Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
“Обломов” встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” увидел в “Обломове” кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов – “коренной народный наш тип”, символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он – последний в ряду “лишних людей” – Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом
В поединке Обломова и Штольца не может быть победителя Автор “Обломова”, вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его.
О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из самых сложных для сценического воплощения образов комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” является Софья. Неоднозначность этого образа в самой пьесе обусловила многогранность его трактовок на сцене. Вот.
Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) – причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее.
Штольц ШТОЛЬЦ – центральный персонаж романа И. А.Гончарова “Обломов” (1848-1859). Литературные источники образа Ш.- гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том “Мертвых душ”), Петр Адуев (“Обыкновенная история”). Позднее тип Ш. Гончаров.
Роман “Обломов” классическое произведение Основные черты обломовского типа порождены крепостничеством и проявляются в беспробудной лени, неприспособленности личности к жизни и труду. Родовые признаки обломовщины можно найти, как считает Добролюбов, в Онегине, Печорине, Рудине и.
Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Роман Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” был одним из первых русских реалистических произведений, повествующих о повседневной жизни обыкновенных людей. В романе обрисованы картины русской действительности 40-х годов XIX века, типичные.
“У любви тысячи аспектов и в каждом из них – свой свет своя печаль свое счастье и свое благоухание” (К Г Паустовский) (По роману И А Гончарова “Обломов”) Наверное, трудно, почти невозможно найти человека, который никогда бы не слышал слова “любовь”. Понятие “любовь” каждый осознает по своему. Но почти всегда она “окрыляет”, приносит радость, меняя человека в лучшую.
План и замысел написания романа “Обрыв” Гончарова служба отнимала много времени, да он и вообще не был плодовитым писателем. Проходило много лет, прежде чем появлялся новый роман. В 1847 году увидела свет “Обыкновенная история”, в 1859.
Пассивный протест окружающему злу (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Иван Александрович Гончаров последовательный и честный художник; в своих произведениях он разоблачает пороки современного ему общества. Следуя традициям русской классики, Гончаров считает, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, делать.
Человеческие типы в романе Ивана Гончарова “Обломов” По словам Н. А. Добролюбова, автор романа стремился “случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение”. Сам Гончаров писал об этом так: “.Если образы.
Пути, которые не выбирал Обломов Роман “Обломов” был написан И. А. Гончаровым в 1859 году и тотчас же привлек внимание критиков поставленными в нем проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман.
Эволюция главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” Бломов” вышел в свет в 1859 году, когда Россия стояла на пороге перемен в экономической и политической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права. Автор по своим взглядам принадлежал к кругу.
Штольц персонаж романа Гончарова “Обломов” Литературные источники образа Штольца – гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том “Мертвых душ”), Петр Адуев (“Обыкновенная история”). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в образе Тушина (“Обрыв”). Штольц – антипод.
Обломовщина
Добролюбов о романе «Обломов» отзывается положительно, он признает величайший талант И. А. Гончарова, который смог в одном произведении отобразить «полноту явлений жизни». Критик благодарен И. А. Гончарову за то, что он смог с точностью передать современное ему явление «обломовщины». Это понятие является центральным во всей критической статье Н. А. Добролюбова. Именно «обломовщина», а не Обломов является, по мнению критика, главным во всем романе И. А. Гончарова. Н. А. Добролюбов не соглашается с читателями «Обломова», которые считали роман растянутым и скучным, он говорит о том, что все действия произведения располагаются вокруг лени и апатии Обломова.
«Обломовщину» Н. А. Добролюбов рассматривает как общественное явление, которое ознаменовало те времена.
Н. А. Добролюбов подчеркивает, что «печать обломовщины» лежит на многих представителях русского народа. Они много рассуждают и разглагольствуют, но не могут предложить пути развития России. Смириться и отдаться судьбе – вот что могут сделать люди, в глубине которых есть «обломовщина».
Критик не соглашается с И. А. Гончаровым, который устами Штольца прощается с Обломовкой и «обломовщиной». Н. А. Добролюбов указывает на то, что «обломовщина» существует и расцветает в современном обществе.
Критики Добролюбов и Дружинин о романе “Обломов”
“Обломов” встретил единодушное признание, но мнения о смысле романа резко разделились. Н. А. Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” увидел в “Обломове” кризис и распад старой крепостнической Руси. Илья Ильич Обломов – “коренной народный наш тип”, символизирующий лень, бездействие и застой всей крепостнической системы отношений. Он – последний в ряду “лишних людей” – Онегиных, Печориных, Бельтовых и Рудиных. Подобно своим старшим предшественникам, Обломов заражен коренным противоречием между словом
В поединке Обломова и Штольца не может быть победителя Автор “Обломова”, вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его.
О театральных интерпретациях комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Одним из самых сложных для сценического воплощения образов комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” является Софья. Неоднозначность этого образа в самой пьесе обусловила многогранность его трактовок на сцене. Вот.
Идеал любви и семьи в понимании И. А. Гончарова Любовь в романе “Обломов”, как и в других русских романах, играет огромную роль. Влюбленностью можно объяснить многие поступки героев, она (любовь) – причина радостей и страданий, это главное чувство, пробуждающее.
Штольц ШТОЛЬЦ – центральный персонаж романа И. А.Гончарова “Обломов” (1848-1859). Литературные источники образа Ш.- гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том “Мертвых душ”), Петр Адуев (“Обыкновенная история”). Позднее тип Ш. Гончаров.
Роман “Обломов” классическое произведение Основные черты обломовского типа порождены крепостничеством и проявляются в беспробудной лени, неприспособленности личности к жизни и труду. Родовые признаки обломовщины можно найти, как считает Добролюбов, в Онегине, Печорине, Рудине и.
Роман о повседневной жизни обыкновенных людей Роман Ивана Александровича Гончарова “Обыкновенная история” был одним из первых русских реалистических произведений, повествующих о повседневной жизни обыкновенных людей. В романе обрисованы картины русской действительности 40-х годов XIX века, типичные.
“У любви тысячи аспектов и в каждом из них – свой свет своя печаль свое счастье и свое благоухание” (К Г Паустовский) (По роману И А Гончарова “Обломов”) Наверное, трудно, почти невозможно найти человека, который никогда бы не слышал слова “любовь”. Понятие “любовь” каждый осознает по своему. Но почти всегда она “окрыляет”, приносит радость, меняя человека в лучшую.
План и замысел написания романа “Обрыв” Гончарова служба отнимала много времени, да он и вообще не был плодовитым писателем. Проходило много лет, прежде чем появлялся новый роман. В 1847 году увидела свет “Обыкновенная история”, в 1859.
Роман И.А. Гончарова «Обломов» в оценке А.В. Дружинина и Н.А. Добролюбова.
О Добролюбове как представителе «реальной» критики, связь с Гончаровым:
Д. дорожит «непосредственным художническим чувством» в Гончарове, за его объективность, спокойность и беспристрастность в изображении мира своих героев (за те же особенности Гончарова, кстати сказать, критиковал Белинский). В Гончарове, по мнению Д., сильнее непосредственная реакция художника на действительность, чем в таких писателях, как Тургенев, который не стремится скрывать своих симпатий.
Действительно, Д. во всей своей критике так или иначе обуславливает правдивость воспроизведения жизни не столько идеологией писателя, сколько его живым чутьем и чувством. Д. – приверженец антропологического материализма (это общая основа «реальной» критики). Человек, согласно АМ, по природе разумен, имеет наклонность к труду, является сущ-вом общественным, коллективным, стремится к счастью как «разумный» эгоист (то есть согласует свои интересы с пользой общества), свободен и свободолюбив. Реальный человек в своем поведении обусловлен прежде всего требованиями свой человеческой природы
, хотя и на него воздействует общество, пребывающее либо в ситуации гармонии с природой и ее требованиями, либо в состоянии хаоса (современное Д. общество). Таким образом, положительный «естественный» общественный порядок противоположен отрицательному «искусственному» порядку.
Эти посылки объясняют предпочтение, отдаваемое Д. непосредственному чутью и чувству писателя перед его идеологией. Масштаб натуры (природы) писателя адекватен у Д. размеру художнического дарования. Для того же, чтобы постичь миропонимание художника, нужно заняться созданными им худ. образами, в которых это миропонимание и отражается. Критика интересует не столько то, что хотел сказать писатель, сколько то, что сказалось определенным героем, конфликтом, произведением в целом. Такой метод и называется реальным.
Подлинный художник, по Д., умеет поставить перед читателем «полного человека». Изобразить человека в его полноте (и вообще «полноту явлений жизни»), т.е. в совокупности не только социальных, но и природных черт, — значит гарантировать характеру верность жизненной правде. Умение «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» — свидетельство незаурядности таланта Гончарова.
В Обломове, как и в других литературных образах, таких, как Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин, Тентетников, искажено понятие о подлинных человеческих потребностях и порывах. Личная и соц. несостоятельность этих героев обусловлена их воспитанием и положением.
Ст. «Что такое обломовщина?» впервые опубликована в «Современнике» 1859, No V.
Статья имела огромное значение как программный общественно-политический документ. Статья аргументирует необходимость разрыва всех исторически сложившихся контактов русской революционной демократии с либерально-дворянской интеллигенцией, сущность которой рассматривалась Д. как идейная обломовщина, как показатель и непосредственное следствие разложения правящего класса, как главная опасность на данном этапе освободительной борьбы.
Развивая положения обзора «Литературные мелочи прошлого года» (программная статья Д., определившая позиции революционной демократии на новом этапе общественно-политической и литературной борьбы), статья «Что такое обломовщина?» направлена также против Герцена как автора статей, полемизировавших с «Современником» по вопросу о «лишних людях» и их исторической миссии. После появления статьи «Что такое обломовщина?» Герцен внес в свое прежнее понимание политической функции «лишних людей» уточнение. Никак не соглашаясь поставить в один ряд Онегина, Бельтова и Рудина с Обломовым, Герцен в статье «Лишние люди и желчевики» предложил по-разному толковать роль «лишних людей» в пору николаевской реакции и в годы революционней ситуации: «Лишние люди были тогда столько же необходимы, как необходимо теперь, чтобы их не было» («Колокол» от 15 ноября 1860, No 83).
Статья Д., вызвав бурю негодования в кругах консервативной, либерально-дворянской и буржуазной общественности, необычайно высоко оценена была читателями революционно-демократического лагеря. Полностью принял ее основные положения и сам Гончаров. Под впечатлением только что появившейся статьи Д. он писал 20 мая 1859 г. П. В. Анненкову: «Мне кажется, об обломовщине, то есть о том, что она такое, уже сказать после этого ничего нельзя. Он это, должно быть, предвидел и поспешил напечатать прежде всех. Двумя замечаниями своими он меня поразил: это проницанием того, что делается в представлении художника. Да как же он, нехудожник, знает это?»
Добролюбовское понимание образа Обломова и «обломовщины» вошло в широкий литературный оборот (многократное использование понятия «обломовщина» в статьях и речах В. И. Ленина).
🗹