Портрет в литературе: понятие, техника описания героя и примеры

Мировая литература обладает богатым арсеналом разнообразных приемов, которые помогают создавать художественные образы. Лучше всего характеризует героя его портрет. Ведь персонаж является не только конкретной личностью, но и обобщением. Писатель старается показать его черты характера и заинтересовать читателя его внешностью, судьбой, окружающей обстановкой.

Важным средством характеристики персонажа является портрет. Очень часто авторы описывают фигуру, лицо, одежду, движения, жесты, манеры действующих лиц. Описание внешности может рассказать очень многое о человеке. В статье мы попробуем дать определение того, что такое портрет в литературе, приведем его примеры. Также определим основные виды описаний человека в книгах.

Татьяна Ларина

Обратимся к теории

Что такое портрет в литературе? Под портретом персонажа подразумевается изображение его наружности: фигуры, лица, наряда. К нему добавляют видимые свойства поведения: жесты, мимику, походку, манеру держаться. Примеров портрета в литературе очень много. Они помогают читателю наглядно представить себе мысли, чувства, поступки, речь, внешность действующего лица.

Попробуем дать определение портрета в литературе. Это средство художественной выразительности, через которое писателю удается раскрыть типические черты характера своих героев, а также передать свои идеи через их внешность. Подобный прием помогает раскрыть внутренний мир персонажа. Из описания человека можно узнать его возраст, национальность, социальное положение, вкусы, привычки, темперамент и даже характер.

В зависимости от рода, жанра произведения подбирается и портрет человека в литературе. Для этого многие годы мастера слова пользовались определенными канонами и образцами. Вплоть до конца 18 столетия общие черты преобладали над индивидуальными. Но потом стал наблюдаться переход от абстракции к конкретике, чувствам, достоверности и неповторимости.

Само слово «портрет» заимствовали из французского языка (portraire). Оно имеет значение — «воспроизводить что-то черта в черту». Портрет в произведениях литературы и на холсте имеет отличия. Они оба описывают внешность человека, но разными средствами. Писатель рисует свои портреты словом. Вот пример портрета в литературе из повести Владимира Короленко «В дурном обществе»:

Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами.

Этот портрет мальчика Валика дает представление не только о его внешнем облике, но и о жизни героя. Читатель представляет себе бедного мальчика с обездоленным детством. Сразу чувствуется, что за ним не ухаживает мать.

Зеркалом души называют глаза человека. Писатели очень часто обращают внимание именно на них.

По описанию облика можно судить о том, как сам автор относится к своему герою: сочувствует, сопереживает или осуждает. Ласковые описания могут содержать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Урок развития речи с применением современных образовательных технологий. Открытый урок «Описание внешности человека».7 класс.
Актуальность: Давайте присмотримся к нашим детям, когда они разговаривают друг с другом на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир. С болью и сердцем замечаешь, что редко кто из ребят способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя… Мы разучились смотреть друг другу в глаза… Поэтому очень важным является разговор о внешности человека на уроках развития речи, который поможет формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщины на лице мамы. Учитель должен научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. Тип урока: урок развития речи. Цели. Образовательные: • Познакомить учащихся с различными способами описания внешности человека. • Подготовить учащихся к самостоятельному сочинению-описанию внешности человека. • Научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. Развивающие: • Развивать речь учащихся, умение быстро находить речевые и логические ошибки, умение выражать свои мысли; учить делать выводы. • Развивать мышление, память, внимательное отношение к слову, культуру речи. Воспитательные: • Воспитывать ответственность за грамотную речь и письмо, активность, самостоятельность и интерес к предмету. • Формировать у учащихся навыки взаимодействия и сотрудничества. Формы и методы: фронтальная и групповая работа; беседа; практический; иллюстративный; интеллектуальный; творческий. Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, авторская презентация, «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия» 7 класс, репродукции картин русских и советских художников. Эпиграф: …что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий. Ход урока. I. Организационный момент. Объявление темы урока, целей и мотивации учебной деятельности. — Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке развития речи познакомимся с различными способами описания внешности человека, научимся через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое!) в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения. Также научимся исправлять речевые ошибки, допущенные при описании внешности человека. II. Проверка домашнего задания. — Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мы с вами проверим домашнее задание. Учащиеся называют пословицы и поговорки, в которых говорится об описании внешности человека. Улыбка на лице, что солнце в окне. Красота лица – в красоте характера. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Коль очи светятся, душа чиста. Не родись красивой, а родись счастливой. Красота завянет, счастье не обманет. Красота приглядится, а ум пригодится. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. Без осанки и конь – корова. Коса – девичья краса. Строгие глаза – не гроза. Что в сердце варится, на лице не утаится. По когтям да по зубам зверей знать, а человека по глазам видать. Не гонись за красотой, а гонись за разумом. Не время волос белит, а кручина. По одёжке встречают, по уму провожают. Добрая душа лучше красоты. Красота человека – в его сердце. У тех, кто способен краснеть, не может быть чёрного сердца. Вырос с каланчу, а проку ничуть. Глаза — это зеркало души. III. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека. — Видите, ребята, как много вы нашли пословиц и поговорок. Давайте запишем в тетрадь последнее высказывание Глаза – это зеркало души. — Как вы понимаете это высказывание? (Глаза – это самая выразительная деталь на лице). — Послушайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе…Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». — Интересуют ли автора цвет и форма глаз? (Нет, автор обращает наше внимание на выражение глаз. Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза). — А теперь обратите внимание на доску. Здесь вы видите репродукции картин русских и советских художников: И. Е. Репин, «Девочка-рыбачка»; В. Г. Перов, «Тройка»; Н. П. Богданов-Бельский, «Дети на уроке»; А. М. Герасимов, «Портрет дочери»; В. А. Тропинин, «Голова мальчика»; Решетников «Опять двойка!» и др. Рассматривая эту галерею, определите выражение глаз героев и запишите эпитеты в тетрадь. (Бегающие, искромётные; потухшие; прищуренные; скорбные; большие, похожие на каштаны; светлые, добрые; широко расставленные, удивлённые; правдивые; печальные, задумчивые и т. д.). — Молодцы! Ребята, мне очень понравилась пословица, найденная Сашей к уроку, давайте запишем её в тетрадь Девушка без голоса, что пшеница без колоса. — Как вы понимаете эту народную мудрость? (Описание человека не будет полным без упоминания о его голосе. Мы теряем свою привлекательность, если говорим невыразительно, тускло). В качестве примера прозвучала песня в исполнении Анны Герман, чей удивительный голос так гармонически сочетался с мягкими, нежными чертами лица, доброй согревающей улыбкой и задумчивыми, глубокими глазами. — Ребята, к сожалению, часто описывая внешность человека, вы ничего не говорите об улыбке. Давайте запишем слова Л. Н. Толстого: «Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли – всё покажет». Доброжелательное, озарённое ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джаконда». Звучит стихотворение М. Лисянского «Улыбка Джаконды». — А как вы понимаете слова Н. Заболоцкого, взятые в качестве эпиграфа к уроку? (Я считаю, что не всегда внешность человека передаёт его внутренний мир, иногда она обманчива и надо быть очень наблюдательным, чтобы не ошибиться в людях, суметь разглядеть истинные душевные качества. Вот об этом стихотворение Э. Асадова «Трусиха»). Звучит стихотворение. IV. Физминутка. V. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека с использованием диска «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», раздел «Уроки развития речи», урок №42. — В этой части урока вы познакомитесь с разными способами описания внешности человека. (На диске приводится статья из энциклопедии «Способы описания внешности человека», учащиеся знакомятся с её содержанием). Описывать внешность человека в жизни приходится довольно часто. Существуют три основных способа описания внешности человека, каждый из которых применим в соответствующей ситуации. Первый способ. Прочитайте это объявление на стене отделения милиции, в котором внешность человека описана очень подробно, таким образом, чтобы любой мог без ошибки узнать опасного преступника: «Разыскивается мужчина, на вид 35 лет, рост 175 см., волосы чёрные, вьющиеся, носит усы и бороду, глаза серые, нос прямой. Одевается обычно в тёмный костюм. Особые приметы: когда волнуется, плохо проговаривает звук (р), шрам на правой ноге ниже колена. Возможно, преступник вооружён. Такое подробное описание в криминалистике (науке, изучающей секреты раскрытия преступлений) называется словесным портретом. Он составляется по специальным правилам и в работе милиции может оказаться иногда даже полезнее фотографий. Там кроме цвета волос, одежды, роста, указываются особые приметы: акцент и особенности произношения отдельных звуков, характерные жесты, походка и многое другое, что помогает найти преступника. Второй способ. Например, вы по телефону договариваетесь о встрече с человеком, который вас никогда не видел и которого вы тоже никогда не видели. Условившись о месте и времени (предположим, это будет выход из станции метро «Спортивная» в 5 часов вечера), необходимо договориться, как вы узнаете друг друга. Но подробно рассказывать о себе в соответствии с правилами составления словесного портрета в такой ситуации вовсе не обязательно. Достаточно указать одну или две выразительные детали, по которым человека легко узнать в толпе. Например, собеседник сообщит вам, что ходит в очках и собирается отправиться на встречу в серой куртке. Этих признаков совершенно достаточно, чтобы найти друг друга среди сотен выходящих из метро в это время дня. Третий способ. Итак, первые два способа помогают найти конкретного человека среди многих других. Первый очень подробен и точен, второй краток. Но существует ещё один вариант описания внешности человека, использующийся очень часто, но по которому найти конкретного человека среди других людей совершенно невозможно. Дело в том, что он используется для создания образов литературных персонажей. Ещё в древнегреческом театре актёры, изображавшие коварных злодеев, надевали рыжие парики. Рыжие волосы символизировали огонь, знойное солнце, разрушение, и зрители сразу понимали, что ничего хорошего ждать от такого героя не следует. Если в романе XIX века мы читаем о молодом человеке, у которого бледное лицо и «кудри чёрные до плеч», это, прежде всего, означает, что он романтик.. Так описывались избранные люди, живущие возвышенными чувствами и испытывающие тайные страдания. Ну а если в художественном тексте встречается персонаж, у которого разные глаза, причём один из которых зелёный, то на следующих страницах вы узнаете о чём-то страшном и необычном, возможно, о том, что этот человек имеет отношение к нечистой силе. В литературном портрете черты внешности являются не только наружным признаком персонажа, но и служат выражению его внутренней сущности. — Для закрепления материала попробуйте, выполняя упражнение №1, определить, какие черты человеческого качества скрываются за деталями литературного портрета. Игра «Какие черты человеческого качества скрываются за деталями литературного портрета?» Цель игры: формировать у учащихся наблюдательность и внимание к окружающим их людям. Описание игры. Называются детали литературного портрета: • Носки на ногах разного цвета – (рассеянность). • Узкий лоб и большие уши – (глупость). • Длинные и тонкие пальцы – (музыкальность). • Широкая улыбка – (доброта). • Взгляд перескакивает с одного предмета на другой – (страх). • Высоко поднятая голова и громкий голос – (самоуверенность). • Длинная седая борода – (мудрость). Учащиеся называют черту человеческого характера из семи предложенных. Если учащиеся затрудняются в выборе той или иной черты характера, то можно выполнить это упражнение ещё раз, но уже с подсказками. — Итак, в этой части урока вы познакомились с разными способами описания внешности человека. Назовите три основных способа описания внешности человека. ( Первый – самый подробный и точный – называется словесным портретом и используется в криминалистике. Второй способ краткий, его суть заключается в указании одной-двух ярких деталей, по которым можно легко отличить человека в толпе. Третий способ используется в художественной литературе, где внешние признаки персонажа служат в первую очередь для описания его внутренних качеств). — На занятиях по литературе мы познакомились с понятием портрет литературного героя. Давайте вспомним, что такое литературный портрет? (Портрет (франц.) – изображение в художественном произведении внешности человека, его лица, фигуры, одежды, манеры двигаться и т. д.). — Для чего портрет вводится в художественное произведение? (Портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе. В портрете проявляется отношение автора к своему герою). — Давайте вспомним, портрет какого литературного героя описан в отрывке. Через медиа-проектор показываются слайды с изображением литературного героя. Учащиеся должны сказать: кто описан, кем, в каком произведении? Что помогло им «отгадать» героя? 1. Слайд: «Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами…» (Это портрет Валека из повести Короленко «Дети подземелья»). — Какие элементы внешней характеристики использованы Короленко? (Мы узнали о цвете глаз, волос, об одежде мальчика). — О чём ещё говорит нам его портрет? (Одновременно мы узнали о том, что это бедный мальчик, чувствуется, что за ним нет материнского ухода (грязная рубашонка, волосы лохматились…), о том, что он уже испытал много горя (задумчивые глаза). — Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Сравнение «тонкий, как тростинка», эпитет «задумчивые глаза», использование слов с ласкательными суффиксами (рубашонка, штанишки) – всё это выражает сочувствие автора своему герою). Учащиеся просматривают следующие слайды и отвечают на вопросы: — Какие элементы внешности использованы автором при описании героев? — Что сразу бросается в глаза? 2. Слайд: «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира…». (Х. К. Андерсен «Снежная королева»). 3. Слайд: И вдруг его не узнал: Был он как будто прежний, Спокойный и молодой, Всё те же глаза мальчишки, Но только… совсем седой. (К. Симонов. «Сын артиллериста»). 4. Слайд: «В то же мгновение в просвете мелькнула ещё одна тень. Все обернулись и расступились. И перед Женькой встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди которой была вышита красная звезда…». (А. Гайдар «Тимур и его команда»). 5. Слайд: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. (А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»). 6. Слайд: …а вот вереница Вдоль щели внимательных глаз! Всё серые, карие, синие глазки- Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты! (Н. Некрасов «Крестьянские дети»). Вывод делают учащиеся: — Таким образом, портрет помогает увидеть внешность литературного героя, понять его переживания, особенности характера. В портрете проявляется отношение автора к своему герою. VI. Редактирование текста: исправление речевых ошибок. — Ребята, на этом этапе урока вы должны научиться находить и исправлять речевые ошибки, допущенные при описании внешности человека. Из семи предложений, записанных на доске, вам нужно найти два предложения с ошибками и записать их в исправленном виде. 1. «На пороге стоял маленький коренастый человечек в жёлтой клетчатой рубашке и голубых штанишках. 2. Сразу бросались в глаза его озорные глаза. 3. Добродушная улыбка озаряла лицо. 4. Возраста он был неопределённого, но точно не мальчик и не старик. 5. Волосы и руки, держащие в карманах были растрёпаны. 6. На животе сияла огромная не то пуговица, не то кнопка. 7. Когда он повернулся, стало видно лопасти небольшого пропеллера, укреплённого у него за спиной. Учащиеся нашли и объяснили ошибки, а потом записали в тетрадь предложения в исправленном виде. 2. «Я сразу заметил его озорные глаза», «Нельзя было не заметить его озорных глаз» и т. д.; 5. «Волосы его были растрёпаны, руки он держал в карманах». — Для закрепления этой части урока выполните задание для самоконтроля. VII. Самостоятельная работа. — Прочитайте текст и ответьте на вопросы: 1. Когда наш герой вылез из воды, вид его был поистине плачевный. 2. Рубашка, новое, недавно сшитое, была разорвана. 3. С пропитанной водой одежды текла вода. 4. Лицо его было грязное, с колпачка свисали листья кувшинок. 5. Из кармана, громко квакая, пыталась выбраться лягушка. 6. Деревянные башмачки были наполнены чёрной, илистой жижей. 7. Человечек крепко держал в руке золотой ключик, потому что глаза его были полны гордости и торжества. — Как звали маленького человечка? (Буратино) — В каком предложении допущена логическая ошибка? (7) — В каком предложении одно слово повторяется дважды? (3) — В каком предложении прилагательное и причастие неправильно согласуются в роде с существительным? (2) — Замечательно. Все хорошо справились с заданием. Теперь выполним творческую работу. Представьте себе, что нас просят помочь составить словесный портрет девочки. Что из предложенного текста надо оставить? В чём главный недостаток текста? Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У неё есть кошка Мурка. — Главный недостаток этого текста – непоследовательность описания внешности. Поэтому, я думаю, нужен план. — Молодец! В тетрадях учащиеся записывают план: 1. Основная мысль описания (замысел). 2. Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности). 3. Яркие, незабываемые портретные детали. 4. Языковые средства, использованные для описания. VIII. Работа в группах. — План поможет вам и в дальнейшей работе. Сейчас мы поделимся на четыре группы по желанию. Каждая получает карточку. На карточках – красочные фотографии и индивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят. Например: 1. Лена – гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она закончила своё выступление на бревне. А что скажут судьи? Опиши выражение лица девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает? Какие строчки можно было бы подписать под фотографией? 2. Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулку сам. Сколько интересного вокруг! Опиши выражение лица Максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение. Своё описание озаглавь. Употребляй слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Юра. Он не слушал объяснения учителя. А когда его спросили правило, то… Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние? Своё описание озаглавь. 4. Настенька. Она с дедушкой пришла на могилу Неизвестного солдата. Опиши выражение лица девочки, подбери такие слова, которые позволили бы понять её душевное состояние? О чём она думает? IX. Выступление групп (2-3 мин. каждой). X. Подведение итогов урока. Рефлексия. — Вы сегодня замечательно поработали на уроке, и мы многое успели сделать. Вам понравился сегодняшний урок? Узнали ли вы для себя или о себе что-то новое? XI. Оценки за урок. XII. Домашнее задание. В качестве домашнего задания сильным учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру (на основе личных наблюдений) «Мой друг (подруга) в минуту радости (гнева)», а слабым — «Мой друг (подруга).

Автор: Широкорад Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка м.р. Кинель-Черкасский Самарской области

Средство художественной характеристики

Литература — это словесное искусство, в ней портрет употребляется наряду с другими художественными средствами. Писатель также использует развертывание действий в сюжете, описывает мысли, настроение героев, использует диалоги действующих лиц, показывает обстановку. Еще в школьной программе вводится понятие художественного образа, одной из сторон которого выступает описание внешности.

У художественного портрета в литературе присутствует особая зрительная наглядность. Объединяясь с бытовыми описаниями и пейзажами, он вносит в произведение особую силу изобразительности. В описании могут встречаться типичные черты и индивидуальные. Литературного героя чаще всего изображают как социального, исторического человека, представителя определенной общественной эпохи. Он относится к определенному классу, группе. С помощью наружности, движений, манер характеризуется та социальная среда, которую обобщает и оценивает писатель.

Иногда описание персонажа разбросано по всему произведению. Если собрать кусочки зарисовок, то получится цельный портретный очерк. Вот, например, какой собранный из отрывков портрет Маргариты получается в произведении Булгакова «Мастер и Маргарита»:

…на черном ее весеннем пальто…

…свою руку в черной перчатке с раструбом…

…туфли с черными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками…

…развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза…

…короткие завитые волосы…» «…парикмахерская завивка…

…черная сумочка лежала рядом с нею на скамейке…

…кусая белыми зубами мясо, Маргарита…

…тонкие с остро отточенными ногтями пальцы…

…Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови…

Мастер и Маргарита

История появления описаний внешности в произведениях

Портретные характеристики появлялись в произведениях постепенно и чаще всего относились к непосредственной оценке самого автора. Первые портреты в произведениях литературы выпускались в журналах. Европейским первооткрывателем портретных зарисовок стал Ш. Сент-Бев. В начале XIX века им были напечатаны в журнале «Ревю де Пари» описания Лафонтена, Буало, Корнеля.

Русское портретирование началось с Карамзина. Именно он в «Вестнике Европы» опубликовал биографию И. Ф. Богдановича. С тех пор во многих русских журналах встречались специальные разделы под названием «Биография», где были портретные очерки. После этого жанр описания внешности перешел из журналов в книги.

Сначала портретный прием был присущ жанру литературной критики, но потом стал зарождаться новый романтический метод. В него включали метафоры, сравнения, яркие эпитеты. Портретная словесная живопись стала очень красочной.

Как меняется портрет в различных жанрах?

Каждый литературный род и жанр имеет свои художественные методы для портретных зарисовок. Писатели-натуралисты старались показывать героев правдоподобными и реалистичными. Этим они раскрывали глубокие социальные противоречия. Героя показывали типичным представителем своей среды с ее обычными, повседневными бытовыми чертами без исключений и чего-то удивительного. Подобное описание можно наблюдать у Гоголя в «Шинели»:

Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.

Писатели-фантасты, романтики уходили от обыденности и бытовых описаний. Герои у них изображались исключительными, необычными. Многое преувеличивалось и имело черты фантазии. Подобное описание наблюдаем в «Тарасе Бульбе»:

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам. Их лица, еще мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом.

Описания внешности у Гоголя, Тургенева

В творчество последователей Пушкина и Лермонтова пришли не развернутые характеристики внешности, а только некие важные смысловые детали. Тургенев в рассказе «Бежин луг» рисует пять мальчиков: Федю, Павлушу, Ильюшу, Костю, Ваню. Читатель подробно знакомится с внешностью и одеждой каждого из них.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной, полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армянок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские.

Читатель узнает, что мальчикам было от 7 до 14 лет. По Феде видно, что он из богатой крестьянской семьи. Павлуша был бедным ребенком:

…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…

Ваня — самый младший с тонким детским голоском. Это тихий и незаметный ребенок. Автор подчеркивает это так:

…русую кудрявую голову…

… свежее личико…

…большие тихие глаза…

Охотник наблюдает за мальчиками и дает им детальную характеристику, выделяет в них природную даровитость.

Очень подробное описание портрета в литературе мы видим в повести Тургенева «Ася». Автор нарисовал поэтический образ спутницы русского героя. Читатель видит, как расцветает женская душа в момент ожидания избранника. Тургенев предстает перед нами тонким психологом и знатоком женского сердца. Он удивительно нежно описывает возвышенную, доверчивую, стыдливую женскую любовь. Автор рисует трогательный образ любящей «тургеневской» девушки:

…Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши…

…мы увидали темную головку Аси…

…кудри ей на глаза упали…

…Ася продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом; стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…

…опустила свои длинные ресницы…

…ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже все побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение…

…Она сложена, как маленькая рафаэлевская Галатея в Фарнезине, – шептал я…

…пожал ее холодные пальчики…

Особую галерею литературных типов создал Николай Васильевич Гоголь. Особое внимание он уделяет деталям. Этим Гоголь воссоздавал не столько характер героя, сколько социальную среду. Чичикова из «Мертвых душ» он описывает так:

…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж, и не так, чтобы слишком молод…

Гоголь показывает типичного персонажа. Чичиков очень часто переодевается. На нем то рубашка, то фрак, то шотландский костюм. Такое описание одежды дает читателю понятие о том, что персонаж непостоянен. Он все время меняет места, обстоятельства, внешний облик. Это человек-загадка.

Урок в 7 классе «Портрет. Литературный портрет. Описание внешности человека»

Описание внешности человека 7 класс

Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. И.Глазунов

Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.

И.Глазунов

Портрет – изображение человека на картине, фотографии, скульптуре.

Портрет

– изображение человека на картине, фотографии,

скульптуре.

Литературный портрет - одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Особый тип описания - психологический портрет - позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя.

Литературный портрет —

одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя (рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу), а также черт, сформированных средой или являющихся отражением индивидуальности персонажа: одежды, манеры поведения, прически и т. п. Особый тип описания — психологический портрет

— позволяет автору раскрыть характер, внутренний мир и душевные переживания героя.

… был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

… был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет

с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

  • «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.

«Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.

М.И. Пришвин «Кладовая солнца»

Митраша

Глаза - серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, темные, светлые; маленькие, большие, узкие, раскосые, широко раскрытые; сощуренные, смеющиеся. Взгляд - бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый, беглый, быстрый, долгий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный, задумчивый.

Глаза

— серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, темные, светлые;

маленькие, большие, узкие, раскосые, широко раскрытые;

сощуренные, смеющиеся.

Взгляд

— бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый, беглый, быстрый, долгий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный, задумчивый.

Коль очи светятся – душа чиста. Душа в глазах светится. Хорошего человека по глазам видно. Глазами кос, да душою прям. Глаза – зеркало души. Глаза без души слепы, уши без сердца глухи. Глаз мал, да далеко видит. По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.

  • Коль очи светятся – душа чиста.
  • Душа в глазах светится.
  • Хорошего человека по глазам видно.
  • Глазами кос, да душою прям.
  • Глаза – зеркало души.
  • Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
  • Глаз мал, да далеко видит.
  • По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.

Стиранное много раз ситцевое платье прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

  • Стиранное много раз ситцевое платье прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, который присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

Губы, улыбка: тонкие, пухлые, плотно сжатые, алые, усеянные веснушками, бледные; смущенная, открытая, широкая, интересная. Волосы: темно-русые, коричневые, тщательно причесанные, растрепанные, длинные, волнистые, кудрявые, серые. Лицо: смуглое, круглое, загорелое, широкое, усеянное веснушками, улыбающееся, высокое, прищуренное. Нос, брови: слегка вздернутый, прямой, с горбинкой, нахмуренные, гладко причесанные, дугой, тонкие, волнистые.

Губы, улыбка:

тонкие, пухлые, плотно сжатые, алые, усеянные веснушками, бледные; смущенная, открытая, широкая, интересная.

Волосы:

темно-русые, коричневые, тщательно причесанные, растрепанные, длинные, волнистые, кудрявые, серые.

Лицо:

смуглое, круглое, загорелое, широкое, усеянное веснушками, улыбающееся, высокое, прищуренное.

Нос, брови:

слегка вздернутый, прямой, с горбинкой, нахмуренные, гладко причесанные, дугой, тонкие, волнистые.

Работа над сочинением I. Вступление (О ком пойдет речь? При каких обстоятельствах мы наблюдаем за человеком?) II. Основная часть (Каковы черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера?) III. Заключение (Каково наше отношение к этому человеку?)

Работа над сочинением

I. Вступление

(О ком пойдет речь? При каких обстоятельствах мы наблюдаем за человеком?)

II. Основная часть

(Каковы черты лица, фигура, поза, одежда, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера?)

III. Заключение

(Каково наше отношение к этому человеку?)

Словарная работа Лицо и волосы: мечтательное выражение, задумчивый взгляд, тонкие черты лица, увлечена чтением , светлые волосы до плеч , аккуратная причёска , чуть приоткрытые губы. Фигура и одежда: хрупкая фигура, поджала ноги, сидит неподвижно, лёгкие домашние тапочки , тёмно-синие брюки , светлая футболка. Цвета и оттенки, предметы : насыщенный синий цвет, янтарно -жёлтый отблеск, тёплые оттенки коричневого, необычной формы кресло, белые фигурные коньки, светлые обои. Замысел художника: современный подросток, разнообразные интересы, увлекающаяся натура, спокойствие и сосредоточенность , эмоции и мысли.

Словарная работа

Лицо и волосы:
мечтательное выражение, задумчивый взгляд, тонкие черты лица, увлечена чтением , светлые волосы до плеч , аккуратная причёска , чуть приоткрытые губы.Фигура и одежда:хрупкая фигура, поджала ноги, сидит неподвижно, лёгкие домашние тапочки , тёмно-синие брюки , светлая футболка.
Цвета и оттенки, предметы :
насыщенный синий цвет, янтарно -жёлтый отблеск, тёплые оттенки коричневого, необычной формы кресло, белые фигурные коньки, светлые обои.
Замысел художника:
современный подросток, разнообразные интересы, увлекающаяся натура, спокойствие и сосредоточенность , эмоции и мысли.

Закончите фразу: - у меня получилось… - меня удивило… - мне захотелось…

Закончите фразу:

— у меня получилось…

— меня удивило…

— мне захотелось…

Мастер портрета — Толстой

Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился отказаться от описательного портрета героя в литературе в пользу текущего, раскрывающегося во времени. С помощью динамичности описаний писатель показывал «диалектику души», внутренний мир человека. Лев Николаевич разновременно подает портреты персонажей, по частям, в ходе развития сюжета. Данная им в начале произведения портретная характеристика может дополняться новыми деталям через какой-то промежуток времени.

Толстой старался подавать портрет «на людях». Он подчеркивал какие-то характерные приметы, использовал хитрые детали. Такие многофункциональные тонкости позволяют понять характер героя, дают представление о наружности персонажа. Детали Толстой тщательно отбирал: ведь он стремился к лаконичности. Творческой установкой для Толстого стали слова: «Краткость, ясность и простота изложения».

Самой известной героиней романа Толстого «Война и мир» является Наташа Ростова. Писатель искусно показывает эволюцию Наташи от юной 14-летней девушки до замужней многодетной женщины. Вот она в начале произведения:

Хрупкая, с угловатыми чертами, худощавая и в целом некрасивая. На лице Наташи блестят черные глаза, и выделяется большой, негармоничный рот. Но есть в Наташе нечто такое, что качественно отличает ее от других девушек, выделяет на фоне окружения: юная Ростова живая, энергичная и любознательная.

…не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…

Юная Наташа росла настоящей хохотуньей и веселой девочкой.

..Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…

…Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…

А как же выглядит героиня в 17-20 лет, когда она появляется на балах и когда на нее обращает внимание Андрей Болконский?

она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами…» (на балу Йогеля 31 декабря 1809 года)

…Как она мила, кг’асавица будет, – сказал Денисов…

…И как она танцует, какая г’ация! – помолчав немного, опять сказал он…» («г’ация» — то есть грация)

…князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…

…глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню…

Наташа Ростова

А вот зрелая героиня после смерти князя Андрея:

…Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша … …Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…

…перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу…

Будучи замужем за Пьером Безуховым, Наташа сильно изменилась и внешне, и внутренне.

…Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному…

…Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете…

…она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов.

…Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья…

Портрет

Портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении. Портрет часто используется автором с целью характеристики персонажа.

Виды портрета:
НазваниеПояснениеПример
Динамический портретИзображение мимики, жестов, выражения лица, глаз.Поведение Семена Захаровича из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: “подпирает руками голову”, “склоняет на стол голову”, “восклоняется опять”. Поведение Раскольникова из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: “защёлкал зубами”, “дрожа как загнанная лошадь”.
Внешний портретИзображение элементов одежды: шляпы, костюма, обуви и т.п; лица, фигуры.Внешний портрет Раскольникова из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…»; «…слишком уж на нем был скверен костюм, и, несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка…».
Внутренний портрет (Психологический портрет)Изображение чувств героя, его внутреннего мира и переживаний.Поведение Семена Захаровича из романа Ф. М, Достоевского «Преступление и наказание»: “…он понять не мог, откуда он взял столько хитрости, тем более, что ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе”, “Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им всё более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные — гадки были их лица, походка, движения”.

Задание ЕГЭ с использованием портрета

Встречается как в заданиях на соответствие, так и в одиночных вопросах.

  • Установите соответствие.

  • В одиночных заданиях Вам может быть предложена цитата: Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании внешности героя: «Вот вам сцена: идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка»?
  • Цитаты (подсказки) в задании может и не быть: В бланк ответа впишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.

Примеры использования автором портрета:

  • Подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом… (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
  • Её огром­ное тело сто­я­ло прямо, с опу­щен­ны­ми вниз мощ­ны­ми руками… толь­ко одно строгое, но кра­си­вое лицо сё танцевало (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
  • …взгляд его — непродолжительный, но про­ни­ца­тель­ный и тяжелый, остав­лял по себе не­при­ят­ное впечатление не­скром­но­го вопроса и мог бы ка­зать­ся дерзким, если б не был столь рав­но­душ­но спокоен (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
  • На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок. (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)

Какие встречаются портреты в литературе?

Анализируя все вышесказанное об описании литературных персонажей, можно сделать вывод, что они могут быть:

  1. Краткими, с минимумом деталей. Они отличаются лаконичностью, приводящей к возрастанию роли художественной детали.
  2. Подробными, обильно детализированными. В них преобладают подробности, иногда даже избыточные.
  3. Статическими. Подробное, исчерпывающее представление о внешнем облике персонажа в них дается единовременно и подробно. Примером может послужить Плюшкин из романа Гоголя «Мертвые души».
  4. Динамичными. Внешний облик персонажа детализируется, «накапливается» на протяжении всего произведения. Вы могли проследить за подобным портретом: это изображение Наташи Ростовой.
  5. Прорисовка неизменных статичных деталей: цвета и черт лица, глаз, особенностей фигуры.
  6. Показ внешности в развитии. Изображается улыбка, смех, жесты, мимика, плач, походка, выражение лица.

Психологический портрет в литературе

Самый распространенный, сложный и интересный вид литературного изображения внешности персонажа — психологический портрет. Его первые блестящие образцы появились в России в первой половине XIX века. К психологическому виду портретов в литературе относятся следующие зарисовки: Герман в «Пиковой даме», Онегин и Татьяна у Пушкина, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова, Обломов в одноименном романе Гончарова, Раскольников и другие персонажи Достоевского.

Психологическим портрет называется потому, что он раскрывает черты характера героев. Также это описание показывает психологическое состояние, которое испытывает герой в данный момент, как оно меняется со временем. В психологическом портрете внешность героя связана с внутренним миром персонажей. Иногда в таком портретном описании подчеркивается соответствие внешности героя его внутреннему состоянию. В другом случае внешний и внутренний мир противопоставляются. Герой может быть злым и добрым, скупым и бескорыстным, негодяем и благородным. Писатель разными способами изображает внутренний мир действующего лица:

  • сам описывает его внешность и состояние;
  • показывает отзывы о нем других лиц;
  • герой сам выдает автопортрет.

Яркие представители зарубежной психологической прозы — Оноре де Бальзак, Стефан Цвейг, Эрих Мария Ремарк. Кроме России, психологические романы были популярны во Франции XIX века.

портрет Раскольникова

Описание внешности литературного героя

Здравствуйте! Сегодня говорим о том, зачем мы учимся описывать внешность и как дать характеристику литературному герою.

Чтобы создать удачный словесный портрет человека, достаточно как можно точнее перечислить приметы его внешности: лицо, нос, глаза, рост, телосложение, возраст, одежда. Как это сделать? Советую вернуться на страницу нашей записной книжки (блога «Русское слово») и перечитать статью «Сочинение-описание внешности» с подробными рекомендациями на этот счет.

Но согласитесь, даже подробнейшее описание внешности совершенно не даёт представление о человеке как личности…

Внешность обманчива!

Всем известно это крылатое выражение! Древнеримский писатель-сатирик Децим Юний Ювенал писал: «Frontis NULLa fides»,- т.е. внешности нет никакой веры. Другими словами, приятная внешность абсолютно не гарантирует, что она принадлежит приятному, добросердечному, человеку.

Вместе с тем вспоминаются слова Оскара Уайльда: «Только поверхностные люди не судят о человеке по его внешности…» Писатель был убежден: анатомия головы, рук, ног, ушей, глаз, носа, любимые цвета одежды, запахи и тому подобное могут сказать о человеке многое, но только тому, кто… сумеет это прочесть.

Чтобы научиться распознавать человека, его характер, по его внешности, надо научиться видеть не только цвет глаз, очертания губ, телосложение, одежду. На самом деле цвет глаз, волос и кожи, форма носа, губ и головы играют совершенно несущественную роль в оценке человека.

Главное – это ВЫРАЖЕНИЕ лица человека. Лицо человека может быть веселым или грустным, злым или добрым. Точно также и взгляд: равнодушный, задумчивый, пристальный, внимательный, мечтательный и т.д. Точно так же и одежда: в описании внешности важно не то, во что одет человек, а его манера одеваться, состояние одежды и пр.

Научиться видеть внутренний мир человека, скрытый за его внешностью – вот главная задача

Учиться лучше всего на примерах. Самыми лучшими примерами описаний внешности, конечно же, являются описания литературных героев. Вот почему в школе при изучении художественного произведения так много времени отводится на характеристику персонажа.

Писатель – мастер художественного слова, умеет найти удивительные слова, которые помогают через словесный портрет понять внутренний мир героя и объяснить его поступки.

Портрет в литературном произведении

Анализируя внешность литературного героя, точно выполняя указания учителя, ты создаешь в своей голове своеобразную модель, или шаблон, который впоследствии помогает тебе оценить окружающих людей, особенно тех, с кем ты только знакомишься. Ты учишься обращать внимание на 2 — 3 ярких детали во внешности человека, которые отличают его от других людей, безошибочно характеризуют его и рассказывают тебе о человеке, его характере, его внутреннем мире. Так ты становишься наблюдательным, внимательным, вовсе не «поверхностным» человеком, как говорил О. Уайльд.

Таким образом, СЛОВЕСНОЕ ОПИСАНИЕ литературного героя – изображение внешности персонажа (черт лица, фигуры, манеры одеваться и т.д.) — это одно из
средств характеристики литературного героя. Кроме того, литературный портрет героя — это способ выражения авторского отношения к герою произведения.

портрет литературного героя

При характеристике героя литературного произведения можно использовать этот примерный план:

  1. Место героя среди других персонажей (главный герой, второстепенный).
  2. Есть ли прототип у героя, имеются ли биографические черты автора.
  3. Имя персонажа.
  4. Портрет. Внешний вид героя в восприятии других персонажей.
  5. Речевая характеристика.
  6. Описание предметов быта, жилища, условий жизни, одежды.
  7. Семья. История жизни. Род занятий.
  8. Черты характера. Как изменился герой в процессе развития сюжета.
  9. Поступки, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.
  10. Прямая авторская характеристика.
  11. Отношение к герою других персонажей произведения.
  12. Сравнение с другими персонажами или литературными героями другого автора.
  13. Оценка литературного персонажа его современниками.
  14. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Не обязательно применять все пункты плана. Этот план можно использовать для характеристики любого литературного героя, не для какого-то отдельно взятого.

Как правило, характеризуя литературный персонаж, вы создаёте не просто сочинение-описание внешности литературного героя, а сочинение-описание с элементами рассуждения. Поэтому не забудьте о правилах написания текстов-рассуждений.

У вас есть вопросы? Не стесняйтесь спрашивать. Если я на связи, вы сразу же получите ответ. Или я отвечу позже.

Удачи вам!

🗹

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: