План — конспект урока литературы в 10 классе
План- конспект урока литературы в 10 А классе
Тема:
Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (обучение анализу эпизода).
Эпиграф:
«Хотите ли … изучить Петербург? – Читайте «Невский проспект»» (В.Г. Белинский)
Тип урока:
изучение нового с обобщением и систематизацией ранее изученного.
Вид урока:
урок – исследование.
Цель:
развитие навыков анализа эпизода.
Задачи:
— выявить языковые средства изображения «города-обмана»,
— определить ведущий художественный приём в
изображении Петербурга,
— сформулировать художественную идею повести,
— развитие интеллектуальных, общекультурных компетенций старшеклассников, навыка работы в группе.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
— обучающиеся должны знать: содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносится в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира;
— обучающиеся должны уметь: владеть навыками краткого пересказа, устного словесного рисования; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции, самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы.
Техническое обеспечение:
— презентация к уроку в программе PowerPoint,
— словарная статья к слову «фантасмагория
» из толкового словаря, выписанная на доске,
— записанные на доске слова Белинского о произведениях Гоголя.
Ход урока.
I. Запись на доске
.
«Кто лучше может познакомить читателей с особенностями характера русских или малороссиян, если не Гоголь? Хотите ли, в особенности, изучить Петербург? – читайте его «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос»… Вы найдёте тут лица, которых бог не создал нигде за чертою Петербурга»… никто, кроме Белинского, не мог бы сказать лучше о книгах Н.В.Гоголя.
Учитель.
Мы уже говорили о личности Н.В.Гоголя. Сегодня продолжим исследование произведений 30-х годов, вошедших в сборник «Арабески». Это так называемый Петербургский цикл, в который вошли «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Цикл «Петербургские повести» представляет собой сложное и своеобразное явление, которое стало существенной вехой в развитии творчества Гоголя и русского критического реализма.
Вопросы на восприятие.
- Почему цикл называется «Петербургским»?
- В творчестве какого писателя мы встречали описание Петербурга? ( Петербург описывает Пушкин В поэме «Медный всадник». Город – величественное творение гения Петра, могущественный, величественный, краса России. Но Пушкин внёс существенные коррективы: красота столицы для Поэта – оборотная сторона трагедии «маленького человека», населяющего окраины и трущобы этого города
)
II. Учитель.
Гоголь продолжил пушкинскую традицию. Но продолжил своеобразно, причём в значительной мере опираясь на свой личный опыт.
Сообщение ученика.
Приехав 20-летним юношей из провинции, Гоголь пережил тяжкое испытание. В далёком и тихом Нежине думалось, что там, в Петербурге, кипит деятельная жизнь, направленная на благо общества. Ничего похожего! Тишина, покой, отсутствие стремлений, люди, лишённые каких-либо высоких порывов, — вот что поразило Гоголя.
«Тишина в нём необыкновенная – сообщает он весной 1829 года домой, — никакой дух не блестит в народе, всё служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их»
Петербург поразил молодого писателя картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных конфликтов. Грубое унижение человека, торжество «кипящей меркантильности», атмосфера полицейского произвола – всё это, по словам Гоголя, превращало Петербург в гранитную казарму. И ещё. Это какой-то странный город! Здесь многое не похоже на то, что происходит в других городах.
Учитель.
Тикам увидел город своей мечты 20-летний Николай Гоголь. Каким же изобразил его в своём цикле уже известный писатель Николай Васильевич Гоголь в цикле «Петербургские повести» , и в частности, в повести «Невский проспект».
Повесть «Невский проспект» — первая повесть цикла. В основе сюжета две новеллы.
Вопросы на погружение.
- Кто герои новелл? (1 — художник Пискарёв, 2 – поручик Пирогов
)
- Связаны ли истории друг с другом внешними признаками? (нет
)
- Но что их объединяет? (сюжетно они объединены рассказом о Невском проспекте
).
Учитель.
Именно здесь, на главной улице северной столицы, завязываются узлы, которые потом распутывает каждый по-своему. Но панорама Невского проспекта служит идейно-эмоциональным ключом не только к этой повести, но и ко всему Петербургскому циклу. Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная. Мы уже не раз сталкивались с подобной композицией в художественных произведениях.
- Что обычно важно: обрамление или то, что внутри? ( то, что внутри
)
- Можем ли мы то же самое уверенно сказать о повести «Невский проспект»? ( нет, в повести «невский проспект» более важна рамка, т.к. она выражает художественную идею произведения)
- Как можно интерпретировать внутреннюю часть произведения? (например, как ситуации, которые могли произойти на Невском проспекте)
Учитель.
Ну а поскольку рамка играет важную роль в произведении, то сегодняшний урок будет посвящён анализу описания Невского проспекта в этой повести.
III. Вопросы для анализа эпизода. Учащиеся работают в группах (читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные), сообщают результаты наблюдений.
Учитель.
Прочитайте описание Невского проспекта в начале и в конце повести и отметьте элементы со знаком «+» и со знаком « — ».
Начало повести: “ + | Конец повести: “ – ” |
Нет ничего лучше Невского проспекта! Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Да и кому же он не приятен? Всемогущий Невский проспект! | О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь Ничуть не бывало… |
- Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести? (в начале повести — утверждение через отрицание , в конце повести — обилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением).
- В чём еще особенность изображения Невского проспекта в конце повести? (Используется прием олицетворения:
автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане.)
Учитель.
Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.
Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня:
“Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного только
дня!”
(
учащиеся записывают значение слова в тетради
)
Слово фантасмагория
означает:
1) Причудливые, удивительные изменения, превращения; 2)
Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени;
3)
Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
Безусловно, все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.
Задание для групп.
- Каков же он, человек, в изображении Гоголя? Давайте найдём группу слов с лексическим значением «человек», «люди».(Учащиеся работают в группах ,читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные, сообщают результаты наблюдений.)
Группа 1 анализирует отрывок от слов «Начнем с самого утра
…»
Группа 2 анализирует отрывок от слов «…ближе к двум часам
…»
Группа 3 анализирует отрывок от слов « В три часа
…»
Группа 4 анализирует отрывок от слов “С четырёх часов…”
Группа 5 «И, наконец, сумерки».
- Какие слова из лексической группы «человек» вы обнаружили? (Учащиеся, работавшие в 1 группе, предъявляют результаты исследования: Человек, мужик, житель, мальчики, народ, гувернеры, чиновник.)
- Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты?
(Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол. Индивидуальные черты не обозначены.)
- Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте. (Учащиеся, работавшие во 2 группе, предъявляют результаты исследования: Все, окончившие довольно важные домашние задания
…Поговорившие со своим доктором…Узнавшие о здоровье лошадей…Прочитавшие афишу…Те, которые служат в иностранных коллегиях…Встретите разговаривающих о концерте или о погоде). - Почему для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, субстантивированные причастия, сложноподчинённые предложения? Какова их роль?
(Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.)
- С помощью каких слов описаны прохожие?
(Бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, талии, дамские рукава.)
- Почему это все – неодушевленные существительные? Как называется средство выразительности, которое при этом использует Гоголь?
(Для обозначения человека Гоголь использует неодушевлённые существительные с лексическим значением “часть тела” или “предмет гардероба”. Такой приём, когда вместо названия целого предмета используется название его части, называется метонимией).
- Какие еще слова, обозначающие людей, вы обнаружили?
(Целое
море мотыльков,…блестящаятучанад чёрнымижукамимужеского пола)
- Почему автор использует для обозначения человека одушевлённые существительные со значением “насекомое”?
(
Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.)
- Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?(Учащиеся, работавшие в 3 группе, предъявляют результаты исследования: …Титулярные, надворные и прочие советники……Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари).
- Почему называются лишь чины прохожих?
(Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом:
“На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!
)
- Какие слова, обозначающие людей, вы обнаружили?
(Учащиеся, работавшие в 4 группе, предъявляют результаты исследования: Какая-нибудь швея
, к
акая-нибудь жалкая добыча, какой-нибудь заезжий чудак
, к
акая-нибудь длинная высокая англичанка
, к
акой-нибудь артельщик)
- Зачем повторяется неопределенное местоимение?
(Повтор неопределённых местоимений выражает пренебрежение, неважность означенных персон
).
Учитель.
Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург.
Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек — вещь, абстрактное понятие.
- Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь? (Учащиеся, работавшие в 5 группе, предъявляют результаты исследования: Невский проспект оживает и начинает шевелиться. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет. В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное… (
приём градации
)
Учитель.
Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю. А люди превращаются в длинные тени.
Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…
Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.
- Автор разоблачает Невский проспект ещё в первой части. Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести? (Это тоже не настоящее восхищение. Оно лишь подчёркивает авторскую иронию. Именно ирония свергает изображаемый предмет с его мнимой высоты.
)
IV.
Учитель.
Красота?
Что, связанное с понятием красоты, есть на Невском проспекте?
Коммуникация?
Общаются ли люди друг с другом, взаимообогащаются ли личности?
Выставка?
А что показано как лучшее произведение человека?
Всё обман
, всё
мечта
, всё не то, чем
кажется
!
Образ Петербурга в восприятии Гоголя всегда двойственен, внутренне контрастен. В сущности, в повестях нет единого, цельного образа города. Богатые и бедные, беспечные бездельники и горемыки-труженики, преуспевающие пошляки и благородные романтики. Но это город – воплощение всех безобразий и несправедливостей, творящихся в полицейско-бюрократической России. Это город, где «кроме фонаря, всё дышит обманом».
Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: “Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни…
”
V. Домашнее задание
: составить письменное высказывание по теме урока.
Список использованной литературы.
- Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. В 2-х т.т. – М.: Искусство, 1986г.
- Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. – Ленинград: Художественная литература, 1983г.
- Машковец Н.Г. Гоголь в кругу художников. – М.: Искусство, 1955г.
- Храпченко М.В. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984г.