Урок — размышление по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»


Школьные требования

Во время изучения повести ученики пишут сочинение-размышление, отвечают на тематические вопросы и пишут рефераты. Это позволяет углубиться в суть рассказа и более точно понять посыл, который передаёт читателям Карамзин. Повесть поможет подросткам быть менее наивными, больше доверять родителям и быть серьёзнее.

Не зря критики считают образ Эраста заслугой автора. Ведь многогранность его характера поучительна для юных школьников и вместе с тем не вызывает отвращения и порицания.

Совмещённые негативные и положительные поступки толкают на размышления о человеческих слабостях, о способах пресечения порочных наклонностей.

А также заставляют задуматься о вине мужчины: один ли он виноват в произошедшем, или, может, Лиза тоже должна была проявить осторожность, а её мать быть более внимательной, а не замкнутой на своём горе во вред родной дочери. Или, возможно, обстоятельства сложились самым неудачным образом, что девушка и мужчина оказались вместе тогда в Москве на рынке.

При работе с написанием изложений или рассуждений требуется план. Например:

  1. Знакомство центральных персонажей.
  2. Развитие отношений.
  3. Трагическая развязка.
  4. Размышление о том, жертва ли Эраст или преднамеренный злодей.

Работа может быть небольшого объёма, но должна, по сути, отвечать на поставленную тему. Образ Эраста должен быть раскрыт полностью, и необходимо обоснованно доказать свою мысль, почему персонаж пострадавший или причиняющий зло.

Согласно школьной программе, ученикам требуется писать сочинение на тему «Эраст — злодей или жертва».

ШколеNET

Главная героиня повести, «прекрасная, любезная Лиза», хотя и является дочерью зажиточного поселянина, всего лишь крестьянка. После смерти своего отца она вынуждена, не щадя своей нежной молодости, своей редкой красоты, трудиться день и ночь, чтобы прокормить себя и свою больную мать. Чувствительная добрая старушка благодарит всевышнего за такую дочь. «Бог дал мне руки, чтобы работать», -говорит Лиза. И она работает: ткёт холсты, вяжет чулки, собирает ягоды и цветы, чтобы продавать их в Москве. И именно продавая ландыши, она знакомится с молодым человеком, который впоследствии станет главной любовью всей её жизни. Эраст – богатый дворянин, «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Он ведёт рассеянную жизнь, думает только о своём удовольствии, ищет его в светских забавах, часто скучает и жалуется на судьбу. Но с появлением любви жизнь его сразу меняется. Карамзин удивительно поэтично и романтично описывает чувство , возникшее у этих молодых людей, сравнивая его с восхитительной, волшебной, небесной музыкой. Узнав, что Эраст её любит, Лиза , чистая душа, самозабвенно, не задумываясь, отдаётся этому чувству. В пробуждении утренней природы отражается зарождение Лизиной любви: «Но скоро восходящее светило дня пробудило все творения: рощи, кусточки оживились; птички вспорхнули и запели; цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа, на протяжении всей повести, наравне с героями, будет главным действующим лицом. Она поможет нам глубже понять чувства и переживания каждого персонажа, вместе с ними она будет радоваться и грустить, смеяться и плакать.Но прекрасная, взаимная любовь не выдерживает испытания на прочность. И виноват в этом жестокий мир, в котором живут молодые люди. В этом мире условности стоят выше человеческого счастья. Возникает сложный социальный конфликт: пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой необычайно велика. У Эраста не хватает сил, чтобы защитить свою любовь, он вынужден от неё отказаться. Какую трогательную картину рисует автор в сцене расставания, где бедная девушка, прощаясь с любимым, словно прощается со своею душой. Даже природа в этот момент пребывает в молчании. Но в героине ещё живёт золотой лучик надежды, вера в то, что она будет счастливой. Лизиным мечтам не суждено сбыться. Раскрывая обман своего возлюбленного, она понимает, что не сможет больше жить на этом свете. Бедная девушка бросается в воды глубокого пруда. И в этом отчаянном поступке проявляется вся сила её нежной и хрупкой души.Читатель, конечно же осуждает Эраста за слабость, винит его в смерти Лизы. Но только ли он виноват? Ведь, узнав о случившейся трагедии, герой так и не находит себе утешения и до конца жизни остаётся несчастлив. Мне кажется, Эраст достаточно наказан, более того, отвечать должен не только он, а то общество, тот порядок, который своими законами обрекает людей на гибель.Показывая нам драму человеческой души, Карамзин все-таки отказывается от исследования вызывающих её причин. Он всячески стремится уйти от вопроса – кто виноват? В его пьесе есть страдание, но нет виновных в нём. Писатель стремится всё объяснить лишь фатальным законом господствующего в мире зла. Карамзин испытывает страх перед социальными противоречиями, господствовавшими в то время в России. Но попытка уйти от них в мир нравственный не приносит ему спасительного выхода. Перелом в убеждениях писателя, когда он станет считать, что художник должен быть «органом патриотизма», наступит гораздо позднее. А пока Карамзин даёт читателю возможность восхищаться удивительной повестью о прекрасной и чистой любви. Всеми силами своего таланта он воспевает это чувство, которое является величайшей ценностью в жизни.
более месяца назад

Интегрированный урок по праву и литературе на тему «Виновен ли Эраст в гибели Лизы?»

Интегрированный урок — суд, по повести Карамзина «Бедная Лиза».

Тема урока:

«Виновен ли Эраст в гибели Лизы?»

В данном уроке мы интегрируем такие предметы как право и литература. Данная тема выбрана по нескольким причинам:

— данный урок поможет проверить, усвоенные знания одновременно и по литературе и по праву.

— данного типа уроки помогают на конкретных примерах понять теоретическую базу предметов;

— в произведении затронута проблема, которая не имеет однозначного ответа, учащимся необходимо самостоятельно думать, размышлять, используя репродуктивные методы;

— такого рода уроки помогают, формировать грамотную речь учащихся;

— показать на уроках права то, что мы вполне закономерно можем привлекать знания из других предметов, и одним из наиболее близких предметов является именно литература;

— в произведении рассматриваются проблемы актуальные для любого поколения людей (взаимоотношение людей, противостояние темы город и деревня).

— при использовании данной темы мы можем подвести итог по изучению блока уголовное право;

— учащиеся мыслят и самостоятельно принимают решения;

— данного типа урок поможет учащимся познакомиться с основами российского судопроизводства;

— в работе примут участия все учащиеся класса.

Цели урока:

Образовательные:

— формирование понятий «правонарушение», «преступление» с использованием статьи 110 УК РФ, на примере данного произведения.

— формирование представления доказательств по разбираемому делу;

Развивающие:

— формирование умения работы с нормативно-правовыми актами (Уголовный кодекс РФ, Конституция).

— формирование умения аргументировать своё мнение, доказывать свою точку зрения;

— формирование умения правильно формулировать вопросы;

— формирование умения обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

— формирование понимания права, свободы, закона, как ценности уважительного отношения к правовому регулированию общественных отношений;

— формирование понимания о обязанностях перед законом, за неисполнение которых, любой человек несет ответственность;

— формирование ценностного отношения к гласности, открытости, состязательности независимости как основных принципов судебного процесса.

В данном типе урока роль учителя минимальна. Перед началом непосредственного самого судебного процесса учителя — предметники могут огласить вступительную речь.

Учитель литературы:

Данная повесть является одним из примеров произведения, написанного в стиле сентиментализма. Основоположником, которого и является его автор Николай Михайлович Карамзин. Основным конфликтом произведения выступает тема противостояние любви и сословных предрассудков, житейских неурядиц. Поэтому ваша задача определить мог ли Эраст преодолеть все эти вопросы и не допустить гибели Лизы, или всё это было непреодолимые обстоятельства, в которых не было его вины.

Учитель права:

Данный урок позволит нам обобщить все изученные темы по уголовному праву. Понять было в действиях подсудимого Эраста состав преступления предусмотренного статьей 110 УК РФ. Имеются ли достаточные основания для того, чтобы приговорить его к лишению свободы? Также нашей задачей в течение этого урока является выслушать речь государственного обвинения, адвоката, свидетелей и вынести правильное, обоснованное, справедливое решение, опираясь на все изученные раннее темы.

Одним из фрагментов данного урока может служить вступительная речь государственного обвинителя, которым является один из учеников. Данную речь сформулировать нельзя, если хотя бы по одному из предметов отсутствуют необходимые знания.

«Ваша честь, прошу подсудимого Эраста считать полностью виновным по сути предъявленного обвинения. Подсудимый признан виновным и отдающим себе отчёт в инкриминируемых ему деяниях. В его действиях присутствует состав, преступления предусмотренного статьей 110 УК РФ, то есть доведения до самоубийства. Подсудимый столкнулся с серьёзно жизненной проблемой, виновником которой сам и явился, по причине собственного легкомыслия. Для разрешения данной проблемы Эраст пожертвовал чувствами, счастьем потерпевшей Лизы. Девушка не смогла пережить измену и покончила жизнь самоубийством. Таким образом, Эраст стал невольным виновником гибели Лизы. Эраста виновен в том, что не смог преодолеть сословных предрассудков, не смог стать выше житейских неурядиц, чтобы спасти и сохранить свою любовь и принести счастье любимому человеку. В результате он своими действиями погубил девушку.»

Данный интегрированный урок права и литературы поможет изучить ребятам уголовное право на разборе соответствующей ситуации, сложившейся в произведении Н.М. Карамзина. Тем самым он углубит их знания по таким предметам, как литература и право. Урок является не только интегрированным по типу, но и будет носить игровой характер. У учеников появится возможность изучить особенности российского судопроизводства и почувствовать себя необходимым, активным, так как на уроке будет задействован каждый.

Пример текста сочинения

В произведении Карамзина главный герой — это молодой, красивый дворянин. Автор характеризует его как доброго сердцем, но ветреного душой человека. Он влюбился в простую деревенскую девушку, которая была ниже его по происхождению. Он наносит ей визиты, помогает материально. Мать Лизы души в нём не чаяла.

Всё это, а также внешние данные, подкупает девушку, и она влюбляется. Эраст расточает комплименты, сыпет обещаниями, исполнение которых так и не наступило. Когда у мужчины получается толкнуть девушку на порочную с ним связь, его интерес быстро угасает, любовь заканчивается после первой же проведённой вместе ночи.

Эраст уходит на войну, там проигрывает много денег и решает поправить своё материальное положение с помощью женитьбы на богатой женщине. От Лизы, которая искренне и впервые полюбила, он хочет откупиться и даёт девушке сто рублей.

Крестьянка не смогла пережить предательства и учинила собственную смерть, утопившись. Это погубило её мать, умершую от горя из-за кончины дочери. Да и для коварного искусителя поступок Лизы стал запретом на счастье до конца его дней, ведь мужчина ни на секунду не забывал, что он виновник нескольких утраченных жизней.

При анализе образа главного персонажа однозначно трудно ответить, можно ли считать Эраста злодеем. Без сомнения, его ветреность и обман заслуживают наказания. Но учитывая положительные качества, возникают сомнения о преднамеренной лжи.

Были ли причины у Эраста, чтобы специально погубить девушку, если он искренне ею восторгался? Может, Лизина красота души и честность затронули какие-то струны в душе мужчины, и он не смог бороться с искушением. Ведь Эраст и сам несколько смягчился вначале, с интересом слушал рассказы матери крестьянки, с удовольствием проводил вместе с девушкой время.

Возможно, эта новизна толкнула Эраста на соблазн, и он импульсивно склонил девушку к утрате чести. Но неумение отвечать за свои поступки и безответственность — отрицательные черты, именно они наталкивают читателя на мысль о преднамеренном коварстве.

Вряд ли умышленное зло руководило действиями мужчины. Он, скорее всего, был жертвой собственной бездумности. Ведь он был носителем и хороших качеств, иначе почему Лиза, чистая душой и сердцем, полюбила бы парня.

Приглянулись ей красота Эраста, его весёлый нрав и внимательное отношение. Да и сладкие обещания заставляли душу девушки трепетать от предвкушения счастливой совместной жизни.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: