Действие произведения происходит в небольшом уездном волжском городке под названием Калинов, который является собирательным образом провинциальных русских городов.
Писатель представляет город в виде тихого поселения, ведущего размеренный ритм жизни, который на все повествовании произведения является статичным и пустым, при этом автор четко не описывает город, представляя его посредством раскрытия сюжетной линии пьесы и характеров персонажей.
Городской пейзаж изображается в виде патриархальной провинции, являющейся образцом и апогеем застойного существования местных жителей, обособленных от окружающего мира и интересующихся исключительно зоной собственного комфорта и благосостояния. При этом представители богатого сословия Калинова отличаются постоянными распрями, враждой и злобой не только по отношению к обычным жителям, но и к друг другу.
Обитатели города Калинова описываются писателем в основном в негативных образах, поскольку живут по домостроевским законам и отличаются грубостью, невежеством и нагольной бедностью, не замечая даже великолепной природы, окружающей город. Отличительными особенностями городского населения являются малообразованность, отсутствие широкого кругозора, нежелание повышать свой жизненный уровень, черпая новости о мировых событиях не из газетных и книжных источников, а со слов приезжих странниц.
Наиболее яркими представителями общественной жизни Калинова являются купец Дикой, один из персонажей, характеризующий общество самодуров, и Кулигин, представленный полной противоположностью местному населению, поскольку имеет прогрессивные взгляды на существующую непроглядную жизнь.
На примере описываемых событий, происходящих в городке, писатель демонстрирует плачевную ситуацию, которая повсеместно распространяется в российских провинциальных глубинках, не желающих принимать необходимость в дальнейшем развитии и самосовершенствовании.
Поскольку писатель осознает неумолимое жизненное движение, основным смыслом пьесы автор называет скорое наступление грозы, которая непременно грянет и в захолустном Калинове, внеся в его размеренную жизнь глоток свежего и сильного воздуха, смывая гнилостное, грязное покрытие, а первой ласточкой, предвещающей грозового наступления, произведения представляет главную героиню Катерину Кабанову.
По мнению литературоведов, писателю удается передать истинную сущность Калинова, заключенную в его определении в качестве темного царства, где пробивается лучик теплого света.
Свежий взгляд на российскую действительность
Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.
Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале — в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет — беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно — «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.
Город Калинов. Капкан. Урок на тему «Мир, запечатленный в пьесе «Гроза»
Цели: Проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей. Способствовать углублению знаний об обстановке, явившейся причиной душевной драмы героини пьесы.
Полностью публикация приведена в формате PDF:(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Ход урока
I. Слово учителя:
Позвольте зачитать вам одно интересное письмо, а вы определите: кем, когда и откуда оно было написано?
«Мое почтение, любезный мой друг Порфирий Иванович.
Спешу рассказать тебе о моем путешествии. Как ты помнишь, выехал я из Москвы 30 мая сего 1857 года и отправился вниз по Волге. Цель путешествия моего тебе известна – посмотреть насчет строительства дороги. Побывал я уже в Костроме, в Торжке и еще во многих больших и малых городах, что находятся на берегах этой великой реки.
Но довелось мне побывать в очень прелюбопытном городке. Находится он на высоком берегу Волги. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.
Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. Уж нам ли, братец, не знать, как быстро в столице меняется жизнь. А здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому меня приняли как чужеземца, как заморскую диковинку. Когда я попытался рассказать о том, как мы в столице живем, разговор сразу переводили на другую тему. Такое впечатление, что жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной»
Пробыл здесь ровно три дня, и, знаешь, одно желание овладело мной: бегом из этого города. По моим подсчетам буду в Москве через неделю, так что скоро свидимся. До скорой встречи. Твой друг…»
Беседа по содержанию письма.
Комментарии учителя:
В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Волга – великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов.
Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.
Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите репродукции картин И.Левитана «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».
События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год – настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.
Далее ученики работают в группах, пытаясь ответить на главные вопросы урока: каков мир города Калинова? Является ли атмосфера, царящая в городе Калинове, основной причиной трагической гибели героини пьесы «Гроза»?
Класс разделен на 5 групп. Каждой группе предложен свой материал для исследования. Отдельным ученикам даются фломастеры, ножницы, бумага.
1-я группа
Список действующих лиц (афиша) пьесы представляет собой весьма значимую часть ее экспозиции и дает первое представление о городе Калинове и о его обитателях.
Задание: назвать основных действующих лиц, жителей города Калинова, рассказать, о чем говорят их фамилии.
2-я группа
Задание: сгруппировать всех действующих лиц пьесы, опираясь на принцип: положение лиц в городе.
3-я группа
Задание: создать образ города с точки зрения действующих лиц пьесы.
4-я группа
Задание: схематично изобразить мир природы, каким его видят жители города Калинова.
5-я группа
Задание: изобразить в виде схемы (рисунка) картину окружающего мира калиновцев.
Ученики работают в течение 7 -10 минут. После выполнения задания выступают представители от каждой группы.
Творческие отчеты 1-3 групп
В афише мы знакомимся с основными действующими героями пьесы. Характеристику действующих лиц Островский начинает уже с фамилий, при этом знаменательны не только фамилии, но также имена и даже отчества.
Савел Прокофьевич Дикой – богатейший купец города, один из его «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный самодур, живущий лишь интересами самого беззастенчивого приобретательства. Фамилия Дикого, как и всех других действующих лиц «Грозы», не случайна. В северных районах «дикой» означает глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший.
«Диковать» значит дурить, блажить, сходить с ума, дурачиться.
Марфа Игнатьевна Кабанова – купеческая вдова, еще более значительное лицо в городе. Это живое воплощение деспотизма. Она скрывает свою жестокую сущность под маской внешнего, обрядового, благочестия.
Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Кабаниха – «дикая свинья, отличающаяся свирепостью нрава». Прозвище Кабаниха могло быть произведено также и от слова «кабан» в значении «глыба льда», очень распространенного в верховьях Волги.
Борис Григорьевич – племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный.
Тихон Иванович Кабанов – Тихон созвучно слову «тихий», купеческий сын, скромный, добрый, но весьма недалекий, робкий, бесхарактерный по натуре, к тому же вконец забитый своей деспотичной матерью.
Катерина (по-гречески всегда чистая) – жена Тихона, олицетворение огромной волевой силы, красоты, нежности.
Глаша – «девка в доме Кабановой». Глаша (по-гречески гладкая) – толковая, рассудительная, сострадательная девушка.
Варвара – в переводе с греческого грубая. Эта героиня довольно проста духовно, груба. Ее принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
Кулигин – мещанин, «самоучка-механик». Островский дал герою знаменитое имя Кулибина, известного русского изобретателя. Он олицетворение народной талантливости и творческого ума.
Ваня Кудряш – конторщик Дикого. Это человек острого, наблюдательного ума, волевого склада, своеобразного чувства собственного достоинства и грубоватого простодушия.
Одна из замечательных особенностей пьесы состоит в органическом сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового.
Критикуя старое, драматург рисует обличительно-сатирические образы, а утверждая новое, создает положительные образы. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский отчетливо делит ее действующих лиц на две основные группы: утеснителей и утесняемых, палачей и жертв, деспотов и протестующих. Всех действующих лиц пьесы исходя из их положения в городе можно сгруппировать следующим образом: (см. таблицу 1)
Образ города глазами действующих лиц пьесы (см. таблицу 2).
Учитель: А.Н.Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.
Мотив совершенной замкнутости калиновского мира проходит через всю пьесу. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. Новости из большого мира доходят до них только благодаря рассказам странницы Феклуши. И о своем прошлом они сохранили лишь смутные, утратившие связь и смысл предания.
Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.
Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции – страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний (событийный), но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.
После подведения итогов работы групп, после вывода предлагается составить синквейн. Пример:
Город Калинов
купеческий, ограниченный
властвуют, боятся, существуют
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
Капкан.
Домашнее задание: Образ Катерины глазами героев пьесы. Составить и заполнить таблицу.
Индивидуальное домашнее задание: Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.
Ирина ЛУБНИНА, учитель русского языка и литературы, МХК средней школы №16 Кирова
Усредненный образ провинциального города
Не только лишь со столицей ассоциировался образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать…
Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.
Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против «темного царства» — суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.
Популярные сочинения
- Сочинения по творчеству Карамзина
Сочинения по произведениям Карамзина - Сочинение-описание по картине Свежий ветер. Волга Левитана
Картина Исаака Левитана «Свежий ветер. Волга» достаточно глубокая и выразительная — возможно, дело в том, что художник действительно очень скрупулезно писал данное полотно - Сочинение Костылин в рассказе Кавказский пленник Толстого (Образ и характеристика)
Костылин является выходцем из дворянской семьи, он весьма состоятелен. Герой является русским офицером и служит на Кавказе. Он плотного грузного телосложения, слабый здоровьем.
Калинов как царство несчастных людей
Образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.
Зажиточные же горожане — купцы — отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».
«Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
10 КЛАСС
Урок по теме: «Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».
Цели : дать характеристику городу Калинову, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди, уметь сравнивать героев, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера, способствовать развитию связной речи учащихся, учить воспринимать семейные ценности.
Оборудование: тексты, таблица, репродукции картин И.Левитана «Вечер на Волге», Б.Кустодиева «Гулянье на Волге».
Приемы: беседа, проблемные вопросы, прием кластер, выступления уч-ся.
На доске вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя город Калинов «темным царством»?
Что представляет собой город Калинов, по мнению автора и героев пьесы?
1.Запись кластера:
Город—Волга—песня
—красота, душа.
— хозяева, обитатели
– «жестокие нравы», «темное царство»
Действие происходит на высоком берегу Волги. Общественный сад на высоком берегу Волги. Обратите внимание, как запечатлели Волгу русские художники И.Левитан и Б. Кустодиев. В волжском цикле картин Левитана прослеживается яркая эмоциональность, глубокий психологизм, лиричность. Полотно Кустодиева- прямая иллюстрация пьесы Островского. Перед нами яркая живописная картина, в которой торжество жизни.
Становится понятным восторг героя пьесы Кулигина перед красотой, открывающейся с берега Волги:
«Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, 50 лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу.»
«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.»
«Восторг. А ты «нешто»! Пригляделись вы, либо не понимаете, такая красота в природе разлита!
Отсюда, с берега Волги, Кулигину видится таинственный мир: «Открылась бездна, звезд полна/ Звездам числа нет, бездне—дна.
Вл. Личутин, наш писатель –современник, писал: «Для меня природа есть воплощенный Бог. В русском древнем понимании река—живая, в ней душа».
Душа человека отзывается на красоту природы и проявляется в песне.
Звучит песня «Среди долины ровныя…»
—
О чем эта песня? (
Индивидуальное задание
. О вечной красоте, с которой неразлучна душа лирического героя, о трагичности жизни без милого, о торжестве любви—главном законе бытия.
Кластер—запись: красота, душа
. Красоту мира воспринимают тонкие, поэтичные натуры, которые ищут единения с миром, другие проявляют самодовольное равнодушие перед ней: «пригляделись».
2. Работа с текстом.
Анализ монологов Кулигина ( действие1, явл.3; действие 3, явл.3)
1.Найдите слова
, которые передают жизнь в городе.
«Жестокие нравы», «грубость да бедность нагольная», «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба», «старается бедного закабалить», «на труды даровые еще больше денег наживать», «торговлю подрывают из зависти», «враждуют».
Верят рассказам странницы Феклуши- это говорит о их темноте и невежестве (рассказ об огненном змее, о ком-то с черным лицом, о времени, которое становится короче, боятся грозы, верят, что Литва упала с неба.—дейст.3 явл.1, д.2, явл.1, д.4 явл1, 4 )
2.Найдите слова, которые характеризуют жизнь в семье.
«Бульвар делали, а не гуляют», «ворота заперты и собаки спущены», «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят», «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые», «за этими замками разврату темного да пьянства».
Вывод:
Город Калинов—воплощение жестоких человеческих взаимоотношений, социального неблагополучия.
Кластер-«жестокие нравы», «темное царство».
3. Прием «Верные—неверные утверждения»- представления о героях пьесы.
1. Кабаниха принадлежала к купеческому сословию.
2.Кулигин характеризуется автором как талантливый механик-самоучка из народа.
3.Дикой принадлежит к литературному типу «лишних людей».(Купец, значительное лицо в городе).
4.Кулигин может «усмирить» Дикого. ( Кабановой: Ты только одна во всем городе и умеешь меня разговорить.)-действие 3, явл.2
5. Борис Григорьевич должен быть к Дикому почтительным, чтобы получить свою долю наследства.
4.Хозяева и обитатели города. Беседа.
-Кого можем считать хозяевами города? Что о них говорят другие герои? (подготовленное появление).
Таблица.
Дикой | Кабаниха |
«пронзительный мужик», «ругатель», «как с цепи сорвался», «воин», «племянника ругает, достался ему на жертву» | «все под видом благочестия», «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем», «бранится», «точит, как ржа железо» |
—
Какие поступки Дикого указывают на его грубость, невежество?(дейст.1 явл.3)
( Отношение к домашним, работникам, столкновение с гусаром).
— В чем проявляется ханжество и лицемерие Кабанихи? (действие 1, явл.5)
— Покажите, как в речи Дикого и Кабанихи проявляется их характер.
Таблица.
Дикой | Кабаниха |
« дармоед», «проклятый», «провались ты»,»глупый человек», «поди ты прочь», «что я тебе—равный, что ли», «с рылом-то и лезет разговаривать», «разбойник», «аспид», «дурак», «какого еще тут черта водяного», «проклятые» | «вижу, что вам воли хочется», «тебя не станет бояться, меня подавно», «хочешь своей волей жить», «дурак», «приказывай жене», «должен исполнять, что мать говорит», «куда воля-то ведет», «ты очень-то горло не распускай» |
Вывод: Дикой—ругатель, грубиян, самодур,чувствует свою власть над людьми. | Вывод: Кабаниха—ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом. |
Что общего и чем различаются характеры Дикого и Кабановой?
Оба ревнители старых устоев, богатство утвердило их власть в городе. Кабаниха страшнее Дикого, т.к. ее поведение лицемерно. Прикрываясь религией и заботой о других, она подавляет волю, боится, что кто-то станет жить своей волей. У Кабановой слово «грех» -порицание, закрепляющее ее право на власть. ( у верующих- нарушение религиозного правила, предосудительный поступок)
Дикой—«воин», ругатель, но все его действия открыты. Дикой говорит о своем грехе (изругал мужичонка в пост, чуть не прибил, после прощения просил). Есть и у самоуправа запрос на справедливость. Сквозь коросту самодура пробивается живое чувство.- дейс.3 явл.2.стр.92.
Обитатели города:
—
талантливый Кулигин считается чудаком, не сопротивляется грубой силе: «Нечего делать, надо покориться».
— добрый, но безвольный Тихон не способен стать опорой в семье, мечтает вырваться из дома, полностью подчинен матери.
— Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
-образованный Борис вынужден терпеть самодурство Дикого, чтобы получить наследство.
Вопрос урока. Рефлексия. Каким вы увидели город Калинов? (У
стные ответы уч-ся, сочинения)
Город Калинов-
символ безблагодатного общества, «темное царство».Чертами этого несвободного бытия является неуверенность, подчинение чужой воле, разочарованность жизнью, ожесточение. Но в то же время Островский показывает красоту этого мира, которую никто не может себе подчинить. Автор использует прием контраста.
Домашнее задание:
подготовить характеристику Катерины. Определить основные этапы внутреннего конфликта Катерины. Выразит. Чтение монологов (действие 2, явл.5; действие 5. явл.4)
Апологеты «темного царства»
Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ «затерянного» города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…
Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.
Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова — Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», — как сама утверждает Варенька.
Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».
Характеристика
Калинов — небольшой город на берегу Волги, который стал местом действия пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Образ города занимает центральное место в произведении.
Действие драмы “Гроза” происходит в небольшой, но очень живописном и красивом городе. Калинов расположился на берегу могучей полноводной русской реки Волги. Однако необыкновенный вид, прекрасные пейзажи города в сочетании с невежеством, жестокостью, дикостью жителей Калинова представляют унылую, безрадостную атмосферу.
Действия пьесы относятся к началу 19 века. Обитателями города Калинов являются купцы, мещане и крестьяне. В большинстве своем это малообразованные неграмотные люди, они не читают газет и книг, а информацию узнают из сплетен. Жизнь бедных слоев общества в Калинове очень трудна: людям приходится много работать, а спят они всего по 3 часа в сутки.
Главными представителями невежества и жестокости города являются Марфа Игнатьевна Кабанова — глава семейства Кабановых, которую в простонародье называют просто “Кабанихой” и Савел Дикой — зажиточный купец, влиятельно лицо в Калинове. Эти два героя похожи друг на друга, их отличает авторитарный характер, приверженность к старым порядком, неуважительное отношение к окружающим. Кабаниха и Дикой — малограмотные, невежественные люди. К примеру, Савел Дикой считает, что гроза посылается в наказание горожанам, а старая Кабанова охотно верит странице Феклуше, что есть неведомые страны, где живут люди с собачьими головами. Богатые жители Калинова тиранят своих домочадцев, делая их жизнь трудной и безрадостной (семьи Кабанихи и Дикого).
Однако и в темном царстве находится свой луч света. В пьесе Островского это образ молодой, мечтательной девушки Катерины, невестки Кабанихи. Как и все в доме Кабановых она терпит от свекрови незаслуженные оскорбления и унижения. От остальных жителей Калинова Катерину отличает искренность и доброта, но в девушке не находится достаточно стойкости, чтобы противостоять враждебности и несправедливости, царящих в городе.
Нельзя говорить о городе, не рассматривая нравы и обычаи его жителей. Не смотря на все свое внешнее великолепие Калинов является мрачным, жестоким местом, где рушатся надежды, ломаются судьбы, где царят невежество и неуважение друг к другу. Калинов наполнен прекрасными пейзажами, захватывающими видами природы, но только не кому любоваться красотой родного города.
Островский — Колумб купеческой жизни
Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.