Отношение автора к проблеме
Излишняя категоричность в суждениях и уверенность в собственной правоте очень часто приводит к конфликтным ситуациям. Когда человек не может допустить альтернативную точку зрения, с ним трудно найти общий язык. Причина кроется в том, что такие люди изо всех сил стараются доказать всем свою правоту. Им неважно чужое мнение, им нужно убедить окружающих в собственном превосходстве. В результате кто-то начинает злиться, чувствовать себя ущемлённым и простое непонимание приводит к вражде, которую уже трудно остановить. Чтобы этого не допустить, важно уважать друг друга и уметь идти на компромисс.
Что делать?
Следуя нашим кратким советам, вы сможете сохранить свою семью без помощи квалифицированных психологов:
- Уясните, что ваш партнер / бойфренд / супруг– это не ваше домашнее животное, а человек, личность, индивидуум. Он не обязан подчиняться каждой вашей прихоти и работать исключительно на вашу жизненную программу;
- Семья – это не только совместный быт и секс. Вы должны быть своему мужчине не только женой и любовницей, но и верным другом;
- Каждый человек имеет право на свои цели, мечты, планы и желания. По-вашему, ваш муж – не человек?;
- Негативные и скандальные отношения разрушают не только брак, но и личность. Вашу – в том числе;
- Чтобы поддерживать истинную духовную близость, достаточно начать понимать чувства, переживания и желания партнера. Попробуйте поставить себя на его место, развивайте в себе эмпатию и альтруизм;
- Любой счастливый союз – это некое самопожертвование, но обязательно обоюдное;
- Ни в каком конфликте нельзя переходить на крик и оскорбления, не говоря уж о кулаках. Ссора уляжется, а осадок останется на всю жизнь. Учитесь понимать друг-друга в спокойном, цивилизованном режиме;
- Любая проблема непонимания решается путем здравого компромисса, помните об этом. Если вы готовы на него, а ваш супруг – ни за какие «коврижки», задумайтесь, того ли человека вы выбрали на своем пути?
Любые барьеры непонимания можно преодолеть. Но здесь важна работа и с вашей стороны, и со стороны любимого вами человека. Никогда не ищите глупые аргументы распадающемуся союзу. Непонимание обязательно наступит и в следующем браке, если вы не начнете работать над собой прямо сейчас.
Аргументы
- Неумение понимать друг друга приводит к конфликтам.
- Все недопонимания через какое-то время перерастают в конфликты, которые нередко превращаются в настоящую вражду.
- Уважение и готовность слушать помогают избежать вражды.
- Люди часто ругают, ссорятся и неправильно расставляют приоритеты в жизни.
- Чрезмерная гордыня не позволяет человеку допустить, что в мире существуют люди, несогласные с его мнением.
- Непонимание может привести к вражде на всю жизнь.
- Проблема непонимания между людьми может возникнуть не только по той причине, что у них нет желания понять, но и потому, что у разных народов – разные ценности, культура, система восприятия.
- Желая что-нибудь объяснить человеку, нужно говорить на языке, доступном для его понимания.
- Очень часто недопонимание возникает между родителями и детьми.
- Непонимание между мужчиной и женщиной приводит к проблемам в их взаимоотношениях.
Наука непонимания
Александр Осповат: У нас считается, что презумпция филологии — это непонимание. Более того: историк литературы и комментатор испытывает наслаждение именно от непонимания, его задача — в реконструкции этого объема. Понимания достичь в принципе невозможно, даже в текстах, которые знакомы каждому со школьной скамьи: сколько Пушкина ни перечитывай, непонимания все больше.
Сергей Зенкин: Выдающийся филолог Михаил Леонович Гаспаров подошел практически к вопросу словесного мусора в классических текстах, резко их сокращая, выбрасывая. Переводы-резюме — характерный филологический подход, исходящий из того, что то, чего я не понимаю, — лишнее. Но, конечно, теория литературы и филология чаще исходят именно из презумпции непонимания. Об этом есть превосходная статья «Филология — наука непонимания» Михаила Ямпольского. Классическая филология, возникшая еще в поздней Античности, занимается поиском в тексте инородных образований, например языков, которые в нем могут скрещиваться, влияния других текстов и нелитературных фактов, которые могут в этот текст входить и застревать в нем не до конца переваренными. То есть сам текст филологу, его комментирующему, даже не очень интересен по сравнению с тем, что в этот текст вошло извне и следы чего можно в нем найти. Иными словами, я не понимаю текст, поэтому ищу его внешние проекции. Может быть, какие-то из них помогут мне этот текст понять.
Эпитеты к слову «непонимание»
Взаимное, полнейшее, абсолютное, глупое, элементарное, обыкновенное, искреннее, полное, совершенное, мнимое, умышленное, притворное, вежливое, немыслимое, неожиданное, людское, откровенное, глухое, грубое, детское, настоящее, глубокое, дикое, общее, всеобщее, простое, лёгкое, несерьёзное, серьёзное, временное, частичное, недолгое, собственное, чужое, непреодолимое, неспециальное, нескрываемое, неприкрытое, откровенное, острое, равнодушное, холодное, явное, общественное, народное, горестное, молчаливое, робкое, смиренное, тихое, терпеливое, тупое, унылое, вечное, глобальное, исходное, назревшее, первостепенное, дикое, невольное, ужасное, чудовищное.
Эпитеты к слову «вражда»
Взаимная, односторонняя, неожиданная, бескомпромиссная, народная, великая, ответная, долгая, нескончаемая, священная, праведная, справедливая, большая, праведная, длительная, всемирная, глобальная, невиданная, победоносная, выигранная, удачная, успешная, скрытая, гражданская, локальная, междоусобная, партизанская, наступательная, революционная, оборонительная, манёвренная, затяжная, афганская, тридцатилетняя, тотальная, крупномасштабная, межпланетная, национальная, национально-освободительная, ядерная, минувшая, грядущая, беспрерывная, всенародная, информационная, непримиримая, осадная, многолетняя, крестьянская, неизбежная, повстанческая, негласная, продолжительна, жестокая, агрессивная, ужасная, безрассудная, мучительная, губительная, бессмысленная, безумная, грязная, братоубийственная, несправедливая, захватническая, безрезультатная, бесплодная, проигранная, беспощадная, бесчеловечная, изнурительная, жестокая, зловещая, кровавая, испепеляющая, нещадная, кровопролитная, разорительная, яростная, холодная, ожесточённая, страшная, суровая, тяжёлая, жадная, слепая, истребительная, разрушительная, ожесточённая, злосчастная, проклятая.
Примеры из художественной литературы
- И.С. Тургенев «Отцы и дети».
Проблема непонимания между поколениями существовала всегда. Причина этого конфликта заключается в различии взглядов и отношения к окружающему миру. У людей разного возраста разные интересы, увлечения, вкусы, духовные ценности и приоритеты в жизни. Столкновение двух мировоззрений рождает споры, а нежелание идти друг другу навстречу приводит к настоящей вражде. Именно такая ситуация описывается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Николай Кирсанов и его брат Павел относятся к одному времени, у них одинаковые взгляды на жизнь и они остаются верными прежним порядкам. А Аркадий Кирсанов и его товарищ Евгений Базаров – люди нового поколения, с другими ценностями и стремлениями. Столкновение «отцов и детей» продемонстрировано на примере конфликта между Павлом Петровичем Кирсановым и Базаровым. Они совершенно не могут найти общего языка. Евгений убеждён в том, что авторитеты прошлого уже не имеют никакого значения, что нет и не должно быть никакой преемственности между поколениями. Он считает, что былые порядки уже себя изжили, и их время безвозвратно ушло. Базаров принимает только то, что приносит пользу, а все принципы и авторитеты отрицает. Для него главным в жизни является труд на общественное благо, всё остальное только отвлекает человека от его истинного предназначения, по его мнению. А Павел Петрович считает, что без принципов могут жить только безнравственные, пустые люди. Он не понимает, как можно не замечать красоту природы и считать искусство всего лишь способом зарабатывания денег. Он ярый приверженец старого общественного устройства и боится его уничтожения, поэтому этот спор с Базаровым может продолжаться вечно.
- А.С. Пушкин «Дубровский».
В основе сюжета повести А.С. Пушкина «Дубровский» лежит вражда из-за недопонимания между двумя давнишними друзьями. Дружба Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского началась ещё во времена их службы. У товарищей было очень много общего: они были приблизительно одного возраста, оба рано овдовели, оба воспитывали в одиночку своих детей. Основное их различие заключалось в материальном положении. Троекуров ушёл в отставку в звании генерал-аншефа, а Дубровский – поручика гвардии.
Поселившись в своих имениях, они стали соседями, чему были несказанно рады. Троекуров даже хотел поженить их детей, но Дубровский был против этого, потому что его сын был беднее. Он считал, что уж лучше Владимир женится на бедной дворянке, но будет главой в семье, чем получит богатое приданное, но окажется в подчинении у избалованной барышни. Удивительным было то, что все противоречия воспринимались друзьями спокойно, любые вопросы они решали совместно. Многие завидовали Кириле Петровичу и Андрею Гавриловичу, ведь они жили дружно и мирно. И так продолжалось до тех пор, пока слуга одного из них не позволил себе унизить соседского барина.
Дубровский сильно обиделся и потребовал наказать обидчика. Он сказал, что хочет обратиться в суд с жалобой на распустившегося псаря. Но Троекурову это не понравилось, только он мог решать судьбу своих подданных и никто не должен был этому прекословить. В результате вместо того, чтобы поддержать своего друга, Троекуров нагрубил ему. Казалось бы, вскоре глупая ссора должна была окончиться примирением, но этого не происходило. Наоборот, вражда двух друзей вспыхнула с новой силой после того, как Дубровский решил собственноручно наказать соседских крестьян, пойманных во время воровства его леса. За такое своевольство Троекуров начал мстить, он решил ударить по самому больному и отнять имение Андрея Гавриловича, оставив его ни с чем. Он заранее подкупил чиновников, чтобы выиграть это дело. Когда суд озвучил своё решение, несчастный Дубровский сошёл с ума от горя и Кирила Петрович, вместо того, чтобы наслаждаться своей победой, начал испытывать муки совести. Он хотел замять конфликт и помириться со своим товарищем, но его визит убил Дубровского в прямом смысле слова. Увидев заклятого врага, бывшего ещё недавно лучшим другом, Андрей Гаврилович умер от удара. Таким образом, нелепый случай и последовавшее за ним непонимание привели к настоящей трагедии.
- М.А. Булгаков «Собачье сердце».
Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — фантастическая, но она основана на реальной исторической действительности. Автор изображает две группы московского общества. К первой относятся потомственные интеллигенты во главе с профессором Филиппом Филипповичем Преображенским и его ассистентом доктором Борменталем. А вторая группа состоит из представителей пролетариата, к которым относится Швондер и Полиграф Полиграфович Шариков, который ещё совсем недавно был уличным псом.
Булгаков сталкивает эти два класса между собой, противопоставляя их как с личной и общественной стороны, так и с нравственной. Они находятся на разных этапах развития, по-разному смотрят на окружающий мир, строят разные планы на будущее. Особенно остро это противостояние выражено в вопросе воспитания «нового» человека. Активнее всего за душу пса боролись именно профессор Преображенский и председатель домового комитета Швондер.
Филипп Филиппович стал Шарикову отцом и первым учителем человечности, ведь ходить на двух ногах и разговаривать – ещё не означает стать человеком. Он хотел сделать бывшего пса достойным членом общества, полноценной личностью. Однако для этого у учёного не хватило терпения, потому что увидеть результат хотелось сразу, не прикладывая для этого особых усилий.
Профессор Преображенский был воплощением образованности и высокой культуры, во многом он выражал мысли самого автора. По убеждениям он явный сторонник дореволюционных устоев, считал, что порядок был только при прежнем режиме, ведь тогда ему жилось «удобно и хорошо». Учёный резко негативно высказывается относительно разрухи и неспособности представителей пролетариата справиться с ней. Однако и его философия потерпела крах, потому что он не смог воспитать в Полиграфе Полиграфовиче разумного человека и научить его элементарной культуре.
Недалеко от профессора ушёл и председатель домкома Швондер. Он не считал Шарикова личностью, он видел в нём ещё одну ячейку советского общества, жильца вверенного ему дома. Швондер не думал о нравственной стороне новоиспечённого человека, он хотел сделать из него истинного пролетария.
В борьбе за Шарикова эти два персонажа раскрываются в полной мере, становятся видны все их положительные и отрицательные черты характера. Профессор Преображенский поражает своей высокой культурой, тонким чувством юмора, самообладанием и силой воли, но нельзя не отметить его высокомерия и презрительного отношения к остальным людям. Он был человеком идеи, но не забывал о материальной части жизни, проявляю особую предприимчивость в организации приёма пациентов. Швондер же представляет собой ограниченную в умственном плане личность. Вся его сущность проникнута безграничной ненавистью к классовой несправедливости. Он думает только о том, как испортить жизнь интеллигентам, потому что они достигли большего, чем он сам.
В итоге победил всё-таки Швондер, потому что стать пролетарием оказалось намного проще, чем высоконравственным и образованным человеком. В этом выборе Шарикова и заключается позиция автора относительно происходящих событий в современном ему мире.
Статья по литературе на тему «НЕПОНИМАНЕ — ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РОМАНА И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»»
УДК 81 (06)
ТАЙНЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ
«НЕПОНИМАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ РОМАНА И.А.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
И. С. Ефремова
Муниципальная школа-интернат лицей-интернат,
236023, г. Калининград, улица Каштановая аллея, д. 141, e-mail: [email protected]
Кто из школьной программы не помнит знаменитые «халат», «тапочки», «диван» Ильи Обломова, героя романа И.А. Гончарова «Обломов»? Неужели всё так прозаично?!
Роман И.А. Гончарова начинается, на первый взгляд, обычно. « В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов». Действие произведения разворачивается в большом доме на Гороховой. Почему именно на Гороховой. Современники писателя хорошо знали тайну улицы. Оказывается, первоначально она называлась Адмиралтейский проспект. Нынешнее название улица получила после 1756 года, когда купец Гаррах (в народе Горох, Горохов) построил на ней каменный дом и открыл лавку. С тех пор на карте города она имеет двойное название. Не это ли намёк автора на развитие сюжетной линии Обломов – Штольц. Обращает на себя внимание и такая образная система: улица – большой дом – народонаселение – Илья Ильич Обломов. Писатель явно отделяет своего героя от окружающего мира. Сигналом к тому же являются фамилия и имя главного героя. «Облом – неуклюжий человек. Обломать – с трудом уговорить, убедить, а также сломать упрямство». Его имя в переводе с еврейского языка означает «крепость Господня».
Автор позволяет читателю войти в комнату Ильи Ильича, посмотреть, как он живёт. Здесь — то мы и знакомимся со слугой Захаром, который близок Обломову. Почему? Он знает хозяина с самого детства, изучил все его привычки. Это представление разрушает вполне житейская проблема переезда на новую квартиру. Слуга передаёт требование хозяина квартиры Илье Ильичу, чем вызывает в нём бурю негодования. Особенно возмущает Обломова слово «другой». В чём тайна разговора? Её раскроют реплики персонажей.
Этот диалог – первое глубинное непонимание людей. Этому можно возразить, сказав, что Захар и Обломов – люди, которые при всей видимой близости являются представителями разных социальных слоёв. Тогда как ведёт себя Илья Ильич с людьми его круга? Автор даёт нам возможность понаблюдать за многочисленными гостями, побывавшими утром у Обломова.
Нет понимания у Обломова с людьми его круга: ему от них «холодно». Конечно, его можно понять. Чистый душевно человек не хочет воспринимать лицемерие, притворство, карьеризм внешнего мира. Но ведь он не создаёт и свой мир и медленно превращается в «мёртвую душу». Что же может помочь Обломову всё-таки встать с дивана? Конечно, любовь. Штольц тоже так решил и познакомил Илью Ильича с Ольгой. «Встреча с ней – это рождение и созревание любви, а потому и человек».
Не суждено было разгореться чувству любви между Ольгой и Обломовым. Слишком была крепка крепость, построенная в детстве. Достаточно проанализировать один диалог между героями, и понимаешь, что у Ольги не хватит сил сломать её.
«Она молчала, сорвала ветку сирени и нюхала ее, закрыв лицо и нос.
— Понюхайте, как хорошо пахнет! — сказала она и закрыла нос и ему.
— А вот ландыши! Постойте, я нарву, — говорил он, нагибаясь к траве, —
те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень все около домов растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.
Он поднес ей несколько ландышей.
— А резеду вы любите? — спросила она.
— Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не очень люблю цветов; в поле еще так, а в комнате — сколько возни с ними… сор…
— А вы любите, чтоб в комнатах чисто было? — спросила она, лукаво поглядывая на него. — Не терпите сору?
— Да; но у меня человек такой… — бормотал он. «О, злая!» – прибавил про себя».
В чём тайна диалога героев? Ольга предлагает Обломову понюхать сирень, называет резеду. Обломов, разражаясь, предлагает обратить внимание на ландыши, а затем все цветы называет сором. Оказывается, Обломова раздражает приверженность Ольги к иностранным словам. Сирень — слово немецкое; резеда (исцеление) – французское; роза (колючая) – немецкое. Вот Обломов и предлагает ландыш, исконно русское слово. Может быть, просто вокруг не было других цветов. Нет, раздражение по поводу цветов не только внешнее, но и внутреннее: «О, злая!»
В мир своей сказки не пустит Илья Ильич Ольгу, которая подчиняет себя светским условностям, долгу, обязанности. Обломову нужен покой, защита. Трудности ему не нужны.
В романе «Обломов» проблема непонимания раскрывается значительно шире, чем просто непонимание между близкими людьми. Так, Тарантьев обвиняет Обломова, что тот променял его на немца, имея в виду Штольца. Знаменательна в этом ключе и сцена проводов Андрея в большую жизнь.
« — Ну! — сказал отец.
— Ну! — сказал сын.
— Все? — спросил отец.
— Все! — отвечал сын…
Между тем около собралась кучка любопытных соседей посмотреть, с разинутыми ртами, как управляющий отпустит сына на чужую сторону.
Отец и сын пожали друг другу руки. Андрей поехал крупным шагом.
— Каков щенок: ни слезинки! — говорили соседи. — Вон две вороны так и надседаются, каркают на заборе: накаркают они ему — погоди ужо!..»
— Да что ему вороны? Он на Ивана Купала по ночам в лесу один шатается: к ним, братцы, это не пристает. Русскому бы не сошло с рук!..
— А старый-то нехристь хорош! — заметила одна мать. — Точно котенка выбросил на улицу: не обнял, не взвыл!»
Взаимонепонимание людей оказывается не только на социальном, образовательном, психологическом, но и национальном уровне.
Обломову же с вечной детской мечтой о переходе за заветный овражек, не хватило богатырского мужества, сделать решительный шаг и вкусить полноту реальной жизни. Взаимопонимание жителей Обломовки не дало полного понимания жизни. Не все живут так, как обломовцы. Сами, того не осознавая, родители Ильи Ильича толкнули его из сказки Обломовки в пропасть «обломовщины»:
— Что ж там делается? — с испугом спрашивала Ольга. — Разве «бездна открылась»? Скажешь ли ты мне?
Он молчал.
— Да что такое там происходит?
— Обломовщина! — мрачно отвечал Андрей и на дальнейшие расспросы Ольги хранил до самого дома угрюмое молчание».
Но есть в романе эпизод, который говорит о торжестве взаимопонимания героев. Пусть
временном взаимопонимании, но они были счастливы: «И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это — не час, не два, а целые годы… Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одинаковым трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одинаковым настроением.
Все это симптомы тех страстей, которые должны, по-видимому, заиграть некогда в ее молодой душе, теперь еще подвластной только временным, летучим намекам и вспышкам спящих сил жизни.
Она кончила долгим певучим аккордом, и голос ее пропал в нем. Она вдруг остановилась, положила руки на колени и, сама растроганная, взволнованная, поглядела на Обломова: что он?
У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее…
— Посмотрите в зеркало, — продолжала она, с улыбкой указывая ему его же лицо в зеркале, — глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!..
— Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! — тихо сказал Обломов».
Итальянская музыка, певучие аккорды, голос Ольги и трепетная душа Обломова торжествовали над миром отчуждения и равнодушия. Венец этому чувству – любовь!
Каждый человек – творец своей судьбы. Главное, выбрать её правильно, а ещё научиться слушать других людей, преодолевая непонимание, а значит, избежать одиночества. Об этом роман И.А. Гончарова «Обломов».
Список литературы
1. Гончаров И.А. Обломов.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка.
3. Г.Е. Эткин. «Внутренний человек» и внешняя речь. Москва, «Языки русской культуры», 1999.
SECRETS
OFTHERUSSIAN CLASSICS. MISUNDERSTANDING AS ONE OF THE PROBLEMS OF THE NOVEL I.A.GONCHAROV “OBLOMOV”
I.S.Efremova
The author considers the novel “Oblomov” from the point of view of self-determination of the main character in the modern world in the attempt to overcome his loneliness.
3
Примеры из жизни
Истории известна не одна война, причиной которой стало нелепое недоразумение. Одним из таких вооружённых конфликтов из-за непонимания стала Кондитерская война 1838 года между Францией и Мексикой. В то время Мексика была ещё совсем молодым государством с множеством внутренних политических противоречий, которые были следствием борьбы за власть. Как и в других странах Нового света в Мексике активную роль в развитии бизнеса играли эмигранты из Европы. Одним из них был французский кондитер Ремонтель – владелец кондитерского магазина в Мексике. За десять лет до начала боевых действий его магазин в Мехико был разграблен мексиканскими военными, они унесли оттуда все пирожные. Спустя столь долгое время Ремонтель решил обратиться за помощью и защитой к королю Франции Луи-Филиппу. При этом, он как истинный предприниматель, значительно завысил сумму причинённого ему ущерба. Согласно сохранившимся историческим документами он преумножил эту сумму почти в 60 раз. Франция решила показать миру, как она заботится о своих гражданах и потребовала от Мексики 600 тысяч песо в качестве возмещения морального ущерба, нанесённого вследствие нападения на кондитерскую. Однако в ответ Мексика объявила дефолт по кредитам, взятым во французских банках. Узнав об отказе платить по долгам, король Франции принял решение послать флот под командованием Шарля Бодена для блокады всех мексиканских портов и бомбардировки крепости Сан-Хуан-де-Улуа. Почти год продолжалась война. В конечном итоге, при помощи Великобритании, Мексике удалось заключить мировое соглашение с Францией с условием выплатить все долги.
Бунт против теории
Александр Осповат: Когда я начал преподавать в Америке, один из моих коллег, ныне президент Американского университета в Центральной Азии (АУЦА в Бишкеке. — Прим. ред.),
Эндрю Вахтель, сказал: «Вы, русские, совершенно полоумные люди. Вы не умеете интерпретировать, теоретизировать. Лучше бы сжечь все архивы русских писателей — может, это вам помогло бы заняться делом». Я ответил: «Тогда нам пришлось бы теоретизировать по поводу значительного корпуса текстов, написанных Сергеем Михайловичем Бонди, то есть составленных Бонди из черновиков Пушкина».
Со временем все популярнее у студентов становилась противоположная тенденция. Возник настоящий бунт против теории, и одним из его представителей стал довольно известный и талантливый Гэри Сол Морсон (американский литературный критик, профессор, славист. — Прим. ред.)
, который сказал, что нам не нужно никакой поэтики, нам нужна прозаика. А почему? Потому что поэтика придерживается некоторых уже выработанных положений, для нее существуют определенные правила, а на самом деле в литературе, как и в жизни, нет никаких закономерностей. В жизни царит хаос — в литературе тоже.
Одновременно на русской почве этот же пафос развил Борис Гаспаров, заявивший с изысканной прямотой, что в «Докторе Живаго» «картонные» диалоги, мелодраматические совпадения и неумение выстроить сюжет, но что при этом роман является прорывом за грань эстетического к реальной действительности, в которой все это присутствует в огромной степени, и в этом-то и есть некоторое высочайшее значение «Доктора Живаго», поэтика которого вообще не может быть описана.
Сергей Зенкин: Новейшие течения в литературной теории — гендерные, постколониальные исследования, исследования эмоций и многое другое (то, что я называю лихорадочной сменой исследовательских программ) — характерны преимущественно для западной науки. Русская наука в этом отношении отличается большей стабильностью — уж не знаю, во благо или во зло.
Есть особый путь русской теории, но динамика развития науки о литературе в ХХ веке заключается именно в том, чтобы его интернационализировать. В этом отношении судьба русской теории литературы фантастически удачна, так как именно в данной области русская культура ХХ века глубоко и сильно оплодотворила культуру мировую. Оказывается, идеи русских формалистов и Бахтина, очень далеких друг от друга, и в чуть меньшей степени русских структуралистов прекрасно усваиваются на Западе, очень интересуют науку во всем мире. Разумеется, они перетолковываются до неузнаваемости и искажаются, но главное — они нужны мировой культуре.
Русская культура вообще и наша сегодняшняя теория литературы в частности постоянно находятся в догоняющей позиции, которая в чем-то неприятна, потому что вызывает комплекс неполноценности, а в чем-то и удобна, так как позволяет смотреть на авангард с некоторой дистанции. Передовые течения, которые на самом деле сильнее всего в западной — точнее, американской — науке, конечно, заслуживают внимания, анализа, усвоения и продолжения. Эти течения все меньше интересуются словом как таковым, предмет их изучения не специфически литературный. Фактически речь идет о науке, которую не очень точно называют культурологией, cultural studies.
Огюст Ренуар. Портрет Эдмона Мэтра (Чтец). 1871 год
Народная мудрость
- «Один про Ивана, а другой про болвана». В этой пословице идёт речь о недопонимании. Люди никогда не смогут понять друг друга, если будут говорить на недоступном для остальных языке.
- «Вражда не делает добра». Смысл данной пословицы заключается в том, что вражда не может принести ничего хорошего. Распри и конфликты несут в себе только зло и делают людей несчастными.
- «Не будет добра, если между своими вражда». В этой пословице идёт речь о вражде между близкими людьми. Наши предки знали, что самое важное в жизни человека – это согласие в его доме. Нет мира в семье – не будет и счастья в жизни.
- «От ненависти вражда рождается». В данной пословице говорится, что вражда появляется из ненависти. А ненависть рождается в ссоре, произошедшей из-за непонимания.
- «От одного слова – да на век ссора». В этой пословице говорится о том, что даже одно неудачное слово может стать причиной серьезной ссоры.
- «Худое молчанье лучше доброго ворчания». Смысл данной пословицы заключается в том, что молчанье всегда лучше ругани. Лучше промолчать, когда от тебя ждут ответа, чем сказать что-нибудь неприятное и спровоцировать этим скандал.
- «Легче ссоры избегать, чем её прекращать». В этой пословице говорится о том, что ссору легче предотвратить, чем остановить. Нужно быть терпимее друг к другу, тогда непонимание не будет оканчиваться враждой.
- «У палки два конца». В этой пословице говорится о том, что бывают такие ситуации, в которых не получится обойтись без проблем. Поэтому всегда необходимо взвешивать все плюсы и минусы, прежде чем что-нибудь делать.
- «Мир да лад – большой клад». Наши мудрые предки говорили о том, что нет ничего более ценного в жизни, чем мир и согласие.
- «Живут как кошка с собакой». Так говорят о людях, которые не понимают друг друга, постоянно ссорятся и ругаются.
Почему мы копим негатив?
Представьте себе ситуацию глупого деструктивного спора между вами и вашими близкими людьми.
Каким бы ни был исход в потасовке, истина в ней не родится, поскольку наличия конструктивности здесь вовсе не просматривается.
Однако каждый из вас будет упорно стоять на своем, демонстрируя собственную правоту.
Такие ситуации только накапливают негатив, порождая постоянное непонимание в семье. Никто из участников спора не намерен уступать, каждый считает себя единственно правым, каждый стремится показать свое лидерство, интеллект и умение отстаивать точку зрения.
И каждый не понимает, что своей спесью, эгоизмом и критиканством ранит другого.
И будьте вы хоть трижды правы, подобные явления станут медленно, но планомерно разрушать вашу идиллию, отравлять совместное существование и значительно охлаждать межличностные отношения.
Афоризмы
- «В чём не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности». Знаменитый литературный критик В.Г. Белинский хотел высмеять привычку заурядных людей высмеивать и критиковать всё, чего они не могут понять. Это удел слабых, по его мнению, самодостаточные личности так не поступают.
- «Осуждают то, чего не понимаю». Знаменитый древнеримский ритор Марк Фабий Квинтилиан говорил, что люди всегда осуждают то, чего не могут понять. Это заложено в самой человеческой природе.
- «Человек с человеком испокон веку ведут монолог». Польский поэт Станислав Ежи Лец говорил о том, что люди не понимают друг друга, потому что не хотят понять. Каждый судит только со своей стороны и не пытается вникнуть в чужую точку зрения.
- «Но кто может льстить себя надеждой, что был когда-либо понят? Мы все умираем непознанными. Так говорят женщины и так говорят писатели». Французский писатель Оноре де Бальзак считал, что все люди до конца своей жизни остаются непонятыми.
- «Доброта способна многого достичь. Как солнце растапливает снег, так доброта превращает в пар непонимание, недоверие и враждебность». Немецкий философ и гуманист Альбер Швейцер считал, что только доброта способна победить непонимание, недоверие и враждебность.
- «Непонимание делает из друзей врагов». Немецкий писатель Лион Фейхтвагнер говорил о том, что непонимание способно превратить лучших друзей в злейших врагов. Дружба возможна только тогда, когда люди понимают друг друга и идут на взаимные уступки.
- «Дураков меньше, чем думают: люди просто не понимают друг друга». Французский философ, моралист и писатель Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг говорил, что дураков на самом деле намного меньше, чем думают. Всё дело не в глупости человека, а в том, что его не могут понять.
- «Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают». Немецкий писатель и философ Иоганн Вольфганг Гёте говорил о том, что люди всегда издеваются над теми, кого они не понимают. Непонимание – пугает, поэтому инакомыслие не приветствуется в обществе.
- «Серые умы обычно осуждают то, что выходит за рамки их понимания». Французский писатель Франсуа VI де Ларошфуко говорил, что только люди, которые не обладают особыми умственными способностями, склоны осуждать все, что выходит за рамки их понимания.
- «Страх – это просто ещё одно слово для определения непонимания». Американский писатель и журналист Хантер Томпсон считал, что страх у человека появляется из-за непонимания. Люди всегда боятся того, что недоступно их разуму.