История создания
Роман «Доктор Живаго» Борис Леонидович начал писать зимой 1945 года, а в 1946 году было написано стихотворение «Гамлет», открывающее семнадцатую главу произведения «Стихотворения Доктора Живаго», в которой содержится 25 стихотворений.
Созданные человеком искусства произведения – это его истинное лицо, его суть, отражение его Души. Знакомясь с произведениями поэтов, мы знакомимся ближе с самими авторами.
«Доктор Живаго» — уникальное произведение, которое «раскрывает» читателю автора как удивительного человека, стремящегося «дойти до самой сути» самому и очень точно, без каких-либо многообразных вариантов, объяснить, донести суть до читателя. Именно поэтому он «раскрывает» нам Юрия Живаго через его стихи, чтобы мы лучше поняли самого героя, а через героя самого Пастернака.
В 1956 году роман был окончен и отредактирован Борисом Леонидовичем. Но напечатан он был только в 1957 году в Италии, а затем, в 1958 году, во многих европейских странах. Российский читатель увидел роман лишь в 1988 году, спустя 33 года после смерти автора.
«В нём женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…»(У. Шекспир)
Анализ «Гамлет» Пастернак
Анализ «Гамлет» Пастернак
«Гамлет» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Стихотворение «Гамлет» было закончено Б. Пастернаком после войны, в 1946 году. Именно оно открывает цикл стихов, написанных героем романа «Доктор Живаго» Юрием.
Мир, в котором живет человек – это далеко не всегда бабочки, цветы и белые полосы жизни. Рано или поздно цветы покрываются шипами, у бабочек появляется острое жало, а дорога вперед почему-то приводит в тупик. Чью сторону принять, если однажды вы столкнулись с ненавистью, подлостью и завистью? Выбор своей нравственной позиции в жестоком мире насилия и зла – основная тема стихотворения «Гамлет» Юрия Живаго.
Лирический герой произведения выходит на сцену жизни, будто шекспировский «Гамлет». Толпа зрителей затихает – они ждут, они алчут от героя представления. Между тем, фразу «Я вышел на подмостки» можно истолковать как выход на казнь (в словаре Ефремовой подмостки – это настил из досок на возвышении). Ничем не напоминает эшафот, друзья?
Но за что толпа собирается казнить «Гамлета»? Может быть, за то, что он умеет видеть свое будущее («Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку»)? Или может быть, его силы почти иссякли и он еле держится на ногах, прислонившись к двери («Прислонясь к дверному косяку»)?
Чтобы понять причину конфликта толпа/герой, автор переносит нас в атмосферу ночи. Темнота, мрак сгущаются, будто вселенское зло собралось в одном месте, чтобы наброситься на героя («На меня наставлен сумрак ночи»). И даже звезды на небе против него («Тысячью биноклей на оси»).
Далее Пастернак использует библейский мотив, взятый из Евангелия. («Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси»). Лишь однажды Иисус усомнился в своих делах, и фраза, сказанная им в момент душевных терзаний, прозвучала именно так.
Лирический герой понимает, что судьба каждого человека – быть унылой овечкой, когда надо лгать и притворяться, и свирепым волком, когда рядом находится тот, кто слабее тебя. Раньше он хотел жить, как все («И играть согласен эту роль»), но его предназначение оказалось совершенно другим. Лирический герой не может терпеть ложь и насилие, зло и предательство. И та драма жизни, которая развернулась вокруг него, требует иных действий («Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь»).
В последней строфе стихотворения «Гамлет» конфликт герой/толпа не просто накаляется – он обрастает новой проблематикой. Герой осознает, что будет непросто («Жизнь прожить – не поле перейти»), но оказывается, что бороться с ложью ему придется одному («Я один, все тонет в фарисействе»). При этом Пастернак удачно использует слово «фарисейство», которое означает формальное, показное исполнение чьих-либо правил и предписаний
Образ лирического героя. Однако было бы глупо отождествлять лирического героя с Юрием Живаго, Пастернаком, Гамлетом или даже Иисусом. Перед нами – Человек с большой буквы в контексте историко-культурного наследия человечества. Перед нами – Личность, впитавшая в себя духовное наследие всех предшествующих эпох. И, в конце концов, перед нами Современник, который борется со «спящим» миром силой духа, творчества и внутренней свободы.
Стихотворный размер «Гамлета» – пятистопный хорей, который нередко использовал a своей лирике автор «Бородино» Михаил Лермонтов. Рифмовки перекрестные (абаб), рифмы мужские (уд. на последнем слоге) и женские (уд. на предпоследнем слоге).
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Гамлет» является образцом философской лирики Бориса Пастернака. Автор обращается к шекспировскому утверждению, которое гласит, что весь мир – театр, а люди — все актёры. Даная метафора сама по себе очень интересна и несет глубокий философский смысл, но смысл многообразный, не умещающийся в одно узкое объяснение.
Борис Леонидович не стал разъяснять и пояснять свое отношение к данному высказыванию, а взял его за основу своего произведения, чем согласился, от части, с данным утверждением.
Стихотворение «Гамлет» имеет модернистскую направленность. Одной из особенностей произведений данного направления является то, что нет плавного «входа» в стихотворение, поэт читателя окунает сразу в «воды» происходящего, а куда плыть, в какую сторону, каждый решает сам, то есть интерпретация произведений очень разнится у каждого из читателей. В этом и вся сложность «общения» с модернистскими произведениями, именно поэтому кто-то не приемлет такие стихи, прозу, а кто-то с упоением «поглощает».
Размер стихотворения «Гамлет» – пятистопный хорей. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Гамлет» состоит из 4 строф. Композиция последовательная.
- 1-я строфа начинается с метафоры. Автор сразу сообщает читателю об ощущениях, восприятии мира, жизни лирическим героем: «Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку…»
- 2-я строфа – это опасения лирического героя, его предчувствия, его вера, которая поддерживает его, помогает идти дальше, сквозь «сумрак ночи».
- 3-ю строфу можно назвать беседой, искренним признанием. «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, и на этот раз меня уволь.» Эти строки говорят о смирении, о силе духа лирического героя, а также о естественном, осознанном страхе, о желании избежать того, что его пугает.
- 4-я строфа подытоживает всё вышесказанное, сообщает о том, к чему пришел лирический герой в своих рассуждениях. «Но продуман распорядок действий, и неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.». Он смирился с тем, что его тревожило в предыдущем четверостишии, он будто вспомнил, что жизнь – это непросто, что в жизни может всякое случится, что нужно быть стойким, не впадать в уныние, быть терпеливым и обязательно сильным.
Гамлет анализ стихотворения Пастернака
Анализ стихотворения Гамлет Пастернака по плану
1. История создания. Произведение «Гамлет» открывает стихотворный цикл, помещенный Пастернаком в роман «Доктор Живаго». Оно было написано в 1946 г. В этот период Пастернак работал над статьей о Блоке, затрагивая, в частности, гамлетовскую тему в его творчестве.
2. Жанр стихотворения — философская лирика.
3. Главная тема произведения — предопределенность жизни человека. В самом романе стихотворение «Гамлет» напрямую связано с темой большого города — «необозримого огромного вступления к жизни». Когда-то Юрию Живаго «надлежало победить» этот город, но по хронологии романа он пишет стихотворение незадолго до смерти, когда уже ничего не может сделать для спасения обреченного мира.
В более широком смысле лирический герой «примеряет» гамлетовскую роль, для того чтобы сыграть в драме всей своей жизни. Предстоящая игра будет нелегкой. Автор подчеркивает это, используя библейский сюжет. В Гефсиманском саду Иисус Христос испытывал колебания, перед тем как окончательно решился принять мучительную казнь для искупления первородного греха («Если только можно… чашу эту мимо пронеси»).
Лирический герой согласен исполнить роль Гамлета, но понимает, что предстоящая жизненная драма будет намного серьезнее сценической постановки. Самое ужасное заключается в том, что он уже обречен. В жизни, как и на сцене, невидимым режиссером давно «продуман распорядок действий». По сути, какой бы ни была игра лирического героя, его ждет один и тот же «конец пути». Несмотря на неизбежность и неотвратимость финала, избежать участия в драме невозможно. Лирическому герою остается лишь принять выпавшие на его долю испытания («жизнь пройти — не поле перейти»).
4. Композиция стихотворения последовательная.
5. Размер произведения — пятистопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. В основе всего стихотворения лежит сравнение жизни человека с разыгрываемой на сцене пьесой. Поэтому «подмостки», «тысяча биноклей», «распорядок действий» выступают в качестве аллегорий. Глубокий философский смысл придает произведению использование библейских мотивов (обращение «Авва Отче», «фарисейство»).
7. Главная идея стихотворения — человек бессилен в борьбе с неизбежным роком, особенно в условиях глобальных исторических потрясений. Гамлетовский вопрос «быть или не быть?» приобретает совершенно иное звучание. Этот вопрос был жестко поставлен перед всей русской интеллигенцией в 1917 г. Положительный ответ на него для большинства означал трагический финал жизненной драмы. Революция сделала участниками кровавой пьесы практически все население страны. Подавляющая часть «актеров» не возражала, но для остальных заранее расписанная «игра» оказалась невыносимой.
Образы и символы
Лирическим героем стихотворения «Гамлет» является Юрий Живаго, которому присуждено авторство данного произведения. Из романа нам известно, что этот человек по своей природе очень душевный, «чистый», немного неприкаянный и чуткий. Все эти черты героя прослеживаются и в стихотворении «Гамлет».
Основной образ произведения – театр, который является метафоричным представлением жизни. Вообще всё произведение построено на интересных образах, которые в сумме объясняют главный образ.
«…Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.»
Эти строки рисуют в воображении человека, который от безысходности, от усталости припал к дверному косяку, дабы не упасть.
Дверь – это граница, пройдя через которую можно оказаться в другом месте. Применив символическое значение к данному стихотворению, можно сказать, что лирический герой стихотворения «Гамлет» находится на распутье, в сомнениях. Подойдя к двери, к «новому миру», он думает, стоит ли идти туда, что его ждет там, так ли безопасно там, в будущем.
«На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси.»
Начальные строки третьей строфы рисуют образ неизведанного, туманного, непроглядного. Лирический герой ничего не видит вокруг, только ночь, темноту, но его видит «тысяча биноклей», он как на ладони. Это и есть ощущение сцены, некой незащищенности.
«Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.»
Чаша – символ духовного знания, символ искупления грехов. Лирический герой просит Бога Отца избавить его от данного опыта, от того, чего он боится, хотя это может, принесет пользу герою.
Следующая строфа повествует о готовности лирического героя к любым другим «ролям», но только ни к этой «драматичной роли». Драма – это «бытовая трагедия», то есть сюжет такой же трагичный, но более приземленный, перенесенный в настоящее время. Но лирический герой не хочет быть героем трагического сюжета!
Последняя строфа сообщает нам о смирении и принятии роли лирическим героем, о его понимании жизни, понимании неизбежности определенных событий, о его удивлении лицемерию некоторых из окружающих, легко принимающих происходящее.
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет», 11 класс
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет»
(1890 – 1960)
На интерактивной доске портрет Б.Л. Пастернака и текст его стихотворения «Гамлет»
Восприятие, истолкование оценка.
Стихотворение Б. Пастернака «Гамлет»- своеобразный ключ к пониманию романа писателя «Доктор Живаго». Им открывается 17-я стихотворная глава этого произведения.
Читая это стихотворение, понимаешь, что оно допускает множество взаимосвязанных прочтений. Различные толкования его смысла не противоречат друг другу, а помогают точнее узнать значение стихотворения в структуре книги и оценить роман «Доктор Живаго» как произведения мировой классики.
Прочтение первое.
Название стихотворения, заданная в нем ситуация – неизбежность предначертанного герою пути и попытка эту неизбежность осмыслить – говорят о том, что это внутренний монолог Гамлета, датского принца, героя трагедии В. Шекспира «Гамлет».
Прочтение второе.
Стихотворение представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета на сцене перед зрительным залом: «Я вышел на подмостки
».
«На менянаставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси
». Слова
«замысел»,«роль»,«распорядок действий»,«драма»
можно целиком отнести к актерскому ремеслу. По своему положению актер должен до конца довести свою роль в драме.
Прочтение третье.
Вспоминаем известную формулу Вильяма Шекспира: «Весь мир – театр, и
люди в нем – актеры».
Гамлет – это каждый из нас как человек, всякий день хорошо или плохо играющий свою роль в драме жизни, призванный достойно пройти предначертанный свыше путь. В первых строках стихотворения — начало жизненного пути каждодневной драмы. Как быть достойным своей роли, своего предназначения в этом мире? Чей это
«замысел упрямый»?
Кто автор
«пьесы»?
Разумеется, режиссер мира, Создатель, Бог!
Прочтение четвертое.
В стихотворении содержится внутренний монолог Христа – его молитва в Гефсиманском саду: «И говорил Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси
чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»
(Евангелие от Марка 14:36.);
«И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты»
(Евангелие от Матфея 26:39.). У Пастернака соответствующая
строфа воспринимается почти как дословная цитата:
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Прибавим к этому картину звездной ночи, упоминание о фарисействе и одиночестве героя. В таком прочтении жизнь предстает не театром, не драмой и не ролью. Она – искупительная жертва. Что такое личностное бессмертие человека? В чем ценность отдельной личности? Христос сказал миру новое Слово и своей жизнью подтвердил его истинность. Интересно отметить, что мать Юрия Живаго звали Мария, как мать Христа, а фамилия героя как будто была заимствована из Откровения 7:2 – «печать Бога Живаго».
Прочтение пятое.
Будучи включенным в сборник «Стихотворения Юрия Живаго»,
это произведение воспринимается как созданное главным героем романа, согласно сюжету, оно было переписано и доработано Юрием Живаго за несколько дней до его смерти. Жизненный путь Живаго соотносим с жизнью Гамлета и с жизнью актера, и с жизнью Христа.
Прочтение шестое.
Оно последнее из наиболее очевидных.
Стихотворение принадлежит перу Бориса Пастернака. Жизненные пути героя романа «Доктор Живаго» и его автора соотносятся между собой.
Таким образом, стихотворение Б.Л. Пастернака «Гамлет», состоящее всего из двенадцати строк, представляет собой совершенно уникальное произведение, которое свидетельствует об исключительном и неповторимом таланте и высоких духовных стремлений его автора.
Тема, проблемы, настроение
«Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.»
Эти строки можно считать темой стихотворения «Гамлет». Неизбежность чего-то конкретного, возможно нежеланного, но необходимого – это основная тема разбираемого произведения.
Проблематика стихотворения «Гамлет» достаточно широкая, многогранная. Автор в произведении поднимает проблему выбора дальнейшего пути, конфликта личности и общества, проблему одиночества, проблему принятия неизбежного. Лирический герой видит свой путь, и ему тяжело смириться с этим.
Настроение стихотворения «Гамлет» лирическое, сумрачное, но смиренное.
Тема и настроение стихотворения не лучезарные, но воспринимается оно достаточно легко, без удручающего «послевкусия».
Основная идея
«Жизнь прожить — не поле перейти.»
Последняя строка подытоживает всё стихотворение и является основной его идеей.
Может показаться, что главная мысль стихотворения «Гамлет» тоже пессимистичная и унылая, как тема, наполненная безысходностью, но это не так! Данная пословица гласит о том, что жизнь – это непростая вещь, будут на жизненном пути встречаться и кочки, и ямы, будут ошибки, будут взлеты и падения, но это всё и ценно, это всё является уроками, это всё создает из нас людей, которыми мы должны быть. От каждого из нас требуется лишь терпение, мужество и смиренное доверие. Таков смысл произведения «Гамлет».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Гамлет» дополняют разбор и становятся завершающим аккордом.
- Эпитеты: «далекий отголосок», «замысел упрямый».
- Все произведение очень метафорично, даже его название – это скрытое сравнение с героем шекспировской трагедии.
- Метафоры: «ловлю в отголоске», «наставлен сумрак ночи», «всё тонет в фарисействе»
- Метонимия: «наставлен тысячью биноклей на оси».
- Фразеологизмы: «жизнь прожить – не поле перейти».
- Инверсия: «я люблю твой замысел упрямый», «играть согласен эту роль».
Автор: Кристина Асаулова
Вариант №2
Стихотворение «Гамлет» было написано Б. Пастернаком в 1946 году. Оно также открывает последнюю семнадцатую часть в романе «Доктор Живаго», которая представляет собой сборник стихотворений главного героя Юрия Живаго.
Литературное направление, в котором написано данное стихотворение – футуризм. По жанровой принадлежности стихотворение соответствует философской лирике.
Основная тема произведения это нравственный выбор каждого отдельного человека, который он постоянно совершает и тем самым определяет свою судьбу. Выбранный Б. Пастернаком лирический герой стихотворения заключает в себе несколько лиц, схожих в своих намерениях. Среди этих лиц — Гамлет, принц Датский; актер театра, глубоко прочувствовавший роль Гамлета; Иисус Христос; доктор Живаго и сам Борис Пастернак. Все они, так или иначе, посвятили свою жизнь борьбе со злом, обличая пороки общества.
Борис Пастернак, как человек, не покинувший свою страну и народ, и как автор пронзительного романа, в котором отразил участь русского интеллигента, был готов к тому, что его в любой момент моги арестовать. Об этом свидетельствуют такие строки:
«На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси».
«Сумрак ночи» в данном случае метафора, при помощи которой писатель делает отсылку к советской власти. Не случайно автор выбирает в качестве лирического героя стихотворения актера театра, все действия которого выставлены на осуждение зрителям, подобно самой жизни писателя.
Написание романа для Б. Пастернака было одной из важнейших задач в его жизни, за что он был готов понести наказание. Драма настоящей жизни русского интеллигента не менее страшна и опасна чем драма Шекспира, поэтому обращение к Всевышнему звучит с такой мольбой:
«Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси».
Подобно тому, как однажды Иисус усомнился в назначении приносимой жертвы ради всего человечества, так и герой стихотворения в полной мере осознает всю тяжесть борьбы со злом и просит спасти его от предначертанной ему участи.
Обвиняя своих современников в фарисействе, то есть лжи и лицемерии, Пастернак прекрасно осознает, что долг настоящего гражданина состоит в противостоянии злу, что происходит, как правило, в полном одиночестве. Общество бездушно к его страданиям и ждать помощи ему не от кого:
«Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти».
Проанализировав предложенное стихотворение можно сделать некоторые выводы, которые хотел донести будущим поколениям Б. Пастернак. Важно придерживаться собственных понятий о морали и нравственности, а не идти вслед за тем, что навязывает общество. Только тогда становится возможным отойти от шаблонных действий, которые как роль актера, заранее обозначены обществом. Подобно Гамлету каждый человек выбирает «быть или не быть», создать себя самому и быть ответственным за свой выбор, либо подчиниться порядкам, принятым в обществе, и отвергнуть идею о самоидентификации. Идея противостояния личности и общества, борьбы со злом сильно беспокоит автора.
Стоит отметить, что в стихотворении «Гамлет» заключены все основные принципы и убеждения, которых придерживается сам автор.
Кратко по плану
🗹