- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Сентиментализм повести Бедная Лиза Карамзина
В данной великолепной повести, которая была создана в тысяча семьсот девяносто втором году, нашел воплощение и применение жанр сентиментализм. Читатели того периода крайне приятно и хорошо восприняли данную работу, и их тронула история взаимоотношений простой крестьянки и человека из дворянского рода. Стоит сказать о том, что сентиментализмом в литературе принято считать такой жанр, где на первый план ставились чувства и ощущения персонажей. Также, стоит сказать о том, что автор не смотрел на героев своего произведения исходя из того, какой социальный статус или материальное положение они занимали. Он старался отобразить нрав людей в их истинном образе, и для этого, он предпринимал попытку изобразить героев реалистичными, живыми и интересными.
В сюжете повествовательной линии данного рассказа лежит история о том, как дворянин сумел полюбить простую крестьянку. С точки зрения большого философского смысла, который автор заключил в своей работе, стоит сказать, что он постарался показать героев нейтральными с точки зрения материального статуса. То есть, он хотел показать, что и простые люди достойны любви и уважения в обществе. С точки зрения литературной новизны, стоит сказать, что данный прием был использован впервые. Ведь для творческой жизни литераторов того времени, сословия значили крайне много. Также, можно сказать о том, что через описательные приемы различных элементов в данном произведении, автору удалось сделать комплексную работу, в которой сочетались и лирические отступления, и непрерывность сюжета.
В литературе сентиментализма можно разглядеть духовный мир людей с той точки зрения, что их чувства и переживания в данном жанре выставлялись на первый план. В то время, как это произведение можно назвать весьма трагической историей, ведь изначально, для многих читателей финал произведения может оказаться весьма очевидным, так как отношения между главными героями изначально позиционированы как неравноправные и неравнозначные. Стоит отметить и тот факт, что страдания героев связаны с большим количеством предрассудков в обществе и рядом неодобрительных взглядов, с которыми героям приходится бороться. Стоит сказать, что данное великолепное произведение наполнено глубоким философским смыслом, и помимо этого, оно учит тому, что несмотря на различия в материальном и социальном планах, можно относится друг к другу с уважением и любовью.
Сочинение 3
Произведение «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина яркий пример стиля сентиментализма в литературе, для того времени это был первая повесть в таком жанре и она произвела настоящий фурор на фоне классицизма, в котором больше власти разума над чувствами, а герои получают то, что заслужили. Точное описание мест и пейзажей, окружающих героев, добавляет произведению реалистичности. Отличительной чертой данного произведения является трагический конец. Читатели были настолько поражены и растроганы всей историей, что начались паломничества к пруду, в похожем по описанию месте.
В повести описывается несчастная любовь крестьянки Лизы и дворянина Эраста. Крестьянская девушка впервые изображается в литературе как чуткая и одухотворенная личность, ее манеры и речи ни чем не отличаются от людей дворянского происхождения, в итоге в нравственном отношении она оказывается выше их.
Лиза знакомится с Эрастом в Москве, продавая ландыши, что бы прокормить себя и мать после смерти отца. Эраст молодой богатый дворянин легко завоевывает сердце девушки. Молодые люди влюбляются и проводят много времени вместе, но Эраст быстро теряет интерес к крестьянке и вскоре сообщает, что отправляется на войну.
После расставания Лиза очень горюет, она скрывает свои чувства от всех, в том числе, что бы не расстраивать больную мать, проливает слезы в лесу, при этом природа отзывается на ее печаль и как будто птицы горюют вместе с ней. Природа в повести выступает не просто фоном, а способом отразить эмоциональное состояние героев. Даже автор делает лирические отступления и пишет строки о том, что плачет вместе с ней.
Эраст проигрывает все свое состояние в азартной игре во время войны и что бы сохранить свой статус и оплатить долги ему приходится жениться на богатой вдове. Лиза видит его в роскошной карете и узнает о его женитьбе, Эраст пытается выкупить у нее прощения деньгами, не в силах пережить предательство она бросается в пруд, обрывая свою жизнь. Главный герой раскаивается в своем поступке, Карамзин пишет, что это он приводит его на могилу Лизы незадолго до собственной кончины.
Одно доброе чуткое сердце главной героини взбудоражило тысячи сердец и пролило свет на важность и ценность искренних чувств, и не зависимо от положения в обществе, они одинаково важны для счастья.
Близость природы и человека
Черты сентиментализма повести «Бедная Лиза» нашли выражение и в показе тесной связи героев с окружающей природой. Пейзажные зарисовки созвучны их настроению и переживаниям. Зловещая сцена грозы усиливает страх и тревогу героини и служит доказательством, что ждёт её не радость и счастье, а нечто гибельное, пугающее.
Автор восхищается присущей природе красотой и чистотой. Она выступает отдельным героем, и только такая прекрасная девушка, как Лиза, способна общаться с ней и понимать её.
Сентиментализм как направление в литературе на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Введение
Сентиментализм (в переводе с французского «sentiment» означает «чувство») является одним из основных направлений в литературе, зародившееся в первой половине 18 века в Англии и Франции. Отсюда можно выявить основную особенность этого литературного направления – упор на чувства читателей, интерес к ним и стремление автора не оставить читателя равнодушным.
Я проанализирую основные особенности сентиментализма и его значимость на примере повети Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Проблема данного исследования носит актуальный характер. Актуальность данной темы связана с некоторыми факторами: сентиментализм как направление в искусстве интересен и в наши дни; с ним связано много имён знаменитых писателей, и именно сентиментализм провозгласил культ гуманизма.
Объектом исследования является сентиментализм как художественная система. Предмет исследования – выявление признаков сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Цель исследования – рассмотрение направления сентиментализма в литературе на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
- Изучить термин «сентиментализм»
- Рассмотреть данное направление
- Определить черты сентиментализма в повести
- Проанализировать полученную информацию
- Сделать вывод.
Глава 1
1.1 Понятие о сентиментализме
Сентиментализмом принято считать направление в западноевропейской и русской культуре, пришедшее на смену классицизму и его идеям. Основной же чертой данного направления считается акцент на чувстве, где именно ему и уделяется особое внимание в сентиментальных произведениях.
Само понятие этого термина имеет большое распространение в культуре, но именно в литературе и живописи оно приобрело наибольший размах и популярность.
Как и в любом литературном направлении, сентиментализм имеет характерные особенности и отличительные черты. Обычно главной тематикой принимается любовная, а идейной основой является протест против испорченности аристократического общества.
Часто можно заметить, что в данном направлении основными жанрами считаются письма личного характера, сентиментальные повести, элегии, дневники и мемуары.
Основным свойством является раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы.
Особенности сентиментализма:
1.Культ природы.
2.Внимание к душе и личности.
3.Многогранные характеры героев.
1.2 Основные особенности сентиментализма
Сентиментализм — литературное направление, возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.
Основная тематика сентиментализма – любовная.
Основными жанрами сентиментализма являются:
- сентиментальная повесть;
- путешествия;
- идиллия или пастораль;
- письма личного характера.
Идейная основа этого направления — протест против испорченности аристократического общества.
Основные черты сентиментализма:
- уход от прямолинейности;
- многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру;
- культ чувства;
- культ природы;
- культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;
- утверждение богатого духовного мира низших сословий.
Особенности русского сентиментализма:
- сильная дидактическая установка;
- выраженный просветительский характер;
- активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Основное свойство сентиментализма— стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы.
Представителем русского сентиментализма является Н.М. Карамзин.
Проанализирую его повесть «Бедная Лиза», чтобы выявить основные черты этого направления и представить их более развёрнуто.
Глава 2
2.1 Начало истории «Бедной Лизы».
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века и создала настоящий переворот в кругах писателей.
Но идея данной книги не принадлежит автору. Писатель часто сталкивался с похожими историями, путешествуя по Европе. На то время именно за границей литература начала уходить от старых мотивов классицизма, приближаясь к легкости, нежности и чувственности сентиментализма. Многократные поездки автора привели его к выводу, что читателю тоже будет интересна история любви молодых людей из разных сословий.
При этом автор не оставляет иностранную историю в оригинальном виде. С самого начала понятно, что главные герои живут в Москве и около неё. Характер персонажей также является типичным. При этом в лучших традициях сентиментализма, всё достаточно сильно преувеличено – Лиза чиста и наивна благодаря своему единению с природой местной деревушки. В противовес этому автор рисует город чудовищем. Всё это чувственно приближает сюжет и главных героев к читателю, заставляет им сопереживать.
Новым в произведении для русской литературы был и плохой конец произведения — читатель того времени привык, что в конце добро всегда побеждало зло, но перед ним теперь была открыта горькая правда жизни . Смерть главного героя произведения породила волну сочувствия, особенно среди женского пола. Более того, образованные и чувственные женщины начали ей подражать.
2.2. Характеристика Лизы
В первый раз имя Лизы появляется в названии повести. Уже на этом этапе мы можем понять, что именно женский образ станет в произведении главным. Кроме того, из названия мы можем уловить отношение автора к Лизе: он называет ее «бедной». Когда Н.М Карамзин выбрал главной героиней крестьянку, он полностью отступил от правил классицизма.
Во второй раз мы встречаемся с Лизой в воспоминаниях рассказчика: «всего чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Судя по эпитетам, которые употребляет рассказчик, говоря про Лизу, («прекрасная», «любезная»), читателю может показаться, что рассказчик был человеком, влюбленным в Лизу, и только дочитав историю до конца, мы понимаем, что он просто жалеет бедную девушку.
Лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». Лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обеднели» и «принуждены были отдать свою землю внаем и за весьма небольшие деньги». Мать ее не могла работать, и «одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Лиза очень трудолюбива.
Постепенно, шаг за шагом, Н.М Карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. У нее очень мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная Лиза не могла удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». Она очень застенчива и робка. При первой встрече с Эрастом Лиза постоянно заливается краской смущения: «Она показала ему цветы — и закраснелась». Именно через Лизу автор старается правдиво раскрыть психологию человека. Он изображает не чувства человека, а чувства конкретной личности – Лизы, её переживания.
Главная героиня повести предельно честна. Ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда Эраст предлагает Лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». Кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку.
В «Бедной Лизе» автор разрешил своей героине полюбить. Полюбить по велению сердца, по собственной воле. Полюбить пламенно, страстно и навсегда. «Когда ты, – говорила Лиза Эрасту, — когда ты скажешь мне: «Люблю тебя, друг мой!», когда прижмешь меня к своему сердцу и взглянешь на меня умильными своими глазами, ах! тогда бывает мне так хорошо, так хорошо, что я себя забываю, забываю все, кроме Эраста. Чудно? Чудно, мой друг, что я, не знав тебя, могла жить спокойно и весело! Теперь мне это непонятно, теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен».
Автор позволил героине любить и не осуждает ее за это. Напротив, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, после того как он, обманув, бросает Лизу. Автор осуждает своего героя, который не проходит испытание самым сильным чувством на земле – любовью.
Вот ещё одна черта сентиментализма в этом произведении – преобладание чувств над разумом. Лиза забывает обо всём, она живёт только своей любовью к Эрасту.
Вообще, Лиза наделена почти всеми христианскими добродетелями. Даже в тяжелую минуту, в разлуке с любимым, она обнаруживает такие прекрасные качества, как уважение к родителям и готовность жертвовать всем для любимого человека. «Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь». «Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль; «У меня есть мать!» — остановила ее».
Один из важнейших моментов в раскрытии образа Лизы – это ее самоубийство. Чистейшая, ангельская душа совершает грех, который считался и считается в христианстве одним из самых страшных. Героиня обезумела от горя. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! Небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!». «Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее…она бросилась в воду».
Таким образом, Лиза представлена в повести как чистая и далёкая от «алчной Москвы» душа.
2.3. Характеристика Эраста и их с Лизой отношений
Эраст — герой повести, молодой офицер, дворянин, с добрым, но, увы, неверным сердцем. Он соблазняет крестьянскую девушку Лизу, живущую в одной из подмосковных деревень со старушкой матерью. Вскоре платоническая любовь переходит в чувственную, а затем следует охлаждение, которое Эраст объясняет необходимостью идти на войну. «Нет, он в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове и пробует «откупиться» от Лизы ста рублями.
История их отношений представляет собой историю постепенного перемещения Лизы из естественного, природного мира в мир Эраста. Под его влиянием Лиза утрачивает ту душевную цельность, которую Н.М Карамзин и кладет в основу психологического противопоставления своих героев. Однако и Эраст в свою очередь «смещается» в сторону Лизы: он становится более чувствительным и расплачивается за совершенный им неблаговидный поступок не внешними лишениями (болезнью, нищетой и т.д.), а муками раскаяния — т. е. внутренним, душевным страданием: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею…»
Эраст начинает в русской литературе длинную череду героев, главной чертой которых является слабость и неприспособленность к жизни и за которыми в литературоведении надолго закрепился ярлык лишнего человека.
Эраст — не «коварный соблазнитель», он искренен в своих клятвах, искренен в своем обмане. Он столько же виновник трагедии, сколько и жертва своего «пылкого воображения». Поэтому автор не считает себя вправе вершить суд над ним. Он стоит наравне со своим героем, поскольку сходится с ним в «точке» чувствительности. Недаром автор выступает в повести в роли рассказчика того сюжета, который поведал ему Эраст : «…Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке…»
Герои повести, Эраст и Лиза, ищут счастья в любви, но чувства их лишены камерности, они живут в большом и жестоком мире, оказавшись втянутыми в какой-то непостижимый для них конфликт с действительностью. Фатальный закон этой жизни лишает их счастья, делает жертвами, обрекает на страдания и гибель.
2.4. Образ рассказчика
Роль рассказчика в повести «Бедная Лиза», безусловно, принадлежит самому автору.
Рассказчик искренне переживает за своих героев, переживает, как будто живет вместе с ними. Неслучайно в тот момент, когда Эраст покидает Лизу, следует проникновенное авторское признание: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему».
С Эрастом и Лизой сжился не только сам автор, но и тысячи его современников — читателей повести. Этому способствовала хорошая узнаваемость не только обстоятельств, но и места действия. Карамзин довольно точно изобразил в «Бедной Лизе» окрестности московского Симонова монастыря, а за находившимся там прудом прочно закрепилось название «Лизин пруд». Более того, некоторые несчастные барышни даже топились здесь по примеру главной героини повести. Сама же Лиза стала образцом, которому стремились подражать в любви, правда, не крестьянки, карамзинскую повесть не читавшие, а девушки из дворянского и других состоятельных сословий. Редкое же дотоле имя Эраст стало весьма популярным в дворянских семьях.
Характерно, что у Карамзина Лиза и ее мать, хотя и заявлены крестьянками, изъясняются на том же языке, что и дворянин Эраст и сам автор. Писатель, как и западноевропейские сентименталисты, еще не знал речевого различения героев, представляющих противоположные по условиям существования классы общества. Все герои повести говорят на русском литературном языке, близком к реальному разговорному языку того круга образованной дворянской молодежи, к которому принадлежал Карамзин.
Также и крестьянский быт в повести далек от подлинного народного быта. Скорее он навеян свойственными сентименталистской литературе представлениями о «естественном человеке» , символами которого являлись пастухи и пастушки. Поэтому, например, писатель вводит эпизод встречи Лизы с молодым пастушком, который «по берегу реки гнал стадо, играя на свирели». Эта встреча заставляет героиню мечтать, чтобы ее возлюбленный Эраст был бы «простым крестьянином, пастухом», что сделало бы возможным их счастливое соединение. Писателя все-таки главным образом занимала правдивость в изображении чувств, а не деталей малознакомого ему народного быта.
Утвердив своей повестью сентиментализм в русской литературе, Карамзин сделал значительный шаг в плане ее демократизации, отказавшись от строгих, но далеких от живой жизни схем классицизма. Автор «Бедной Лизы» не только стремился писать, освобождая литературный язык от церковнославянских архаизмов и смело вводя в него новые слова, заимствованные из европейских языков. Он впервые отказался от деления героев на сугубо положительных и сугубо отрицательных, показав сложное сочетание хороших и плохих черт в характере Эраста. Тем самым Карамзин сделал шаг в том направлении, в каком двинул развитие литературы в середине XIX века реализм, пришедший на смену сентиментализму и романтизму.
Вывод Карамзина: «И крестьянки любить умеют» — этический кодекс, провозглашающий моральное равенство дворянина и крестьянина.
2.5 Черты сентиментализма в произведении
Так как эта повесть была написана в сентиментальном направлении, то оно имеет характерные для него черты и особенности.
Во-первых, автор уделяет особое внимание к описанию природы. Также именно она становится свидетелем тайных встреч возлюбленных и местом гибели молодой девушки. Сцена грозы предвещает ужасные перемены в жизни главных героев, крах их недолгой любви. Природа представлено как живое существо, и Лиза единственная способно контактировать с ним.
Во-вторых, отражен культ чувства, преобладающего над разумом. Простая крестьянка Лиза представлена в произведении как личность, способная полюбить, познать это светлое чувство. Карамзин изображает ее богатый духовный мир, передает все ее страдания и переживания.
В-третьих, Карамзин описывает жизнь простых людей и противопоставляет деревню городу. Деревня является символом чистоты и непорочности, а город – разврата и алчности. В деревне живёт наивная Лиза, которая полностью готова довериться своему любимому Эрасту, проживающему в городе. Деревенская девушка живет спокойной, размеренной жизнью, а Эраст не задумывается о своих поступках и ведет разгульную жизнь, хоть и любит Лизу.
Финал повести так же сентиментален и трагичен. Сердце девушки окончательно овладевает ее разумом, она уже не может вынести этих переживаний и решает покончить свою жизнь самоубийством.
Заключение
В процессе работы над проектом, я ознакомилась более подробно с явлением сентиментализма в культуре и улучшила свои познания в этой сфере.
В своей работе я ставила цель: рассмотрение направления сентиментализм в литературе на примере повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Таким образом, это произведение можно считать сентиментальным произведением, т.к. оно отвечает всем требованиям этого направления в литературе, а именно:
1) главная героиня повести – крестьянка;
2) Н.М. Карамзин изображает не чувства человека вообще, а чувства конкретной личности – Лизы;
3) автор показывает преобладание чувства над разумом: Лиза забывает обо всём, она живет только своей любовью;
4) Н.М. Карамзин создал новый характер – Эраста;
5) в повести ощущается трагический фатализм;
6) сами герои воспринимают себя персонажами из пастушеской идиллии;
7) автор не скрывает своих чувств и своего отношения к героям;
Н.М. Карамзин не пересказывает античные или восточные сюжеты, он описывает русскую действительность;
9) в повесть вторглась реальная действительность с ее социальными противоречиями;
10) автор открыл новую композиционную функцию пейзажа