С.Я.Маршак Биография и творчество. презентация к уроку чтения (3 класс) на тему


«Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать»

Самуил Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Семья несколько раз переезжала, в 1900 году они надолго поселились в Острогожске. Здесь Маршак поступил в гимназию, здесь же начал писать свои первые произведения. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать», — вспоминал поэт. Увлеченный древнеримской и древнегреческой поэзией, Маршак уже в младших классах гимназии перевел поэму Горация «В ком спасение».

Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат: еврейское происхождение могло помешать поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым — известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию — одну из немногих, где после реформы образования преподавали древние языки.

«Познакомившись с моими стихами, Владимир Васильевич подарил мне целую библиотечку классиков, а во время наших встреч много рассказывал о своем знакомстве с Глинкой, Тургеневым, Герценом, Гончаровым, Львом Толстым, Мусоргским. Стасов был для меня как бы мостом чуть ли не в пушкинскую эпоху».

Самуил Маршак

В гостях у Стасова Самуил Маршак знакомился с творческой интеллигенцией дореволюционного Петербурга — c композиторами и художниками, писателями и профессорами. В 1904 году критик представил Маршака Федору Шаляпину и Максиму Горькому. Через месяц Горький устроил его в ялтинскую гимназию: со времени переезда в Петербург Самуил Маршак часто болел. Следующий год молодой поэт жил на даче Пешковых под Ялтой. После революции 1905 года семья писателя уехала из Ялты за границу, и Маршак вернулся в Петербург.

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА С.Я.МАРШАКА

Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры — Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. А его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир.

Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло — фольклор разных стран и народов.

В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе — везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике. Фольклором пронизано всё творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений.

Маршак детские сказки

В поэтическом творчестве С.Я.Маршака отражены принципы таких жанров устного народного творчества, как прибаутки, дразнилки, считалки, потешки, скороговорки. «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», «Багаж» и «Веселые чижи» (в соавторстве с Д.Хармсом), «Мороженое», «Цирк», «Вчера и сегодня», «Пожар», «Дом, который построил Джек», «Петрушка-иностранец» — это только немногое из написанного в 20-е годы.

Стихотворения цикла «Детки в клетке» — лаконичные, юмористические, игровые. Они невелики по объёму: две, четыре, редко восемь строк. В них даются конкретные, чёткие черты облика или повадок животных. В своих стихах, адресованных детям, Маршак развивает их чувства и разум.

Тема счастливого детства в творчестве Маршака — магистральная, потому что она объединяет основные проблемы: проблемы ребёнка в коллективе, отношений детей и взрослых, природы и нравственности и др. Проходит эта тема через все работы С.Маршака в детской литературе. Маленькие дети у Маршака любознательны и активны, дружелюбны и раскованы. Они увлечённо играют («Мяч», «Усатый-полосатый»), охотно участвуют в делах старших («Разноцветная книга», «Праздник леса», «Круглый год»), готовятся к большой жизни, осваивая мир («Хороший день», «Карусель», «Про гиппопотама», «Великан», «Дети нашего двора»).

Образ движения, роста — характерный для Маршака образ в стихотворениях на тему счастливого детства. Умение видеть перспективу жизни совсем ещё маленького ребёнка, проследить связь детства, отрочества, юности со зрелостью — отличительная черта стихотворений Маршака, посвящённых теме счастливого детства. С именем С.Маршака в детской литературе связано утверждение активной позиции лирического героя — ребёнка.

Кто не знаком с удивительной сказкой «Двенадцать месяцев»? Кому родители не читали в детстве «Кошкин дом»? Или «Багаж» для школьного возраста, на финальных словах которого «Однако за время пути собака могла подрасти» улыбаются и взрослые, и дети? А ещё «Умные вещи», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Сказка об умном мышонке» и другие. Наверняка, многие из Вас, уважаемые читатели, вспомнили эти чудесные стихи. А как не любить его стихи — загадки?

«Детский городок»

В 1911 году Самуил Маршак путешествовал по Турции, Греции, Сирии, Палестине. Поэт поехал в страны Средиземноморья как корреспондент петербургских изданий «Всеобщая газета» и «Синий журнал». Вернувшись из поездки, он написал цикл стихотворений «Палестина».

Шумят открытые харчевни, Звучат напевы дальних стран, Идет, качаясь, в город древний За караваном караван. Но пусть виденья жизни бренной Закрыли прошлое, как дым, Тысячелетья неизменны Твои холмы, Иерусалим! И будут склоны и долины Хранить здесь память старины, Когда последние руины Падут, веками сметены.

Самуил Маршак, отрывок из стихотворения «Иерусалим»

В поездке Самуил Маршак познакомился со своей будущей женой Софьей Мильвидской. Вскоре после свадьбы молодые супруги поехали в Англию — учиться в Лондонском университете.

«Пожалуй, больше всего подружила меня с английской поэзией университетская библиотека. В тесных, сплошь заставленных шкафами комнатах, откуда открывался вид на деловитую, кишевшую баржами и пароходами Темзу, я впервые узнал то, что переводил впоследствии, — сонеты Шекспира, стихи Вильяма Блейка, Роберта Бернса, Джона Китса, Роберта Браунинга, Киплинга».

Во время каникул они путешествовали по Англии, поэт изучал английский фольклор и переводил баллады. Он писал: «Переводил я не по заказу, а по любви — так же, как писал собственные лирические стихи».

В 1914 году Самуил Маршак вернулся в Россию. Он публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы семья часто переезжала с места на место, а после революции Маршаки осели в Екатеринодаре (сегодня — Краснодар): там служил отец поэта.

В 1920 году краснодарские писатели, художники и композиторы, среди которых был и Маршак, организовали один из первых в стране театр для детей. Скоро он превратился в «Детский городок» с садиком, школой, библиотекой и кружками.

«Раздвигается занавес. Мы готовы к тому, что Петрушка потянет детей к себе поближе — к ширме. Самуил Яковлевич — главный «ответственный» за этот момент — чувствует, что минута настала, что вот-вот дети поднимутся и побегут к ширме и этим сорвут ход действия. И тогда он встает и делает, привлекая к себе внимание, озорной жест — дескать, пойдем поближе, но тихо и молча. Петрушка вовлекает ребят в общую игру. Все зрители и актеры сливаются воедино. Хохот стоит могучий, фантазия детей разгорается. Все — всамделишное! Всем понятное!»

Актриса Анна Богданова

Интересные факты из жизни Самуила Маршака

Факт 1. Учитель гимназии выделял Маршака на фоне остальных детей, считая самым одарённым.

Факт 2. Поэт имел несколько псевдонимов, которыми подписывал свои эпиграммы и сатирические произведения. Это и доктор Фрикен, и С. Кучумов, и Уэллер.

Факт 3. В военные годы Самуил Яковлевич помогал детям беженцев.

Факт 4. Маршак 8 лет был депутатом городского совета Москвы.

Факт 5. Переводы Маршака насколько великолепны, что считаются классическими.

Маршак / Диафильмы

  • Маршак, С. Я. ; Туманян, О. Т. Кот-скорняк / армянская сказка О. Туманяна, стихи С. Маршака; рис. Евгана. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1949 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (32 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Какой это сад? / С. Маршак; фото А. Скурихина. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1953 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (29 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Живые буквы / С.Я. Маршак; худож. А.А. Брей. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1953 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (31 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.
  • Маршак, С. Я. Мастер-ломастер / С. Маршак; худож. А. Брей. — Электронный ресурс. — Москва : Диафильм, 1954 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (37 кд.). — Оригинал хранится в РГДБ.

Первые сочинения

Творческая биография Самуила Яковлевича Маршака началась еще в раннем детстве. Как вспоминал поэт, свои первые стихи он сочинил еще в то время, когда не умел писать. В Острогожске, в доме Маршака, собиралось обычно много детей, которые хотели послушать забавные произведения Самуила. Когда же он научился писать, то свои произведения стал заносить в тетрадь. Эта тетрадь попала в руки Владимира Стасова, который смог оценить талант мальчика и постарался приложить все усилия для того, чтобы Самуила перевели в гимназию Петербурга. Приехав в город на Неве, все свое свободное время Маршак проводит в публичной библиотеке, где читает произведения классиков мировой литературы.

Сатирические произведения

А в дни Великой Отечественной войны раскрылась перед читателем ещё одна сторона творчества Маршака. На всех фронтах читали его сатирические стихи, напечатанные в «Правде», меткие эпиграммы, которыми он как подлинный снайпер слова разил гитлеровцев. То, что ещё недавно звучало в очаровательной ребячьей полупесенке, полусчиталке о мастере-ломастере («Раз, два—по полену. Три, четыре – по колену»), зазвучало уже с иной интонацией в убийственно метких и скорострельных строках, плакатах, стихотворных листовках, антифашистских эпиграммах, например, в таких, направленных против палачей-гаулейтеров, которые удрали из фашистской Германии, избежав суда народов и теперь ищут для себя подходящую работу по прежней специальности:

Кули таскать? Рубить дрова? За это платят скудно. Притом дрова — не голова, Рубить их очень трудно. Лудить, паять, кроить, дубить Труднее, чем дубасить. Носить трудней, чем доносить, И легче красть, чем красить.

Вот такими стихами, полными сокрушительной жгучей силы, построенными на остроумнейшей и находчивой игре слова, за которой всегда раскрывается у Маршака глубокое уважение к человеческому труду и яростное презрение к праздности и жестокости, участвовал поэт Маршак в великой борьбе советского народа за общее правое дело.

Пьеса «Двенадцать месяцев»

В лесу девочка знакомится с двенадцатью месяцами, которые помогают ей, и вскоре подснежники доставлены во дворец капризной принцессе. Однако теперь сама принцесса требует отвезти ее на то место, где девочка нашла первые цветы весны. Но природные силы смогли проучить не только ее, но и злую мачеху, и ее родную дочь. А падчерица была вознаграждена за свою доброту и простоту.

Памятники, музеи

  • Мемориальная доска в г. Острогожск (ул. Орджоникидзе, 133).
  • Мемориальная доска в г. Ялта (ул. Кирова, 31) на здании бывшей Александровской мужской гимназии.
  • Мемориальная доска в г. Воронеж (ул. Карла Маркса, 72). Скульптор А. В. Мельниченко.
  • Мемориальная доска в г. Краснодар (ул. Янковского, 32 / ул. Гоголя, 91).
  • Мемориальная доска в г. Москва (ул. Земляной вал, 14/16). Скульптор Ю. Чернов, архитектор Ю. Гальперин. 1968.
  • Мемориальная доска в г. Санкт-Петербург (ул. Пестеля, 14). Архитектор Т. Н. Милорадович. 1970.
  • Мемориальная доска в г. Москва (ул. Б. Академическая, 77А, строение 1) на здании Педагогического колледжа № 13 им. С.Я. Маршака. Скульптор Ю. Чернов. 2007.
  • Памятник С. Я. Маршаку в г. Воронеж (ул. Карла Маркса, 72). Скульптор М. И. Дикунов. 2015.

Стихотворение «Багаж»

Творческую биографию Маршака невозможно сейчас представить и без стихотворения «Багаж», которое было написано в 1926 году. Главная героиня – Дама, которая отправлялась на поезде в Житомир и брала с собой не только много багажа, но и маленькую собачку. По прибытии ей вернули картину, корзину, саквояж, картонку, но вот маленькая собачонка по дороге потерялась. Чтобы не было скандала, на одной из станций поймали большого пса и посадили туда, где должна быть маленькая собачонка.

Когда же Дама стала получать багаж, то была шокирована тем, что вместо ее маленькой собачонки на нее смотрел огромный и взъерошенный пес. Но ее тут же стали уверять в том, что за время пути просто ее маленькая собачка успела подрасти.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: