директоров сменилось в департаменте , где служил Башмачкин, а он , как был титулярным советником , так им и остался дот сих пор; как переписывал он ненужные бумаги , выводя каждую букву, так и продолжал « не делать ни одной ошибки в письме». А товарищи по службе изощрялись в своих издевательствах над ним. Он же не обращал на них никакого внимания – свыкся! И только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку , он произносил: « Оставьте меня , зачем вы меня обижаете?» Все над ним потешались в это время , и лишь один молодой чиновник , поступивший недавно на службу, вскоре « вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все… показалось ему в другом виде». И потом, закрыв себя рукой « бедный молодой человек много раз содрогался, …видя , как много в человеке бесчеловечья , как много скрыто свирепой грубости в утонченной , образованной светскости , и , боже! даже в том человеке , которого свет признает благородным и честным…» Блестящая гоголевская ирония ! Я научилась тонко её улавливать.

Конечно же, гоголевский герой очень ограниченный человек ; вся его жизнь сводится к одному : сшить себе новую шинель и боьше никаких интересов в, никаких идеалов . Но в нем много и положительного : он блестящий профессионал ( с любовью выводит каждую букву: « Наслаждение выражалось на его лице, когда он добирался до букв – фаворитов , он погружался весь в работу , забывая и обиды , причиняемые сослуживцами , и нужду , и даже заботу о личном уюте и от пище»). Не его вина, что работа его была бесполезной. Акакий Акакиевич по-доброму относится к окружающим людям. И, наконец, он просто мужественный человек : как он перенес то время , когда экономил на всем , чтобы скопить на новую шинель. Ведь не каждый человек на это способен.

Гоголь не смеется над своим героем, напротив , он вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку. Эту роль выполняет в повести тот самый молодой чиновник , о котором говорилось выше.

И вот желанная шинель готова. Сколько радости , гордости в глазах её хозяина. Изменился даже его внешний вид, а повеление стало более решительным и целеустремленным . « Он питался духовно, нося в мыслях свою вечную идею» той которой стал обладать , словно любимой женщиной , которая также его любит. Шинель для Башмачкина стала таким живым существом , которое принимает и понимает его таким, какой он есть. Акакий Акакиевич почувствовал себя человеком ! Человеком , а не изгоем, а потому он на равных общался с сослуживцами: принимает приглашение на вечеринку, в честь его обновы , впервые в жизни в кругу друзей выпивает шампанского . Словом ,живет как все.

Но случается трагедия: шинель украли! « Акакий Акакиевич почувствовал, как сняли с него шинель , дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уже больше не чувствовал…» Поднявшись он почувствовал, что в поле холодно и шинели нет…» Нет не шинель взяли воры , они отняли у Башмачкина его жизнь! С тех пор жизнь потеряла для него смысл: он лишился любимого существа. Счастье было недолгим!

Были, правда, попытки вернуть шинель, но где там: Бюрократическая машина буквально «проглотила» этого маленького, беззащитного человечишка.

По совету друзей пошел Башмачкин к «значительному лицу», без имени, без звания, но лицо «значительное» ( Гоголь придает обобщенный характер этому «лицу» , давая знать нам , что все , к кому приходят за помощью, одинаково без-

Это моя жизнь!

Рассмотрим образ маленоького человека, занимающего нижнюю грань в обществе. У него нет прав в обществе. Он находится на грани бедности. Государственный аппарат поглотил его, и жалкое жалование обрекает на вечную нужду. Иногда в нём нарастает протест. Но, он приводит к сильным моральным потрясениям. И человек теряет рассудок, здоровье и может погибнуть.

В петербургских повестях нам встречаются такие персонажи. Истории в жизни маленьких людей происходят в крупном городе — Петербурге.

Рассмотрим скудное существование Акакия Акакиевича в повести «Шинель». Герой находится на нижней ступени по службе в департаменте. У него очень примитивная мечта купить себе новую шинель. И для него потеря шинели, обернулась огромной душевной трагедией. Долгое время он собирал мелкие гроши на её приобретение. И наконец, осуществил свою «мечту»! На работе к нему относились с пренебрежением. Он просит, чтобы его не трогали. После покупки шинели, он почувствовал себя «человеком»! И, как ему кажется, на работе стали лучше относиться. На покупку была затрачена вся премия. Трагический конец его жизни никого не трогает. Никто не замечает, что он умер. На его рабочем месте сидит другой человек. И тоже ничем не приметен. Смена людей низших чинов никого не трогает!

В трагической повести Н. В. Гоголя » Записки сумасшедшего» рассматривается жизнь незначительного чиновника Поприщина. Он ведёт дневник. Его желания и амбиции немного нелепы. Потом, читая мы приходим к выводу, что рассудок у него потерян. И герой вызывает сострадание у читателя. Влюблённый в девушку не своего круга, он задумывается над тем, чем лучше начальник по сравнению с ним. И он испытывает нервное потрясение. Ему морок два года, а семьи нет. Работа — очинка перьев для директора. Он гордиться дворянским происхождением. Сначала его руководитель вызывает в нём восхищение. Из дневника мы начинаем понимать, что наш герой заболел психическим заболеванием. Ему слышится и видится, то что нормальный человек не испытывает. Затем, он перестаёт ходить на работу. И попадает в психиатрическое отделение. Возомнив себя королём Испании, он добрый и разумный управляющий.

Эта проблема рассмотрена в рассказе «Ревизор». Перепутав с крупным чиновником, Хлестаков наслаждается жизнью высших чинов. О его никчёмности герои узнают после отъезда героя. Здесь показано, как важно человеку уметь преподнести себя. Важна оболочка, а не то что внутри. Гоголь смеётся над обществом своего времени.

Гоголь раскрывает недостатки в работе чиновником. Что их работа ничтожна и незаметна. Описание порядков и нравственных отношений между служащими взяты из личного опыта писателя. В произведениях Гоголя «маленькие люди» не оказывают влияние на изменение жизни в обществе. Они «сгорают» мелкой на работе. Их ухода не замечает общество.

Портрет

В одной из “Петербургских повестей” Гоголя “Портрет” ярко отразилось автобиографическое начало. В “Портрете” Гоголь высказал свои взгляды на искусство. Гоголь с ранней юности был знаком с различными видами искусства, в том числе, с живописью. Понятие об изящных искусствах он получил еще в Нежине. В Нежинской гимназии был хороший учитель рисования Павлов. Исследователь творчества Гоголя П. А. Кулиш в “Гоголь уже в школе получил основные понятия об изящных искусствах, о которых впоследствии он так сильно, так пламенно писал в разных статьях своих, и уже с того времени предметы стали обрисовываться для его глаза так определительно, как видят их только люди, знакомые с живописью”. Гоголь делал успехи в рисовании. Позднее Гоголь занимался и в Академии художеств. В Риме, который он посетил в конце 30х годов, Гоголь близко столкнулся с жизнью художников, с миром искусства. Почти. Так, он писал А. С. Данилевскому о Рафаэле, чье имя не раз упоминается и в “Портрете”. В повести изображается судьба молодого художника Чарткова, начавшего трудиться над своими этюдами и рисунками в бедности, почти нищете. Эта бедность была хорошо знакома молодому Гоголю. В письме к матери от 30 апреля 1829 года он рассказывал, что ему не хватает денег на проживание в четырехэтажном доме “ каретного мастера Иохима”, поэтому он и решил взяться за литературные труды. В этом письме он просил у матери прислать ему что-нибудь об “обычаях и нравах малороссиян”, так как вскоре им были напечатаны “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Гоголь понимал, как трудно было молодому художнику, еще никому не известному, развивать свой талант так, как он считает нужным и при этом зарабатывать деньги. Подобное состояние художника Гоголь описал в первой редакции “Портрета”: “Его грызла совесть; им овладела та разборчивая, мнительная боязнь за свое непорочное имя, которая чувствуется юношею, носящим в себе благородство таланта…”. Изображение персидского принца Хозрев-Мирзы фигурирует в обоих редакциях “Портрета”. Само место жительства Чарткова выбрано Гоголем не случайно: на Пятнадцатой линии Васильевского острова в Петербурге обыкновенно жили художники по причине соседства с Академией. В первой редакции “Портрета” в описании кладовой ростовщика Петромихали автор упоминает бриллиантовый перстень бедного чиновника, “получившего его в награду неутомимых своих трудов”. Это — автобиографическая деталь, так как, согласно “Послужному списку Н. В. Гоголя , будучи, старшим учителем истории в Патриотическом институте благородных девиц, 9 марта 1834 года “в награду отличных трудов” Гоголь был “пожалован от Ея Императорского Величества бриллиантовым перстнем”. В “Портрете” нашли отражение взгляды на художественное искусство самого автора. О художнике, совершенствовавшемся в Италии, он пишет: “Он не входил в шумные беседы и споры; он не стоял ни за пуристов, н против пуристов. Он равно всему отдавал должную ему часть, извлекая изо всего только то, что было в нем прекрасно, и, наконец, оставил себе в учители одного божественного Рафаэля”. Пуристы — это группа немецких художников, сформировавшаяся в первой половине XIX века в главе с Ф. Овербеком и П. Корнелиусом, которые хотели возродить ясность, простоту, целое миросозерцание живописцев дорафаэловской эпохи. Будучи знакомым с художниками этого круга, Гоголь относился к ним скептически, считая бесплодным внешнее подражание старым мастерам, изучение их внешних приемов без проникновения в глубину изображаемого предмета и жизнь Церкви (по воспоминаниям П. В. Анненкова, Гоголь, услышав рассказ одного знакомого Овербека, заметил: “Подобная мысль могла только явиться в голове немецкого педанта”). Как и художник, изображенный в повести, Гоголь предпочитал этим живописцам “божественного Рафаэля”. А. О. Смирнова вспоминала, что Гоголь “раз взглянув на Рафаэля в Риме, не мог слишком увлекаться другими живописцами”. Однако отношение Гоголя к Рафаэлю не было однозначным. Намного выше его писатель ценил православных художников, “у которых краска ничего, а все в выражении и чувстве”. В творениях Рафаэля Гоголь не мог не признавать искусство великого мастера, противопоставляя его наплыву бездарных картин, которые так ярко изображены им на первой странице “Портрета”. Отношение к искусству как к “ремеслу”, необходимому лишь для заработка денег и льстящему вкусам заказчиков, Гоголь показал в отношении к художеству Чарткова. Чартков, увлекшийся суетной славой и писанием модных портретов, вскоре стал с пренебрежением говорить об искусстве: “О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки что сам Рафаэль даже писал не все хорошо и за многими произведениями его удержалась только по преданию слава…”. Но в “Портрете” показан пример истинного отношения к искусству. С. П. Шевырев, прочитав “Портрет” в “Современнике” за 1842 год, писал Гоголю: “Ты в нем так раскрыл связь искусства с религией, как нигде она не была раскрыта”. Во второй части “Портрета” Гоголь изобразил художника, который “веровал простой, благочестивой верою предков, и оттого, может быть, на изображенных им лицах являлось само собой то высокое выражение, до которого не могли докопаться блестящие таланты”. Это выражение Гоголь заметил на иконах византийцев. Гоголь глубоко сознавал, что бес может проникнуть в самое вдохновение художника, и притом, что он отдавал всего себя своему делу, он понимал, что нельзя обожествлять искусство. В повести выразилось осознание Гоголем того, что искусством можно служить Богу или дьяволу. Так, узнав о судьбе написанного портрета, художник “совершенно убедился в том, что кисть его послужила дьявольским орудием”. Сам Гоголь очень строго относился к своему творчеству. Начиная с первых своих произведений, он часто уничтожал их, сознавая их несовершенство, а позднее и глубоко раскаивался в них. Он раскаивался в своем творчестве, подобно художнику, описанному в “Портрете”. Когда художник понял, что, изобразив ростовщика, он поддался нечистому, то оставил мир и ушел в монастырь, где проводил время в трудах и подвигах покаяния. В 1845 году Гоголь сам хотел уйти в монастырь, оставив литературное творчество. Об этом вспоминает в своих “Записках” дочь православного священника С. К. Сабинина. О том, как должен художник заботиться о душе своей, поскольку все его заблуждения могут стать соблазном для других, говорит монах-художник своему сыну: “Да хранит тебя Всевышний от сих страстей! Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится”. Для Гоголя художественное творчество было тесно связано с душевным очищением и духовным ростом человека. В “Портрете” художник, будучи в монастыре, прежде чем написать образ для церкви, сказал, что “трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу, чтобы удостоиться приступить к такому делу”. В “Портрете” в уста уже очистившего свою душу художника Гоголь вложил слова о том Божественном мире и благодарении Богу, которое вызывает в душе человека произведение искусства, вдохновляемое Духом Святым: “Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу”. В своей повести Гоголь выразил глубокое понимание цели искусства: “Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего”

Краткий анализ Невского проспекта

Эта повесть входит в небольшой цикл петербургских повестей, в котором писатель с разных сторон изображает быт и нравы жителей Северной столицы. В самом тексте можно структурно выделить три части. Первая — описание реального города, знакомого каждому его жителю. Во второй автор обращается к иллюзиям, с которыми в причудливой форме переплелась действительность. Наконец, в третьей части Невский проспект уже нарисован метафорически.

В тексте соединились судьбы двух непохожих друг на друга персонажей: художника Пискарева и поручика Пирогова. Их нельзя называть друзьями из-за разницы в жизненных позициях: первый полон трагизма, второй же — персонаж, нарисованный автором с нотками пародии, комедии.

Карьерист Пирогов довольно нагл, самоуверен, стремится выслужиться любой ценой, забывая о нравственной составляющей жизни. Он решил предпочесть большие деньги, а не искренние чувства, жаждет ухаживать исключительно за состоятельными женщинами, готовыми обеспечить ему безбедное будущее. Этот герой не вызывает ничего, кроме осуждения, поскольку он готов стать мужем нелюбимой, сознательно отказавшись от самого ценного — дружной семьи. Смысл его существования — карьера, деньги, всеобщее уважение.

Жизнь же наивного художника Пискарева — это подлинная трагедия. Несмотря на «мудрые» поучения Пирогова, его сущность оказывается нравственно чистой, он ищет свою музу, стремится к творчеству, именно поэтому встреча на Невском проспекте с очаровательной брюнеткой оказывается для него подобной смерти.

Красавица, в которую герой искренне влюбляется, оказывается легкомысленной гулящей женщиной, неспособной в полной мере оценить всю глубину его чувств. В результате эта героиня, которую можно охарактеризовать как «маленькая женщина», становится причиной сумасшествия Пискарева: он не в силах пережить того, что «небесный ангел», совершенство — это лишь низменная и примитивная натура.

Тема маленького человека является сквозной в творчестве Николая Васильевича Гоголя, причем писатель с нескрываемым сочувствием относится к своим персонажам, не высмеивая их, а показывая с лучшей стороны. Это добрые, ласковые, готовые любить люди, обреченные на одинокость из-за того, что общество не принимает их. Это подлинная трагедия человеческой души и мироздания в целом.

Источник

Проблематика Шинели

Именно этот рассказ наиболее подробно изучается в классе, нередко и на дом ученики получают задания, связанные с гоголевской «Шинелью», где тематика «маленького человека» раскрыта с особенной пронзительностью, трагизмом и надломом. Герой с забавным именем — Акакий Акакиевич — и приземленной фамилией Башмачкин — это классическое воплощение образа. Он добр, незлобив, добросовестно выполняет обязанности, экономит из-за бедственного финансового положения.

Несмотря на все свое сочувствие, Гоголь наглядно демонстрирует ограниченность героя. Он терпит насмешки, хотя, казалось бы, стоит всего один раз достойно ответить обидчикам — и они сойдут на нет. Он экономит на всем, ходит на цыпочках, чтобы не снашивать обувь, что смотрится довольно жалко.

Интересно, что рассказ имеет реальную основу. Однажды писатель услышал историю о чиновнике, который загорелся мыслью о покупке ружья. Он длительное время копил деньги и, наконец, приобрел желаемое. Но счастье мужчины было недолгим: на охоте он случайно утопил свою «драгоценность», отчего слег с горячкой и чуть не умер.

Образ главного персонажа

Судьба оказалась жестокой к Акакию Акакиевичу с самого рождения, когда мать героя решила подарить ему экстравагантное имя, которое совпало с именем его отца. Вероятно, писатель прослеживает наследственную связь — персонаж столь же незначителен в обществе, как и его родитель. Не имея знатного происхождения, титулов, больших денег или связей, очень сложно вырваться из своего болота и постараться чего-то добиться.

Основные черты героя таковы:

Вот почему читать про судьбу Акакия Акакиевича порой бывает непросто, невольно закрадываются мысли о собственном жизненном пути, грядущем, о том, что будет дальше. Его сломала жизнь, но кто от этого застрахован?

Унижение и мщение

При написании эссе или любой другой работы по литературе следует не только раскрыть образ, но и указать, что Башмачкин однажды получил возможность изменить свою жизнь, преобразовать свой мир — сшить новую шинель. Конечно, современному человеку может показаться смешным, что верхняя одежда стала центром существования, но шинель в произведении — это образ-символ, знак надежды на лучшее, который в итоге оказался лишь иллюзией. Обретение и утрата шинели — важнейший элемент произведения, его ключевая проблема.

Башмачкин экономит, изыскивает средства, чтобы воплотить свою мечту в реальность, и, наконец, ему это удается. Почему же Гоголь не завершает свою повести на радостной ноте, зачем предлагает читателю развитие действия? Чтобы показать, что жизнь таких людей, как его ключевой персонаж, полна трагизма.

Столь желаемая и долгожданная шинель утрачена, что и становится причиной отчаяния, а затем — и гибели героя. Однако писатель не готов отказываться от позитивного взгляда на вещи, вот почему в финале произведения появляется образ привидения, пугающего воришек. Это несчастный Акакий Акакиевич после смерти обрел то, на что был неспособен при жизни — способность постоять за себя и доказать свою правоту.

Специфика Записок сумасшедшего

В 1835 году выходит сборник рассказов «Арабески», в котором печатается повесть «Записки сумасшедшего», позднее текст под измененным заглавием был включен писателем в сборник «Петербургские повести». Первоначальный замысел автора заключался в написании комедийной пьесы, описывающей жизнь чиновничьего класса, однако постепенно первоначальная задумка сменилась более интересной и глубокой идеей.

Главным героем повести является Аксентий Иванович Поприщин, ему 42 года, однако завести семью этому человеку не удалось. Повествование построено в форме дневника этого мелкого чиновника, который детально рассказывает не только о происходящих событиях, но и о своих переживаниях. Вот каким предстает маленький человек в этом тексте:

Персонаж показан слабым, жалким, сочувствия он не вызывает. Уверенный, что все ему должны лишь за то, что он дворянин по крови, он ничего не делает, не пытается как-то улучшить свое положение. Этот герой действительно мелок душевно, его нельзя назвать отрицательным, однако и положительного ничего нет.

В своих последующих произведениях Гоголь пересмотрит образ, добавит в характеристику «маленького человека» больше человечности, вот почему остальные герои получатся у него более душевными и интересными.

Общая характеристика

В литературоведении термин «маленький человек» рассмотрен достаточно подробно. Как правило, этот персонаж — мелкий чиновник, который становится жертвой издевательств со стороны более самоуверенных или богатых лиц, не ставящих ни во что чужие достоинство и честь. Судьба этих героев плачевна, так, в сборнике из пяти повестей счастливого финала не имеет ни одна. Они или умирают, или заканчивают свои дни в сумасшедшем доме. Гоголь призывает к сочувствию, которое испытывает сам.

Можно выделить следующие особенности темы маленького человека в творчестве Гоголя:

Николай Васильевич призывает вдумчивых читателей обратить внимание на таких людей, которых много в реальной жизни, поддержать их в трудную минуту или хотя бы не издеваться.

При написании сочинения на эту тему следует обязательно указать, что такой тип героев Гоголя оказывается способным к бунту, сопротивлению. В этом и заключается вера писателя в то, что рано или поздно, но справедливость восторжествует.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: