Лучшие друзья с детства
Обломов и Штольц являются друзьями в течение всей сознательной жизни; они вместе росли и вместе прошли путь от юношества до зрелого возраста. Время никоим образом не смогло покосить их настоящую дружбу. Эти персонажи во многом противоречат друг другу, они, на первый взгляд, совершенно непохожи, наверное, так оно и есть, но они дополняют один другого, и они оба это прекрасно понимают. Парадоксально, но Обломов и Штольц являются, своего рода, антиподами друг другу, хотя, может быть, именно это и делает их такими близкими людьми.
Роль Штольца для Обломова
В романе Штольц появляется не сразу, только в начале второй части. Официальная цель его приезда не совсем важна, так как первым делом он заявляется к своему лучшему другу, Обломову. Изначально об этом персонаже почти ничего не известно, поэтому Гончаров ретроспективно показывает детство и отрочество Штольца в первых главах второй части, так как это может многое рассказать.
- Отец Андрея — немец, который приехал в Россию в юности. Это суровый, грубый, но справедливый и честный человек, привыкший самостоятельно пробиваться в жизни. Отец воспитывал сына в своих традициях, чтобы он мог своими силами добиться чего-либо в жизни.
- Мать Андрея — русская женщина, чувственный и поэтический человек. Она прививала сыну чувства и эмоции, доброту и сентиментальность. От неё Штольц наследует свои самые светлые и добрые черты характера.
- В Андрее Штольце собрались лучшие качества его родителей. Он принял от отца самостоятельность, строгость к себе, расчётливость и знание людей. От матери — любовь к жизни и людям, доброту, поэтичность и тонкость души.
В целом, рассмотрев воспитание Штольца, можно осознать, какой вклад сделали родители Андрея в его личность. Они смогли «построить» из него практически идеального человека нового времени, который призван двигать прогресс только вперёд. Это некий новый тип положительного прогрессивного русского деятеля, готовый к переменам в жизни.
Однако всё не совсем так; например, многие признавали Андрея «самым неживым персонажем», они попросту не верили в существование таких «картонных» людей. Мнение этих людей можно уместить в цитату Антона Чехова, который тоже был недоволен образом Штольца: «Наполовину он сочинён, на три четверти ходулен».
Но что ценного дарит Штольц читателю? Почему он помогает понять Обломова? Андрей дополняет далеко не идеального человека, Илью Обломова, он, выступая антиподом, показывает читателю, пусть тоже не идеальную, но альтернативу обломовской жизни. К тому же в общении со своим лучшим другом Обломов раскрывается по-новому, он предстаёт человеком чувствующим и понимающим жизнь.
Сравнение двух главных героев
Представленные друзья детства во многом разнятся. Например, служба Обломова и Штольца: они почти одновременно поступили на службу, однако Обломов распрощался с работой куда быстрее своего давнего товарища. Он подал в отставку ввиду своей чрезмерной чувствительности, он очень боялся, что не сможет сдержать всей ответственности и организовал уход из канцелярии, сначала под видом болезни, потом уже просто перестал ходить.
Отношение Обломова к службе понятно, он не может работать, так как не выносит груза ответственности, он слишком трепетно относится к поручениям, слишком хочет сделать всё идеально. Следовательно, провал в выполнении задачи для него непоправимая ошибка, хотя читатель видит, что это не так, всем, по большому счёту, без разницы, кто как работает, но Обломов не мог так себя обманывать.
Фактический противник главного героя, Андрей Штольц, относится к работе совершенно иначе. Он видит в этом цель своей жизни, он стремится всегда развиваться и идти вперёд, а служба этому отлично способствует. Штольц так же, как и Обломов добросовестно выполняет свои задачи, но относится к этому иначе — если он что-то не может сделать или где-то ошибся, этот человек сделает всё, чтобы подобного не повторялось.
Вообще, эти герои совершенно непохожи друг на друга, и очень странно, что они всё-таки лучшие друзья. Здесь многое значит их детство — в детстве они стали друзьями, когда ещё были похожи, они были малы и, конечно, не видели в жизни многого, поэтому, может быть, и стали близки и протянули свою дружбу сквозь годы. Если же проводить сравнительный анализ, то лучше всего это сделать при помощи таблицы.
Критерий | Илья Обломов | Андрей Штольц |
Внешность героев | Полный мужчина, слабый и изнеженный человек. | Худой. Следит за собой и своим здоровьем. |
Характер | Мягкий, добрый и честный человек, способный на искренние чувства. | Сочетает черты родителей: педантичность от отца и сентиментальность от матери. |
Личность | Ленивый, избалованный человек, однако глубоко мыслящий и, несомненно, умный. | Строгий, в первую очередь к себе, трудолюбивый, бодрый и уверенный в себе и своих силах. |
Отношение к жизни | Интровертный герой, живущий в мире прошлого. Ему неинтересна жизнь, которую проживают его знакомые, в том числе, Штольц. | Видит смысл жизни в постоянной работе, в том числе и над собой; добивается всего своим трудом. Ведёт активную жизнь полную деятельности. |
Деятельность | В прошлом служил чиновником, но бросил работу и осел в Петербурге, у себя дома, в своём мирке воображения. | Труд — образ жизни. Деятельность связана с деловыми операциями, связанными с поездками. |
Отношение к светской жизни, карьере | Ему чужды и светские вечера, и карьерный рост. Он не только не видит смысла в подобном, но и считает это тяжёлой ношей для человека. | Всё время проводит в движении, при этом умеет ценить время. Много путешествует и бывает в обществе. Стремится всегда расти в карьере. |
Характеристика Обломова
Илья Ильич отличался стремлением к покою, бездействию. Обломова нельзя назвать интересным и разнообразным: большую часть дня он привык проводить в размышлениях, лежа на диване. Погружаясь в эти раздумья, он часто за весь день ни разу не поднимался со своего ложа, не выходил на улицу, не узнавал последних новостей. Газет он не читал принципиально, чтобы не утруждать себя ненужной, а главное, бессмысленной информацией. Обломова можно назвать философом, его волнуют другие вопросы: не будничные, не сиюминутные, а вечные, духовные. Он во всем ищет смысл.
При взгляде на него создается впечатление, что он счастливый вольнодумец, не обремененный тяготами и проблемами внешней жизни. Но жизнь «трогает, везде достает» Илью Ильича, заставляет его страдать. Мечты остаются лишь мечтами, потому что он не умеет воплощать их в реальную жизнь. Даже чтение утомляет его: у Обломова много начатых книг, но все они остаются непрочитанными, непонятыми. Душа как будто дремлет в нем: он избегает лишних тревог, волнений, беспокойств. Кроме того, Обломов часто сравнивает свое спокойное, уединенное существование с жизнью других людей и находит, что так, как живут остальные, жить не годится: «Когда же жить?»
Вот что представляет собой неоднозначный образ Обломова. «Обломов» (Гончаров И.А.) был создан с целью обрисовать личность этого персонажа — незаурядую и неординарную по-своему. Ему не чужды порывы и глубокие душевные переживания. Обломов — истинный мечтатель с поэтической, чувствительной натурой.
Жизненный путь Гончарова
Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске 6 июня 1812 г. в зажиточной купеческой семье. Обучался сначала в пансионе, в 10-летнем возрасте его отправляют в Москву в коммерческое училище, которое он спустя 8 лет бросает и поступает в 1831 г. в Московский университет.
После окончания университета, прослужив непродолжительное время секретарем у губернатора Симбирска, переезжает в Петербург, поступает в Департамент внешней торговли в качестве переводчика. Гончаров свободно владел французским, немецким и английским языками. В 1852 г. был назначен секретарем адмирала Путятина и совершил кругосветную экспедицию на военном паруснике «Паллада», на котором пересек Атлантический, Индийский и Тихий океаны. За 2,5 года посетил Англию, Южную Африку, Индонезию, Китай, Японию, Филиппины, побывал на многочисленных островах и архипелагах. Подав в отставку, сходит с корабля на берег Охотского моря и, возвращаясь в Петербург, проезжает через всю Россию. Колоссальный багаж его впечатлений отражен в серии путевых очерков, названных «Фрегат Паллада» (1858 г.).
В последние годы работает цензором в Министерстве просвещения, затем редактором в Главном управлении по делам печати. В 1858 г. дополнительно был назначен преподавателем русской словесности у наследника престола Николая Александровича, но через полтора года от этой должности отказывается.
Всю жизнь Гончаров находился на государственной службе, дослужился до действительногостатского советника, что соответствует чину генерала. После отставки часто путешествует по Европе. Личная жизнь Гончарова не сложилась, он не создал семьи, все свободное время посвящал творчеству. В 1891 г. сжег весь свой литературный архив. 27 сентября 1891 г. скончался, захоронен на Волковом кладбище Петербурга.
Гончаров – первый в русской литературе писатель из разночинцев, а не из дворянской среды. Иван Александрович всю жизнь занимался литературой, писал и переводил с 14 лет, анонимно печатал в журналах свои статьи и фельетоны[1]. Творчеством мог заниматься только на досуге, в свободное от службы время. За 25 лет творческой деятельности (с 1944г. по 1869г.) было написано всего три романа, ставших шедеврами мировой литературы. Современники называли Гончарова одним из гениальнейших литературных лентяев.
Все написанные романы Гончаров считал единым произведением: образы героев и основные мотивы перекликаются между собой. Это единство подчеркнуто еще тремя «О», названия романов начинаются с этой буквы: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Трилогия отражает две основные стороны жизни русского общества: патриархальный уклад провинциальной, деревенской помещичьей жизни и буржуазный городской, столичный образ жизни предпринимателей того времени.
В 1847 г. в нескольких номерах журнала «Современник» печатается роман «Обыкновенная история», который принес успех. В 1849 г. в том же журнале издает очерк «Сон Обломова», который станет впоследствии главой романа «Обломов», появившегося только через 10 лет в «Отечественных записках». Этот роман вызвал множество вопросов и споров. В 1869 г. печатается роман «Обрыв» в журнале «Вестник Европы», который не поняли и не приняли. После неудачи с «Обрывом» в литературе работает только как критик.
Отчего наступила физическая смерть Обломова?
Итог философских размышлений Ильи Ильича таков: он предпочел похоронить в себе прежние стремления и даже возвышенные мечты. с Ольгой жизнь его сосредоточилась на обыденном существовании. Он не знал большей радости, кроме как вкусно поесть и поспать после обеда. Постепенно двигатель его жизни стал останавливаться, затихать: участились недомогания и случаи Даже прежние раздумья оставили его: для них уже не было места в тихой комнате, похожей на гроб, во всей этой вялотекущей жизни, которая убаюкивала Обломова, все больше отдаляла от реальности. Душевно этот человек был уже давно мертв. Физическая смерть явилась только подтверждением ложности его идеалов.
Характеристика Штольца
Образ жизни Обломова никак нельзя сравнить с миропониманием Штольца. Читатель впервые знакомится с этим персонажем во второй части произведения. Андрей Штольц любит во всем порядок: у него день расписан по часам и минутам, запланированы десятки важных дел, которые нужно срочно переделать. Сегодня он в России, завтра, смотришь, уже неожиданно уехал за границу. То, что Обломов находит скучным и лишенным смысла, для него важно и значительно: поездки в города, деревни, намерения улучшить качество жизни окружающих.
Он открывает в своей душе такие сокровища, о каких даже не может догадываться Обломов. Образ жизни Штольца целиком и полностью состоит в деятельности, которая питает все его существо энергией бодрости. Кроме того, Штольц — хороший друг: не раз он помогал Илье Ильичу в деловых вопросах. Образ жизни Обломова и Штольца различен между собой.
Что такое «обломовщина»? Роман «Обломов»в русской литературной критике
Представления Обломова об идеальной жизни раскрываются в его сне. «Сон Обломова» — «образный и смысловой ключ» для понимания сути всего произведения и «обломовщины». Приснившаяся Обломовка олицетворяет собой патриархальный уклад русской барской усадьбы, опоэтизированную идиллию деревенской жизни без суеты и потрясений, наполненную покоем, негой[5], лаской и всеобщей любовью.
Картины детства в родительской дворянской усадьбе – это колыбель, в которой воспитаны его праздность, изнеженность, и были заложены жизненные принципы, ставшие причиной «обломовщины» в его дальнейшей судьбе.
Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина» показал разительное[6] сходство Обломова с типажами «лишних людей»: Чацким, Онегиным, Печориным и др. Этих героев, страдающих от того, что «не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности», поглощает скука и апатия, они избегают общества, терпят крах в любви. «Обломовщина» присуща многим людям и «явлениям русской жизни».
Критик Писарев сказал, что Гончаров, благодаря силе психологического анализа выявил и назвал «болезнь, развитию которой способствует славянская природа и жизнь общества».
Понятие «обломовщина» — это социальный диагноз, характеризующийся отсутствием мотивации к жизни, подменой созидательного труда мечтами; покоя, ленью, праздностью, иллюзией счастья. Слово «обломовщина», придуманное Гончаровым, обрело нарицательное значение и вошло в толковые и энциклопедические словари русского языка. В словаре Даля оно означает «вялость, лень, косность, равнодушие к общественным вопросам».
Любовь в понимании Обломова
Образ жизни Обломова никак не способствовал обретению реального, а не выдуманного счастья. Он больше мечтал и строил планы, чем действительно жил. Поразительно, но в его жизни было место спокойному отдыху, философским размышлениям о сути бытия, но недоставало сил для решительных действий и осуществления намерений. Любовь к Ольге Ильинской на время вырывает Обломова из привычного существования, заставляет пробовать новое, начать следить за собой. Он даже забывает прежние привычки и спит только ночью, а днем занимается делами. Но все же любовь в мировосприятии Обломова напрямую связана с мечтами, думами и поэзией.
Обломов считает себя недостойным любви: он сомневается в том, может ли Ольга его любить, достаточно ли он подходит ей, способен ли составить ее счастье. Такие думы наводят его на грустные размышления относительно своей бесполезной жизни.
К чему пришел Обломов?
В результате оберегающего и осторожного поведения Обломов упускает возможность построить близкие отношения с Ольгой Ильинской. Женитьба его расстроилась незадолго до свадьбы — слишком долго собирался, объяснялся, спрашивал себя, сравнивал, прикидывал, анализировал Обломов. Характеристика образа Обломова Ильи Ильича учит не повторять ошибок праздного, бесцельного существования, ставит вопрос о том, какова любовь на самом деле? Есть ли она предмет возвышенных, поэтических стремлений, или же спокойная радость, покой, которые Обломов обретает в доме вдовы Агафьи Пшеницыной?
Значение творчества Гончарова
Иван Александрович Гончаров оставил в русской реалистической литературе значительный след своими тремя романами, чье истинное значение призналось лишь по прошествии значительного времени.
Его произведения отличаются эпической[7] широтой, глубоким психологизмом, тонким юмором, живописными «говорящими» деталями в повествовании, музыкальностью и удивительно выразительным языком. Сам Гончаров считал, что романы должны быть «школой жизни». Роман «Обломов» стал такой своеобразной «школой», которая учит аналитическому отношению к жизни и сложным взаимоотношениям между людьми. Оттого интерес к этому произведению не пропадает и в наше время.
🗹