Анализ стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка» (Фет А.А.)


Анализ стихотворения Афанасия Фета «Мама! глянь-ка из окошка»

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Шестое чувство»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «К Диону (Сядем, любезный Дион. )»
  • Анализ стихотворения Антона Дельвига «Тихая жизнь»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Бог»
  • Анализ стихотворения Гавриила Державина «Властителям и судиям»

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

Основная тема

Главное в произведении — стремление поэта передать словами свои эмоции и чувства, пережитые восхитительным летним вечером, вызвать такое же ощущение у читателей. Автор создает эффект присутствия и «робко» изумляется над увиденным пейзажем, как и молодой месяц. Стихотворение учит видеть красоту в каждом моменте, ведь многое ускользает от людей в повседневной суете.

Автор хорошо передает состояние вечернего покоя и своей радости от того, что рожь уродилась. Он не говорит об этом прямо, но при чтении строк создается подсознательное ощущение, что все идет благополучно, и весенние труды пахарей были не напрасны. Поле золотого цвета — отрада для глаз поэта, и так же это воспринимается его читателями.

«Мама! глянь-ка из окошка…» А.Фет

«Мама! глянь-ка из окошка…» Афанасий Фет

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять!»

Анализ стихотворения Фета «Мама! глянь-ка из окошка…»

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери. Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок о. Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем. При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам. Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Композиция и жанр

Произведение состоит из трех четверостиший. Его композиция одночастная. На протяжении всего описания автор создает одну и ту же картину, передает свое впечатление об увиденном:

  1. В первой строфе — презентация поля с пышными колосьями, которые волнуются под ветром.
  2. Второе четверостишие указывает на время действия. На небе проступил месяц, но закат еще не остыл.
  3. В третьей строфе показано солнце. Оно заходит за горизонт, знаменуя окончание летнего дня. Это один из самых живописных моментов, который волнует лирического героя.

Произведение принадлежит к жанру классической пейзажной лирики — одному из трех направлений в поэзии, считавшемуся достойным «чистого искусства».

Простая ритмическая организация способствует легкому восприятию стихотворения и помогает ощутить вложенные в него эмоции. Для этого автор выбрал трехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

При первом чтении произведения некоторые описания и слова могут быть непонятны, тогда приходится узнавать в других источниках, что это такое. Нива в стихотворении Фета означает большое поле, обработанное человеком и засеянное полезными растительными культурами. У Афанасия Афанасьевича это еще и плодородная равнина, бескрайняя и золотая, где веет ветер.

Почему в стихе Фета жатва названа безбрежной, можно понять, если представить себе бескрайние русские просторы. По ним можно бежать в любую сторону, навстречу ветру или против него, не видя конца и края, чувствуя себя кораблем в огромном океане. Эпитет «жаркая нива» мысленно переносит читателя к месту событий, позволяет ощутить тепло уходящего дня или представить, что скоро спокойное поле ждет горячая пора сбора урожая.

Автор вводит в стихотворение только одну цветовую характеристику. Переливы он называет золотыми, передавая атмосферу знойного летнего дня на его исходе. Слово «золотой» олицетворяет тепло, гармонию, от него веет ароматом свежего хлеба, который всему голова. Посредством только одной верно подмеченной детали и метафоры «золотые переливы» Фет вдыхает жизнь в картину.

Излюбленным приемом поэта является олицетворение природы, которая предстает неподвластной воле человека. Ею можно восхищаться или раствориться в ее величии, чтобы ощутить гармонию бытия. Фразы «гонит ветер», «день объятия раскинул», «месяц…изумлен» дают понять, что окружающий мир живет по своим законам, для соблюдения которых необязательно присутствие человека.

Яркими и сильными штрихами («над жаркой нивой», «золотые переливы») Афанасий Афанасьевич передает свои мысли, используя минимум средств выразительности.

Эмоциональная раскраска решает важную задачу автора, который стремится передать читателю свою ощущения и позволить на миг ощутить красоту летнего вечера.

Литературное чтение 3 класс

Стихи о зиме: а. а. фет. “мама! глянь-ка из окошка”

На этом уроке ты познакомишься со стихотворением о зиме «Мама! Глянь-ка из окошка…»

русского поэта
Афанасия Афанасьевича Фета
.

И.Е. Репин. Портрет А.А. Фета. 1882 г.

Знакомство со стихотворением А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» начнем с мультфильма.
Посмотри мультфильм
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», который сделали дети. Важно, что и стихотворение в этом мультфильме тоже читают дети. Обрати внимание при просмотре, как это стихотворение читают дети, с какой интонацией.
Посмотри картинки
и почувствуй «настроение» этого стихотворения.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Фарингит: симптомы и лечение медикаментозное и народными средствами

А теперь попробуй, прочти и ты это стихотворение!

Читай медленно, не торопясь. Останавливайся. Закрывай глаза. Представляй картины, которые нарисовал поэт.

Мама! глянь-ка из окошка…Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело —Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватойВсе убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь:«Ну, скорей гулять!»

Посмотри на картинку. Видишь? Кошка и сегодня умывает нос. А за окном белым бело. Как пишет Афанасий Афанасьевич Фет? Прочти ещё раз:

Картины зимы
«…Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело –Видно есть мороз…»
И дальше:

«..Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватойВсе убрал кусты…»
Картины зимы
Тебе встретилось новое слово «тороватый

» – это
щедрый
,
не скупой
. Как ты думаешь, о ком так пишет поэт? Как ты понимаешь:

«Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты….»?

Кто этот щедрый хозяин, который «…все убрал кусты?

» Конечно, это зимушка – зима укрыла всё вокруг снежным белым покрывалом.

Зимушка – зима

Посмотри загадки про зиму. Нажми на значок

Обсудить с учителем (можно на форуме).

Посмотри картины художников о зиме. Подумай, картина какого художника отражает настроение стихотворения А.А. Фета.

Нажми на значок

Продолжай читать:

«…Уж теперь не будет спору: За салазки да и в гору Весело бежать…»

Детские забавы зимой

Ты, конечно, знаешь салазки-санки. Ребенок не сомневается, обращаясь к маме:

«…Правда, мама? Не откажешь, И сама, наверно, скажешь?

Ну, скорей гулять!»

На салазках с горки

Вспомни

, что такое рифма?
Рифма
– это созвучие концов стихотворных строк.

Выдели рифмы.

Прочитай еще раз стихотворение и посмотри внимательно выделенные слова. Подумай, почему некоторые слова выделены одинаковым цветом?

Мама! глянь-ка из окошка

— Знать, вчера недаром
кошка
Умывала
нос
: Грязи нет, весь двор
одело
, Посветлело,
побелело
— Видно, есть
мороз
.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней

— Погляди хоть
ты
! Словно кто-то
тороватый
Свежей, белой, пухлой
ватой
Все убрал
кусты
.

Проверь себя!

Окошка – кошка, нос – мороз, одело – побелело, синий – иней, ты – кусты, тороватый – ватой.

Прочитай стихотворение выразительно. Соблюдай паузы. Постарайся представить себя мальчиком или девочкой, радующимися первому снегу. Их убежденности, что мама радуется вместе с ними. Читай радостно и весело!

Прочитай стихотворение учителю или взрослым. Расскажи им, какое настроение передает это стихотворение.

🗹

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: