Примеры из жизни футлярных людей. Человек в футляре. В чем заключается понятие «футлярность жизни»? С точки зрения психологии

кто такие футлярные люди? и получил лучший ответ

Ответ от Helga[гуру] Это у Чехова «Человек в футляре», это люди которые закрыты от общетсва, люди в себе. Теме «футлярной» жизни и «футлярных людей» посвящены такие рассказы как «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка». Герой рассказа «Человек в футляре» — наиболее яркого из всех рассказов, поднимающих указанную проблему — рисуется автором хотя и в юмористических, но темных и серых тонах: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши…, нож у него был в чехольчике.. . Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх». Спрятавшись в свой мирок, куда он не хочет никого впускать, кроме своего древнегреческого языка, следующий во всем предписанным нормам и устоям, ни разу не отошедший от правил — таким представляется нам учитель греческого языка Беликов. Мрачный, скрытый, он постоянно прятался от людей и даже, когда приходил в гости к друзьям, чтобы поддерживать с теми хорошие отношения, не «вылазил» из своего футляра -сидел молча и тихо. Футляры, рамки и коробки. Весь мир — все полки, полки, полки, И люди — куклы восковые Все тащат доски гробовые: Оплавлены пальцы, залеплены губы, А души — холодные диные трубы. Но упадут полки, разрушаться своды — Хлебнем мы немного иллюзий свободы

Ответ от Гамлет

[гуру] Футлярный человек — понятие, введенное А. П. Чеховым. Используется в трех его произведениях: «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дом с мезонином». Вкратце, футлярный человек — человек, живущий под оболочкой, ставящий перед собой единственную «мелочную» цель в жизни, которую преследует до конца своих дней. Например, персонаж из «Крыжовника» всю жизнь стремился купить себе участок с домом и непременно с крыжовником

Ответ от 3 ответа

[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: кто такие футлярные люди?

Кто такие футлярные люди? Они окружают нас повсюду, но мало кто догадывается, что их можно охарактеризовать именно таким интересным термином. Потому что не все читали знаменитый рассказ Антона Павловича Чехова, который так и назывался — «Человек в футляре». Именно этот русский прозаик-драматург впервые в истории предложил такой тип личности. Впрочем, обо всём — по порядку.

Визуальный образ

Тот, кто знаком с знает, как богат мир его произведений на человеческие типы. Кто только не встречается в его рассказах! И совестливые личности, не удовлетворённые общественными законами и собой, и недалёкие обыватели, и благородные мечтатели, и чиновники-приспособленцы. И образы «футлярных» людей тоже встречаются. В частности — в упомянутом выше рассказе.

В — учитель гимназии по фамилии Беликов. Преподающий греческий язык — уже давно переставший быть кому-либо нужным. Он очень странный. Даже если на улице солнце — он одевает галоши, тёплое ватное пальто с высоким воротником и берёт зонтик. Обязательный «аксессуар» — тёмные очки. Уши он всегда закладывает ватой. Ездит на извозчике, с всегда поднятым верхом. А ещё у Беликова всё хранится в чехлах — зонтик, часы, и даже ножик перочинный.

Но это только образ. Казалось бы, описание говорит лишь о том, что человек аккуратный и предусмотрительный, может, ещё немного педантичный. Но недаром говорят, что во внешнем проявлении отражается внутреннее состояние человека. И это действительно так.

Объяснение сюжета

В рассказе «Человек в футляре» смысл заключается в том, что столь ограниченные люди, тянут общество на дно. Они тормозят перемены к лучшему и не способны радоваться простым вещам. Ведь он был в ужасе даже от того факта, что Варвара ездит на велосипеде. Событие шокировало его до онемения от ужаса.

Несмотря на профессию, Беликов не жалует книги. Его интересуют только газеты. Тот факт, что он преподает фактически мертвый, греческий язык дополнительно акцентирует внимание на том, что он стоит на месте.

Беликов хотел бы ни с кем не общаться. Но он понимает, что человек должен иметь друзей. Потому он систематически навещает коллег. Ему кажется, что так он поддерживает дружеские отношения.

Важно! В рассказе «Человек в футляре» смысл в основном заключен в том, что главный герой живет, прячась от жизни. Его «футляр» призван защищать его, но именно он убивает его. Постоянное ощущение страха, повышенная тревожность преследует его постоянно.

Личностная характеристика

Примеры «футлярных» людей, встречающихся в жизни, отражаются в Беликове. Он — некая смесь социопата, параноика и интроверта. Всего живого он боится. Его таков: «Как бы чего не вышло». Он ко всему, что его окружает, относится с осторожностью и страхом. Беликов не способен мыслить свободно, так как каждая его идея находится в «футляре».

И ладно, если бы таким он был в обществе. Но ведь даже дома он ведёт себя аналогично! Одевается в длинный халат и колпак, ставни на окнах плотно запирает, защёлкивая задвижки. Кровать у него с пологом, и когда Беликов в неё ложится — то укрывается одеялом с головой.

Естественно, он соблюдает все посты, и не заводит слуг женского пола — опасаясь, что другие его будут подозревать в отношениях с ними. Беликов — самый настоящий отшельник. Который, в прямом смысле слова, боится жить.

Агрессивная боязливость

Герой рассказа Антона Чехова «Человек в футляре», учитель греческого языка Беликов, не столько смешон своим тревожно-мнительным характером и боязнью, «как бы чего не вышло», сколько странен и непонятен.

Этот чудак из чудаков «даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле… и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой…» Ставший нарицательным, образ чудика при ближайшем рассмотрении оказывается не так и прост.

Окружающий мир вызывал у Беликова тревожное ожидание какой-либо неприятности. Но его осторожность порой приобретала даже агрессивный характер.

Можно говорить о некоторой степени демонизма чеховского персонажа, который в реальной жизни практически подмял под себя всех коллег и жителей провинциального городка. Он угнетал всех «своею осторожностью, мнительностью», вспомните – учителя греческого языка «даже директор боялся». Жители не решались веселиться, не устраивали домашних спектаклей, боясь, как бы он не узнал об этом.

Под влиянием внешне спокойного и тихого человека в городе «стали бояться всего. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги…»

Последствия

Естественно, такой образ жизни, который ведёт Беликов, не может ни на чём не отразиться. Кто такие футлярные люди? Это самые настоящие отшельники, которые считают, что они живут вполне себе нормально, в отличие от остальных. Это проявляется и в чеховском герое.

В один момент он встречает Вареньку — девушку, являющуюся сестрой нового учителя географии и истории. Она проявляет неожиданный интерес к Беликову. Которого общество начинает склонять к женитьбе на ней. Он соглашается, несмотря на то, что мысли о браке его угнетают и тревожат. Беликов худеет, бледнеет, становится ещё более нервозным и боязливым. И первое, что его беспокоит сильней всего — образ жизни «невесты».

Кто такие футлярные люди? Те, кому не понять других в силу своей отрешенности. Варенька любит кататься на велосипеде с братом. И Беликов уверен, что это вполне обычное увлечение не является нормальным! Потому что негоже кататься на велосипеде тому, кто учит истории молодёжь. А женщина на этом транспортном средстве и вовсе выглядит неприлично. Беликов не постеснялся выложить свои мысли брату Вареньки, который того терпеть не может. И пригрозил доложить о его увлечении директору гимназии. В ответ брат Вареньки спустил Беликова с лестницы. Что в итоге? Беликов заболевает — от стресса, его не отпускают мысли о том, что о его позоре кто-то узнает. И через месяц умирает. Таков конец.

«Туп, как дерево, и хрупок, как стекло»

Чехов рисует образ амбивалентного человека: с одной стороны, черствого и почти жестокого, с другой – излишне чувствительного ко всему происходящему.

У психиатров есть такой симптом для выражения амбивалентной эмоциональной сферы больного шизофренией под названием «дерево и стекло». И наш герой полностью оправдывает такое определение своего психического состояния.

Будучи тупым в эмоциональной (дружеской, коллегиальной, сексуальной) сфере, он с чрезвычайной эмоциональностью «хрупко» среагировал на конфузную ситуацию, в которой очутился не по своей вине. Брат несостоявшейся невесты в раздражении спустил его с лестницы, а сама Варвара Саввишна, оказавшись свидетельницей такого казуса, «не удержалась и захохотала».

Переживавший эту позорную ситуацию Беликов слег, впал в тяжелую депрессию и через месяц, не вставая с постели, скончался.

Основная мысль

Что ж, кто такие футлярные люди — на примере Беликова можно понять. И идею, в принципе, Чехов хотел донести простую. Прозаик пытался донести до читателей — «закрытая» от общества жизнь лишь калечит человеческую душу. Нельзя быть вне остальных. Мы все — члены единого общества. Всё, что человек сам себе напутал, настроил — лишь отгораживает его от жизни. От наполненной красками реальности. И это действительно так. Духовная убогость лишь ограничивает человеческое существование. О чём и размышляет Чехов в этом рассказе.

Человек в футляре

Навсегда запомнила разговор в детстве, когда мама сказала, что любимые книги запоминаются особенным образом, зачастую раздражая поначалу. А после будет много книг, которые мы прочитаем для сведения или из интереса. Но только любимые книги будут постоянно приходить нам на помощь.
У нее была интересная теория на счет суждения о людях — по их любимым книгам, вернее, о распространенном приеме произвести впечатление, «блеснуть начитанностью». Мне всегда нравилось, как мама обнаруживала, что человек просто хвастает, пытается выдать себя за другого при помощи книг «из списка по внеклассному чтению».

Она всегда очень тонко понимала, что на самом деле человек создавал себе футляр из книжек, думая, что он уже «в домике», где его никто не достанет. Не всегда понимая, как много о нас говорит выбранное нами обрамление, это книжный футляр.

А еще меня всегда удивляло, почему многим людям откровенно не нравится рассказ Антона Павловича Чехова «Человек в футляре», написанный за два года до наступления ХХ века, в мае-июне 1898 года.

Серия «Маленькая трилогия» Чехова, состоит из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», должна была быть гораздо больше, после рассказа «О любви» Антон Павлович заболел туберкулезом. В записных книжках Чехова есть краткие упоминания о герое этого рассказа:

«Человек в футляре: все у него в футляре. Когда лежал в гробу, казалось, улыбался: нашел свой идеал» А. П. Чехов

Неловко признаваться, но этот рассказ составил список моих наиболее любимых вещей. Наверно потому, что в детстве он стал впервые «осиленным» мною произведением из огромного наследия русской литературы. И после многие книжки так и не смогли его превзойти. Подобное признание всегда вызывает насмешки, будто людям должны нравиться неприменно те вещи, где повествуется о героях, на которых они хотели бы походить. А я иногда читаю то, что сегодня пишут и говорят, думая про себя, неужели они никогда не читали «Человека в футляре»?

В русском языке очень долго приживалась буква «ф». Все слова, начинающиеся на эту букву — имеют иностранное происхождение. А те слова, которые заканчиваются на нее, раньше заканчивались на букву «п»: «многоуважаемый шкап».

Какой «исконно-русский» синоним можно было бы взять вместо иностранного слова «футляр»? Может быть, «чехол»? Стоит произнести его, мы почувствуем затхлость, запах пыли. Чехол — стразу создает образ упакованной вещи, лежащей на чердаке. Возможно, ее упаковали, а после забыли.

«Футляр» — слово более инертное, оно не дает прямой ассоциации, в нем нет такого прямого значения, оно как будто не связано с конкретными обстоятельствами, можно сказать, что все автор выдумал от начала и до конца. И это весьма удобно. Поэтому с этим рассказом связано столько споров, кто же стал прототипом учителя гимназии Беликова, преподававшего детям греческий язык, который всем им так «в жизни пригодится»?

Точный прототип Беликова неизвестен. Некоторые современники (в том числе В. Г. Богораз и М. П. Чехов) считали, что прототипом «человека в футляре» стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов, другие же описывали черты характера Дьяконова, опровергающие мнение первых. Так, П. П. Филевский отмечал щедрость Дьяконова и писал: «Я же положительно утверждаю, что между „Человеком в футляре“ и А. Ф. Дьяконовым ничего общего нет и в этом произведении А. П. Чехова никакого местного колорита найти нельзя». Ю.Соболев полагал, что вероятным прототипом чеховского героя мог стать известный публицист Меньшиков М. О., Чехов в одном из своих дневников писал о нём: «М. в сухую погоду ходит в калошах, носит зонтик, чтобы не погибнуть от солнечного удара, боится умываться холодной водой, жалуется на замирание сердца» Впрочем, сходство между Меньшиковым и Беликовым можно отметить только внешнее. Сам же Чехов писал и о своём брате И. П. Чехове: «Он, то есть Иван, немножко поседел и по-прежнему покупает всё очень дешево и выгодно и даже в хорошую погоду берет с собой зонтик».

Из всех этих фактов (далеко не полных) обычно (с большим облегчением) делается вывод, будто образ учителя греческого языка Беликова является собирательным, то есть ни к кому персонально не относится. Теперь выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке, означающее обязательно одинокого человека, который закрывается от всего мира, создавая вокруг себя оболочку, «футляр». То есть речь идет о людях, «одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу».

При этом многие забывают, что Беликов, не устававший повторять «Кабы чего не вышло», вовсе не сидел раком-отшельником в своем углу, он был достаточно агрессивен. Он приставал ко всем окружающим с прописными истинами, ко всем примеривая прокрустово ложе «проверенных временем истин». Даже самое малое нарушение или отклонение от правил заставляли его волноваться. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьем он давил на всех и все ему уступали, все его боялись. Чего стоит одна его странная привычка — ходить по квартирам учителей. Хорош «рак-отшельник»! Он бесцеремонно приходил в чужой дом, садился и молчал. Так он «поддерживал добрые отношения с товарищами».

Все запомнили лишь внешние приметы, полагая, что футляр — так уж заметен. Но футляр может и не выражаться в пальто, в галошах и зонтике в самую теплую погоду, он вполне может быть швейцарскими часами, фирменными платьями и костюмами, с которых не хочется срывать ярлычок.

Если Беликов имел футляры у зонтика, у часов и у перочинного ножика, так это означает, насколько выше он ценил собственный ножик — в сравнении с «обычными людьми».

Мы считаем, будто человек в футляре должен обязательно совпасть с описание Антона Павловича, чтобы само его лицо было в чехле, чтобы он постоянно прятал его за воротником, а его непреодолимое стремление создать себе оболочку, за которой он бы спрятался от реальности, выражалость по-чеховски гротескно.

Но это может быть и человек с футляром из искусственно созданных примет… «звездности». И разве стремление «присосаться к трубе», «присосаться к бюджету» — не стремление укрыться от реальности? Футляр делает человека недосягаемым для ударов судьбы, но и его самого консервирует в футляре так, что со стороны это выглядит столь же дико, как калоши и зонтик в сухую погоду.

Человек в футляре может подписать в сегодняшних условиях Указ об установлении звания «Герой труда РФ», он может плавать с дельфинами в рабочее время о заботиться о журавлях-стерхах больше, чем о людях. Он создает движения в свою поддержку, т.к. его репутации необходим дополнительный футляр, а на конференциях этих движений мы видим странные выходки и новые попытки создать себе футляр.

Любая идеология, в русле которой люди делают дикие для нормального человека поступки — это тоже футляр, навсегда изолирующий человека от жизни, которая дается только раз. Если так хочется прожить ее в футляре, то стоило ли рождаться?..

Беликов вовсе не столь безобиден, как многие полагают. Его последний разговор с Коваленко о велосипедах заканчивается тем, что брат Вареньки, к женитьбе на которой Беликов примеряется и так и эдак, — спускает его с лестницы. Но ведь Беликов «поставил в известность» Коваленко, что ему придется на него донести директору гимназии… о велосипедах.

Поэтому не приходится сомневаться, сколько доносов он настрочил бы, дожив до «сталинских репрессий». При этом ведь всем понятно, что такому человеку ничего не стоит поменять футляр.

Правда, у Чехова Беликов умер, так и не сменив своего футляра, хотя мог бы его несколько модернизировать. Ведь и семейная жизнь навязывалась ему доброхотами — в качестве новой раковинки рака-отшельника, в качестве нового футляра. Наверно, этот новый футляр, который большинство из нас считает счастьем и смыслом жизни, — был слишком велик для него, придавив его своей тяжестью.

А недавно мы обсуждали «смерть на Темзе» одного человека в футляре, который выбрал себе настолько замечательные чехлы, что оставалась лишь позавидовать. Он устранился от доставшейся нам реальности так, что все люди в футлярах потянулись за ним в Лондон, чтобы оттуда доказывать нам в «светских журналах», как они «хорошо устроились».

Потом даже получился небольшой скандал из-за того, что о «ярком талантливом человеке» сказать оказалось нечего. Многие из тех, кто был обязан Беликову нашего времени своих куда более скромным футлярчиком, попытались выдавить из себя «чувство благодарности». Но все это настолько напоминало описание похорон учителя греческого языка, что и позориться не стоило.

Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!

[…]Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, это большое удовольствие. Когда мы возвращались с кладбища, то у нас были скромные постные физиономии; никому не хотелось обнаружить этого чувства удовольствия, — чувства, похожего на то, какое мы испытывали давно-давно, еще в детстве, когда старшие уезжали из дому и мы бегали по саду час-другой, наслаждаясь полною свободой. Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?

Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!

Ну, разве это не «точь в точь, как в жизни»? Только задумаешь, как же реагировать на смерть тех, кто бесстыдно создавал при тебе футляр себе-любимому за счет жизни других, «не запрещенной циркулярно, но и не разрешенной вполне», так сразу вспомнишь простосердечное признание: «Хоронить таких людей — это большое удовольствие!»

Правда, охотников у Чехова не трое, а двое: высокий худой старик с длинными усами Иван Иваныч Чимша-Гималайский (ветеринарный врач, дворянин) и учитель гимназии Буркин. Но в таком узком кругу рассказы получаются еще более доверительными.

Ведь героям приходится немного посплетничать. Сказать, к примеру, что брат Вареньки Коваленко назвал Беликова — «глитай абож паук». Но и в приватном разговоре нельзя признаться в том, кто же нарисовал карикатуру на Беликова, где тот идет под руку с Варенькой, а и внизу надпись: «Влюблённый антропос». Иногда стоит уважать чей-то футляр, поэтому Буркин не скажет и в таком разговоре, кто же разослал эту карикатуру всем учителям и чиновникам. А ведь картинки раньше переводили через стекло, сканеров и ксероксов не было.

Мы слишком многое забыли, а ведь все могло быть иначе. Наверно, меньше надо читать людей в футлярах, смущенных серьезным тоном этой «охотничьей» истории, когда пара повзрослевших мальчишек вырвалось из своих футляров.

«Начатая с улыбкой на устах комическая история, — писал Измайлов о рассказе, — досказывается серьезным голосом, в котором слышится легкое дрожание. Самый фон картины становится сумрачным и торжественно-величавым» А. А. Измайлов, «Биржевые ведомости». Критика смущало соединение комедийного карикатурного персонажа и серьезности взгляда Чехова, серьезности фона.

Н. Виленкин считал, что это противоречие связано с мастерством писателя. Даже Скабичевский, не питавшей «особой любви к Чехову» и считавший его безыдейным писателем, назвал Беликова «замечательным художественным откровением Чехова» и поставил образ «человека в футляре» в одну линию с Обломовым и Чичиковым.

В октябре 1898 года рассказ Чехова анализирует критик и публицист Богданович, который его высоко оценивает, замечает мастерство создания портрета Беликова. Богданович считает, что Беликов и есть сама общественная жизнь, «житейская тина», а потому критикует Чехова за безысходность финала и отсутствие надежды.

Тем не менее, несмотря на всеобщие положительные оценки, К. П. Медведский в реакционном журнале «Московские ведомости» высказал достаточно грубое мнение о рассказе и творчестве писателя в целом: «Рассказ бессодержателен, плох, но обойти его молчанием нельзя, потому что в нем с чрезвычайною ясностью раскрываются основные недостатки писателя, умеющего воспроизводить лишь внешние стороны житейских явлений».

Сегодня и всю литературу заполонили ничтожные люди в футляре, ведущие свои рассказы от первого лица, считая Буркина или Иван Иваныча Чимшу-Гималайского недостойными рассказчиками о себе-любимом. Уж эти два охотнитничка до смешных карикатур рассказали бы о нем самом совсем другую историю. Хотя бы о том, как он решил создать себе футляр из литературы после того, как Антон Павлович и другие настоящие писатели сделали ее притягательной и желанной пищей духовной.

А сколько еще таких людей создают себе футляры из чужого труда, чужих надежд и мыслей, не желая довольствоваться осторожными высказываниями вроде «Волга впадает в Каспийской море» и «Брак — дело серьезное»?..

Нынче самыми притягательными футляры становятся футляры ученых из чужих степеней и званий, футляры государственных деятелей, футляры деятелей искусств из Большого театра… Но каждый футляр отмеряет только уровень удовольствия, с которым все люди без футляров со скромными постными физиономиями похоронят… по-настоящему счастливые, достигшие своего идеала, но абсолютно пустые футляры.

Человек в футляре was last modified: Январь 1st, 2021 by Ekaterina Deduhova

А.П. Чехов «Человек в футляре»

Варенька

Второстепенный персонаж, возлюбленная Беликова, сестра Коваленко. Ей было около тридцати лет, она была высокая и стройная девушка. Варенька была родом из украинского хутора, где у неё осталась мать. Любила петь песни, именно этим она и привлекла Беликова. Она была не против, хотя он был не очень хороший вариант, но лет ей было много, да и с братом она постоянно ссорилась. Варенька стала принимать ухаживания Беликова и всё ждала, когда он сделает ей предложение, но однажды его спустил с лестницы её брат, она рассмеялась и нанесла такой моральный ущерб Беликову, что он слёг и через месяц умер.

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: