- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Герои повести Бедная Лиза
Бедная Лиза — произведение, написанное Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году. В этой повести небольшое количество героев. Главные герои — это бедная девушка Лиза и богатый дворянин Эраст. Давайте поговорим о персонажах этой пьесы.
Лиза — это главная героиня этого произведения. Она очень скромная и добрая, трудилась день и ночь, наделена редкостной красотой… крестьянка. Чувствительность и умение любить очень искренне и преданно-главная особенность ее характера. Она живет чувствами, а не разумом. Прелесть девушки состоит в том, что она максимально приближена к природе. Наша героиня встречает Эраста и влюбляется. Полюбив его, она рано утром направляется на берег, чтобы погрузиться в свои мечты о любимом человеке. Когда Эраст уезжает, то ей очень сложно приходится переживать эту разлуку, она жалеет о том, что не умеет читать и писать, ведь не может написать даже письмо ему. Узнав, что ее молодой человек должен жениться на другой, она впадает в депрессию и не хочет больше жить. Встретив на берегу реки свою знакомую, она просит ее об одной услуги, чтобы та передала деньги ее мамы, которые при расставании отдал ей Эраст, после чего бросается в воду и погибает.
Эраст — это богатый дворянин, очень умен и добр, но он ветреный и слабый. Он жил в свое удовольствие, его никогда не волновали чувства другой личности, его можно назвать легкомысленным. Карамзин показал нам психологию человека, выделяя положительные и отрицательные качества его характера. Его разгульная и рассеянная жизнь превратила его в скучающего и грустного человека. Но после знакомства с Лизой, он открыл для себя неизведанную область простых радостей жизни, о которых он только читал в книжках, но не испытывал наяву. Этого персонажа нельзя отнести к отрицательным, ведь он не виноват, что его чувства остыли. Эраст понял, что их любовь не приведет ни к чему, автор не винит его в этом. Узнав о гибели Лизы, он чувствует свою вину, до конца своей жизни он считает себя причастным к этой утрате.
Мать Лизы — это один из важнейших персонажей этой прозы. Когда умер ее муж, то они с дочерью очень быстро обеднели. Она не могла работать, потому что болела. Поэтому Лиза бралась за любую работу, она была хорошей дочерью. А мама в свою очередь проявляла свою любовь и заботу, она защищала ее от злых людей. Она никогда не просила что-то для себя, она хотела лишь одного, чтобы ее дочь была счастлива. Прочитав это произведение мы можем сделать для себя вывод, что мать и дочка относятся друг другу очень нежно и с любовью. Наверное, самую главную роль играет момент, когда мама узнает, что погибла ее дочь. Она не смогла пережить эту утрату, поэтому и скончалась.
Анюта — это соседка Лизы. Карамзин ввел этого персонажа не просто так, он показывает читателям Анюту, как двойника Лизы. Это крестьянка, которой тоже 15 лет, она как собирательный образ в этой пьесе, автор хотел бы уберечь ее от повторения судьбы Лизы.
Отец Лизы — это трудящийся мужчина, который умер за 2 года до случаев, описанных в произведении.
Старая вдова — это богатая женщина, на которой женился Эраст, когда проиграл все свое состояние в карты.
Вариант 2
Замечательный писатель Карамзин написал историю, в которой рассказывается о большой любви между главными героями произведения. Будучи крестьянкой, молодая девушка полюбила достаточно зажиточного и уважаемого человека, являющегося дворянином. Будучи новеллой, данное произведение рассказывает историю того, как из-за разницы в социальных классах, герои не смогли быть вместе, а также о том, что несчастная любовь может привести только к трагическим и грустным последствиям. В своем двадцатипятилетнем возрасте писатель получил несказанную популярность, так как данное произведение получилось очень ярким, искренним и интересным. Придумал данный рассказ писатель в тот момент, когда он находился у своего друга на дачном участке, который граничил с монастырем.
Образ Лизы
Данная девушка показана привлекательной и молодой девушкой, которая в довольно раннем возрасте потеряла родного папу. Она очень трудолюбива, и старалась работать на славу, ведь она понимала, что является опорой и поддержкой для своей матери. Изготавливая различные холсты, и вяжа носки, она продает все это в одном из Московских мест для продажи. Как-то раз она очень сильно влюбилась в одного из офицеров. Она показана очень ранимой, искренней и скромной девушкой, которая была крайне доверчивой и наивной особой. Когда она узнала о решении Эраста о женитьбе, то не смогла пережить данного факта, и совершила самоубийство.
Эраст
Автор хотел привести не только примеры искренности испытываемых чувств, но и такие примеры, которые бы говорили о том, что человек является легкомысленным и поверхностным персонажем. Эраст обещал Лизе множество приятных и добрых вещей, которые он тем не менее не сделал, и это говорит о том, что его слова были ложными и неискренними. Он показан молодым, богатым и умным молодым человеком, который не смог проявить волю и характер в тот момент, когда это нужно было сделать. Несмотря на то, что он любил Лизу за ее чистую душу, наивность и доброту, он не смог жениться на ней, так как проиграв все свои деньги, решил жениться на богатой женщине.
Мама Лизы
Женщина показана больной и переживающей тот факт, что совершенно недавно ее муж скончался. Она показана очень доброй и чувствительной женщиной, которая всяческим образом поддерживает свою дочь, и хочет, чтобы она стала женой хорошего и доброго человека, с которым смогла бы обрести счастье. Понимая тот факт, что Эраст не является ровней для ее дочери, и что это может привести к трагическим последствиям, она старалась отговорить Лизу от решения стать его женой. Когда она узнала, что Лизы не стало, старушка также умирает от горя.
История создания повести
Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок – с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале. «Бедная Лиза» — не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате – таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.
Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна – читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.
Знаменитые люди с именем Эраст
Помимо упоминания данного имени в русской литературе, истории известны также великие носители с именем Эраст.
Эраст Петрович Перцов является автором восторженных посланий А. С. Пушкину, которые были изданы спустя 100 лет после их написания.
Эраст Васильевич Каде – знаменитый хирург, который по окончании курса в Москве был отправлен за рубеж, для того чтобы усовершенствовать медицинские науки. В Крымскую кампанию был ассистентом Н. Пирогова.
Эраст Павлович Гарин является советским актёром театра и кино, сценаристом, режиссёром, а также лауреатом Сталинской премии второй степени, и Народным артистом СССР. Знаком телезрителю по ролям в кинолентах «Золушка», «Обыкновенное чудо» и «Джентльмены удачи».
Источник
Сюжет повести
Сюжет повести – любовный и, по признанию автора, донельзя простой. Крестьянская девушка Лиза (отец был зажиточным крестьянином, но после его смерти хозяйство в упадке и девушке приходится зарабатывать продажей рукоделия и цветов) живет на лоне природы со старой матушкой. В городе, кажущемся ей громадным и чужим, она встречает молодого дворянина Эраста. Молодые люди влюбляются – Эраст от скуки, навеянной удовольствиями и дворянским образом жизни, а Лиза – впервые, со всей простой, пылкостью и естественностью «природного человека». Эраст пользуется доверчивостью девушки и овладевает ею, после чего, естественно, начинает тяготиться обществом девушки. Дворянин уезжает на войну, где проигрывает все свое состояние в карты. Выходом из положения становится женитьба на богатой вдове. Лиза узнает об этом и кончает жизнь самоубийством, бросаясь в пруд, недалеко от Симонова монастыря. Автор, которому рассказали эту историю, не может вспоминать бедную Лизу без святых слез сожаления.
Карамзин впервые из русских писателей развязал конфликт произведения гибелью героини – так, как, скорее всего, было бы и в реальности.
Конечно, несмотря на прогрессивность повести Карамзина, его герои существенно отличаются от настоящих людей, они идеализированы и приукрашены. Особенно это касается крестьян – Лиза не похожа на крестьянку. Вряд ли тяжелый труд способствовал бы тому, что она оставалась «чувствительной и доброй», вряд ли она вела сама с собой внутренние диалоги изящным слогом, да и поддержать разговор с дворянином она вряд ли могла бы. Тем не менее, это и есть первый тезис повести – «и крестьянки любить умеют».
Подробнее: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: сюжет и краткое содержание по главам повести
Образ и характеристика Эраста в повести
В повести «Бедная Лиза» значение имени Эраст влияет на поведение и поступки главного героя. Поскольку Эраст является одним из основных персонажей сентиментальной повести Николая Михайловича, написанной в конце XVIII века, когда модным было исключительно все французское (происходило засилье галлицизма в русском языке), вполне понятен выбор конкретно этого имени для молодого дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь.
Эраст, в свою очередь, в начале повести влюблён в юную девушку «любовью брата», однако спустя небольшой промежуток времени его чувства перерастают в безудержную страсть, которая, увы, очень быстро отступает. Главный герой произведения отправляется на войну, отчасти для того, чтобы избавится от девушки. Но, прибывая на службе, молодой барин, в мгновение ока проигрывает все своё состояние, и по приезду домой у него не остаётся другого выбора, как взять в жены пожилую, но состоятельную вдову. А его возлюбленная Лиза, случайно узнавшая о таком низком поступке молодого дворянина, решает, что ей незачем жить на белом свете, и заканчивает жизнь самоубийством, пребывая в столь юном возрасте.
Тематика, конфликт повести
Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:
- Тема идеализации крестьянской среды, идеальности жизни на природе. Главная героиня – дитя природы, а потому она по умолчанию не может быть злой, безнравственной, бесчувственной. Девушка воплощает в себе простоту и невинность вследствие того, что она из крестьянской семьи, где хранятся вечные нравственные ценности.
- Тема любви и предательства. Автор воспевает красоту искренних чувств и с горестью рассказывает об обреченности любви, не подкрепленной разумом.
- Тема противопоставления деревни и города. Город оказывается злом, большой недоброй силой, способной сломать чистое существо из природы (мать Лизы интуитивно чувствует эту злую силу и молится за дочь каждый раз, когда она уходит в город продавать цветы или ягоды).
- Тема «маленького человека». Социальное неравенство, уверен автор (и в этом очевидный проблеск реализма) не приводит к счастью влюбленных из разных слоев. Такая любовь обречена.
Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.
Эраст – прототип барина-бездельника
Значение имени Эраст и образ главного героя Н. Карамзин тесно связывал с губительной силой города, который разрывает и уничтожает самого человека. Это образ скучающего дворянина-бездельника, который склонен к романтическим чувствам и бесцельному проматыванию собственной жизни.
Так как произведение сентиментальное, Эраст на протяжении оставшейся жизни раскаивается о своём поступке, и, как сказано автором в конце произведения, ощущает себя убийцей Лизы. Судя из финала повести, главный герой не только знает, где находится могила молодой девушки, а и часто приходит на кладбище. После Николая Карамзина, написавшего повесть об отношениях Лизы и Эраста, молодой барин стал прототипом многих литературных персонажей, встречающихся у других русских классиков.
Характер в зависимости от времени года
Значение имени Эраст и характер его обладателя может изменяться в зависимости от даты рождения. Так, для представителей мужского пола с именем Эраст, рождённых зимой, свойственен беспокойный и независимый характер. Они крепко стоят на ногах, надеясь в жизни только на собственные силы. «Летние» Эрасты – слабые и бесхарактерные. Пробиваться в жизни им приходится крайне сложно.
В художественной литературе имя Эраст носил один из основных героев повести Н. Карамзина под названием «Бедная Лиза», возлюбленный главной героини, который погубил несчастную. А какое значение имени Эраст в «Бедной Лизе»? Какой характер у героя произведения?
Специфика имени «Лиза» в контексте повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
Разделы: Литература
1. Исторические корни имени.
В древности само имя служило оберегом, было олицетворённым, значимым и обладало большой силой.
“Я утверждаю, – писал известный учёный А.Ф. Лосев, – что сила имени в теперешней жизни, несмотря на её полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоёвывать умы и сердца: объединять ради определённых идей тех, кто раньше им сопротивлялся”.
Общеизвестно, что имена у различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла.
Народная память связала определённые черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. “Реестр” таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:
Постоянная дама Варвара, Великое ябедство Елена, Толста да проста Афросинья, Хороший голос Домна, Взглянет – утешит Арина, Обещает не солгать Софья, С поволокой глаза Василиса, Наглая спесь Маримьяна, Песни петь Дарья, Худое соврать Агафья, Промолвит – накормит Марина, Чёрные глаза Ульяна.”
Священник П. Флоренский писал: “Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность… Поэзия, письменная и изустная, держится на именах… Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь. А если имя мученика – и жизнь сойдёт за одно сплошное мучение”.
2. Имя Лиза в историческом и символическом контекстах.
“Мировой” контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Этим именем называлась жена первосвященника Аарона (Исход VI. 23), а также другая женщина из Ааронова рода – жена священника Захарии и мать Иоанна Крестителя (Лука I, 5). Святая праведница Елизавета, благочестивая матерь Святого Иоанна Предтечи, сестра Святой Анны, родительницы Пресвятой Девы, скончалась в пустыне, где скрывалась с Иоанном от воинов царя Ирода.
Имя Елизавета древнееврейского происхождения (Elisheba, с последующей греко-латинской адаптацией) и из этого языка объясняется (впрочем с некоторыми вариантами – “почитающая Бога”, “Бог есть клятва её”, “Божья помощь”). Святая Елизавета – следующая важная фигура этого контекста; в России известна подвижница благочестия монахиня Кашинского Сретенского монастыря Елисавета Преподобная Чудотворица. Она вела строгую монашескую жизнь, сестёр своего монастыря поучала остерегаться лжи, лукавства и злоязычия, молитвами изгоняла бесов и исцеляла больных”.
В своём значении имя Лиза несёт следующее: рождена для преданной любви, и для её душевного благополучия очень большое значение имеет мир в семье. Она так растворяется в своей любви, что её невозможно не полюбить в ответ.
Н.М. Карамзин в своём произведении обращается к имени Лиза. Имя Елизавета было известно у нас со времени перевода библейских текстов, эта “известность” носила вполне отвлечённый характер, имя стало модным не ранее царствования Елизаветы Петровны, но, конечно, в определённом социальном кругу. Проникновение этого имени в другие слои общества началось далеко не сразу и происходило медленно. Внедрение имени шло “сверху”: первая волна моды была связана с правлением Елизаветы, вторая – с Елизаветой Алексеевной, женой императрицы Александра I. Елизаветы – Лизы первой четверти-трети XIX века стали в это время не только многочисленными, но, что важнее, само это имя начинает восприниматься как вполне русское, “своё”.
Важно отметить то, что в I половине XVIII века одними и теми же именами пользуются крестьянки и пренебрегают дворянки – Василиса, Мавра, Федосья, Фёкла; другие – в почёте у дворянок и неупотребительны у крестьянок – Александра, Елизавета, Ольга, Екатерина.
3. Лиза: “свойственность” и “несвойственность”, “собственность” и “нарицательность” в имени главной героини повести “Бедная Лиза”.
Выбирая для своей героини, какой она была задумана и какой её знают читатели, имя Лиза, Карамзин сознательно пошёл на ломку некоего стереотипа, на преодоление канона, сложившегося в литературе и предопределившего как бы заранее, какой быть Лизе. Этот стереотип сложился во французской литературе XVII–XVIII веков, прежде всего драмой, т.к. в ней достаточно чётко распределялись типы-амплуа, с которыми были связаны определённые функции. Отсюда он распространялся в другие жанры и в другие европейские литературы.
Образ Лизы, Лизетты (Lizette) – комедийный. Лиза во французской комедии обычно служанка – горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи (например, комедия Грибоедова “Горе от ума” и её героини – Софья и Лиза). Она молода. Хороша собой, но бойка, развязна, всё понимает с полуслова, особенно когда дело идёт о любовной интриге. Лиза помогает в любовных делах своей госпоже и сама не чужда романтическим приключениям. Чего в Лизе меньше всего, так это наивности, скромности, невинности”. Тем не менее, исходя из всего вышесказанного, Карамзин свою героиню называет Лизой и даёт ей все те качества противовес Лизе – драматической героине.
🗹