В романе «Герой нашего времени» 5 глав, главной темой которых является проблема целого поколения, выраженная в образе Печорина. Каждая глава по-своему раскрывает все грани души героя и его характер. Первой главой романа является «Бэла». Основа сюжета – любовь Печорина и юной черкесской красавицы. Повествует эту историю Максим Максимыч. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ главы «Бэла» по плану. Полный анализ романа «Герой нашего времени» по плану представлен здесь.
Своеобразие композиции романа
Основная задача необычного композиционного строя романа заключается в раскрытии образа Печорина. При прочтении произведения создается впечатление, будто с каждой главой, как кадр за кадром, Лермонтов приближает «камеру» к своему персонажу, и в завершении читатель слышит голос Печорина. Хорошо прочувствовать эту необычную структуру помогает краткий пересказ.
Лермонтов, Бэла и другие персонажи для которого были лишь способом объяснить характер Печорина, подходит к созданию образов своих героев очень серьезно. И они предстают не пустыми шаблонами, а людьми со своими мыслями и переживаниями. Именно поэтому имеет смысл анализировать не только образ главного героя, но и образы других персонажей романа.
Значение главы в романе
М.Ю. Лермонтов меняет порядок событий и глав. Такое расположение усиливает сюжетное напряжение и постепенно раскрывает сложность и противоречивость характера Печорина. История с красавицей Бэлой по временным рамкам находится в середине романа, однако сам автор решил, что знакомство читателя с Печориным начнется именно с этой главы, наполненной трагическими и захватывающими событиями. Лермонтов решает заинтересовать читателя, используя прием замедления повествования, дает ему возможность анализировать сложившуюся ситуацию.
Автор сначала осуждает своего героя, поэтому «Бэла» стала первой главной романа «Герой нашего времени». Писатель далек от идеализации своего персонажа, ему важно сначала дать ему характеристику без прикрас, и лишь потом дать некоторое оправдание его поступкам. Такое вступление интригует и заставляет нас поторопиться с прочтением очередной главы.
Каждый эпизод романа «Герой нашего времени» повлечет за собой бурную дискуссию как в школьном классе, так и во взрослом обществе. Можно долго анализировать образ главного героя, его поступки и действия, но не прийти к единому выводу. Загадочность и неоднозначность – ключевые черты характера Григория Печорина.
Автор: Полина Чернышова
Образы главных персонажей
Максим Максимыч — старый вояка, повидавший виды, но не утративший такое понятие, как честь — он старается не вмешиваться в чужие дела, но в то же время четко дает понять, что для него неприемлемо. Он ненавязчив и по-своему тактичен. С другой стороны, этот штаб-офицер —характерный представитель так называемого имперского отношения:
- с какой быстротой он дает приказ застрелить Казбича без всякого суда и следствия,
- как пренебрежительно он отзывается о представителях других национальностей.
Не зря царь Николай І сначала был уверен, что героем времени по названию романа является именно Максим Максимыч, и был удивлен, что автор романа имеет другое мнение. Он наделен качествами:
- порядочностью,
- способностью сопереживать,
- определенным конформизмом.
У Печорина из положительных качеств — храбрость на охоте и умение рассмешить, когда есть настроение. Остальное, видимо, заменено хорошими манерами. Главным для этого человека является то, чего только ему хочется сегодня и сейчас.
Неважно, сколько это будет стоить в узком и широком смысле — червонец за то, чтобы кто-то ограбил собственную семью, или судьба девушки. Главные черты героя:
- эгоистичен;
- всегда найдет оправдания своим поступкам;
- не чувствует малейшей ответственности за то, что делает.
Он врет, добиваясь своей цели. И это не Азамат продает сестру за желанного коня — это Печорин покупает наложницу за лошадь, причем чужую. Он, конечно, был нездоров и похудел после смерти Бэлы, сильно страдал. Законов той эпохи он не нарушил, но благородство в этом и не заключается.
«Бэла» Лермонтова: краткое изложение
Повествование ведется от имени неназванного русского офицера, путешествующего по Кавказу. По дороге из Тифлиса его попутчиком становится 50-летний штабс-капитан Максим Максимыч. Вместе с проводниками-осетинами офицеры с трудом преодолевают заснеженные горы, останавливаясь на ночлег у местных жителей.
Максим Максимыч служит на Кавказе уже много лет, знает и любит эти места, хотя местных считает сплошь разбойниками и мошенниками. Штабс-капитан — человек открытый и добрый, но не склонный к сложным рассуждениям и глубокой рефлексии.
Михаил Лермонтов. «Крестовая гора»
Остановившись на ночлег в бедной сакле местных жителей, рассказчик со штабс-капитаном пьют чай, и Максим Максимыч рассказывает историю из времен, когда служил в небольшой крепости за Тереком.
Однажды в крепость был переведен из России Григорий Александрович Печорин, молодой прапорщик лет 25. Человек он был странный: то веселый и бесстрашный, то молчаливый и мнительный. С командиром Максимом Максимычем у Печорина сразу установились приятельские отношения.
В крепости нередко бывал Азамат — 15-летний сын жившего по соседству горского князя. Однажды отец Азамата пригласил офицеров на свадьбу старшей дочери, и Максим Максимыч с Печориным поехали в горный аул. На свадьбе Печорину приглянулась младшая дочь князя, 16-летняя Бэла, которая первой подошла к нему с песней, восхваляющей его красоту. Печорин любезно ей ответил.
Максим Максимыч и Печорин на горской свадьбе. Иллюстрация Владимира Бехтеева
Максим Максимыч же вышел проверить лошадей и невольно подслушал разговор юного Азамата с лихим разбойником Казбичем. У Казбича был великолепный конь, быстрый и верный. Азамат стал уговаривать отдать ему чудесную лошадь, обещая что угодно — даже украсть сестру Бэлу и отдать Казбичу в жены. Но тот был непреклонен: «Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне?»
Разозленный Азамат ударил Казбича кинжалом, но того спасла кольчуга. В доме поднялся шум, началась стрельба, Казбич вскочил на коня…
Максим Максимыч с Печориным не стали дожидаться развязки и вернулись в крепость. Там штабс-капитан рассказал прапорщику о подслушанном разговоре.
Казбич и Азамат. Иллюстрация Михаила Врубеля
С тех пор при каждом приезде Азамата в крепость Печорин стал нахваливать лошадь Казбича. Было видно, что юноша все сильнее страдает, мечтая заполучить коня. Тогда Печорин предложил ему сделку: он добудет для Азамата желанного скакуна, а тот в обмен должен выкрасть для него сестру Бэлу. Азамат согласился, вскоре они привезли в крепость связанную девушку.
Отец Бэлы и Азамата был в это время в отъезде. Вернувшись, он не нашел ни дочери, ни сына.
Азамат и Бэла. Иллюстрация Леонида Фейнберга
Сначала Печорин держал Бэлу в комнате под замком. Она не поднимала на него глаз и не разговаривала. Офицер подарками пытался заслужить ее расположение, говорил слова любви и умолял о поцелуе: «Аллах для всех племен один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью?»
Но красавица не отвечала не его ухаживания, и Печорин прибег к крайнему средству. Он объявил Бэле, что отчаялся завоевать ее любовь — она свободна, а он в знак раскаяния поедет куда глаза глядят и будет искать смерти: «Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки; тогда вспомни обо мне и прости меня».
Отношение к Печорину
Влюбленное. Бэла очень сильно любила Печорина:
Только едва он коснулся двери, как она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею. (к Печорину)
Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная,
Я вчера целый день думала, – отвечала она сквозь слезы, – придумывала разные несчастья: то казалось мне, что его ранил дикий кабан, то чеченец утащил в горы… А нынче мне уж кажется, что он меня не любит.
Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие…
Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу…
Бэла как средство оплаты
Гордая горянка, дочь князя и наивная девочка Бэла выступает средством оплаты коня для брата, потом способом удовлетворения мимолетных чувств красавца-офицера, и в финале — орудием мести Казбича. Чего хочет Бэла, никого в принципе не интересует. Ее удел — терпеть и улыбаться, даже проявляющий к ней по-настоящему человеческое участие Максимыч советует так делать. Сила характера Бэлы проявляется только однажды — перед смертью, когда она отказывается поменять вероисповедание, несмотря на то что верит, что в загробной жизни из-за этого она не сможет встретиться с любимым.
Как и всякое классическое произведение, сочинение Лермонтова не теряет своей актуальности — эгоцентристы, жертвы обстоятельств, конформисты и бунтари легко узнают свои черты при условии, что будут вдумчиво читать «Героя нашего времени». Бэла также предстает во многих ролях, в ней улавливаются разные черты характера: от слабовольности и беспомощности, до силы и смелости.
🗹