- Очень многие читатели после прочтения знаменитого произведения «Гроза» великого русского писателя Островского задаются одним вопросом, кто же такая Феклуша?
- И в принципе довольно понятно, почему у людей возникает такой вопрос, ведь если не заглядывать дальше, то на первый взгляд образ Феклуши, кажется неприметным, и в принципе не нужным персонажем в данном произведении, но стоит повториться это лишь на первый взгляд.
- Ведь задумайтесь, создавая своё произведения автор то точно знает, кто именно должен в нем присутствовать, кто какие роли выполняет и для чего нужен тот или иной персонаж.
- Поэтому можно смело утверждать, что данный персонаж является очень значимым и действительно нужным в этом произведении.
Феклуша, описать эту героиню можно одним словом «страница». Для тех, кто не знает странниками в свое время называли людей, которые дожили до своего среднего возраста, или чуть больше. По внешнему виду, очень часто эти люди за неимением других возможностей одеваются в лохмотья, старые потрепанные наряды, которые уже никому не нужны и не представляют никакой материальной ценности.
Кстати интересным фактом является то, что именно в этом образе автор подчеркивает лицемерность в отношении религии, и мировоззренческих взглядов на эту жизнь в целом.
Так же очень важным элементом произведения становиться речевая лексика данного героя, несмотря на свою жизнь Феклуша очень любит и частенько использует такие слова, как «милая», «сударь», «герой», «нежная» и так далее, всё это показывает её пресмыкающийся характер, которым она обладает в большей степени. Вообще нужно заметить, что у читателей слишком разное мнение по поводу этого персонажа.
Сочинение Феклуша и её характеристика в пьесе Гроза
Пьеса «Гроза» Островского представляет идеализм «тёмного царства» вымышленных героев. Благословенные места, где разворачиваются действия, происходят в городе Калинов вдоль берега Волги.
Красота здешних мест завораживает жителей этой местности и позволяет жить в неведении о внешнем мире.
Положительные и отрицательные характеристики персонажей, описанные автором, освещают суть произведения.
Одним из таких героев является Феклуша, образ которой является второстепенным и несёт в себе одну их важных функций в произведении. Являясь странницей, Феклуша представляет собой женщину средних лет, чаще всего одетую в лохмотья.
Героиня совмещает в себе определённые символы мудрости и истины, которые позволяют ей рассказывать различные байки о внешнем мире, расположенном за пределами города Калинов. Подчёркнутый автором инфантилизм, показывает уровень развития, который сравним с развитием маленького ребёнка.
Спутником Феклуши является одержимый и деятельный механик – самоучка Кулигин.
Положительные качества данного героя постоянно остаются незамеченными в этом тёмном царстве. В противоположность Кулигину, Феклуша очень любит рассказывать о путешествиях, странствиях, а также о родном городе Калинове в превосходной степени, высмеивая негативные качества жителей.
Лживость и слащавость, употребляемых фраз об образе жизни купеческого слоя совершенно не смущает её окружение.
«Оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно» — повествует Феклуша.
Таким образом, Феклуша в пьесе «Гроза» А.Н. Островского представляет собой странницу, жительницу города Калинов, постоянно рассказывающую различные истории жителям с употреблением высокопарных прилагательных и обращений к собеседникам. Её образ наполнен льстивостью, позволяющей фантазировать и убеждать калиновцев в том, чего не было и нет на самом деле.
Характеристика Феклуши в пьесе Гроза
Сейчас читают:
- Аргументы к сочинению из Жизненного опыта 15.3 ОГЭ И так, для начала давайте разберёмся, что же такое аргумент? Аргумент – это некое доказательство, которое ты должен ясно объяснить, пояснить и как уже понятно доказать. Из жизненного опыта можно проводить очень много ситуаций.
- Сочинение-рассуждение Дружба 9 класс ОГЭ 15,3 Дружба является очень важной вещью в жизни людей. Возраст людей для дружбы не очень важен, потому что дружить можно в любом возрасте. Сколько бы лет не было человеку, он нуждается в друзьях.
- Сочинение на тему Мой выходной день Не буду скрывать, выходные я очень сильно люблю и с нетерпением их всегда жду. Я расскажу вам, как я провожу выходные со своей семьей. В пятницу я быстро и радостно бегу домой, кушаю, переодеваюсь и могу сразу пойти погулять с друзьями в футбол.
- Сочинение Краснодар — мой город Краснодар самый лучший и красивый город! Я и моя семья живём в этом прекрасном городе несколько поколений и из рассказов своей бабушки, а так же из истории я знаю много интересных фактов, о моём городе.
- Сочинение на тему 23 июня Международный олимпийский день Очень большое значение в жизни каждого человека имеет спорт. Спорт делает наш организм здоровее. Спорт поднимает настроение и избавляет от болезней. Спорт не только делает нацию здоровее и активнее, спорт объединяет людей.
- Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила» Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-feklushi-v-pese-groza
Собирательный образ
Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.
Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.
Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».
Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».
Источник
Характеристика Феклуши (Гроза)
Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный.
Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно.
Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.
Феклуша – странница. Блаженная.
Образ и характеристика
Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.
В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.
Феклуша голосила:
«Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». Она с нескрываемым восторгом восхваляла хозяйку дома и ее доброе сердце, не остающееся безучастным к сирым и убогим. Каждому даст на хлебушек и словом приголубит. Ее речь больше похожа на бред полусумасшедшей старухи. Она неискренна в словах, фальшива насквозь. Восхваляя купеческий уклад жизни, она беззастенчиво врет.
Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.
Роль странницы
Основополагающая роль Феклуши — блаженная странница. Именно так её воспринимают герои. Образ странника распространён и популярен в русском фольклоре и авторских произведениях, поэтому несложно представить себе внешний вид Феклуши, хоть Островский не упомянул эту деталь в тексте. Черты странников в литературе:
Имя героини — следующая деталь, которая говорит о её образе. Уменьшительно-ласкательная форма указывает на инфантильность и уровень умственного развития Феклуши.
Характеристика образа Феклуши в с пьесе «Гроза»
Феклуша рассказывает жителям города о других странах. Они ее слушают, заостряют своё внимание только на этом. В это же время она незаметно для других говорит правду о людях. Но они этого не слышат, потому что не хотят слышать. Феклуша восхваляет город Калинов, тихую жизнь в нём. Люди радуются тому, что их город такой великолепный, больше им ничего не надо.
Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе.
Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета «самодуров».
Дикой и Кабанова — люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их «самодурами», так как главный закон для всех — их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха — в своей семье.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было».
Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что «девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят».
Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой». Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: «Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится.
И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…
» — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он тоже приспособился к самодурству Дикого.
Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство», но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами «темного царства». Так муж Катерины Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей.
Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене.
Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери.
Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.
Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, «на безлюдье», ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона.
Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь.
Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его — разве что в отсутствии жены.
Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать «идеологом» «темного царства». Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает «самодурам» держать людей в постоянном страхе.
Популярные сегодня темы
У каждого из нас есть любимый мультфильм, который привлёк наше внимание ещё в детстве. Даже будучи взрослыми, мы не отказываемся от просмотра анимационных картин, ведь это снова погружает нас в беззаботную пору
Повесть А.Грина «Алые паруса» рассказывает о всепобеждающей силе мечты. Она была написана в 1920 году. Произведение повествует о том, что у каждого человека должна быть мечта, к которой бы он стремился.
«Герой нашего времени» – это произведение, которое является отражением целого поколения. Михаил Юрьевич Лермонтов описал не только психологические состояния героев, но и четко раскрыл
Роман «Мастер и Маргарита» был делом всей жизни Михаила Булгакова. Автор вложил всю душу в свое произведение, отразил свое мировоззрение. Писатель считал, что каждый человек стоит перед нравственным выбором
Замечательный рассказ, который называется «Фотография, на которой меня нет», написан русским и советским писателем Виктором Астафьевым. Данной творение является одним из тех произведений
Источник
Характеристика Феклуши в пьесе “Гроза”
Кто такая Феклуша в пьесе ” Гроза ” Островского? На первый взгляд – вовсе неприметный персонаж, который ни прямо, ни косвенно не влияет на сюжет. Тогда возникает вопрос зачем вообще вводить такое действующее лицо. На самом деле у этого персонажа своя, очень значимая, функция. Характеристику Феклуши в пьесе “Гроза” можно начать со слова “странница”.
Вообще, в русской литературе и культуре достаточно сильны мотивы странничества. Образы странников встречаются и у Пушкина, и у Достоевского, и у Горького. Нельзя отрицать, что
образ странников связан с фольклорной традицией. В сказках можно найти множество примеров персонажей, которые путешествовали по миру, “странствовали”.
Странники являлись символом и носителем житейской мудрости, некой высшей истины, как, например, Лука в горьковской пьесе “На дне” или же странники-старцы из былин об Илье Муромце. У Островского в произведениях меняется полюс восприятия. Роль Феклуши в пьесе “Гроза” заключается в другом.
Описания Феклуши в тексте нет. Но ее внешность несложно представить. Странники, по обыкновению, люди средних лет или чуть старше. Часто они, за неимением другой одежды,
были вынуждены одеваться в лохмотья.
Показательно имя персонажа – Феклуша. Несмотря на то что Феклуше примерно столько же лет, сколько Марфе Игнатьевне, если не больше.
Детской формой имени автор хочет подчеркнуть вовсе не детскую непосредственность восприятия, а, опять-таки, как и в случае с Тихоном, инфантилизм, присущий этим действующим лицам. Эта женщина осталась на том уровне развития, на котором находятся маленькие дети.
Но только эта черта скорее отрицательная. Островский вводит этого персонажа в комедию сразу после монолога Кулигина о “жестоких нравах” и ханжестве Кабанихи и перед появлением Марфы Игнатьевны.
“Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный” – такие слова говорит Феклуша другой женщине. Ее слова слащавы и лживы.
Она беззастенчиво врет, поддерживая миф о могуществе купечества и правильности их образа жизни. Благодаря этому персонажу видно насколько глубоко укоренились в сознании людей ложные принципы. То, что говорит Феклуша, нельзя назвать адекватным.
Примечателен эпизод разговора с Глашей, дворовой девкой дома Кабановых. Странница рассказывает о неправедности жизни. Она судит узко, ограничено. С ее точки зрения другие религии и вероисповедания не правильны, потому что неправедны: “говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят.
В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный”.
Ее слова о московской суете и огненных машинах не только похожи на алогический бред, но и иллюстрируют необразованность, “темность” таких людей. Прогресс и просвещение для таких, как Феклуша, навсегда останутся грешным мраком. Кстати, в образе Феклуши автор показывает лицемерность в отношении религии. Дело в том, что издавна считалась, что помогать странникам праведно.
Здесь же люди, имеющие изуродованные знания и понимание христианства, помогают и верят страннице с точно такими же суждениями.
Речевая характеристика Феклуши в “Грозе” также важна. Ее реплики переполнена обращениями “милая”, “сударь”, “милая девушка”, “ваша светлость”. С одной стороны, это придает ее речи гипнотическую напевность, с другой – доказывает пресмыкающийся характер Феклуши.
Феклуша в “Грозе” не влияет на развитие сюжета, но в этом персонаже Островский воплотил еще одну грань “темного царства”. Поддакивание и подчинение Кабанихи и ей подобным лишь укрепляет самодурство как явление, являясь поводом к его существованию.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/xarakteristika-feklushi-v-pese-groza/
Взаимодействие с другими персонажами
Особого внимания стоит эпизод разговора с Глашей, в котором Феклуша рассказывает девушке, что все иностранные религии неправедны, суд нечестен, а сами нехристианские страны полны греха. Эта сцена отражает важную черту характера героини: она мыслит узко, считая истинной только то, во что верит сама. При этом она вставляет правду о жителях Калинова между строк в своих безумных рассказах.
Никто из собеседников не слушает этой правды и не хочет её принимать, ведь им достаточно хвалебных речей об их родном крае и захватывающих историй Феклуши.
После Глаши жертвой её россказней становится Кабаниха. На первый взгляд казалось, что она имеет твёрдые принципы и может думать самостоятельно, но Феклуше не стоит особого труда гипнотическими речами медленно вести её сквозь свой бред и в итоге внушить, что по стране ходят «огненные машины», а люди в столице торопятся и суетятся, поэтому близится конец света.
Эти утверждения алогичны и не имеют никаких обоснований, но Кабанова легко соглашается со странницей, принимая мнение, что мир вокруг неё рушится.
Можно выделить следующие качества странницы:
Кроме того, автор наделил свою героиню болтливостью.
Сочинение на тему «Роль второстепенных персонажей в драме Гроза»
Драма «Гроза» А.Н. Островского, помимо главных героев, включает и второстепенных, играющих в пьесе не менее важную роль.
Репликами второстепенных героев Островский рисует фон, который говорит о состоянии главных героев, рисует окружающую их действительность. Из их слов можно многое узнать о нравах Калинова, его прошлом и агрессивном неприятии всего нового, о требованиях, которые предъявляются к жителям Калинова, их быте, драмах и характерах.
В репликах, подводящих нас к образу Катерины и её монологу-характеристике, рисуется скромная молодая красивая женщина, о которой никто не может сказать ничего плохого.
Лишь внимательная Варвара разглядела её реакцию на Бориса и подталкивает к измене, не видя в том ничего дурного и нисколько не мучась чувством вины по отношению к брату. Скорее всего, Катерина б никогда не решилась бы изменить, но невестка просто вручает ей ключ, зная, что та не сможет устоять.
В лице Варвары мы имеем доказательство того, что любви в доме Кабанихи между близкими нет, и каждого интересует только его личная жизнь, его выгоды.
Вариант 2
Кем же является Феклуша в произведении Николая Александровича Островского? С первого, неопытного взгляда можно ответить, что Феклуша – неприметный и никак не влияющий на происходящие события персонаж. И тогда сам собой напрашивается следующий вопрос: зачем же в таком случае нужна эта героиня, какова ее роль в произведении? Но, если углубиться в сюжет и проанализировать его, то приходит понимание того, что роль Феклуши на самом деле значительна. Основное понятие, характеризующее эту героиню – «странница».
В культуре русского народа мотивы странничества распространены. Читатель может встретить образы странников у русских классиков, таких как Пушкин или Достоевский. Скорее всего, этот образ имеет связь с фольклором. Если обратиться к сказкам, то можно встретить множество героев, которые странствовали по миру. Странники были воплощением мудрости, раскрывали для людей истины. Ярким примером странников будут являться старцы, описанные в былинах об Илье Муромце.
Но в пьесе роль странницы прямо противоположна тому, что читатель привык от них ожидать. Роль Феклуши совсем в другом. Читатель не встретит описания внешности странницы на страницах произведения. Однако совсем несложно представить как она выглядит. Обычно странники – это люди среднего возраста или, может, чуть старше. Обычно они одеты в потрепанную одежду или лохмотья за неимением лучшего варианта.
Имя персонажа – Феклуша, тоже является показательным в этом произведении. Ведь понятно, что возраст Феклуши близок к возрасту Марфы Игнатьевны, а возможно, она даже старше. Островский хочет показать этим именем инфантилизм действующего лица. Женщина не повзрослела, а осталась на уровне развития ребенка. Но никак нельзя назвать эту черту характера положительной, она скорее отрицательная.
Феклуша говорит лживые и слащавые речи. Она вовсю поддерживает ложные убеждения о правильном образе жизни купечества и силе и могуществе этого сословия. Она стопроцентно уверена в своих убеждениях, эти принципы плотно укоренились в ее сознании.
Анализируя эпизод беседы Феклуши с девкой дома Кабановых Глашей, можно сделать следующие заключения. Феклуша говорит Глашке о неправедности жизни. Странница считает другие религии мира неправильными и неправедными. В этом выражается ее лицемерие – ведь другие люди относятся к странницам с уважением и прислушиваются к их речам. Феклуша не образованна и прогресс для нее – грешный мрак.
Все реплики Феклуши сопровождаются словами «милая», «сударь» и «ваша светлость». Это показывает пресмыкающийся характер действующего лица.
Хоть Феклуша и не влияет на сюжет пьесы, в ней находит воплощение еще одна сторона «темного царства».
🗹