- Краткие содержания
- Островский
- Бесприданница
Стоит на Волге город Бряхимово, вымышленный естественно автором, но такой, же провинциальный и тихий, как сотни других приволжских городов. И происходит здесь трагическая история любви девушки, которая могла произойти с любой из них живущих в этом городе.
С первых страниц пьесы мы знакомимся с семейством Огудаловых, где мать постоянно устраивает вечеринки с приглашением молодых, состоятельных людей с целью выдать замуж своих дочерей.
Потеряв мужа, Харита Игнатьевна живет довольно- таки небогато, и ей приходится выкручиваться разными способами, чтобы устроить благополучно личную жизнь девушек. Старшую дочь она сочетает браком за грузинского князя, который в итоге не сделал Ольгу счастливой и в порыве ревности убивает ее.
Средняя дочь уезжает с князем, который оказался мошенником, и теперь ее дочери, как и ее мужу, грозит долговая тюрьма. Остается одна надежда на Ларису, которая была хороша собой и привлекала в дом богатых людей не только своей изящностью, но и исполнением красивых романсов.
В доме часто бывают состоятельные господа, типа Васи Вожеватова, у которого была богатая торговая фирма, и Кнуров, самый зажиточный человек в городе, постоянно помогавший небольшими суммами для ведения хозяйства этому семейству. Но и хотя они приезжали к ним на вечеринки, оказывая материальную помощь, то у них в отношении к Ларисе совсем были несерьезные отношения. Она для них была как девушка для развлечения, и каждый из них готов был сделать ее своей содержанкой, но не более того.
Лариса, понимая, что без приданого, она никому не нужна, влюбляется в хозяина теплохода «Ласточки» Паратова. Она принимает его все ухаживания и подарки, а мать подыгрывает всему происходящему. Но, у богатых людей свои дела и причуды. Не попрощавшись с Ларисой, Сергей Сергеевич уезжает срочно, чтобы спасти свое имение.
Прошло практически полгода, а от возлюбленного девушка не получает ни весточки. Да и мать начала приглашать в дом каких-то сомнительных господ, одним из которых оказался проворовавшийся кассир. Это казус повлиял на их семейство и к ним перестали приезжать достойные господа. И тогда Лариса Дмитриевна решила выйти замуж за первого мужчину, который сделает ей предложение руки и сердца. Этим человеком оказался незаметный убогий чиновник Карандышев, который любил ее от чистого сердца и ухаживал за ней, только она этого не замечала.
Счастливый Юлий Капитоныч начинает подготовку к свадьбе, он покупает Ларисе платье из немецких кружев и устраивает в ее честь званый ужин, куда приглашает Кнурова и Вожеватова. Но эти господа презирают Карандышева, и не желают идти в этот дом. Только благодаря Огудаловой-старшей они принимают приглашение.
Возможно, и вечер бы прошел спокойно, но эту тихую идиллию нарушает известие о том, что в город прибыл Паратов, который так и не сумел спасти свое состояние, но нашел выход и женится на дочери хозяина золотых приисков. Он продает свой теплоход Вожеватову, и устраивает прощальную вечеринку в честь своей холостяцкой жизни.
Узнав, что Лариса выходит замуж за Карандышева, Паратов приезжает к ней в дом.
Здесь происходит разговор, где Сергей Сергеевич выуживает у девушки признание в любви, тем самым утешив свое самолюбие. Но в разговор вмешивается внезапно появившийся Карандышев, который оскорбляет Паратова непродуманной фразой, и между ними возникает конфликт. Харита Игнатьевна с дочерью улаживают произошедший конфуз, и приглашают Паратова к себе на ужин. Уязвленный поведением человека, ниже его ранга, и посягнувший на его девушку, Сергей Сергеевич мстит неучтивому жениху на ужине.
Он вместе с друзьями подпаивает Юлия Капитоныча и уезжают, забрав Ларису Дмитриевну с ее согласия на теплоход развлекаться.
Обесчестив Ларису, Паратов остается довольным, что он добился, наконец, этой девушки, и в то же время отомстил Карандышеву.
Лариса, пытается найти утешение у Васи, но тот, оставляет ее с Вожеватовым, ведь несколько минут он проиграл ее Мокию Пармёнычу. Кнуров предлагает стать его любовницей, и она в ужасе понимает, что сделала глупость. Никому она не нужна. Ею просто потешались и выбросили как ненужную куклу.
Лариса Дмитриевна хочет покончить жизнь самоубийством, но появляется Карандышев, успешно добравшийся до теплохода. Он просит Ларису не делать поспешных действий, и, говорит, что он все простил и сделает так, что все забудут о случившемся. Репутация ее будет сохранена. Но девушка, измученная такой жизнью, не соглашается на такие условия. Озлобленный, Карандышев убивает ее.
В конце произведения героиня никого не винит в своей смерти, она лишь благодарна за то,что ее избавили от позора и унижения.
Очень краткий пересказ сюжета пьесы «Бесприданница»
Действие пьесы переносит читателя в XIX век в небольшой городок Бряхимов. Лариса Огудалова выходит замуж без любви за господина Карандышева, так как находится в печальном положении бесприданницы. Неожиданно в город нагрянул господин Паратов, молодой человек, ухаживавший за главной героиней год назад и пропавший без объяснения причин. Лариса всё ещё влюблена в своего бывшего поклонника, в чём признаётся ему при случае. Он же подло скрывает то, что намерен совсем скоро жениться на другой девушке.
Паратов зовёт Ларису на ночную прогулку по реке Волге. Девушка ждёт, что любимый сделает ей предложение, но вместо этого он признаётся, что обручён. Честь Ларисы потеряна, а сердце разбито. Когда появляется Карандышев, она отказывает ему. В приступе ревности отвергнутый жених стреляет в девушку. Умирая, Лариса забирает пистолет, что бы все вокруг решили, что произошло самоубийство, и умирает.
Островский. Краткие содержания произведений
- Бедность не порок
- Без вины виноватые
- Бесприданница
- Бешеные деньги
- Волки и овцы
- Горячее сердце
- Гроза
- Гроза по действиям
- Доходное место
- За двумя зайцами
- Как закалялась сталь
- Лес
- На всякого мудреца довольно простоты
- Не все коту масленица
- Поздняя любовь
- Последняя жертва
- Свои люди сочтемся
- Свои люди сочтемся по действиям
- Сердце не камень
- Сказка Снегурочка
- Таланты и поклонники
Краткое содержание пьесы «Бесприданница» по действиям
Действия пьесы «Бесприданница» относятся ко второй половине XIX века. События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке.
Действие I. Возле кофейни
Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни.
Действие II. Дом Огудаловых
Дворянин Паратов наносит визит Огудаловым, где его приглашает на обед Карандышев. Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы поглумиться над ним.
Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного.
Действие III. Обед в доме Карандышева
Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке. Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями. Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки.
Действие IV. Гибель Ларисы
Гуляющие возвращаются в город. Лариса ожидает предложения, но слышит признание Паратова в том, что он скоро женится на другой. Тот самый случай, когда слово ранит страшней кинжала! Честь девушки потеряна, она в отчаянии. Когда появляется Карандышев, Лариса отказывает ему, говорит, что он ей неприятен. Ревнивец стреляет в свою бывшую невесту. Лариса берёт у него пистолет, чтобы её смерть выглядела самоубийством, и умирает.
Действие II
Действие перемещается в дом Огудаловых, обставленный, стараниями бывших ухажеров, богато. Харита Игнатьевна раскрывает подарок Вожеватова на день рождения Ларисы. Она сообщает дочери, переодевающейся в соседней комнате, о подарке и его дарителе, вопреки просьбам Вожеватова. Уж очень ее воодушевляет цена подаренных вещей (500р., по ее расчётам).
Появляется Кнуров. Он, зная, что для Огудаловой авторитетно мнение каждого человека при деньгах, начинает с ней разговор о Карандышеве. Кнуров высказывается о том, что Огудалова выдает дочь за непорядочного мещанина, воспользовавшегося их незавидным положением, при котором женихами раскидываться не приходится. Он надеется, что скоро Лариса не стерпит полумещанской жизни, в которую поместит ее супруг, и вернется к матери, совместное проживание с которой он бескорыстно готов обеспечить. Кнуров просит одеть Ларису в лучший свадебный наряд, счеты за пошив которого он оплатит. Смущенная щедростью друга, но полностью ею довольная, Огудалова провожает Кнурова, которому уже пора идти.
Входит Лариса. Она сообщает матери, что Карандышев намеревается баллотироваться в мировые судьи и, чтобы увеличить свои шансы, будет делать это в регионе с меньшей конкуренцией — в Заболотье, медвежьем углу, холодном и диком, окруженном густым лесом. Впрочем, Лариса рада скорому переезду в это захолустье, она, несмотря на предположения матушки о смертной скуке, унылых пейзажах и волчьем вое, уверена: там будет легко позабыть прежние несчастья роскошной жизни и “отдохнуть душой”. Параллельно разговору, Лариса настраивает гитару и пробует напевать: “Не искушай меня без нужды” — получается плохо; на словах героиня полна решимости кардинально поменять свою жизнь, однако ее тоска и неуверенность для нас легко различимы.
Входит Илья — цыган, вхожий в дом Огудаловых. Цель его визита — поздравить именинницу. Лариса тут же просит его настроить гитару: ей так и не удалось этого сделать. Настраивая инструмент, Илья рассказывает о том, что цыганский хор лишился единственного тенора: проблемы со спиной (судя по описанию — зажим в позвоночнике). Произошло это совсем некстати, потому как приехал какой-то щедрый господин, которого надобно сопровождать. Илью зовут с улицы, сообщая о приезде долгожданного барина, и он удаляется.
Воодушевленная новостью о приезде богатого гостя в город, который, несмотря на скорое замужество Ларисы, все же имеет возможность обеспечить её, Лариса не хочет больше унижаться и любезничать с незнакомым человеком, рассчитывая на его милость. Услышав слово “унижаться” из уст дочери, Огудалова раздражается, приводя в аргумент собственное понятие о том, “что уж лучше по молодости унижаться, чтобы потом пожить по-человечески”.
Входит Карандышев. Лариса тут же умоляет жениха поскорее уезжать из города в Заболотье. Однако Карандышев не торопится: он хочет непременно отыграть свадьбу здесь, чтобы создать видимость приумножения своего социального статуса, залогом чего стало добровольное (что принципиально важно) желание Ларисы вступить с ним в брак. Он не хочет казаться “той соломинкой, за которую хватается утопающий”. Он признается, что руководствуется вопросами самолюбия, что приводит Ларису в тремор. Она готова обратиться за поддержкой к матери, но та также настаивает на пышной свадьбе. Карандышев также уверяет в том, что готов приложить все свои средства для того, чтобы торжество было проведено с размахом. Тому подтверждением Карандышев считает дорогой обед, который он сегодня дает. Впрочем, он признается, что и этот случай он хочет использовать для того, чтобы положить конец унижениям, которые терпел он, будучи ничем не связанным с Ларисой.
Продолжая свою тираду о неуважительном к нему отношении в прошлом, он приводит в пример бахвальство и чванство сначала Вожеватова, а затем и всего городского общества, особенно заметного сейчас, когда приехал богатый барин, которому все хотят угодить. Лариса интересуется, кто же все-таки приехал. Карандышев сообщает, что приехал Сергей Сергеевич Паратов. Лариса тут же впадает в ошеломление, её желание ехать переходит из непреодолимого в истерическое, но тут же к крыльцу дома Огудаловых подъезжает роскошный экипаж — Паратов вернулся. Лариса с Карандышевым удаляются. Входит Паратов. Огудалова радушно его принимает и справляется о его положении, спрашивает о его внезапном прошлогоднем исчезновении. Он объясняет, что в прошлом году он стал жертвой аферы, по итогам которой его имущество было выставлено на торги. Чтобы спасти и его, Паратову пришлось спешно покинуть Бряхимов. Сейчас Паратов живет, по его словам, весело, но дела не идут совсем. Потому он готов вскоре жениться и оценивает свою холостяцкую свободу в полмиллиона рублей. Огудалову умиляет шутливый настрой милого барина, и она без всяких прекословий разрешает ему встретиться с Ларисой.
Огудалова оставляет дочь с Паратовым наедине. Лариса признается, что не ожидала встретить его снова. Паратов осуждает факт того, что Лариса осталась ему неверна, очаровав нового человека теми же словами и взглядами, под натиском которых когда-то пал он. Однако Лариса признается, что по сей день верна ему душой, что приводит его в восторг. Он хочет расстаться “хорошими друзьями”, несмотря на то, что его прошлогоднее исчезновение никак не назовешь дружественным актом. Ему льстит, что Лариса — шикарная женщина, всё так же без ума от него и страдает от неразделенной любви, но знать это — все, что ему нужно. Интересуясь, какими достоинствами обладает Карандышев, Паратов узнает от Ларисы, что главное и единственное достоинство жениха — его однозначная любовь к ней.
Появляются Огудалова и Карандышев. Хозяйка рекомендует Паратову будущего зятя. Между слов Лариса упоминает, что она скоро уезжает с мужем в Заболотье. На удивление Паратова девушка отвечает тем, что вкусы у каждого различны. Это Паратов подтверждает пословицей, которую он слышал от бурлаков. При упоминании бурлаков, Карандышев отмечает, что они — “образец грубости и невежества”. Это высказывание становится для Паратова предлогом для начала открытого конфликта с женихом Ларисы, превосходство над которым он посчитал нужным довести до полного уничижения оппонента.
Паратов требует извинений. Карандышев противится. Через какое-то время вмешивается Огудалова и усмиряет мужчин, впрочем, Паратов не скрывает, что делает учтивую уступку Харите Игнатьевне, прощая Карандышева. Из уважения к окружающим их дамам, оппоненты примиряются, выпивают мировой бокал шампанского, однако напряжение и злоба между ними остаются.
Появляется Вожеватов. Он тут же рекомендует Робинзона, выдаваемого им поначалу за английского лорда. Удивительно, что в ограниченном лексиконе “англичанина” никому не удалось распознать притворства. Так или иначе, познакомившись, Огудалова и Лариса, вслед за Карандышевым, направляются в переднюю, оставляя гостей наедине. Из их разговора ясно, что Паратов не готов так запросто оставить факт хамства Карандышева и что-то замышляет. Сергей Сергеевич и его визави раскланиваются перед хозяйками и удаляются. На этом заканчивается второе действие.
Краткая характеристика героев пьесы «Бесприданница»:
Великий русский драматург Александр Островский поведал своему читателю печальную судьбу молодой женщины. Автор талантливо и реалистично раскрыл образ Ларисы Огудаловой, а также окружающий её мир, состоящий из разнохарактерных личностей. Красивая, но бедная героиня столкнулась с циничностью потомственных купцов Вожеватова и Кнурова, с жестокостью и безнравственностью лже ухажора Паратова, с жадностью собственной матушки, с мелочностью и ограниченностью ревнивого Карандышева.
Краткая характеристика Ларисы Огудаловой в пьесе «Бесприданница»
Лариса Дмитриевна — центральный персонаж пьесы. Необычайно красивая молодая женщина, но, к сожалению, из бедной семьи. По натуре своей она горда и умна и ярлык бесприданницы для неё унизителен. Лариса существует, словно «поверх быта», мимо суеты и повседневности, страстей, присущих обывателям. Её тонкая душа стремится в «тихий уголок»: приветливый лес, деревню, куда-нибудь за Волгу. Девушка постоянно чувствует себя одинокой. Ею восхищаются, её желают, но никто не задавался вопросом, что у Ларисы творится в душе.
Геоиня влюблена в Паратова, с ним она ассоциирует возможность жить иначе, вырваться из удушающего плена её безрадостных будней. Любимые пропадает и девушка, согласившись стать супругой Карандышева, который ничего кроме неприязни в ней не вызывает, становится ужасно несчастлива. Отчаянная борьба в душе девушки заставляет её согласиться на прогулку с Паратовым. Она не в силах смириться со своим бытиём, ей всё ещё хочется надеяться на что-то лучшее. Там, во время веселья, девушка окончательно понимает как ничтожно её положение. Она лишь игрушка в руках мужчин, судьбу которой можно даже решить, подбросив в небе монету.
Смерть девушки становится её избавлением от полного нравственного провала в глазах общественности. Лариса всех прощает и уходит из мира живых спокойно, никого ни в чём не обвиняя.
Краткая характеристика Карандышева в пьесе «Бесприданница»
Юлий Капитоныч — один из главных героев, молодой, скромных доходов чиновник с обострённым чувством собственного достоинства. Собираясь взять Ларису в жёны, он не столько любит её, сколько относится к ней как к крупному трофею, выиграному у более удачливого соперника. Кроме того, Карандышев наслаждается собственным благородством в связи с тем, что берёт в жёны бесприданницу со слегка подмоченной репутацией. Однако полноценным победителем он себя не может почувствовать из-за постоянных намёков на то, что он «запасной вариант». Карандышев убивает Ларису с мелочной целью «пусть никому не достанется», когда понимает, что отвергнут окончательно.
Краткая характеристика и образ Паратова в пьесе «Бесприданница»
Сергей Сергеич — один из главных персонажей «Бесприданницы». Богатый барин, лет тридцати, готовый ради приумножения своего состояния на что угодно. Больше всего
он ценит свободу, но вот-вот свяжет себя узами брака. Вскоре он женится на богатой девушке и последние дни в качестве холостяка намерен провести весело и с толком. Появившись в Бряхимове, Паратов поднял бурю в душе бывшей возлюбленной. Лариса ему интересна, но планов относительно её он не имеет. Посмеяться над её женихом было сладко. Услышать из красивых уст слова любви — тоже приятно. Но не более. Паратов бессердечен по натуре, люди для него вроде игрушек. Очарованная им Лариса, влюблена не в него, а в идеал, который сама себе придумала.
Действие III
Кабинет Карандышева — комната, обставленная дорого, но безвкусно. Ковер на стене, на нем оружие. Царит шум: званый обед, на который в первом действии Карандышев приглашал Вожеватова и Кнурова, в самом разгаре. Тетка Вожеватова — Ефросинья Потаповна, работает на подхвате у прислуги и до невозможности утомлена: то племянник загружает просьбами и прихотями, то приглашенный работать из кофейни Иван требует достать лимонов господам к чаю.
Лариса и Харита Игнатьевна между собой обсуждают происходящее. Им стыдно за поведение Карандышева, закатившего абсолютно безвкусное пиршество, на котором он, к тому же, ведет себя крайне фамильярно. Женщины замечают, что гости нарочно подливают вина Карандышеву. Лариса искренне переживает за жениха, но никак не может вмешаться.
К Огудаловым присоединяется Ефросинья Потаповна. Она сетует на то, как неграмотно и нерачительно потратил средства племянник: купил слишком дорогую и чересчур молодую рыбу, редких приправ, из-за чего пришлось экономить на вине, приобретая у купца душистый бальзам — подделку на престижные марки. Женщины расходятся.
Появляются Паратов, Вожеватов и Кнуров. Между собой они заключают, что Карандышев — глупец, устроивший званый обед, на котором ровным счетом нечего есть. Впрочем, Паратов рад тому, что воплотил свой план мести: при помощи Робинзона довел Карандышева до непригляднейшего состояния. Робинзон, привыкший к крепким напиткам ужасного качества, вынуждая хозяина пить вместе с ним, играл злую шутку с Карандышевым — человеком, не знакомым со спиртным.
Входит Робинзон, ему дурно. Он разваливается на диване и жалуется на то, что Паратов поручил ему пить вино Карандышева, до того ужасное и непохожее на вино, что человек его употребляющий рискует получить отравление. Что, похоже, и произошло с Робинзоном.
Входит Карандышев с ящиком сигар. Он предлагает господам закурить. Все отклоняют его предложение: Кнуров курит исключительно собственные сигары, Паратов не курит вовсе, Вожеватов ссылается на дороговизну предлагаемых сигар, которая может избаловать его. Только Робинзон выбирает из ящика пять штук и припасает до выезда на природу. Господа замечают развешанное на ковре оружие. Робинзон в шутку предполагает, что этот ковер — причина, по которой австрийцы не могут одержать верх в войне над турками, потому как те оставили все некачественное оружие здесь и запаслись толковым английским обмундированием. Паратов уверен, что снятый им со стены пистолет не представляет никакой опасности, даже если заряжен: он до того плох, что непременно даст осечку. Карандышев уверяет, что и этот пистолет для чего-то да пригодиться. “Гвозди заколачивать” — резюмирует Паратов.
Карандышев хочет видеть дам. На его тревожный зов приходит Огудалова, она смущена положением будущего зятя, не осознающего своего моветона. Она старается образумить Карандышева, выходя его на личный разговор. Не выходит. Она тут же просит Паратова прекратить издевательства над Карандышевым, обращая его внимание на данное совсем недавно обещание забыть ссору с Карандышевым. Паратов уклоняется от обвинений в корысти и, чтобы выразить свою приязнь к Карандышеву, предлагает ему выпить коньяка на брудершафт. Они пьют. Карандышеву становится уже невозможно держать себя в руках.
Появляется Илья. Он сообщает о том, что цыганский хор уже снаряжен для прогулки по Волге. Паратов с товарищами сходится на том, что им необходимо уговорить Ларису ехать с ними, предварительно избавившись от общества Робинзона, рискующего своим пьянством испортить романтику грядущего вечера. Исполнение последней части плана Вожеватов берёт на себя: он обещает Робинзону сегодня же отправиться с ним в Париж, при условии, что тот направится сейчас же в гостиницу и уснет, чтобы в свежести отправиться в путь. Робинзон соглашается — дело наполовину в шляпе.
Появляется Лариса. Паратов тут же убеждает её в своей дружественности по отношению к Карандышеву, освещая факт того, что они только что пили брудершафт. Это несколько успокаивает Ларису. Все присутствующие настойчиво просят ее сыграть романс. Карандышев выступает против и выражает уверенность в том, что будущая жена не ослушается его воли. Видимо, это и подначило Ларису согласиться и снова исполнить “Не искушай меня без нужды”, приведя публику во всеобщий восторг. Карандышев, скрывая обиду, хочет выпить шампанского за здоровье супруги и удаляется за ним на кухню.
Все прочие так же расходятся, оставляя Паратова и Ларису наедине. Он снова одурманивает Ларису речами о своей к ней любви, невыносимой и, порой, даже рабской. Паратов просит Ларису бежать с ним со званого обеда, стараясь доказать, что общество Карандышева и его тетки никогда не заменит ей тех чувств, которые они могут теперь испытать. Лариса, недолго прекословя, соглашается и заключает: “Вы — мой повелитель”.
Комната снова наполняется людьми, возвращаются все гости, Карандышев и Иван, с подносом, на котором стоят бокалы игристого. Карандышев пробует произнести хвалебный тост во имя Ларисы, но снова его речь, до невозможности путаная из-за выпитого спиртного, сводится к собственной персоне, чрезвычайно воодушевленной тем, что Лариса отдала ей свое благодатное предпочтение. Дабы быстрее закончить речь Карандышева, публика бросает многочисленные “браво” и спешит осушить бокалы.
Паратов предлагает новый тост — на этот раз, именно за Карандышева. Польщенный любезностью бывшего врага, хозяин отправляется хлопотать на кухню, чтобы разлить шампанское снова. Пользуясь его отсутствием, все, подстрекаемые Паратовым, направляются на прогулку, дабы огорошить Карандышева, входящего в пустую залу с полными стаканами. Лариса, прежде чем отбыть с Паратовым, сообщает матери о том, что сейчас решится ее судьба: либо она свяжет себя навек с роскошным Паратовым, либо, потерпев любовное фиаско, бросится в Волгу. Огудалова до того ошеломлена, что не понимает, что ей следует делать: догнать дочь и разубедить ее, или дать дочери волю самостоятельно распоряжаться своей судьбой.
Входит Карандышев. Он, как и ожидалось, анекдотически ошеломлен и раздосадован. От Ивана он узнает, что гости и Лариса отбыли на прогулку на катерах по Волге. Карандышев бросается к Огудаловой с расспросами, полагая, что она была осведомлена о планах Паратова. Он обозлен на каждого человека, пившего сегодня его вино, хвалившего его радушный прием и так жесткого обошедшегося с ним. Разъяренный жених полон решимости мстить каждому обидчику: он хватает снятый Паратовым со стены пистолет и бросается на улицу. Под мольбы Огудаловой остановить обезумевшего зятя, заканчивается третье действие.
Второстепенные персонажи пьесы «Бесприданница»:
- Огудалова Харита Игнатьевна — мать Ларисы, вдова. Хитрая женщина, только и думающая, как подороже «продать» свою незамужнюю дочь
- Кнуров Мокий Парменыч — пожилой богатый делец. Бессердечный и нацеленный на прибыль человек. Хоть давно женат, но положил глаз на Ларису, желая заполучить её себе в любовницы
- Вожеватов Василий Данилыч — представитель торговой компании, Ларису знает с детства. Подлый и безнравственный человек
- Робинзон — настоящее имя Аркадий Счастливцев, бездарный актёришко, мот и жигало
- Гаврило — хозяин кофейни
- Иван — слуга Гаврило, работающий в кофейне
Явление седьмое
Паратов, Лариса и
Робинзон.
Лариса.
Ах, как я устала. Я теряю силы, я насилу взошла на гору. (Садится в глубине сцены на скамейку у решетки.)
Паратов.
А, Робинзон! Ну, что ж ты, скоро в Париж едешь?
Робинзон.
С кем это? С тобой, ля-Серж, куда хочешь, а уж с купцом я не поеду. Нет, с купцами кончено.
Паратов.
Что так?
Робинзон.
Невежи!
Паратов.
Будто? Давно ли ты догадался?
Робинзон.
Всегда знал. Я всегда за дворян.
Паратов.
Это делает тебе честь,
Робинзон.
Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век. Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят – на какого Медичиса нападешь. Не отлучайся, ты мне будешь нужен!
Робинзон.
Для тебя в огонь и в воду. (Уходит в кофейную.)
Паратов
(Ларисе). Позвольте теперь поблагодарить вас за удовольствие – нет, этого мало, – за счастие, которое вы нам доставили.
Лариса.
Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я – жена ваша или нет?
Паратов.
Прежде всего, Лариса Дмитриевна, вам нужно ехать домой. Поговорить обстоятельно мы еще успеем завтра.
Лариса.
Я не поеду домой.
Паратов.
Но и здесь оставаться вам нельзя. Прокатиться с нами по Волге днем – это еще можно допустить; но кутить всю ночь в трактире, в центре города, с людьми, известными дурным поведением! Какую пищу вы дадите для разговоров.
Лариса.
Что мне за дело до разговоров! С вами я могу быть везде. Вы меня увезли, вы и должны привезти меня домой.
Паратов.
Вы поедете на моих лошадях – разве это не все равно?
Лариса.
Нет, не все равно. Вы меня увезли от жениха, маменька видела, как мы уехали – она не будет беспокоиться, как бы поздно мы ни возвратились… Она покойна, она уверена в вас, она только будет ждать нас, ждать… чтоб благословить. Я должна или приехать с вами, или совсем не являться домой.
Паратов.
Что такое? Что значит: «совсем не являться»? Куда деться вам?
Лариса.
Для несчастных людей много простора в божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге – выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет.
Паратов.
Какая экзальтация! Вам можно жить и должно. Кто откажет вам в любви, в уважении! Да тот же ваш жених: он будет радехонек, если вы опять его приласкаете.
Лариса.
Что вы говорите! Я мужа своего если уж не любить, так хоть уважать должна; а как я могу уважать человека, который равнодушно сносит насмешки и всевозможные оскорбления! Это дело кончено: он для меня не существует. У меня один жених: это вы.
Паратов.
Извините, не обижайтесь на мои слава! Но едва ли вы имеете право быть так требовательными ко мне.
Лариса.
Что вы говорите! Разве вы забыли? Так я вам опять повторю все с начала. Я год страдала, год не могла забыть вас, жизнь стала для меня пуста; я решилась, наконец, выйти замуж за Карандышева, чуть не за первого встречного. Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней. Явились вы и говорите: «Брось все, я твой». Разве это не право? Я думала, что ваше слово искренне, что я его выстрадала.
Паратов.
Все это прекрасно, и обо всем мы с вами потолкуем завтра.
Лариса.
Нет, сегодня, сейчас.
Паратов.
Вы требуете?
Лариса.
Требую.
В дверях кофейной видны Кнуров и
Вожеватов.
Паратов.
Извольте. Послушайте, Лариса Дмитриевна! Вы допускаете мгновенное увлечение?
Лариса.
Допускаю. Я сама способна увлечься.
Паратов.
Нет, я не так выразился; допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?
Лариса.
Ну, что же! И хорошо, что он забудет.
Паратов.
Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны.
Лариса
(задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты?
Паратов.
Нет.
Лариса.
А всякие другие цепи – не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя.
Паратов.
Я обручен.
Лариса.
Ах!
Паратов
(показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь.
Лариса.
Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)
Паратов.
Разве я в состоянии был помнить что-нибудь! Я видел вас, и ничего более для меня не существовало.
Лариса.
Поглядите на меня!
Паратов смотрит на нее
.
«В глазах, как на небе, светло…» Ха, ха, ха! (Истерически смеется.) Подите от меня! Довольно! Я уж сама об себе подумаю. (Опирает голову на руку.)
Кнуров, Вожеватов и Робинзон выходят на крыльцо кофейной.
« Действие 4, явление 6 | Действие 4, явление 8 » |