- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- Образ и характеристика Александра 1 в романе Война и мир
Александр I — второстепенный персонаж романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и Мир». Пожалуй, он также является главным второстепенным героем.
Он является Императором Российской империи, правив ей начиная с 1801 года и заканчивая 1825 годами. Он был внуком Екатерины Великой. Начиная роман, на тот момент императору уже 28 лет, так как начало романа это 1805 год.
Александр I — это красивый молодой человек, носивший конногвардейский мундир и шляпу с тремя углами, имел приятное лицо и негромкий звучный голос. Его руки всегда были в белых перчатках,. В его голубых глазах читалось выражение величавости. Лицо всегда излучало нетронутую молодость. Александр часто находился в преображенском мундире. Височки всегда были наперед припомажены. У него сутулые плечи, приятный и довольно ласковый голос. Сам по себе он был грациозным мужчиной.
Говоря о характере, Александр I был ласковым, обворожительным человеком. У него нежный характер, его читает «ангелом во плоти». Его любят за его личные качества. Император очень чувствительный и впечатлительный. Когда он расстраивается или слишком впечатлён чем-то, он начинает плакать. Он любит неопределенность: не был как таковым главнокомандующим всей армии, но при этом распоряжался.
В правлении у него имеются либеральные идеи, он был первым императором, который провозглашал либеральные идеи. Однако, его мысли не воплощаются в жизнь. После победы над Наполеоном, Александр I мог улучшить жизнь своих людей, однако он не сделал этого. Получив огромную власть, император начинает презирать власть, понимает всю её ничтожность и передаёт власть в руки ничтожным, презрительным людям. Когда его правление подходит к концу, он отстраняется от всех своих государственных дел и ищет спокойствия. Уже под самое окончание, чувствуется, как народ недоволен по поводу правления его, как будто натягивается нить и скоро лопнет. Спустя 5 лет происходит восстание декабристов в 1825 году.
В самом начале его правления люди восхищались им, он прекрасно руководил действиями на войне, твердо стоял у власти. Но если бы он слушал Кутузова, улучшил бы тогда власть, когда была возможность, не совершил ошибки. Тогда, возможно, люди находились бы под его правлением еще дольше.
Сочинение Александр I в произведении Война и мир
Он правил Россией в трудные для неё годы – двадцать пять лет с начала 19 века. Это было не простое время. Война с Наполеоном Бонапартом пришлась на годы его правления.
Толстой описывает Александра в начале романа в возрасте 28 лет. В наше время некоторые юноши в этом возрасте ещё на шее у родителей «сидят», а ему выпала нелёгкая судьба. Надо было думать не только о себе, но и об огромной стране.
Он был красив собой, голубые глаза, говорил низким бархатным голосом. С золотистыми вьющимися кудрями. Височки носил, как его отец, распушенные кверху. Одетый идеально сшитый по фигуре мундир конногвардейца, белые лосины, на голове треугольная шляпа с белым плюмажем. На ногах высокие сапоги-ботфорты с узкими носами. Этакий щёголь, хоть сейчас на парад.
Где уж в такой красоте по лесам и полям ползать. Этим занимался Кутузов с офицерами. А все лавры победителя достались Александру. И ликование жителей Парижа, когда он не отдал побеждённый город на разграбление. Как это полагалось победителю. Толстой описывает в романе его характер, как «рыцарски благородный». Соединение величавости и кротости.
Он указывает на то, что подчинённые любили Александра за его личные качества. В том числе и Николай Ростов. Император был человек чувствительный и впечатлительный. Увидев мёртвых и раненых русских солдат, он сутки ничего не ел и не спал. Это зрелище довело его до слёз.
Из всего перечисленного выше следует, что такой человек не мог быть главнокомандующим, не мог посылать людей в пекло боя и на явную смерть. Намечалась интересная ситуация. Александр – не главнокомандующий, но распоряжается армией и людьми. Он любил неопределённость, потому что сам до конца не знал, что и как надо делать.
В качестве иллюстрации этой мысли Толстой приводит описание военного совета. По словам автора это был «совет избранных для выяснения некоторых вопросов лично для императора».
Это был первый либерально настроенный император в России. Но его идеи так и остались идеями. Одержав победу над Наполеоном, он мог бы улучшить жизнь людей в России. Но он этого не сделал. А потом вообще фактически устраняется от управления государством. И ищет только собственного спокойствия и благополучия.
Пьер Безухов так описывает это время. Судьи воруют и берут взятки, в армии «аракчеевщина», палочная дисциплина, муштра и шагистика. Чуть что не так – отправляют людей в военные поселения. Народ начинает по-тихоньку роптать на Александра. И этот ропот выливается в восстание декабристов на Сенатской площади в 1825 году.
Мне кажется, если бы декабристы выступали не против жёсткого Николая I, а против нерешительного мягкотелого Александра I, они бы добились своего.
На главную
Все авторы
Главная -> Л. Н. Толстой -> Война и мир
III
Русский император между тем более месяца уж жил в Вильне, делая смотры и маневры. Ничто не было готово для войны, которой все ожидали и для приготовления к которой император приехал из Петербурга. Общего плана действий не было. Колебания о том, какой план из всех тех, которые предлагались, должен быть принят, только еще более усилились после месячного пребывания императора в главной квартире. В трех армиях был в каждой отдельный главнокомандующий, но общего начальника над всеми армиями не было, и император не принимал на себя этого звания.
Чем дольше жил император в Вильне, тем менее и менее готовились к войне, уставши ожидать ее. Все стремления людей, окружавших государя, казалось, были направлены только на то, чтобы заставлять государя, приятно проводя время, забыть о предстоящей войне.
После многих балов и праздников у польских магнатов, у придворных и у самого государя, в июне месяце одному из польских генерал-адъютантов государя пришла мысль дать обед и бал государю от лица его генерал-адъютантов. Мысль эта радостно была принята всеми. Государь изъявил согласие. Генерал-адъютанты собрали по подписке деньги. Особа, которая наиболее могла быть приятна государю, была приглашена быть хозяйкой бала. Граф Бенигсен, помещик Виленской губернии, предложил свой загородный дом для этого праздника, и 13 июня был назначен обед, бал, катанье на лодках и фейерверк в Закрете, загородном доме графа Бенигсена.
В тот самый день, в который Наполеоном был отдан приказ о переходе через Неман и передовые войска его, оттеснив казаков, перешли через русскую границу, Александр проводил вечер на даче Бенигсена — на бале, даваемом генерал-адъютантами.
Был веселый, блестящий праздник; знатоки дела говорили, что редко собиралось в одном месте столько красавиц. Графиня Безухова в числе других русских дам, приехавших за государем из Петербурга в Вильну, была на этом бале, затемняя своей тяжелой, так называемой русской красотой утонченных польских дам. Она была замечена, и государь удостоил ее танца.
Борис Друбецкой, en garcon (холостяком), как он говорил, оставив свою жену в Москве, был также на этом бале и, хотя не генерал-адъютант, был участником на большую сумму в подписке для бала. Борис теперь был богатый человек, далеко ушедший в почестях, уже не искавший покровительства, а на ровной ноге стоявший с высшими из своих сверстников.
В двенадцать часов ночи еще танцевали. Элен, не имевшая достойного кавалера, сама предложила мазурку Борису. Они сидели в третьей паре. Борис, хладнокровно поглядывая на блестящие обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья, рассказывал про старых знакомых и вместе с тем, незаметно для самого себя и для других, ни на секунду не переставал наблюдать государя, находившегося в той же зале. Государь не танцевал; он стоял в дверях и останавливал то тех, то других теми ласковыми словами, которые он один только умел говорить.
При начале мазурки Борис видел, что генерал-адъютант Балашев, одно из ближайших лиц к государю, подошел к нему и непридворно остановился близко от государя, говорившего с польской дамой. Поговорив с дамой, государь взглянул вопросительно и, видно поняв, что Балашев поступил так только потому, что на то были важные причины, слегка кивнул даме и обратился к Балашеву. Только что Балашев начал говорить, как удивление выразилось на лице государя. Он взял под руку Балашева и пошел с ним через залу, бессознательно для себя расчищая с обеих сторон сажени на три широкую дорогу сторонившихся перед ним. Борис заметил взволнованное лицо Аракчеева, в то время как государь пошел с Балашевым. Аракчеев, исподлобья глядя на государя и посапывая красным носом, выдвинулся из толпы, как бы ожидая, что государь обратится к нему. (Борис понял, что Аракчеев завидует Балашеву и недоволен тем, что какая-то, очевидно важная, новость не через него передана государю.)
Но государь с Балашевым прошли, не замечая Аракчеева, через выходную дверь в освещенный сад. Аракчеев, придерживая шпагу и злобно оглядываясь вокруг себя, прошел шагах в двадцати за ними.
Пока Борис продолжал делать фигуры мазурки, его не переставала мучить мысль о том, какую новость привез Балашев и каким бы образом узнать ее прежде других.
В фигуре, где ему надо было выбирать дам, шепнув Элен, что он хочет взять графиню Потоцкую, которая, кажется, вышла на балкон, он, скользя ногами по паркету, выбежал в выходную дверь в сад и, заметив входящего с Балашевым на террасу государя, приостановился. Государь с Балашевым направлялись к двери. Борис, заторопившись, как будто не успев отодвинуться, почтительно прижался к притолоке и нагнул голову.
Государь с волнением лично оскорбленного человека договаривал следующие слова:
— Без объявления войны вступить в Россию. Я помирюсь только тогда, когда ни одного вооруженного неприятеля не останется на моей земле, — сказал он. Как показалось Борису, государю приятно было высказать эти слова: он был доволен формой выражения своей мысли, но был недоволен тем, что Борис услыхал их.
— Чтоб никто ничего не знал! — прибавил государь, нахмурившись. Борис понял, что это относилось к нему, и, закрыв глаза, слегка наклонил голову. Государь опять вошел в залу и еще около получаса пробыл на бале.
Борис первый узнал известие о переходе французскими войсками Немана и благодаря этому имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ.
Неожиданное известие о переходе французами Немана было особенно неожиданно после месяца несбывшегося ожидания, и на бале! Государь, в первую минуту получения известия, под влиянием возмущения и оскорбления, нашел то, сделавшееся потом знаменитым, изречение, которое самому понравилось ему и выражало вполне его чувства. Возвратившись домой с бала, государь в два часа ночи Послал за секретарем Шишковым и велел написать приказ войскам и рескрипт к фельдмаршалу князю Салтыкову, в котором он непременно требовал, чтобы были помещены слова о том, что он не помирится до тех пор, пока хотя один вооруженный француз останется на русской земле.
На другой день было написано следующее письмо к Наполеону.
«Monsieur mon frere. J’ai appris hier que malgre la loyaute avec laquelle j’ai maintenu mes engagements envers Votre Majeste, ses troupes ont franchis les frontieres de la Russie, et je recois a l’instant de Petersbourg une note par laquelle le comte Lauriston, pour cause de cette agression, annonce que Votre Majeste s’est consideree comme en etat de guerre avec moi des le moment ou le prince Kourakine a fait la demande de ses passeports. Les motifs sur lesquels le duc de Bassano fondait son refus de les delivrer, n’auraient jamais pu me faire supposer que cette demarche servirait jamais de pretexte a l’agression, En effet cet ambassadeur n’y a jamais ete autorise comme il l’a declare lui-meme, et aussitot que j’en fus informe je lui ai fait connaitre combien je le desapprouvais en lui donnant l’ordre de rester a son poste. Si Votre Majeste n’est pas intentionnee de verser le sang de nos peuples pour un malentendu de ce genre et qu’elle consente a retirer ses troupes du territoire russe, je regarderai ce qui s’est passe comme non avenu, et un accommodement entre nous sera possible. Dans le cas contraire, Votre Majeste, je me verrai force de repousser une attaque que rien n’a provoquee de ma part. Il depend encore de Votre Majeste d’eviter a l’humanite les calamites d’une nouvelle guerre.
Je suis, etc.
(signe) Alexandre»
[1].
Письмо Александра I Наполеону I в связи с вступлением французских войск в пределы России. 13/25 июня 1812 г.
Письмо Александра I Наполеону I — окончание
Следующая страница ->
<- 165 стр. Война и мир
167 стр. -> Страницы: 161 162 163 164 165
166
167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 Всего 361 страниц
© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь
История создания произведения и интересные факты о романе «Война и мир».
Несколько о других событиях хотел изначально говорить со своими читателями великий литератор. Толстой собирался написать историю одного из участников движения в декабрьском восстании, который вернулся в родные места из 30-летней ссылки в суровой Сибири. Роман должен был носить название «Три поры». Возможно, мир литературы обогатился бы за счёт совсем иного произведения.
Но, собирая информацию, набрасывая первые сцены, Лев Николаевич изменил первоначальному плану, герою и даже в историческом плане сдвинул события на полвека назад. Шедевр никогда не создаётся легко, много раз автор приступал за рукопись и оставлял её, возвращался вновь, что-то менял или совсем вычёркивал. Известно, что даже до сегодняшнего дня сохранились 15 черновиков-вариантов первых частей романа!
Толстой изучил несметное количество реальных документов: мемуары, исторические записи, письма, собрал солидную библиотеку из книг, описывающих события военных действий Отечественной войны 1812 года. И даже сам отправлялся в путешествия по местам, где прошли сражения.
Роман был закончен в 1870 году, на его создание потребовалось семь лет. Сейчас, спустя полтора века это произведение продолжает вызывать восхищение у читателей и историков.
Роман «Война и мир» — это уникальное явление в русской литературе, которое несёт миру не только художественную, но и историческую ценность.
Внешность
В начале романа Николай описан как молодой и красивый граф. Он невысокий, стройный, темноволосый, румяный. У молодого Ростова уже пробиваются чёрные усы, на которые автор делает акцент, чтобы показать взросление героя. Юноша привлекает открытым взглядом, а на его лице выражение стремительности и восторженности.
Граф обладает лёгкой, но уверенной мужской походкой. У него детская, чистая улыбка, добрые и честные глаза.
Лев Николаевич создает образ героя на контрасте внешности и характера. Читатель видит на страницах молодого мужчину с взглядом мальчика.
Очень краткий пересказ романа «Война и мир».
Слушать краткий пересказ «Война и мир»
Главным образом в романе прослеживаются судьбы князя Андрея Болконского и его сестры Марии, графа Пьера Безухова, семей Курагиных и Ростовых.
Петербург, 1805 год, светский вечер. Российская аристократия бурно обсуждает складывающуюся политическую ситуацию.
Наполеона называют «корсиканским чудовищем», покушающимся на мировое господство. Двое из гостей, Пьер Безухов и его приятель Андрей Болконский, в некотором роде встают «на защиту» императора Франции и пытаются объяснить его поступки.
Далее действие переносится в имение счастливого и во всех отношениях гармоничного семейства Ростовых: родителей и детей — Веры, Коли, Наташи, Петра. Под одной крышей с ними живёт ещё племянница Софья.
В самом разгаре семейный праздник: именины графини и младшей из дочерей Наташи. Николай Ростов первый раз признаётся в своём желании стать военным. Постепенно жизни основных персонажей пересекаются, и они все знакомятся.
Наполеон вторгается на территорию России. Народ воодушевлённо рвётся на фронт. Участие в Отечественной войне 1812 года хочет принять почти каждый, не зависимо от происхождения и социального положения.
В жизни Болконского происходит целый ряд событий, в том числе, смерть супруги в процессе родов. Андрей теряет веру в будущее, но встреча с молоденькой Наташей Ростовой и новорожденный сын, оставшийся без матери, пробуждают в нём желание жить дальше. К тому же, счастливые влюблённые решают соединить свои судьбы узами брака, правда через некоторое время, ведь идёт война.
Пьер Безухов становится графом и берёт в супруги красавицу Елену Курагину. Брак Безуховых не задался. Герой отправляется на фронт.
Главнокомандующего российской армией Кутузова недолюбливают и критикуют за политику постоянного отступления, но с наступлением холодов его тактика становится понятна — французы слабнут, сдают позиции. Русская зима для них оказалась опасней пушек и мушкетов.
Наташа по глупости и девичьей наивности влюбляется в молодого обольстителя, который будучи женат, лишь играется с девушкой. Хотя интрижка как таковая вовремя сорвана, обо всём становится известно Андрею. Ростова и Болконский расстаются.
Наташа ужасно переживает по этому поводу. Приехавший подбодрить девушку Пьер, понимает, что безнадёжно в неё влюблён. Но их отношениям не сложиться — у него уже есть законная жена.
Николай Ростов выручает из рук восставших крестьян молодую дворяночку Марию, позже выясняется, что она приходится Болконскому сестрой.
Андрей получает очень тяжёлое ранение, так случилось, что ухаживает за ним Наташа. Они много говорят и перед смертью Болконского успевают простить и проститься.
Семью Ростовых беда тоже не обошла: в боях погиб Пётр. Наташа подружилась с Марией, девушки становятся поддержкой друг для друга.
Война закончилась. Жена Безухова умерла и он встретив Наташу вновь, предлагает ей руку и сердце. Ростова соглашается, осознав, что тоже влюблена.
Её подруга княжна Болконская становится женой брата Николая.
Супружеская жизнь у обеих пар складывается гармонично, но каждый из героев помнит, какие трудности лежали на пути к этому счастью и как ценно каждое мгновение жизни на земле.
Любовь в жизни Николая
Молодой Ростов был долгое время влюблен в Соню. У них были нежные, романтические отношения. Преданный, честный юноша собирался жениться. Планам на супружескую жизнь не могла помешать даже мать, которая была категорически против союза. Сонечка была бесприданницей, поэтому, по мнению родителей, не годилась в жёны их сыну. Барышня сама осознала, что счастливой жизни у них не будет. Поэтому она пишет письмо жениху, в котором снимает с него все обязательства.
Главной женщиной жизни Николая стала Марья Болконская. Знатная, богатая, но малопривлекательная для кавалеров, эта девушка стала супругой графа. За неприметной внешностью Николай смог увидеть прекрасную душу, богатый внутренний мир княжны. Ростов любил Марью за её редкую доброту. Она же, в свою очередь, за внешним образом щеголя заметила искреннего, доброго человека и тоже полюбила его.
Отношения молодых людей развивались непросто. Но герои смогли преодолеть трудности благодаря своей чуткости друг к другу. В конце романа Николай Ростов и Марья Болконская поженились и обрели долгожданное семейное счастье.
Образ императора в публицистике и художественных произведениях Л. Н. Толстого
В. Г. Андреева г. Кострома
Л.Н. Толстой. Кабинетная фотография.
Л. Н. Толстой очень рано почувствовал в себе силу, способную изменять мир и людей. По мере продвижения по жизни, прохождения определенных периодов отведенного ему времени, писатель и мыслитель по-разному оценивал воздействие своих произведений на общество.
Может быть, убеждения позднего Толстого-публициста, отрицающего многие современные ему порядки и правила, негативно относившегося к церкви, государству, судам, воинской службе, справедливо кажутся нам очень жесткими. В публицистике Толстой поставил задачу прямого воздействия на общество словом с целью его преображения. Категоричность позиции мыслителя, его крайности нередко не привлекали думающих людей (хотя многие проблемы были подняты Толстым верно), а, наоборот, только отталкивали. Художественное творчество писателя более гармонично, не лишено интуитивных прозрений. «Только в сфере чистого художества раскрылась его подлинная интуиция. Здесь он видел жизнь и мог религиозно служить людям, помогая им познавать и любить Богом данную жизнь в ее тайнах», – отметил архиепископ Иоанн Сан-Францисский 1.
Отношение Толстого к власти, к правящим персонам в художественных и публицистических произведениях очень разноречиво и неоднородно: в романах и повестях Толстой чаще чувствует допустимую меру иронии и осуждения, в то время как в некоторых статьях обличение власти оказывается чрезмерным.
Прежде чем обратиться к конкретным примерам и оценкам, отметим, что Толстой «имел уникальный генофонд, подкрепленный еще и родственными узами с величайшими умами России – Пушкиным, Чаадаевым, Одоевским, Тютчевым…»2. Вне всякого сомнения, чувствование своей особой роли, стремление сделать жизнь лучше и светлее, высокий уровень духовно-нравственного и интеллектуального развития, а также ощущение себя не рядовым, а избранным, продолжателем великой миссии становления на земле добра и правды, позволяли Толстому обращаться к высшим лицам государства без какого-либо подобострастия. Более того, в поздних публицистических работах Толстого мы сталкиваемся с данными царю предложениями писателя, содержащими реальную и необходимую, по его мнению, программу действий.
Так, в обращении «Царю и его помощникам» (1901) Толстой представляет четыре первостепенные задачи, решение которых может способствовать прекращению волнений в обществе. Разумеется, обращение не лишено свойственных Толстому преувеличений, так, в нем еще раз ярко представлена мысль о доброте большинства людей: «Люди все не могут желать раздора и вражды, а всегда предпочитают жить в согласии и любви с своими братьями» (34, 240) 3. Однако предложения Толстого продуманны, вески, выстроены на основе долгой и скрупулезной аналитической работы, о чем говорит и их градация: каждый из планов-предложений имеет подпункты. Итак, Толстой предложил царю: во-первых, «уравнять крестьян во всех их правах с другими гражданами», во-вторых, «перестать применять так называемые правила усиленной охраны, уничтожающей все существующие законы и отдающей население во власть очень часто безнравственных, глупых и жестоких начальников», в-третьих, «уничтожить все преграды к образованию, воспитанию и преподаванию», наконец, в-четвертых, «уничтожить все стеснения религиозной свободы» (34, 241–243).
Обращение Толстого представляет собою попытку повлиять на убеждения царя, на мнение того, в чьих руках находилась огромная сила и мощь. Неслучайно в начале статьи появляется образ братства, где деяния одних неизменно отражаются на других.
Совсем в другом духе написана статья «Единое на потребу. (О государственной власти)» (1905), которая предназначалась для напечатания в Англии. Примечательно, что, по рекомендации Черткова, Толстой дважды переделывал описания русских царей, смягчая их. Известно, что даже крестьяне, которым было прочитано сочинение Толстого, сочли описания царей резкими и не лишенными брани. И в окончательном варианте статьи описание это все еще осталось очень жестким. Приведем лишь некоторые характеристики: «душевнобольной Иоанн IV», «зверски жестокий, пьяный Петр», «ходившая по рукам, безграмотная, распутная солдатка Екатерина первая», «грубый, необразованный жестокий солдат Николай», «неумный, недобрый, то либеральный, то деспотичный Александр II», «совсем глупый, грубый и невежественный Александр III» (36, 169). На фоне указанных более чем отрицательных характеристик исключение Толстой делает для царствующего в это время Николая II, называя его «самым обыкновенным, стоящим ниже среднего уровня, грубо суеверным и непросвещенным человеком» (36, 168).
Но описание, отрывки из которого мы привели выше, в контексте всей статьи оказывается попыткой создания у читателя резко негативного отношения не к императорам российским, а к власти вообще, какой бы она ни была. В это время Толстой не видит возможности присутствия у власти нравственных, честных людей. Он довольно долго, образно, и, как это свойственно публицистике Толстого, несколько путано рассуждает об изменении форм насилия, но не о его исчезновении. Через отвержение обманов и суеверий, при котором, кстати, отрицание Толстого окончательно теряет разумные основания, публицист выходит к утверждению единого вероучения. Наконец, вся статья завершается призывом к внутренней работе над собой. Тогда читателю, знакомому с публицистикой Толстого, становится ясна основная цель статьи, а жесткие характеристики императоров тускнеют на фоне самокритичных описаний самого Толстого. Сразу же вспоминается его самобичевание, например на страницах «Исповеди»: «Я убивал людей на войне, вызывал на дуэли, чтоб убить, проигрывал в карты, проедал труды мужиков, казнил их, блудил, обманывал. Ложь, воровство, любодеяния всех родов, пьянство, насилие, убийство… Не было преступления, которого бы я не совершил…» (23, 5).
Недостаток многих публицистических работ Толстого состоит в неспособности писателя находить компромиссы и видеть светлые стороны: обличение переходит все допустимые рамки, становясь средством привлечения внимания к идеям. Между тем, рассуждения Толстого, посвященные императорам и не омраченные его поздним отрицанием, созданы, как правило, на основе позитивных эмоций и впечатлений от положительных изменений в жизни и обществе. В наброске «О царствовании императора Александра II» (1877) Толстой кратко перечисляет заслуги царя и светлые замыслы на фоне ошибок, допущенных в России. Вопрос состоит в том, что побудило Толстого создавать статью об императоре? Разумеется, особое признание царствующей особы и ее роли.
В художественных произведениях писателя мы находим еще более разнообразные, глубокие описания и характеристики императоров. Благодаря письмам Толстого к императорам, его высказываниям, обращенным к близким людям, чувствам, выраженным по поводу тех или иных событий в царской семье, мы можем говорить об особом трепете, с которым Толстой относился к Романовым. По воспоминаниям С. А. Толстой, Лев Николаевич был искренно огорчен убийством Александра II, недоумевал по поводу спокойствия и равнодушия к этому событию в Туле и ее окрестностях.
Некоторые молодые герои Толстого видят в государе кумира, образец для поклонения и подражания. Николай Ростов, к примеру, от этого чувства к императору не освободится с возрастом, даже пройдя войну. И все потому, что Александр I, несмотря на присущие ему человеческие слабости, изображен царемпобедителем. Не Александр I выиграл войну 1812 года, но у Толстого он явился проводником высшей воли, фигурой, ассоциирующейся у народа с Россией и ее судьбой, свободой. В «Войне и мире» автор показывает, как общее рождается из суммы частных воль. Для этого он, к примеру, перечисляет поступки и мнения героев (императора Александра, Барклая де Толли, Николая Ростова), находящихся на разных уровнях влияния на жизнь России. А вот Степан Касатский, в молодости испытывавший влюбленный восторг по отношению к Николаю I, начнет отречение от своей прошлой жизни именно с этой любви.
Толстой делает акцент на том, что император, как и любой человек, смертен, он слуга Божий, и не должен забывать об этом, о своем грядущем ответе. Неслучайно рядом с образом Александра I появляется у Толстого образ старца Федора Кузьмича (по легенде именно под этим именем император жил в Сибири). Самой ужасной и не соответствующей облику человека, а тем более государя, считает Толстой чрезмерную жестокость. Сердце, разум, все существо царя в повести Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузмича» противятся тому самому порядку, который он установил, – это же противоречие, неспособность жить по-прежнему характерны для Толстого и его кающихся героев поздних повестей. Александр I, точнее уже Федор Кузьмич, видит проведение солдата сквозь строй (эпизод этот как символ крайней жестокости и тупого повиновения, в результате которого бесчеловечность растет и множится, повторятся у позднего Толстого). В повести «Посмертные записки старца Федора Кузмича» ярко виден также мотив ухода и отречения не только от прошлой жизни, но и от обязанностей, от трудностей, которые необходимо было решать. Герою позднего Толстого легче отказаться от «Я», по всей видимости, подобное действие со стороны императора, «придуманное» Толстым, было очень созвучно планам об уходе самого писателя: «А между тем я чувствовал, что если я не признаю, что это так и должно быть, что это хорошо, то я должен признать, что вся моя жизнь, все мои дела – все дурно, и мне надо сделать то, что я давно хотел сделать: все бросить, уйти, исчезнуть» (36, 62–63).
Близкое к публицистике по производимому впечатлению, но, вместе с тем, созданное по тонким художественным правилам описание государя видим мы в «Хаджи-Мурате». Создавая главы о Николае I, Толстой старался сделать их живыми, показать подробности жизни императора-человека, подверженного влиянию других людей, зависящего от настроения, нередко жестокого и любящего роскошь. В. А. Туниманов о 4.
В конце статьи хочется остановиться на письме Толстого Александру III, вступившему на престол после убийства отца. Просьба Толстого о смягчении участи убийц вызвана не только его мировоззрением этого времени, но и озабоченностью за судьбу императора и страны, которая всегда была присуща писателю и публицисту. Слова Толстого – не просто удачный художественный ход, они как нельзя лучше доказывают, что великий русский писатель всегда чувствовал лежащую на себе ответственность за Россию и ее правителей: «Я, ничтожный, не признанный и слабый, плохой человек, пишу письмо Русскому Императору и советую ему, что ему делать в самых сложных, трудных обстоятельствах, которые когда-либо бывали. <…> Я думаю себе: если ты напишешь, письмо твое будет не нужно, его не прочтут, или прочтут и найдут, что оно вредно, и накажут тебя за это. <…> Но если ты не напишешь и потом узнаешь, что никто не сказал Царю то, что ты хотел сказать, и что Царь потом, когда уже ничего нельзя будет переменить, подумает и скажет: Если бы тогда кто-нибудь сказал мне это! – Если это случится так, ты вечно будешь раскаиваться…» (63, 44). </…></…>
Примечания
1 Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), архиепископ. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 2. Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1999. С. 201.
2 Никитина Н. А. Повседневная жизнь Льва Толстого в Ясной Поляне. М.: Мол. гвардия, 2007. С. 15.
3 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М.: Худож. лит., 1928–1958. Здесь и далее ссылки на указанное издание приводятся в тексте в круглых скобках с указанием тома и страницы.
4 Зверев А. М., Туниманов В. А. Лев Толстой. М.: Мол. гвардия, 2007. С. 639.
🗹