Анализ стихотворения Тютчева «Цицерон»: философская лирика

Федор Иванович Тютчев родился в 1803 году в аристократической семье. Он окончил Московский университет, получив ученую степень, а после начал дипломатическую службу. Больше пятнадцати лет поэт прожил в Германии, иногда приезжая в Россию и поддерживая связи с литераторами. Позднее он работал в комитете по иностранной цензуре.
Федор Иванович написал чуть больше 400 стихотворений. Некоторые поэтические сочинения Ф.И. Тютчева были утрачены. Стихи поэта принадлежат к разным направлениям: любовная, пейзажная, гражданская и философская лирика. К последнему направлению относят его стихотворение «Цицерон». Кроме «Цицерона» самые известные поэтические сочинения Ф.И. Тютчева – «Silentium!», «Бессонница», «Современное», «Умом Россию не понять…». Помимо лирики поэт писал много публицистических статей на актуальные темы. Он был идеологом консерватизма и отстаивал мысль о необходимости союза славянских народов под эгидой Российской империи.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон.
История создания – точная дата его написание неизвестна, но предположительно это произошло в промежутке между 1829 и 1830 годом. Напечатано оно было в журнале “Десница” в 1831 году.

Тема стихотворения – европейская культура с её необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты.

Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесённая оратором времён Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой м перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавый закат”.

Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всём величье видел ты закат звезды её кровавый!”, “ночь Рима”.

Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.

«Цицерон», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».

В стихотворении, принадлежащем к философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема «Цицерона» — миссия личности в переломные моменты истории. Особенностью стихотворения является его жанровая многоплановость: в нем соединены воедино элегические мотивы, одические черты и восходящие к XVIII веку традиции нравоучительного аполога (своеобразного диалога с «мудрецом» прошлого).

Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.

В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.

В первых четырех строках, имеющих элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!» (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.

В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам — «небожителям», поскольку такой человек может передать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией «пира во время чумы», «упоения» среди катастрофы.

Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и аллитерация (повтор звука «р» в строках: «Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги»).

Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» (небожитель, величье, чаша бессмертия) и архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.

Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и метафоры («Из чаши их бессмертье пил!», «Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!»).

Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Цицерон»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

История создания

Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия, что поэт написал его раньше – в 1829 году.

В любом случае достоверно известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нём “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.

Время создания «Цицерона» и его место в творчестве Тютчева

Тютчев

В XIX веке древние (классические) языки и античная литература были обязательной частью образования высших классов. Античные мотивы наполняют всю поэзию XIX веков – поэты используют сюжеты из мифов и исторических трудов, сравнивают себя с героями Греции и Рима. Это коснулось и творчества Ф.И. Тютчева.

Федор Тютчев познакомился с латынью и античной литературой, когда ему было десять лет. Как многие дворянские дети он получил домашнее образование, и его наставником был переводчик и поэт С.Е. Раич. Полученные познания оставались у Федора Ивановича всю жизнь, и в последние свои месяцы тяжело больной поэт мог на память цитировать римских писателей, которых когда-то читал.

В 1822 году поэт приехал в Мюнхен и прожил там много лет. В эти годы он общался с Генрихом Гейне, Фридрихом Шеллингом и мюнхенским филологом-классиком Фридрихом Тиршем. В библиотеке поэта был экземпляр писем Цицерона в переводе на немецкий. Возможно, именно он вызвал у Федора Тютчева интерес к личности оратора и послужил одним из источников вдохновения. Стихотворение датируют 1830 годом. Предполагают, что его написание могло быть откликом на события во Франции. В 1830 году в этом государстве прошла т.н. «Июльская революция», свергнувшая власть Бурбонов. За событиями во Франции последовали волнения в других европейских странах, в частности – Германии.

Стихотворение было создано в зрелый период творчества поэта, когда он отошел от подражательных опытов своих юношеских стихов. В этот период своего творчества он обращается к проблемам философской лирики. «Цицерон» – одно из стихотворений Тютчева, где поэт рассматривает вопрос отношений олимпийских богов и смертных людей. В «Цицероне» и созданном в то же время «Страннике» он дает картины общения небожителей и достойных смертных: «бедный странник» угоден Зевсу, а римский оратор удостоен честь быть собеседником «всеблагих» богов.

В более поздних стихах «Кончен пир» и «Два голоса» небожители не выглядят расположенными к людям. В первом – они равнодушны к миру смертных и отделены от него, во втором – боги изображены завистливыми. И поэт утверждает, что человек, побежденный только роком, выше этих богов. Мотив стихотворения «Два голоса» противопоставлен «Цицерону». В первом случае человек за свои труды удостаивается чести быть собеседником богов, во втором – через поражение оказывается выше их.

В двух этих поздних стихотворениях Тютчев возвращается к мотивам «Цицерона». Здесь можно найти созвучные фразы: «бури и тревога» из «Цицерона» и «тревога и труд» из «Двух голосов». В стихотворении «Кончен пир» повторяется мотив человека, который поздно встал для жизни.

Композиция

Несмотря на то, что стихотворение “Цицерон” достаточно небольшое по объёму (в нём всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно оно подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.

Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу своё мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.

И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своё мнение о том, что человек, который стал участником исторических событий и повлиял на них, – счастливый человек.

Восприятие «Цицерона» читателями и критиками

Первую рецензию на стихотворение написал известный публицист и критик Степан Дудышкин. Он высоко оценил «Цицерона», отметив, что поэту в равной мере интересны мир мыслей и «мир исторический».
В начале XX века в связи с революционными идеями произведение стало вызывать больший интерес. «Цицерона» Тютчева цитировали поэты Александр Блок и Валерий Брюсов во время размышлений о судьбах своей эпохи.

В стихотворении «Цицерон» Федор Тютчев размышляет о проблемах, которые всегда будут волновать человека любой эпохи. Торжественный пафос произведения и размышления поэта о роли испытаний в судьбе человека делают «Цицерона» одним из лучших стихотворении Тютчева.

Жанр

В данном произведении явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии.

Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.

Поэт умело передаёт как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.

Всё это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырёхстопного ямба, причём части стихотворения он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.

Средства выразительности

Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:

  • Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавый закат”.
  • Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всём величье видел ты закат звёзды её кровавый!”, “ночь Рима”.
  • Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.

С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.

Параллель между революцией во Франции и падением Римской империи

Понятно, что в стихотворении Тютчева «Цицерон» проведена параллель между двумя важными историческими событиями. Поэт видит в них общую нить – разрушение основы государства и последующее разложение общества.

анализ стихотворения цицерон тютчева

Борьба за власть и интриги видятся автору основными причинами этих печальных событий, хотя прямо он и не называет их. При этом в стихотворении Тютчева «Цицерон» можно увидеть и некую гордость автора за то, что он лично переживает один из этих моментов мировой истории. Героя, видевшего такие значительные события, он даже приравнивает к небожителю. Он может передать своим потомкам незабываемые впечатления.

Как настоящий дипломат, автор держит многие свои мысли в душе, не оценивая событие с политической точки зрения.

Произведение оказалось очень важным в наследии поэта-философа. Тему древнеримского оратора он использует и в поздней лирике. Мысль о познании правды, проникновении внутрь истины путем разрушения пронизывает многие произведения великого поэта.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: