- Краткие содержания
- Островский
- Бешеные деньги
Речь в комедии идет о трех типах московских богачей, на тот момент барских особ. Первый барин Телятев, — живет на широкую ногу, не жалея денег на себя и собственное развлечение. У него хороший дом, прекрасная мебель, слуги и кони. Ведет он себя заискивающе, со всеми любезен и весел, говорит то, что людям нравится слушать. Никто не знает, что вся жизнь Телятева в долг. Все, что принадлежит этому человеку, — на самом деле не его. У Телятева несколько сотен тысяч долгов, которые он даже не думает возвращать. Он живет как пташка, — одним днем.
Другой дворянин, Кучумов, умеет врать людям, смотря им в глаза и ничуть не смущаясь. Он врет обо всем, — о его чувствах, мнении, положении дел. Он делает это так искусно, что многие верят, не подозревая, что Кучумов беден и скуп, а также жесток.
Васильков, — негодяй скрытый, ибо внешне выглядит совершенно безгрешным. Он считает, что честность в деле просто необходима, без нее получение выгоды невозможно. И чем сильнее в том или ином обществе ценится честность, порядочность и добросердечие, тем больше выгоды Васильков получит, демонстрируя все эти качества.
У этого типа барина все продумано, даже его любовь к Лидии Чебоксаровой, которая погрязла в долгах. Используя ее тяжелое положение, он пытается купить ее себе в качестве жены, и та, немного сопротивляясь, продается ему. По плану она должна отработать какое-то время экономкой, чтобы узнать досконально, как вести хозяйство, а затем она получит повышение до звания его жены, — сначала в провинции, а затем в Петербурге, где с ее внешностью и образованностью, Лидия принесет Василькову много выгоды.
В произведении высмеиваются люди мелочные, жадные до денег, но жадные по-разному. Все главные герои готовы поступиться любыми принципами ради получения легких средств. В этих людях нет ни правды, ни достойного поведения и то, ради чего живут они, — жадность до денег и низких мирских удовольствий.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
История создания
Согласно Википедии «Бешеные деньги» автор планировал назвать по-другому. Перебрав варианты «Коса на камень» и «Не все то золото, что блестит», в итоге он предпочел привычную современным читателям версию. Комедия в пяти действиях была закончена в конце 1869 года, после чего ее практически сразу напечатал журнал «Отечественные записки» (выпуск № 2 от 1870 г.). Спектакль по произведению был поставлен в сжатые сроки. Его премьера в Александринском театре прошла в апреле 1870 г., а в московском Малом театре — в октябре 1870 г.
Пьеса демонстрирует жизнь русского Замоскворечья не такой, какой она пыталась казаться, а какой была на самом деле — не слишком честной и образованной. В обществе быстро распространились и стали крылатыми такие фразы из произведения:
- «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет».
- «Только бешеные деньги не знают бюджета».
- «Умные люди сами по себе, а мы сами по себе».
- «И в рубище почтенна добродетель».
- «Совесть моя так же чиста, как и карманы».
Рецензия на книгу «Бешеные деньги. Пьесы (сборник)»
У Островского есть все, чем славна русская классика – яркий своеобразный язык, реалистические зарисовки из жизни, острые социальные вопросы. Наверное, общеизвестно, что его любимая тема – жизнь купеческой среды.
Неудивительно, что деньги здесь – поистине движущая сила сюжета. В сборнике шесть очень разных пьес Островского, но кроме сказочной “Снегурочки”, все они построены на проблеме денег и кредита.
Отсутствие денег толкает Лидиньку на поиски богатого мужа (“Бешеные деньги”), рухнувший кредит Самсона Силыча служит завязкой в пьесе “Свои люди – сочтемся!” В “Последней жертве” самое изощренное наказание для отрицательного персонажа – поманить богатым приданым, а потом ничего не дать. Даже Юлия из той же пьесы – казалось бы, эфирное создание, а первая мысль после крушения великой любви – не о чем другом, как о деньгах.
“Бешеные деньги”
. Пьеса выглядит не самой удачной. Островский пытается показать купца – положительного героя, но этот положительный Васильков не слишком убедителен.
Как-то на живую нитку сшиты в нем франклиновский идеал бережливого капиталиста и сентиментализм (так и слышишь: “Знайте же, грубые сердцем, что и купцы чувствовать умеют!”).
Но за темой влюбленного купца лучше обратиться к Болеславу Прусу ; его Вокульский действительно умеет чувствовать. Васильков же в любви руководствуется формулой: “Я чувствую, что буду игрушкой женщины, ее покорным рабом.
Хорошо еще, что у меня довольно расчета, и я никогда не выйду из бюджета”. В конце концов, он выглядит столь же бессердечным, как и циничная Лидинька. Для обоих не существует ни любви, ни дружбы, в основе которой не лежал бы денежный расчет.
“Свои люди – сочтемся!”
считается одним из шедевров Островского, и по заслугам. Пьеса показывает купеческое Замоскворечье не таким, каким оно хотело бы выглядеть, а каким оно было на самом деле. Не слишком образованное, не слишком честное. Почтенный купец Самсон Силыч легко идет на аферу, лишь бы не возвращать долги.
Стряпчий Сысой Псоич, приказчик Подхалюзин, сваха Устинья Наумовна с удовольствием помогают ему обделывать делишки, стараясь заодно надуть и своего благодетеля, и друг друга. Сюжет составляет изящная схема фальшивого банкротства и завуалированного грабежа кредиторов. Забавный момент: В.А.
Белявский в своей книге “Вавилон легендарный и Вавилон исторический” рассказывает точно о такой же схеме надувательства, но только ее провернули в VI веке до нашей эры! Идеалов, хоть франклиновских, хоть любых других, здесь не встретишь. Цинизм персонажей, заметный и в “Бешеных деньгах”, здесь просто зашкаливает.
Зато все очень заботятся о внешней благопристойности. “Нужно быть осторожным в самых незначительных поступках, от которых зависит кредит”, – советовал Франклин. У Островского даже Подхалюзин, который в поступках не стесняется, лелеет свою деловую репутацию (“А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлете — в луковице не обочтем”).
Финал пьесы не предлагает ничего традиционного, ничего штампованного. Добродетель не торжествует, порок не наказан. Преуспевает самый беспринципный из персонажей.
“Последняя жертва”.
Юлия Тугина после смерти первого мужа становится жертвой симпатичного афериста.
Автор ставит ее перед жестким выбором: обаятельный Дульчин, уже промотавший все ее состояние, смотрящий на нее, как на источник даровых прибылей, но зато любимый, – или “очень богатый купец”, “румяный старик” Прибытков, старше ее чуть не в три раза, прекрасно знающий, как все в жизни продается и покупается. Еще непонятно, кстати, кто из них хуже. И снова никакого идеального хэппи-энда, и снова отрицательный персонаж, что тот кот, падает на лапы. Финал представляется предельно честным.
“Без вины виноватые”
впечатления не произвела – довольно банальный образец мелодрамы на десять носовых платков. Увы, здесь Островский использует все штампы, набившие оскомину еще древним грекам: неожиданно найденные родители/дети; ложное известие о смерти; случайные встречи через много лет; ну, и прочие подобные сюжетные фокусы. Все это отнюдь не украшает пьесу.
“Снегурочка”.
Грустная романтическая сказка зацепила за живое. Без спойлеров написать не могу, извините. Мне очень понравилась здесь игра возможных толкований, калейдоскоп смыслов, заложенных в простенький пасторальный сюжет.
Снегурочка, дочь Мороза и Весны, тянется к людям, хочет любить, но любовь для нее гибельна – если она полюбит, бог солнца Ярила растопит ее своими лучами. Как оно и бывает в сказке, запрет моментально нарушается; снежная дева выпрашивает для себя любящее сердце и, конечно, тут же тает. С точки зрения царя Берендея, оно и к лучшему.
Что такое какая-то девица, да еще чужая и непонятная, если ее гибель ко благу государства!
Н-да. Если так посмотреть, просто чудовище какое-то эта Снегурка, мешающее жить честным людям. Само ее существование для Берендея – уже преступление. Меня поразило, насколько бессердечны оказываются люди по сравнению с “холодной”, “не знающей любви” Снегурочкой.
С Бобылем и Бобылихой, ее приемными родителями, все ясно с самого начала. Начинают они с корыстолюбия, тем и заканчивают: только что не толкают приемную дочь на панель, лишь бы у Бобылихи был роскошный головной убор, а Бобыль мог вволю напиваться.
Но и Лель, милый пастушок, вообще-то тоже хорош. Он настоящая кокетка – всех завлекает и всех обманывает. Когда Снегурочка гибнет, Лель поет веселую песню, не испытав даже минутной жалости к любившей его девушке.
А кого этот избалованный женским вниманием красавчик выбирает из всех и еще ставит в пример Снегурочке: учись, мол, у нее любить? Да ту, что говорит ему:
Бр-р! Даже по меркам патриархального XIX века такое абсолютное унижение перед женихом выглядит все же перебором. Отталкивающее впечатление производят и Купава, которая это говорит, и Лель, которому нравится это слушать.
“Правда хорошо, а счастье лучше”,
особенно прочитанная после “Снегурочки”, тоже отдает волшебной сказкой. Есть ведь немало сказок о бравых солдатах, способных хоть из топора кашу сварить. Сила Грознов уж точно из этой породы. Да кругом еще замоскворецкий сад с наливными ароматными яблочками – чем тебе не Эдем?
Источник: https://www.livelib.ru/review/700786-beshenye-dengi-pesy-sbornik-aleksandr-ostrovskij
Главные герои
В пьесе Островского «Бешеные деньги» отражены нравы и мировоззрения дворянства, затронута тема кризиса этого российского сословия. Персонажи произведения хитры, лицемерны, самоуверенны до наглости. Ради получения быстрых больших денег они готовы на любые поступки. Им чужды душевные терзания и муки совести. Во время просмотра или прочтения пьесы происходит знакомство со следующими персонажами:
- Савва Геннадьевич Васильков. Провинциал в возрасте около 35 лет. Его простота заметна во всем — от манеры речи до повседневной одежды, которую он носит. Всегда держит при себе кошелек, полный банкнот.
- Иван Петрович Телятев. Сорокалетний дворянин, на службе не состоит. Получает финансовую помощь от московских тетушек. Живет одним днем, не печалясь о будущем.
- Григорий Борисович Кучумов. Шестидесятилетний барин с титулованной родословной. Ранее служил чиновником, теперь в отставке. Лжец и сладострастник. Все уверены, что он богат, но это не так.
- Надежда Антоновна Чебоксарова. Важная пожилая дама.
- Лидия Юрьевна. Дочь Чебоксаровой. Привыкла тратить деньги, но не хочет знать, каким трудом они зарабатываются. Считает свою жизнь пропащей без золота и бриллиантов.
- Василий. Камердинер Василькова.
- Андрей. Служит в доме Чебоксаровых.
- Григорий. Прислуживает Телятеву.
- Николай. Нанят на работу Кучумовым.
- Мальчик из кофейной.
- Гуляющие лица.
Персонажи и сюжетная линия комедии
История происходит в 70-х годах XIX века. Действия разворачиваются в московском Петровском парке, апартаментах Чебоксаровых и в бедной квартире, которую снимала чета Васильковых.
Главные герои пьесы:
- Васильков, Савва Геннадич, провинциальный житель.
- Телятев, Иван Петрович, дворянин, не служит.
- Кучумов, Григорий Борисович, барин, ушёл в отставку с невысоким чином.
- Глумов, Егор Дмитриевич.
- Чебоксарова, Надежда Антоновна, важная дама в годах.
- Чебоксарова, Лидия Юрьевна, девушка на выданье.
Вместо пролога
В начале первого действия Васильков, влюблённый в Лидию Чебоксарову, выспрашивает у Телятева, как добиться благосклонности девушки. Савва просит Ивана Петровича представить его красавице. В парк приехали Чебоксаровы, и провинциал уходит, чтобы лишний раз полюбоваться Лидией.
Телятев рассказывает подошедшему Глумову о любви Василькова. Собеседники решают сыграть с Саввой шутку, выдав молодого человека за золотопромышленника.
Иван Петрович знакомит Василькова с Чебоксаровыми. Пока Савва отлучается на несколько минут, Глумов сообщает пожилой даме, что новый знакомый владеет золотыми приисками.
После ухода женщин в сопровождении Саввы Геннадича Телятев высказывает предположение, что провинциал женится на Лидии. Появляется Кучумов, рассказывает о вчерашнем выигрыше и предлагает выпить коньяку.
В это время Надежда Антоновна приглашает Василькова приходить в гости. Оставшись один, Савва понимает, что без ума влюбился в Лидию и может стать игрушкой в руках девушки. Молодой человек надеется на свою расчётливость, которая никогда не позволяла выходить за рамки личного бюджета.
Возвращаются Телятев, Глумов и Кучумов. Васильков готов поспорить на 3 тыс. рублей, что женится на Лидии Юрьевне, и предлагает выпить шампанского перед ужином.
Легко нажитое легко тратится
В начале второго действия Надежда Антоновна получает письмо от мужа, в котором тот жалуется, что хозяйство терпит убытки, имение поставлено на продажу и требуется выплатить долг в 30 тыс. рублей. Вместе с тем выясняется, что приданое Лидии Юрьевны потрачено женщинами на наряды и развлечения. О материальных затруднениях Чебоксарова рассказывает Кучумову. Григорий Борисович обещает помочь.
После ухода старика мать сообщает дочери о тяжёлом финансовом положении, в котором они оказались. Лидия, привыкшая тратить деньги без счёта, готова выйти замуж за любого богатого жениха. Слуга объявляет о приходе Телятева. Пожилая дама оставляет молодых людей одних.
Лидия, кокетничая, добивается от Ивана Петровича признания в любви. Но когда заходит речь о женитьбе, Телятев идёт на попятную и покидает гостиную Чебоксаровых.
В комнату входят Надежда Антоновна и Васильков. Пожилая дама говорит дочери, что Савва Геннадич просит руки Лидии. Девушка даёт согласие, объявляя при этом, что не любит провинциала. Став женихом, молодой человек дарит невесте драгоценные серьги и брошь.
Проблемы молодожёнов
Третье действие проходит в апартаментах Чебоксаровых, но уже богато меблированных. Савва и Лидия поженились. Теперь Васильков живёт в доме Чебоксаровых. Тёща выясняет, что зять не владеет золотыми приисками и ограничен в денежных средствах.
После отбытия Василькова на биржу появляется Кучумов. Женщина просит Григория Борисовича подыскать для Саввы какое-нибудь доходное место, намекая на то, что дочь, которая в это время входит в гостиную, не останется неблагодарной. Слуга объявляет о приезде Глумова, и мать идёт встречать гостя. Дочь кокетничает со стариком.
Кучумов уезжает по делам, и компанию Лидии составляет Телятев. Молодая женщина флиртует и с Иваном Петровичем. За сценами заигрывания Васильковой с мужчинами наблюдает не замеченный никем Глумов. В его голове созревает план стравить ухажёров с мужем.
Возвращается домой Васильков. Телятев и Глумов уезжают обедать в Английский клуб. Надежда Антоновна сообщает дочери, что Савва не богат. Лидия обещает встать на путь порока, лишь бы добыть денег. Объектом своих действий молодая женщина выбирает Кучумова.
Лидия Юрьевна берёт счета к оплате, присланные из магазинов, и отправляется к мужу. Савва, подсчитав убытки, готов выплатить долги, но требует сократить расходы и переехать в дом с недорогими комнатами. Василькова лицемерно соглашается.
Савва расстаётся с Лидией
Васильков с женой и Надеждой Антоновной селятся в бедной квартире. Возмущённый нищенской обстановкой, Кучумов требует, чтобы Лидия с матерью вернулись в прежнее жилище. Старик обещает дать 40 тыс. рублей на новоселье, но выясняется, что бумажник с банкнотами забыт дома. Григорий Борисович уходит с дамами в соседнюю комнату обсудить будущее Лидии.
Поочерёдно приезжают Глумов и Телятев, которые узнают, что хозяин приказал никого не принимать, кроме Кучумова. Егор Дмитрич уезжает, а Иван Петрович остался дожидаться Савву.
С биржи возвращается Васильков. Делец читает анонимное послание, которое содержит намёки на неверность супруги. Заметив Телятева, провинциал предполагает в нём любовника жены и вызывает на дуэль. Однако видя, как Лидия целует Кучумова, Савва собирается застрелить старика. Григорий Борисович спасается бегством.
Васильков объявляет, что Лидия Юрьевна свободна от супружеских уз и вольна вести себя, как хочет. Положив в карман пистолет, Савва Геннадич, сопровождаемый Телятевым, отправляется в Петровский парк.
Коса нашла на камень
Финальное действие проходит в прежней квартире Чебоксаровых, только теперь обставленной новой мебелью. Лидия и Надежда Антоновна вернулись к роскошной жизни, несмотря на то, что никто из обожателей молодой женщины денег не даёт.
Приехал Кучумов, который неделю назад вместо обещанной крупной суммы выделил только 613 рублей. И теперь, когда речь заходит о деньгах, Григорий Борисович пользуется отговорками. Лидия прогоняет болтуна.
Молодая дама обращается за помощью к Телятеву. Но дворянин сам задолжал 300 тыс. рублей и со дня на день ожидает заключения в долговую тюрьму. Иван Петрович объясняет Лидии Юрьевне, что богатым считается лишь тот, кто умеет зарабатывать деньги, а не с размахом тратить состояние. Таковым является Савва Геннадич.
Василькова просит денег у Глумова, который нанялся личным секретарём к состоятельной даме. Женщина тяжело больна, и медики предполагают, что пациентка не проживёт больше года. Егор Дмитриевич надеется завладеть состоянием госпожи, но теперь ничем не может помочь Лидии Юрьевне.
Дочери Чебоксаровой становится плохо. Она просит позвать мужа, который живёт напротив. Дама умоляет о прощении и хочет вернуться к нему. В ответ предприниматель предлагает жене стать у него экономкой с окладом в 1 тыс. рублей. Только после того, как женщина научится управлять хозяйством, Савва Геннадич позволит сопровождать его в светском обществе. Преодолевая гордыню и унижение, Лидия Юрьевна соглашается.
Краткое содержание передаёт лишь сюжет комедии «Бешеные деньги». Википедия предлагает только список персонажей, небольшой критический очерк и краткую информацию о написании произведения и сценических воплощениях пьесы. Прочтение полного текста сочинения А. Н. Островского позволит в полной мере насладиться сочным русским языком.
Краткое содержание
Краткое содержание «Бешеных денег» Островского на сайте Брифли переносит в Москву середины XIX века. Во время случайного визита в столицу провинциал Васильков сталкивается со светской львицей Лидией Юрьевной. Молодая женщина двадцати четырех лет ведет праздный и богатый на события образ жизни, который не располагает к браку, но Савва Геннадьевич принимает решение просить ее руки. Случайный знакомый Телятев обещает ему скорую встречу с местной красавицей, но вместе со старым приятелем Глумовым (пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты») он планирует разыграть надменную даму.
Представляя Василькова матери и дочери Чебоксаровым, Телятев говорит о нем как об известном сибирском золотопромышленнике. Провинциал становится желанным гостем в доме светской львицы, но из-за скромности не может найти к ней подход.
Вскоре к Надежде Антоновне приходит письмо от супруга. В нем неприятное известие: семья разорена, имущество продано, а впереди ждет неизвестность.
Поправить финансовое положение можно с помощью выгодного брака Лидии. Этим и начинает заниматься Надежда Антоновна, выбрав в супруги дочери неприлично богатого Телятева. Понимая, что к чему, мужчина сразу заявляет: брак не для него. Тогда дама рассматривает запасной вариант — Савву Геннадьевича. Спустя неделю Лидия становится его законной супругой.
Островский Александр Николаевич – Бешеные деньги
Лидия. А где ж прииски?
Надежда Антоновна. Выдумка Глумова.
Лидия. Я погибла. Я, как бабочка, без золотой пыли жить не могу; я умру, умру.
Надежда Антоновна. Мне кажется, у него есть деньги, только он скуп. Если б ты оказала ему побольше ласки… Переломи себя.
Лидия (задумавшись). Ласки? Ласки? О, если только нужно, он увидит такую ласку, что задохнется от счастья. Это мне будет практикой. Мне нужно испробовать себя, сколько сильна моя ласка, и что она стоит на вес золота. Мне это годится вперед, мне без золота жить нельзя.
Надежда Антоновна. Страшные слова говоришь ты, Лидия.
Лидия. Страшней бедности ничего нет.
Надежда Антоновна. Есть, Лидия: порок.
Лидия. Порок! Что такое порок? Бояться порока, когда все порочны, и глупо, и нерасчетливо. Самый большой порок есть бедность. Нет, нет! Это будет первый мой женский подвиг. Я доселе была скромно кокетлива, теперь я испытаю себя, насколько я могу обойтись без стыда.
Надежда Антоновна. Ах, перестань, Лидия! Ужасно! Ужасно!
Лидия. Вы старуха, вам бедность не страшна, я молодая и хочу жить. Для меня жизнь там, где блеск, раболепство мужчин и безумная роскошь.
Надежда Антоновна. Я не слушаю.
Лидия. Кто богаче, Кучумов или Телятев? Мне это нужно знать, они оба в моих руках.
Надежда Антоновна. Оба они богаты и мотают, но Кучумов богаче и добрее.
Продолжение и развязка
За счет Василькова семья молодой супруги продолжает жить на широкую ногу. Копятся долги (более трехсот тысяч), и от всего этого у провинциала идет кругом голова. Будучи в трудном положении, Савва Геннадьевич соглашается выполнить просьбу жены и покрыть долги при условии, что молодые супруги переедут в скромную квартиру и станут жить по средствам.
Супруга возмущена, но вынуждена пойти на его условия. Уступив мужу, она не прекращает поддерживать отношения с бывшими поклонниками. Пуская пыль в глаза молодой женщине, Кучумов пытается купить ее любовь. Надеясь вернуться к прежней беззаботной жизни, Лидия становится его любовницей. Узнав об этом, муж разрывает с ней и ее матерью все контакты.
Ожидание обещанных лживым барином четырехсот тысяч рублей затягивается. Лжец навещает любовницу регулярно, но молчит о своем обещании. Телятев открывает Лидии правду и отмечает, что ее пожилой любовник разорен, да и сам Иван не в лучшем положении. В отчаянии молодая женщина посылает за Васильковым, которому говорят, что она при смерти и хочет его видеть.
Супруг приходит, но отвечает «нет» на предложение снова жить вместе. Чтобы проучить ее, он предлагает ей место экономки в доме матери. Если жена покажет себя с хорошей стороны, он обещает забрать ее в губернский город, а затем отвезти в Петербург. Лидия отказывается, однако задумывается о том, что нужно становиться на путь исправления.
Принять предложение ее вынуждает угроза утраты имущества, которое приехал описывать пристав.
Анализ произведения
В сюжете комедии описаны три типа русских богачей. Провокатор всех событий, господин Телятев, живет на широкую ногу и ни в чем себе не отказывает. У него красивый дом, слуги, лошади, модная одежда. На людях он всегда весел и говорит, что им нравится слышать. Но в действительности у Ивана Петровича много долгов, о которых он не беспокоится, поскольку существует одним днем.
Представитель более старшего поколения, Кучумов, хорошо умеет лгать людям. Многие думают, что он богач, поскольку он говорит об успешном положении дел. На самом деле он беден, скуп, эгоистичен и жесток.
На фоне описанных персонажей Савва Васильков выглядит почти безгрешным. Он считает, что добиться успеха можно с помощью порядочности, честности, добросердечия. Его чувство к Лидии носит эгоистичный характер. Он «покупает» молодую женщину, пользуясь ее тяжелым положением. В прежней обеспеченной жизни она и помыслить не могла, чтобы связать жизнь с таким человеком.
Ошибки дамы приводят к тому, что она вынуждена решать, идти ли в экономки в дом к свекрови и досконально изучать ведение хозяйства. Только так супруг обещает ей повышение до статуса жены и возможный переезд в Петербург. В Северной столице Лидия с ее красотой и обаянием может принести корыстному супругу много выгоды.
В конце пьесы у зрителей нет сочувствия к Василькову, который постоянно упоминает слово «бюджет». Искреннее раскаяние Лидии и ее готовность уступить мужу, наоборот, вызывают душевный отклик. Каждый из героев комедии по-своему корыстен и жаден, готов поступиться любыми принципами ради наживы.
В работе Островского «Бешеные деньги» отражена тема кризиса дворянства и отношение автора к зарождающемуся классу буржуазии. Многим представителям старого сословия приходилось адаптироваться к изменениям и учиться у капиталистов новым методам обмана и воровства с размахом. Былая уверенность в праве на привилегированное положение уступила место лицемерному и расчетливому поведению. Автор подчеркивал, что нужно быть честным человеком, тогда светлое будущее обязательно придет. Но он лукавил: порядочность хорошо, а благополучие лучше. Даже ночью его героям продолжали сниться бешеные деньги.
🗹