- Сочинения
- По литературе
- Бунин
- Женские образы в творчестве Бунина
Иван Алексеевич Бунин создавал прекрасные и самобытные женские образы.
Например, рассказ «Темные Аллеи» рассказывает о любви Надежды и Николая Алексеевича. Их чувство возникло тридцать лет назад. В то время Надежда была крепостной, а Николай Алексеевич был ее бариным. Девушка стала жертвой обмана. Между ней и Николаем Алексеевичем возникло настоящее чувство, однако дворянин не мог жениться на крепостной. Ему пришлось выбрать девушку из своего круга. Надежда со временем получила вольную и организовала постоялый двор. Он была красивой, богатой, строгой, честной, справедливой. Ее все уважали. Она могла выйти замуж, но не могла, так как в душе любила Николая Алексеевича. Она принесла в себе это чувство и только их встреча дала ей понять, что нужно просто его простить и отпустить.
Другим ярким образом является образ главной героини из рассказа «Чистый понедельник». Она полна противоречий. Она любит шикарно ужинать, ходить в театры, на капустники и выставки. Она много читает, учится. Девушка имеет средства к существованию. Она проводит много времени с главным героем, однако не собирается выходит замуж, так как считает себя неготовой и неподходящей для брака. Она поднимает много религиозных тем и в конце концов уходит в монастырь. Героиня делает лишь то, что хочет, но она не эгоистична. Она слушает свое сердце и душу.
Нельзя не сказать и про образ Кати из повести «Митина любовь». Катя — яркая, творческая, талантливая девушка. Она мечтает стать артисткой, учится в театральном. Митя любит ее преданно и поэтому требует такого же от Кати. Однако, Катя не может ему такого дать. Она не может жить без общества и искусства, а Митя хочет лишить ее этого. В конце концов Катя расстается с Митей. В деревне он встречается с Аленкой — замужней женщиной, но ветряной и неверной. Любовь с ней не приносит счастья. Есть в чем-то ее схожесть с Катей. Их связывает легкомыслие и легкое отношение к жизни в целом, им необходимо притворство. Они живут, играя. Только Катя играет на сцене, а Алена — в жизни.
Конечно, нужно упомянуть и образ гимназистки Оли из рассказа «Легкое дыхание». Девушка отличалась красотой, грациозностью и нежностью. В ее жизни случается трагедия. Ее соблазняет друг ее отца. После, когда она осознает случившиеся, она не может жить. Это заставляет покончить ее с жизнью самоубийством.
Героиня Бунина — это творческая, яркая, самоотверженная девушка.
Другие сочинения: <- Любовь в рассказе Чистый понедельник? БунинГерои рассказа Чистый понедельник ->
Сочинение: Женские образы в творчестве И. Бунина
(364 слова) Бунин стремительно вошел в русскую литературу, пополнив галерею удивительных женских портретов, воплотивших в себе лучшие национальные черты. Женские образы Бунина полны легкости и очарования, они интригующие и страстные, самозабвенно отдающиеся чувствам и страстям.
Цикл рассказов «Тёмные аллеи» стал для Бунина своеобразным размышлением на тему любви. В нем он определил любовь как вечный поиск несбыточного, ожидание чуда. Его героини почти всегда становятся жертвами чувства, а сама любовь постоянно балансирует между греховностью и святостью, строгостью и безнравственностью. Девушки сталкиваются с любовью случайно, подчас сопротивляются ей, но, однажды уступив чувству, остаются верными ему до конца. Однако их любовные истории становятся лишь мгновениями жизни, полной обыденного разочарования. Совершенная страсть героинь становится для них мимолетным источником счастья, но в результате приносит боль разлуки и горечь о несбывшемся. Женские образы рассказов «Чистый понедельник», «Натали», «Степа» и других – трагические.
Героиня «Чистого понедельника» — внешне благополучная, обладающая красотой и деньгами, испытывает неудовлетворённость жизнью, пытается найти другие источники радости, обрести новые жизненные смыслы, не имеющие ничего общего с внешним комфортом. Даже любовь не делает ее счастливой, преломляясь в ее сознании в чистое и возвышенное чувство, неспособное на реальное воплощение. Натали, героиня одноименного рассказа — по-настоящему искренняя и простодушная в своей любви. Неслучайно студент Виталий Мещерский с первого взгляда влюбляется в нее, покоренный удивительной красотой и непорочностью девушки. Вместе они переживают прекрасные минуты, однако любовь оказывается несовместимой с реальной жизнью, и летний роман заканчивается разлукой. Натали выходит замуж, а вскоре и вовсе становится вдовой. Позже судьба дарит героям ещё одну встречу, но здесь всё заканчивается трагически: Натали умирает, а Виталий навсегда сохраняет память о ней.
«Степа» — ещё один проникновенный рассказ, в котором молодой купец Красильщиков, застигнутый непогодой, заезжает на постоялый двор, где его встречает дочь хозяина – Степа. Воспользовавшись невинностью девушки, Красильщиков уезжает, обещая приехать за ней через несколько дней и попросить благословения на брак у ее отца. Но читатель понимает, что Степа обманута, ведь герой больше никогда не вернется.
Бунин обращается к теме любви и в других своих рассказах: «Митина любовь», «Солнечный удар», «Легкое дыхание» — истории, в которых герои тоже находятся под властью чувства, но не обретают конечного счастья. Любовь для бунинских героинь – основа жизни, но основа неустойчивая. Это яркая вспышка чувств, которая приносит незабываемые впечатления, но отнюдь не превращается в рутину, ведь подлинное счастье быстротечно.
Автор: Валерия Пронина
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Однако они имеют определенные общие черты:
- Женственность. Красота не всегда присуща этим героиням, да и она не столь важна Тургеневу, как чарующая женственность, нежность, идущая из глубины души. Эти женщины созданы для любви, счастливой семейной жизни. Они готовы отдать себя любимому человеку без остатка. Но судьба часто играет с ними злую шутку, сводя с мужчинами, которые внутренне слабее своих избранниц.
- Образованность, ум, начитанность. Это не простушки, не имеющие собственных мыслей. Каждая из героинь по-своему умна. Конечно, наивную девочку Асю нельзя сравнивать с пережившей многое Еленой Стаховой. Но обе они очень интересны, умеют мыслить, отличаются собственными взглядами на жизнь.
- Нравственность, добродетель. В героинях нет ни тени порока. Они чисты, духовны, возвышенны. Нет в них ни грамма меркантильности, лжи. Это открытые бесхитростные люди, одухотворенные и глубоко порядочные.
К сожалению, Тургенев не сделал счастливой ни одну из своих героинь. Возможно, что из-за собственного трагического любовного опыта он не верил, что счастье в этом мире достижимо. А может быть, прописывая женщинам непростые испытания и тяжелый жизненный путь, он хотел показать, что сломить такую девушку нелегко. Несмотря на кажущуюся ранимость, хрупкость, это удивительно цельные и сильные натуры.
8 стр., 3584 слов
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество
… на искусство, но и на саму жизнь и, стало быть, на отношение искусства к жизни: от поисков небывалого,, “великого” (недаром зрелый Тургенев … что больше всего его вдохновляли “очи огневые, да кудри темные, да перси наливные”. Разумеется, эти предметы требо … будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки и по-английски; особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладе …
Рассказ «Кавказ»
Иногда в любви кто-то выступает жертвой. В рассказе «Кавказ» события завершаются смертью мужа главной героини. Он подозревал свою супругу в измене. Мужчина отправляется следом за ней на кавказский курорт. Его подозрения подтвердились. Муж не может справиться со своей подавленностью и кончает жизнь самоубийством. Автор не считает своего героя слабым, а показывает его очень эмоциональным и чувственным. Растоптанная любовь для него не имеет смысла. Это просто непонятный сон, туман.
«Тёмные аллеи»
Название первой истории в цикле полностью копирует заголовок сборника. В центре повествования он и она, которые встретились через 30 лет после знакомства. Когда-то он был барином, а она крестьянкой в его поместье. Он соблазнил девушку и бросил. А у Надежды были к нему светлые и сильные чувства.
Через много лет героиня стала хозяйкой гостиного двора, где остановился Николай Алексеевич. Всё это время она не выходила замуж и хранила в себе ту юную влюблённость. А её любимый был женат и имел взрослого сына. Только жена от него ушла, а сын знать его не желает. Николай Алексеевич вспоминает прошлое и понимает, что только Надежда его искренне любила. Даже после осознания этого, былое чувство не возвращается, оно притупилось. Трагичность этого случая ещё в том, что герои имели разное мировоззрение, положение в обществе, сознание.
Своеобразный взгляд на любовь
Центральное место в сборнике выделяется любви. В «Тёмных аллеях» показаны разные стороны, лики этого чувства. Это могут быть следующие ощущения:
- влечение;
- привязанность;
- страсть;
- симпатия.
Такая сердечная склонность является самой большой наградой для человека. Отсутствие же любви — настоящее наказание. Она может сделать счастливым или несчастным.
Бунин в рассказах мысленно возвращается в прекрасные времена молодости. На протяжении своей жизни он видел самые разные стороны любви в виде сиюминутных желаний, случайных романов, развлечений. Даже в описании приятного времяпрепровождения между героями автор использует естественность без пошлости. Каждый человек имеет свою историю, которую с трепетом вспоминает и переживает. В каждом человеке хранятся свои «тёмные аллеи».
Любовь в творчестве Бунина — чувство трагическое. Его герои не вступают в брак. Ни в одном из рассказов персонажи не жили вместе долго и счастливо. Писатель видит в сердечном чувстве мгновение, наивысшую точку блаженства, длящуюся недолго. Некоторые герои даже идут на самоубийство от душевной боли. Встречаются персонажи, которые всю жизнь вспоминают свои минуты счастья с любимыми. Но какой бы любовь ни была, она прекрасна! Вот замечательные слова Бунина о ценности трепетных переживаний:
Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её только тогда, когда всё осталось позади.
«Солнечный удар»
Рассказ «Солнечный удар» начинается со случайной встречи на корабле мужчины и женщины. Герои увлекаются друг другом и решаются на мгновенную связь. Утром они ведут себя так, как будто ничего не произошло. Вскоре оба разъезжаются в разные города.
Через некоторое время что-то странное стало происходить с героем. Он почувствовал себя постаревшим на несколько лет, как после солнечного удара. Размышления персонажа заставляют читателя задуматься над смыслом жизни. Герои получили мгновенное удовольствие и остались несчастными. Такое чувство принесло опустошение душ и страдание.
Женские образы поздней бунинской прозы
Бездонному, спокойному, ночному
Мерцанью звезд подобна ты порой!
И. А.Бунин
Иван Алексеевич Бунин — тонкий лирик и знаток человеческой души. Он умел очень точно и полно передать сложнейшие переживания, переплетения человеческих судеб. Бунина можно назвать и знатоком женского характера. Героинь его поздней прозы отличает прямота характера, яркая индивидуальность и мягкая грусть. Незабываем образ Надежды из рассказа «Темные аллеи». Простая русская девушка смогла беззаветно и сильно полюбить героя, даже годы не стерли его облик. Встретившись через тридцать лет, она гордо возражает бывшему возлюбленному: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело… Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» Только сильная и благородная натура способна на такое безграничное чувство.
Бунин как бы поднимается над героями рассказа, сожалея, что не встретила Надежда человека, сумевшего бы оценить, понять ее прекрасную душу. Но поздно, поздно о чем-либо сожалеть. Прошли безвозвратно лучшие годы. Но нет несчастной любви, утверждают герои другого замечательного рассказа, «Натали». Здесь роковая случайность разлучает влюбленных, еще слишком юных и неопытных, воспринимающих нелепость за катастрофу. Но жизнь гораздо многообразнее и щедрее, чем можно представить. Судьба вновь сводит влюбленных уже в зрелые годы, когда многое понято и осмыслено. Кажется, жизнь повернулась благосклонной стороной к Натали. Она по-прежнему любит и любима. Безграничное счастье заполняет души героев, но ненадолго: в декабре Натали «умерла на Женевском озере в преждевременных родах».
Что же происходит, почему героям невозможно насладиться земным счастьем? Мудрый художник и человек — Бунин слишком мало видел счастья и радости в реальной жизни. Живя в эмиграции, вдали от России, писатель не мог представить безмятежного и полного счастья вдали от Родины. Вероятно, поэтому его героини лишь на миг ощущают блаженство любви и теряют его. В суровое время жил и творил писатель, его не могли окружать беззаботные и счастливые люди. Будучи честным художником, Бунин не мог отразить в своем творчестве того, чего не видел в реальной жизни.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
Информация о работе «Женские образы поздней бунинской прозы»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 2340 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
И.А.Бунин. Очерк творчества
21177
0
0
… «толстом» литературном журнале – «Современных записках», а смерть Бунина в 1953 г. будет воспринята современниками как символичное завершение этой страницы литературной истории. В эмигрантском творчестве стиль Бунина достигает особой утонченности, происходит расширение жанрового диапазона – с отчетливой тенденцией к исканиям в сфере крупных художественных форм (роман, эссе, цикл рассказов). В …
Стилевые традиции Державина в произведениях И.А. Бунина «Иерихон», «Роза Иерихона»: образ Святой земли
58200
0
0
… к Новому. Другая доминанта стиля его произведений, ориентирующая на описание, даже топографическую точность, – пейзаж, связанный со сложно организованным художественным временем произведения. Лирический пейзаж Бунина, тем более воплощающий образ Святой земли, символичен, содержит прямые указания на совершавшиеся здесь великие события и передающую их сакральный смысл Библию. По его слову («Долина …
Проблемы национального характера в русской прозе 20 века
38062
0
0
… и создает такие персонажи, на которых, в принципе, и должна держаться человеческая душа. Давайте познакомимся с русской прозой в 50 – 90 годы 20-го века, на примере произведений одного из выдающихся писателей Василия Макаровича Шукшина. 4. Проблемы национального характера в творчестве В.М.Шукшина. Как писатель, актер и режиссер Василий Шукшин нашел себя сразу: в литературе и …
Материал для сочинения по литературе
505291
11
2
… жизни и отдает жизнь «за единственный взгляд». Женщина у Ахматовой и выступает хранителем того высокого и вечного, трагического и мучительного чувства, имя которому любовь. Ахматовский Петербург (материалы для сочинения) Петербург в литературе минувшего века существовал в двух традициях. Первая – Пушкинский город, «полночных стран краса и диво», гордый и прекрасный, город – судьба России, «окно в …
Повесть «Таня»
У мелкой помещицы Казаковой служила семнадцатилетняя деревенская девушка Татьяна. Однажды у хозяйки гостил родственник Пётр. У него было много любовных историй. Через некоторое время герой заметил Таню. Между ними происходит близость. Девушка не может поверить в это счастье. Ещё несколько раз Пётр и Таня были близки, встречались они украдкой. Девушка очень привыкает к мужчине.
Пётр то уезжал, то снова приезжал, а Татьяна плакала и считала, что он её погубил. С каждым его появлением героиня снова расцветала. Однажды он пообещал приехать на всё лето. Девушка успокоилась, но не знала, что это была их последняя встреча. Шёл страшный 17-й год.
Жертвенность как великая сила
Тема безответной любви и готовности принести собственное счастье в жертву ради возлюбленного нашла у Тургенева особенно яркое выражение. Молодая и неопытная Лиза Калитина, познавшая счастье первой любви с Лаврецким, без тени сомнения отказывается от встреч с ним, когда понимает, что ее избранник все еще женат, что его супруга Варвара не умерла.
противопоставляется распутной и бессовестной женщине Варваре Лаврецкой
Но Лиза — совсем другое дело. Кажется, что Тургенев любуется ею, создавая словесный портрет. Это хрупкая, нежная, немного наивная девушка, почти девочка, которая находит в себе силы принять роковое решение за своего возлюбленного. Узнав о приезде законной жены, Лаврецкий, человек благородный и честный, сталкивается с непростым выбором. Вернуться к Варваре означает навсегда расстаться с Лизой. Однако разводы в те годы не практиковали. Мужчина в сомнениях, он не хочет лишаться только что обретенной любви.
Решение за него принимает хрупкая Лиза. Она решительно говорит любимому, что их дальнейшие встречи невозможны.
Аналогично мотив жертвенности звучит и в истории Елены Стаховой. Лишившись избранника, эта девушка решается продолжить его борьбу. Марианна, девушка из «Нови», оказывается в гуще революционных событий.
🗹