Портрет Кавказа в главе «Бэла»
В этой главе произведения дается, образно говоря, протрет живописного края, ибо именно он, а не Печорин, является здесь главным героем. Природа обусловливает характер живущих там людей, их отношения друг с другом и с соплеменниками, а также драматическую, даже трагическую ситуацию, которая легла в основу сюжета.
Читатель видит Кавказ глазами двух персонажей:
- рассказчика, путешествующего по этому краю и отображающего его в своих путевых записках;
- 50-летнего штабс-капитана Максима Максимыча, ветерана Кавказской войны.
Повествователь, оказавшись впервые в той части Кавказа, о которой идет речь, поражен красотой и величием пейзажа. Вот как он описал панораму Койшаурской долины, открывшуюся перед его взором: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…»
Автор специально поместил изображение пейзажных зарисовок в длинное сложносочиненное предложение, а не в несколько коротких, чтобы показать, что один объект любования как бы набегает на другой, стоит лишь чуть-чуть повернуть, приподнять или наклонить голову, и зритель не успевает сделать паузу, обозначаемую на письме точкой.
Изображенная рассказчиком природа:
- величественная, она возвышает человека (повествователю кажется, что дорога ведет прямо к небу, ему радостно ощущать себя высоко над миром);
- живая и одухотворенная, в ней все движется, все меняется («хороводы звезд» сплетаются в узоры, туманы клубятся и извиваются, снега сверкают «румяным блеском» в лучах восходящего солнца;
- жестокая и коварная (река и сползающие все ниже и ниже туманы сравниваются со змеями, облако — с коршуном, высматривающим добычу, над восходящим солнцем — «кровавая полоса», движение по узкой дороге сопряжено с большой опасностью).
В этом описании природы чувствуется неравнодушие пера автора. Лермонтов тонко чувствует прелесть и первозданность окружающего мира.
Великое и прекрасное значение имеют в романе Лермонтова «Герой нашего времени» (см. его полный текст, краткое содержание и анализ) картины природы, пейзажа.
Герой нашего времени. Краткий пересказ по главам. Иллюстрированная аудиокнига
Не напрасно сообщают нам, что Печорин так исключительно любил природу: пусть эта любовь в общем строе его характера не производит впечатления обязательности (гораздо правдоподобнее равнодушие Онегина ко всем этим «глупым местам» и к «глупой луне на глупом небосклоне»), пусть она преувеличена, – во всяком случае, мы должны поверить ему хоть на слово, что природа свевает с него всякую горесть, и беспокойство, и тревогу ума и что «нет женского взора, которого бы он не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба, или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес». (См. Образ Печорина, Характеристика Печорина с цитатами.)
Горы и потоки, чрезмерное южное солнце, весь пейзаж Кавказа вообще является в романе не просто безразличным фоном, который можно было бы заменить совсем другим: нет, Кавказ Печорину – к лицу, и все это неизбежно и внутренне связано с той человеческой личностью, с той душою, которую задумал (хотя и несовершенно осуществил) наш знаменитый автор.
Отнимите у «Героя нашего времени» картины природы, специфической природы, и вы разрушите самое произведение. Чернеют мрачные, таинственные пропасти, туманы клубятся и извиваются, как змеи, сползают по морщинам соседних скал, тянутся «серебряные нити» рек, метель-изгнанница плачет о своих широких раздольных степях, где можно развернуть «холодные крылья»: это все неуничтожимо и незаменимо, это все кровно срослось с драмой и диалогом лермонтовских героев, особенно Печорина.
Герой нашего времени. Анализ и разбор романа
И не случайно здесь, в этой пламенной стране страстей, где так благородны царственные кони грациозных всадников, – не случайно здесь разыгрывается поэма коня (глаза которого «не хуже, чем у Бэлы»), и Азамат влюблен в эти глаза (влюбленность его еще разжигает Печорин). Это символично, это стильно, это все нужно для Печорина.
Но громкое и грозное, по преимуществу кавказское, высокое, торжествующее, гордые горы, «пирамиды природы», «престолы вечные снегов», эта роскошь стихии перемежается в романе Лермонтова природой тихой, иным аспектом естества, его успокоенной формой, ибо в душе у самого Лермонтова было именно два естества, и горы грозные пред ним и в нем не уничтожали и таких мгновений, когда «тихо все на небе и на земле, как сердце человека в минуту утренней молитвы», той молитвы чудной, которую вообще в минуту жизни трудную Лермонтов твердил наизусть.
«Утро свежее и прекрасное. Золотые облака громоздятся на горах как новый ряд воздушных гор. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.. Луна тихо смотрит на беспокойную, но покорную ей стихию» (покоряется беспокойное, «смиряется души моей тревога»). Высоко над миром, там, где, «казалось, дорога вела на небо», на вершине Кавказа, душа обновляется, и здесь могут люди последовать евангельскому завету – обратиться и стать как дети; здесь испытываешь «чувство детское – не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».
Душа – дитя. Но условия общества, наслоения культуры затуманивают ее прирожденную наивность, обволакивают ее посторонними элементами, и только на лоне природы спадает с нее эта ветхая чешуя и открывается «вечный младенец», «новорожденная душа». В своей глубине, и своей подлинности душа – дитя.
И вот есть ей соответствие: природа-дитя. Найти святое детское в себе и стихии – это великая задача для взрослого и культурного человека. Лермонтов, как писатель, среди природы нашел такую простодушную душу – Максима Максимыча.
Жизнь горцев
Местные привыкли быть среди именно такой природы, и она повлияла на формирование их национального характера. Их главный промысел — скотоводство и связанные с ним ремесла, а также охота, причем дичью для этого народа является не только фауна горных лесов, но и чужаки, то есть русские. Их ловят, чтобы обратить в рабов или вернуть родным за выкуп.
Горцы совершают набеги на казачьи станицы, откуда приходят с добычей. Или не возвращаются, ведь казаки тоже отменные воины. Поэтому у горцев ценится храбрость и ловкость, а трусу и увальню в их среде просто не выжить.
Постоянная опасность обесценивает их существование, вот почему эти люди равно готовы умереть и убить. Характеристика горцев показывает, что в них странным образом уживаются честность и коварство, верность и вероломство. Пришедшие на их землю русские (тот же Максим Максимыч) считают коренных жителей Кавказа дикарями, но это не так. Просто они обладают иной, непонятной и неприемлемой для представителей другой цивилизации культуры.
Этого не учел Печорин, когда залучил к себе местную красавицу, и история, рассказанная Максимом Максимычем, окончилась трагически. Дело тут не столько в извечном «любил — разлюбил», сколько в столкновении двух миров, цивилизаций, которым предстоит несколько веков учиться понимать друг друга. И этот процесс не завершен, как показали события новейшей истории.
Возможно, одним из шагов к такому пониманию является попытка рассказчика увидеть в чужом мире, завораживающем и в то же время пугающем, что-то родное, свое. Так, ветер, бушующий в кавказских горах, свистит, как самый что ни на есть русский Соловей-разбойник, а сугробы в Чертовой долине напоминают Саратов, Тамбов и другие уголки средней полосы России.
Даже метель завывает, точно так же как на севере страны.
Тут рассказчик, прежде повествовавший о чем угодно, только не о своей персоне, как бы проговорился о том, кто он такой. Обращаясь к метели как к изгнаннице, можно предположить, что на Кавказе герой не по своей воле.
Ни в одной из последующих глав природа не играет столь важной роли, как в главе «Бэла», ибо меняется повествователь: им становится Печорин. Если сделать анализ этой части произведения, то можно понять, что рассказчика интересует Кавказ как таковой, а для главного героя основная тема — его собственный внутренний мир, а этот край — лишь место действия.
Пейзаж в дневнике Печорина
Лермонтов щедро поделился с главным героем литературным талантом. Печорин в своем журнале (дневнике) раскрывается как великолепный рассказчик, человек умный, наблюдательный, тонко чувствующий прекрасное, в том числе и красоту природы. В его исповедальных записях она:
- Фон, на котором происходят события.
- Аккомпанемент к чувствам и настроениям героя.
- Повод для философских размышлений.
В главе «Тамань» Печорин рассказывает свою историю с контрабандистами. Это приключение едва не стоило ему жизни. Действие разворачивается на фоне морского пейзажа, напоминающего картину И. К. Айвазовского: обрывистый берег вел к морю, где плескались волны темно-синего цвета, луна освещала беспокойную, но покорную ей стихию.
Хотя это произведение реалистическое, но, говоря о контрабандистах, нельзя избежать некоторого оттенка романтизма, связанного с их ремеслом. И более естественной декорации, чем неспокойное море в лунную ночь для этого не найти.
Панорама как преддверие событий
Пророческие способности окружающей обстановки прослеживаются с самых первых строк романа. Читатель еще не познакомился с главным героем, с его сложной натурой, но пейзаж уже подсказывает: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах».
Такая картина создает ощущение безразличия, отстраненности, утрату позитивного начала и господства бесстрастного отношения ко всему. Именно таким и был Печорин:
- холодный;
- равнодушный к миру и к людям;
- не имеющий привязанностей;
- циничный человек;
- скучающий эгоист.
Подтверждает отстраненность Печорина и его встреча с Максимом Максимычем после трагичного завершения истории с Бэлой. От Григория веяло холодом. Сложно назвать такого человека приятным собеседником, способным на возвышенные порывы.
Княжна Мери
В этой части произведения происходит много важных, порой судьбоносных для Печорина событий, и всякий раз природа как бы аккомпанирует его душевному состоянию. Начало главы — утро в Пятигорске. Отдохнувший после утомительной дороги Печорин выглядывает в окно и видит прелестную картину: он в окружении величественных гор, которые издали выглядят не грозными, а мирными и живописными.
«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?» — так говорил в то утро Печорин. В это время Пятигорск, чьи минеральные воды прославились своими целебными свойствами, уже успел превратиться в модный курорт.
У Печорина прекрасное настроение, он цитирует Пушкина, наслаждается чистотой горного воздуха. В течение дня встречает приятеля Грушницкого, знакомится с доктором Вернером, который оказался интересным собеседником, обращает внимание на хорошенькую княжну Мери.
Через день состояние природы меняется, теперь в ней все предвещает грозу. Ощущение напряженности и беспокойства у Печорина совпадает с предчувствием встречи с Верой — самой сильной привязанностью героя. Но не радость принесла она обоим, а горькое осознание того, что как бы их ни влекло друг к другу, вместе им не быть.
Момент, когда Печорин пытался догнать Веру, уехавшую с мужем, подчеркнут мрачной картиной природы: «Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро». Это означало конец.
Особенно эмоционально Печорин воспринимает окружающий мир перед дуэлью с Грушницким: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…». А когда герой, стоя на скале, где должен был проходить поединок, глянул вниз, ему показалось, что там «темно и холодно, как в гробе», а острые камни словно предвкушают добычу.
Заканчивается «Княжна Мери» воображаемым пейзажем, возникшим перед внутренним взором Печорина: берег моря с манящей тенистой рощей и мирным солнцем и открытая водная гладь, где должен появиться «желанный парус», тот самый из лермонтовского стихотворения, который «просит бури» и в чью пользу герой делает выбор.
Тамахин В. М.: Эстетическая функция пейзажа в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Пейзаж в романе ”Герой нашего времени” выполняет сложную идейно-композиционную роль (показывает место действия, фон для человеческих переживаний и т. д.). В то же время картины природы являются важным компонентом в эстетическом отношении: они обладают свойством раскрывать красоту явлений в природе и человеческой жизни.
Со страниц романа одна за другой встают дивные картины Кавказа. Нас восхищают и залитые солнцем горные вершины, и золотая бахрома снегов, и неприступные скалы, покрытые купами чинар, и хороводы звезд на далеком небосклоне, и голубое свежее утро, и животворный воздух, разлитый в ущельях, и свирепый ветер, напоминающий Соловья-Разбойника. Словом, все бесконечное многообразие природы в неповторимых сочетаниях красок, звуков, запахов с их тончайшими, еле уловимыми оттенками нашло свое яркое отражение в чарующих образах бессмертного творения Лермонтова.
Не одно поколение училось по роману ”Герой нашего времени” видеть и чувствовать красоту родной земли, непередаваемую прелесть Кавказа, училось эстетически осмысливать природу, социальные условия, а вместе с этим и собственную жизнь. Ведь ’’эстетическое воздействие искусства,— справедливо утверждает И. Б. Астахов,— состоит не только в том, что мы называем удовольствием, но и в том, что оно расширяет, углубляет наше познание, формирует и исправляет чувства и мысли”.1
и др. Для реалистического искусства высшим идеалом является единство жизненной правды и совершенной формы ее отображения. ’’Прекрасное прекраснее во сто крат, увенчанное правдой драгоценной”, — писал Вильям Шекспир. ’’Красота — дело вкусов, — говорил Репин.— Для меня она вся в правде”.
Эстетическим идеалом автора ”Героя нашего времени” была глубокая жизненная правда. Поэтому пейзаж в этом произведении наряду с другими образами отличается предельной изобразительной точностью; он прекрасен тем, что правдив, выразителен и эмоционален. Лермонтов достиг полного единства содержания и формы, ”единства верного понимания изображаемого с яркой эмоциональной окраской его”.
Эстетический идеал художника формируется на основе его мировоззрения, что, как правило, определяет содержание даже, казалось бы, такого нейтрального компонента искусства, как картины природы. Б. Мейлах в своей работе ’’Вопросы литературы и эстетики” говорит: характерно, что ”у поэтов, связанных с революционным движением, образы бурной, мятежной стихии воплощали свободолюбивые надежды и порывы”.
В самом деле, для В. А. Жуковского, например, идеальными были в эстетическом отношении ”повсюду тишина; повсюду мертвый сон”, поэзия небесного покоя и т. д. М. Ю. Лермонтова больше привлекали картины мятежной природы, что вполне закономерно. Жуковский не принимал идей революционного преобразования действительности и уходил в мир религиозного созерцания; творчество Лермонтова было, по словам А. И. Герцена, ”последним, но глубоким эхом декабризма”, заключало в себе, по словам Луначарского, ”заряд гигантского мятежа”.
Прекрасное для Лермонтова всегда было связано с идеями борьбы против всех уродливых форм общественной жизни, отсюда его стремление к анализу противоречий и недугов современного общества, настойчивые поиски положительного героя, выразителя передовых чаяний своей эпохи. Именно поэтому многие картины природы у Лермонтова озарены вольнолюбивыми мотивами.
”Герой нашего времени” открывается описанием Кой- шаурской долины. ”Славное место эта долина!— восклицает странствующий офицер. — Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар… а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…”
Вениамин Михайлович Тамахин и Карп Григорьевич Черный. Фотография начала 1980-х годов.
Этот образ природы дан через восприятие человека, во многом близкого по духу самому Лермонтову Тонкая наблюдательность, способность к образному мышлению — свидетельство незаурядной натуры, глубоко чувствующей прекрасное в окружающем мире. Но главное, что приводит в восторг офицера-из- гнанника,— это черты величавой неприступности природы, ее неподвластность. Поэтому в подтексте нетрудно уловить, что герой прежде всего видит подлинную, высшую красоту в свободе и независимости. Этими качествами он противостоит персонажам романа, олицетворяющим светскую чернь, которой не свойственно понимание прекрасного. Отсюда в описании Кой- шаурской долины большую идейно-эстетическую значимость заключает в себе образ ”безыменной речки”, ”шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья”.
В поэтическом восприятии странствующего офицера природа представляется одухотворенной, очеловеченной, и поэтому соответственно своему духовному строю в ней он видит отражение общественных контрастов, что обусловило отбор изобразительно-выразительных средств языка в обрисовке той или иной детали пейзажа (’’золотая бахрома” облаков, но ’’черное, полное мглою ущелье” и др.).
”… погода прояснилась и обещала нам тихое утро; хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другой гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня”.
Светлые краски природы — тихое утро, хороводы звезд, отблеск востока — герой встречает с волнующей радостью; красота этой картины дополняется еще и тем, что в лирическом подтексте слышится борение двух сил—света и тьмы, и в этом борении мрак в конце концов бежит, он прячется в темные пропасти, а туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали… по морщинам соседних скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня. Приведенная картина поистине воспринимается как гимн солнцу, свободе и разуму. В этом отношении она вполне созвучна знаменитому афоризму А. С. Пушкина: ”Да здравствует солнце, да скроется тьма!”. Озаренная солнцем природа волнует и радует героя, и потому он так восторженно произносит: ”… и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажется, тут бы и остаться жить навеки”.
Странствующий офицер умеет видеть поэтическое даже в ландшафте, казалось бы ничем не примечательном: ”Крепость наша стояла на высоком месте, и вид был с вала прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор; кое-где над ней дымились аулы; ходили табуны; с другой — бежала мелкая речка, и к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности, которые соединялись с главной цепью Кавказа”.
Близость к народу, сыновняя любовь к нему обусловили герою способность видеть красоту в повседневном. Его восхищает и изрытая балками поляна, и лес, и дымящиеся аулы, и табуны, и мелкая речка с примыкающим к ней кустарником, — все, все, что так дорого, свято и потому прекрасно для простого человека.
’’Максим Мак- симыч”: ”Утро было свежее и прекрасное. Золотые облака громоздились на горах, как новый ряд воздушных гор; перед воротами расстилалась широкая площадь; за нею базар кипел народом, потому что было воскресенье: босые мальчишки-осетины, неся за плечами котомки с сотовым медом, вертелись вокруг меня”.
Природа, жизнь и быт народа составляют в восприятии героя гармоническое единство отдельных частей большой целостной картины. Следовательно, природа для поэта не существует сама по себе. Он обращается к ней только в связи с жизнью, деятельностью и чувствами человека. В этом основное идейно-эстетическое достоинство пейзажа в романе ’Герой нашего времени”.
Отдельные картины в романе служат фоном для лирической передачи грустных раздумий.
В бурном порыве ветер, как бы жаждая простора, не находит его в тесных ущельях, и тогда свой гневный рев он сменяет заунывными напевами. Все это напоминает опальному герою собственную судьбу. Потому-то так красноречиво его лирическое обращение к буре: ”И ты, изгнанница,— думал я,— плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной клетки своей”.
И в данном случае положительный образ остался верен своему заветному идеалу — верности мятежным поискам свободы. Через пейзаж безобразному в общественной жизни (неволе) противопоставлена желанная красота — радость познания и борьбы. Так, Лермонтов продолжил лучшие идейно-эстетические традиции Радищева, декабристов и Пушкина в эпоху, когда ”надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах”.2
’’Журнале Печорина” эстетическая функция пейзажа несколько иная. Так, мы не встретим здесь картин мятежной природы; чаще всего пейзаж дан в плане интимных переживаний Печорина. В ”Тамани” беспокойная, полная таинственности стихия (ропот темно-синих волн, одевающаяся тучами луна, грозная пена валунов) рождает в душе героя тревожные предчувствия. Персонаж воспринимает природу в соответствии с той обстановкой, в которой он оказался, и тем мироощущением, которое было свойственно ему в этот момент. Перед нами глубоко чувствующая, эмоциональная натура, способная уловить тончайшие нюансы в природе.
Глава ”Княжна Мери” открывается живописным пятигорским пейзажем с пятиглавым Бештау и Машуком, цепью снеговых гор на горизонте, Казбеком и двуглавым Эльбрусом. Все это рождает отрадные чувства в душе Печорина. Он глубоко ощущает обаяние и красоту родной природы. Писатель с помощью пейзажа раскрыл в характере героя способность к поэтическому, образному восприятию мира. В этом он близок странствующему офицеру Для Печорина ’’воздух чист и прозрачен, как поцелуй ребенка”; он не просто видит горы, а ’’серебряную цепь снеговых вершин” — и т. д. Эта поэтическая черта порождает в душе утомленного Печорина жадный порыв к жизни, к прекрасному: ”Ве- село жить в такой земле! — восклицает он.— Какое отрадное чувство разлито во всех моих жилах”. И в этом выражается возвышенная душа героя.
На наш взгляд, В. Г. Белинский в первую очередь имел в виду поэтическое богатство внутреннего мира Печорина, когда писал: ”… хотя автор и выдает себя за человека, совершенно чуждого Печорину, но он сильно симпатизирует с ним, и в их взглядах на вещи — удивительное сходство”.3
— все это также пробуждает в Печорине жажду жизни в минуту томительного ожидания свидания с Верой.
”Природа, пейзаж в ”Герое нашего времени” и в особенности в ’’Журнале Печорина” очень часто не только фон для человеческих переживаний, — справедливо утверждает лермонтовед В. А. Мануйлов,— но своеобразный аккомпанемент душевной жизни, иногда непосредственно проясняющий состояние человека, иногда контрастно подчеркивающий несоответствие переживаний героя и окружающей обстановки”.4
всматривается в каждую росинку, отражающую миллионы радужных лучей; с каким томлением вдыхал утреннюю прохладу; с каким наслаждением встречал он радостный луч молодого дня: ”Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление… Я помню—в этот раз больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу”.
Но это радостное мироощущение омрачается предстоящей дуэлью. Поэтому наряду со светлыми красками в пейзаже появляются и контрастные им: ”… путь все становился уже, утесы сильнее и страшнее, и наконец они, казалось, сходились непроницаемой стеной”. С приближением момента дуэли двойственность пейзажа усиливается: например, золотой туман утра и гробовой холод ущелья. Таким образом, отмеченная В. А. Мануйловым многогранность функций пейзажа служит одновременно раскрытию эстетических вкусов персонажей и автора ”Героя нашего времени”. С каждой новой картиной перед нами все полнее раскрывается богатый разумом и эмоциями внутренний мир героя с его ненасытной жаждой к красоте и неугасимым отвращением ко всему, что омрачает прекрасное. Вместе с героем и читатель все глубже ощущает всю прелесть земной красоты, и тем понятнее становится для нас трагедия передового человека в его жестокий век. Такова — кратко — в нашем представлении эстетическая функция пейзажа в романе ”Герой нашего времени”.
1И. Б. Астахов. Разговор о прекрасном, ”Знание”, М., 1962, стр. 24.
2А. И. Герцен. Избранные сочинения, Гослитиздат, 1937, стр. 404.
3
4—Л., 1955, стр. 359.
Текст и примечания печатаются по изданию: Тамахин В. М. Эстетическая функция пейзажа в романе М. Ю. Лермонтова ”Герой нашего времени” // М. Ю. Лермонтов. Материалы и сообщения VI всесоюзной лермонтовской конференции. — Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1965. Фотография предоставлена Т. К. Черной.
Повесть «Фаталист»
В этой главе природа вступает в повествование лишь однажды. Действие в ней происходит в казачьей станице, куда Печорин был направлен по делам службы. Возвращаясь домой после странного пари с сербом Вуличем, он увидел на небе показывающийся из-за домов полный месяц, напоминающий зарево пожара.
Красная луна — явление довольно редкое, и с ним связано много суеверий, согласно которым такой вид спутника Земли предвещает несчастья. Но даже если не верить всему этому, необычное зрелище способно вызвать волнение в душе человека. При этом, как отмечает Печорин, звезды беспечно излучали свой свет на своде, имеющем темно-голубой оттенок.
Это сочетание умиротворения и тревоги навело героя на мысли о том, как издревле люди верили, что светила предопределяют их судьбу, ощущали свою связь с небом, с высшими силами. Современный же человек, по его мнению, этой веры лишен и потому утратил способность к жертвенности и героизму.
Примечательно, что вскоре после этих размышлений Печорин совершил по-настоящему достойный поступок. Он обезвредил казака, который в нетрезвом виде был настолько агрессивен, что представлял большую опасность для окружающих. Этот казак в пьяном угаре зарубил офицера — того самого серба Вулича, с которым Печорин держал пари о том, может ли человек располагать своей судьбой.
И хотя товарищи признали поступок Печорина подвигом, сам он был об этом другого мнения. Им руководило не стремление спасти людей от участи стать жертвой обезумевшего казака, а просто желание испытать судьбу.
klassreferat.ru
Роман “Герой нашего времени” — самое зрелое и серьезное произведение М. Ю. Лермонтова, ставшее значительной вехой в развитии русского реализма. Роман представляет собой несколько различных по жанру частей, связанных образом главного героя — своеобразным сюжетообразующим стержнем, на котором строится все произведение, — а также глобальной идеей автора наиболее полно раскрыть этот образ. Для этой цели М. Ю. Лермонтов использовал великое множество художественных средств и приемов, как-то: оригинальную композицию, построение системы персонажей, различные способы повествования, приемы тайного и прямого психологизма. Одним из способов раскрытия образов в реалистическом произведении становится и пейзаж, не теряющий, однако, и романтических черт. События романа разворачиваются на фоне кавказской природы — типичное место действия романтических произведений русской литературы (“Мцыри” Лермонтова, “Кавказский пленник” и “Бахчисарайский фонтан” Пушкина). С самого начала автор создает необычную, экзотическую, таинственную атмосферу; в первой по хронологическому порядку главе “Тамань” возникает романтический образ моря: оно выступает как фон (постоянно слышен звук бьющихся о берег волн, герой любуется прекрасными видами из окна). Романтической традицией является и изображение морской стихии, бури, шторма (в конце главы) на какое-то время судьба самого главного героя оказывается во власти водной бездны. Также немаловажную роль играет образ луны: почти все пейзажи в главе — ночные, и даже образ девушки-контрабандистки, ундины, дан почти полностью в лунном свете. Великолепными романтическими пейзажными зарисовками изобилует и глава “Бэла”, первая по сюжетному порядку. Здесь Лермонтов проявляет себя как истинный художник и мастер слова: картины природы поражают своей живостью и яркостью. Собственно, роман начинается с описания Койшаурской долины: “Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…” Суровая и прекрасная природа Кавказа создает романтическое настроение еще и благодаря скрывающимся в ней опасностям: так, переезд через Крестовый перевал в непогоду автор описывает во всех леденящих душу подробностях; живо представляется “пропасть такая, что целая деревушка осетин, живущих на дне ее, казалась гнездом ласточки”. Однако природа может быть не только фоном, но и реальным действующим лицом, влияющим на судьбы героев: например, из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры. Более того, Печорин в дневнике прямо говорит, что “воздух Кисловодска располагает к любви” и “здесь бывают завязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука”. Именно во время бури Максим Максимыч рассказывает до конца странствующему офицеру историю про Бэлу; непогода здесь является предпосылкой к появлению целой повести, а значит, имеет сюжетное значение. Чем глубже и сложнее произведение, тем большее значение в нем имеют детали, зарисовки, фон: в романе “Герой нашего времени” пейзаж обладает несколькими функциями: он не только создает романтическую атмосферу, но и характеризует героев, их внутренний мир, прежде всего — через отношение этого героя к природе. Сильные, самобытные личности чувствуют с ней внутреннюю связь, находят в природе отдых, восстанавливают душевные силы. Печорин в своем дневнике красочно описывает все прелести вечерней степи, по которой он любит “скакать на горячей лошади…”, и при этом делает замечание: “Нет женского взора, которого бы я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем”. Природа для него — одна из немногих радостей в жизни. Для Бэлы вид родных гор — необходимое и даже достаточное условие для счастья. “Из крепости видны были те же горы, что из аула, — а этим дикарям больше ничего не надобно”, — говорит Максим Максимыч, которого автор наделяет особыми способностями чувствовать и понимать природу. Как пишет офицер-повествователь, “в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге”. На более глубоком уровне внутренний мир героя раскрывается через прямое сопоставление состояний природы и души человека. Так, в сцене, когда Печорин, получив записку от Веры с известием об их отъезде, пытается догнать ее, пейзаж дан в мрачных, безрадостных тонах. Автор нагнетает тягостное впечатление эпитетами: туча “черная”, “в ущелье стало темно и сыро”, “Подкумок … ревел глухо и однообразно”. Здесь природа прямо отражает душевное состояние Печорина. Еще сложнее, уже в динамике, этот прием используется в сцене дуэли: сначала утро представляется Печорину “голубым и свежим”, потом (во время самой дуэли) он замечает, что “между вершин уж бродили волокнистые облака, набежавшие с востока”. После дуэли, увидев изуродованный труп Грушницкого, Печорин откровенно пишет: “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”. Природа как бы изменяется вместе с настроением героя, внимание читателя акцентируется на внутреннем конфликте в душе Печорина; таким образом, пейзаж в сцене дуэли выступает и как средство тайного психологизма, более полно выражая авторские идеи и замыслы. Пейзаж в романе выполняет еще одну важную функцию: он условно готовит читателя к предстоящей сцене, задает тон повествованию, создает впечатление, которое должно усилиться впоследствии. Так, перед встречей с Верой, то есть первым в главе “Княжна Мери” свободным и искренним проявлением чувств Печорина, но вместе с тем сценой довольно напряженной, пейзаж описывается предгрозовой: “воздух был напоен электричеством”. Перед ссорой Грушницкого и Печорина на Машуке появляется “зловещее облачко”. Природа будто бы пророчит, предсказывает дальнейший характер развития событий; пейзаж в этих сценах символичен, но он может быть символичным по-разному: в эпизоде переезда через Подкумок сам ручей, изменчивый и быстрый, а также сцена, разыгравшаяся на нем, иносказательно передают всю сущность отношения Печорина к Мери — Печорин использует неопытность и искренность девушки, вводит ее в смущение и, переехав через ручей, выслушав ее признание, остается холоден и равнодушен. Сцена символична сама по себе, как и эпизод у провала: провал — не просто бывший кратер вулкана, но и будущий провал, перерыв в отношениях Печорина и княжны Мери. Сцена у провала — последний момент их сближения, она предвещает разлуку и отчужденность. Созерцание. картин природы может наводить героев на философские размышления: в начале главы “Княжна Мери” Печорин пишет в своем дневнике: “Весело жить в такой земле! … солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?..” Здесь чувствуется прямая параллель со стихотворением “Когда волнуется желтеющая нива…”. Вообще в философских отступлениях, написанных Печориным, ярко проявляется сам автор романа, то есть Лермонтов, и именно потому, что очевидны связи этих отступлений со стихотворениями. Наиболее яркий пример философского пейзажа — звездное небо (глава “Фаталист”), наталкивающее Печорина на мысли о вечности небес и ничтожности человеческой жизни (опять же прямая связь со стихотворением “Выхожу один я на дорогу…”). И здесь же появляется месяц, “полный и красный, как зарево пожара”, — еще одно тревожное предзнаменование. Когда в 1840 году вышло первое отдельное издание “Героя нашего времени”, Белинский отозвался о нем так: “Дьявольский талант!” Роман вызвал бурю споров и дискуссий о проблеме личности, об образе Печорина, его нравственности, характерности или нехарактерности; роман хвалили, ругали, сокращали и защищали, но никто не мог оспорить совершенство художественной формы, литературной ценности произведения. Великолепное и мастерское использование слова в создании пейзажных зарисовок, тщательно продуманное размещение описаний природы в ткани романа — вот что, в частности, делает “Героя нашего времени” шедевром русской и мировой литературы.
Рекомендуем посмотреть:
- Язык романа Лермонтова «Герой нашего времени»
- Что проясняет в характере Печорина история с контрабандистами?
- Честь в представлении Печорина и Грушницкого (сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
- Чем дорожит Печорин больше всего на свете?
- Человек и природа в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
- Чацкий, Онегин и Печорин
- Философская проблематика романа «Герой нашего времени»
- Фаталист. Анализ повести из романа «Герой нашего времени»
- Фатализм Печорина
- Трагедия Печорина — трагедия эпохи или трагедия личности
Мастерство автора в описании природы
В «Герое нашего времени» Лермонтов иногда показывает себя как художник. Используя такие средства выразительности, как эпитеты, автор создает очень яркие образы природы, и часто кажется, будто видно рисунки или акварели поэта.
Также пейзаж, изображенный автором, предварял события, о которых читатель еще не знает. В пример можно привести эпизод, когда еще не произошло знакомство с главным героем произведения: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». Здесь возникает ощущение чего-то холодного и равнодушного. И действительно, вместо старого приятеля Максим Максимыч увидел какую-то ледышку.
Усиливает живописность пейзажа и ритм, с которым происходит повествование — то сжатый и стремительный, когда рассказ заходит о Печорине, или замедленно-плавный, при изображении Кавказа утром.
Если проанализировать произведение, можно понять, что пейзаж и природа в романе передают не только характеры героев и их волнения, но и позволяют увидеть смысл произведения. Их образы помогают пробудить собственные размышления об окружающем мире и его месте в жизни каждого человека.
Функция пейзажа
Анализ произведения показывает, что роль панорамы той местности, где находился герой очень многопланова и безгранична. С первых строк автор создает загадочную, неповторимую атмосферу. В главе «Тамань» показывается мечтательный образ моря, выступающего как фон.
Можно с уверенностью сказать, что природа в романе «Герой нашего времени» является вспомогательным персонажем, выполняющим сразу несколько функций, но ни в коем случае не второстепенным. Какую роль играют пейзажные зарисовки в этом произведении? Можно выделить несколько основных функций:
- Пейзаж характеризует место действия, помогает воссоздать для читателя объемное представление об окружающей героя обстановке.
- Также природа как бы предвосхищает некоторые события, предсказывает их, пытается своим пророчеством уберечь Печорина от роковых ошибок.
- Пейзаж передает душевное состояние героя, раскрывает сложность его натуры.
Первая указанная функция природы как важного элемента в сложной канве произведения ярко проявляется в повести «Бэла». Так, панорама, открывающая повествование окунает читателя в художественный мир произведения. Она позволяет полностью погрузиться в ту атмосферу, где происходит место действия.
Рассказчик, попавший в Койшаурскую долину, развернуто и с необыкновенной точностью обрисовывает скалы «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов».
Стоит отметить, что описание этой долины похоже на пушкинское восприятие края в путевых записках «Путешествие в Арзрум». Но сравнительная характеристика двух произведений показывает, что есть и серьезные различия:
Пушкин описывает природу кратко, лаконично, не уделяет ей особого внимания, хоть она тоже выполняет важную функцию.
- Лермонтов же рисует пейзаж подробно, передает детали и особенности долины, вкрапляя в описание философские размышления.
🗹Природа в текстах Лермонтова как бы оживает, наполняется цветом, красками, звуками. Поэт поразительно скрупулезен в пейзажах, старается ничего не упустить и передать великолепие Кавказа наиболее полно, объемно.