«Когда я вырасту, то обязательно стану…» Такие фразы часто можно услышать от детей, которые мечтают быть спортсменами, учителями, врачами или поварами. Вот только чем старше становится ребенок, тем сложнее ему однозначно ответить на этот вопрос. Как найти свой жизненный путь? Как выбрать профессию, которая придется по душе? С такими сложными и в то же время простыми вопросами сталкивается каждый человек. Поэтому если появляется проблема выбора профессии, аргументы из литературы будут как нельзя кстати.
Значение труда
Г. А. Маслов когда-то сказал, что среди всех принимаемых человеком решений не найдется ни одного более важного, чем то, когда он определяет, по какому пути пойти. Маслов действительно прав. Нет ничего важнее выбора профессии. Вот только находясь перед ним, многие задаются вопросом о значении труда в жизни. Ответить каждый должен самостоятельно. Когда стоит проблема выбора профессии, аргументы из литературы могут немного в этом помочь.
К примеру, можно вспомнить рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Главный герой, машинист Мальцев, обожает свою профессию и полностью ей предан. Однажды он теряет зрение, и лишь вернувшись в кабину машиниста любимого паровоза, вновь обретает способность видеть. Читая это произведение, даже не верится, что такое бывает, но очевидно: любимое дело способно сотворить с человеком даже невозможное.
Максим Горький однажды сказал: нужно любить то, что делаешь, и тогда даже самый грубый и грязный труд превратится в искусство. А как известно, перед настоящим искусством всегда преклоняются.
Аргументы
- Не всегда современники могут по достоинству оценить открытие учёного.
- Далеко не каждый способен стать учёным.
- Учёный – это профессия на все времена.
- Технический прогресс не стоит на месте только благодаря работе учёных.
- В древние времена учёными были только жрецы, а позже религия и наука разделились.
- Современное понятие профессии ученого появилось в 19 веке.
- Труд учёных иногда способен перевернуть ход истории.
- Профессия ученого интересна тем, что он всегда движется только вперёд, навстречу открытиям.
- Мир постоянно развивается, поэтому учёным всегда будет чем заняться.
- Быть учёным – это тяжелый труд, который не каждому по плечу.
Как выбрать профессию?
Когда возникает проблема выбора профессии, аргументы из литературы не приведут к ответу, кем конкретно человеку нужно стать. Но тем не менее без них сложно сориентироваться в этом мире.
Литературный критик Обручев говорил, что человек должен отдавать предпочтение той профессии, которая больше всего подходит его природным наклонностям, только тогда работа будет приносить удовольствие. И не особо важно, какой она будет. Если у человека есть жажда знаний и активная жизненная позиция, то любой труд будет в радость.
Особо ярко проблема выбора профессии (аргументы из литературы) выражена в рассказе Чехова «Ионыч». Главный герой произведения имел мечту служить людям и приобрел отличную профессию – стал врачом. Но переехав в большой город, он увидел, что образованные люди ограничены в своих возможностях. Герой не находит в себе сил противостоять этому укладу и вынужден влачить простую обывательскую жизнь: мало думает о своих пациентах, да и работает спустя рукава.
Пожалуй, в этом и заключается одна из основных проблем выбора рода занятий: если у человека нет упорства, нет желания узнавать что-то новое, работать на совесть, тогда, какую бы профессию он ни избрал, ему суждено будет прожить жизнь простого обывателя.
Синонимы к слову «учёный»
Великий, молодой, опытный, неопытный, новоиспечённый, выдающийся, нобелевский, признанный, удивительный, иностранный, современный, неутомимый, самоотверженный, авторитетный, пытливый, компетентный, интересующийся, известный, отечественный, беспристрастный, сумасшедший, ведущий, известный, популярный, серьезный, советский, гениальный, будущий, русский, юный, истинный, настоящий, старый, беззаветный, бесстрашный, дерзновенный, доблестный, достославный, легендарный, мужественный, отважный, подлинный, прославленный, славный, смелый, храбрый, благородный, боготворимый, ведущий, главный, оригинальный, популярный, стандартный, стереотипный, трафаретный, тривиальный, характерный, центральный, шаблонный, штампованный, романтический.
Право на ошибку
Но иногда происходит и по-другому: человек просто не понимает, какая работа ему нравится больше. Тогда и возникает проблема выбора профессии. Аргументы из литературы, «Мастер и Маргарита» в частности, говорят о том, что каждый имеет право на ошибку.
Стоит вспомнить одного из героев романа Булгакова, Ивана Бездомного. Он работает писателем в МАССОЛИТе. Однажды к нему приходит понимание, что его стихи просто ужасны, и как бы он ни старался, лучше у него ничего не получится. В руки больше не хочется брать перо, а интересное ранее занятие становится самым ненавистным. И только после разговора с Воландом он решает сменить свою специальность и становится историком, чем, собственно, очень доволен.
Это еще одна проблема выбора профессии. Иногда человек выбирает то, к чему у него нет особых способностей. Да, он может работать, но рано или поздно занятие превратится в настоящую пытку.
Варниант 2
Чтобы жить достойно, нужна нормальная работа. Чтобы иметь такую, надо ещё в школе задуматься над вопросом «Кем я хочу быть?» Важно, чтобы желания совпадали с возможностями. Может, я хочу быть моделью, но у меня внешность совсем не модельная. Ноги вряд ли удастся сделать длинными, как ни старайся. Что заложено в генах, то и вырастет.
В стюардессы тоже берут девушек определённого стандарта. Не стоит из этого делать трагедию. Не берут в стюардессы – можно получить всегда востребованную профессию экономиста или бухгалтера. Не нравится скучная монотонная работа с цифрами? Нравится работать на свежем воздухе? Тогда можно освоить творческую профессию ландшафтного дизайнера.
Всегда востребованы военные, полицейские, пожарные. Кто видит свою жизнь в служении Отечеству, можно, если позволит здоровье, поступить в военный ВУЗ. Сейчас и девушки могут учиться в этих заведениях.
Кому нравиться работать с животными – и ветеринарный врач всегда нужен и востребован. И в городе, и в деревне. И дрессировщики в цирке, и заводчики элитных пород животных.
Кто любит музыку и танцы, можно выучиться на преподавателя или самому строить творческую карьеру. Да всё что угодно! Многие «большие» артисты вышли из популярной игры в КВН. В неё играют не только студенты, но и взрослые люди. Прямо с детьми выходят на сцену.
Если с первого раза не удалось определиться с выбором, не беда. Можно ещё попробовать. Некоторые люди учатся всю жизнь. Получают несколько образований очно или заочно. Это хорошо придумано – учиться, не отрываясь от дома.
В Советском Союзе считалось, что если человек всю жизнь проработал на одном месте. У него в трудовой книжке всего одна запись, то это хорошо. Значит, он не легкомысленный, не бегает с места на место. В Америке такие люди, наоборот, не ценятся. Значит, человек «заплесневел» на своём месте. Не растёт, не двигается вперёд.
Сейчас можно работать и в интернете. Востребованы специалисты, знающие компьютерные программы. Можно научиться одной из новых специальностей – копирайтингу. И писать статьи на заказ. Работать можно из любой точки земного шара.
Можно работать и в социальных сетях. Наиболее посещаемая россиянами сеть «ВКонтакте». Оказывается, здесь можно не только развлекаться, но и заниматься малым бизнесом. Вот и работа. А профессия называется «СММ-менеджер». Можно проучиться на платных курсах в школе Михаила Христосенко и получить сертификат установленного образца. Это обучение приравнивается к курсам повышения квалификации.
Со временем некоторые профессии «отомрут» за ненужностью. Многие дела можно будет делать по интернету, за ним — будущее. Поэтому, обучение и работа по интернету – это перспективная профессия ближайшего будущего. И молодежи надо обратить внимание на этот неоспоримый факт.
Нет таланта без упорства
И не стоит тешить себя надеждами, что если хвалят за что-то, то это и есть призвание, которое вскоре станет талантом и любимой профессией. За каждым выдающимся человеком стоит не только осознание своего умения, но и недюжинный труд.
Как говорил Оноре де Бальзак, не существует талантливых людей с отсутствием силы воли.
Может быть очень сложной проблема выбора профессии. Аргументы из художественной литературы это подтверждают:
- В этом вопросе стоит вспомнить Евгения Онегина. Человек незаурядного ума, с благородной целью приносить людям пользу, так и остается один на один со своей личной трагедией. Как правильно подметил автор, «труд был ему тошен».
- Находясь в своем кругу, Евгений так и не научился упорно трудиться, достигать желаемого, бескорыстно дарить добро и жить во благо других. Именно поэтому его жизнь превратилась в тоскливые будни, которые проходят. И снова вспоминаем слова автора: «Без слез, без жизни, без любви».
Каждому придется столкнуться с проблемой выбора профессии. В этом случае можно дать только один совет: если есть занятие, которое приносит истинное удовольствие, и человек готов становиться лучше ради него, тогда стоит выбирать именно эту работу. Главное — не превратить любимое дело в очередную социальную нелепость своей ленью и безынициативностью.
Эпитеты к слову «профессия»
Избранная, престижная, уважаемая, устаревшая, модная, современная, почётная, неопределённая, будущая, рискованная, благородная, почтенная, интересная, нелёгкая, специфическая, необходимая, редкая, интеллигентная, творческая, опасная вредная, основная, достойная, трудная, героическая, необычная, древняя, мужская, женская, любимая, серьёзная, новая, прибыльная, собственная, активная, бешеная, благодарная, бодрая, вдохновенная, веселая, взволнованная, воодушевленная, высококачественная, горячая, живая, изобретательская, интенсивная, напряженная, неотложная, нормальная, перспективная, плодотворная, самозабвенная, самоотверженная, созидательная, старательная, терпеливая, труженическая, упорная, честная, экстренная, бесперспективная, бессмысленная, глупая, гнетущая, изнурительная, изнуряющая, кропотливая, механическая, неблагодарная, неинтересная, нелегкая, непосильная, неприятная, нервная, нудная, обременительная, однообразная, скучная, суровая, сухая, томительная, тоскливая, тяжелая, тяжкая, удручающая, унылая, хлопотливая, черная, духовная, душевная, интеллектуальная, интеллигентная, мозговая, мыслительная, умственная, хитрая, чистая, значимая, ответственная, техническая, педагогическая, рабочая.
Примеры из художественной литературы
- И. Гете «Фауст».
Главный герой трагедии И. Гете – учёный Фауст, который пытается найти смысл человеческого существования и связь всего существующего в природе. Для того чтобы ответить на свои вопросы, он изучил философию, медицину, юриспруденцию, богословие и множество других наук. Всю свою жизнь он познаёт новое и самосовершенствуется, однако так и не приблизился к разгадке. В результате он понял, что люди далеки от совершенства и их мышление весьма ограничено.
В трагедии есть ещё один учёный, совсем непохожий на главного героя. Это Вагнер. Глядя на него, нельзя назвать профессию учёного романтичной. Вагнера интересует только наука и слава, а люди, природа и сама жизнь – не заботят его. Он придерживается мнения, что тайны бытия можно познать только при помощи книжных знаний. Именно поэтому всё своё время он проводит над книгами. Вагнер завидует Фаусту, не понимая в силу своей ограниченности, насколько трудна его судьба.
Фауст всё время находится в подавленном состоянии, потому что видит, что всё сделанное им не принесло никаких результатов. Он дошёл до того, что был готов убить себя, лишь бы избавиться от этих душевных мук, но звон церковных колоколов остановил его. Позже в жизни отчаявшегося учёного появился Мефистофель – дьявол, который не любил людей, считая их глупыми созданиями, неспособными понять что-либо великое. Его виденье мира и непредвзятая точка зрения изменили жизнь Фауста навсегда.
Встреча главного героя и Мефистофеля оказалась неслучайной. Между дьяволом и Богом произошёл спор, что представляет собой человек. Мефистофель мог выиграть этот спор, только если переманит Фауста на сторону тьмы. Этим он докажет свою правоту и получит душу великого учёного. Целью Мефистофеля было добиться того, чтобы Фауст отрёкся от своих идей и перестал искать истину. Однако главный герой оставался неизменен в своих убеждениях, сколько бы усилий не прикладывал Мефистофель, ему не удавалось искусить Фауста.
Кроме того, в конце своей жизни Фауст всё-таки понял, в чём заключалось его предназначение. Он осознал, что смысл его жизни – в труде на благо окружающих. Автор соглашается с ним, но говорит о том, что истину в жизни найти невозможно. Душа Фауста досталась Богу, простой учёный победил самого дьявола. Он не сдался под натиском бесчисленных невзгод и продолжил искать ответы, преодолев все испытания. Наградой за его стойкость стала встреча с Маргаритой на небесах. На примере этого образа И. Гёте хотел показать, что человеческое предназначение состоит в познании нового, и пока человек будет следовать этому – он будет счастлив.
- Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей».
В центре сюжета романа английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» находится история об учёном Викторе Франкенштейне и его создании чудовища, непохожего на всех известных существ.
Мэри Шелли на создание этого романа вдохновили рассказы о паранаучной теории немецкого доктора Фридриха Месмера, который утверждал, что при помощи определённых магнитных импульсов можно устанавливать телепатическую связь между разными людьми. Кроме того, юная писательница интересовалась методом гальванизма, который открыл учёный Луиджи Гальвани. Во время опытов над лягушкой, он заметил, что мышцы на её лапках дёргаются во время прикосновения скальпеля, а его племянник продолжил изучение гальванизма, ставя опыты над телами умерших людей.
Дополнили воображение Мэри Шелли слухи о замке Франкенштейне, в котором якобы раньше была алхимическая лаборатория.
Действие романа начинается на Северном полюсе. Там команда английского исследователя Уолтона обнаруживает истощённого человека, которым оказывается Виктор Франкенштейн. Он рассказывает новым знакомым, как оказался один в таком месте.
Виктор родился в Женеве в аристократической семье. С детства мальчик проводил всё свободное время в домашней библиотеке, собирая всевозможные знания. Однажды в его руки попали труды известных алхимиков, которые мечтали найти философский камень, способный превратить любой металл в золото. После смерти матери Виктора отправили учиться в университет. Именно там он впервые заинтересовался вопросом возможности создания живого существа из неживых материй. Вскоре начинающий учёный решился на ужасный эксперимент: он соединил отдельные части разных трупов и оживил их при помощи электрического тока. Когда чудовище ожило, Виктор испугался и сбежал из лаборатории.
Он надеялся избавиться от своего прошлого и начать жизнь с нового листа. Однако вскоре узнал ужасающую новость о том, что его младшего брата Уильяма жестоко убили. Виктор сразу же догадался, чьих рук это дело. Но чудовище совершило преступление не просто так, оно сделало это только потому, что возненавидело своего создателя, который бросил его в одиночестве и обрёк на несчастное существование.
Далее монстр убивает лучшего друга Франкенштейна. Причиной этого преступления стал отказ учёного создавать для своего «детища» невесту. Виктор подумал, что после такого страшного союза в мире появится ещё больше монстров, поэтому уничтожил подготовленное женское тело. Месть чудовища на убийстве Анри Клерваля не остановилась, вскоре от его рук погибает и молодая супруга Виктора.
Обезумевший от горя ученый решает, во что бы то ни стало, избавиться от результата своего эксперимента. Поэтому бросается за ним в погоню. Так он и оказывается на Северном полюсе, однако чудовище было выносливее своего создателя, поэтому с лёгкостью от него скрылось. В финале романа главный герой погибает.
Стремясь к новому открытию, Франкенштейн создал настоящее Зло. Молодой профессор хотел отыскать бессмертие, но его путь оказался неверным. Стремление к открытию чего-то нового, обрекло учёного и его близких на неминуемую гибель.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце».
В центре сюжета романа М.А. Булгакова «Собачье сердце» находится эксперимент профессора Преображенского. Филипп Филиппович – учёный-медик, хирург-экспериментатор, профессор медицинских наук. Его интересует модная в то время проблема омолаживания человека. Этот герой – яркий представитель настоящей московской интеллигенции, демократ по происхождению и аристократ по духу. Он свято чтит традиции элиты Московского университета: служить науке, не навредить человеку, всеми возможными способами сохранить жизнь любого живого существа.
Профессор Преображенский очень талантлив и популярен своими трудами даже заграницей. Он постоянно изучает что-то новое, читает медицинскую литературу после приёма пациентов.
В ходе своих научных опытов профессору удаётся получить из собаки человека. Он пытается воспитать его, сделать достойным представителем общества, однако Шариков стал воплощением того, чей мозг послужил донорским материалом во время операции по пересадке. После этого эксперимента жизнь в доме Филиппа Филипповича перевернулась с ног на голову. Он был слишком увлечён наукой, чтобы вовремя заметить в кого превращается его подопытный. Благие намерения профессора помочь человечеству обернулись настоящей трагедией.
За комедийностью сюжета находится глубокая драма русской научной интеллигенции, которая невольно помогала новому режиму укреплять своё пагубное влияние. Благодаря их помощи Шариковы пробились к власти и стали не только отравлять жизнь нормальным людям, но и решать их судьбы.
- Бертольд Брехт «Жизнь Галилея».
Бертольд Брехт написал пьесу «Жизнь Галилея» в Дании, спасаясь от гитлеровского режима. С первого взгляда можно подумать, что эта пьеса – историческая трагедия, потому что описываемая действительность соответствуют реальности, даты указаны точные. Однако в событиях трёхсотлетней давности можно заметить отсылки на современный автору мир и актуальные в нём проблемы.
Тема пьесы – наступление «Нового времени» и реакция общественности на идеи этого времени. Основной конфликт в произведении происходит между главным героем учёным и властью. Галилей ни на секунду не сомневался в своей правоте, он пытался отстоять правильность теории Коперника, в которой планета Земля не была центром Вселенной, а вращалась вместе с другими планетами вокруг Солнца. Его конфликт с обществом не прекращался даже во время мнимого внешнего смирения. Галилей считал, что залогом научного прогресса является честность учёных.
Драма состоит из 15 актов. Действие происходит в Италии, в Падуе, во Флоренции и Риме, охватывая временные рамки – 28 лет. В произведении автор представляет сложный и неоднозначный образ гениального учёного. Вся пьеса – это рождение, развитие идеи Галилея и его отречение от неё. Главный герой возникает перед читателем в пору научных прозрений и морального падения. Галилео Галилей – необычный человек, который при помощи силы своего ума достигает высот, недостижимых для простых людей, неспособных увидеть новое в повседневных вещах.
Галилей – человек идеи. Он может без перерыва, днями, месяцами работать над своими научными опытами. Изучая небесные светила, он постоянно портил своё зрение, проводя слишком много времени у телескопа, но это совершенно не беспокоило учёного. Ведь результат того стоил. Охваченный своим научным трудом, Галилей отказался покинуть город, в котором разбушевалась чума. Он говорил, что его трехмесячные записи можно будет просто выкинуть, если он не закончит эту работу, а чума всё равно была в то время везде.
Однако, не побоявшись страшной болезни, великий учёный не устоял перед силой тех, кто обладал властью. Он отрёкся от своих идей, испугавшись физических мук, обещанных в противном случае инквизицией. Ученики Галилея тяжело восприняли предательство своего учителя. Самый верный его ученик Андреа Сарти был разочарован в своём учителе вплоть до того момента, пока не узнал, что Галилей втайне каждой ночью переписывал свою книгу, на которую наложили запрет. Именно Андреа способствовал распространению изданий этого труда заграницей. А другие ученики и последователи учёного отреклись от него и оставили свои исследования.
Наука понесла тяжёлую потерю после отречения Галилея, для её развития был необходим его подвиг. Бертольд Брехт прославлял в своём произведение величие человеческого ума, но в то же время хотел показать, что любая научная деятельность требует у тех, кто ей занимается бесстрашия и самоотверженности.
- Айзек Азимов «Основание».
«Основание» — это цикл, состоящий из семи научно-фантастических романов.
В «Основании» описывается далёкое будущее. Действие романов происходит в сверхгосударстве под названием Галактическая Империя. Эта империя охватила весь Млечный путь.
Главный герой – учёный-математик Гэри Сэлдон. Он стал основателем науки «психоистории», которая могла прогнозировать масштабные изменения в истории развития любого государства. Гэри открылось будущее, и он узнал, что Первую Империю ожидает неизбежное падение, за которым последуют тёмные времена. Будучи не простым человеком, а учёным, Гэри решает, во что бы то ни стало, сохранить свою цивилизацию. Он понял, что главными причинами предстоящего краха их государства являются неэффективное управление и слишком большой размер Империи. Исправить это было уже невозможно, поэтому Сэлдон создаёт организацию «Основание Энциклопедистов», которая по его плану, рассчитанному на 1000 лет вперёд, должна будет сохранить основу цивилизации, а затем возродить её в полном объёме. Задача «Основания» заключалась в написании Галактической энциклопедии, в которую нужно было включить все накопленные за предыдущие века знания, науки и культуру. При работе «Основания» прогнозируемый период упадка снижался с 30000 лет до 1000, однако главный герой был слишком увлечён своим изобретением, поэтому он не учёл того, что бывают факторы, которые невозможно предугадать.
Постепенно «Основание» захватило власть и продолжало расширять своё влияние. Долгое время люди нерушимо следовали плану гениального учёного Гэри Сэлдона, но всего один человек смог разрушить в короткий срок Великий план и подчинить себе всю Империю.
- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — образованный человек. Евгений Базаров занимается естественными науками, целые дни проводит у микроскопа, проводя различные опыты. Однако ничего романтического в своей профессии он не видит. Базаров хочет стать доктором, но насмехается над современной медициной. Он считает, что науки самой по себе не существует, любая научная деятельность, по его мнению, это всего лишь различные ремёсла и знания.
В основе материалистических взглядов главного героя находилась популярная в то время книга Людвига Бюхнера «Материя и сила», философия которой опиралась на достижения естественных наук. В России 60-х годов было модно увлекаться именно естественными науками. Но Базаров был не просто увлечён наукой, он обладал обширными знаниями в области медицины, химии, физики, ботаники и зоологии. Он считал знания необходимым фундаментом для любого рода деятельности, полезной обществу. Базаров выступал за развитие науки и утверждал материалистическое мировоззрение, но ему не хватало веры, без которой невозможно стать истинным учёным.
Поиски смысла жизни
герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.