Аргументы
- Справедливость – это нравственный ориентир, который позволяет человеку беспристрастно оценивать действительность.
- Справедливость – это соблюдение прав человека и воздаяние по грехам и заслугам.
- Сущность справедливости заключается в умении рассудить все по совести и поступить по законам нравственности.
- Справедливость – это следование норме или правде, не предвзятость к чему или кому-либо, правильность.
- Справедливость — это требование соответствия между тем, что человек делает и что получает взамен.
- Каждый человек желает справедливости, особенно по отношению к себе.
- Есть люди, которые считают, что справедливости не существует.
- Справедливость – это беспристрастное, должное отношение людей друг к другу, равенство.
Доброта
- Семья Мироновых приняла Петра как родного. Василиса Егоровна называла его «батюшкой», всячески опекала и принимала дома запросто, как будто они и вправду породнились. Таким же радушием отвечал ему капитан Миронов, который был гостеприимным хозяином и нестрогим начальником. Марья тоже проявила к Петру бескорыстную доброту: ухаживала за ним, когда он получил серьезное ранение от Швабрина.
- Порой жестокость и доброта уживаются в одном человеке. Например, Пугачева нельзя назвать мягким и гуманным человеком: он обрек на смерть сотни людей. В то же время он шел на отчаянный бунт, который был обречен на провал, чтобы помочь своему народу. Он видел, в каком отчаянном положении находятся многие крестьяне, хотел облегчить их долю и заставить власть прислушаться к ропоту населения. Его жестокость была продиктована добрыми намерениями, которые нельзя не уважать.
Эпитеты к слову сущность
Астральная, чужая, демоническая, единая, метафизическая, магическая, глубинная, первоначальная, сокровенная, древняя, потусторонняя, чужая, божественная, основная, изначальная, прежняя, звериная, творческая, подлинная, настоящая, истинная, вторая, бессмертная, чистая, двойственная, огненная, реакционная, экономическая, классовая, небесная, духовная, неведомая, энергетическая, религиозная, животная, трагическая, мистическая, злая, неизменная, темная, абстрактная, тайная, драконья, иная, ангельская, абсолютная, нечеловеческая, собственная, греховная, моральная, биологическая, моральная, действительная, неизвестная, родовая, преступная, подлая, космическая, внутренняя, всеобщая, непостижимая, конкретная, человеческая, живая, предательская, жизненная, природная, поэтическая, самостоятельная, психологическая, сверхъестественная, реальная, агрессивная, уникальная, дьявольская, волчья, телесная, невидимая, индивидуальная, социальная, могущественная, мужская, скрытая, вечная, идейная, отдельная, женская, независимая, первичная, идеальная, нравственная, разумная, объективная, физическая, призрачная, психическая, универсальная, таинственная, ментальная, фундаментальная, деятельная, материальная.
Подвиг
- Как известно, Емельян Пугачев захватил крепость, где служил главный герой. Когда коменданта крепости, капитана Миронова решили казнить, его супруга вызвалась идти вместе с ним. Она добровольно принесла себя в жертву, чтобы уйти из жизни вместе со своим избранником и поддержать его в последний момент. Этот поступок я считаю настоящим подвигом во имя любви, ведь Василиса Егоровна отдала ради нее все, что у нее было.
- Получив письмо от своей возлюбленной, Петр узнал страшные вести: Швабрин шантажировал ее, чтобы добиться взаимности. Марья просила о помощи, ведь натиск обидчика становился все опаснее. Но командир Петра отказался идти на крепость, в этом не было стратегической надобности. В итоге герой самостоятельно, на свой страх и риск, пошел в логово бунтовщиков, чтобы освободить невесту. Он мог бы быть убит, но страх смерти не остановил влюбленного юношу. Его поступок — настоящий подвиг, ведь он готов был на любую жертву ради спасения любимой.
Аргументы из литературы
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Ф.М. Достоевский – писатель с мировым именем. В своих произведениях он поднимает вопросы морали и нравственности, один из которых касается справедливости. По его мнению, справедливость заключается в воздаянии каждому человеку по его грехам и заслугам. В романе «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает преступление: он убивает Алену Ивановну, старуху-процентщицу, которой иногда закладывал какие-то вещи ввиду большой нужды. По его мнению, старуха вредна, никому не приносит пользы, угнетает свою сестру Лизавету. Раскольников думал, что, убив Алену Ивановну, он освободит мир от бесполезной старухи, даст свободу Лизавете, а на деньги старухи поможет нуждающимся: Мармеладовым, сестре с матерью, себе. Заодно, убив процентщицу, он хотел проверить на практике свою теорию о двух типах людей, определить, к какому типу относится он сам. Однако убийство нельзя рассчитать: вместе с Аленой Ивановной он убивает и ни в чем неповинную Лизавету, которая стала свидетелем преступления. С точки зрения законов морали и нравственности, а также по мнению самого автора, герой совершил грех, пошел против совести, нарушил закон, поэтому должен понести наказание, соответствующее по силе преступлению. Автор утверждает, что наказание начинается задолго до того, как герой пошел в полицию с признанием в совершенном убийстве. Наказание заключалось в невероятных муках совести, которые не оставляли его в покое. Он стал похож на духовного мертвеца, не хотел ни есть, ни пить, голос совести был настолько силен, что Раскольников предпочитал умереть, чтобы не мучить себя. Выбраться из этого состояния ему помогает Соня Мармеладова, добрая, робкая, глубоко верующая в Бога девушка. Она поддерживает его, помогает поверить в свои силы и советует ему признаться в совершенном злодеянии, потому что только так можно спастись от мук совести. По совету Сони Раскольников выходит на перекресток, кланяется всему народу и просит у него прощения, а потом идет в полицию и признается в преступлении. Соня воскрешает Родиона Раскольникова, как когда-то Иисус воскресил Лазаря. Таким образом, справедливость восторжествовала: герой, совершивший преступление, получает соответствующее наказание.
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Многие писатели и поэты задумывались о сущности справедливости, задавались вопросом о том, в чем она заключается. М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» дает свой ответ на этот вопрос. По его мнению, справедливость заключается в торжестве истины, правды. Главный герой романа – талантливый Мастер, бывший некогда никому не известным сотрудником музея. Потом он выиграл в лотерею крупную сумму денег, снял небольшую, но уютную квартирку и взялся за осуществление мечты: начал писать роман о пятом прокураторе Иудеи всаднике Понтийском Пилате. Это было самое счастливое время его жизни. Мастер был занят любимым делом, рядом с ним была его возлюбленная Маргарита, которая вдохновляла писателя на творчество. Мастер спешил поскорее завершить работу, чтобы подарить миру свое творение. Но если бы он знал, что все его беды начнутся именно после завершения работы над произведением. Критика обрушилась на роман с особой жестокостью только потому, что он не соответствовал идеологии властей, той литературе, которая тогда «процветала». Это были бездарные, неинтересные, часто лишенные всякого смысла произведения, авторы которых стремились не к изображению правды, а к получению заветного удостоверения члена МАССОЛИТа, дающего право на многие привилегии. Из-за этих несправедливых нападок Мастер сжег рукопись своего романа, а сам попал в психиатрическую лечебницу. В восстановление справедливости вмешиваются потусторонние силы в лице Воланда и его свиты. Он наказывает всех обидчиков писателя и восстанавливает рукопись романа о Понтии Пилате, подчеркнув, что «рукописи не горят». То есть истинные произведения не умирают, а рано или поздно доходят до своего читателя. История, случившаяся с Мастером и его романом, рассказанная великим художником слова М.А. Булгаковым, еще раз нас убеждает в том, что справедливостью можно назвать установление истины, победу правды над ложью и корыстью.
- А.П. Чехов «Хамелеон». Справедливость – одно из самых ценных человеческих качеств. Она заключается в стремлении человека к беспристрастной оценке, суду по совести. Но в жизни, к сожалению, встречаются люди и несправедливые, заботящиеся в первую очередь о своих интересах. К такому выводу склоняет нас великий мастер прозы А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон». Действие произведения происходит в провинциальном городке. Главный герой – Очумелов, полицейский надзиратель. Он человек властный, грубоватый с простыми людьми, но льстивый и услужливый для власть имущих и даже их прислуги. Проходя по базарной площади, Очумелов видит, как золотых дел мастер пытается догнать белого борзого щенка. Чтобы восстановить порядок, Очумелов вмешивается в это дело и узнает, что щенок ни с того ни с сего цапнул Хрюкина за палец. Очумелов решил, что щенка нужно поймать, а хозяина – наказать. Он готов был приступить к исполнению решения, но кто-то из толпы сказал, что собачка принадлежит генералу Жигалову. Новость была настолько неожиданной, что надзирателю даже стало жарко, и он снял пальто. Портить отношения с влиятельным генералом Очумелову не хотелось, поэтому он начал обвинять Хрюкина, что это он сам виноват в том, что его укусила собачка. Маленький щенок не мог наброситься на взрослого человека, тем более цапнуть его. Надзиратель несколько раз меняет свое решение, пока наконец не узнает от генеральского повара, что собачка принадлежит генеральскому брату, приехавшему в гости. И только тогда принимает окончательное решение: собачку отпускает, рассыпается в любезностях перед поваром генерала, а мастерового ругает. Автор показывает, что Очумелов, который должен защищать людей, независимо от их социального и финансового положения, а также придерживаться норм закона и справедливости, принимает решение, руководствуясь собственными интересами и отношением к людям.
- Джек Лондон «Сказание о Кише». Произведение Джека Лондона «Сказание о Кише» — это рассказ не только о смелости, взрослении, ответственности, но и о справедливости. По мнению писателя, она заключается в равном положении людей, обладании равными правами. Главный герой произведения – подросток Киш, чей отец был смелым охотником, который никогда не возвращался с охоты с пустыми руками и погиб в голодную годину, спасая своих соплеменников от гибели. Бок, отец Клоша, был человеком справедливым, так как всегда делил добычу поровну, не обделяя никого мясом. После смерти смелого охотника все изменилось в племени. Вождь Клош-Кван жил в самом богатом иглу, добычу, приносимую охотниками, делил несправедливо, обделяя стариков и вдов с детьми. И однажды Клош не выдержал и выступил на совете племени. Он говорил о том, что он и его мать Айкига получают старое и жесткое мясо, а то и одни кости. Не понравились его слова вождю и охотникам, ведь никогда еще мальчишка его возраста не смел так говорить со старейшинами. Они стали смеяться над подростком, грозились лишить мяса, задать ему хорошую порку, тогда Киш ответил совету, что будет охотиться самостоятельно, а добычу поделит поровну, справедливо. Никто не верил, что тринадцатилетний подросток сможет охотиться один, как взрослый мужчина. Каково же было удивление соплеменников, когда Киш вернулся с большой порцией мяса, а за остальной частью отправил других охотников. Он сдержал свое слово и благодаря смекалке стал успешным охотником, а потом и великим вождем. И пока Киш жил, народ его благоденствовал. Не было ни одного старика, ни одной беззащитной вдовы, которые бы проливали слезы от голода и несправедливости, потому что вождь племени жил по справедливости, которая, по его мнению, заключается в должном отношении друг к другу, равенстве всех людей племени.
- Н.С. Лесков «Старый гений». Вопросы справедливости волновали и русского писателя Н.С. Лескова. Он считал, что несправедливость, которой очень много в мире, рано или поздно все равно будет наказана, а справедливость восторжествует. Человек, совершивший неправильный поступок, поступивший против законов совести и чести, будет наказан. То есть, по мнению автора, справедливость – это соблюдение прав человека, воздаяние по грехам и заслугам. В рассказе «Старый гений» писатель описывает ситуацию, в которой оказалась старушка-помещица, доверившаяся молодому франту, мать которого она хорошо знала. Старушка одолжила молодому человеку пятнадцать тысяч рублей, заложив свой домик. Она желала помочь сыну своей бывшей знакомой, который оказался в трудной ситуации. Однако к назначенному дню деньги он ей не вернул. Сначала старая женщина писала письма с просьбами должнику, потом сменила тон писем, но молодой человек не спешил возвращать деньги старушке, поэтому ей пришлось ехать в Петербург, чтобы добиться справедливости в своем деле. Но это оказалось не совсем просто. И если бы не помощь Ивана Ивановича, называющего себя старым гением, проблему эту решить не удалось бы. У молодого франта была громкая фамилия и влиятельные родственники, портить отношения с которыми ради «маленького человека» власти не хотели, поэтому решительно отказывали старушке в помощи. Иван Иванович – человек добрый, сострадательный, справедливый. Он не смог пройти мимо чужой беды, а взялся за установление справедливости. С помощью «сербского сражателя» старый гений смог осуществить задуманное: преступника поймали, и молодому господину, чтобы избежать более громкого скандала и огласки, пришлось вернуть долг помещице. Читатель, конечно же, радуется, что несправедливость была наказана, а человек, нарушивший нравственные законы, забывший о порядочности и честности, получает достойное наказание. По мнению автора , именно в этом заключается справедливость.
- М. Горький «Старуха Изергиль». Вопросы справедливости волновали не одно поколение писателей и поэтов. И великие классики литературы, и менее известные имена пытались ответить на вопрос, что такое справедливость, в чем заключается ее суть. Максим Горький в рассказе «Старуха Изергиль» считает, что справедливость – это соответствие между тем, что человек делает и что получает взамен. Молодой юноша, по имени Ларра, сын простой девушки и гордого орла, после двадцати лет жизни в горах, вдали от людей, вернулся с матерью в племя. Он отличался от других юношей особой гордыней, излишним эгоизмом. Герой считал себя лучше других, красивее, умнее, хотя автор устами старухи Изергиль подчеркивает, что Ларра ничем не выделялся. Однажды ему понравилась молодая девушка, дочь старейшины племени. Он подошел к ней, но девушка, боясь гнева отца, оттолкнула молодого человека. Тогда Ларра безжалостно убил ее на глазах всего племени. Ужас сковал людей, и старейшины стали думать, как наказать убийцу за преступление, ведь наказание должно соответствовать по силе совершенному злодеянию. Долго думали мудрецы и наконец вынесли решение: наказание Ларры в нем самом, в его гордыне. Старейшины даровали юноше свободу, но она радовала его недолго, потому что он был человеком, а не орлом, как его отец. Наказание одиночеством было невероятно мучительно для Ларры, поэтому он разными действиями напоминал о себе, старался обратить на себя внимание, но все его попытки были тщетны. Тогда юноша возжелал себе смерти, но и смерть не брала его. Так и ходил он сотни лет по земле, превратившись в тень и страдая от невозможности и закончить свое жалкое существование. Таким образом, герой получил за совершенное преступление – убийство ни в чем не повинной девушки – достойное наказание.
Преданность
- Несмотря на шантаж и угрозы Алексея Швабрина, Марья Миронова преданно ждала и любила одного лишь Петра Гринева. Пока мучитель держал ее на хлебе и воде, запугивал и заставлял принять его предложение, героиня стойко переносила лишения и сохраняла верность своему избраннику. Она умудрилась отправить ему письмо с просьбой о помощи, но аде если бы он не пришел, не пошла бы на сделку со Швабриным. Таков идеал пушкинской женщины — преданной, сильной и любящей.
- Верность присяге проявил Петр, который даже под угрозой смерти не предал то, во что верил. Он смело признался Пугачеву, что продолжит воевать против него, когда присоединится к правительственным войскам. Герой предпочел мучительную гибель предательству, в отличие от того же Швабрина, который заранее заготовил простую одежду, чтобы перейти на сторону врага. Именно верность помогла Петру с достоинством выйти из гражданской войны, а вот Алексей попал под арест и окончил жизнь бесславно и подло.
Аргументы из жизни
- Разные истории, которые «подкидывают» нам социальные сети и реальная жизнь, часто подталкивают нас задуматься о том, что такое справедливость и в чем она заключается. Несколько лет назад наблюдала за отношениями двух товарищей. Это были уже почти выпускники. Они принадлежали, как говорят, к разным социальным слоям, но, как часто это бывает среди молодежи, нашлось что-то, что по-настоящему сделало их друзьями. У Севы были интеллигентные и обеспеченные родители, а у Коли – простые работяги, не имеющие возможности похвастаться финансами. Но почему-то так случилось, что Сева не брал пример с родителей, не засиживался над книгами, больше предпочитал тусовки и развлечения, а Коле, который старался учиться самостоятельно, так как денег на репетиторов у его родителей не было, всегда говорил, что сможет поступить в любой вуз и без высоких баллов на ЕГЭ, папа поможет. Коля отмалчивался, ему не на кого было надеяться, кроме своих сил и знаний, поэтому, ничего не возражая другу, продолжал грызть гранит науки. Юноша хотел стать инженером и помогать родителям, которые столько сил вкладывали в него. Когда наступила пора экзаменов, Коля сдал их с приличными баллами, поэтому у него была возможность выбирать между несколькими учебными заведениями. Он выбрал один из Московских вузов, чтобы иметь возможность не только учиться, получать качественное образование, но и подрабатывать и не слишком озадачивать родителей тем, откуда брать деньги сыну. А Сева, который смеялся над другом, со своими невысокими баллами не смог поступить на бюджетное место, а отец неожиданно для парня отказался оплачивать ему учебу в престижном вузе, так как, наверное, подозревал, что отношение к учебе и знаниям останется таким же, каким было в школе. А чтобы сын пересмотрел жизненные приоритеты, Сергей Осипович отправил его служить в армию. Вспоминая о бывших выпускниках, я думаю, как же справедливо рассудила жизнь: каждый из юношей получил по заслугам. Коля заканчивает учебу, подает большие надежды, а Сева тоже учится после армии, но заочно, и зарабатывает деньги на учебу сам, помогая отцу в бизнесе.
Честь
- Всем известен эпиграф к книге Пушкина «Капитанская дочка» — «Береги честь смолоду» . Именно этот завет дал отец своему юному сыну, отправляя его на службу. Жизненный урок пригодился Петру, ведь он смог сберечь свою честь в период крестьянской войны, когда многие люди не справились с испытаниями. Идеалы чести и мужества помогли герою выбирать правильную дорогу, даже несмотря на риск и опасность. Он остался офицером, верным своей присяге, хоть ради сохранения этой преданности он и рисковал жизнью.
- Честь — это достоинство, которым очень дорожили люди во все времена. Так, Петр, услышав об оскорблениях в адрес семьи Мироновых, без колебаний бросил вызов опытному дуэлянту Швабрину. Он рисковал жизнью, чтобы защитить честь дорогих ему людей. В его представлении это были равнозначные вещи, которые стоят друг друга. Подобные убеждения помогли юноше сохранить достоинство в самые тяжелые м неопределенные времена.
Аргументы из народной мудрости
- «В чужом деле каждый любит справедливость», — говорится в русской пословице. В ней имеется в виду, что каждый человек предпочитает справедливость в чужом деле.
- «Все мы любим справедливость – за счет нашего ближнего», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что каждый человек любит справедливость, но не за свой счет, а за счет своего ближнего.
- «Молчащий в правом деле подобен кричащему в деле несправедливом», — справедливо утверждает русская пословица. Она осуждает тех людей, которые молчат в правом деле. Они подобны тем, кто кричит в деле несправедливом, неправом.
- «Человек становится сильным и смелым, когда его дело справедливо», — утверждает русская пословица. В ней говорится, что человек, который занят справедливым делом, чувствует себя сильным и смелым.
- «Справедливость темноту осветит», — говорили наши предки в давние времена. По их мнению, справедливость имеет огромную силу, она способна осветить все вокруг.
- «На справедливое слово только дурак сердится», — считает русский народ. В пословице о справедливости он говорит, что на справедливое слово только глупый человек сердится.
- «У несправедливого человека нет настоящих друзей», — говорится в русской пословице. Она утверждает, что несправедливый человек не может притягивать к себе людей, поэтому не имеет настоящих друзей.
- «Справедливость – залог процветания», — говорили наши предки. Они считали, что справедливость, действительно, залог процветания в любом деле, во всяком начинании.
- «Чего себе не хочешь, того и другому не твори», — утверждает русская пословица. В ней наши мудрые предки советовали быть справедливыми: не творить другим того, чего не желаешь себе.
- «Где говорят деньги, там спит справедливость», — гласит русская пословица. Она утверждает, что там, где процветает взяточничество, говорят деньги, справедливость молчит.
Достоинство
- Когда Марья узнала, что отец жениха против их связи, она отказалась идти под венец без благословения. В этой честной и скромной девушке было достоинство, которое не давало ей навязываться и поступать против воли родителей Гринева. Героине был чужд расчет, ее оскорбило такое предположение, поэтому она вышла замуж за своего избранника только после того, как получила согласие его родни.
- Иногда стереотипами о достоинстве чести умело пользуются злоумышленники. В царские времена в офицерской среде было принято отдавать деньги, проигранные в азартных играх. Это был долг, важный и значимый для каждого. Можно было не платить портному за честный труд, но сомнительный проигрыш нужно было выплатить обязательно. Так, случайный знакомый Петра, Зурин предложил Гриневу поиграть в бильярд. Партнеры выпили и весело провели время, но герой проиграл приличную сумму. Чтобы вовремя погасить этот долг, он даже нагрубил верному слуге. Вот так ложно понятое достоинство становится причиной недостойных поступков.
Афоризмы
- «Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее», — говорил русский писатель Федор Михайлович Достоевский. Он утверждал, что для русского народа характерны чувство справедливости и желание ее достичь.
- «Справедливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее — ступени к совершенству, ниже — порок», — утверждал известный русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он называл справедливость крайней мерой добродетели, выше которой ступени к совершенству, а ниже – порок.
- «Справедливость является величайшею из добродетелей, более удивительной и блестящей, чем вечерняя или утренняя звезда, поэтому-то мы и говорим в виде пословицы: «в справедливости заключаются все добродетели », — говорил древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, справедливость – это важнейшая из добродетелей, она прекраснее, удивительней, блестящей утренней или вечерней зари.
- «Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? — Речь не должна идти о том, пока они страдают», — считал известный критик Николай Гаврилович Чернышевский. Он утверждал, что справедливость требует заступаться за страдающих людей, независимо от того, хороши ли они или нет. Не стоит об этом говорить, пока эти люди страдают.
- «Ни один человек не имеет права поступать несправедливо, даже если несправедливо поступали с ним», — считал австрийский психиатр, философ, психолог, бывший узник концлагеря Виктор Франкл. Он утверждал, что ни один человек не имеет право поступать с другими людьми несправедливо, независимо от того, что с ним самим, возможно, тоже поступали несправедливо.
- «Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым», — говорил древнегреческий комедиограф Менандр. Он считал справедливым человеком не того, кто не совершает несправедливости, а того, кто не желает быть несправедливым, даже имея на это возможности.
- «Справедливость — такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб», — писал немецкий писатель и публицист Карл Людвиг Берне. Он сравнивал справедливость с хлебом, считая их одинаково необходимыми для жизни продуктами.
- «Справедливость не есть простое равенство, а равенство в исполнении должного», — утверждал русский религиозный мыслитель, мистик, поэт и публицист, литературный критик, преподаватель Владимир Сергеевич Соловьев. Он называл справедливость не просто равенством, а равенством в исполнении того, что должно быть выполнено.
- «Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле», — считал древнегреческий философ Аристотель. По мнению мыслителя, рассуждать о добродетели – это не значит быть таковым, то же самое, если рассуждать о справедливости, не значит быть справедливым.
- «Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего», — говорил древнеримский политический деятель, оратор, философ Цицерон. По его мнению, справедливость дорога и без мудрости, а вот мудрости без справедливости грош цена.
- «Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек», — утверждал американский романист и сатирик, классик американской литературы Джеймс Фенимор Купер. По его мнению, в мире много редких вещей и явлений, но самым редким среди всех является по-настоящему справедливый человек.
Счастье
- Марья Миронова, героиня «Капитанской дочки», видит счастье в любви и семье. Ради него она в одиночку поехала к императрице, чтобы добиться освобождения возлюбленного. Юной девушке, которая никогда не выезжала за пределы своего городка, было сложно добраться до венценосной особы, но она сделала все возможное, чтобы защитить свое счастье. Ей это удалось, поэтому финал романа напоминает конец сказки: «Жили они долго и счастливо».
- Отец Петра Гринева видел счастье сына иначе, чем он сам. Когда дворянину поступил донос о связи его наследника с бесприданницей, он наотрез отказался благословить этот брак. Герой полагал, что для счастья нужно равенство в семье, а не мезальянс. Его сын был не согласен с этим, ведь хотел связать свою жизнь с любимой женщиной, а не с ее приданным. Его счастье — не благосостояние, а духовное родство. В итоге свадьба состоялась и стала уроком для Андрея Петровича, ведь именно бесприданница Марья спасла его сына от тюрьмы.
Любовь
- Иногда сильные чувства связывают даже посторонних людей. Например, Савельич так привязался к своему барину, что готов был пожертвовать собой ради его спасения. Когда Пугачев казнил всех офицеров, оставшихся верными присяге, перед его глазами возник юноша, который отказался примкнуть к восстанию. Он уже собирался отправить его на виселицу, как вдруг Савельич бросился на колени и стал просить за Петра: он предлагал свою жизнь вместо его. Подобное зрелище не оставило Пугачева равнодушным, и он помиловал их обоих. Вот так любовь наставника к ученику спасла Гринева от расправы.
- Главная любовная линия в книге «Капитанская дочка» — отношения Марьи и Петра. Герои сильно полюбили друг друга, но ради счастливого воссоединения им пришлось пройти через испытания. Так, Петр, рискуя жизнью, защитил честь Марьи, а позже спас ее из плена. Девушка тоже пришла на выручку своему избраннику, добившись помилования у самой императрицы.
Нравственный выбор
- Каждый из нас сталкивается с необходимостью нравственного выбора, и главный герой «Капитанской дочки» — не исключение. Петру, как и всем офицерам из захваченной крепости, был поставлен ультиматум: либо казнь, либо отказ от присяги, верность ценой жизни или спасительное предательство. Гринев выбрал гибель, ведь был преданным и честным человеком. Его решение — в полной мере нравственное, так как он поставил свои интересы ниже моральных ценностей.
- Необходимость нравственного выбора подстерегает нас на каждом жизненном этапе. Например, Марья Миронова получила предложение от нелюбимого, но очень обеспеченного и знатного человека — Алексея Швабрина. Она, бесприданница, и мечтать не могла о большем счастье, ведь в те времена ее могли бы вообще не выдать замуж без определенного достатка, которого не было. Но героиня отказала кавалеру, потому что не любила его и не хотела продавать себя. Это решение говорит о силе характера и нравственном превосходстве девушки над многими представительницами высшего общества, которые охотно строили семью с тем, кто больше предложит.