- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Образ и характеристика Арины Головлевой
Салтыков-Щедрин в своем романе Господа Головлевы выводит образ властной помещицы Арины Петровной, которая является чем-то наподобие главы семьи. Когда мы узнаем эту героиню, Арине Петровне около 60 лет, она седовласа, но по-прежнему бодра и является активным руководителем, который держит в ежовых рукавицах всю семью. Никто не может ничего противопоставить этой тирании и все ей подчиняются.
Автор рассказывает практически всю биографию этой женщины и мы можем представить как молодая и красивая девушка обретает замужество в 20 лет. Далее она возлагает свои надежды на супруга, который оказывается творческим человеком, но совершенно бездарным в смысле управления имением. Супруг ничего не делает только пишет свои бездарные стихи в кабинете.
В итоге женщина черствеет, становится более жестокосердной и получает утешение и цель только в увеличении богатства. Она видит во всем только практическую выгоду, умело начинает управлять своим имением, не дружит с соседями, но при возможности скупает имения разорившихся помещиков. Благодаря этому со временем она становится богатой и обеспечивает семью.
Тем не менее, практичность Головлевой переходит в скупость и даже чрезмерную. Тут легко обнаружить нечто общее с помещиком Плюшкиным из поэмы Гоголя. Головлева тоже страдает от греха стяжательства (хотя, кстати, и является набожной женщиной) и нередко хранит в погребах испортившиеся продукты, держит семью полуголодной.
Конечно, практичность и даже скупость этой помещицы возможно объяснить внешними обстоятельствами, но эти обстоятельства со временем искажают личность Головлевой и она не всегда ведет себя оптимальным образом. Она просто накапливает богатство, но не пользуется своим богатством. Иногда из-за этого просто глупо портятся продукты, а другие Головлевы не могут себе позволить ничего помимо минимальных довольств.
Таким образом, в этой женщине сочетаются и положительные и негативные качества. Наверное, мы можем сказать о черствости, которую она приобрела по причине мира, в котором жила. Если бы Головлевой повезло в браке или она смогла бы обрести понимание и искреннюю любовь, кого-то из детей, то, возможно, была бы немного мягче и душевнее, смогла бы быть более чувственной и банально добрее.
В романе Арина Петровна только в завершении начинает сама осмысливать собственную судьбу и постепенно переходит в другую крайность. Она начинает осознавать бессмысленность собственных стараний, которые принесли богатство, но не счастье.
Другие сочинения: <- Образ и характеристика глуповцев в Истории одного города? ДругиеОбраз и характеристика Беневоленского в Истории одного города ->
РУСТЬЮТОРС
Арина Петровна Головлева. Характеристика героини романа «Господа Головлевы»
Головлева Арина Петровна
— персонаж романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», глава головлевского дома. В начале романа «…
женщина лет шестидесяти, но еще бодрая и привыкшая жить на всей своей воле. Держит она себя грозно; единолично и бесконтрольно управляет обширным головлевским имением
».
В уезде Арина Петровна слывет одной из самых богатых помещиц, но живет «уединенно, расчетливо, почти скупо, с соседями дружбы не водит».
Семейная жизнь ее сложилась несчастливо, Арина Петровна «охотно говорит о себе, что она ни вдова, ни мужняя жена
». После свадьбы как-то сразу обнаружилось, что никаких общих чувств и помыслов они с мужем не имеют, потому «размолвки не заставили долго ждать себя. Постепенно разрастаясь и ожесточаясь, размолвки эти кончились со стороны жены полным и презрительным равнодушием к мужу-шуту, со стороны мужа — искреннею ненавистью к жене, ненавистью, в которую, однако ж, входила значительная доля трусости. Муж называл жену «ведьмою» и «чертом», жена называла мужа — «ветряною мельницей» и «бесструнной балалайкой». Так они прожили более сорока лет и нажили четырех детей.
Со временем Арина Петровна окончательно отстранила мужа от управления имением, Владимир Михалыч «совсем одичал… а ежели изредка и выходил из спальной, то единственно для того, чтоб просунуть голову в полурастворенную дверь жениной комнаты, крикнуть: “Черт!” — и опять скрыться».
«С тех пор, сказавши себе раз навсегда, что муж ей не товарищ, она все внимание свое устремила исключительно на один предмет: на округление головлевского имения, и действительно в течение сорокалетней супружеской жизни, успела удесятерить свое состояние
». Предприимчивость и расчет головлевской барыни вызывали невольное уважение и даже страх местных помещиков: «С изумительным терпением и зоркостью подкарауливала она дальние и ближние деревни, разузнавала по секрету об отношениях их владельцев к Опекунскому совету и всегда как снег на голову являлась на аукционах».
Погоня за
«
благоприобретением
»
становится смыслом жизни Арины Петровны, центром всех ее духовных и нравственных запросов
: «…бывало, ночью не спишь, все тебе мерещится, как бы так дельцо умненько обделать, чтоб до времени никто и пронюхать об нем не мог!» Часто рассказывала она детям о первых шагах на пути «округления» головлевских имений. В холод и распутицу, в крестьянской кибитке приезжала молодая головлевская барыня в Москву, останавливалась в самых дешевых номерах в грязном постоялом дворе. «На извозчика, бывало, гривенничка жаль, — на своих на двоих от Рогожской до Солянки пру! Даже дворники — и те дивятся: барыня, говорят, ты молоденькая и с достатком, а такие труды на себя принимаешь!»
Слово «семья» не сходит с языка Арины Петровны, все силы
этой умной, «одаренной творчеством», волевой женщины
направлены на процветание семьи
, и внешне семья благоденствует: «Припасла я детям свой пай… Шутка сказать, четыре тысячи душ!»
Но это внешнее благополучие обернулось злом для окружающих ее людей
, а семья постепенно распадается, вымирает, окончательно гибнет.
Так намечается то трагическое противоречие в жизни Арины Петровны, которое приведет ее к страшному и жалкому концу.
Духовная атмосфера головлевского дома становится все более угнетающей, подавляются живые человеческие чувства, искажаются родственные связи, «умертвия» следуют одно за другим. «Вот дяденька Михаил Петрович… которого дедушка Петр Иваныч заточил к дочери в Головлево, где он жил в людской и ел из одной чашки с собакой Трезоркой». «Вот тетенька Вера Михайловна, которая из милости жила в головлевской усадьбе у братца Владимира Михайлыча и которая умерла “от умеренности”, потому что Арина Петровна корила ее каждым куском, съедаемым за обедом, и каждым поленом дров, употребляемым для отопления ее комнаты». Жестокость и равнодушие прикрываются лицемерными рассуждениями о семейных «святынях», пустословие заменяет сочувствие
.
В этом мире росли и воспитывались дети, но даже они «не затрагивали ни одной струны ее внутреннего существа, всецело отдавшегося бесчисленным подробностям жизнестроительства». Арина Петровна «только тогда дышала свободно, когда была одна со своими счетами и хозяйственными предприятиями, когда никто не мешал ее деловым разговорам с бурмистрами, старостами, ключницами и т.д.».
Из экономии она кормила детей впроголодь и требовала послушания, «чтобы при каждом поступке спрашивали себя: что-то об этом маменька скажет?». Но Степка-балбес «из постылых» все-таки забирался на кухню, чтоб «стянуть пирог» и разделить его с братьями, за что подвергался самым жестоким избиениям. В сознании Арины Петровны дети были одной из «фаталистических жизненных обстановок», поэтому все внешние родительские обязанности она выполняла как тяжелый, но неотвратимый долг.
Дочь ее Анна Владимировна получила образование и воспитание в благородном институте, старший сын Степан закончил университет, двое младших сыновей служили в Петербурге. Но мать никогда не задумывалась над тем, что рядом с ней живые люди со своим миром чувств, интересов, страданий. Рассуждая о будущем детей
, Арина Петровна только «
все старалась угадать, который из них ей злодеем будет
». Когда старшие «постылые дети» действительно не оправдали ее надежд, она поступила решительно: выбросила им «кусок», который, впрочем, в то же время должен был изображать собой и «родительское благословение». При этом ее успокаивало и тайное сознание того, что «…оба эти случая… не только не произвели ущерба в финансах… но косвенным образом даже способствовали округлению головлевского имения, сокращая число пайщиков в нем».
К смерти дочери, а затем и старшего сына Арина Петровна отнеслась равнодушно, цинично сообщив Порфирию Владимирычу: «Как жила твоя сестрица беспутно, так и умерла, покинув мне на шею своих двух щенков».
Но как бы ни «оцепенела» Арина Петровна «в апатии властности», она все чаще ощущает смутную тревогу: что-то неладное происходит в ее жизни
. Процветание головлевского дома все более ожесточает его обитателей, дети превращаются в «извергов». Не раз из души ее вырывался трагический вопль: «И для кого я всю эту прорву коплю! для кого я припасаю! ночей недосыпаю, куска недоедаю… для кого?!»
Отмена крепостного права окончательно подорвала внутренние силы властной барыни. В экономическом отношении ее имение не пострадало, но размышления о пустяках, о грязных мелочах быта (а они давно уже составляли главное содержание ее жизни) породили целую «фантасмагорию будущего». «То представится: ходит она по пустому дому, а людишки в людскую забрались и жрут! То покажется, что заглянула она в погреб, а там Юлька с Фешкой так-то за обе щеки уписывают, так-то уписывают! Хотела было она реприманд им сделать — и поперхнулась… теперь они вольные, на них поди и суда нет!»
Управлять огромным имением Арине Петровне становится тяжелее, теперь ей хотелось опоры и поддержки, и она решается на раздел имения, отделив среднему «ласковому» Порфирию лучшую часть, Павлу — похуже.
Арина Петровна внутренне ощущала лицемерие Порфирия, видела, что глаза у него «словно петлю закидывают». Но ведь никто из детей не мог так ласково ободрить «милого друга маменьку», столь преданно выполнить все родственные обязанности почтительного сына. Впервые в жизни Арина Петровна поверила, дала волю материнскому сердцу, желая «…выставить во всем блеске свои способности перед ласковым сыном». Порфиша умолил маменьку управлять его имением «безотчетно, получать с него доходы и употреблять по своему усмотрению».
«С этих пор на Арину Петровну нашло затмение. Тот внутренний образ Порфиши-кровопивца, который она когда-то с такой редкой проницательностью угадывала, вдруг словно туманом задернулся. Казалось, она ничего больше не понимала, кроме того, что, несмотря на раздел имения и освобождение крестьян, она по-прежнему живет в Головлеве и по-прежнему ни перед кем не отчитывается. Тут же, под боком, живет другой сын — но какая разница! Тогда как Порфиша и себя и семью — все вверил маменькиному усмотрению, Павел не только ни об чем с ней не советуется, но даже при встречах как-то сквозь зубы говорит!».
Пробуждение было жестоким. Когда Иудушка увидел, что капитал маменькин уменьшился на столько, что жить на проценты с него «сделалось почти невозможным», он потребовал самый жесткий отчет, в котором рядом с главными хозяйственными предметами стояли малина, грибы, крыжовник. Оскорбленная и негодующая Арина Петровна вместе с внучками-сиротами переселилась в Дубровино к «подлецу Павлушке». «Из бесконтрольной и бранчливой обладательницы головлевских имений Арина Петровна сделалась скромною приживалкой в доме младшего сына, приживалкой праздною и не имеющею никакого голоса в хозяйственных распоряжениях. Голова ее поникла, спина сгорбилась, глаза потухли».
Вынужденное бездействие приводит к горьким раздумьям: «…во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю свою жизнь — и вдруг выходит, что семьи-то именно у нее и нет!
»
Впереди пустота, бедность, одиночество, рядом спившийся Павел, а ласковый и почтительный Порфирий оказался тем предполагаемым «злодеем», который действительно ограбил ее. И Дубровино после смерти Павла переходит к «законному наследнику» Иудушке. Пришлось Арине Петровне переехать в сиротское имение Погорелку. Как и раньше, в решительные минуты Арина Петровна проявляет хозяйственную смекалку, трезво рассчитывает ближайшее будущее в «упалой» усадьбе, гневно пресекает все мелочные домогательства Иудушки.
Но давние тяжелые предчувствия вскоре сбылись: приходят старческие немощи, «потянулось удручающее однообразие тусклых дней и вечеров». Пережитые страдания, горькие разочарования наконец-то заставили ее по-другому взглянуть на близких людей
. «Она поняла, что в человеческом существе кроются известные стремления, которые… раз проснувшись, уже неотразимо влекут человека туда, где прорезывается луч жизни». Она не удерживает внучек, Анниньку и Любиньку, которые стремятся покинуть постылую Погорелку.
«…Чем больше она дряхлела, тем сильнее сказывалось в ней желание жизни. Или, лучше сказать, не столько желание жизни, сколько желание «полакомиться», сопряженное с совершенным отсутствием идеи смерти».
Ради «сладкого куска» она готова простить Иудушке все обиды и предательства. «Все наклонности завзятой приживалки — празднословие, льстивая угодливость ради подачки, прожорливость — росли с изумительной быстротой».
Все было забыто, и «Арина Петровна зачастила в Головлево. Отведывала с Иудушкой и индюшек, и уток, спала всласть и ночью, и после обеда и отводила душу в бесконечных разговорах о пустяках».
Но и этому «сказочному житью» приходит трагический конец. Неожиданный приезд Петеньки, отказ Иудушки в помощи сыну еще раз жестоко обнаруживают всю суть изуродованной жизни Арины Петровны, всецело поглощенной скопидомством. «И сдается ей, что она все ту же знакомую повесть слышит, которая давно, и не запомнит она когда, началась. Закрылась было совсем эта повесть, да вот и опять нет-нет возьмет да и раскроется на той странице… <…> Настала минута, когда перед умственным ее оком предстали во всей полноте и наготе итоги ее собственной жизни».
Душевный порыв, нравственное прозрение заставили Арину Петровну решиться на страшный шаг — проклясть родного сына. Но это уже ничего не могло изменить.
Духовные и физические силы ее были подорваны, через несколько месяцев когда-то властная головлевская барыня «умерла, опутанная со всех сторон праздностью, пустословием, пустоутробием».
Автор анализа:
А.А. Сизова
Арина Петровна Головлева в романе «Господа Головлевы»
Головлева Арина Петровна — жена В. М Головлева. Ее прототипом в большой степени послужила мать писателя Ольга Михайловна, черты характера которой отразились в образе Марии Ивановны Крошиной в первой же его повести «Противоречия» (1847), позже — в Наталии Павловне Агамоновой («Яшенька», 1859) и особенно — в Марии Петровне Воловитиновой («Семейное счастье», 1863).
Арина Петровна в романе «Господа Головлевы» — помещица, «единолично и бесконтрольно» правящая своим обширным имением, постоянное увеличение которого составляет главную заботу всей ее жизни. И хотя она утверждает, что трудится ради семьи, и «слово «семья» не сходит с ее языка», но мужа она откровенно презирает, а к детям равнодушна. В ранние их годы Арина Петровна «из экономии держала детей впроголодь», позже также стремилась отделаться от них подешевле — по ее выражению: «выбросить кусок». Дочь Аннушка, обманувшая надежду сделать из нее «дармового домашнего секретаря и бухгалтера» и сбежавшая с корнетом, получила Погорелку — «деревнюшку в тридцать душ с упалою усадьбой, в которой изо всех окон дуло и не было ни одной живой половицы». Схожим образом «разочлась» она и со Степаном, вскоре, как и сестра, умершим в полном забросе.
Арина Петровна из романа «Господа Головлевы» как бы застыла в «апатии властности» и лишь в редких случаях задумывалась: «И для кого я всю эту прорву коплю! для кого я припасаю! ночей не досыпаю, куска не доедаю… для кого?» Отмена крепостного права повергла ее, как и большинство помещиков, в смятение и растерянность. Этим ловко сумел воспользоваться Порфирий Владимирович. Вкравшись к ней в доверие и получив при разделе имения лучшую долю, он затем выжил «милого друга маменьку». На время она нашла приют у нелюбимого сына Павла, но после его смерти вынуждена была жить вместе с внучками, дочерьми Аннушки, в их «упалой усадьбе».
Переход от былой лихорадочной деятельности к полной праздности быстро состарил ее. Когда же внучки уехали, Арина Петровна не выдержала одиночества и скудости, стала все чаще наведываться к обобравшему ее сыну и постепенно превратилась в его приживалку. Однако одновременно с физическим упадком и старческими слабостями в ней ожили «остатки чувств», прежде подавленных суетой накопительства. А когда она стала свидетельницей бурной сцены между Порфирием Владимировичем и Петенькой, которого отец обрек на тюрьму, отказавшись заплатить его карточный проигрыш, «перед умственным ее оком предстали во всей полноте и наготе итоги ее собственной жизни». Вырвавшееся у нее в этот миг проклятие относилось, в сущности, не только к сыну, но и к ее собственному прошлому. Испытав страшное потрясение, Арина Петровна вернулась в Погорелку, впала в полную прострацию и вскоре умерла. В письме к Щедрину (в январе 1876 г.) И. С. Тургенев восхищался его умением «возбудить сочувствие к ней читателя, не смягчив ни одной ее черты» и находил в этом образе черты шекспировские. К подобному образу «женщины-кулака» Щедрин вернулся позже в «Пошехонской старине» (Анна Павловна Затрапезная).
Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. — М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997
klassreferat.ru
«Господа Головлевы» — роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В «Господах Головлевых» автор исследует природу того, что неумолимо отдаляет людей друг от друга Он исследует такие стремления, которые начинаются с исступленного желания наилучшим образом устроить свой дом, обеспечить будущее своего рода. Дом, семья, род — вот ценности подлинные, а не мнимые. И именно им самозабвенно отдает всю свою яркую жизненную одаренность родоначальница и глава семейства Арина Петровна Головлева. И вроде бы добивается успеха: могущество головлевского рода неоспоримо. Она сама это горделиво осознает: «Какую махину выстроила!». Но когда цель, как кажется, достигнута, выясняется, что она была иллюзорной, что все потеряно, а жизнь, своя собственная и близких, была бессмысленно принесена в жертву. Роман, посвященный упорному созиданию «семейной твердыни», кончается полным человеческим крахом: опустением дома и распадом родственных связей. Итак, в романе изображена семья, состоящая из главы — Арины Петровны — и ее детей. Головлева — властная и энергичная помещица, хозяйка всего имения, натура сложная и целеустремленная, но испорченная беспредельной властью над семьей и окружающими. Она единолично правит всем имением, превратив мужа в ненужный придаток и калеча жизнь «постылым детям». Ее страсть — накопительство. Со всевозможными приобретениями, обогащением связаны самые яркие воспоминания жизни Арины Петровны. И дети, в который раз слушая ее повествования об этом, воспринимают слова маменьки как увлекательную сказку. Денежные отношения — главная, самая прочная нить, которая связывает Арину Петровну и ее сыновей — Степана, Павла и Порфирия. Старший сын, Степан, от природы наблюдательный и остроумный, но бездеятельный, «постылый Степка-балбес», спился и умер. Другой сын — Павел — со временем возненавидел общество живых людей и жил в своем фантастическом мире наедине с самим собою. Так и протекала его безрадостная жизнь, пока верх над ним не взял смертельный недуг. Младший сын, Порфирий, пожалуй, самая «выдающаяся» фигура в этом семействе. Деспотическая власть Арины Петровны, материальная зависимость от матери воспитали в нем лживость и угодничество. Порфирий с детских лет умел опутать «доброго друга маменьку» паутиной лжи и подхалимажа, за что и получил от других членов семьи прозвища «Иудушка» и «кровопийца». Прозвища эти как нельзя лучше отражают его сущность. Не Иуда, а именно Иудушка, поскольку он был лишен размаха настоящего Иуды-предателя. За свою никчемную жизнь Порфирий не совершил ни одного настоящего поступка Предательство и подхалимство — вот характеризующие его черты. Он предает всех и всегда. Все Иудушкины поступки настолько мелки и ничтожны, что вызывают негодование и омерзение. Даже обращаясь к Богу, он откровенно практичен. Господь для него — нечто вроде высшей инстанции, к которой можно обращаться со своими гнусными прошениями. Так почему же головлевский род обречен на вымирание? Почему мать и дети так и не нашли общего языка? Ответ совершенно ясен: деспотизм, привычное подавление личности младших повлекло за собой неумение «головлят» распорядиться собственными судьбами. Будущие крушения, детей подготовлены здесь, в родных стенах. В богатый, но ненавистный родной угол головлевская молодежь возвращается только погибать. В конце романа Щедрин показал опустевшую и обезлюдевшую «твердыню», в которой есть все. «Не пустодомом живу!» — хвастается Иудушка, но в то же время здесь никого нет. Пугающий своей силой образ тишины, ползущие по дому тени вовсе не случайно повторяются в романе. И потрясает сцена Иудушки с «мертвыми душами»: покойной матерью, братьями, давно умершими слугами. Отвернувшись от живой жизни, герой общается с призраками, пока внезапное пробуждение «одичалой совести» не заставит его с ужасом спросить: «Что такое сделалось?! где… все?..». Вся тяжесть ответственности за гибель рода Головлевых падает на Порфирия. Его же Салтыков заставит и очнуться — «за всех». Иудушка, наконец, понимает, что есть настоящие человеческие отношения, законы человеческой связи. Он осознает эгоистическую разъединенность головлевского рода и ответ за все многочисленные семейные грехи возьмет на себя. Порфирий сам вынесет себе смертный приговор — его найдут замерзшим недалеко от могилы матери. Жила здесь когда-то большая семья: Арина Петровна Головлева — деятельная, энергичная накопительница, глава рода; ее муж — пустой человек, пьяница, устранившийся от дел, страстно ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив матери на попечение двух сироток — Анниньку и Лю-биньку; были сыновья и у Порфирия. Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: «Что такое! Что такое сделалось?! Где… все…» Роман «Господа Головлевы» состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях: «Семейный суд», «По-родственному», «Семейные итоги», «Племяннушка», «Недозволенные семейные радости»… Названия глав говорят о том, что центральная проблема романа — проблема семьи (как и в «Анне Карениной» Толстого, в «Братьях Карамазовых» Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). В романе рассказывается о том, как в Головлево вернулся больным и нищим «постылый» Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, и т.д. История семьи Головлевых — это история «умертвий». Каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки, а вместе с тем растет и растет его одиночество. Становится все яснее, что и семьи-то никакой нет, что семейные узы лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода враждуют между собой, ненавидят друг друга и рады смерти близких. Трагична фигура главы рода — Арины Петровны. «…Слово «семья» не сходит с ее языка и, по наружности, всеми ее действиями исключительно руководят непрестанные заботы об устройстве семейных дел». Она сама недоедает, недопивает и недосыпает и других впроголодь держит, ибо печется о приумножении головлевских богатств. Но госпожа Головлева чувствует бессмысленность своей деятельности. «И для кого я всю эту прорву коплю! Для кого я припасаю!» — вырывается «поистине трагический вопль» из груди матери. Во имя стяжания загублены души тех, для кого, казалось бы, совершалось накопление. «На кислом молоке и попорченной солонине» воспитывались сиротки-внучки, каждым куском их попрекали, изуродовали их детство и юность, толкнули их на путь разврата и гибели. Лишенный прав на наследство, спился и умер в своем грязном углу Степка-балбес. Оставшись без средств, покончил с собой «законный» сын Порфирия Володенька, а «незаконный младенец» Володька отправлен на гибель в воспитательный дом… В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В центре этой истории — Порфирий Головлев. Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, «кровопивушкой». «С младенческих лет любил он приласкаться к милому другу маменьке, украдкой поцеловать ее в плечико, а иногда и слегка понаушничать». Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия своеобразный вариант того типа лицемера и подхалима, который изображал Грибоедов в Мол-чалине, Островский в Подхалюзине. Но Порфирий — особенно страшный вариант лицемера. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением. «И сама понять не могу, что у него за глаза такие, — рассуждала она иногда сама с собою, — взглянет — ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!» Иудушка — ханжа, прикрывающий свои злодеяния елейными «святыми словами». С именем Бога на устах, крестясь и благословляя, он толкает на верную гибель сыновей, грабит и выгоняет из дому «милого друга маменьку». Основной прием раскрытия образа Иудушки — изображение разительного несоответствия между словом и делом. Иудушка «зудил», «надоедал, томил, тиранил» людей «целым потоком бездельных слов», «источая из себя целые массы словесного гноя». В его бесконечных речах — обрывки евангельских текстов, ходячие, затасканные пословицы, правила прописной морали, заверения в родственных чувствах. Обилие уменьшительных и ласкательных форм, интонации жалобных или умильных причитаний придают этим праздным речам приторный характер. Слово перестает выражать мысль, чувство, оно, напротив, призвано скрыть, завуалировать то и другое. К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька (отец называет сыновей только так — «Петенька», «Володенька»). Он умоляет отца о помощи — речь идет о жизни или смерти. Но слышит отказ. Совершается одно из многочисленных «умертвий». Стена ненависти встает между отцом и сыном. Предательство, хищничество, холодный расчет, отсутствие живых человеческих чувств — вот пороки головлевского рода, сполна унаследованные Иудушкой. Пороки эти типичны для общества, где человек человеку волк, типичны не только для дворянского, но и для любого эксплуататорского класса. Типичным в образе Иудушки является и то, что он во всем следует «кодексу, созданному преданием лицемерия». Ложь, пустословие, ханжество — это не только индивидуальные пороки, присущие Порфирию Владимировичу. «…Общество наше лицемерно… — писал сатирик в одном из поздних своих произведений. — Разве лицемерие — не гной, не язва, не гангрена?» Потоки лицемерной лжи захлестывали страницы реакционных газет, воспевавших русское самодержавие. Щедрин обличает это «звонкое пустословие», «бессодержательную канитель», напоминающие разглагольствования Порфирия Головлева.
Рекомендуем посмотреть:
- Тип пустослова Иудушки Головлева в романе «Господа Головлевы»
- Арина Петровна Гоголева в «Господах Гоголевых» М.Е. Салтыков — Щедрин
- Духовный распад помещичьего класса в романе «Господа Головлевы»
- Образ Порфирия Головлева
- Сравнение образов Арины Петровны и Иудушки в романе «Господа Головлевы»
- Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству
- Сатира М. Е. Салтыкова-Щедрина в романе
- Роман Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» — суровый приговор крепостничеству
- Значение образа Арины Петровны Головлевой в романе «Господа Головлевы»
- Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Милые проститутки Краснодар, горячие и прелестные, они такие изобретательные и молоденькие, что тебе обязательно захочется секса. Выбери девушку сейчас. Такие киски встречаются с доброжелательными порядочными мужчинами, проститутки Краснодар, очень любят секс во всех позах. Секс для проституток – это самое любимое дело.