Литературные приемы
Особенности былин можно легко проследить на основе наиболее известных произведений данного жанра. При прочтении хотя бы нескольких текстов сразу бросается в глаза такой прием, как повторения. С их помощью безымянные авторы добивались усиления главной идеи и основного смысла. Кроме того, таким образом древние сказители добивались особого звучания и певучести произведений.
Здесь следует отметить, что эти старинные эпические песни исполнялись в особенно торжественных случаях, поэтому очень важно было настроить слушателей на определенный лад. Исходя из вышесказанного, можно прибавить, что особенности былин отразили дух своего времени, когда военные предприятия княжеской дружины становились объектом уважения и прославления.
Роль эпитетов
Данное средство художественной выразительности играет едва ли не самую важную роль в передаче словами визуальной картины происходящего. Неизвестные авторы не жалели красок, воспевая силу и мощь древних витязей и воинов. Особенности былин легко объясняются той целью, с которой они создавались: желание восхвалить и увековечить подвиги богатырей.
Чтобы подчеркнуть их славу и величие, певцы использовали одни и те же эпитеты, которые при постоянном повторении создавали в воображении слушателя выразительную и красочную картину боя. Как правило, эпитеты применялись к характеристике внешнего облика воина, его коня, а также противника. Необыкновенно красивы описания древнерусских городов: княжеских палат, дворцов, дружины.
Композиция былин. Основные композиционные приемы. Поэтика.
Стилистическое своеобразие былин определяется, с одной стороны, традиционностью выразительных средств жанра, а с другой — их оценочным характером соответственно содержанию произведений и образов персонажей. В былинах наиболее употребительны такие выразительно-изобразительные средства, как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Они одновременно и традицонны, и оценочны. Эти выразительные средства есть и в других жанрах, но для былин они более характерны. Приведем пример эпитетов, присущих именно былинам: «дружинушка хоробрая», «шатры белые», «калена стрела», «востро копье», «сильные могучие богатыри», «стольный Киев-град», «у ласкового князя у Владимира», «столы белодубовые», «гусли звончаты». В других жанрах их нет. Также типичны былинные определения: «богатырский конь», «богатырский сон»; тавтологические эпитеты: «светлая светлица», «темная темница», «соль соленая», «меды медвяные», «старость старая». Традиционность приводит к устойчивости тавтологий и эпитетов. Князь Владимир называется ласковым и тогда, когда он гневается; посол Калина, говоря с Владимиром о своем царе, называет его «собака Калин-царь». Противопоставление вызывает такие парные уменьшительно-ласкательные и увеличительный формы (Идолище, Алешенька).
Из сказанного ясно, что традиционность, гиперболичность, контрастность, оценочность — те принципы, которые определяют стилистические выразительно-изобразительные средства былин, соответствуют содержанию и идейно-художественной сущности жанра.
39. Исторические песни. Их отличие от лирических. Тематика и идейное содержание исторических песен. Основные сборники.
В науке о народном поэтическом творчестве до сих пор нет единого мнения о том, что такое исторические песни — особый фольклорный жанр или тематическая группа разнотипных жанров. Причиной расхождения является различие особенностей этого вида произведений. Б. Н. Путилов и В. К. Соколова считают, что исторические песни — единый жанр, В. Я. Пропп и Л. И. Емельянов полагают, что в них отсутствует жанровое единство.
Однако есть основание принять точку зрения, которая может согласовать указанные два мнения: исторические песни — единый жанр, но в них есть несколько разновидностей песен, относящихся по происхождению к различному времени и имеющих разнотипные структурные особенности. Термин «исторические песни» не народный; он создан и введен в употребление фольклористами, литературоведами, этнографами, историками. В народе песни этого типа называются просто «песни», иногда «старые песни». Исторические песни по объему меньше былин (жанра большой формы) и больше лирических песен (жанра малой формы). Кроме того, это стихотворный и эпический жанр.
От стиха лирических песен он отличается большим числом слогов и отсутствием распева (растяжения и варьирования гласных звуков по высоте).
Эпический характер исторических песен проявляется в повествовательности — рассказе о событиях, которые изображаются объективно. Исторические песни — сюжетный жанр. Сюжет в них сводится к одному событию или даже эпизоду. Рассказ о них динамичный, потому что лишен развитых описании и так называемой эпической обрядности: украшенности повествования, постоянных формул, замедлений (ретардаций), троичных повторений (они редки), устойчивых зачинов и концовок, хотя некоторые их типы вошли в старшие исторические песни из былин.
Предмет исторической песни — конкретные действительные события и лица. В центре события обычно стоят борьба народа за независимость и его социально-политическая борьба. В силу своего конкретно-исторического характера исторические песни отражают движение истории, как оно осознается народным творчеством.
Исторические песни — повествование о прошлом. Однако они складывались обычно вскоре после событий, по их следам. Некоторые песни явно сложены участниками или свидетелями событий, «…предметом исторических песен является современная история, а не более или менее далекое прошлое», — пишет Б.Н.Путилов. И далее: «Историческая песня не обращается к прошлому, она живет настоящим». Но проходит время, и для последующих поколений изображаемые в песне события и лица становятся историей. Передача песни от поколения к поколению сопровождается ослаблением верного воспроизведения событий и лиц, а порой и духа времени. Допускает она иногда и неточные трактовки событий и оценки деяний исторических лиц, так как делает это с точки зрения нового времени. В творческом процессе немалая роль принадлежит вымыслу. Но в исторических песнях он не носит характера фантастики. Не пользуется историческая песня, в отличие от былины, и усиленной гиперболизацией, хотя прибегает к некоторым средствам преувеличения и подчеркивания. Исторические песни имеют свой состав действующих лиц. Их персонажи — известные исторические деятели: Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов.
Важной особенностью исторических песен является то, что в них действует или присутствует при событиях народ, который порой выражает свое отношение к этим событиям. Исторические песни изображают не только внешнее действие; они значительно подробнее и более глубоко, нежели былины, раскрывают психологию, переживания и мотивы поступков своих персонажей. Развитие изображения внутреннего мира человека по сравнению с предшествующими жанрами — характерная особенность исторических песен.
Огромно идейное значение былин. Они воспитывали любовь к родной земле, гордость ее богатством, могуществом и красотой. Былины способствовали формированию и развитию национального самосознания русского народа. В эпоху до монголо- татарского нашествия они служили сплочению русских людей для борьбы с печенегами и половцами. В годы монголо-татарского владычества они укрепляли дух русских людей, свидетельствовали об их непокорности и непримиримости. Идеи единства, независимости и защиты русских земель выражены в былинах с исключительной силой. Образы богатырей в течение столетий были примером высокого патриотизма и идеальных моральных качеств. Былины обладают высокими художественными достоинствами: богатым жизненным содержанием, идейной содержательностью, эстетической яркостью, мастерством в создании картин богатырских подвигов и образов людей далекой от нас эпохи. Былины сыграли видную роль в развитии русского искусства — литературы, музыки, живописи. Пушкин, Некрасов, Толстой, Горький обращались к творческому опыту былин. Римкий-Корсаков в опере «Садко» и Гречанинов в опере «Добрыня Никитич», Васнецов в «Трех богатырях» и «Витязе на распутье», Репин в «Садко» вдохновлялись сюжетами и образами былин, обогащая русскую литературу опытом народного творчества. Русские былины широко переводятся на многие языки мира и изучаются в других странах. Советские и иностранные ученые единодушно признают огромное историко-культурное значение былин.
В исторических песнях есть две основные тематические линии: военная и социальная. К первой относятся, например, песни о войнах и полководцах, ко второй — песни о Степане Разине и Емельяне Пугачеве.
Первые записи русских исторических песен относятся к ,1619—1620 . Они были сделаны для англичанина Ричарда Джемса. В XVIII в. с развитием собирания и публикации фольклорных материалов исторические песни помещались в специальных сборниках, например в «Собрании разных песен» М. Д. Чулкова ‘и «Собрании русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского . Они вошли также в сборник Кирши Данилова , а затем в «Песни, собранные П. В. Киреевским» . Вместе с былинами записывали исторические песни известные собиратели русского эпоса Н. П. Рыбников, А. Ф. Гильфердинг, А. В. Марков, Н. Е. Ончуков и А. Д. Григорьев. В 1860. И. А. Худяков выпустил «Сборник великорусских исторических песен». Свод журнальных публикаций издал В. Ф. Миллер в книге «Исторические песни русского народа XVI—XVII вв.» После Октябрьской революции собирание исторических песен продолжалось. Его вели сотрудники Института русской литературы Академии наук СССР, Института этнографии АН СССР, Московского государственного университета, в архивах которых хранится много еще не опубликованных текстов. Вели собирательскую работу и отдельные ученые. Ценные материалы содержат в себе книги А. Н. Лозановой «Народные песни о Степане Разине» и «Песни и сказки о Разине и Пугачеве»; Б. Н. Путилов издал сборник «Исторические песни на Тереке», А. М. Листопадов — «Донские исторические песни» . Попытки свести и объединить тексты представляли собой книги «Северные исторические песни» под редакцией А. М. Астаховой и «Русские народные песни о крестьянских войнах и восстаниях» под редакцией А. Н. Лозановой . Исключительную ценность имеют четыре тома текстов исторических песен XIII—XIX вв., изданные сектором фольклора Института русской литературы АН СССР. В них объединены почти все известные фольклористам записи произведений этого жанра. Произведен тщательный текстологический анализ, дана обоснованная классификация. Тексты сопровождаются ценными и обстоятельными комментариями, помогающими понять содержание, смысл и происхождение песен.
<= Предыдущая17Следующая =>
Рекомендуемые страницы:
Гиперболы
Художественные особенности былин отражают мышление средневекового русского человека, который был склонен возвеличивать подвиги своих любимых героев. С этой целью авторы использовали гиперболы, которые должны были поразить воображение слушателя. В самом деле, подвиги витязей преподносятся в необыкновенно эпических тонах. Например, в древних сказаниях богатырь одним взмахом и ударом разит противника, от удара копытом его коня земля дрожит и опадает листва с деревьев. Те же приемы применяются и к описанию отрицательных персонажей. Например, Соловей-разбойник так свистит, что всё живое вокруг разбегается, поднимается сильный ветер.
Былины об Илье Муромце, «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»
Образы русских богатырей в героическом эпосе. Величие и сила духа, доблесть и благородство – лучшие национальные черты народных героев
Русский народный герой в былинах – это богатырь. Это слово восточного происхождения, означающее «герой», «храбрец». В русском языке оно созвучно словам «богатый», «Бог». Богатыри, в народном понимании, наделены личностными качествами от Бога, их богатство не только в физической силе, но и в силе духа. Принято подразделять богатырей на «старших» и «младших». Образы старших богатырей пришли еще с дохристианских времен, они представляли собой существа неимоверной силы со сверхъестественными способностями. Это Святогор, Микула, Вольга и др. Младшее поколение богатырей тоже обладает большой силой, но она уже не такая титаническая, стихийная и мистическая. Они ближе к обыкновенным смертным людям, живут во времена князя Владимира, защищают Родину. Самые известные герои – Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
Для богатырей главным качеством является воинская доблесть, ведь их священный долг – охрана границ Руси. Они наделены благородством, отвагой, чувством справедливости. Богатыри беззаветно любят Русь, к врагам которой они беспощадны. Богатырское достоинство проверяется в битве с неравной, более мощной и коварной вражеской силой. Интересно, что враги не изображались в человеческом облике, они представлены в виде чудовищных сказочных существ.
Но прославление воинской службы все же не единственная тема былин. В образах былинных героев воплощены народные представления о добре и зле, вере в справедливость, заботе о процветании и могуществе Родины. Действия богатырей всегда целеустремленные, прямолинейные и открытые, они не способны на вероломство, обман, притворство. Богатыри, не задумываясь, всегда отвечают на любой вызов врага.
Неразлучен с богатырем его конь, он товарищ богатырю-воину,помощник богатырю-землепашцу. Причем будничный крестьянский труд ценится не меньше воинской службы. Образы богатырей гиперболизированы, но их беспредельное удальство и исполинская сила народными певцами изображались как идеальное представление о несокрушимой народной мощи.
Илья Муромец – главный герой почти полутора десятка былин. Хотя о нем нет упоминаний в летописях, существует предание о реально существовавшем богатыре, в Киево-Печерской лавре сохранились мощи Ильи Муромца, причисленного к лику святых. По сведениям из былин тридцать три года «сидел сиднем» на печи калека Илья. Исцелившись чудесным образом и почувствовав прилив могучих сил, он первым делом расчистил от деревьев участок земли под пашню, огородил отцовское поле. Эта неимоверно тяжелая крестьянская работа описывается как первый его подвиг. Илье Муромцу по пророчеству странствующих старцев не суждено было смерть принять на поле брани, как остальным богатырям. Оттого он, посвятивший свою жизнь защите Руси, представляется не молодым, а бывалым, мудрым и опытным воином, лишенным страха перед смертью.
Илья Муромец
В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» повествуется о дороге от Оки до Днепра через лесные дебри, которая слыла настолько небезопасной, что путники предпочитали окольные пути. Муромский богатырь, следуя на службу к князю Владимиру в Киев, выбирает прямой и самый трудный путь, не страшась Соловья Разбойника. По пути освободил Чернигов от осады, победив многочисленную вражескую силу, но отказывается стать там воеводой. Он не может защищать один город, его дело – защита всего русского государства.
Дорога, на которой бесчинствовал Соловей Разбойник, поросла травой и была перекрыта поваленными деревьями. Соловей получил свое прозвище за то,что сидя на дереве, не давал людям проехать к Киеву, пугая своим вредоносным свистом. Нерусское отчество разбойника – «Одихмантьев сын» говорит об иноземном происхождении захватчика. Илья Муромец, победив Соловья и привязав к седлу, как дичь, отвозит в Киев. Освободив путь к Киеву, Муромец способствует объединению земель Киевской Руси. Представ перед князем Владимиром, Илья рассказывает откуда он родом и каким путем приехал в Киев. Узнав о крестьянском происхождении богатыря, князь не только не верит ему, но и выражает свое недоверие оскорбительно. Несмотря на обиду, Илья сдерживает свои чувства, проявляя великодушие и бескорыстие. Богатырь не принимает от князя пожалованных ему городов. С князем у Ильи сложатся непростые отношения, часто он будет с ним ссориться. Так, возможно, в протестах богатыря отражено пробуждение народного самосознания и протест простых людей против несправедливости княжеской власти.
Врожденным умом, здравомыслием в речах и поступках, образованностью и отвагой отличается и другой богатырь – Добрыня Никитич. У этого персонажа имеется исторический прототип, упоминаемый в летописях: рязанский боярин, приходившийся дядей по материнской линии князю Владимиру. Добрыня Никитич был героем одних из ранних былин, в которых появился образ князя Владимира Святославовича, прославляемого за Крещение Руси и объединение русских земель. В более поздних былинах образ князя Владимира постепенно принижается, становясь отрицательным персонажем.В былине «Добрыня и Змей» иносказательно представлена защита христианства на Руси, борьба против язычества.
Смекалкой и сноровкой владел ростовчанин Алеша Попович. В летописях есть упоминания, что сначала он состоял на службе у князей в Ростове, после переехал в Киев, участвовал в сражении на реке Калке, где и погиб.В былине «Алеша Попович и Тугарин Змей» этот богатырь не стал терпеть наглого поведения иноземца на пиру у князя, отомстил за унижение Руси и ее обычаев. У Тугарина был конь с огненными крыльями, на котором чудище летало недосягаемо высоко. Попросил Алеша Попович у небесных сил дождя, благодаря ниспосланному ему в помощь дождю богатырь победил злодея.
Былина о богатыре Садко типична для новгородского цикла. Новгород со своей уникальной системой демократического устройства и вечевым правлением занимал исключительное место в русской истории. Приметы новгородской жизни отражены в былине. В повествовании можно узнать о богатствах города, ремеслах новгородцев. В то же время в былине есть сказочные мотивы. Герой – бедный гусляр, но его музыку и пение не ценят богатые купцы. Он жаждет самоутверждения, своим искусством покоряет водяного царя, с помощью которого становится богатым. Однажды в путешествии его корабли настигла буря, морской царь решил забрать к себе сладкоголосого певца-гусляра. Попавшему в подводное царство Садко сулят несметные богатства, чтобы он остался навсегда в чужом ему мире. Садко же при помощи Николая Чудотворца и девушки Чернавы возвращается в родной Новгород. Садко не обладает богатырской удалью и силой, не совершает подвигов. Но с остальными богатырями его роднит чувство патриотизма, мужество, бескорыстие, готовность жертвовать собой ради других людей.
С большой симпатией обрисован в новгородской былине «Вольга и Микула Селянинович» богатырь из крестьян – Микула.В самом названии дано сравнение двух образов и выражено отношение к ним: у Вольги не указывается титул князя и отчество, уважение к Микуле звучит в необычном прозвище. Независимо и просто крестьянин общается с князем. Недюжинной силой Микула превосходит десять княжеских дружинников, которые не могут вытащить из земли соху пахаря. Он же одной рукой выдернул соху из земли и бросил за куст ракиты.
Микула побывал в тех краях, куда направляется князь со своей дружиной. Он поведал князю, как напали на него местные мужики, стали «грошей просить», но он побил грабителей «до тысячи». Князь Вольга позвал храбреца ехать «в товарищах к тем городам». Микула соглашается сопровождать князя, тот же проникся уважением к Микуле за его участие, справедливость, трудолюбие. Поэтическим описанием труда богатыря-пахаря передается уважительное отношение к его тяжелому труду.
Микула
Ударения
Художественные особенности былин раскрывают и некоторые черты музыкального искусства наших предков. Эти старинные эпичные песни строились по особым правилам, которые придавали им певучесть, размеренность и определенный ритм звучания. В строчках этих произведений используется несколько ударений, как правило, три. Они ставились на третьих слогах от начала и от конца.
Данный принцип не был обязательным, однако применялся довольно часто. Такое исполнение придавало былине особую звуковую выразительность и эпичность. Впрочем, иногда для усиления певучести текста слоги пропевались как одно слово, без разделений и пауз.
Композиция
Не менее важен вопрос о том, какие особенности построения былины применялись наиболее часто. Все произведения рассматриваемого жанра начинались с зачина – вступительного слова, которое раскрывало время и место действия. Здесь следует обратить внимание школьников на высокую степень исторической достоверности: сказания всегда указывают реальный город, говорят о князе, правившем в то время, когда происходили описываемые события, иногда автор упоминал конкретные места, что придавало повествованию убедительность и правдивость.
Далее следуют завязка и кульминация, которые раскрываются буквально на одном дыхании, без пауз, промедлений или отступлений. Таким образом, сказители рисовали одну картину события, не давая слушателю отвлечься ни на одну минуту. Развязка наступала, как правило, довольно быстро: в ней говорится о тех почестях, которые принимал герой в награду за свой подвиг.
Отличительные черты
Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI—XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.
Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.
Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.
Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.
Специалисты отмечают то, что сказания смогли донести имена реальных героев, существовавших в древнерусском государстве: Добрыня, Владимир Мономах, Илья Муромец, Алёша Попович, Батый и многие другие.
Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.
Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.
Тематика
Особенности русских былин раскрывают внутренний мир древнерусского человека. Благодаря этим удивительным сказаниям мы можем понять, что именно интересовало наших далеких предков. Разумеется, наиболее любимым сюжетом были истории о подвигах и ратных сражениях богатырей. Однако, помимо этого, существовали также темы, посвященные прославлению простых тружеников-земледельцев. Существовали былины о необыкновенных приключениях героев, например, большой популярностью пользовались сказки про купца Садко. В этих былинах прославляются не ратные доблести витязей, а такие черты персонажей, как хитрость, удальство, житейская мудрость, позволявшая им находить выход из самых трудных ситуаций.
«Особенности русских былин» – сочинение
Древнерусские былины – уникальное явление нашей литературы. Этот жанр возник на заре создания русского государства. Он отражает все богатство народного духовного опыта.
Невозможно точно датировать каждую былину. Они складывались постепенно с глубокой древности до конца средневековья. Существовало два основных центра возникновения былин: киевский и новгородский. Былины не были творением одного конкретного человека. Они складывались из многократных повторений разных певцов-сказителей, которые сопровождали свой рассказ игрой на гуслях. Отсюда происходит особый стихотворный размер былин, создающий ощущение напевности.
Главные персонажи многих русских былин – богатыри, защищающие простых людей и свою родную землю. Наиболее популярен Илья Муромец. Художественное описание богатыря изображает его невероятно сильным и красивым человеком («удаленький», «добрый», «славный»). При этом Илья Муромец очень скромный и бескорыстный. Действия Ильи всегда решительны и прямолинейны, он не терпит обмана и изворотливости.
Таким образом, в былинах отражается нравственный идеал древнерусского человека.
Другой известный былинный персонаж – Микула Селянинович. Это простой земледелец, обладающий также фантастической силой. В этом образе народ выразил свои представления о важности крестьянского труда, который лежит в основе всей земли Русской.
В былинах всегда резко противопоставляются добро и зло. Резкая граница проходит между положительными и отрицательными персонажами.
В описании персонажей, их действий и поступков часто применяются образы природного и животного мира («глаза да ясна сокола», «брови… да черна соболя»). Обязательный прием былины – мораль, которая напрямую вытекает из повествования. У слушателя не должно было оставаться сомнений в справедливости и неизбежности счастливого конца.
Таким образом, в условиях непрестанных набегов кочевников на русские земли возникала необходимость в их постоянной защите. Подвиги отдельных людей складывались в обобщенные образы богатырей, которые нередко происходили из простых крестьян. В былинах в сказочной форме описываются легендарные деяния этих людей. Повествования певцов-сказителей должны были воодушевлять слушателей на отстаивание своей независимости. Они изображали идеальную модель поведения, к которой надо было стремиться.
Былины являются прекрасными произведениями народного творчества, которые увлекают читателя и в наше время.
🗹