Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»


Система персонажей

Главным героем романа является студент Родион Раскольников, который находится в поиске себя. Он придумал абсурдную, с точки зрения Достоевского, теорию о подразделении людей на две группы:

  • «Тварь дрожащая» — простые скромные люди со своими проблемами.
  • «Право имеющие» — сильные личности, которым сама судьба дарует шанс добиться чего-то в жизни.

По идее писателя, все герои романа так или иначе относятся к одной из этих категорий, иллюстрируя теорию Родиона. И читатель начинает испытывать невольное сочувствие именно к первой группе персонажей, униженным и оскорбленным, но готовым к самопожертвованию, лишенным подлости и презрения к окружающим. Именно эти лица полны сочувствия, сострадания, доброты и порядочности. Это семейство Мармеладовых, Дуня, мать Родиона, сестра старухи процентщицы.

Антитеза в произведении

Достоевский активно использует прием антитезы, сопоставляя своего главного героя с другими людьми из его мира. Практически можно говорить о том, что Раскольников сопоставляется со всеми персонажами произведения, как положительными, так и отрицательными, или противопоставляется им, но не все становятся его двойниками. Сравнение с подлецами и безнравственными преступниками показывает, до каких глубин мог бы опуститься главный герой, останься он верен своей теории. Напротив, при сопоставлении его с положительными персонажами Достоевский показывает чистую и светлую душу.

Портрет Федора Достоевского

Развенчание теории

Двойники Раскольникова есть как с одной, так и с другой стороны, они помогают герою разобраться в несостоятельности своей теории, в ее ошибочности. Продуманные положения, основывающиеся на мировой практике, на деле оказываются лишь фикцией, самообманом, иллюзией. Кто является двойником Раскольникова? Прежде всего это Лужин и Свидригайлов — личности, которые сумели переступить через других, двигаются к намеченной цели, невзирая на боль и страдания, причиняемые своим вольным и невольным жертвам.

Знакомство с творчеством Достоевского

Но можно ли назвать их сильными, сравнить с Наполеоном или другими великими историческими деятелями? Нет, их смерть останется незаметной, общество не изменится (что и произошло после самоубийства Свидригайлова), жизнь продолжит идти своим чередом. Поэтому сама суть теории главного героя развенчивается через образы его двойников – эти люди «переступили», но великими от этого не стали. Преступление как способ доказать прежде всего самому себе принадлежность к «настоящим людям» теряет свою значимость, поскольку этими двойниками Раскольникова воспринимается как нечто обыденное.

Методическое эссе «Можно ли называть двойниками Раскольникова, Лужина и Свидригайлова?»

Литературное творчество

в рамках профильного и углубленного изучения

предметной области “Филология” в школе”

Можно ли называть двойниками таких разных героев,

как Раскольников, Лужин и Свидригайлов?

Признаться, хрестоматийная данность о двойничестве Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым с самого начала (с моих далеких школьных лет) казалась мне странной, скажу больше — сомнительной. И чем дольше и больше приходилось с этим сталкиваться, тем сильнее становилось мое сопротивление этой мысли. Несмотря на то что, став учителем, я как-то должна была с этим жить, должна была об этом как-то говорить с учениками, я внутренне недоумевала. Казалось, всё правильно, но уж слишком эти трое разные, чтобы называть их словом, подразумевающим сходство. Не двойничество, всегда казалось мне, а отражение, непременно зеркальное. Во всяком случае эмоционально я не могла воспринимать их — Раскольникова, Лужина и Свидригайлова — как двойников, поставить их в один ряд. Словом, мысленно приходилось лавировать между тем, что принято в литературоведении как истина, и тем, что “душа поёт”.

Чем похожи эти три персонажа, известно каждому: чертами характера, поведенческими проявлениями, философией жизни. Если последние два аспекта можно считать хоть бы в какой-то мере справедливыми, то с первым (и главным) согласиться, на мой взгляд, можно только ради литературоведческих изысков.

Начнем со второго. Преступления, совершенные героями, очевидны. Причем гораздо важнее правовой составляющей другая характеристика преступлений — их аморальность, грязная нравственная сущность, “грязнотца”.

Достоевский “породнил” героев, интересующих нас на предмет двойничества, наличием у каждого из них теории. На первый взгляд, теории различны: деление людей на “высших” и “низших” Раскольникова, «… единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!…» Свидригайлова и “теория целого кафтана” Лужина. Это третий параметр двойничества, который без особых усилий укладывался в голове у меня и, надеюсь, у моих учеников. Не скрою: отношение к некоторым аспектам названных теорий у ребят было неоднозначным, не позволяло дать “единственно верную оценку”. Например, они ставили в тупик друг друга и меня, предлагая задачки Марка из “Хроник Раздолбая” Павла Санаева и тем самым не позволяя отнести теорию Свидригайлова к разряду совершенно безобразных. Были и те, кто оправдывал Лужина с его “кафтаном”, приводя в пример страшные страницы нашей истории.

Теперь, вопреки логике, обратимся к первому пункту в нашем списке, определяющем сходство героев романа “Преступление и наказание”. Этот-то пункт и вносит огромное смятение в мою душу и в души моих учеников, очевидно, тоже, поскольку я не могу и не хочу внушать им мысль, которой сама не верю.

Можно начать традиционно, с портрета героя. Полная противоположность всех всем. Но это, скажете вы, не самое главное. Пожалуй, соглашусь: этот аспект можно определить как “зеркальное сходство”. Один худ, бледен, физически слаб, так плохо одет, что испытывает мучительный стыд за свой внешний вид. Другой «…росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами … Он щегольски и комфортно одет и смотрит осанистым барином. Лицо его довольно приятно, и цвет лица свежий, не петербургский. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…» Третий, с его батистовым платком, “от которого понесло духами”, золотым лорнетом и перстнем с желтым камнем, ни в какое сравнение со страдающим от уязвленной гордости Раскольниковым не входит. Вообще, физическая слабость, нервическая натура Раскольникова нравятся нам (уверена, не только лично мне) гораздо больше, чем физическая мощь, сытость и лоск Лужина и Свидригайлова. Какова роль такого соотношения портретов у Достоевского? Думаю, про зеркальность портретов автор не думал, но свою роль в понимании смыслов текста они сыграли.

Ещё одно, что не обсуждается в классе, но, по-моему, витает в воздухе иногда более, иногда менее заметной мыслью. Если Лужин — мужчина “довольно приятной наружности и еще может нравиться женщинам…», “жених”; Свидригайлов похотлив, морально и физически развращен, нечистоплотен в отношениях с женщинами, то Раскольников как бы вовсе не имеет сексуального мужского начала. Даже отношения с Соней, которые, как ожидается, должны быть любовными, выстроены по-другому. Юные читатели хотят и готовы видеть в героях “Руслана и Людмилу”, “Ромео и Джульетту”, “Орфея и Эвридику”, “Дафниса и Хлою” и т.п. Однако не сразу, но понимают, что речь идет о любви христианской, а не гетеросексуальной, не только потому что вчитались в текст, но и потому, что увидели, в том числе благодаря сопоставлению с героями-оппонентами, как бы бесполого, лишенного сексуальной энергии человека. Очевидно, именно явное преобладание духовного (и безнравственного), тонкого начала над плотским, физическим, грубым и делает Раскольникова привлекательнее его двойников.

Ранимый, уязвимый, рефлексирующий, сомневающийся, странный, сумасшедший, мрачный, одинокий, игнорирующий чужое мнение, часто резкий, человек без кожи, Раскольников — сильный тип. В чем его сила? Почему все герои, даже преданный Разумихин, трепетная Соня, любящие и нежные Дуня и Пульхерия Александровна, проницательный Порфирий Петрович, находятся в тени Раскольникова? Почему они готовы подчинить свою жизнь его интересам и потребностям, принести в жертву себя, принципы, чтобы помочь Раскольникову, спасти его? В этом настоящая загадка героя. И как же далеко стоит от него и уверенный в себе, расчетливый, безнравственный Лужин! Как далеко до Раскольникова пусть и страдающему от осознания собственной греховности и изо всех сил стремящемуся раскаяться, покаяться, откупиться Свидригайлову! Раскольников добр органически: спасает от нравственного рабства Дуню, щадит мать, помогает материально товарищу по университету, спасает детей на пожаре, организует похороны Мармеладова, которого едва знал. Он противостоит злу, в первую очередь в лице Лужина и Свидригайлова, ему больно, когда он слушает Мармеладова, но ещё он убивает Алену Ивановну и Лизавету, не принимает Соню (в эпилоге романа) — всё это странным образом смешалось в Раскольникове. И всё это так ярко, так сильно, так значимо, так мощно, что не позволяет мне согласиться с теми, кто ничтоже сумняшеся говорит как о двойниках о таких героях, как Раскольников, Лужин и Свидригайлов. Художественная сила, с которой в романе показаны разные герои, в том числе “двойники”, не менее значительна, чтобы утверждать, что эти персонажи лишь оттеняют главного героя.

Вот поэтому я каждый раз на уроках по “Преступлению и наказанию” с оговорками использую понятие “двойники”.

Литературоведческое понятие

В науке о литературных произведениях есть специальный термин — «черный двойник», суть которого состоит в следующем. Автор намеренно вводит в сюжетную канву текста некоего героя, в котором определенные качества максимально преувеличены. Он помогает подчеркнуть основные характеристики ключевого персонажа, наглядно продемонстрировать его слабые стороны, развенчать основные идеи. Этот прием активно использовался Ф. М. Достоевским в его великом произведении «Преступление и наказание». Своеобразные «клоны» Родиона Раскольникова, в которых черты героя гиперболизированы, помогают не только читателю понять несостоятельность теории, но даже убедить в этом главное действующее лицо.

Портрет Раскольникова работы Глазунова

То есть во многом благодаря своим отвратительным «двойникам» у Достоевского Раскольников приходит к долгожданному раскаянию, за которым следует прощение. Конечно, герою предстоит отправиться на каторгу за совершенное злодеяние, но от душевных мук он освобожден.

Образ Лужина

Петр Петрович Лужин – ярчайшая демонстрация того, куда может завести увлечение эгоистичными теориями. Этот надворный советник живет по следующему принципу:

Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано.

Почему Лужин – двойник Раскольникова? Можно выделить несколько причин:

  • Легко и без раздумий переступает через моральные и нравственные нормы.
  • Движим исключительно личной выгодой.
  • Наслаждается своей властью над людьми. Так, именно этот герой хочет «облагодетельствовать» бедную девушку, женившись на ней, чтобы потом унижать и издеваться.

Вот почему Лужин – двойник Раскольникова. Он, конечно, не виновен в убийстве, ему даже в голову не придет запачкать руки кровью, но, по мнению Достоевского, вина его гораздо хуже. Этот человек убил в себе человека.

Девушка читает произведение

При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя.

В романе персонажи, которые по-своему воплотили теория «права имеющих» в жизнь. Это и есть так называемые психологические двойники Раскольникова.

  • Студент в распивочной

Озвучивает мысли Раскольникова после первой встречи со старухой – процентщицей, но, в отличие от Раскольникова, относится к идее как к абстракции. Сам он за это никогда бы не взялся.

  • Пётр Петрович Лужин

Поступки.

Негодяй Лужин – это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню (подсовывает ей сторублевую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьей). Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получать удовольствие от ее зависимости. Дуня готова выйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.

Общее с теорией Раскольникова.

“Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано”. Лужин спокойно переступает через все преграды на своем пути.

  • Аркадий Иванович Свидригайлов

Поступки.

Азартный игрок, имеет весьма противоречивый характер: он совершает ряд добрых и благородных поступков (дает деньги Катерине Ивановне на содержание сирот и Соне, чтобы она могла сопровождать Родиона на каторгу). Но на его совести оскорбленная честь Дуни и смерть жены, доведение до самоубийства слуги Филиппа. Подслушав признание Раскольникова в совершении преступления, пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на брата. В его душе, как и в душе главного героя, идет борьба добра со злом (верх берет зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством).

Общее с теорией Раскольникова.

“Мы одного поля ягоды” – говорит Свидригайлов Родиону. И Раскольников понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, “перешли через кровь”.

  • Порфирий Петрович

Дальний родственник Разумихина. Человек холостой, лет 35, «несветский и неизвестный». Лицо «пухлое, круглое, немного курносое…». При знакомстве с Раскольниковым замечает: «Я уже давно вас здесь поджидаю» -и обещает его «провести». Раскольников теряется в догадке, знает ли Порфирий Петрович, что он – убийца. Обнаруживает большой интерес к статье Раскольникова. Главное для Порфирия при раскрытии преступления – правильный психологический расчет. Окончательно убедившись в правильности своих подозрений и выждав нужное, по его расчетам, время, Порфирий Петрович сам приходит к Раскольникову, с тем чтобы «учинить явку с повинной». Прощаясь с Раскольниковым, он « на всякий случай» просит его, если «придет охота…ручки на себя поднять», оставить «записочку» с упоминанием «об камне».

В эпилоге сообщается, что Порфирий Петрович «вполне сдержал слово», данное Раскольникову, и это способствовало смягчению участи обвиняемого.

Психологические поединки Раскольникова со следователем:

1.Открыто говорит Раскольникову, что убийца – он, дает ему погулять «денька полтора или два». Уверен, что тот не убежит, так как «теории» своей больше не верит.

2. После целого ряда мытарств, Раскольников и в самом деле отдает себя в руки правосудия.

3.Судебный процесс по делу Раскольникова завершается осуждением его на 8 лет «к каторжной работе второго разряда». Несмотря на чистосердечное раскаяние на суде, в первый год своего пребывания в Сибири, Раскольников признавал свое преступление единственно « в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».

Только после тяжелой болезни, сопровождавшейся страшными снами, его «воскресила любовь» к Соне. Но «новую жизнь» нужно было «еще дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом».

Сходство психологии следователя и Раскольникова: обвинителем Раскольникова выступает человек, который его понимает.

  • Соня Мармеладова пожертвовала собой ради спасения семьи;
  • доведена до такой степени отчаяния, когда даже самоубийство кажется недостижимой роскошью;
  • заботится о других, а не о себе (“ненасытимое сострадание”);
  • кроткая, безответная;
  • силы, помогающие выжить и не сойти с ума, дает ей вера в Бога.

Соня тоже преступница – она переступила через свою жизнь ради спасения родных. Именно ей Раскольников открывает свою тайну и ждет от девушки спасения. Соню удерживает от помешательства и самоубийства вера. Выбор пути Сони, а не пути Свидригайлова выводит героя на путь внутреннего воскрешения.

Итак, как мы видим, на страницах романа «Преступление и наказание» очень много личностей, так или иначе похожих на Раскольникова. И это не случайно. Теория Раскольникова настолько ужасна, что не достаточно просто описать нам его судьбу и крах этой теории, иначе повествование сведется просто к обычной криминальной истории полупомешанного студента. Достоевский хочет показать нам, читателям, что оказывается теория эта не так уж и нова и не так уж и нереализуема. Мы видим ее развитие и преломление через жизни и судьбы этих героев-близнецов и понимаем, что необходимо бороться с этим злом. Средства борьбы каждый находит свои, единственное, важно помнить, что с этим врагом нельзя бороться его же оружием, иначе мы рискуем оказаться в затхлом Петербурге того времени, в клоаке, перемалывающей людей и мысли.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Знакомство со Свидригайловым

Этот герой живет по следующему принципу:

Единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша.

Эта идея очень похожа на главную мысль ключевого персонажа романа, вот почему можно с полной уверенностью сказать, что Свидригайлов – двойник Раскольникова. Отличительные черты характера этого человека таковы:

  • Высшая степень безнравственности.
  • Способен на преступление, что и совершает (убийство слуги). Нарушение закона делает его равным главному герою, но самому Раскольникову такое сравнение противно.
  • Угрызения совести ему не присущи.

Себя злым человеком не считает; способен на совершение благородных поступков, на помощь ближнему. Этот двойник Раскольникова в «Преступлении и наказании» является демонстрацией того, к чему может привести еще одна интерпретация его теории: сильная личность, готовая помогать слабым, в итоге совершает страшные деяния, неблагородно поступает с девушкой-сиротой, занимается шулерством. Виновен этот герой и в смерти собственной жены.

Он понимает и Лужина, и Раскольникова, видит обоих насквозь, поскольку в чем-то близок и тому и другому.

Место действия, Санкт-Петербург

«Ангелы» и «демоны» Родиона Раскольникова. Двойники Раскольникова

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о противоречиях в душе Родиона Раскольникова.

– Узнаем, кого и почему можно назвать двойниками Раскольникова.

– Выясним, согласно каким теориям, живут двойники Раскольникова.

В 1865 году Фёдор Михайлович Достоевский

написал письмо издателю Михаилу Каткову.

В этом письме он рассказывал о повести, над которой работал. Как мы уже знаем, эта повесть потом разрослась в роман «Преступление и наказание». В письме к издателю Достоевский обрисовал фабулу будущего произведения и портрет главного героя.

«Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения».

Так Достоевский описывает Родиона Раскольникова.

Дальше писатель объясняет намерения преступника: обеспечить мать, спасти сестру, закончить обучение и уехать за границу, чтобы «потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем, уже конечно, «загладится преступление».

Вместе с тем, в рабочих записях Достоевского о Раскольникове можно прочитать следующее: «В его образе выражается… мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество… Деспотизм - его черта. Он хочет властвовать - и не знает никаких средств».

Раскольников – персонаж очень сложный и противоречивый. По мере прочтения романа отношение к нему не раз меняется. Можно сочувствовать его бедности, разделять его негодование несправедливостью общества. Можно восхищаться его благородством и готовностью помогать совершенно незнакомым людям. В характере Раскольникова сочетаются мрачность, высокомерие, вспыльчивость и доброта, великодушие, благородство.

Что мы знаем об этом персонаже? Родион Раскольников вырос в любящей религиозной семье. «Вспомни, милый, как ещё в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!»,

- пишет ему в письме мать. Раскольников любящий сын и брат.

Важные черты его характера раскрывает первый сон Раскольникова. В нём он видит, как Миколка забивает насмерть тощую клячу. «Бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, охватывает её мёртвую, окровавленную морду, целует ее в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку».

Доброта, сочувствие к несчастным, обострённое чувство справедливости и готовность бороться против несправедливости – это всё нравственные качества Раскольникова.

Заметим, что Раскольников учился на юриста. А как юрист он должен был бороться с нарушениями законов общества.

О доброте и благородстве Раскольникова говорят его близкие. Проявление этих качеств мы часто видим на страницах романа. Например, когда он пытается спасти от преследования девочку на бульваре или отдаёт последние деньги Мармеладовым.

В эпилоге мы узнаём о множестве благородных поступков Родиона Раскольникова. О том, как он спас из пожара двоих детей и при этом сам обжёгся. О том, как Раскольников заботился об умирающем от чахотки товарище и его старике-отце. Несмотря на свою бедность, он содержал их, а потом оплатил похороны.

Как такой человек мог решиться на убийство? На прошлых уроках мы говорили о социальных и философских причинах преступления Раскольникова.

«… точно в нём два противоположные характера поочередно сменяются», -

говорит о своём друге Разумихин. Сестра Раскольникова Дуня знает за братом такие качества, как
«тщеславие, заносчивость, самолюбие и неверие
».

Доктор Зосимов говорит о Раскольникове как об «исступлённом ипохондрике» с «бешеным, исключительном тщеславием»

. Ипохондрией называют болезненную мнительность, подавленность, угнетенное состояние. То есть Раскольников болен не только физически – у него расшатана психика.

Стоит обратить внимание ещё на один момент. Родион Раскольников отрезан от людей. Он сам по себе довольно нелюдим и мрачен. Даже в университете Раскольников держался в стороне от однокурсников и не обзавёлся друзьями. Разумихин отмечает даже, что иногда Раскольников бывает «холоден и бесчувствен до бесчеловечия».

Именно отстранённость от людей позволяет ему делить людей на разряды, оправдывать преступления во благо и называть человека бесполезной вошью. Это до глубины души возмущает Соню Мармеладову.

Раскольников – центральный персонаж романа. Все сюжетные линии сосредоточены на нём. И система образов выстроена так, что все персонажи связаны с Раскольниковым и его теорией. Образы униженных и оскорблённых подтверждают несправедливость общества. Разумихин, Порфирий Петрович и Дуня опровергают теорию Раскольникова

Есть ещё два очень важных персонажа. Это двойники Раскольникова, Лужин и Свидригайлов.

Почему их называют двойниками?

На первый взгляд они совершенно не похожи. Нищий студент Раскольников, деловой человек Лужин и развратный барин Свидригайлов.

Лужин – сухой делец, который сколотил капитал собственным трудом. Высокомерный Лужин выбился из низов и больше всего на свете любит деньги. Он расчётлив и скуп. Лужин тщеславен, самолюбив и абсолютно холоден. Он равнодушен к своей невесте, Дуне Раскольниковой.

Женится Лужин для того, чтобы повысить свой статус за счёт красивой и образованной жены. Кроме того, для него важно, что Дуня бедна. По его мысли, «такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!».

Почему он двойник Раскольникова? Дело не только в высокомерии, угрюмости и тщеславии, которые характерны для обоих. У Лужина тоже есть своя теория. «Теория о “целом кафтане”». Её суть заключается в том, что каждый человек должен заботиться только о собственном благе. Других людей нужно просто использовать для достижения своего благополучия. Лужин верит, что эгоцентризм поможет создать идеальное общество.

Раскольникова взгляды Лужина возмущают: «…доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

. И хотя Лужин уверяет, что «
экономическая идея ещё не есть приглашение к убийству»
, Раскольников прав. Эгоист думает о людях только как о средстве достижения комфорта. То есть, как о вещи или инструменте, а не как о личности.

В своей теории Лужин расчеловечивает всех окружающих его людей так же, как Раскольников расчеловечивает людей «первого разряда», которых он называет материалом для воспроизводства общества.

Теория Лужина не приносит ему счастья. Мечта о покорной красивой жене Дунечке разбивается в прах.

Несколько сложнее образ Свидригайлова. Это дворянин и помещик, отставной офицер и бывший карточный шулер. Влюблённая помещица Марфа Петровна вытащила его из тюрьмы, где Свидригайлов сидел за долги. Свидригайлов порочен, привык потакать своим желаниям и идти на поводу у страстей. Он прямо заявляет, что разум служит страсти.

В отличие от Лужина, он преступник. Свидригайлова обвиняют в смерти жены, Марфы Петровны. Его вина не доказана, но Дуня Раскольникова говорит, что Свидригайлов намеревался отравить жену. Лужин рассказывает о том, что Свидригайлов издевался над одним из своих крестьян. Эти издевательства довели крестьянина до смерти. Виновен Свидригайлов и в самоубийстве девочки подростка, над которой он надругался. Эти преступления прикрыли деньги Марфы Петровны.

Свидригайлов не скрывает своей порочности. К примеру, он с цинично рассказывает о своей невесте, девочке шестнадцати лет. И при этом Дуню он пытается заполучить при помощи шантажа. Кажется, для него не существует нравственных границ.

Теория Свидригайлова похожа на теорию Раскольникова. Он тоже говорит о допустимости преступления во имя какой-нибудь цели. «…единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!..»

Но Свидригайлов совершает преступления вовсе не ради благой цели.

«Всяк об себе сам промышляет и всех веселей тот и живет, кто всех лучше себя сумеет надуть…», –

цинично говорит Свидригайлов.

В конце романа он делает много добрых дел, буквально спасая других героев. Он оплатил похороны Катерине Ивановне Мармеладовой, обеспечил будущее её детей, дал денег своей юной невесте и Соне Мармеладовой. У девочки появился шанс не стать жертвой очередного развратника. А Соня Мармеладова смогла поехать на каторгу вслед за Раскольниковым.

Значит ли это, что Свидригайлов раскаялся и смог переродиться? Вовсе нет. Свидригайлов говорил о том, что не верит в Бога, вечность. Его добрые дела не искупают его преступлений. Он совершает самоубийство, закрывая себе путь к духовному возрождению.

Получается, что и теория Свидригайлова оборачивается крахом всей его жизни.

В романе «Преступление и наказание» Достоевский вступает в полемику с теорией «разумного эгоизма» Чернышевского, показывая, что эта теория выгодна Лужиным и Свидригайловым, а гармоничное общество на сухом расчёте не построить.

Терпит крах и теория Раскольникова. Не только потому, что она сама по себе абсурдна. Теория Раскольникова не соответствует его душе. Совершив убийство, он испытывает тяжкие душевные муки. Но раскаивается ли он в преступлении?

Можно ли считать покаянием признание вины у следователя? Нет. Признать вину не значит раскаяться. Покаяние Раскольникова на Сенной площади тоже было формальным. Оно стало скорее результатом нервного срыва.

Во второй части эпилога мы читаем: «ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху».

На каторге Раскольников продолжает обдумывать свою теорию, не понимая, чем она хуже других. И не видит смысла и цели в дальнейшей жизни.

Переворот в его душе происходит, когда он на время лишается постоянной поддержки Сони Мармеладовой. Он раскаивается, что мучил её своей холодностью, и намерен искупить эти страдания. Но самое главное, он открывает Евангелие с такой мыслью: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?»

В последних строках романа Достоевский пишет о перерождении Раскольникова

.

Но не о мгновенном и полном, а о постепенном движении к новой жизни. Поэтому логично предположить, что Раскольников в будущем раскается в преступлении.

«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что он дошёл до конца, до края той дороги, на которую его завёл заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьёзности, как бы религиозности, с которой они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед», –

писал критик Николай Страхов.

Сравнение ключевых персонажей

Мы рассмотрели, почему Лужин – двойник Раскольникова. Этот герой специально используется автором, чтобы наглядно показать, до какой глубины нравственного падения может довести увлечение антигуманными идеями, положенными в основу постулатов теории. Этот человек только на первый взгляд чист, поскольку руки его не запачканы кровью, но на самом же деле мысли его черны.

Второй двойник Раскольникова, Свидригайлов, – человек преступный, он знаком с тяжестями тюремного быта, познал обе стороны жизни – и роскошь, и нищету, в ходе своих исканий пришел к выводу, что может позволить себе все. Даже сама внешность его отталкивает, а взгляд голубых глаз кажется тяжелым и мрачным. Вспомним, что несчастная Соня, воплощение жертвенности и духовности, также является обладательницей голубых глаз, но ее взгляд легок и светел. Свидригайлов с первого своего появления предстает некой загадочной фигурой, в прошлом его очень много темных пятен.

Кажется сперва, что этот герой гораздо хуже другого двойника Раскольникова, Лужина, но постепенно читателю открывается идея Достоевского – этот страшный человек, преступник, сумел найти в своей душе искорку доброты, он способен на благородные поступки. Но увы, бездуховность его зашла слишком далеко, ему уже нет места среди живых.

Девушка читает роман

Эти два героя помогают понять суть идеи главного персонажа более глубоко и явственно, они оба переступили черту, но не производят впечатления сильных личностей, которыми можно было бы восхититься.

Значение системы двойников

Зачем же Достоевский вводит в сюжетную канву сразу двух ярких двойников Раскольникова? Они помогают развенчать его теорию, показать несостоятельность постулатов:

  • Лужин презирает общество и не испытывает никакого сочувствия к обездоленным. Не помогает им, хотя мог бы сделать это.
  • Принцип вседозволенности Свидригайлова приводит лишь к тому, что герою становится нечем себя занять. Его пустая душа оказывается не в силах радоваться прелестям мира, поэтому для героя остается лишь единственный выход – самоубийство. Вот почему Свидригайлов — двойник Раскольникова, ему тоже предстоит пройти через душевные муки.

Интересно, что о суициде своего оппонента Раскольников узнает по пути в полицейский участок с признанием. Этот прием используется автором, чтобы наглядно продемонстрировать абсурдность теории своего персонажа, окончательно развенчать ее.

Открытая книга, роман

Муки совести в романе

Мы рассмотрели, почему Свидригайлов – двойник Раскольникова, но между этими персонажами есть не только общее, но и отличия. Так, Аркадий Иванович не терзается муками совести, он совершает неблаговидные поступки, порой – даже преступления, но себя виноватым не считает, живет по принципу вседозволенности. Раскольников же совершил серьезное деяние, лишил жизни старуху, пусть вредную и «бесполезную», поэтому Достоевский мастерски демонстрирует его моральные страдания.

А Лужин? Он также не знает, что такое совесть, искренне доволен собой, полагая, что все делает правильно. Правильно с точки зрения Лужина, ведь в его интерпретации весь мир вращается вокруг его персоны, а интересы иных людей, будь то Дуня или ее брат, или кто-то иной, совершенно не волнуют этого человека. Он пропитан эгоизмом и себялюбием до мозга костей и не может не вызывать отвращения.

Этим герои отличаются друг от друга: черные «двойники» делают то, что хотят, и не испытывают раскаяния, а вот главный персонаж не смог так поступить, этим он и ценен и автору, и читателям – очень хорошо для души Родиона то, что он остался «за чертой». Его болезнь и дальнейшая каторга символизируют духовное очищение через страдание.

Сочинение: Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

(445 слов) Одним из главных приёмов, которыми пользуется Ф. М. Достоевский для развенчания идей Раскольникова, выступает система двойников, состоящая из Петра Лужина и Аркадия Свидригайлова. Чтобы осознать неправоту главного героя, достаточно взглянуть на тех персонажей, которые олицетворяют воплощение его теории.

Первый двойник Раскольникова – Лужин. На первый взгляд перед нами предстаёт невероятно благородный человек, который согласен взять в жёны бедную сестру Родиона — Дуню, помочь деньгами бедствующей семье. Однако уже тогда Родион чувствовал подвох и не видел в этой новости ничего хорошего. При личной встрече его опасения только укрепились, перед ним предстал высокомерный, вульгарный человек, свысока смотрящий на окружающих. Однако вместе с тем нам открывается и нечто общее между персонажами в тот момент, когда Пётр Петрович делится своей теорией «целого кафтана». Приводя в пример слова о том, что ради помощи нуждающемуся человек должен отдать половину рубашки, Лужин приходит к выводу, что, действуя таким образом, он не поможет нуждающемуся, а сделает хуже самому себе, ведь в этом случае мёрзнуть будут оба. Пётр Петрович заключает, что для того, чтобы действительно помочь нуждающимся, надо прежде всего «возлюбить самого себя» и, используя свои способности и деньги, повышать благосостояние всего общества в целом. Этим теория Лужина крайне схожа с теорией Раскольникова, ведь она также ставит превыше всего и всех выдающегося индивида, призванного вести за собой людей и улучшать мир вокруг себя. Однако писатель показывает, что за этим рациональным мировоззрением персонаж просто прячет эгоизм и высокомерие. На протяжении всего романа действия Лужина так и не принесли никому счастья. Таким образом, Лужин представляет собой Раскольникова, освободившегося от юношеского идеализма. Его теория приземлённая и более мягкая, нежели принципиальное деление Родиона. Можно предположить, что именно таким стал бы главный герой, если бы вовремя не свернул со своего пути.

Другой двойник — Свидригайлов, представляет собой полную противоположность, как Раскольникова, так и Лужина. Аркадий Иванович, не таясь, совершает злодеяния, просто потому что хочет и может их совершать. Он прожил слишком долгую и порочную жизнь, чтобы верить в высокие идеи, которыми одержим Раскольников, и узнал людей достаточно хорошо, чтобы перестать беспокоиться об их отношении к себе, в отличие от Лужина. На протяжении всей своей жизни Свидригайлов пил, кутил, развратничал и вредил окружающим. Он избивал жену, которая спасла его от долгов, и едва не разрушил жизнь Дуни. Однако парадоксальность этого персонажа заключается в том, что, беспричинно творя зло, он также беспричинно творит и добро. Погубив репутацию Дуни, он вскоре помог её восстановить, он мягко подтолкнул Соню Мармеладову к мысли о необходимости спасения Раскольникова и взял на себя заботу о её семье. Свидригайлов — это следующая ступень развития «того, кто право имеет», окончательно освободившаяся от оков морали.

Таким образом, двойники Раскольникова – это разные отражения одной теории, развращающей человеческую душу. С их помощью автор романа «Преступление и наказание» показал все стадии развития вредоносной идеи своего героя.

Многомудрый Литреокон будет рад получить от Вас конструктивную критику данной работы в комментариях.

Автор: Михаил Щепин

Бедные люди

Среди двойников Раскольникова есть не только отрицательные персонажи, воплощение безнравственности, нечестия и крайнего эгоизма. К их числу относятся и добрые люди, которые, согласно абсурдной теории главного героя, и есть «твари дрожащие». Но именно они наделены такими качествами, которых не отыскать в «право имеющих». Таков, например, несчастный красильщик Миколка, готовый взять на себя чужую вину и понести незаслуженное наказание, дабы очистить свою душу.

Портрет Родиона Раскольникова

Такова Соня, глубоко верующая девушка, вынужденная переступить через себя, торговать своим телом, что ей более чем противно, но только так она может содержать семью. Эти люди также входят в систему двойников Раскольникова, они иллюстрируют лучшие стороны его души, не затронутые тлетворным влиянием абсурдной и бесчеловечной теории. Отдельные исследователи творчества Достоевского Соню называют «божественным двойником», поскольку она показана волевой и сильной личностью, жертвует собой, не ждет помощи, а готова оказать ее. Однако в героях имеется и существенное отличие – если несчастная девушка живет исключительно сердцем, то Родион движим вперед разумом и силой мысли.

Таковы двойники главного героя в романе «Преступление и наказание», они помогают более глубоко проникнуть в авторский замысел и убедиться в жестокости, бессмысленности и бесчеловечности теории Раскольникова.

Сочинение на тему: двойники Раскольникова

В своём знаменитом романе «Преступление и наказание» легендарный русский писатель Ф.М. Достоевский рассказал об обычном студенте Родионе Раскольникове, разработавшем теорию, по которой люди делятся на «тварей дрожащих» — бесправную серую массу — и «право имеющих» — ярких индивидов, для которых нет законов ни людских, ни божьих. Следуя своей мысли, герой убивает двух женщин и забирает их деньги и драгоценности, чтобы в будущем использовать их на благо. Однако автор на протяжении всего романа развенчивает его заблуждения и показывает, что Родион — всего лишь запутавшийся юноша, совершивший тяжкий грех из-за чувства ложного превосходства. Так, Достоевский вводит в роман двойников главного героя, которые на себе демонстрируют, во что может превратиться человек, пройдя по пути Раскольникова.

Первый двойник — Пётр Лужин. На первый взгляд, он кажется достойным человеком: уважаемый член общества и богатый предприниматель, который согласен взять замуж сестру Раскольникова и вытащить их семью из нищеты. Однако за внешним благородством прячется эгоцентричный и подлый человек. Беря в жёны находящуюся в безвыходном положении Дуню он, в первую очередь, хочет потешить своё эго, сделать из девушки верную рабыню, которая будет боятся и боготворить его. Будучи обиженным на Родиона и желая уколоть его, он выставил несчастную Соню Мармеладову воровкой, чуть не разрушив её жизнь. Наиболее полно философия этого человека раскрывается в его «теории о целом кафтане». По его мнению, ради достижения своих интересов можно пойти на что угодно, а окружающие люди — либо инструменты, которыми можно воспользоваться, либо мусор, путающийся под ногами. В пошлом и мелочном взгляде Лужина на мир мы без труда видим более приземлённые очертания теории Раскольникова. В итоге герой дважды за роман был публично разоблачён и осуждён.

Ещё один двойник, чья судьба тесно переплетена с судьбой Раскольникова, — богатей Аркадий Иванович Свидригайлов. Он упоминается задолго до своего первого появления в письме матери Родиона сыну. Тщеславный эгоист, который домогался Дуни, лишив её тем самым работы и погубив её репутацию в обществе. Всем известен, как самодур и развратник. Это описание не далеко от действительности, да и сам Свидригайлов не считает нужным обеляться и оправдываться. Как и Лужин, Аркадий Иванович считает, что жизнь создана лишь для него, а другие люди нужны лишь для его развлечения. Для совершившего множество преступлений Свидригайлова нет ни добра, ни зла. Практически сразу он видит в Раскольникове, который сам вступает на путь эгоцентризма и саморазрушения, родственную душу. В очередной раз мы видим, как возвышенная теория главного героя о малом зле ради большого добра раскрывает своё истинное лицо, показывая, до чего может дойти человек, движимый идеей собственного превосходства. Что интересно, понимает это и сам Свидригайлов, а потому раскрывает Софье Мармеладовой тайну Раскольникова и просит её быть с ним, видимо, надеясь, что его ещё можно спасти. Судьба его комична и трагична одновременно: никогда никого не любивший он искренне влюбляется в Дуню Раскольникову, впервые в жизни обретая ясную цель и шанс на исправление, но, когда девушка отвергает его, демонстрируя своё отвращение и ненависть, Аркадий Иванович, осознав бессмысленность своего существования, кончает жизнь самоубийством.

«Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка» — говорил Достоевский. Эта идея белой нитью проходит через всё повествование, в итоге побеждая бесчеловечную идеологию Раскольникова.

Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: