Анализ поэмы «Полтава» Пушкина
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема:
Тема военного столкновения. В произведение отражено историческое событие – Полтавская битва.
Проблема:
Непростые отношения военачальников, где верное служение сменяется на измену.
Перед нами разворачивается картина битвы. С большой теплотой Пушкин описывает образы русских солдат, которых Петр I ведет в бой. Царь показан сильным, храбрым, могущественным, с огненным взором. Читая поэму, живо представляешь битву, которая проходила давным-давно. Никакая историческая хроника не может воссоздать впечатления, которое передает художественное произведение, тем более, если поэма написана великим автором.
Пушкин рассказывает о непростых отношениях, которые связывали русского царя и его гетмана Мазепу. Верный и преданный воин вдруг переходит на сторону врага. До последней минуты царь не верит в измену Мазепы, отвергает донос. Непросто пережить предательство, особенно, если на кону стоит дальнейшая судьба государства. Думаю, что не стоит так безоглядно доверять своему приближенному, особенно, в государственных делах.
Для меня интересен внутренний мир Мазепы. Он прекрасно исполняет свои обязанности, верно служит царю. Вдруг Мазепа становится изменником. Что побудило его предать своего государя? Наверняка, это не сиюминутное чувство, а давний замысел, у которого не было возможности проявиться. Он хочет видеть свою страну независимой – хорошее желание. Жаль только, оно стремится реализоваться обманным путем. Представляю, что творилось в душе человека, который столько лет служил Петру и лелеял надежду свергнуть его.
2. Тема:
Тема любви.
Проблема:
Любовь бывает слепой, излишне доверчивой и безоглядной.
Мария любит Мазепу – прекрасное чувство, но зачем идти таким сложным путем. В момент сватовства она не говорит о своем страстном желании выйти замуж за гетмана. Кто знает, как бы родители восприняли ее чистосердечное признание? Вдруг бы они смягчились и дали благословение на их брак? Она даже не пытается поговорить с ними. Девушка исчезает, не подозревая, что наносит травму своему влиятельному и гордому отцу.
Мария ввязывается в серьезный конфликт. Ее ум еще не окреп, чтобы воспринимать суровую правду жизни. Не перенеся смерти отца, которую она же и спровоцировала, девушка сходит с ума. Для нее так и остался не понятен Мазепа, ее возлюбленный, в котором она видит одновременно ужасный, и прекрасный образ. Этой двоякости Мария уместить в своей голове не смогла.
3. Тема:
Жажда мести.
Проблема:
Желание отомстить оборачивается против мстителя.
Факт исчезновения дочери становится для Кочубея серьезным испытанием. Он искаженно воспринимает то, что произошло. Мария сбежала к Мазепе по доброй воле, но, почему-то, отец считает, что честь девушки поругана. Конечно, здесь речь идет о давних временах, когда такие события воспринимались по-другому. Представляешь Кочубея, которого обманула дочь. Обманул его и близкий друг, которому тот доверил роль крестного отца. Кочубей жаждет мщения, но, вместо этого, лишается собственной головы. Думаю, что эту ситуацию можно было разрешить мирным путем.
А.С.Пушкин «Полтава»: Жанр, композиция, персонажи. — презентация
А.С.Пушкин «Полтава»: Жанр, композиция, персонажи.
История создания поэмы А.С. Пушкина «Полтава». А.С. Пушкин увлекается исторической тематикой, и в частности эпохой и личностью Петра I, и пишет свою известную поэму «Полтава» в годах.
Особенности жанра. Поэма (от греческого творить) лироэпический жанр литературы, повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается в ней через восприятие и оценку повествователя; крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.
Пушкин в «Полтаве», обращаясь к историческим событиям, утверждает: не слепая сила судьбы и случая играет решающую роль в истории; для исторической и моральной оценки Петра I и Карла XII, Мазепы и Кочубея существуют объективные, исторические и нравственные критерии.
Вчерашний победитель может сегодня пасть; но обычно в истории это результат не роковой случайности, а скрытой за нею закономерности; исход борьбы зависит от нравственного облика борющихся сторон, их способности учитывать уроки истории, от исторических и личных мотивов поступков.
Поражение Карла XII под Полтавой явилось неизбежным следствием достижения русским народом и государством исторической зрелости, следствием нравственного превосходства Петра и его «птенцов» над Карлом XII и Мазепой, а не результатом игры судьбы, коварства и неверности людей, покорно следующих за победителем.
Не только в большом мире, но и в истории, по мнению Пушкина, господствуют нравственные силы (а не слепая случайность). То же самое относится к личной жизни людей. Не только как исторические деятели, но и как частные лица, люди, с его точки зрения, несут и перед собой, и перед другими ответственность за свои поступки, а потому подлежат эстетическому и этическому, нравственному суду. Это относится ко всем персонажам «Полтавы» не только к Петру и Карлу XII, но и к Мазепе, Кочубею, Марии и даже к ее не названному по имени жениху, отправленному Кочубеем гонцом к Петру.
Почему Петр I был для Пушкина любимым историческим деятелем? За что в этот период творчества поэт ценит Петра? А.С. Пушкин ценит Петра I как государственного преобразователя, за его военные победы.
— Какие реальные исторические события легли в основу поэмы «Полтава»? Северная война, присоединение Украины к России
Северная война (Великая Северная война, Двадцатилетняя война) война, длившаяся с 1700 по 1721 годы, между Шведской империей и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая, с сильным флотом и армией, империя — Российская со столицей Санкт-Петербург на побережье Балтийского моря годы Шведской империейприбалтийскими РоссийскаяСанкт-Петербург
Фонтан «Самсон…» в Петергофе Построен в честь победы России в Полтавской битве.
Воссоединение Украины с Россией событие, заключавшееся в переходе Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство. (Российское царство) в 1654 году.Войска Запорожского ГетманщинаРоссийское царство 1654 году Гетман Гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий обратился с прошением о переходе на службу к царю Алексею Михайловичу. Просьба была удовлетворена царём и утверждена Земским собором в Москве. Побудительной причиной перехода являлось избавление православного населен ия Малой Руси от религиозного и социального угнетения со стороны шляхты и католического духовенства Речи Посполитой.Богдан Хмельницкий Алексею Михайловичу Земским собором МосквеправославногошляхтыРечи Посполитой
Особенности сюжета поэмы. Сюжет произведения последовательность изображённых в произведении событий.
Почему сватовство Мазепы воспринимается родителями Марии как грех? Мазепа крёстный отец Марии.
— Каким образом судьбы героев поэмы и России переплетаются? через сюжет произведения — Какие две сюжетные линии переплетаются в поэме? романтическая, любовная и эпическая политическая, государственная
— Что является завязкой действия в поэме? донос Кочубея
Характеристика героев поэмы. — Кто главные герои поэмы? Кочубей, Мазепа, Петр I, Карл XII, Мария.
Образ Петра I Героем, стоящим в , является Петр, а центральным эпизодом Полтавский бой и пир после победы. Свое понимание величайшего значения Полтавской битвы в ходе русской истории Пушкин сформулировал в предисловии к первому изданию поэмы: «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем».
Единственным героем в поэме, достойным исторической славы и памяти, является Петр I, поступками которого движут интересы государства: «Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, // Огромный памятник себе».
Ясность и величие образа Петра, который Пушкин создает в «Полтаве», проясняет и логику наших размышлений о том, кто и почему остается в истории и памяти народной, и облегчает в этом плане задачу анализа произведения. И название поэмы, и эпиграф к ней, взятый из поэмы Байрона, ставят в центр внимания события исторические, а не частные: «Мощь и слава войны, как и люди, их суетные поклонники, перешли на сторону торжествующего врага».
главное в характеристике образа Петра, -его портрет: «Его глаза стают. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен», на сравнения, которые использует поэт: «как Божия гроза», «могуч и радостен, как бой». Короткие отрывочные предложения, обилие кратких прилагательных подчеркивают стремительность, дерзость, величие образа и напряжённость момента. В портретной характеристике Петра нет ничего лишнего, так же как и все действия Петра устремлены только на победу. Вдохновенное, сияющее предчувствием победы лицо Петра можно сравнить только с ужасной, но несущей очищение и потому прекрасной грозой. Оксюморон «прекрасен-ужасен», выбранный Пушкиным для описания героя, не только эффектен, но и точен по смыслу.
Петр, «толпой любимцев окруженный», появляется как былинный герой, богатырь: Идет. Ему коня подводят. Ретив и смирен верный конь. Почуя роковой огонь, Дрожит. Глазами косо водит И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком.
Царь вызывает у войска восторг и воодушевляет его на подвиг: «…Далече грянуло ура: полки увидели Петра». Ликованием встречает поэт приближение победы: «Ура! мы ломим; гнутся шведы!» Местоимение «мы» вызвано живым участием, переживанием происходящего и включает не только автора, но и читателя в переживание происходящего, наполняет сердце всякого истинно русского человека чувством гордости за храбрость русского войска и гений Петра.
Пушкин не только рисует Петра как бесстрашного полководца, мощного властелина, но и показывает его благородство, великодушие. Великодушный щедрый, умеющий прощать, умеющий воздать должное сильному сопернику, не помнящий зла: «В шатре своем он угощает / Своих вождей, вождей чужих…» Великого Петра не занимает слава как таковая, важна сама победа, торжество не личное, а торжество России. Появление Петра встречено восторженным ликованием, и сам герой «могуч и радостен», поэтому образ воспринимается читателем как светлый, радостный в поэме. Эпический герой выражает интересы целого народа. В Петре, как в былинном герое, народ видит заступника, освободителя, с ним связывает будущее страны.
— Опишите Петра 1, каким изобразил его Пушкин в поэме: Его внешность; «…Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как Божия гроза». — Как характеризуют Петра его действия в связи с выступлением против него Карла XII? как мудрого, смелого, бесстрашного полководца Как ведет себя Петр во время Полтавского боя? «И он промчался пред полками, могуч и радостен как бой. Он поле пожирал очами». Как такое поведение характеризует царя? как яркую личность, бесстрашного военного полководца
Почему Мазепа не в состоянии постигнуть натуру Петра I? потому что Мазепа ставит личные преимущества выше государственных.
Образ Мазепы В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. В своей поэме Александр Пушкин рисует образ гетмана Мазепы как изменника и предателя царя Петра I. В то же время, по мнению некоторых современных украинских историков, Пушкин указал в поэме, что истинной целью гетмана было обретение Украиной независимости:
Говорят: «Мазепа в поэме жестоко обруган, но не представлен в том виде, каким представляет его история. Одна дума, сочиненная Мазепою и напечатанная в истории Бантыш- Каменского, сильнее рисует характер Мазепы, нежели все эпитеты, данные ему автором поэмы». По мнению критика, Мазепа был патриот. Но разве таким представляет его история? Совсем нет! Все его действия нисколько не показывают в нём самоотверженной любви к Малороссии. История представляет в нём хитрого, предприимчивого честолюбца и корыстника, который готов был ничего не пощадить «для себя», обличает в нём характер, не совместимый с высокою любовью к отечеству.
Мазепа, выжитый польскими панами за волокитства из Варшавы, где получил блестящее образование, принят гетмана Самойловичем в дом и был 6 лет учителем его детей. После того гетман Самойлович избавил его от Сибири за преданность Дорошенку, вывел его в люди и всегда отличал его. Но когда Голицын, любимец Софии, так неуспешно совершил безрассудный поход свой против татар, то Мазепа, дабы угодить Голицыну и оправдать его, всю вину неудачи сложил на гетмана Самойловича, оклеветал его, сочинил донос и тем погубил своего благодетеля и его семейство; после сего купил себе у Голицына гетманство.
Но когда упал и сей вельможа, Мазепа не преминул донести Петру о взятках, кои брал с него Голицын, и разными происками, унижая других и выставляя только себя, он вкрался в любовь государя и пользовался его неограниченною доверенностью, в которой Петр уже позднее раскаивался.
Чтобы завладеть сокровищами удалого и для него опасного Палея, Мазепа зазвал его к себе, заключил в темницу, а потом сослал в ссылку; чтобы погубить Миклашевского и Мировича, он заставил их с горстью казаков защищать крепости против сильных отрядов; требовал казни отца своей любовницы Кочубея и Искры за справедливый на него донос.
После того Мазепа соединяется с Карлом против Петра; но видя неудачу свою, опять обращается к Петру с предложением предать Карла. Такие преступные действия НЕ клонились к освобождению Малороссии для её блага: он не имел того в виду и хотел сделать её независимою для себя, свою независимость хотел утвердить он, завладев Малороссией.
Доказательствами послужит то, что он никогда не соблюдал выгод Малороссии и грабил её; что он не имел, да, кажется, и не старался приобрести народную любовь, и до того был нетерпим малороссиянами, что, вступая в гетманство, должен был выговорить стрелецкий полк для охранения своей личности и позже также содержал гвардию из заднепровской вольницы и волхвов.
«Нечестное» сватовство его и связь с дочерью Кочубея Матроною (Мариею) своею крестницею, родная сестра которой была за его племянником Обидовским, показывает, как он не уважал мнение малороссиян, до чрезвычайности приверженных своим обычаям.
«Мазепа, пожалуй, первый из пушкинских характеров, резко отрицательный, заслуживающий самого сурового приговора, в нём нет ни одной светлой, противоречащей его злым помыслам черты». известный пушкинист Б.С. Мейлах.
— Опишите Мазепу, каким изобразил его А.С. Пушкин в «Полтаве»: — Как ведет себя Мазепа по отношению к Марии? любит ее, но в то же время казнит её отца почему? для Мазепы личные интересы превыше всего — Почему Мазепа предал Петра I? «Я слово смелое сказал. Смутились гости молодые царь, вспыхнув, чашу уронил и за усы мои седые меня с угрозой ухватил. Тогда, смиряясь в бессильном гневе, отмстить себе я клятву дал…» — Как ведет себя Мазепа во время Полтавского боя? понимает, что Петр сильнее Карла — Сравните отношение народа к Мазепе и к Петру, народ любит Петра и презирает Мазепу.
Образ Карла XII Точен поэт в изображении Карла XII. Пушкин не скрывает его личной храбрости, но ведь он ведет захватническую войну, у него нет прогрессивных целей, он действует из честолюбивых соображений. Его поражение предопределено, это чувствует и сам Карл. Подлинную оценку событий и исторических лиц дает сама история. Памятником Петру стала Полтавская битва: «Лишь ты воздвиг, герой!»
В поэме А.С. Пушкина «Полтава» Карл является лжегероем. Легкомыслие и честолюбие отличительные черты его характера. В сравнении с Петром особенно видно ничтожество Карла, которое в итоге признает даже его временный соратник Мазепа. Суетные, мелкие честолюбивые желания не оставляют следа в народной памяти, и потому лишь «мхом поросшие ступени / Гласят о шведском короле».
Опишите Карла XII, изображенного в произведении: — Его внешность; («В качалке, бледен, недвижим, страдая раной, Карл явился») — Как ведет себя Карл XII во время Полтавского боя? («Вдруг слабым манием руки на русских двинул он полки») — Сопоставьте поведение Петра и Карла в момент боя. (выявление ученического понимания проблематики произведения) — Кого из героев оставляет в памяти история? Почему? (выявление ученического понимания проблематики произведения)
Художественные особенности поэмы «Полтава». «Поэма сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами… В общем, она по жанру, по стилю, и языку является, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывается рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лирического начал.
Композиция поэмы объединила повествование об исторических событиях и историю отношения семьи Кочубея и гетмана Мазепы. Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвящении произведения Марии Волконской, имя которой заменено на Матрёна (Мария), и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью: Тебе но голос музы тёмной Коснется ль уха твоего? Поймешь ли ты душою скромной Стремленья сердца моего?.. Твоя печальная пустыня, Последний звук твоих речей, Одно сокровище, святыня, Одна любовь души моей.
В портрете Марии слова «преступница», «своенравная, гордая» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в её судьбе.
Какие художественные приемы используются при описании украинской ночи? Почему? используются эпитеты тиха, спокойно, передающие состояние природы и одновременно подчеркивающие состояние Кочубея перед казнью
— — Какие тропы используются при описании поэтом Полтавского боя? (метафоры) Как передается в тексте напряжение боя, его стремительность? (в тексте используются глаголы: колет, рубит, режет и др., передающие напряжение боя, его стремительность)
Критические отзывы о поэме «Полтава»
Поэма «Полтава» стала для своего времени новаторским произведением, которое не оценили по достоинству ни читатели, ни критики. Оригинальное произведение с многоплановым сюжетом, написанное в различных жанрах не было понято, его критики называли одним из самых слабых эпических произведений поэта.Пушкин даже опубликовал статью «Возражения критикам «Полтавы». Он писал, что поэма «не имела успеха», хотя он сам считал ее «самой зрелой» из всех своих «стихотворных повестей».
В тексте одной поэмы переплетены несколько тем. Прежде всего историческая, связанная с судьбой русского государства в начале XVIII в. Другая тема – политическая, отражающая отстаивание Россией своих государственных интересов. На фоне исторических событий показана личная драма конкретных людей. Многие считали, что различные замыслы слишком смешаны, а значительное событие разгрома шведской армии представлено как эпизод любовной драмы с политическими интригами. Лишь немногие современники Пушкина смогли оценить по достоинству необычное по новизне произведение. Но временем доказана справедливость самооценки Пушкина.Поэма «Полтава» стала одной из «гениальных иллюстраций к русской истории».
🗹